Первая брачная ночь в русской деревне. Как на Руси проводили первую брачную ночь

Одним из основных свадебных обрядов в русской традиции считается первая брачная ночь. В первую очередь, это обусловлено тем, что суеверия требовали невинности девушки, вступающей в брак. А иногда и парня. Во-вторых, на Руси верили, что в первую брачную ночь закладываются основы всей последующей жизни молодых. Поэтому она представляла собой целый ряд традиций и ритуалов, необходимых к последовательному исполнению.

Место встречи изменить нельзя

В русской традиции первую брачную ночь молодожены после венчания и свадебного пира должны провести в доме родителей жениха. Однако в южнорусских губерниях - у родителей невесты, причем до главного свадебного пира.

Особенно тщательно подготавливалось помещение для первой брачной ночи. Обычно для этого выбиралось какое-то прохладное помещение: горница, чулан, баня, амбар, подклет (нижний, нежилой этаж) и т.д. На деревянном настиле постельницы (свашки со стороны жениха и невесты), мать или сестра жениха сооружали брачное ложе. Во-первых, укладывались мешки с мукой, ржаные снопы, которые должны были обеспечить благополучие будущей семейной жизни. Во-вторых, клали матрасы, множество подушек; покрывали постель белой простыней с вышитым подзором (кружевной каймой, оборкой) и красивым одеялом из приданого невесты. Также для семейного благополучия постельницы укладывали под ложе кочергу и сковородник, обходили постель с веточкой рябины или можжевельника, потом втыкали ее в стену. Чтобы в семье появились дети, подкладывали так же поленья. Верили: чем больше поленьев, тем больше будет детей у молодоженов.


Наедине со всеми: старинное русское реалити-шоу

Со свадебного пира молодоженов на Руси было принято провожать всем гостям, особенно дружкам и свашкам, с шутками, прибаутками, песнями. Первым в помещение, где должна была пройти первая брачная ночь, должен был войти дружка. Он платил постельницам выкуп и ударял несколько раз кнутом по брачному ложу, чтобы отогнать нечистую силу. Затем молодоженов оставляли наедине, закрыв на замок. А за дверью обязательно оставался клетник (охранник), который оберегал молодых от нечистой силы и хмельных гостей. Однако дружка мог по нескольку раз наведываться к новобрачным, чтобы справиться о том, состоялась ли между ними близость? Весть сообщалась пирующим гостям, которые начинали запевать эротические частушки. А молодые либо возвращались на пир, либо оставались в спальной комнате до утра.

Курица, хлеб и сапоги

Но даже когда молодожены, наконец, оставались наедине, они должны были исполнить ряд обязательных ритуалов до близости. Иначе, судя по поверьям, не видать им семейного счастья, богатства и здорового потомства. Поэтому новобрачные первым делом съедали курицу (как символ плодовитости) и хлеб (символ богатства).
Для патриархальной Руси очень важна была покорность жены перед мужем. В брачную ночь невеста снимала сапоги с жениха в знак своего смирения. А так же жена должна была просить разрешения у мужа лечь к нему в постель.


Доброе утро! Или недоброе?..

Будили молодоженов утром тоже по-особенному: дружки, свашки или родители кричали, стучали в дверь, били горшки, звенели в колокольчики, дергали одеяло или даже новобрачных обливали водой.
Обязательным было оповещение всей округи: сохранила ли невеста невинность до свадьбы? В разных русских местностях происходило это по-разному. Неизменным было лишь то, что невинность - радость, «нечестность» - позор.
Во Владимирской губернии испачканная простыня вывешивалась в переднем углу избы. В отдельных деревнях была традиция дружкам и свашкам ездить с песнями, криками, шумом по деревне, размахивая такой брачной простыней. В Пермской губернии дом сохранившей до свадьбы целомудрие жены и ее мужа украшали скатертями и полотенцами с красной вышивкой, а дружка повязывал их к дугам лошадей, отправляясь в отчий дом невесты. Донские казаки в честь целомудренной невесты во второй день свадьбы прикалывали к груди грозди калины. Часто били горшки, приговаривая: «Сколько кусочков, столько сыночков, сколько в лесу кочек, столько дочек!».
Не обраться позора «нечестной» невесте и всей ее родне. Будут их всю жизнь корить злые языки. И не будет у такой семейной пары, по поверьям, счастья. А ждет семью только голод, нищета, бесплодие, рано станет жена вдовой или рано сама оставит мужа. Родителям невесты, утратившей невинность до брака, на шею в унижение надевают лошадиный хомут. Ее отцу подают пиво в дырявом стакане. И, конечно же, «свахе первая чарка и первая палка».

Семейный день рождения

Часто после первой брачной ночи молодожены меняли прическу, одежду и даже собственное поведение. Ведь на Руси первая брачная ночь имела настолько важное значение, потому что ассоциировалась как бы со смертью и воскрешением двух молодых людей. Парень становился вьюношей или молодым, а девушка - молодицей, молодушкой, молодкой.

Елена Калужина

Первая брачная ночь на Руси устраивалась особым образом и имела очень много отличий от аналогичной традиции других наций. У народов Африки, Европы и Индии право первой ночи подразумевало интимный контакт невесты с посторонним мужчиной. Зачастую это был старейшина племени, знатный господин, а то и просто первый встречный.

На Руси право лишения девушки девственности традиционно принадлежало ее будущему мужу. По церковным канонам венчанный брак священен и любое покушение на чужое брачное ложе является большим грехом. Позднее феодалы нередко пренебрегали этим законом и пользовались правом первой брачной ночи, но церковь это не приветствовала.

Время проведения

Обряд свадьбы на Руси был очень сложным таинством, соединившим в себе христианские и языческие традиции. Время проведения свадьбы всегда очень тщательно подбиралось. У многих народов мира первое соитие новобрачных могло произойти на третьи или четвертые сутки, а то и позднее (некоторые мусульманские страны, Индия и др.).

У русских же первая брачная ночь происходила во время свадебного торжества, поэтому очень важно было назначить свадьбу на разрешенную церковью дату. По православным законам нельзя иметь половые отношения в пост и в церковные праздники, поэтому и свадьбы на это время не назначались. Дату проведения торжества тщательно подбирали, согласовываясь с церковным календарем.

Ритуал подготовки к брачной ночи

У русского народа брачную ночь долгое время именовали подклетом. Это связано с тем, что ложе молодых всегда устраивали в прохладном месте: в подклети избы, чулане, амбаре или бане. Это всегда происходило на территории жениха, поскольку девица после свадьбы переходила жить к нему.

Для новобрачных готовили высокое ложе на крепком деревянном основании. Его застилали постельными принадлежностями, которые были взяты из приданого девушки. Подготовкой ложа для жениха и невесты занимались женщины-постельницы из числа свах. Также постель могла готовить мама или сестра жениха.

На ложе укладывали много ритуальных предметов, которые должны были уберечь молодоженов от порчи и обеспечить им в будущем безбедное существование. К таким оберегам относились небольшие ржаные снопы, мешки с мукой, матрасы, перины. Сверху ложе застилали белоснежным вышитым покрывалом.

Под кровать постельницы клали несколько поленьев, сковородник, кочергу, можжевеловую ветку. Эти предметы должны были уберечь пару от всякой нечисти. Поленья символизировали будущее потомство, поэтому их нужно было класть побольше.

Проводы новобрачных

В подготовленную таким образом «опочивальню» новобрачных провожала целая толпа гостей: дружки, свахи, родственники и вообще любой, кто хотел поучаствовать в шумном и веселом действе. Проводы сопровождались песнями, непристойными шутками и советами. Дружка бил кнутом по ложу, выгоняя нечистую силу. Затем он должен был заплатить выкуп постельницам.

Наедине

После всех этих ритуалов новобрачных наконец оставляли одних. Дверь закрывали на замок, а возле нее оставляли охранника-клетника. Он тоже должен был оберегать молодоженов от злых чар и разной нечисти. Но и гости нередко оставались под дверью и попросту подсматривали за молодыми.

Оставшись одни, жених с невестой сначала угощались хлебом и курицей. Эта пища должна была дать паре плодовитость. После еды девица обязана была снять с ног жениха сапоги. Тем самым она демонстрировала смирение перед будущим мужем и показывала свою готовность во всем его слушаться. Также девушка должна была спросить у мужа разрешения лечь с ним.

Затем обязательно должен быть состояться половой акт. Об этом несколько раз приходил осведомиться дружка. Как только девушка теряла девственность, брак считался фактически подтвержденным, о чем громогласно объявлялось всем гостям. Молодых могли снова вывести на пир и радовать их песнями самого непристойного содержания, либо гости сами приходили в подклеть к молодоженам и оставались там с ними до самого рассвета.

Невинность как главный атрибут

Самым главным моментом во всем этом ритуале была демонстрация рубашки невесты с пятнами крови. Если невеста сохранила девственность до свадьбы, она считалась честною. В противном случае навлекала позор не только на себя, но и на родителей. На шею свахе и родителям нечестной новобрачной вешали хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Девушку могли даже вернуть в отчий дом.

Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. После этого девица становилась «молодкой», а парень - «молодым». После брачной ночи молодку обряжали в одежду замужней женщины и надевали ей соответствующий головной убор. Весь ритуал нужно было строго соблюсти, иначе новой семье грозили бесплодие и нищета.

Первая брачная ночь на Руси устраивалась особым образом и имела очень много отличий от аналогичной традиции других наций. У народов Африки, Европы и Индии право первой ночи подразумевало интимный контакт невесты с посторонним мужчиной. Зачастую это был старейшина племени, знатный господин, а то и просто первый встречный.
На Руси право лишения девушки девственности традиционно принадлежало ее будущему мужу. По церковным канонам венчанный брак священен и любое покушение на чужое брачное ложе является большим грехом. Позднее феодалы нередко пренебрегали этим законом и пользовались правом первой брачной ночи, но церковь это не приветствовала.

Время проведения

Обряд свадьбы на Руси был очень сложным таинством, соединившим в себе христианские и языческие традиции. Время проведения свадьбы всегда очень тщательно подбиралось. У многих народов мира первое соитие новобрачных могло произойти на третьи или четвертые сутки, а то и позднее (некоторые мусульманские страны, Индия и др.).

У русских же первая брачная ночь происходила во время свадебного торжества, поэтому очень важно было назначить свадьбу на разрешенную церковью дату. По православным законам нельзя иметь половые отношения в пост и в церковные праздники, поэтому и свадьбы на это время не назначались. Дату проведения торжества тщательно подбирали, согласовываясь с церковным календарем.

Ритуал подготовки к брачной ночи

У русского народа брачную ночь долгое время именовали подклетом. Это связано с тем, что ложе молодых всегда устраивали в прохладном месте: в подклети избы, чулане, амбаре или бане. Это всегда происходило на территории жениха, поскольку девица после свадьбы переходила жить к нему.

Для новобрачных готовили высокое ложе на крепком деревянном основании. Его застилали постельными принадлежностями, которые были взяты из приданого девушки. Подготовкой ложа для жениха и невесты занимались женщины-постельницы из числа свах. Также постель могла готовить мама или сестра жениха.

На ложе укладывали много ритуальных предметов, которые должны были уберечь молодоженов от порчи и обеспечить им в будущем безбедное существование. К таким оберегам относились небольшие ржаные снопы, мешки с мукой, матрасы, перины. Сверху ложе застилали белоснежным вышитым покрывалом.

Под кровать постельницы клали несколько поленьев, сковородник, кочергу, можжевеловую ветку. Эти предметы должны были уберечь пару от всякой нечисти. Поленья символизировали будущее потомство, поэтому их нужно было класть побольше.

Проводы новобрачных

В подготовленную таким образом «опочивальню» новобрачных провожала целая толпа гостей: дружки, свахи, родственники и вообще любой, кто хотел поучаствовать в шумном и веселом действе. Проводы сопровождались песнями, непристойными шутками и советами. Дружка бил кнутом по ложу, выгоняя нечистую силу. Затем он должен был заплатить выкуп постельницам .

Наедине

После всех этих ритуалов новобрачных наконец оставляли одних. Дверь закрывали на замок, а возле нее оставляли охранника-клетника. Он тоже должен был оберегать молодоженов от злых чар и разной нечисти. Но и гости нередко оставались под дверью и попросту подсматривали за молодыми.

Оставшись одни, жених с невестой сначала угощались хлебом и курицей. Эта пища должна была дать паре плодовитость. После еды девица обязана была снять с ног парня сапоги. Тем самым она демонстрировала смирение перед будущим мужем и показывала свою готовность во всем его слушаться. Также девушка должна была спросить у мужа разрешения лечь с ним.

Затем обязательно должен быть состояться половой акт. Об этом несколько раз приходил осведомиться дружка. Как только девушка теряла девственность, брак считался физически подтвержденным, о чем громогласно объявлялось всем гостям. Молодых могли снова вывести на пир и радовать их песнями самого непристойного содержания, либо гости сами приходили в подклеть к молодоженам и оставались там с ними до самого рассвета.

Невинность как главный атрибут

Самым главным моментом во всем этом ритуале была демонстрация рубашки невесты с пятнами крови. Если невеста сохранила девственность до свадьбы, она считалась честною. В противном случае навлекала позор не только на себя, но и на родителей. На шею свахе и родителям нечестной новобрачной вешали хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Девушку могли даже вернуть в отчий дом.

Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. После этого девица становилась «молодкой», а парень - «молодым». После брачной ночи молодку обряжали в одежду замужней женщины и надевали ей соответствующий головной убор. Весь ритуал нужно было строго соблюсти, иначе новой семье грозили бесплодие и нищета.

Первая брачная ночь на Руси устраивалась особым образом и имела очень много отличий от аналогичной традиции других наций. У народов Африки, Европы и Индии право первой ночи подразумевало интимный контакт невесты с посторонним мужчиной. Зачастую это был старейшина племени, знатный господин, а то и просто первый встречный.

На Руси право лишения девушки девственности традиционно принадлежало ее будущему мужу. По церковным канонам венчанный брак священен и любое покушение на чужое брачное ложе является большим грехом. Позднее феодалы нередко пренебрегали этим законом и пользовались правом первой брачной ночи, но церковь это не приветствовала.

Время проведения

Обряд свадьбы на Руси был очень сложным таинством, соединившим в себе христианские и языческие традиции. Время проведения свадьбы всегда очень тщательно подбиралось. У многих народов мира первое соитие новобрачных могло произойти на третьи или четвертые сутки, а то и позднее (некоторые мусульманские страны, Индия и др.).

У русских же первая брачная ночь происходила во время свадебного торжества, поэтому очень важно было назначить свадьбу на разрешенную церковью дату. По православным законам нельзя иметь половые отношения в пост и в церковные праздники, поэтому и свадьбы на это время не назначались. Дату проведения торжества тщательно подбирали, согласовываясь с церковным календарем.

Ритуал подготовки к брачной ночи
У русского народа брачную ночь долгое время именовали подклетом. Это связано с тем, что ложе молодых всегда устраивали в прохладном месте: в подклети избы, чулане, амбаре или бане. Это всегда происходило на территории жениха, поскольку девица после свадьбы переходила жить к нему. Для новобрачных готовили высокое ложе на крепком деревянном основании. Его застилали постельными принадлежностями, которые были взяты из приданого девушки.

Подготовкой ложа для жениха и невесты занимались женщины-постельницы из числа свах. Также постель могла готовить мама или сестра жениха. На ложе укладывали много ритуальных предметов, которые должны были уберечь молодоженов от порчи и обеспечить им в будущем безбедное существование. К таким оберегам относились небольшие ржаные снопы, мешки с мукой, матрасы, перины. Сверху ложе застилали белоснежным вышитым покрывалом. Под кровать постельницы клали несколько поленьев, сковородник, кочергу, можжевеловую ветку. Эти предметы должны были уберечь пару от всякой нечисти. Поленья символизировали будущее потомство, поэтому их нужно было класть побольше.

Проводы новобрачных
В подготовленную таким образом «опочивальню» новобрачных провожала целая толпа гостей: дружки, свахи, родственники и вообще любой, кто хотел поучаствовать в шумном и веселом действе. Проводы сопровождались песнями, непристойными шутками и советами. Дружка бил кнутом по ложу, выгоняя нечистую силу. Затем он должен был заплатить выкуп постельницам.

Наедине
После всех этих ритуалов новобрачных наконец оставляли одних. Дверь закрывали на замок, а возле нее оставляли охранника-клетника. Он тоже должен был оберегать молодоженов от злых чар и разной нечисти. Но и гости нередко оставались под дверью и попросту подсматривали за молодыми. Оставшись одни, жених с невестой сначала угощались хлебом и курицей. Эта пища должна была дать паре плодовитость. После еды девица обязана была снять с ног парня сапоги. Тем самым она демонстрировала смирение перед будущим мужем и показывала свою готовность во всем его слушаться.

Также девушка должна была спросить у мужа разрешения лечь с ним. Затем обязательно должен быть состояться половой акт. Об этом несколько раз приходил осведомиться дружка. Как только девушка теряла девственность, брак считался физически подтвержденным, о чем громогласно объявлялось всем гостям. Молодых могли снова вывести на пир и радовать их песнями самого непристойного содержания, либо гости сами приходили в подклеть к молодоженам и оставались там с ними до самого рассвета.

Невинность как главный атрибут
Самым главным моментом во всем этом ритуале была демонстрация рубашки невесты с пятнами крови. Если невеста сохранила девственность до свадьбы, она считалась честною. В противном случае навлекала позор не только на себя, но и на родителей. На шею свахе и родителям нечестной новобрачной вешали хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Девушку могли даже вернуть в отчий дом.

Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. После этого девица становилась «молодкой», а парень — «молодым». После брачной ночи молодку обряжали в одежду замужней женщины и надевали ей соответствующий головной убор. Весь ритуал нужно было строго соблюсти, иначе новой семье грозили бесплодие и нищета.

Ложе для новобрачных на Руси готовили заранее или ранним утром в день самого венчания. Брачное ложе застилала сваха, ей помогали помощники, в количестве от 50 до 100 человек. Постель для молодых располагалась обычно в сеннике, где было довольно холодно, поэтому стены и помост застилали коврами. Помещение украшалось собольими шкурами, которые развешивали на 4 стрелы, воткнутые по углам. Чем более знатная была свадьба, тем больше вешали шкур. На самом конце стрелы размещали калач, а под каждой стрелой ставили на лавку питейный мед (вот откуда и пошло понятие - «медовый месяц»). Затем заносили крест и две иконы- Спаса и Богородицы, которые ставили во главе постели для новобрачных. После этого, торжественно застилали на широкой скамье или на кровати постель для новобрачных. Постель была пышная, многослойная.

Вначале клали снопы, далее, ковер, пару перин и сверху - простынь из шелка. Наволочки на подушках тоже надевали шелковые.
Чтобы молодые не замерзли, ведь помещение было без обогрева, готовили для них холодное одеяло, вдобавок- теплое одеяло из меха соболя или куницы, в ногах размещали ковер, а на подушке - шапку. Брачное ложе завешивали занавесями из тафты, а возле него раскладывали разные орудия труда (что обещало рождение трудолюбивых детей). В помещении расставляли кадушки с семенами ржи, ячменя, пшеницы и овса, что было символом материального достатка.

Перед тем, как оставить молодых наедине, сопровождавшие их сваха и тысяцкий (должностное лицо княжеской администрации) проверяли помещение, чтобы в нем не оказалось ничего подозрительного, что могло бы навредить благополучию молодоженов. Сваха помогала раздеваться невесте, а тысяцкий- жениху, наставляя их перед тем, как уйти. Перед уходом тысяцкий перекрещивал дверь своим кнутом.

В некоторых случаях при проводах молодоженов на брачное ложе использовали интересный обычай, который носил название - «нагревание постели для новобрачных». Он заключался в том, что сваха с тысяцким занимали постель молодых, требуя с них выкуп.

Еще одна свадебная традиция была популярна на Руси вплоть до XIX столетия - разувание. Этот обряд уходит корнями в язычество. Он символизировал покорность и подчиненность жены своему мужу. Новобрачная должна была сама снять сапоги со своего мужа. Если она снимала первым сапог, в котором находилась монетка, то это был добрый знак, а если - нет, то это означало, что она все супружество будет находиться в полном подчинении у мужа, разувать и угождать ему во всем. После разувания жених должен был слегка трехкратно ударить свою избранницу плетью, которую ему вручал тесть перед поездкой в церковь. Известно, что этот древний обычай выполняли даже во время княжеских и боярских свадеб.

Сама первая брачная ночь не приносила молодым особого удовольствия, ведь их беспокоили по несколько раз за ночь.
Родня молодого супруга периодически отправляла тысяцкого осведомиться у молодого, как его здравие. Если тот отвечал положительно, что он в отличном здравии, то это значило, что все хорошо завершилось, и тогда тысяцкий радостно объявлял об этом гостям, ведь за такую новость он получал подарки. А гости, которые во время брачной ночи продолжали пировать, спешили к новобрачным поздравлениями и с жареной курицей. Еще один обычай сопровождал этот поздний ужин молодых супругов. Жених ломал ножку и крылышко у курицы и кидал их через плечо.После ночной трапезы снова продолжалась брачная ночь у новобрачных, а гости возвращались к столам. Но подобное могло повториться в течение ночи ни один раз. Молодоженов будили, приводили к веселящимся гостям, те их поздравляли, и