Арт терапия как песочная терапия. Песочная терапия — возможность прожить маленькую жизнь

На портале Psy.Firmika.ru собраны психологические кабинеты и центры, предлагающие песочную терапию в Москве. В наглядных таблицах представлены цены на программы, а отзывы клиентов позволят оценить подход психологов и терапевтов и эффективность их работы в целом.

Песочная терапия: простая игра в песок или метод душевного исцеления?

Песочную терапию или сэндплэй (от англ. «sandplay» - игра с песком), по праву считают одной из наиболее интересных методик в психотерапии и психологическом консультировании. Песочная терапия практикуется психоаналитиками и психологами с целью помочь человеку разобраться в своем внутреннем мире и улучшить эмоциональное самочувствие.

В чем особенность сэндплэй-терапии?

Песочная терапия базируется на идеях К.Г.Юнга – основоположника аналитической психологии. Он был уверен, что благодаря играм с песком высвобождаются поток заблокированной энергии. В процессе таких игр человек получает возможность осознать свои переживания и найти им объяснения, в результате чего приходит чувство спокойствия и уверенности. Сэндплэй-терапия позволяет:

  • сформулировать собственные страхи и переживания;
  • открыть внутренние ресурсы, помогающие преодолеть трудности;
  • найти пути разрешения конфликтов;
  • изменить свое отношение к конкретным ситуациям и событиям.

После курсов игровой песочной терапии у человека исчезает тревожность, повышается самооценка и укрепляется вера в самого себя.

Как выбрать специалиста?

Выбирая кабинет для прохождения песочной терапии, в первую очередь необходимо поинтересоваться, кто проводит занятия. Терапевт должен иметь соответствующее образование и определенный опыт.

Нелишним будет посетить первичную консультацию, которую проводят для родителей в большинстве центров, практикующих песочную терапию. В ходе таких консультаций можно решить, насколько подойдет данная методика в конкретном случае, а также выбрать подходящий формат занятий (групповые или индивидуальные).

Кому будет полезна методика?

Изначально песочная терапия применялась только в детском психоанализе, однако сегодня этот метод одинаково активно используют в работе как со школьниками и детьми дошкольного возраста для развития речи и в рамках общеразвивающих занятий, так и со взрослыми и подростками, чтобы помочь им выразить тяжелые переживания и решить внутренние конфликты. Детская песочная терапия нередко проходит в группах, и в ходе занятий у детей формируется ситуационный стиль общения, а также выявляется позиция личности как участника коллектива. Особенно эффективными занятия с песком считаются для детей с речевыми нарушениями и дисфункцией мозга.

Как проходят занятия?

В песочной терапии используются лотки с песком или специальные световые песочные столы, вода и различные фигурки. Среди них должны быть и природные (например, камни, ракушки), и изготовленные искусственным способом: фигурки людей, животных, машины, деревья и так далее. Чем больше фигурок и чем они разнообразнее, тем полнее клиент может себя выразить.

Модель игры зависит от конкретной проблемы, с которой обратился клиент. Часто на занятиях песочной терапии для детей психолог не дает никаких заданий или инструкций, а просто просит поиграть с песком и придумать какую-нибудь сказку. Взрослому терапевт может задать тему игры, например, «Я и семья», «Мои дети», «Мои страхи». В ходе занятия психолог задает необходимые вопросы, затрагивает нужные темы и постепенно вместе с клиентом приходит к важным выводам и решениям.

когда Дитя спасает Взрослого

Для нашего человека, арт-терапия - поле не паханное. Что же это такое, арт-терапия или, другими словами, терапия творческим самовыражением?

До недавнего времени за собственно психотерапию у нас сходили душевные разговоры с товарищами за чашкой водки - дёшево и сердито. А под терапией творческим самовыражением (в рамках такого подхода) понимались, соответственно, «танцы на пьяных столах». Мило. Только, как писал поэт Арсений Тарковский, этого - мало. Ибо, как пел другой шестидесятник - «Не помогли ни Верка, ни водка. С водки - похмелье, а с Верки, что взять?»

Народ у нас не любит играть. И шуток не любит. Несерьёзное, игровое, детское отношение к жизни воспринимаем как покушение на свою взрослую репутацию. Ибо как сказал архетипический русский герой фильма "Покровские ворота", в ответ на сакраментальный вопрос «А какая тебе от этого радость?» - «Живут не для радости, а для совести»...

А ведь зря мы так. Потому что, только смеясь, человечество расстаётся со своим прошлым. Вот и заставь взрослого человека заниматься арт-терапией... Но прежде чем говорить непосредственно о важном - теме этой статьи, я хочу подвести под неё не менее важную базу.

Многим уже известна структура человеческой личности, какой её видел психолог Эрик Берн. Однако, не лишним будет напомнить эту хорошо работающую схему ещё раз. По Берну, человеческую личность можно представить в виде трёх виртуальных инстанций: Дитя (или Ребёнок), Родитель, Взрослый. Все эти три личности в целом, и есть - мы все, то есть, Я, конкретный человек. Только говорят они на разные голоса, любят разные вещи и не всегда умеют друг с другом договариваться. Собственно, именно умение договариваться, консенсус между такими разными - Ребёнком, Родителем и Взрослым внутри нас - это и есть путь к психологическому здоровью, гармонии личности и процветанию.

Родитель говорит противным голосом воспитателя, пересказывает нам угрозы и упрёки, которыми нас пичкали в детстве, использует те же интонации, которые когда-то нас доставали. Родитель поучает, предупреждает, не пускает, стращает. Ему всегда всё не так, уголки его губ опущены. Он боится, что мы простудимся, объедимся сладким, выйдем замуж не за того парня и останемся на бобах. Он, Родитель, любит маскироваться и прятаться - его трудно вытащить на свет божий за хвост. Ему выгодно сидеть, как Машеньке, в коробе на плечах у медведя и бубнить: "Высокоо сижу, далекоо гляжу"...

Ребёнок (или Дитя) это как считают психологи, вслед за Берном, самое лучшее, что в нас есть. Это тот, кто принимает самые спонтанные, но всегда почему-то верные решения, кто не боится жить, потому что доверяет Миру. Дитя - это та часть в нас, которую Мир легко несёт на своих руках. А ещё Дитя и только Дитя способно к творчеству. Это Гений, и он обладает всеми мыслимыми Талантами. Дитя не любит ни маскироваться, ни прятаться... Но его вынудили сделать это. Ему запретили играть, баловаться и познавать мир. Ему объяснили, что сказки - вздор. Ему сказали, что так - не одеваются. Его посадили за парту учить математику. И так появился...

Взрослый. Взрослый - это та часть нас самих, которая обладает знаниями, умениями и навыками, отображёнными в дипломе, выданном нам государством. Взрослый - умеет. Дитя - хочет. А Родитель - надзирает и наказывает, проверяя - чисто ли вымыты уши.

Когда у человека теряется мотивация - это страдает внутри него Дитя, которому "запретили хотеть". Потеря мотивации - это и потеря работоспособности, и потеря профессиональных навыков, а в худшем случае, когда Дитя репрессировано полностью, это тотальная потеря мотивации - утрата мотивации жить.

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

Зачем тебе Космос, если ты куришь "Шипку"?

Снаружи бессмысленно всё. Особенно возглас счастья.

Только в уборную - и сразу же возвращайся.

Не выходи из комнаты, считай, что тебя - продуло.

Что интересней на свете стены и стула?

Цель любой психотерапии - найти наше Дитя, которое плачет в тёмном чулане, отогреть его, спасти и прислушаться к его детским, наивным словам: "А король-то - голый!"

Арт-терапия в свою очередь - лучший способ помириться со своим внутренним ребёнком и принять себя такими, какими нас создал Творец.

А вот одна из лучших форм арт-терапии творческого самовыражения - это песочная терапия, очень мало известная у нас в стране и необычайно популярная за рубежом.

Что такое песочная терапия?

Дело в том, что традиционная арт-терапия имеет дело с бумагой, карандашами и красками - она заставляет человека рисовать. Иногда - лепить. Но не у всех развиты эти навыки. Иногда арт-терапия заставляет танцевать - с этим у многих ещё больше трудностей. Психологи пришли к выводу, что рисование, лепка и танец - это "идеальное" пространство, где может разгуляться наш Родитель. Как только мы берём в руки карандаш или начинаем двигать ногами - Родитель вскакивает и начинает "за нас волноваться". Он шипит нам в уши: "Слушай, что сказал тебе учитель! У других детей получается, а у тебя одного не получается! Смотри, как криво ты рисуешь! Все пошли с правой ноги, а ты один - с левой!". Всё! Никакой арт-терапии. Традиционная арт-терапия не всегда имеет успех, потому что Дитя, которого надо вытащить на свет божий, подвергается там ещё большему глумлению, чем тогда, когда мы попросту о нём забываем в своей взрослой жизни.

Совсем не то - песочная терапия. Игра с песком возвращает нас в то безусловно счастливое детство, когда мы играли в песочнице и никто не следил придирчиво за нашими успехами в ней. Слишком уж всё это несерьёзно...

Комната арт-терапевта, практикующего песочную терапию, представляет собой уютное помещение с двумя огромными песочницами, заполненными чистым, красивым светло-жёлтым песком. Только в одной песочнице песок абсолютно сухой, а в другой - смоченный, чтобы можно было лепить трёхмерные песчаные конструкции - замки. Песочница - это ящик, дно которого выкрашено в нежно-голубой цвет, чтобы, разгребая песок до дна, Вы могли "изображать" небо или воду. Комната уставлена стеллажами, в которых чего только нет! Маленькие, крошечные фигурки человечков, животных, монстров. Кукольные дома, поезда, деревья, храмы и башни. На стеллажах, кроме этих фигурок, есть также сухие цветы, кусочки дерева, бусины, камушки, монеты и вообще всё, что требуется для создания своей Вселенной в пространстве двух песочниц.

На целый час комната арт-терапевта в Вашем распоряжении. Никаких комплексов о том, что "я чего-то не могу" - в личной песочнице каждый - царь и бог.

Терапия творческим самовыражением начинается здесь с того, что Ваши руки впервые за долгое время испытывают самые приятные ощущения. В них просыпается... песок, в них просыпается Память Творца Миров... Вспомните очень важные кадры из культовой картины "Амели". Амели - это существо, в котором никогда не был угнетён Ребёнок, и которая легко помогала другим вызвать своего Ребёнка из мрака небытия... Первое, что она сделала - спасла солдатиков из чужого детства, солдатиков, похороненных в пенале за плинтусом. Второе, что сделала Амели - научила всех нас испытывать контакт со Вселенной самым простым и дешёвым способом - погружать руки в мешок с сыпучими продуктами и пропускать их сухой ток через свои пальцы. Соединяем первое со вторым - обретённых солдатиков с сыпучим песком - получаем песочную арт-терапию.

Есть ещё одна важная субстанция - вода, которая учитывается здесь только частично - в форме работы с влажным песком. Психологи называют это "диалог рук с песком и водой". Это имеет необычайный целительный эффект.

Как заворожённые, взрослые водят игрушечными граблями по песчаной глади, превращая её в волнующееся море, обустраивают свой Город, населяют его персонажами. А психолог, отталкиваясь каждый от своей методики, с фотоаппаратом в руках, фиксирует то, что происходит во время сеанса, для того, чтобы разобраться с полученным материалом - с Вашим внутренним состоянием, выплеснутым безо всяких препон и условий - вовне.

Через час, город, выстроенный в песочнице, исчезает, а полученный эффект, превосходит все мыслимые ожидания. Ребёнок проснулся, Родитель замолчал, Взрослый начал разбираться со своими проблемами.

Как же объясняет наука то волшебство, которое присуще этому ритуалу?

Известный русские психотерапевты М.Е. Бруно и П.Б. Ганнушкин, а также их западные коллеги - Эрнст Кречмер и другие, полагают, что основная проблема человека заключается в том, что он не знает самого себя, а точнее не знаком со своим ХАРАКТЕРОМ. То что он знает, ему навязано, это большая ложь. Но более того! Каждый характер врождён, заложен изначально. Бесполезно и бессмысленно пытаться характер менять, с ним бороться.

На сеансе же арт-терапии человек сталкивается лицом к лицу с самим собой - только в максимально мягкой форме. Каждое занятие по творческому самовыражению даёт возможность человеку понять: какой характер ближе всего ему, самому себе. А когда человек постигает свой характер, то появляются две предпосылки к счастью и гармонии:

  1. Человеку становится легче понять характеры окружающих. Он теперь знает, чего можно требовать или ожидать от того или иного человека, а чего нельзя.
  2. Человек начинает жить творческой жизнью, в самых разнообразных её формах.

Как пишет об этом историк психиатрии В. Руднев: "Человек включается в социальную жизнь, и болезненные изломы его собственной души потихоньку смягчаются".

Мы не любим арт-терапию, однако арт-терапия уже давно шагнула далеко за пределы приёмных психотерапевтов. Может быть, кто-то из Вас видел в продаже набор "Японский сад камней" - настольную игру - подарок для утомлённых работой менеджеров. Это точная копия описанной мною выше психотерапевтической песочницы. Тот же песок, тот же ящик, только всё в миниатюре. Камушки, игрушечные деревца, заборчики, грабельки - мини-Япония. Дзен-медитация или песочная арт-терапия - названия разные, однако суть - одна.

Человеку очень трудно подобрать слова, для того, чтобы выразить себя напрямую. "Другому как понять тебя?" То, что ускользает от сознательного восприятия, фиксируется в свободной и раскованной детской игре. Говоря языком психотерапии: "Травма, выплёскиваясь наружу, перестаёт быть травмой". Она погибает под лучами дневного света.

В чём я вижу ещё одну пользу арт-терапии? В том, что человек, занимающийся ею, может не нуждаться в комментариях психотерапевта - в процессе работы человек сам разбирается со своими химерами, успокаивается и концентрируется на важном - прежде ускользавшем от его внимания. Это занятие работает на раскладывание карт Таро - не с мантической (гадательной) целью, а с целью разобраться в проблеме. Инсайт, который наступает тогда, часто описывается ключевой фразой: "Ах, вот оно что! Ну конечно, как в точку!"

И главное, что отличает традиционную психотерапию от "психотерапии" российского извода (танцы на пьяных столах) - после неё хорошо.

Самые теплые и добрые воспоминания из детства у большинства из нас связаны с играми в песке. Ведь в нем мы проводили немалую часть свободного времени. Песок обладает особой чудодейственной силой, способной благотворно влиять на психоэмоциональное состояние каждого малыша. Все это оставляет неизгладимые, яркие впечатления на долгие годы.

Современная песочная терапия для детей занимает ведущее место в психокоррекции детей. Она позволяет разрешить целый комплекс задач, поставленных перед педагогическим составом. Арт-терапия является неоценимой поддержкой. Благодаря увлекательным играм с песком происходит гармоничное формирование личности малыша. Профессионально организованные занятия в песочнице содействуют улучшению мелкой моторики и пространственного мышления.

Преимущества песочной арт-терапии

  • Совершенствование творческих талантов . Всевозможные игры с песком способствуют самовыражению и развитию талантов у детей. Многие малыши с удовольствием создают различные образы, воплощая свои собственные задумки в реальность.
  • Успокоение, расслабление, мягкая психокоррекция . Любое взаимодействие с сыпучими материалами помогает эмоционально расслабиться, отвлечься от горестных мыслей. Специалисты отмечают, что занятия песочной терапией помогают успокоить ребенка.
  • Развитие мелкой моторики рук . По мнению многих педагогов и экспертов, работа в песочнице помогает значительно улучшить чувствительность. Это в последующем положительно сказывается на полноценном формировании личности.
  • Содействие выражению собственных чувств . Песочная терапия для детей дошкольного возраста помогает малышам в непринужденной обстановке делиться своими переживаниями. Как отмечают многие психологи, не каждый ребенок может общаться и говорить то, что его беспокоит в силу различных страхов.
  • Выявление проблем у ребенка. «Песочные увлечения» помогают установить внутренние проблемы . Перед опытными психологами раскрываются истинные переживания и тревоги малыша, которые препятствуют его полноценному формированию.

Представители сферы образования отмечают, что песочная терапия для детей дошкольного возраста содействует их всестороннему развитию. Заманчивые конкурсы с песком помогают малышам научиться писать буквы, считать цифры, различать различные формы между собой. Грамотно подготовленные занятия в игровой, веселой форме содействуют непринужденному обучению.

«Песочная деятельность» помогает ребенку лучше познакомиться с окружающим миром, позволяет ему преодолеть возникшие трудности. По мнению специалистов, это позволяет малышу научиться вовремя находить выход из затруднительных ситуаций. Большим подспорьем в этом случае являются многофункциональные модульные интерактивные комплексы для увлекательных занятий с песком.

Современные устройства для песочной терапии в ДОУ

  • Световой стол для рисования песком . Современное устройство с несколькими вариантами подсветки. Может устанавливаться как дома, так и в образовательных центрах. К преимуществам относится то, что он прекрасно успокаивает детей, развивает их фантазию и содействует формированию навыков совместной работы.
  • Игровой детский комплекс «Творческая мастерская» . Многофункциональный комплекс для рисования песком, водой и организации театра теней. Основное предназначение - это комплексное развитие детей дошкольного возраста и детей инвалидов. Идеально подойдет для детской игровой комнаты и помещения психолога. Ребенок сможет с радостью реализовывать свой творческий потенциал.

Стол для песочной терапии и многофункциональные устройства помогут справиться с различными отклонениями в поведении, наладить контакт с окружающим миром и избавиться от излишней тревожности и страхов. Грамотно организованные «песочные увлечения» для детей значительно облегчат работу современных педагогов.

Благодаря использованию современных комплексов можно успешно проводить не только индивидуальные, но и групповые курсы песочной терапии. Главное, чтобы присутствовал взрослый человек, который бы координировал работу каждого участника. Это позволит малышам вносить посильный вклад и поможет им установить эмоциональный контакт друг с другом. В последующем они смогут более уверенно общаться и им не сложно будет налаживать контакт с малознакомыми детьми.

Песочная терапия для детей - это важная составляющая полноценного развития любого малыша. Совместное творчество в песке содействует формированию личности ребенка, а также приобретению уверенности в себе и в своих силах.

Наверное каждый из взрослых когда-то в детстве игрался в песочнице – проводя время за строительством замков из песка, и совершенно не задумывался о том, что таким образом выражает свои чувства, настроение и отношение к окружающему миру. Песочная терапия для детей дошкольного возраста разработанная психологами – направление арт терапии, которая очень хорошо решает множество проблем в развитии детишек.

Использование песка в терапии впервые началось в 20-х годах прошлого века . Автором данного метода является юнгианский аналитик Дора Кальфф. Песочная терапия базируется на символическом содержании бессознательного в качестве источника развития и внутреннего роста. Дора Кальфф считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

Для работы с психологически неблагополучными детьми песочная терапия впервые была использована Маргарет Ловенфельд, она назвала эту методику «техникой построения мира» . В настоящее время песочная терапия используется в детском психоанализе, арт-терапии, в когнитивно-поведенческой терапии, в гештальт-терапии и терапии семейных отношений.

Особенности метода

Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение , обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью.

Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста может быть использованна с самого раннего детства и родители смогут раньше узнать о том, что заботит их малыша, чего он боится, и как видит окружающий мир.

Выразить свои чувства словами не всегда бывает просто даже взрослому человеку, а ребенку, который обременен психологическими проблемами, это и вовсе не по плечу. Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, творческий процесс, а не техника создания картины. Поэтому ошибок здесь быть не может, а значит не будет поводов для расстройства. Создание нового мира – это увлекательный и приятный процесс, композиции создаются легко и без напряжения. Этот момент очень важен для детей, которым нужна эмоциональная, логопедическая или любая другая психологическая коррекция.

Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста

Не стоит думать, что занятия с песком могут нести в себе только лишь психологическую помощь ребенку, который имеет эмоциональную или психологическую травму. Возможностей у песочной терапии куда больше:

  • во время занятий можно соотносить игру и реальную жизнь;
  • формировать чувство комфорта;
  • снимать мышечное напряжение;
  • улучшить зрение;
  • расширять словарный запас;
  • учить буквы;
  • овладевать навыками письма и чтения;
  • развивать слух.

Если же говорить о психологической направленности песочной терапии, можно отметить следующее:

  1. взгляд на себя со стороны – по положению рук в песочнице психотерапевт может многое рассказать о пациенте;
  2. моделирование ситуаций ;
  3. осязание, что есть другие пути выхода из проблемных ситуаций, кроме критических.

Кому нужна песочная терапия?

В принципе песочная терапия полезна всем, но более актуальна она для детей, у которых имеются следующие проблемы:

  • неврозы;
  • повышенная тревожность;
  • недуги психосоматического характера;
  • чрезмерная агрессивность;
  • стрессы, которые спровоцированы социальными или семейными конфликтами;
  • логопедические нарушения, развивающиеся на фоне нервного напряжения.

Большую пользу песочная терапия принесет детям, которые не проявляют своих чувств, не могут объяснить свои мысли и эмоции. Также терапия песком окажется благотворное влияние на детей перенесших психологическую травму. в следствии чего замыкаются или им сложно найти правильное решение.

А также песочная терапия дает возможность:

  • творчески развиваться;
  • диагностировать основную проблему, которая беспокоит ребенка;
  • научить ребенка находить выход из различных ситуаций.

Противопоказания песочной терапии

  • ребенок имеет дефицит внимания;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • чрезмерно высокий уровень тревожности;
  • у ребенка невроз навязчивых состояний;
  • аллергия на пыль;
  • заболевания легких;
  • порезы на руках;
  • заболевания кожи.

Что необходимо для сеансов?

Для песочной терапии совсем необязательно посещать кабинет психотерапевта. Проводить сеансы можно в детской песочнице, на пляже, просто в кучке песка, которую привезли для строительства, в конце концов можно заполнить ящик песком и поставить его в квартире.

О ящике для песочной терапии нужно сказать еще пару слов. Желательно покрасить ящик в голубой цвет, поскольку он будет успокаивающе воздействовать на ребенка. Размер ящика должен быть 70х50х8 – это оптимальные размеры, которых желательно придерживаться. Заполнять песком до краев ящик не надо, хватит половины.

Для домашних сеансов песок можно принести с пляжа или купить. В первом случае песок придется просеять, вымыть и высушить. Для более тщательной дезинфекции песок можно выдержать в разогретой духовке.

Лучше иметь два вида песка – мягкий речной песок, который продается в строительных магазинах, он может быть разных цветов; и крупный песок – морской – для лепки.

Еще для песочной терапии потребуется вода, а также то, что является символами реального мира – фигурки людей и сказочных героев, животных, мебель, дома, машины, растения, домашняя утварь, природные материалы. Список может быть бесконечным, проще говоря понадобится все, что ребенок будет просить во время игры.

После того как все будет готово, родители должны предоставить ребенку полную свободу творчества – все предметы для игры ребенок должен выбирать самостоятельно, никаких советов со стороны взрослых быть не должно, за исключением моментов, когда ребенок сам попросит помочь. Это мир вашего ребенка, и он в нем полноправный хозяин – кого хочет закапывает, что хочет возвышает, словом выражает свои мысли и чувства, а родители или психологи должны просто наблюдать за происходящим.

Психологи выделили три стадии развития игры ребенка с песком:

  1. Хаос. На игровой площадке фигурки разбросаны без какого-то порядка, люди, растения, животные и прочие предметы не имеют конкретных мест и локация их нетипична. Такое явление говорит о том, что ребенка что-то волнует, он встревожен и не может собраться с мыслями.
  2. Борьба. Ребенок четко делит всей персонажей игры на плохих и хороших, очень значимо преобладание определенных фигурок – каких больше плохих или хороших? Это говорит о внутренней борьбе ребенка. Торопить ребенка и подталкивать его для добавления положительных героев не следует, важно то, что получится в конце игры.
  3. Исход. Финальная стадия терапии. Положительное окончание игры свидетельствует о мире и покое в душе ребенка.

Индивидуальные игры ребенка под контролем взрослого можно начинать с того возраста, когда ребенок перестает тянуть все в рот. Групповые занятия, как правило, начинаются с 3 лет.

Занятие по песочной терапии, игры

Для развития общей моторики рекомендуется проводить рисование и игры с песком стоя. Таким образом, ребенок задействует большую часть мышц, укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений.

Чтобы сделать акцент на развитии мелкой моторики рекомендуются упражнения, которые направлены на тренировку пальцев. Такие занятия повышают работоспособность коры головного мозга, оказывают положительное влияние на речевые центры, происходит развитие ручной умелости.

Упражнения на развитие моторики

Ребенок и взрослый на ровной поверхности песка оставляют отпечатки своих рук – ладонь и тыльная сторона ладони. При этом взрослый рассказывает о том, что он чувствует, прикасаясь к песку. Затем ребенок должен рассказать о своих ощущениях, возможно он будет немногословен, и тогда можно задавать наводящие вопросы. Какой песок на ощупь? Какая разница в прикосновении разными участками ладони?

Далее можно прощупать песок подушечками пальцев, посыпать песок сверху на ладони, и спросить ребенка приятно ему это или нет. Такое упражнение учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, исследовать объект руками и осознано давать оценку тактильным ощущениям.

Для снятия эмоционального напряжения необходимо проводить игры в спокойной обстановке, упражнения должны быть направлены на развитие навыков по управлению собственным мышечным тонусом. Расслабление помогает одним детям снять напряжение, а другим сконцентрировать внимание.

Упражнения на расслабление детей

Нарисовать ладонями, костяшками пальцев, кулачками разные узоры и побеседовать с ребенком на что они похожи – следы животных, снежинки, ветки. Необходимо ненавязчиво пробудить фантазию ребенка.

Для снятия агрессии важно чтобы игра заканчивалась положительными эмоциями, добро одерживало верх над злом. В этом случае возможно использование сказочных персонажей, через которые ребенок будет раскрывать свои внутренние проблемы и переживания.

Представленные в этой статье бесплатные, разнообразные антистресс раскраски кототерапия это прекрасный способ упокоить наш ум, привести мысли в порядок и расслабиться.

Упражнение для снятия агрессивного состояния

Можно устроить песочный ливень – сначала пусть дождик будет мелким, и помещается на одной ладони, затем песок можно зачерпывать двумя ладонями или детским ведерком. Очень важно, чтобы ребенок ощущал свою причастность к этому дождю, тогда он успокоится и будет менее агрессивно воспринимать дальнейшие игры.

Песочная терапия книги

Есть очень много полезных и прекрасных книг по этому направлению терапии, но мы вам рекомендуем: книга «Песочная терапия. Практический старт» Елена Тарарина. Ее можно купить в магазине Озон с быстрой доставкой на дом:

Песочная терапия видео

Заключение

Для того чтобы ребенок научился выражать свои мысли и чувства, психологи советуют изображать их в форме рисунков. Но маленькие дети рисуют плохо, из-за этого они расстраиваются, плачут и еще больше замыкаются. Песочная терапия для детей дошкольного возраста: рисование на песке и игры с песком освобождают ребенка от груза переживаний, а качество рисунка на песке значения не имеет, поэтому ребенок защищен от неудач.

Статью прочитали: 4 801

Расскажите друзьям:

Вконтакте

Проводим арт-терапию для коррекции психо-эмоциональных нарушений у детей. Применяем различные виды арт-терапии: песочную терапию, сказкотерапию и куклотерапию. Вид терапии подбираем индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка, при необходимости совмещаем несколько разновидностей арт-терапии и другие коррекционные методики: игровую терапию, телесно-ориентированную терапию, лечебную физкультуру, остеопатическую и кинезиологическую коррекцию. Работаем с детьми любого возраста.

Особенности арт-терапии

Арт-терапия - психотерапевтическая и психокоррекционная методика, в которой используется творческая деятельность. С помощью искусства ребенок выражает свои чувства и эмоции, как позитивные, так и негативные. Специалист отмечает особенности мышления и эмоционального восприятия, помогает развить самоконтроль, проработать тяжелые ситуации. У ребенка накапливается положительный опыт, который впоследствии помогает ему справиться с проблемной ситуацией в реальной жизни.

Песочная терапия

Для терапии используется песок, вода и разнообразные маленькие фигурки. Ребенок сам выбирает, с каким песком он хочет работать: сухим, влажным или кинетическим. Из песка строится мир, в котором участвуют герои-фигурки. Также ребенок может рисовать песком, создавая разнообразные образы на световом экране, используя многообразие цветовой гаммы.

Фигурки. Фигурки разнообразные: есть фигурки людей (мужчины, женщины, дети и младенцы), животных (кошки, собаки, птицы, рыбы, насекомые и другие), растений (цветы, деревья, травы). Помимо этого есть фигурки домов, машин, мебели, еды, посуды и другие.

Каждая фигурка - символ. Для специалиста важно все: какая фигурка выбрана, как она поставлена, как взаимодействует с другими фигурками, как ребенок относится к фигурке и какую рассказывает историю. С помощью фигурок внутренний мир ребенка воссоздается в реальности, и специалист может воздействовать на него напрямую.

Песочный мир. Игротерапевт наблюдает за событиями в песочном мире ребенка. Если возникла сложная ситуация, помогает найти решение и изменить к ней отношение. Сложная ситуация связана с реальными событиями, поэтому ребенок изменится не только в игре, но и в жизни.

Сеанс в среднем длится 60 минут, иногда может занять полтора часа. Длительность зависит от состояния, возраста ребенка, его особенностей и специфики проблемы.

Сказкотерапия

Существует несколько разновидностей сказкотерапии:

  • Работа с существующей сказкой. Обсуждение героев народной либо авторской сказки, их взаимоотношений, событий сказки.
  • Написание своей сказки. Ребенок придумывает сюжет, а специалист следит за ходом мыслей, подсказывает, какое решение должны принять герои и почему.
  • Постановка сцены из сказки. Ребенок становится героем сказки, пробует испытывать эмоции и переживания персонажа, чтобы понять его действия.
  • Арт-терапия по сюжету сказки. Ребенок рисует, лепит, изготавливает куклы, символизирующие героев, наделяет их определенными чертами.

Сказка - отражение реальной жизни целиком или некоторых событий. Ребенок ассоциирует себя с определенными героями, благодаря чему специалист делает выводы о самочувствии и эмоциональном состоянии ребенка, узнает подробности о его жизни, характере, способах преодоления тяжелых ситуаций. При этом ребенку не нужно переживать тяжелые события заново - они проецируются на сторонних героев и не затрагивают психику ребенка.

Куклотерапия

Коррекция с помощью кукольного театра. С помощью кукл ставятся постановки по сказкам, прорабатываются истории и события. Иногда специалист просто играет с ребенком, а сюжет формируется и корректируется по ходу игры. Для разных задач используем различные виды кукол: отдельные персонажи, марионетки, пальчиковые, варежковые или штоковые куклы и другие.

Куклотерапия помогает развить внимательность, память, восприятие и моторные функции, снять эмоциональное напряжение. Ситуации, прорабатываемые в игре, помогают детям научиться вести себя в коллективе, общаться с другими людьми и понимать чужие проявления. Также куклотерапия помогает скорректировать негативные проявления личности и характера, развить стремление к познанию.