Положительные и отрицательные стороны домашнего воспитания. Проблемы домашнего воспитания детей

Цель курсовой работы – изучить сущность домашнего воспитания и его проблемы.
Объект изучения – современная семья.
Предмет – проблемы домашнего воспитания детей.
Задачи:



Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения проблем домашнего воспитания детей в современных условиях
1.1 Домашнее воспитание ребенка. Понятие, сущность 6
1.2 Плюсы и минусы домашнего воспитания 14
1.3 Проблемы домашнего воспитания в настоящее время 21
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Введение

Семья - сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Проблемы семейного воспитания, взаимодействия школы и семьи в воспитании детей были предметом изучения многих педагогов. Так, В.А. Сухомлинский создавая гуманистическую воспитательную систему Павлышской средней школы, исходил из признания огромной роли семьи в воспитании учащихся. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях с родными», - утверждал В.А. Сухомлинский. «Будьте воспитателями ума своего ребенка, учите его мыслить», - советовал он родителям.

На сегодняшний днеь область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин.

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

3. Семейная жизнь и домашнее воспитание – сложны е предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

Воспитание в семье всегда определялось как домашнее (иногда – домашне-семейное). При этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовленными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

В свое время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семейном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит известный отечественный психолог А.В. Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы – это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Цель курсовой работы – изучить сущность домашнего воспитания и его проблемы.

Объект изучения – современная семья.

Предмет – проблемы домашнего воспитания детей.

  1. Изучить научно-теоретическую литературу по теме курсовой работы;
  2. Определить понятие и сущность домашнего воспитания;
  3. Рассмотреть положительные стороны и отрицательные стороны домашнего воспитания;
  4. Изучить проблемы домашнего воспитания детей на современном этапе.

1. Теоретические аспекты изучения проблем домашнего воспитания детей в современных условиях

1.1 Домашнее воспитание ребенка. Понятие, сущность

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обес печенность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Но каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании у детей тех или иных свойств, качеств личности, формировании способов поведения и деятельности. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

Воспитание здорового ребенка – одна из важнейших задач семьи. Из курса дошкольной педагогики вы знаете о тесной взаимосвязи физического и психического развития ребенка, о том, что полноценное физическое развитие – своеобразный фундамент, на котором «выстраивается» каркас личности. Между тем современная статистика свидетельствует о неблагополучии физического развития и здоровья детей и подростков. Все активнее входит в профессиональную лексику понятие «децелерация», означающее, что поколение современных детей отличается более низкими показателями физического развития, чем их сверстники 10-15 лет назад.

Казалось бы, что современные супруги должны чувствовать особую ответственность за здоровье будущего ребенка. На деле это далеко не так. К услугам специалистов медико-генетической службы обращаются очень немного молодых людей, намеривающихся вступить в брак и испытывающих тревогу за физическое благополучие будущих наследников. А это благополучие может оказаться иллюзорным, если учесть груз наследственных и иных заболеваний, которыми отягощены супруги, особенности их образа жизни, приверженность к некоторым, мягко говоря, вредным привычкам (алкоголь, курение, наркомания). В результате значительная часть новорожденных появляются на свет с теми или иными отклонениями в физическом, а часто и психическом развитии. Прибавьте к этому неблагополучную экологическую обстановку, сложившуюся во многих регионах страны, экономические трудности, переживаемые значительной частью семей, и вам станет ясно, почему сегодня, как никогда раньше, важно сосредоточиться на задачах физического воспитания детей. Между тем во многих семьях именно эта область воспитания «отодвинута» на последний план. Нет, родители бывают очень обеспокоены здоровьем ребенка, особенно когда он часто болеет, но не прилагают специальных усилий для его укрепления, профилактики болезней, тем более уделяют недостаточно внимания развитию движений, физических (двигательных) качеств, культурно-гигиенических навыков, приобщению к спорту.

Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много аспектов, напомним о наиболее важных для современной семьи. Особо следует отметить связь охраны здоровья ребенка с гигиеническим воспитанием. Оно начинается с создания соответствующих требованиям гигиены условий воспитания ребенка (чистота и порядок в квартире, особенно на кухне, в детской комнате; детская мебель, приспособленная к его росту; индивидуальные постельные и гигиенические принадлежности, посуда; одежда из натуральных материалов, подобранная по погоде, и пр.). Важной обязанностью родителей является воспитание у детей привычки мыть руки (перед едой, после прогулки, посещения туалета), тщательно чистить зубы утром (после завтрака) и вечером; ежедневно принимать душ, подмываться; по мере надобности пользоваться носовым платком; убирать постель, ухаживать за своей одеждой.

Подлинная забота родителей о полноценном физическом и психическом здоровье – залог рационального режима дня, в котором предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и дневного), прогулок на свежем воздухе (не менее 4 ч), часы приема пищи, игр. Необходимо избегать нарушений привычного режима в праздничные и выходные дни, когда у ребенка много впечатлений, он утомляется, вследствие чего особо нуждается в отдыхе, спокойных занятиях.

Рост, развитие ребенка, предупреждение многих заболеваний напрямую зависят от рационального питания: достаточного, доброкачественного, разнообразного, с необходимым количеством витаминов.

В настоящее время немало семей во всем мире, в том числе и в нашей стране, где дети элементарно недоедают, пьют недоброкачественную воду, что ведет к ярко выраженной гипотрофии (дефицит веса). Чтобы решить эту проблему, недостаточно только желания и усилия родителей: нужны серьезные социально-экономические меры.

Опираясь на знания, усвоенные при изучении естественнонаучных учебных предметов, сформулируйте требования к организации рационального питания ребенка в семье. Объясните причины того, что в современных семьях часто нарушаются эти требования.

Одно из средств повышения защитных сил организма – закаливание. Известно, что к моменту рождения ребенка его физиологические механизмы полностью не сформированы, поэтому у него более высокая теплоотдача, чем у старших детей и взрослых, что может привести к более быстрым переохлаждениям или перегреваниям.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Известно, что за всю многовековую историю человечество выработало мораль, т.е. совокупность норм, требований, запретов, правил поведения и межличностного общения, предъявляемых обществом каждому своему члену. Педагогическая функция морали состоит в том, что с ее помощью дети осваивают сложный мир социальных отношений.

Ребенок начинает приобщаться к моральным ценностям человечества и конкретного общества с раннего возраста в процессе взаимодействия с членами семьи, которые составляют первую в его жизни референтную группу (А.В. Петровский). Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями – в детском саду, школе, в жизни.

C каждым годом обучение на дому становится популярнее на только за рубежом, но и в России. Однако, прежде чем перевести ребенка на домашнее обучение, лучше тщательно взвесить все положительные и отрицательные моменты этого вида образования.

ПОЧЕМУ«ДА»:

Свобода выбора

В данном случае можно выбрать предметы и количество часов, которые необходимо затратить на их изучение. Здесь ни в коме случае не говорится о том, что ребенок не будет изучать основные общеобразовательные предметы. Просто появится возможность ориентироваться на возможности и на уникальные учебные способности ребенка, а значит выбирать, какие предметы в каком возрасте и в каком объеме можно будет изучать.

Физическая свобода

После того, как удалось справиться с некоторой прострацией после добровольного ухода из школы, многие родители детей, обучающихся дома, испытывают подлинное чувство свободы. Жизнь семьи больше не строится вокруг школьного расписания, заданий на дом и дополнительных школьных мероприятий. Эти семьи теперь могут планировать внесезонные отпуска, посещать парки и музеи в будние дни, и жить в режиме, который является наболее удобным для них.

Эмоциональная свобода

Нельзя забывать, что, к сожалению, давление со стороны сверстников, конкуренция и скука - неотъемлемая часть типичного школьного дня. Это, конечно же, может обернуться огромной проблемой для ребенка, в особенности для девочки. Исследования показали, что уровень самооценки девочек, которые обучаются дома значительно выше уровня самооценки девочек из общеобразовательных школ. Дети, обучающиеся дома, могут одеваться, вести себя и думать так, как они хотят, не опасаясь насмешек сверстников и необходимости «вписаться». Эти дети живут в реальном мире, где ничего не диктуется очередными подростковыми тенденциями.

Религиозная свобода

Во многих семьях религиозная жизнь является неотъемлемой частью жизни повседневной и школа вносит некоторый диссонанс. И домашнее обучение предоставляет возможность интеграции их убеждений в каждодневную жизнь.

Более тесные семейные узы

Каждая семья, которая прошла через опыт домашнего обучения, может без сомнений отметить то, что этот вид обучения способствует укреплению связей между всеми членами семьи. Подростки и их родители остаются в огромном выигрыше, ведь как только начинается домашнее образование, мятежное и разрушительное поведение подростка заметно уменьшается.

Хорошо отдохнувшие дети

Все больше и больше исследований показывают, что сон имеет жизненно важное значение для эмоционального и физического благополучия детей, особенно тинэйджеров и детей предподросткового возраста. Последствия ранних утренних занятий могут быть разрушительными для многих детей, особенно для тех, биологические часы которых не активны утром.

Работа не в спешке

Дети, обучающиеся дома могут выполнить за несколько часов то, что типичные школьники в общеобразовательных школах выполняют неделями. Причиной этому является тот факт, что дома дети не обязаны следовать определенным схемам, и могут изучать предмет именно тем способом, которым они хотят. Неудивительно, что в общеобразовательных школах у детей такое огромное количество домашнего задания, большую часть которого они просто не успевают выполнять, дома же у ребенка нет формального «домашнего задания», результатом чего является более эффективное и размеренное изучение предмета

Огромный спектр предметов

Выбрав систему домашнего образования, вы не должны работать с заранее установленным расписанием. Есть много вещей, которым можно научиться, и которых нет в программе общеобразовательных школ - латынь, садоводство, шитье, живопись, музыка, дизайн… список можно продолжать и продолжать. Каждый год можно найти что-то новое и очень интересное для вас и вашего чада.

Эффективный график обучения

Домашнее образование - это отличный шанс подстроиться под биологические часы ребенка. Можно определить пик его активности и составить такое расписание, при котором обучение будет проходить максимально эффективно.

ПОЧЕМУ «НЕТ»:

Ограничения во времени

С этим не поспоришь - обучение за пределами типичной школы будет занимать много времени. Некоторые думают, что большая часть домашнего обучения протекает просто за учебниками. Но на деле подготовка каждого урока требует много усилий - нужно найти материал, создать расписание и составить план занятий. И чтобы учеба на дому протекала интересно и эффективно, следует посещать множество мероприятий, совершать культпоходы, и это, несомненно, будет занимать практически все ваше время.

Финансовые ограничения

Зачастую, чтобы обучать дома детей, одному из родителей приходится жертвовать своей карьерой. Это может оказаться очень сложным для семей, которые пытаются сбалансировать свой бюджет. Но удивительно, что большинство семей, которые все-таки решились обучать своих детей дома, считают, что такие жертвы стоят конечной цели - учебы и развития их детей в свободе.

Социальные ограничения

Это очевидно, что выбрав путь домашнего образования, родители резко ограничивают социальные связи своего ребенка. Ведь именно в школе ребенок учится тому, как устроено наше общество и знакомится с элементарной социальной иерархией. И даже, если вы сумеете вовлечь свое чадо в различные кружки и клубы, этого не всегда будет достаточно - ребенок должен проводить большую часть своего времени со сверстниками, чтобы учиться тому, как вести себя.

Личные ограничения

Может получиться так, что все свое время вы будете проводить со своим ребенком, будете уставать, и у вас совсем не остается времени на самого себя. Через такое проходят почти все родители. Поэтому не стоит забывать о своих потребностях, и выходные нужны в любом деле, даже в образовании своих детей.

Тот факт, что нужно находиться рядом с детьми 24 часа в сутки, 7 дней в неделю

Не стоит отрицать того, что если вы все-таки выберете путь домашнего образования, вам придется проводить много времени со своим ребенком. И если вам это не по душе - то домашнее образование не для вас. И хотя временами это может казаться просто невыносимым, большинство родителей, которые обучают своих детей дома, считают, что их повседневные взаимоотношения с детьми, положительные и отрицательные, дают огромную возможность как для личного, так и для семейного роста.

Жизнь за рамками «нормы»

Как и любая деятельность, бросающая вызов «нормальному» образу мышления, домашнее образование может быть воспринято как странность в лучшем случае, и большинство людей не смогут согласиться с тем, что обычный родитель может преуспеть в том, в чем обученные профессионалы не добиваются успехов. Если вы не готовы переходить границы «нормы», то домашнее образование не для вас.

Вся ответственность за вашего ребенка лежит на вас

И это очень большая ответственность. Если когда ваш ребенок посещал обычную школу, вы всегда могли обвинить учителя в том, что он не достаточно понятно объяснил предмет, то теперь винить будет некого, кроме самого себя. Если ваш ребенок не сможет читать, писать или говорить правильно, то это будет только вашей виной и будет свидетельством того, что вы не являетесь хорошим педагогом и родителем.

Стандартизированные тесты

Ребенок, обучавшийся дома обычно не очень хорошо проходит стандартизированные тесты, а они являются очень важными при поступлении в ВУЗ. Конечно, можно внедрить школьную систему оценок в ваш метод домашнего обучения и проходить много тестов, но в большинстве случаев это не помогает. Так что, будьте готовы к тому, что даже если ваш ребенок будет владеть предметом очень хорошо, он не сможет показать всех своих знаний при прохождении стандартизированных тестов.

Сложная обратная адаптация

Само собой вашему ребенку, так или иначе, придется вернуться обратно в систему образования, будь то последние годы школы, или университет. И поверьте, это будет совсем не просто - период адаптации может занять от недели до целого года, и на протяжении всего этого времени, ребенок будет чувствовать себя не в своей тарелке.

И если после ознакомления со всеми положительными и отрицательными сторонами домашнего образования вы хотите его попробовать - дерзайте, ведь нет ничего лучше самоличного формирования того, кем будет ваш ребенок в будущем.

По материалам сайта «Планета школ»

Педагогическая наука заявляет, что именно от родителей и их стиля воспитания зависит то, каким вырастет их ребенок. Его поведение, отношение к окружающему миру и обществу, становление его, как личности в основном зависит от обстановки в семье. В данном случае мы рассмотрим один стиль - это авторитарное воспитание. Как оно влияет на формирование личности ребенка и к каким приводит результатам.

Определение термина

Авторитарное воспитание - действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника (ребенка, ученика, студента) воспитателю (родителю, няне, преподавателю и т. д.). У этого стиля есть и плюсы, и минусы.

Происходит понятие от латинского слова auctoritas - авторитет, уважение, власть или влияние. Течение зародилось еще в античную эпоху.

То есть авторитарное воспитание - это такой метод влияния, с помощью которого взрослый подчиняет полностью себе ребенка. Он развивает в нем безынициативность, подавляет его самостоятельность, препятствует выражению индивидуальности.

Теория авторитарного воспитания

Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать "в ежовых рукавицах", запрещая практически все, что может приносить ему радость.

Если представить себе то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.

Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.

Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?

Плюсы такого воспитания

Безусловно, первым положительным итогом такого стиля станет дисциплинированность и ответственность за свои действия. Такие дети вырастают послушными. Так сказать, роботы, которым дали команду, и они ее выполняют без всяких пререканий.

Второй плюс выражается в том, что такие дети в совсем раннем возрасте не станут искать решения по какому-либо поводу, что не позволит произойти нервному срыву.

Минусы авторитарного воспитания

Отрицательные стороны такого метода заключаются в том, что:

  1. У малыша развиваются комплексы - это заниженная самооценка, малодушие, неактивность и неуверенность.
  2. Личность ребенка практически не развивается. Он автоматически слушается приказов и советов родителей даже во взрослом возрасте. И порой совсем не замечает, что эти действия идут вразрез с его собственными желаниями.
  3. Развивается огромный комплекс неполноценности. Страдает психика ребенка, если он постоянно боится наказания.
  4. Немаловажным фактором считается то, что в более зрелом возрасте он может просто сорваться и пойти во все тяжкие, наверстывая все то, что ему запрещали.

Положительный результат

А теперь можно рассмотреть, каким в итоге станет ребенок, который получил авторитарное семейное воспитание.

В лучшем случае человек вырастет таким.

  1. Робким, спокойным, очень послушным.
  2. Не думая о последствиях, он исполнит любое пожелание, исходящее от родителей или тех, кто старше его.
  3. Он будет стараться очень хорошо учиться, и, возможно, закончит школу с отличием.
  4. Он может стать хорошим работником, который всегда и вовремя выполняет поставленную перед ним задачу.
  5. С мужской точки зрения, девочки, воспитанные таким образом, становятся хорошими женами.

Отрицательный результат

  1. Деспотом, который спроецирует свое тяжелое детство на окружающих и близких.
  2. Во взрослом периоде ребенок потеряет уважение к родителям. На его место придет ненависть и их пониженный авторитет.
  3. Человек станет агрессивным, циничным и конфликтным. Все проблемы будет решать силовым методом.
  4. Практически нереально будет найти работу под чьим-нибудь начальством и в коллективе, так как он со всеми будет вступать в споры.
  5. Всю свою жизнь он будет бороться за что-либо, против чего-либо и с кем-либо. Главной целью станет борьба.

Поведение родителей

Если говорить простыми словами, то поведение родителей можно разделить на 2 варианта:

  1. Я так сказал, значит так оно и будет.
  2. Я родитель, я взрослый, значит, я прав.

То есть родители не идут на компромиссы, заставляя ребенка выполнять свои требования от и до. Их частые фразы: "ты должен", "ты идиот", "ты обязан", "ты лентяй, тупой, дурак" и т. д.

Как правило, такие родители наказывают ребенка за каждый проступок, чаще всего прибегая к физическому наказанию. Любое проявление Желания и просьбы не слышатся и полностью игнорируются.

Реальные примеры

Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.

Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.

После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.

Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.

Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.

Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.

По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей "Мертвая голова".

Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.

Заключительные выводы

Метод такого воспитания может привести к необратимым, пагубным последствиям для ребенка. То насилие и давление, которое родители оказывают на свое чадо, возможно навсегда лишат их спокойной старости. И, к сожалению, кружку воды подать будет некому.

Поэтому выбирая, как воспитывать ребенка, стоит сохранять равновесие и одинаково часто и хвалить, и воспитывать в нем дисциплину. Малыш должен чувствовать поддержку и любовь родителей, тогда только из него получится успешный и добрый человек.

О возможностях провокативной педагогики рассказывает кандидат педагогических наук Алексей ЕНИН

Одна из типичных педагогических ошибок - попытка воспитания детей исключительно на позитивных примерах и социально одобряемых действиях. На первый взгляд в этом нет ничего опасного, поскольку такая практика ориентирует ребенка на подражание неким положительным образцам. Что плохого, если ребенок начнет идентифицировать себя с предложенным ему идеальным образом? Но не все так просто…

Куда «деваются» отрицательные качества?

Проблема в том, что помимо положительных черт у каждого из нас существуют и отрицательные качества, которые вызывают соответствующие желания и стимулируют к определенному поведению. А реакция взрослых, в том числе педагогов, нередко сводится к запретам и нравоучениям. В результате у многих детей возникает конфликт между идеализированным представлением о себе и реальными устремлениями. Следствиями такого конфликта бывают: снижение самооценки, внутреннее смятение, повышенная раздражительность и другие негативные переживания. В более отдаленной перспективе это может привести к проблемам в развитии ребенка, например в развитии эмоциональной сферы. Бывает и так, что ребенок отторгает положительную модель поведения и обращается к другим асоциальным или даже криминальным моделям. В общем, потеря связи с отрицательной частью себя чревата весьма неприятными последствиями. Как же быть? Здесь на помощь учителю приходит провокативная педагогика.

Надо ли сдвигать границу дозволенного?

В основе провокативной педагогики лежит вызов воспитаннику, побуждающий его к определенным действиям в направлении собственного развития. Зачастую этот вызов связан с предложением сделать нечто такое, что выходит за границы стереотипных представлений о допустимом и запретном, правильном и ложном, поощряемом и наказуемом. То есть детям разрешается и предлагается то, что по логике вещей вроде бы не должно поощряться взрослыми. Стандартные нормы и границы как бы сдвигаются, и ребенку предоставляется возможность самому решить: как далеко ему стоит зайти в следовании новым «антипедагогическим» установкам и принципам. Во внеучебной работе с этой целью может использоваться методика ролевых либо имитационных игр. Например, игра «День гадостей», в которой ребятам разрешается делать «пакости» друг другу, или «День Лени», где у детей только одна обязанность – «ничегонеделание». Как правило, проживание такого «негативного опыта» вызывает у детей обратную реакцию: желание поступать вопреки «отрицательным» предписаниям взрослых. На этом эффекте, собственно, и строится расчет в провокативной педагогике. Согласитесь, одно дело, когда моральные нормы поведения вводятся взрослыми, и совсем другое, когда дети приходят к ним сами. В последнем случае идеальные положительные черты перестают восприниматься ребенком как навязанные извне; появляется осознание их необходимости, а сам человек начинает ощущать реальную свободу и ответственность.
Кроме того, методы провокативной педагоги позволяют ребятам, что называется, «выпустить пар», реализовать некоторые свои отрицательные желания в «мягкой» и безопасной для других форме.
Но и это еще не все. В культуре провокативность выступает как один из механизмов для «выработки неопределенности». То есть такого расшатывания культурных и личностных стереотипов, которое ведет к изменению, обновлению, развитию как отдельных людей, так и общества в целом. Как подобное «расшатывание» проявляется в практике провокативной педагогики? Например, у ребенка меняется отношение к определенным вещам, он начинает понимать, что некоторые качества, которые он раньше считал отрицательными, не стоит оценивать так однозначно. Что возможно найти способы, которые позволят обратить потенциал «отрицательных» желаний и интересов «в позитив». Таким образом, провокативные методы высвобождают в ребенке скрытую энергию, активизируя и усиливая ресурсы его саморазвития. И одновременно помогают интегрировать положительные и «отрицательные» стороны личности в целостное, адекватное и позитивное представление о себе.
Как видим, провокативная педагогика обладает колоссальным потенциалом, который стоит использовать. Но!..

Может быть, лучше воздержаться?..

В заключение необходимо сказать об ограничениях в применении методов провокативной педагогики. Прежде всего, следует отметить, провокативные методы – это обоюдоострый инструмент. Неграмотное обращение с ним может привести к прямо противоположному эффекту.
Поэтому использовать эти методы можно только тем учителям, кто знаком с основами психологии и обладает навыками применения игровых методик. При этом педагогу следует руководствоваться принципом открытости в общении с ребятами, а также принципом «педагогического участия». То есть педагог должен сам участвовать в играх, задавая определенный «стиль» выхода за границы привычных норм.
И конечно, первостепенное значение имеет степень доверия, которая установилась между педагогом и другими участниками игрового процесса. Важно также понимать, что некоторые дети чувствуют себя крайне некомфортно в условиях провокативного воздействия. Поэтому участие в такого рода играх должно быть делом сугубо добровольным – только по желанию ребенка.

Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Возможно ли похудеть подростку без диет? И почему именно без диет? В подростковом возрасте организм ребенка как никогда нуждается не только в достаточном количестве витаминов и микроэлементов, а также калорий. Это интенсивная фаза роста и физического формирования. И конечно же, подразумевает прохождение периода полового созревания. Поэтому жесткие и изнурительные диеты не то, что не желательны, но и крайне противопоказаны в юношеском возрасте.

Если ребенку все дозволено и нет никаких запретов, постепенно он превратится в маленького дьяволенка. А если постоянно за что-то отчитывать или запрещать – вы вырастите закомплексованное существо с отсутствием воли. Поэтому в воспитании детей придерживайтесь золотой середины.

У ребенка самый близкий и родной человек - это мама. Папы играют, так сказать, «вторую роль» в жизни малыша. Именно отец может направить своего сына или дочку на правильный путь. У родителей разные функции в воспитании ребенка, которые дополняют друг друга. Другими словами папа может дать в воспитании малыша то, чего не сможет мама и наоборот.

Как часто радость от рождения ребёнка сменяется раздражением и гневом по мере взросления нового члена семьи. Накапливается тяжёлый груз обид, претензий, непонимания. Незаметно отчуждение превращается в непреодолимую пропасть.

Позади сложные периоды младенчества, когда вы не спали, наблюдая развитие ребенка по месяцам, позади детский сад, впереди поступление в 1 класс, увлекательная ученическая жизнь. Задача родителей заключается в том, чтобы дошкольная подготовка к школе обеспечила ему комфортное обучение, вступление в ученический коллектив.