Что делать если новорожденный не успокаивается. Как успокоить новорожденного ребенка

Истерика у грудничка – это явление нередкое, ведь другого метода обратить внимание на свою проблему у новорожденного не существует. У ребенка и мамы очень сильная эмоциональная связь. Новорожденный улавливает не только родной запах самого близкого человека, но и чувствует оттенки настроения, перенимает их, особенно это заметно у тех малышей, которых мамы кормят грудью. Чтобы маме или папе успокоить новорожденного ребенка во время истерики, необходимо самим быть эмоционально стабильными.

Иногда можно подумать, что малыш пытается манипулировать мамой, но это не так. По характеру плача можно определить причину беспокойства.

Колики

При истерике малютка очень громко плачет, поджимая ножки и лишь ненадолго прерываясь. Такой плач сильно отличается от других, поэтому его перепутать сложно. Помочь ребенку могут:

  • теплая пеленка или мягкое полотенце, прогретые утюгом и сложенные в несколько слоев. Можно использовать небольшую грелочку;
  • легкий антиколиковый массаж животика и бедер также поможет расслабить малыша и облегчить его страдания.

Кишечные колики обычно тревожат детей в возрасте от пары недель до четырех месяцев. С более старшими детьми искать причину истерики нужно будет в другом.

Отит

Если потрогать выступающий хрящик из ушной раковины, кроха начнет плакать сильнее. Он не может взять грудь, потому что ему больно совершать сосательные действия. Малютка вертит головой и плачет, так как у него болят ушки. Необходимо вызвать врача, чтобы как можно скорее вылечить заболевание.

Прорезывание зубов

Большинство истерик у детей в 9 месяцев связано с режущимися зубами. Если первый молочный зубик у малышей появляется в возрасте от 4 до 7 месяцев, то сильное слюноотделение, жалобный плач и попытки любой предмет тянуть в рот приходится на активную фазу, когда режутся по несколько зубов одновременно.

Успокаивать ребенка в это время можно специальным прорезывателем для зубов из аптеки, наполненным гелем или водой, который помещается в холодильник, пока ребенок спит. Через несколько часов его можно достать и дать ребенку пожевать. Он массирует десны, охлаждает воспаленные участки и уменьшает боль. Можно также нанести на десны , которые реализуются в аптеках.

Переутомление

Истерика у трущего глаза грудничка может начаться в результате утомления или желания уснуть. Самостоятельно такие крохи засыпают не всегда. Если он хнычет и не проявляет интерес к окружающим событиям, то покачайте его, спойте колыбельную или расскажите ему короткую сказку.

Погодные условия

По время прогулки резкий плач, который периодически стихает, но продолжается довольно долго – это признак того, что ребенок замерз. Холодная кожа со стороны спины или живота поможет удостовериться в этом. Укройте малыша теплым одеялом или оденьте грудного ребенка потеплее и попытайтесь утешить, поносив на руках и согревая его своим теплом.

Если истерика у младенца вызвана жарой или перегреванием, то он будет хныкать, а на коже появятся покраснения и потница. Ребенку жарко, поэтому переодеваем его в легкую одежду или снимаем ее в летнюю жару.

Полный подгузник

У ребенка с мокрым подгузником может наблюдаться плач — то усиливающийся, то ослабевающий. Чтобы устранить возникший дискомфорт, младенца нужно помыть и переодеть в сухое.

Голод

Малыш кричит протяжно и тянет ручки? Вероятно, он голоден и его нужно покормить. Истерика у ребенка в этом случае прекратится, если он будет сытым.

Скука или дефицит внимания

Если видимые причины истерики отсутствуют, скорее всего, с ребенком необходимо пообщаться. Взять на руки, рассказать об окружающих предметах, повеселить его игрушками.

Сверхвозбудимость и беспокойство

Если малыш уже довольно долго кричит и ни на что не реагирует, то для его успокоения лучше уйти в уединенное место, где отсутствуют люди, выключить любые раздражители – свет, телевизор, музыку, задернуть шторы и закрыть дверь. Прижать кроху к себе и покачивать его в такт ритму плача. Начать с энергичных действий и постепенно перейти на тихие, успокаивающие движения.

Многим деткам нравится, когда мама или папа во время качания сидят на фитболе – большом мяче, придающем дополнительную амплитуду и мягкость. Можно умыть малыша теплой водой или уйти на свежий воздух, где также нет людей. Нельзя передавать кроху из рук в руки, особенно чужим людям. Для ребенка это будет дополнительный стресс.

Неудобное положение

Хныканье переходит в крик, при этом малютка пытается сменить положение или перевернуться? Это говорит о том, что ему неудобно, давит пуговица или застежка, складка на одежде. Нужно помочь ему удобно улечься и поправить одежду.

Что делать?

Существуют мифы, что нужно игнорировать истерики малышей, якобы тем самым пресекая их попытки манипулировать родственниками и занимаясь воспитанием ребенка. На самом деле это большое заблуждение. У новорожденного личность еще не сформирована, ему требуется забота, ласка и внимание. Важно успокаивать и помогать малышу, так как в результате истерического приступа у него расшатывается нервная система. В первую очередь маме необходимо понимать, что происходит с грудничком.

Для младенцев от рождения до трех месяцев, существуют несложные приемы, с помощью которых их легко успокоить. У них еще есть воспоминания о внутриутробной жизни, поэтому успокоиться такому крохе помогает:

  • пеленание и покачивание – они покажут грудничку, как на последней фазе беременности ему было тесно, когда он качался в утробе;
  • укладывание набок – это самая комфортная поза ребенка внутри матери;
  • тихое монотонное шипение – звуки, происходившие от маминого дыхания и движения пищи по ЖКТ;
  • сосание груди или пустышки напоминает умение сосать пальчик.

С трехмесячного возраста таких методов недостаточно, чтобы успокоить малыша. В этот период грудничок активно интересуется всем, что происходит в окружающем мире, познает его и с удовольствием переключается с истерики на другой предмет.

Если устранить причины, вызывавшие истерику у малыша, то его можно в более старшем возрасте заинтересовать включенной лампой или зажженным светильником, льющейся водой в кране или игрушкой. Наблюдая за своим ребенком, мама всегда может отметить для себя, чем он активно интересуется, какие из вещей и явлений нравятся ему больше других.

Истерики у годовалого ребенка специалисты называют «кризисом первого года жизни». Малыш в это время начинает понимать, что он и его мама – личности разные, которые иногда могут находиться друг от друга раздельно. Желание познавать мир, ползая и быстро «убегая» ползком, лезть в запретные места, прятаться, ломать вещи – это не попытки сделать все назло маме, а любопытство малыша, проявляющего интерес ко всему окружающему его.

Чрезмерная опека, наоборот, раздражает ребенка, запреты взрослых вызывают бурные эмоции и попытки сделать все самому – взять ложку или надеть шапку, снять ее или по-другому заявить о своей личности. Но так как он еще не может сделать это на словах, эмоции захлестывают его и превращаются в крик, топот, ярость и падение на пол.

Родители, пытающиеся перекричать малыша, усугубляют проблему. Не стоит раздражаться данным этапом взросления, кричать на ребенка и тем более шлепать его. Прежде чем успокоить, проявив твердость, выясните причину истерики.

Новорожденные плачут по разным причинам, иногда даже само поведение может подсказать, что именно мучает грудничка.

Главное – не терять спокойствия и пробовать каждый метод, пока не подберете то, что подойдет вашему малышу.

Помните: ребенок не будет плакать просто так, любой плач грудничка имеет веский повод, даже если это — просто привлечение вашего внимания: каждый по-разному нуждается в мамином присутствии.

Если вы сами не будете на взводе, то сможете понять, как успокоить плачущего ребенка.

Причины младенческого плача

Часто родители допускают ошибку, пытаясь успокоить малышей каждый раз одинаково. А ведь сначала надо понять, что именно нужно ребенку в данный момент.

Если младенец плачет, как ему помочь? Попробуйте определить характер плача и проверьте для начала:

  • Мокрые пеленки или переполненный подгузник;

Дискомфорт от этого заставляет грудничка ворочаться и кряхтеть во сне, а если от мокроты еще и холодно, он проснется и будет настойчиво звать родителей. Характерный признак – ерзанье, ворочанье, хныканье.

  • Раздраженная кожа, опрелости;

Если у ребенка чувствительная кожа, а вы не используете никаких средств или часто подолгу не меняете пеленки, попка и ножки покроются красными пятнышками и будут зудеть даже в сухих подгузниках.

Намажьте успокаивающим кремом, например, цинковой пастой, бепантеном и обязательно устраивайте воздушные ванны малышу.

  • Неудобное положение;

Груднички первых месяцев жизни еще не умеют сами переворачиваться и могут банально отлежать бочок. Есть смысл каждый час поворачивать малыша на другой бок или на животик, когда он долго спит.

Приобретите специальную подушечку с отверстием посередине для головы – так младенцу будет удобнее.

Кроме того, причины могут быть и другие. Сильный плач у грудничка: что делать, как узнать, чего он хочет? Вот что может быть причиной:

  1. Голод;

Младенцы должны кушать столько, сколько требует их организм. Не стоит кормить по часам, ожидая очередного запланированного кормления, если ребенок надрывается от плача.

Голодный грудничок, если взять его на руки, начинает искать грудь, причмокивать, открывать ротик.

Много полезной информации по этому вопросу вы найдете в статье Кормление по требованию >>>

  1. Много воздуха в желудке;

Это может быть вызвано неправильным захватом груди или сползанием на сосок во время кормления.

Если вы чувствуете, что ребенок плохо сосет грудь и у него небольшие прибавки в весе, то обязательно нужно исправлять прикладывание.

Из-за плохого захвата, ребенок наглатывается воздуха и распирающее ощущение, похожее на изжогу, заставляет его плакать и капризничать.

  1. Колики;

Начинаются обычно в возрасте 2-х недель и заканчиваются к 3-м месяцам. Чаще всего проявляются долгим и пронзительным криком. Малыш никак не успокаивается и продолжает горько плакать.

Помогают ребенку ношение на руках, мягкие покачивающие движения, тепло маминого живота.

  1. Боль;

Затекла ручка, укусил комарик, повышается температура, режутся зубки – все это будет приводить к дискомфорту и ребенок будет вам сигнализировать об этом плачем.

Кстати, пока ваш кроха еще маленький, изучите статью о том, когда появляются зубки и как облегчить состояние малыша при болях в деснах: Прорезывание зубов у детей >>>.

  1. Запор;

Ребенок при этом подтягивает ножки к животу, как и при коликах, но еще и тужится.

Стоит помнить, что запор – это твердый кал. Если ребенок прокакался и при этом его кал светло-желтого цвета, жидкий – то это не запор и никаких вмешательств в виде свечей, мыла и прочих ужасных процедур, малышу не требуются.

  1. Страх;

Надолго остался в одиночестве, приснился плохой сон, испугал громкий резкий звук. Старайтесь быть рядом с ребенком во время его сна, чтобы встретить малыша, едва он откроет глаза и не давать повода для тревоги.

  1. Желание поспать;

Да и так бывает – спать хочет, а сам уснуть не может. Нужна мама, ручками сам себе мешает, устал, надо успокоиться. Ну как тут самому справиться?

  1. Замерз/жарко.

Только найдя нужную в данный момент причину, вы сможете понять, как успокоить новорожденного, если он плачет.

Как успокоить грудничка, когда он плачет?

  • Запеленать;

Младенцы быстро успокаиваются, оказавшись в запеленутом состоянии. Тесное пространство создает ощущение жизни в матке и малыши затихают.

  • Распеленать;

Да, немного парадоксально, но если ребенок плачет спеленутый, то лучше всего на некоторое время дать ему свободу, подрыгать руками и ногами, размяться.

Смена ощущений тела помогает отвлечься от крика и заинтересованно рассматривать все вокруг.

  • Плавное покачивание на руках мамы;

Только обратите внимание, что именно, плавное! Никогда нельзя резко дергать младенца. У него очень слабые шейный позвонки, легко повреждающиеся при грубом качании.

  • Включить фен или воду в ванной;
  • Контакт «кожа к коже»;

Когда совсем нет сил качать малыша, положите его себе животом к животу. Ему будет тепло и спокойно, животик успокоится, спать будет дольше и крепче.

  • Сделайте младенцу нежный массаж, погладьте по голове, разомните ручки и ножки;
  • Включите музыку – детскую или другую, но не агрессивную.

И главное, в любой ситуации сохраняйте внешнее и внутреннее спокойствие – ребенок это почувствует и будет спокойнее сам!

Об уходе за малышом до года смотрите интернет-курс

Почему младенцы плачут? Каждая мама, которая прислушалась к сигналам новорожденного, понимает, что плач не бывает просто так. Он мотивирован, а дети изначально не-капризны. Они пытаются до нас достучаться, а мы понимаем их или нет, вот в чем вопрос. Именно по этому для нас неприемлимо дать плачущему ребенку соску. Это же перекроет его разумное личико! А как тогда его понимать? Как правило, мы не занимаемся и отвлечением внимания. Ведь отвлекать его нужно от какой-то насущной потребности или нужды, а не проще ли просто ее удовлетворять. Дети не хотят "звездочку с небес", то что они хотят действительно нужно им для жизни и роста. А словарь этих "нужд" на самом деле очень прост.

Способ №1. Дать грудь по требованию

Когда младенец голоден он дает это понять легко и доступно. Он или принимается сосать свой кулачок или делает поисковые (чуть хрюкающие) движения носом, как будто надеется наткнуться на мамин сосок. При этом может надрывно вздыхать и что-то "прилепетывать", тапа "а-ха, а-ха, а-ха". Конечно я даю ему грудь, он ест и успокаивается. И не всегда только, когда он хочет есть, иногда, когда он устал, расстроен или встревожен. Потому что, помимо еды, грудь дает мощное успокоение, не только, кстати, младенцу, но и мне, что не маловажно, если я нервничаю.

У моих детей при длительном сосании сердечко начинает биться спокойнее, дыхание замедляется, тело расслабляется, на лицо не только удовольствие, но и глубокое расслабление. В некоторых книжках вы встретите советы, типа "не приучайте малыша по 40 минут висеть на груди, поел и хватит, выньте грудь, дайте соску" (см. доктора Комаровского). На вкус и цвет, конечно, все фломастеры разные. Я решила, что мои малыши соску есть не будут, и не только потому, что "это верный путь к резиновой женщине", но и потому что грудь мне им дать не жалко. Сосредоточенный на соске младенец внешне "тупеет", он находится в аутичном состоянии (я про состояние, а не про болезнь), он не здесь. Сосредоточенный на груди малыш весь растворяется в общении с мамой. Для мамы это может быть сложно (тогда способ не сработает), а может быть легко и радостно: это пауза в середине и конце дня, релаксация, время, когда она восстанавливает тонкую связь с малышом и даже время почитать в свое удовольствие, как ни странно ("Ему было так приятно, а мне ничего не стоило"). Я прочитала множество чудесных книг про младенцев и детей, пока кормила грудью. Читать беллетристику мне казалось как-то невежливо. А вот читать о детях - это было самое то. Так и становишься крепко подготовленной в вопросах естественного и осознанного родительства (это две немного разные традиции родительства, развившиеся в противовес простроенной на распорядках "норме"). А вообще-то, если с грудным кормлением все хорошо , то нет более халявного способа успокоить ребенка на свете. Ведь есть большая разница в том, чтобы ходить-качать и в том, чтобы удобно сидеть или лежать и кормить. Моя старшая дочка вообще не нуждалась в укачивании, но могла висеть на груди бесконечно. Какая же это была халява! При некоторой сноровке кормить грудью можно научиться днем не отрываясь от собственной еды, а ночью - почти не просыпаясь и не испытывая от этого сложностей. И ребенок получит вдоволь материнской любви.

Способ №2. Высаживать

Если вы никогда не высаживали , то удивитесь как много беспокойства у малышей первых трех месяцев вызвано "туалетными" делами. В этот период "дела" у них совершенно часто бывают не ритмичны. Малыш может 2 часа не писать на прогулке в слинге, зато прийдя домой вы получите пять пописов за полчаса. Он может не какать несколько ночей подряд, а потом устроить вам "веселую" ночь с покаками и "подготовкой" перед ними. Какать он может два раза в день, может шесть, а может десять и каждый раз к этому волнительно готовиться. Малыши могут беспокоиться и даже очень интенсивно рыдать перед пописами и пытаться сообщить вам, чтобы вы ему помогли. После пописа они могут порыдать, если были не поняты. Перед покаками они могут затихать, замирать и быть особенно сосредоточенными, а могут плакать, пытаясь сообщить вам, чтобы их распеленали-раздели-вытащили.


Высаживающая мама, отвечающая на это беспокойство действиями, уменьшает необходимость плача, вместо рыдания ребенок кряхтит, мама его понимает и он свои дела делает. Важно, что мама видит, чем каждый конкретный плач мотивирован: она не пытается звонить врачу и не считает ребенка капризным, она не пытается его припеленать или отвлечь. Бесполезно отвлекать внимание человека, который хочет в туалет. Можно, конечно, поговорить с ним, если вы вытаскиваете его из слинга или бежите до ближайших кустов (летом) или до дома (зимой). Дети (даже новорожденные) как-то понимают сообщение мамы "скоро будем" и терпят. Но в конечном счете, его надо не успокаивать, а высаживать. Если, кстати, ребенок зашелся в плаче, потому что его не поняли на счет туалета, то высаживать уже бесполезно. Надо успокоить другим способом (дать грудь) и ждать, пока сам расслабится. Важно, что мы не укачиваем в этом случае ребенка (это сбивает инстинкт), а даем удовлетворить потребность. Уж не знаю как вы в этом случае поступите с одноразовым подгузником, видимо, будете формировать устойчивый рефлекс игнорирования своих телесных импусов (писай под себя, не плачь). Первое время дети будут волноваться, потом привыкнут, конечно же. Просто вы не будете знать, когда он волнуется из-за туалета, а когда по другой причине.

Способ №3. Взять на руки (носить на руках, дать контакт тело к телу)

"Девять месяцев в мамке, девять - на мамке". Этот постулат естественного родительства построен на потребности малыша "не быть одному". Есть тому много причин, но я физиологически чувствую желание не отрывать моего ребенка от тела раньше времени. Для нас с ним предельно органично чувствовать дыхание и биение сердца друг друга, постоянно соприкасаться и находиться в непрерывающейся связи.

Конечно, речь идет о ношении "по требованию". Иногда малыш плачет, просто потому что потерялся , потерялся в слишком большом для него пространстве, в окружении, потерял маму. Мама должна быть рядом с точки зрения его выживания это оправданно. Конечно, "мамой" может быть другой ухаживающий член семьи - бабушка или папа. Ручки сменить можно, вопрос в том, чтобы они были родные и знакомые. И чтобы они постоянно были. У Дольника в "Непослушном дитя ноосферы" есть прекрасная байка на этот счет, которую я всегда вспоминаю, когда мне бывает сложно, если малыш "бдит" мое присутствие каждую минуту, "не отпускает" даже сходить в туалет или принять душ (в результате все это быстро научаешься делать, не спуская младенца с рук и это тоже способствует контакту и синхронизации). Представьте, что две мамы с малышами идут по первобытному лесу. Они положили своих малышей на землю и пошли в кусты "по делам". Один из малышей заорал сразу, другой - через полчаса. Как вы думаете, спрашивает ехидный Дольник, какой из них оставил свой след в эволюции? После этого бесхитростного вопроса ответ на который очевиден (в первобытном лесу того, кто молча лежал на земле полчаса, в эти же полчаса и съели) мне сразу становится легче. Мы, делает вывод Дольник, потомки тех людей, которые орали сразу. Я смотрю на своего ребенка и смеюсь: "Уж ты то точно оставишь свой след в эволюции". Грубо говоря, чем быстрее орет ребенок, когда он потерял маму, тем больше его импульс к жизни (выживанию). Конечно, со временем он научается находиться в спокойном состоянии в безопасной знакомой среде (например, на своем "коврике", у себя дома). Но требуется время, чтобы даже к этой среде привыкнуть. Как раз где-то 3-6 месяцев, а до этого времени безопасная для него среда - мама.

Способ №4. Носить в слинге

Бывает, что незнакомые люди, которые видят меня с малышом в слинге на улице, говорят: "Ваш малыш, наверное, никогда не плачет". К сожалению, иногда плачет. Но привычка к слингу с первых дней (я использую слинг с 9-10 дня после родов, когда активно приступаю к "хозяйственной" жизни дома и прогулкам, до этого обхожусь ношением на руках) приводит к тому, что слинг становится иногда самостоятельным способом успокоения , не сводимым к маминым ручкам.

Руки прекрасны, но во-первых, они устают, а во-вторых, они часто нужны маме свободными, особенно когда у нее есть еще один маленький (пусть и подросший) ребенок. Слинг как бы спеленывает малыша, создавая ему привычный "кокон" безопасности. В результате плачущий ребенок иногда затихает уже в процессе наматывания слинга. Это бывает в тех случаях, когда мне удалось во время (за шаг до расстройства) почувствовать его усталость и желание спать . Если она пропустила нужный момент оптимальной нагрузки и довела до истерики по причине гипервозбуждения, избытка впечатлений или усталости, то намотаться будет сложно, но сразу после намотки активные ритмичные движения мамы или ритмичная прогулка быстро успокоят малыша. Малыш до трех месяцев будет преимущественно спать в слинге, позднее он учится оттуда глазеть и бодрствовать. Все-таки с точки зрения "халявности" слинг на втором месте, он уступает только успокаиванию на груди. Ведь, в отличие от укачивания, он оставляет свободными руки и позволяет параллельно заниматься другими делами. Например, играть со старшим ребенком, гулять с ним, делать покупки или заниматься делами по хозяйству и даже (сидя на фитболе) работать за компьютером. Ношение в слинге также хорошее средство успокоить малыша в период коликов, поскольку он "сбрасывает" лишнее напряжение в области живота ребенка через контакт "тело к телу". В момент острых коликов кормление грудью может не работать и слинг реально спасает ситуацию.

Способ №5. Принять ванну или душ

Мы активно используем воду для снятия напряжения. И пассивно используем воду для снятия напряжения. Например, если в 6-ть или 7-мь утра зимой в Москве малыш поднял меня по своим большим "делам", а после этого волнуется и не засыпает: крутится и ни туда, ни сюда и грудь его не успокаивает и просто бодрствовать нормально не может, а я хочу спать (хоть убей), то я беру его на руки и тихо переползаю в горячую ванну. В ней зажигаю свечу или маленькую лампу, набираю приятную воду и лежу в ней вместе с малышом (он на мне на животе или на спине, ноги частично спущены в воду). Дремлю. Дожидаюсь, когда он за полчаса настучится ручками и ножками, доделает большие или маленькие дела (сливаю воду, конечно, если случились "большие") и переползаю в кровать, где выдаю грудь. После этого мне обеспечены еще 1-2 часа глубокого сна. Если малыш сделал тоже самое утром теплого весеннего дня на море, я завтракаю (пусть даже в 6-ть утра) и иду с ним гулять, чтобы вечером лечь пораньше и синхронизировать наши ритмы. То есть дело в моем комфорте, который я в любом случае передам малышу.

Если сама я спать не хочу и готова поупражняться физически, а малыш нервный, то я не лезу с ним в ванну, а просто набираю ее комфортной водой (30-36 градусов) и купаю его с проводками по типу "купаем малыша в большой ванне". Это дает ему отвлечение и нагрузку, после которой приходит крепкий сон. В этом случае малыш крайне редко в воду какает, поэтому воду можно несколько часов не сливать, а просто доливать горячей и купать его повторно, если нервозность возобновляется. Заплакал - если не проходит кормление и высаживание - в ванну - отдохнул - в ванну и т.д. Это для долгих зимних московских дней, когда прогулка не занимает центральную часть дня.

Способ №6. Укачать малыша ("Помоги мне уснуть!")

Мы специально не пишем про этот метод как первый, потому что укачивание не логично применять, если ребенок голоден, хочет писать или какать и даже в каждом случае, если он "потерялся" и хочет быть на руках у мамы. Это то, что нужно делать, если другие потребности "не видны", а ребенок нервничает и явно не хочет активно и спокойно бодрствовать, следовательно, устал. Результатом укачивания как правило является сон. Нам совсем не приходилось укачивать дочь, но малыши разные и с сыном нам пришлось поупражняться. Есть так много прекрасных способов укачивания, что мы хотим посвятить им отдельный пост. Здесь можем просто их перечислить. Самое оперативное - просто укачать на руках или на фитболе .

Мячик прекрасен, особенно он хорош для тех, кто укачивает не каждый день, а время от времени, например, для дедушек или бабушек. Укачивание на мячике не требует особого чутья к малышу, оно просто "берет ритмом". Я предпочитаю (по возможности, если малыш это принял) укачивать на гамаке , потому что это разгружает спину.

Муж (Саша) когда укачивает, танцует . Он берет динамичную музыку (типа "7-40") и не стесняясь включает ее громко, после чего от души скачет. Малыш засыпает к концу 2 или 3-ьей композиции. Держит он малыша вертикально "в лягушечке" на манер слинга. Я чаще всего танцую все-таки в слинге, поскольку не всегда после такого метода удается положить малыша, чтобы он выспался легче оставить его спать в слинге. Для нас очевидно, что укачивающий малыша взрослый, прежде всего укачивает себя, он переводит себя в измененное (ритмом) состояние сознания, в котором за счет своего тела (дыхания, расслабления, отключения сознания от повседневных проблем) "отключает" или расслабляет малыша. Если у мамы достаточно физической активности или есть возможность длительных прогулок, а также если она много находится на свежем воздухе, укачивание малышу обычно не требуется. Мы считаем, что укачивание более "востребовано" детьми, рожденными в городах в осенне-зимний период.

Укачивает также езда в машине . Нужно выбирать маршруты с монотонной ездой, желательно без пробок (иначе с раздраженным малышом можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда он не сможет поспать). Нужно приноровиться с выносом малыша из машины. Чаще всего мамы несут малыша вместе с креслом. Мне это не по силам (да и наша люлька в машине для этого тяжеловата), я вынимаю малыша из кресла и несу на руках. Для этого надо учесть фазы сна. Переносить можно на фазе глубокого сна, когда дыхание глубокое, а тело расслаблено. Если попробовать перенести на фазе быстрого сна (фазе сновидений, когда тело подергивается, малыш шевелится и попискивает), то он проснется. Поэтому, если я доехала до места на фазе быстрого сна, то еще колешу какое-то время по округе, дожидаюсь пока уснет крепко. Фазы сна чередуются примерно каждые 45 минут. То есть раз в 45 минут глубокого сна наступает короткая по продолжительности (7-10 минут) фаза быстрого сна. Если "поукачивать" на фазе быстрого сна, то можно спокойно отдыхать следующую фазу глубокого сна (не укачивая). Это же касается сна в слинге. Именно на фазе глубокого сна можно сварить суп, посмотреть кино или поработать за компьютером, в промежутках лучше подкачивать. Все это касается в большей степени подросшего младенца, поскольку в первые три месяца малыши и так спят большую часть дня их дневной сон "охранять" не обязательно. Еще важно, чтобы в какой-то из этих снов мама выбрала время отдохнуть сама, иначе к концу дня она выдохнется.

Способ №7. Успокоить маму

Ограничение метода ношения на руках заключается в том, что руки передают спокойствие спокойной мамы и нервозность нервной или злой. Это не повод, если мама расстроена, устала или зла, лишить малыша телесного контакта. Тогда он еще больше потеряется, поскольку все равно будет чувствовать дискомфорт мамы и тревожную обстановку.


Но это повод сместить внимание с волнения малыша на то, что происходит с мамой. Мы с мужем заметили интересный факт. Иногда, если я не могу успокоить ребенка (конечно, не в момент резкого крика, а в момент затяжной и утомляющей нервозности), то ребенку помогает, если муж делает мне массаж ног (малыш при этом лежит либо на мне, либо рядом). Смысл простой: можно расслабить маму и малыш автоматически расслабится. Регуляно отправлять маму в баню или бассейн, например (я это делаю с малышами). Устроить маме релакс в любой приемлемой форме. Мы используем метод Рэйки (для мамы), если чувствуем, что "градус нервозности" в доме зашкаливает. Это позволяет не только снизить волнение детей, но и избавить их от нежелательных в период младенчества болезней.

Способ №8. Согреть или "проветрить" малыша

Здесь речь об оптимальном температурном режиме и его регулировании. Малыш будет беспокоиться и даже плакать, если ему холодно или жарко. Это не повод держать вокруг него постоянный термостат с неизменными +26 градусами. Это приведет к низкой адаптивности. Мы стараемся дать малышу попробовать разное в первые месяцы жизни. Похолоднее - потеплее - дома в одежде - дома без одежды - на улице в разную погоду в слинге, на руках или коляске и т.д. Чтобы он подышал холодным и теплым воздухом. Мы даем пробовать и наблюдаем, что происходит. Например, кожа наших малышей четко реагирует на перегрев. Даже в +24 градуса дома она может давать потницу, если ребенок одет и вспотел в одежде. Кожа реагирует до того, как они начинают плакать. Поэтому на перегрев мы реагируем скорее по коже, чем по плачу. Наоборот, иногда ребенок может плакать, когда он мерзнет и "просит", чтобы его укутали. Одна наша знакомая рассказывала, что ее новорожденная дочка: "Плачет после купания, плавать кайфует, а потом, когда из полотенца разворачиваем вытирать, начинает плакать, холодно ей. Согреваем сразу ручки и ножки, ну и грудь успокаивает, но кроме как холодно другой причины вроде плача нету". Для нас решение очевидно - зачем такого ребенка из полотенца разворачивать? Завернули и на грудь, сама внутри полотенца высохнет. Если этой девочке не нравятся контрасты, зачем их ей устраивать. Некоторые малыши растираются с удовольствием, но удовольствие здесь первично.

Способ №9. Поговорить с малышом

С первого дня я заметила, что Никитка лучше успокаивается, если с ним говорить, смотря ему прямо в глаза. Намного лучше чем, например, от укачивания. "О чем ты с ним говоришь?" - спросили меня друзья и семейные. "Конечно, о прошлых жизнях," - сказала я - "прошу его, чтобы он побольше запомнил."

Ну, а еще с новорожденными можно и нужно говорить обо всем, объяснять им, что происходит. Говорить, что они находятся в своем доме, среди своей семьи. Рассказывать про эту семью. Не обязательно сюсюкать, но говорить адресно, смотря в глаза. Не в режиме "радио, которое вещает само по себе", а в режиме контакта. Они понимают, да и нам полезно приучаться относиться к ним по человечески. И они даже верят нам и успокаиваются.

Способ №10. Применить динамическую гимнастику, массаж или другую практику работы с телом

Скажем сразу, технично и развернуто динамическую гимнастику (автор которой Леонид Китаев) мы не применяли, поскольку он требует от мамы большой физической силы или целиком возложен на папу. Но, говоря это, мы конечно лукавим, потому что в терминологии Леонида Китаева любая подвижная практика для контакта с ребенком, в диапазоне движений, допустимых для родителя, это своего рода динамическая гимнастика.

Мне совсем не хотелось как-то крутить, подвешивать и подбрасывать своих малышей в новорожденный период и период до 3-х месяцев, может потому что они не страдали повышенным тонусом или коликами (что очень хорошо подобными практикаи снимается). Но вот мой сынишка дорос до 3,5 месяцев и 7 кг и стал таким крепким и сильным малышом, что я почувствовала, что его потребность в движении больше, чем его собственные возможности в движении и координации. Как это проявляется? Он не может лежать долго на спине (скучно), переворачивается, а ползти тоже еще не может и нервничает от этого, делая прыжковые раскачивающиеся движения всем телом, как будто хочет, но не может ползти вперед. В результате он совсем не может лежать вообще: 10-15 минут "отработал", "отпахал", как говорится, и снова на маму. Конечно, 3,5 месяца в норме рано для ползанья. Но этот конкретный малыш, сообразительный и очень подвижный, хоть и без тонуса, явно показывает, что ему хочется большего. Ну что ж, сынишка, тогда полетаем. Заодно мама подкачает трицепсы и бицепсы...

Способ №11. Скорректировать окружение

И, конечно, самое важное мы оставляем на десерт. По мимо оперативных потребностей, есть эмоциональный (и событийный) фон. Здесь, конечно, можно сказать и просто про среду обитания. Иногда, если ребенок заплакал, достаточно просто включить музыку (если она никогда не играет в доме) или выключить (если она играет в нем всегда). Но в общем то мы здесь говорим скорее о благоприятной или неблагоприятной обстановке в доме, событиях в жизни родителей и особенно мамы. И зачастую младенец - самое чувствительное существо в семье, поскольку врать (даже себе) он еще не может. И тогда он сигналит, что есть беда, из которой его (или маму) нужно вытащить. Например, иногда я провожу психологические консультации, когда мой ребенок находится у меня на руках (в слинге). И я замечаю, что малыш начинает "ругаться" и "нервничать", если с консультацией что-то не так. Грубо говоря, когда клиент (партнер) врет. Младенец - идеальный детектор лжи . Он не терпит мути в ситуациях и отношениях. Как только консультация проходит через "мутную" тему и наступает катарсис, малыш успокаивается и как правило засыпает. Можно судить по разному, место ли малышам на работе матери. Мы напишем об этом отдельно когда-нибудь и, веротно, довольно скоро. Но мне (Лена Павлова) приходится работать со своими детьми - снимать, монтировать, преподавать, консультировать, проводить платежи, писать посты или отчеты. И я привыкла доверять им. Если они нервничают, а их непосредственные потребности удовлетворены, я ищу причину в окружении. Они чутки к конфликтам в доме и будут тревожиться "перед тем как" взрослые заскандалят, а также "после того" как конфликт вроде бы исчерпан, а взрослые ходят раздраженные. А также накануне папиной премии на работе или перед тем как сломается машина. Не надо думать, что можно делать при младенце все что угодно, что он маленький и пока не понимает. Он понимает глубинный невербальный аспект, может быть понимает более точно, чем взрослые. Если вы поехали в гости в семью, где к вам относятся враждебно, не удивляйтесь, что вернувшись домой вы обнаружите малыша обсыпанного сыпью, например. Это понимание благоприятных и неблагоприятных мест особенно отчетливо видно в путешествиях, мы писали об этом. И, если в доверяете ребенку как партнеру и вычищаете муть вокруг себя, то, в конечном счете, сами станете здоровей и сохраните ребенку чуткость. Ведь возможности младенца избыточны и сохраняется то, что используется. Его чуйка пригодится ему в жизни, для нее есть много зон приложения в разных специальностях.

Способ №12. Скорректировать ритмы и распорядки

Как вы поняли мы, как и другие естественные родители, живем в режиме по требованию . Хочет грудь - получает. Хочет писать или какать - высаживают. Хочет спать - укладываем. Хочет "гулять" - даем бодрствовать, но не развлекаем, если дело происходит ночью (стучи ногами сколько хочешь, я буду спать рядышком) и составляем компанию, если дело происходит днем. Постепенно появляются некоторые ритмы, довольно гибкие. К трем месяцам формируется некоторый естественный аналог режима. Мы знаем, сколько раз в день наш малыш предпочитает кушать, какать, спать. Для того, чтобы этот ритм появился мы вместе с малышом проделали за это время большую работу по направлению друг к другу. Он сигналил нам всеми силами, когда его не понимали - плакал. А мы слушали. В мягкой или жесткой форме, это уже по своей чуткости или занятости. Если мы старались понимать, то он старался свои сигналы усиливать. Важно, что чем скорее наступала наша реакция на первые "просьбы", тем меньше ему надо было плакать. Оптимально действовать за шаг до того, как он заплачет и тогда ему не надо было привыкать плакать, чтобы достучаться до нас. Не расстраивайтесь, если он все-таки плакал. Малыши отличаются по уровню требовательности, возможно ваш - из требовательных. Если вы его слушаете, вы можете превратить его чуйку в то, что будет очень полезно ему потом, пригодится в жизни, даст приложение его тонкости и чуствительности.

Ссылки

  1. Уильям Сирз, Марта Сирз. Ваш малыш от рождения до двух лет.
  2. Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип переемственности.

Индивидуальные консультации