Основные функции права социального обеспечения. Понятие, система и функции права социального обеспечения Обеспечение социально правовой защиты функция

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях Буянова М.О., Кобзева, Кондртьева З.А. Право социального обеспечения. - М. : Кнорус, 2013. - С. 13..

Существенных разногласий во взглядах ученых по поводу классификации функций социального обеспечения не наблюдается, однако есть различия в формулировке самих функций и в их количествеМачульская, Е.Е. Право социального обеспечения - М. : Юрайт, 2011. - С. 64-65..

Выделяют несколько основных функций социального обеспечения:

  • - экономическую ;
  • - политическую ;
  • - демографическую ;
  • - социально-реабилитирующую;
  • - охранительную или защитную.

Безусловно, одной из основных функций является экономическая функция социального обеспечения. Экономическая функция заключается в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи). Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью. социальный компенсация обеспечение

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения. Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики Васильев Ю.В. О функциональном подходе к предмету права социального обеспечения // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. - М., 2006. - С. 597..

Конституция РФ закрепляет положение о том, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ (ред. от 3.12.2012) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (ред. от 3.12.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 43. - Ст. 4904. введено понятие - малоимущего гражданина или семьи, как критерия для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Практический и научный комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". - М.: Юрайт, 1997. - С. 15..

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы: на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи многодетным семьям, безусловно, влечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, повышению продолжительности жизни граждан.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д. Следовательно, эта функция имеет своей целью восстановление (в том числе возмещение) прежнего правового положения его субъектов Иванова Р.И. Предмет и метод советского права социального обеспечения. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - С. 75..

Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми, безусловно, повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Охранительная или защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые Илюшин И.Н. Функции права. - СПб. : Питер, 2008. - С. 98.. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частный характер.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления:

  • - охрана социальных прав;
  • - защита социальных прав.

При этом охрана социальных прав - это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями, и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав. Под защитой же понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспечения некоторые специалисты указывают и на другие. В.Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункцииШайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения. - М. : Юрайт,2011 - С. 66..

Социальное обеспечение обладает определенными функциями, наличие которых позволяет ответить на вопросы: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В специальной правовой литературе выделяют экономическую, политическую, производственную, реабилитационную демографическую, духовно-идеологическую, защитную функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения должна заключаться, главным образом, в следующем:

  • ? в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу жизненных всевозможных обстоятельств - в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.;
  • ? в частичном возмещении дополнительных расходов гражданам, вызванных различными объективными причинами, - рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.;
  • ? в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.

Источником финансирования для осуществления этой функции являются средства, аккумулируемые в целевых источниках: в специализированных фондах социального страхования (ПФР, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России), фонды обязательного медицинского страхования ФФОМС, ФОМС); в федеральном бюджете, в котором имеются специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете (в бюджетах субъектов Российской Федерации); в иных фондах социальной поддержки населения. В будущем не исключается возможность появления подобных средств в бюджетах органов местного самоуправления.

Экономическая функция состоит в перераспределении финансовых средств и на практике выражается в предоставляемых гражданам видах социального обеспечения - пенсиях, пособиях, компенсациях и т.п.

Вне всякого сомнения, достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание - это главная цель государства. От их объема зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего - чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше размер социальных выплат. Однако в настоящее время их уровень в России не отвечает требованиям многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения.

Отсюда вытекает главная задача государства - создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством, например созданием оптимального общего режима налогообложения в увязке с социальными страховыми платежами для всех участников рыночных отношений независимо от их организационно-правовых форм (крупного и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Внешне она выражается в том, что право граждан на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой или служебной деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит (и должен зависеть) от ее характера и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального уровня работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному уходу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Как в реальной жизни проявляется данная функция социального обеспечения? Рассмотрим на примере трудовой пенсии по старости. Трудовая (страховая) пенсия по старости исходя из ее сущности - это денежная выплата, заработанная трудом посредством уплаты обязательных страховых платежей за счет заработной платы работника. В самом наименовании пенсии видна связь с трудом. Именно длительность труда, выражаемая в стаже работника, а соответственно, и объем внесенных страховых платежей должны определять в конечном итоге право на трудовую пенсию и ее сумму (исходя из принципа солидарности данного пенсионного страхования). Иными словами, право на трудовую пенсию должно напрямую зависеть от участия граждан в общественном производстве, от их общественно-полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах. Поэтому под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, иных периодов времени, признаваемых социально значимыми, с учетом которых устанавливается трудовая пенсия по старости, а в соответствующих случаях и другие виды трудовых пенсий. При этом должны учитываться особенности трудового стажа: во-первых, длительность трудового стажа измеряется количественно; во-вторых, стаж имеет качественную характеристику, отражающую условия и характер, в которых протекала трудовая деятельность; в-третьих, в предусмотренных законодательством случаях в стаж работника включается время, когда он не работал, но за ним сохранялось его место работы или должность; в-четвертых, в стаж включается как оплачиваемая общественно полезная деятельность, так и время некоторой неоплачиваемой деятельности; в-пятых, в трудовой стаж включаются периоды времени, когда гражданин не работал и не был занят какой-либо деятельностью, но при соблюдении определенных условий.

В 1998 году в деловой оборот было введено новое понятие - страховой стаж. Его появление обусловлено проводимой пенсионной реформой. Главная ее задача - создание эффективного механизма, который обеспечивал бы соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему (доле) участия в обязательном пенсионном страховании каждого конкретного лица. Иными словами, размер трудовой пенсии должен зависеть от продолжительности периода страхования, т.е. периода внесения каждым застрахованным лицом страховых взносов от своих трудовых доходов, заработков и величины страховых взносов в ПФР.

В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Закон 2001 г. о трудовых пенсиях) говорится, что страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Из данного определения видно, что новое пенсионное законодательство сохранило некоторую преемственность в учете видов общественно полезной деятельности и некоторых иных периодов в жизни граждан, засчитываемых в страховой стаж, когда они не работали и не занимались какой-либо общественной деятельностью.

На первый взгляд в принципиальном плане здесь ничего не изменилось. Однако анализ содержания норм, касающихся иных периодов времени, засчитываемых в страховой стаж, свидетельствует о другом. Так, п. 1 ст. И Закона 2001 г. о трудовых пенсиях не содержит, например, упоминания о периодах подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов. Возникает вопрос: не повлечет ли исключение из страхового стажа этих и иных периодов общественно полезной деятельности снижение качества труда, а в конечном итоге и влияние самой производственной функции социального обеспечения? Ведь право на многие виды социального обеспечения (например, трудовые пенсии, страховые пособия, льготы) теперь уже может быть не обусловлено самой трудовой деятельностью и ее продолжительностью. В свою очередь уровень социального обеспечения уже в меньшей степени будет зависеть от самого труда, его характера и размера вознаграждения за него и т.д. В этой связи логично возникает другой вопрос: будет ли работник заинтересован в качестве своего труда, в наличии постоянного места работы, в стабильно повышающемся заработке? Скажется ли это положительно на состоянии эффективности народного хозяйства страны, и особенно в тех отраслях и производствах, где был и остается недостаточно высокий уровень оплаты труда?

Ранее действовавший принцип определения уровня пенсионного обеспечения можно было схематично представить так: длительный стаж - высокий заработок (трудовой доход) - высокий размер пенсии. Надо признать, что сейчас действует иной принцип, установленный новым законодательством о трудовых пенсиях. В настоящее время действует формула: более высокий заработок (доход) - большие отчисления страховых взносов (на будущую трудовую пенсию) в ПФР - страховой стаж - больший размер пенсии. Подтверждением этому может служить следующая новелла. Согласно п. 2 ст. 6 и 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусмотрено добровольное вступление лиц в правоотношения по одноименному пенсионному страхованию - как за себя, так и за другое физическое лицо. Мотивы здесь понятны - вовлечение дополнительных финансовых средств в ПФР и снижение числа лиц, претендующих на получение социальной пенсии. Она выплачивается тем, кто по каким-либо причинам не имеет права на трудовую пенсию, т.е. не выработал пятилетнего минимального страхового стажа. Для таких лиц установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа. На деле может произойти следующее. Работники бюджетной сферы, имеющие 30-35 лет страхового стажа, но низкий заработок, будут получать гораздо меньший размер пенсии, чем те, кто имеет стаж 5 лет, но за них (или они сами) вносили максимальный фиксированный платеж. Насколько это справедливо в социальном аспекте? На наш взгляд, подобные нововведения свидетельствуют о воплощении в российское пенсионное обеспечение принципа либеральной экономики - свободы выбора труда и будущего пенсионного обеспечения. Насколько это сочетается с основными функциями и принципами России как социального государства, записанными в Конституции 1993 г.? Не есть ли в этом противоречие? Следовательно, государство должно всесторонне и взвешенно подходить к принятию правовых решений, касающихся сферы социального обеспечения.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Она призвана целенаправленно влиять на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, осуществляется через меры социальной защиты и главным образом через социальное обеспечение. Так, в 1999 г. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи - бедность. Хотя законодатель называет граждан, находящихся в бедности, малоимущими. Появился новый субъект социального обеспечения - граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Таковых в России, по разным оценкам, насчитывается от 2 /з до 3 /25 от общей численности населения. Число же обращающихся за такой помощью лиц составляет не более У4 нуждающихся. Это свидетельствует о неэффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная из них, на наш взгляд, - отсутствие государственной системы эффективного обеспечения дохода независимо от статуса граждан.

От степени эффективности выполнения политической функции, социального обеспечения зависит социальная стабильность в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов. Отсутствие эффективной государственной системы социальной помощи семьям с детьми, игнорирование позитивного прошлого опыта влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране. Как это происходит на практике? Рассмотрим на примере трудового стажа. Ранее действовавший Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал включение в общий трудовой стаж периода ухода неработающей матери (или другого родственника) за каждым ребенком в возрасте до трех лет (и 70 дней - для матери), но не более девяти лет в общей сложности.

При закреплении такого правила руководствовались следующим. Непосредственная биологическая связь между ребенком и матерью наиболее тесно сохраняется первые два-три года жизни ребенка; физическое и нравственное здоровье ребенка закладывается именно в эти годы. Пребывание ребенка в семье не требует затрат на строительство новых и содержание имеющихся детских дошкольных учреждений и т.д. Этим самым государство, включая период ухода за ребенком в общий трудовой стаж, признавало особую роль такого подхода в решении проблемы простого воспроизводства населения в России. Наличие в семье трех детей поощрялось через правовые институты трудового стажа и трудовых пенсий. Период ухода за детьми в возрасте до трех лет (но не более девяти лет в общей сложности) включался в трудовой стаж при назначении трудовой пенсии. Это подкреплялось и существовавшими тогда более высокими размерами пособий, связанных с материнством, отцовством и детством.

Иное дело сейчас. С 1 января 2002 г. при назначении трудовых пенсий учитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Последствия такого решения государства очевидны. Эффективность действия данной пенсионной нормы сомнительна, учитывая складывающуюся демографическую ситуацию в России. Кроме того, очевидно, что действующая государственная система социальной помощи семьям с детьми недостаточно развита и не отвечает современным требованиям. В то же время в стране вводится такой проект материнского капитала, который можно рассматривать как временную меру государства. Такая социальная программа направлена на решение острой проблемы текущего момента. С точки зрения устойчивого демографического роста, воспроизводства населения на фоне неблагополучной экологической обстановки и состояния отечественной медицины она не может признаваться эффективным методом. Налицо снижение роли демографической функции социального обеспечения и недооценка возможных последствий в будущем.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу различных ограничений. Следовательно, государство обязано создать всевозможные условия для реализации их ограниченной трудоспособности. Такими мерами могут быть не только законодательно установленные квоты рабочих мест для инвалидов и пожилых, но и создание для них специальных рабочих мест и пр.

Посредством данной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полное либо частичное) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т.д.

Наряду с указанными выше функциями социального обеспечения выделяют защитную функцию. Она проявляется в том, что, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.).

В последние годы стали выделять духовно-идеологическую функцию социального обеспечения с идеологической, моральной и социально-психологической подфункциями . На наш взгляд, к перечисленным функциям следует добавить морально-этическую функцию социального обеспечения. Ведь в основу существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала. По своей сути они входят в содержание принципов, которые пронизывают все отношения в области социального обеспечения. Социальное обеспечение в социальном государстве осуществляет на практике его нравственные начала, воплощает его принципы. Это дает основание определить и выделить такую функцию социального обеспечения.

Полагаем, что имеет право на существование и такая функция социального обеспечения, как профилактическая (превентивная). Профилактика в обобщенном виде представляет собой систему мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. В советский период придавалось особое значение индивидуальной и общественной профилактике. Индивидуальная профилактика развивала рациональный режим и гигиеническое поведение в быту и на производстве, общественная - как система государственных, общественных и медицинских мероприятий в рабочих коллективах - являлась основой охраны здоровья граждан. С конца 80-х гг. XX в. об этом важном направления социальной деятельности государства забыли.

В настоящее время она проявляется только в рамках трудовых отношений - через систему охраны труда, да и то в усеченном виде.

В сфере социального обеспечения слабый механизм действия данной функции очевиден в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и случаев временной нетрудоспособности. Некое проявление превентивной функции можно видеть и в предоставляемом единовременном пособии женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учет в медицинских учреждениях.

Признание существования превентивной функции социального обеспечения, методологическое ее обоснование и разработка в практических целях, ее законодательное закрепление будут в конечном счете вести к экономии финансовых средств и ресурсов, направляемых на социальное обеспечение.

На примере функций социального обеспечения видно, что чем больше государство будет учитывать их наличие и признавать их влияние на общество, тем эффективнее проводимые в стране социальные реформы и система социального обеспечения.

  • Шайхатдинов ВШ. Система социальной защиты в регионе и обеспечения населения в современной России // Социальная защита в регионе. Екатеринбург, 1999.С. 64, 65.

Роль и место социального обеспечения вжизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества по­зволяет решить.

В общей теории права преобладает мнение о том, что функция права - это направление правового воздействия на общественные отношения посредст­вом решения совокупности однородных задач, объе­диненных единой целью. Стержнем функции являет­ся цель. В связи с этим функции социального обес­печения как общественно полезной деятельности также формулируются исходя из целей социальной политики РФ.

Среди них следует выделить следующие: 1) эконо­мическую; 2) защитную; 3) политическую; 4) социаль­но-реабилитационную; 5) демографическую;

Одной из важнейших функций социального обес­печения является экономическая функция. Она за­ключается в полном или частичном замещении зара­ботка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособно­стью или потерей кормильца, частичном возмеще­нии дополнительных расходов при наступлении оп­ределенных жизненных обстоятельств, а также ока­зании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частныйхарактер. Право социального обеспечения; относится к числу публичных отраслей.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления: 1) охрана социальных прав2) защита социальных прав. При этом охрана со­циальных прав - это совокупность различных взаимоcвязанныхмежду собой мер, осуществляемых opганами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений соци­альных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуще­ствления его прав. Под защитой же понимается принудительный в отношении обязанного лица за­конный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются существенные различия в уровне жизни слоев населения. Она позволяет государству специфическими для социального обеспечения сред­ствами реализовывать основные направления соци­альной политики. От того, насколько эффективно

социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых! групп населения путем предоставления им различ­ных видов материального обеспечения и социаль­ных услуг с целью предупреждения обнищания и поддержания достойного уровня жизни, позволяю­щего им ощущать себя полноценными членами об­щества.

Таким образом, социальное обеспечение осущест­вляет различные функции, воздействует на общест­венные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняет свое предназначение – создание человеку достойных условий существования.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Право на социального обеспечения закреплено в ст.

39 Конституции РФ, в которой провозглашено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Признавая право гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.

В современный период право социального обеспечения динамично развивается на основе новых концепций и принципов, охватывает области отношений, которые ранее находились за рамками правовой регламентации. Оно непосредственно затрагивает интересы всего населения (пенсионеры, безработные, семьи с детьми и т.д.). Реорганизация пенсионной реформы началась с 1 января 2002 г. приняты и вступили в действие следующие федеральные законы: 1.

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ; 2.

ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ; 3.

В течение жизни каждый человек подвергается различным опасностям, которые могут непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности (смерть, старость, инвалидность и др.), привести к утрате заработной платы, как основного источника средств существования. Во многих случаях человек не может преодолеть указанные обстоятельства самостоятельно, потому что они в значительной степени предопределяются объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью или не зависят от его воли (события).

Рыночная экономика сама по себе не порождает механизмы социальной защиты населения, т.к. они требуют значительных материальных затрат и не приносят прибыли. Поэтому задачу создания системы социальной защиты населения выполняет государство, поскольку качество и характер жизни каждого человека в отдельности оказывает прямое воздействие на нормальное функционирование общества в целом. Государство создает систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и других социальных услуг.

Проблемы пенсионного обеспечения граждан в разных государствах (Германия, Франция, Великобритания) в значительной степени отличаются друг от друга. Это объясняется разницей в экономике, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными и социально-политическими особенностями каждой страны. На Западе, например, пенсионный возраст волнует граждан едва ли не с младенческого возраста.

С момента поступления на работу каждый лично отслеживает порядок учета своего трудового стажа, влияющего на размер пенсии. Более того, система учета стажа, размеры и условия пенсионных отчислений являются главными после заработной платы составляющими любого трудового договора и соглашения. Степень гарантированности получения пенсии в старости даже в богатых высокоразвитых странах является едва ли не решающим фактором при выборе карьеры и места работы.

Одним из основных факторов, определяющих развитие национальных систем, является выбор моделей и механизмов их финансирования.

Во многих европейских государствах преобладает распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений, заключающемся в том, что пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет работающих граждан.

Альтернативой распределительной пенсионной системе служит накопительная модель, считающаяся более приемлемой в ситуации старения населения, когда размер пенсионных выплат напрямую зависит от трудового вклада гражданина, величины заработной платы и страховых взносов будущего пенсионера. Главным принципом формирования пенсий при накопительной системе является долговременное систематическое накопление средств (пенсионных взносов). При этом свободные денежные средства инвестируются с целью получения дополнительных доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам.

Однако ни в одном государстве нет ни чисто распределительной, ни чисто накопительной пенсионной системы. Имеет место смешанный тип пенсионной системы, т.е. перевод назначения трудовых пенсий на страховую основу с добавлением накопительного элемента. В настоящее время наша страна основывает создание системы пенсионного обеспечения по смешанному типу.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Право социального обеспечения - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц застрахованных или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1)

отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2)

отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3)

процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет

права социального обеспечения.

К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа - на подинституты в зависимости от общего, специального, страхового стажа.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; а также иные виды пособий.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье и др.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, реабилитационные услуги для инвалидов).

Отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включают содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах- интернатах и т. д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Самостоятельным видом социального обеспечения является профессиональная реабилитация инвалидов, которая включает отношения по предоставлению услуг по бесплатному профессиональному обучению или переобучению инвалидов в учебных заведениях, как общего, так и специального типа.

Отношения, связанные с транспортным обеспечением инвалидов, а также с обеспечением их специальными транспортными средствами, включаются в социальное обслуживание в качестве самостоятельного вида. Отношения по предоставлению инвалидам протезно-ортопедической помощи (также входящие в систему социальных услуг) являются завершающими в процессе социальной реабилитации инвалидов; таким образом, они также включаются в систему правоотношений по социальному

о бслуживанию.

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезноортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях (со скидкой).

Наконец, в систему отношений по социальному обслуживанию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

В общей теории выделяют, прежде всего, императивный и диспозитивный методы. Императивный метод характеризуется установлением безальтернативного варианта поведения субъектов. Примером применения императивного метода в праве социального обеспечения может служить регулирование обязанностей государственных и муниципальных органов, которые не могут отказать управомоченному субъекту (при наличии у него соответствующих оснований) в предоставлении ему соответствующего вида социального обеспечения.

Диспозитивный метод выражается в закреплении нормой права определенного диапазона вариантов возможного поведения, который может быть выбран субъектом по его усмотрению. Например, некоторым категориям граждан предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), право отказа от социального обслуживания и т.д.

Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения: 1.

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

В ст. 72 Конституции РФ закреплено - «вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов». В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников. 2.

Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений.

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.), во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т. д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения. 3.

В ПСО отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

В данной отрасли почти все юридические факты - это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин. 4.

В ПСО установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения.

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Г осударство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения - гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

5. Для метода ПСО характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во- первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно переполучили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода правового регулирования является порядок разрешения споров. Что касается способов защиты субъективных прав в социальном обеспечении, то законодательством предусматривается как административный, так и судебный порядок разрешения споров. Какая либо особая процедура отсутствует.

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. Функции социального обеспечения: 1.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей хозяйства,

экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д. 2.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения. 3.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д. 4.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан. 5.

Защитная функция заключается, прежде всего в том, что именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением социального обеспечения.

В настоящий период в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить ее в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Право социального обеспечения как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частноправовые начала. Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям.

Право социального обеспечения образуется за счет системной интеграции: -

норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере); -

норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения); -

норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения); -

норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению); -

финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению); -

норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).

Взаимодействие права социального обеспечения с другими отраслями права.

Трудовое право - это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда, проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров.

Гражданское право - государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право - это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право - это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов. 1.1

  • Введение
  • 1. Основы социального страхования в Российской Федерации
  • Управление системой обязательного социального страхования в Российской Федерации
  • 2. Пенсионная реформа в Российской Федерации
  • 3. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации
  • 1) Лица, производящие выплаты физическим лицам;
  • Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
  • 4. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации
  • 5. Единые пенсионные службы
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 1. Виды трудовых пенсий.
  • 2. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
  • 3. Порядок исчисления трудовых пенсий.
  • 4. Назначение, выплата и доставка трудовых пенсий.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 6 Трудовая пенсия по старости Учебные вопросы:
  • Введение
  • 1. Понятие трудовой пенсии по старости
  • 2. Основания, определяющие право на пенсию по старости
  • Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости
  • О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей судов гражданской авиации
  • Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам
  • Досрочные пенсии по старости медицинским работникам
  • Досрочные пенсии по старости многодетным матерям
  • Досрочные пенсии по старости, назначаемые некоторым категориям инвалидов
  • Пенсионное обеспечение граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • 3. Порядок исчисления трудовой пенсии по старости.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • 2. Условия назначения пенсий
  • 3. Пенсии (за выслугу лет) федеральным государственным служащим
  • 4. Особенности назначения государственной пенсии по старости некоторым категориям граждан
  • 4.1. Гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия
  • 4.2. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
  • 4.3. Государственная пенсия по инвалидности
  • 5. Особенности назначения, перерасчета и индексации пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • 6. Понятие социальной пенсии
  • Размеры социальных пенсий
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Понятие пенсии по инвалидности.
  • 2. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.
  • 3. Порядок признания граждан инвалидами.
  • 4. Структура и размер трудовых пенсий по инвалидности.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 2. Категории военнослужащих, имеющих право на государственные пенсии. Круг лиц, приравненных к военнослужащим в целях пенсионного обеспечения.
  • 2.1. Понятие пенсии за выслугу лет
  • 2.2. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям
  • 3. Виды пенсий военнослужащим. Пенсии по инва­лид­ности, пенсии по случаю потери кормильца.
  • 3.1. Пенсия по инвалидности военнослужащим
  • 3.2. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
  • 3.3. Категории граждан, приравненные к военнослужащим, и их семьи
  • 4. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий военнослужащим
  • 4.1. Процедура обращения за пенсией
  • 4.2. Особенности процедуры обращения за пенсией военнослужащих и их семей
  • 4.3. Особенности назначения пенсий военнослужащим и их семьям
  • 4.4. Особенности выплаты пенсий военнослужащим и членам их семьей
  • 4.5. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • 4.6 Право военно­слу­жа­­щих на трудовую пенсию
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 10
  • 1. Пожизненное ежемесячное содержание судей
  • 2. Дополнительное обеспечение для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
  • 3. Дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
  • Размеры доплат по закону от 4 марта 2002г.
  • 4. Назначение, выплата и перерасчет пенсий отдельным категориям граждан
  • 4.1. Особенности процедуры обращения за пенсией
  • Федеральных государственных гражданских служащих
  • 4.3. Назначение пенсий
  • 4.5. Выплата пенсии
  • 4.6. Особенности выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • 4.7. Перерасчет государственных пенсий
  • 4.8. Особенности перерасчета пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • 4.9. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • 5. Индексация пенсий отдельным категориям граждан
  • 5.1. Особенности индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 11 Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения Учебные вопросы:
  • Понятие пособий и их классификация
  • 2. Виды и содержание пособий по системе социального обеспе­чения
  • 2.1. Пособие по временной нетрудоспособности
  • 2.2. Пособие по беременности и родам
  • 2.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности
  • 2.4. Единовременное пособие при рождении ребенка
  • 2.5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • 2.6. Ежемесячное пособие на ребенка
  • 2.7. Пособия для граждан из числа детей-сирот
  • 2.8. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
  • 2.9. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
  • 2.10. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
  • 2.11. Социальное пособие на погребение
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 12 Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение Учебные вопросы:
  • Введение
  • 1. Принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
  • Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда
  • Виды страхового возмещения
  • 1.3. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
  • 1.4. Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию
  • 2. Медицинская помощь и лечение
  • 2.1. Законодательство о медицинской помощи
  • 2.2. Виды медико-социальной помощи
  • 3. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
  • Права семьи
  • Права женщин
  • Права несовершеннолетних
  • Права военнослужащих
  • Права граждан пожилого возраста
  • Права инвалидов
  • Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях
  • Права лиц, задержанных, заключенных под стражу и осужденных
  • 4. Лекарственная помощь
  • 5. Санаторно-курортное лечение
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 13-1 Социальная помощь и обслуживание граждан Учебные вопросы:
  • 1. Понятие социального обслуживания
  • 2. Законодательство о социальном обслуживании
  • 3. Принципы социального обслуживания
  • 4. Виды социального обслуживания
  • Стационарное обслуживание
  • Полустационарное обслуживание
  • Надомное обслуживание
  • Социально-консультативная помощь
  • Реабилитационное обслуживание
  • Реабилитация инвалидов
  • Реабилитация детей
  • Реабилитация лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию
  • Государственный сектор социального обслуживания
  • Муниципальный сектор социального обслуживания
  • Стационарное социальное обслуживание
  • Полустационарное обслуживание
  • Социальная помощь на дому
  • Содержание детей в детских учреждениях
  • Срочное социальное обслуживание
  • Социально-консультативная помощь
  • Порядок оплаты социальных услуг
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Виды льгот по системе социальной поддержки
  • Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
  • Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  • Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
  • Меры социальной поддержки ветеранов труда
  • 2. Льготы для инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Литература Основная
  • Дополнительная
  • Нормативные правовые акты Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Указы Президента Российской Федерации
  • Постановления Правительства Российской Федерации
  • Определения и Постановления Конституционного Суда рф
  • Постановление Пленума Верховного Суда рф
  • Постановления министерств
  • Приказы министерств России
  • Другие нормативные документы министерств и ведомств
  • Содержание
  • Тема 8. Пенсии по инвалидности
  • Тема 9. Пенсии военнослужащим и членам их семей
  • Тема 10. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан
  • Тема 11. Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения
  • Тема 12. Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение
  • Тема 13-1. Социальная помощь и обслуживание граждан
  • Функции социального обеспечения

    Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспе­че­ния: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

    Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отрас­лей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритет­ного развития и т. д.

    Политическая функция направлена на сближение социального уровня различ­ных слоев населения, создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизи­ровать общественные отношения в сфере соци­альной защиты насе­ления.

    Демографическая функция способствует стимулированию роста народона­селе­ния страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жиз­ни граждан и т. д.

    Социально-реабилитационная функция социального обеспече­ния (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и не­трудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, бла­гоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоро­вья всех граждан.

    Представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основ­ным назначением социального обеспечения.

    Социальное обеспечение и социальная зашита

    В правовой литературе понятие социального государства спра­ведливо увязы­ва­ется с понятием социальной защиты, а также его соотношением с социальным обеспечением.

    Разработка понятия социальной защиты ведется с позиций тех элементов и свойств феномена, которые входят в круг проблем, свя­занных с предметом той или иной науки. В результате неоправдан­но сужается понятие социальной защиты, наблюдается фрагментар­ный подход к ее организации. Это связано еще и с тем, что на сего­дня термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания.

    Выделяя место «социального» в системе общественных процес­сов и отношений, следует подчеркнуть, что социальные отношения отражают определенный срез в рамках «общественного». Причем социальная защита личности, социальное обеспе­чение имеют тес­нейшую связь с такой категорией, как мораль. Именно по состоя­нию социальной защищенности и социальному обеспечению лич­ности в обществе можно судить о его моральной стороне. То есть эти социальные факторы высту­пают в некотором роде критерием зрелости общества, уровнем его нравственных и юридических норм.

    В широком смысле слова под социальной защитой понимается система соци­аль­ных отношений, при которых индивид способен са­мостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедея­тельности и духовного развития. Он как бы социально «самообслу­живается». В данном значении социальная защита практически сов­падает с разветвленной системой гарантий прав человека.

    Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду кон­к­ретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обес­пе­чить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам насе­ления, которые находят­ся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

    Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий. Возьмем, к примеру, конвенцию МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», вступившую в силу для России в 1995 г., которая дает перечень девяти видов социальной защиты: медицинское обслу­живание, пособие по безработице, пенсии по ста­рости, пособия по производ­ствен­ному травматизму, пособия по бе­ременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от раз­новидности социальных и несоциальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что:

    Во-первых, социальная защита и соци­альное обеспечение - все же различные категории,

    Во-вторых, со­циальная защита может иметь своим объектом и общественные от­ношения, не связанные с социальным обеспечением.

    Конечно, Кон­венция не охватывает все социальные и иные проблемы, требую­щие социальной защиты граждан, однако она рассчитана на государства, находя­щиеся на этапе позитивного (нормального) социального раз­вития. Россия же пока к таким странам не относится. Нашей стране сегодня необходима более широкая и эффективная система органов социальной защиты.

    Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с общим понятием соци­альной политики. Так, Я. И. Фельдман полагает, что социальная защита в широком смысле означает круг мероприятий, направленных на создание благоприятных условий работы и жизни в условиях рынка, обеспечение повышения жизненного уровня на­ селения .

    Вывод, хотя и логичный (ибо социальная полити­ка социального государства дол­жна быть направлена, прежде всего, на социальную защиту своих граждан), однако указанный круг ме­роприятий лишь частично обозначает должные направ­ле­ния соци­альной защиты. За ее пределами остались такие меры, как преду­преждение и борьба с преступностью, защита природы и окружаю­щей среды, меры, направлен­ные на их сохранение.

    Следует полагать, что создание эффективной системы социаль­ной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений. Оно высту­пает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хо­зяйственной деятельности. Основное предназначение социальной политики го­су­дарства - защита всего населения и каждого человека . При этом агрессия рыночных отношений умножает основа­ния для социальной защиты и требует уси­ления внимания госу­дарства к социальной сфере. Вместе с тем, по мере стаби­лизации ситуации и повышения уровня жизни населения, идеи социальной защиты звучат менее актуально . В социальной политике возраста­ет интерес к проблемам социального развития - совершенствова­нию социальной структуры общества, обеспечению его процвета­ния. Весьма характерно, что термин «соци­альная защита» при этом иногда воспринимается как уничижительный по отно­шению к экономически активному населению, что представляется невер­ным. Все ка­те­гории населения так или иначе нуждаются в соци­альной защите, покрови­тельстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании усло­вий для предпринимательства, приобретения жилья и т. д. Соци­альное государство как раз и должно обеспечивать такую социальную за­щиту.

    Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одно­ временно на несколько отраслей права, перечисленных ниже .

    Трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудо­устройства различных слоев населения, стабильности трудовых от­ношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установ­ленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты рай­онных коэффициентов, оплаты труда при выполнении работы, от­клоненной от тарифа, и т.д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работку с обучением, гарантий работникам при рассмотрении тру­довых споров (индивидуальных и коллективных).

    Гражданское право - государственная поддержка, охрана и за­щита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

    Жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

    Семейное право - вопросы государственной поддержки инсти­тута брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.

    Экологическое право - проблемы, связанные с созданием бла­гоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельно­сти членов общества и т. д.

    Финансовое право - вопросы и проблемы, связанные с обеспечением правовых действий в области права социального обеспечения.

    Налоговое право - вопросы, связанные с отчислением налоговых сборов граждан с их доходов для начисления сумм пенсионных выплат.

    Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институ­ты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков.

    Исходя из изложенного, совершенно очевидно, что понятие «со­циальная за­щита» значительно шире понятия «социальное обеспе­чение», так как последнее вхо­дит в категорию первого.

    Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнитель­ных форм социального обеспечения и благотворитель­ность.

    Государственное социальное обеспечение служит одной из га­рантий соци­альной защиты. Под социальной защитой в широком смысле понимается деятель­ность государства, направленная на обеспечение процесса формирова­ния и разви­тия полноценной личности, на выявление и нейтрали­зацию негативных факторов, воздействующих на личность, на со­здание условий для самоопределения и утверж­дения в жизни.

    В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и пра­вовых гарантий, обеспечиваю­щих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уров­ня жизни.

    Перечень основных гарантий социальной защиты содержится в статье 7 Конституции РФ 1993г.: - охрана труда и здоровья лю­дей; - установление минимального размера оплаты труда; - государ­ственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также инвалидов и пожилых граждан; - развитие системы социальных служб; государственные пенсии, пособия и т.п.

    В настоящее время продолжается разработка концепции соци­альной защиты применительно к новым политическим и социаль­но-экономическим условиям. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений.

    Важное теоретическое значение имеет разработка понятия со­циального обеспечения как категории, имеющей общечеловечес­кую ценность. Социальное обеспе­чение – это форма распределения материальных благ, но не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, соци­альных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизвод­ства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

    Данное определение является универсальным и отражает сущ­ность социаль­ного обеспечения независимо от конкретно-истори­ческих условий (экономи­ческого и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые при­знаки: 1) объективные основания, вызывающие потребность в осо­бом механизме социальной защиты, направленной на поддержа­ние или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; 2) особые фонды, источники финансирования социального обес­печения;

    3) особые способы предоставления средств к существо­ванию; 4) закрепление правил назначения социального обеспече­ния в социальных, в том числе правовых нормах.

    Сущность социального обеспечения про­является в его функциях: - экономической (компенсационно-распре­делительной), - политической, - демографической, - реабилитационной и других.

    Экономическая функция социального обеспечения заключает­ся в полном или частичном замещении заработка или другого ис­точника средств сущест­вова­ния, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кор­миль­ца, полном или частич­ном возмещении дополнительных расходов при наступлении оп­ределенных жизненных обстоятельств, а также оказании минималь­ной денежной или натуральной помощи нуждающимся гражданам.

    Источником финансирования для ее осуществления служат го­сударственные внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по террито­ри­альному принципу. К внебюджет­ным фондам социального назначения относятся следующие фон­ды: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхо­вания, социального страхования, социальной поддержки.

    Политическая функция социального обеспечения способству­ет ослаблению социальной напряженности, связанной с чрезмер­ными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

    Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство наро­до­­на­селения, необходимое для нормального разви­тия страны.

    Социально-реабилитационная функция направлена на восста­новление об­щест­венного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощу­щать себя полноценными членами общества.

    Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюд­жетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потреб­ностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам.

    Удовлетворение потребностей может осуществляться с помо­щью: 1) назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенса­ций) на без­экви­валентной, но нормированной основе, либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; 2) оказания бесплатных для потребителя социальных услуг (по оказанию ме­дицинской помощи, содержанию и воспитанию детей и др.) в пре­делах государ­ст­венных минимальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам;

    3) предоставления льгот на возмездно-неэк­вивалентных началах.

    Существование данного комплекса отношений обусловле­но объективными причинами, поэтому государство заинтересова­но в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

    Что касается соотношения понятий социальная защита и соци­альное обес­пе­чение, то, руководствуясь статьей 7 Конституции РФ, первое следует признать бо­лее широким, т.к. оно охватывает га­рантии по охране труда, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и фун­кционирования государства, но выходящие за рамки отношений по социальному обеспечению.

    "