Особенности развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве. Особенности развития ребенка в период раннего детства Своеобразие периода раннего детства характеризуется следующими признаками

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.

Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.

6.2. Развитие познавательной сферы ребенка

В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.

С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. И все же из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, ребенок сначала усваивает только отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в его восприятии.

Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой, а не с представляющим ее предметом. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой, жестами говорящего взрослого, улавливая по ним смысл того, что говорится.

С 11 месяцев начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха, который заканчивается к двум годам, когда ребенок может различать слова, отличающиеся друг от друга одной фонемой. Переход от дофонемной к фонемной речи продолжается 3 года и заканчивается на четвертом году жизни. В 3 года ребенок научается правильно применять падежи, начинает пользоваться сначала однословными предложениями, затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может комбинировать слова, объединяя их в двух-трехсловные фразы или предложения из двух слов, где есть и подлежащее и сказуемое. Потом благодаря развитию грамматической структуры речи он овладевает всеми падежами и способен с помощью служебных слов строить сложные предложения. В это же время возникает сознательный контроль за правильностью произношения речевых высказываний.

После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. Но ребенок в возрасте от 2,5 до 3 лет не может следовать инструкциям взрослых, особенно тогда, когда надо выбирать одно действие из нескольких; он сумеет сделать данный выбор только ближе к 4 годам.

В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела, т. е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке.

К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».

Около 3 лет ребенок начинает внимательно слушать, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, сказки, стихи.

До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

В развитии речи были выделены следующие этапы:

1) слоги (вместо слов);

2) слова-предложения;

3) двухсловные предложения (например, «мама сюда»);

4) предложения из трех или более слов;

5) правильная речь (грамматически согласованные предложения).

Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы.

Пассивная речь в развитии опережает активную.

Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.

На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.

Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.

Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.

Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.

Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

6.3. Личностные образования

В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Таким образом, наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности, возможно, кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формируют основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте.

Когда мать находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Положительная оценка поступков и личных качеств ребенка родителем формирует у него чувство уверенности в себе, веру в свои способности и возможности. Если ребенок привязан к своим родителям и они платят ему тем же, то он более послушен и дисциплинирован. Если родители доброжелательны, внимательны и стремятся удовлетворять потребности ребенка, то у него вырабатывается личная, персональная привязанность.

Если ребенок лишен постоянного положительного эмоционального контакта с матерью или близкими людьми, то у него в дальнейшем возникнут проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с другими.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки (подробно об этом см. 3.6). Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

В этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Зачастую это происходит из-за стремления детей как можно быстрее познать окружающий мир.

С 1,5 лет ребенок начинает осознавать свои возможности и собственные качества личности. Двухлетний ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели.

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.

У ребенка появляется потребность в достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия.

Таблица 5

Основные достижения в психическом развитии ребенка от 1 до 3 лет

В табл. 5 приведены достижения психического развития ребенка, с которыми он подходит к кризису трех лет.

6.4. Кризис трех лет

Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы».

В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Негативизм проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. Например, ребенок игнорирует требования одного члена семьи или воспитательницы, а других слушается. Было замечено также, что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует, что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба. Поэтому надо помнить, что негативизм и непослушание – разные вещи.

Еще одна характеристика кризиса трех лет – упрямство. Его причина не в стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Ребенку неважно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей «взрослости», в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна.

Следующая характеристика – обесценивание – присуща всем кризисам. Проявляется оно в том, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги. Например, ребенок может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку, отказывается соблюдать ранее принятые правила поведения, теперь считая их неразумными, и т. д.

Строптивость направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит.

Своеволие выражается в стремлении ребенка делать все самому. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений и замыслов. Такое поведение проявляется не только в предлагаемых взрослым действиях, например: «Сделай это сам», «Ты уже большой и можешь это сделать» и т. д., но и в упорном стремлении поступать так, а не иначе. Это чувство до такой степени захватывает ребенка, что он открыто противопоставляет свои желания ожиданиям других. Проявление самостоятельности отражается на взаимоотношениях со взрослыми. Когда ребенок осознает, что может что-то сделать сам, помощь взрослых ему не нужна. Они должны понимать это и стараться избегать негативных высказываний по данному поводу, не критиковать ребенка, а позволять ему проявлять самостоятельность.

Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями. По утверждению Л.С. Выготского, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» (Выготский Л.С., 1991).

Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Подобное поведение может отмечаться тогда, когда ребенок один в семье или последний по счету.

6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве

В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.

В младенчестве деятельность носит манипулятивный характер: ребенок может повторить действия, показанные взрослым, перенести усвоенное действие на другой предмет, освоить некоторые собственные действия. Но, манипулируя, ребенок использует только внешние свойства и отношения предметов. В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Например, он может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, но никогда не поймет ее функционального назначения. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, может только взрослый.

Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок тем не менее может катать их по столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Примером тому может служить следующий факт: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но со временем происходит отделение предмета от действия.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

1) с предметом могут выполняться любые действия;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Д.Б. Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:

1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.

Путь развития действия от совместного к самостоятельному был исследован И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым. Они показали, что сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, в том, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, т. е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания.

2. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит несколько этапов. Первый этап состоит:

а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);

б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;

в) овладении специфическим способом употребления.

Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой, например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается также перенос действия по ситуации, например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.

Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.

Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету.

Этапы формирования таких закреплений были выявлены П.Я. Гальпериным. Он считал, что на первой стадии ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, а из свойств самого предмета. Данную стадию он назвал «целенаправленные пробы». На второй стадии – «подстерегание» – ребенок находит эффективный способ действия с предметом и пытается повторить его. На третьей стадии – «стадии навязчивого вмешательства» – он старается воспроизвести эффективный способ воздействия и овладеть им, на четвертой стадии открывает способы регулирования и изменения действия, учитывая условия, в которых его придется выполнять.

Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т. д.

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого.

Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Половая идентификация

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.



Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Возникновение самосознания

К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Усвоение языка

Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

Умственное развитие

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.

5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления.

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отдаленность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".


Базовая потребность возраста

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку
психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно
осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их
полноценного
развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни

характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес

ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции

организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и

третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает

координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи

делает ребенок в овладении

родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12

слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500

слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как

повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям.

Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии

детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка

составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического

развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен

заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые,

подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения

в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они

становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального

состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их

уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления

Важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них

возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит

ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в

яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип

последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов,

позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе

поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный

условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,-

сосательный - на положение для кормления. Раннее образование услов­ных

рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством

необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы

могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и

просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и

нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать

на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с

трудом поддаются изменению.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие

потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от

непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее,

уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым,

Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы

всестороннего воспитания детей.

следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е.

верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна,

кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности

детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически

обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни

детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и

эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих

задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей".

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет

правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому

учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся

нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство

воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее

интенсивен, чем на первом. Поэтому программа воспитания в детском саду

предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не

поквартально (через каждые 3 месяца), а по полугодиям.

Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек,

которые дети могли бы переносить в руках (крупные мягкие игрушечные животные,

куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.), возить за тесьму (машины,

коляски и т. п.) возить подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на

колесах и пр.).

Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить

чтобы все они были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений у

детей, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях.

Регуляция двигательной активности, побуждение к тому, чтобы дети не только

ходили, но и выполняли другие движения (присаживание, вхождение на горку и

т. д.), - важное условие их физического развития. Предупреждая утомление

разбегавшихся детей, нужно усаживать некоторых из них за столы для спокойных

игр.

Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую

педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во

время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в

прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют самые разнообразные

движения: встают на носочки, чтобы заглянуть на полочку, под­вешенную к

стене, нагибаются и смотрят под мебель и т. д. При организации подвижных игр

не следует обязывать детей ходить парами или строем. Уровень развития

произвольных движений у них еще низок, и они не могут двигаться

организованно, например, взявшись за руки, идти в одном направлении.

Значительную ценность для о&щего развития детей имеют подвижные игры с

музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т. п. в такт музыке

содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Важную роль в формировании двигательной активности ребенка второго года

жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального

оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это

оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для

самостоятельного использования.

Учитывая большую потребность в движениях у детей второго года жизни и

организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что

двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности,

умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным

чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность

детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их

деятельности.

На втором году жизни большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками,

кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям - умениям пользоваться

несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный

предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре

с песком и снегом.

Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на

столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры.

Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы - по 2-3 ребенка, при

этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических

игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к

новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет

продумана воспитателем.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды

деятельности - основные моменты организации воспитателем предметной

деятельности детей".

Второй год жизни - ответственный период речевого развития. На базе речевых

умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются

понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой

деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается

понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) - активная

Речь.

В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально

выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и

звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует

постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям

развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум -

200-300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные

особенности и условия воспитания.

К двум годам облегченные слова заменяются обычными. В речи детей появляются

слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их

пониманию качества и отношения между предметами (например, наречия). Личными

местоимениями к концу второго года жизни ребенок пользуется без особого

труда.

Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. Включенное в

предметную ситуацию, оно заменяет предложение. Возглас “мама!” в одном

случае означает “возьми меня на руки”, в другом - “дай мяч”. Словом “бах”

малыш сопровождает падение игрушки и, обращаясь к взрослому, жалуется, когда

падает сам. В конце второго года в предложениях может быть до 3-4 слов. Дети

начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще

много ошибок.

Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность

подражать слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и

воспроизводить слышимое. Для этого следует, как и на первом году,

поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его

на подражание легким звукосочетаниям (“топ-топ”) и на подговаривание (“шш-уу,

полетели”, “гуси-гуси-га-га-га”), учить его по просьбе взрослого отвечать:

“Как тикают часы? Тик-так. Скажи: “Тик-так”. Чтобы вызвать у ребенка

подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить

их в сопровождении правильных, например: “Спи, ляля, бай-бай”. Когда ребенок

сможет подражать, (примерно с 1 года 3-4 мес.), надо перейти к обычной

правильной речи. К ребенку после полутора лет нужно обращаться с поручениями,

давая образец для подражания: “Пойди позови Галю, скажи: “Галя, иди гулять”.

Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются

раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый

день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом

детей (5- 6 человек); во втором - занятия планируются по подгруппам с учетом

пятидневной недели по два в день.

Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная

подгруппа детей (6-12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной

форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей

основаны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность -

зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение

за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия

(рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть

момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруп­пы (3-6

детей).

Длительность занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов

деятельности могут продолжаться до 10- 15 мин; требующие же сосредоточенного

внимания-от 5 до 8 мин.

Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель - научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.

В конце второго года жизни в действиях детей можно подметить элементы сюжетной

игры. Они выполняют игровые действия в логической последовательности;

общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с

ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают исполь­зовать не

только игрушки, но и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла).

Руководя самостоятельной деятельностью детей, надо стараться формировать у

них потребность по разным поводам обращаться к воспитателю: попросить помочь

в игре, дать нужную игрушку, привлечь внимание к чему-то интересному. Кроме

того, следует приучать детей выполнять требования взрослых, прави­ла

поведения: не отнимать игрушку у другого ребенка, уметь подождать, пока

другой поиграет.

При нормальном нервно-психическом развитии и установившейся форме общения со

взрослыми у детей начинает формироваться потребность в общении друг с

другом.

В начале второго года жизни у малышей, не овладевших активной речью,

продолжает доминировать эмоциональное общение, которое выражается в радости

от присутствия других детей. Они подходят друг к другу, дотрагиваются до

одежды, заглядывают в лицо, смех и плач одного быстро заражает других.

Элементы общительности проявляются прежде всего в практической деятельности

детей. Они любят наблюдать за движениями сверстников и пытаются подражать

друг другу. Например, если один ребенок видит, что другой катит мяч, он

стремится проделать это сам и именно с данной игрушкой. Для создания у

малышей положительного отношения друг к другу следует пре­дупреждать

возникновение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является

следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать

вместе.

При правильной организации бодрствования детей в группе можно избежать

подобных конфликтов. В частности, мебель должна быть расставлена так, чтобы

малыши не собирались в одном месте. Лучше, если дети (два-три ребенка) будут

заниматься одним видом деятельности, например нанизыванием колец на

пирамидки. Полезно специально организовать наблюдение одних детей за

действиями других. Во избежание ссоры детям до полутора лет следует давать

одинаковые предметы. Необходимо также, чтобы они знали места для хранения

игрушек и в случае необходимости могли их легко найти. Следует помнить, что

привычка отнимать у других игрушки закрепляется и переходит в драчливость. В

таком случае вместо доброжелательного отношения друг к другу дети испытывают

озлобленность и гнев.

Воспитание общительности, взаимопонимания должно осуществляться в бытовой,

предметно-игровой, речевой и других видах деятельности малыша. Надо учить их

проявлению нежности, сочувствия, сострадания: погладить по головке, пожалеть

ребенка, испытавшего боль при падении, предложить робкому новичку лакомство,

игрушку. При таком воспитании малыши к двум годам выполняют эти действия не

только по подсказке взрослого, но и самостоятельно, научившись понимать

состояние другого и правильно реагировать (помочь, утешить и пр.). Детям,

овладевшим речевым общением, надо предлагать словесно выражать свои чувства,

симпатии: “хороший”, “молодец” и т. д. В этом возрасте ребенок уже может по-

своему заступиться за обиженного, оказать помощь товарищу (подуть на пальчик,

помочь подняться после падения и др.).

Игра таит в себе большие возможности для развития у детей коллективизма. В

процессе игры они общаются, следуя чувствам симпатии друг к другу. Например,

ребенок складывает в машину кубики, а другой, потянув за бечевку, пытается

перевезти груз. Правда, при этом могут возникнуть ссоры, потому что,

включаясь в игру соседа, ребенок пытается иногда навязать свои требования,

способы действия. В подобных ситуациях воспитатели должны разрешить детские

споры, обратив внимание одного из них на новые игрушки, занятия.

А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. М. Аксарина отмечали, что игра - первая

школа воспитания общественного поведения. Дети могут самостоятельно вступить

в контакт друг с другом и испытывают при этом радость.

А. П Усова" отмечала несколько форм взаимодействия детей

" См.: Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А. В. За­порожца.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Возрастные границы раннего детства - от 1 года до 3х лет. Авторы, описывающие развитие ребенка раннего возраста (Эльконин, Выготский, Кулагина, Лисина) выделяют ряд параметров, по которым описывают развитие ребенка: физическое развитие, эмоциональное развитие, развитие психических функций, речевое развитие, ведущий тип деятельности, отношения со взрослым и другими детьми. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. В раннем возрасте происходит активное овладение собственным телом. Общее овладение телом, прямохождение, дифференцированные ручные действия - достижения в психическом и физическом развитии, которым сопутствует чувство удовольствия, удовлетворенности собой . Телесно общаясь со значимым взрослым, ребенок начинает осознавать ценность и значимость телесного соприкосновения, такие контакты предают ребенку уверенность в себе. Телесная поддержка выступает для ребенка как признание его ценности.

Раннее детство - период бурного речевого развития . Автономная речь ребенка довольно (обычно в течении полугода) быстро исчезает. Большие успехи делает ребенок в овладении родной речи, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее стороной. Произношение становится более правильным. Самое важное в изменении речи ребенка - то, что слово приобретает для него предметное значение. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя предметы окружающего мира. Интенсивно развивается и активный словарь. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов .

В развитии психических функций ребенка раннего возраста доминирует восприятие. Ребенок максимально связан с наличной ситуацией, все его поведение импульсивно; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации его не привлекает.

В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет, ребенок не способен солгать, что-то выдумать. В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребенок может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное.

Мышление в этот возрастной период - наглядно действенное. Источник интеллектуального развития - предметная деятельность. Во взаимодействии со взрослым ребенок усваивает способы действий с разнообразными предметами .

Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы, быстро переходящи, он не может их сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желаниями ребенка .

В это время у ребенка зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале - это простейшая первичная форма самосознания. Затем ребенок называет себя - сначала по имени, потом, обычно ближе к 3 годам, появляется местоимение «Я» .

После 1 года отношения ребенка и взрослого изменяются. Некоторое удаление от матери не является свидетельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею. Он еще не имеет представления о самом себе как об особом отдельном существе, малыш еще очень зависим от отношения к нему окружающих. Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения также и невербальные, тактильные ощущения -- ласки, поцелуи, объятия, -- способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом .

Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важнейших источников его чувств. Ребенок непосредственно зависит от старшего. Уже с младенчества он настойчиво добивается положительных эмоциональных реакций. На фоне этой зависимости в условиях преимущественно положительных отношений и происходит первичное усвоение норм поведения. В повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования, и чтобы быть признанным взрослым, ребенок стремится выполнить эти требования. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития .

Общение ребенка с другими детьми обычно только появляется, но еще не становится полноценным. На втором году жизни ребенок при приближении сверстника ребенок может ощутить беспокойство, прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах и речи быть не может. Ребенок раннего возраста при общении с другими детьми всегда исходит из собственных желаний, он эгоцентричен, не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и в меньшей степени, чем общение со взрослыми .

По Д.Б. Эльконину, ведущий тип деятельности ребенка раннего возраста - предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов взаимодействия с предметами .

Второй год жизни является периодом зарождения процессуальной игры. Ее можно охарактеризовать следующим образом. Первые игровые действия появляются на втором году жизни ребенка. Со стороны структуры их отличают разрозненность, однообразие, одноактность, кратковременность в сочетании с бесконечными повторениями одного и того же действия. Содержанием этих действий является подражание взрослому. Игровым материалом служат только реалистические игрушки. Мотив игры первоначально находится на полюсе взрослого. Игра разворачивается преимущественно в его присутствии и требует постоянного участия. Эмоциональная включенность ребенка в игру слабая. Постепенно в ней развивается собственная активность малыша, увеличивается разнообразие действий, они начинают выстраиваться в логические цепочки, отображающие реальный ход событий, увеличивается длительность игровых эпизодов. В игру начинают вкрапляться замещения. Игровая мотивация и связанный с ней эмоциональный компонент игры усиливаются. Отсутствие роли .

Существует разные подходы, рассматривающие период раннего детства. Приведем несколько концепций развития ребенка раннего возраста, на которые будем опираться при построении модели взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.

Концепция раннего детства по Л.С.Выготскму - Д.Б.Эльконину

· Новообразования возраста: развитие восприятия, интеллекта, речи

· Социальная ситуация развития в раннем возрасте: "ребенок - предмет - взрослый".

· Основная деятельность - предметно манипулятивная

· Доминирующая функция сознания - восприятие

· Определяющая роль в развитии ребенка - насыщенная предметная среда, взаимодействие со взрослым

2. в любви и принятии

3. в манипулировании предметами

4. во взаимодействии со взрослым

Концепция Памелы Левин:

· Раннее детство - от 18 месяцев до 3 лет - стадия мышления

· Активное эмоциональное развитие ребенка - появление гнева и других чувств

· Первые проявления волевой сферы

· Игра рядом с другими детьми

· Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития а

· Задачи развития:

· Развитие способности самостоятельного, причинно-следственного мышления

· Отделение от родителей

· Выражение чувств

· Базовые потребности ребенка:

1. в безопасности и любви

2. в поддержке взрослого

3. в развивающей среде для обеспечения познавательной активности

Концепция Д.Стайнер:

· Раннее детство - с 1года до 3 лет

· активное физическое развитие ребенка

· отделение от матери, страх потери матери

· эмоциональное развитие ребенка - появление страхов, ярости, разочарования

· Интерес к окружающим предметам, игрушкам

· Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития.

· Базовые потребности ребенка:

1. во взаимодействии со взрослыми

2. в стабильности и порядке в повседневной жизни

3. в насыщенной среде

Раннее детство - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Исследователи отмечают, что от того, в каких условиях будет протекать эта стадия развития, во многом зависит будущее ребенка. К конце первого года жизни ребенка изменяется социальная ситуация развития , с расширением возможностей, возрастает активность ребенка, теперь его интерес направлен на манипуляции с предметами, расширяется круг социальных контактов. Активность и самостоятельность ребенка требуют изменения его отношений со взрослым, который должен учитывать потребности ребенка, опираться на его возможности.

Для построения модели взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста, необходимо учитывать особенности развития ребенка в этот период, его потребности. Анализ концепции развития ребенка раннего возраста позволил выделить следующие потребности ребенка:

1. в любви и принятии,

2. в насыщенной предметной среде,

3. во взаимодействии со взрослым.

Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста.

Особенности периода раннего детства:

1. Для физического и нервно-психического развития детей первых лет жизни характерен быстрый темп, а также скачкообразность и неравномерность развития: - интенсивно увеличивается рост и вес ребенка; - усиленно развиваются все функции организма; - к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; - ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).

2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.

3. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь между физическим и психическим развитием: крепкий, здоровый ребенок меньше подвержен заболеваниям, более вынослив, бодр и весел, что положительно сказывается на психическом развитии. Незначительные нарушения в состоянии здоровья приводят к ухудшению в самочувствии, что, в свою очередь, вызывает раздражительность, вялость, быстрое утомление, капризы. Все это в результате приводит к замедлению, ухудшению психического развития.

4. В раннем возрасте дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния и незавершенностью формирующихся умений и навыков. Эта особенность требует постоянного упражнения в тех или иных навыках, приучения ребенка посредством многократного повторения к правилам поведения.

5. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это проявляется в неумении детей ждать, импульсивности и непосредственности. Формирующиеся умения и навыки требуют упражнения, иначе они быстро распадаются.

6. Одной из важнейших особенностей раннего возраста является высокая пластичность функций мозга и психики, т.е. всей нервной системы в целом. Условные рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней, они достаточно быстро формируются и становятся привычками, которые могут быть как хорошими, так и вредными (сосать палец, засыпать только при покачивании, бодрствовать на руках у взрослого и т.п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание – дело сложное и вредное для нервной системы ребенка.

7. В раннем детстве проявляется высокая эмоциональность детей. Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка. Дети искренне и глубоко переживают как положительные, так и отрицательные эмоции. Следует оберегать ранимую психику малышей от нежелательных слишком сильных (даже положительных) воздействий окружающей среды. Необходимо обеспечить организацию жизнедеятельности детей таким образом, чтобы поддерживать хорошее, уравновешенное настроение детей.

8. Еще одной особенность раннего возраста является индивидуальный темп развития личности ребенка. Дети раннего возраста требуют особого внимания и индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.

9. У детей раннего возраста еще очень небольшой жизненный опыт, очень ограниченный круг представлений об окружающем мире, не сформированы умения и навыки. Без целенаправленного и планомерного воздействия со стороны взрослого невозможно полноценное развитие личности ребенка раннего возраста. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка раннего возраста является важной особенностью в развитии детей раннего возраста.

Значение раннего детства в жизни человека трудно переоценить. Это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.сей нервной системы в целом. яется высокая пластичность функция мозга и психики, т.е. збуждения преобладают над процессами торм