1 месяц а. Ребенок в первый месяц своей жизни — важные особенности развития и правильный уход

Первый месяц после рождения сына или дочки пролетает незаметно, но, несмотря на то, чтобы большая часть суток уходит у крохи на сон, он уже учится и осваивает некоторые навыки, чем безмерно радует своих родителей. Маме и папе в этот важный период очень важно научиться понимать и чувствовать своего малыша, а поможет в этом знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

В первый месяц после рождения детки активно развиваются и только начинают знакомство с окружающим миром. Родителям не стоит переживать из-за того, что малыш за первые дни может несколько потерять в весе – это связано с тем, что в организме новорождённого находится излишняя жидкость, от которой он и избавляется. Но, спустя пару недель он уже достигает веса при появлении на свет, а затем следует и прирост показателей – примерно на 30 г вдень, так что к месяцу карапуз весит от 3,4 до 4,5 кг. В длину тело детей в этом возрасте может достигать 50-54 см.

За месяц происходит ряд изменений в детском организме, который активно перестраивается, адаптируясь к иным условиям после длительного внутриутробного пребывания:

  • постепенно разрушаются кровяные клетки с типом гемоглобина плода, по причине этого изменяется и работа кровеносной системы;
  • пищеварение приспосабливается к другому типу питания;
  • начинают самостоятельно функционировать дыхательная и гормональная система;
  • происходит формирование иммунитета малыша, вследствие проникновения в организм различных бактерий.

Поскольку малыш рождается со сформированным зрением, органами слуха, способностью к тактильным ощущениям, поступающая извне информация заставляет интенсивно совершенствоваться его мозг, нервную систему. Благодаря этому, малыш начинает двигаться и управлять, хоть и не вполне осознанно, разными частями своего тела.

Важную роль в этом играют и заложенные у новорождённого рефлексы:

  • сосательный, позволяющий ему питаться грудным молоком;
  • опоры и ходьбы, сказывающийся в сгибании суставов;
  • поисковый, который проявляется в открывании рта и наклонении головки ребёнка, при нажатии на центр его нижней губы при кормлении.

Есть и другие рефлекторные действия карапуза, способствующие развитию функции нервной системы и все они должны у него присутствовать, что является вполне нормальным.

Одним словом, развитие ребенка в 1 месяц, идёт полным ходом, и родителям нужно фиксировать все достижения малыша, а также их отсутствие, чтобы не пропустить нежелательных нарушений.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

От правильного развития ребёнка в первые и последующие месяцы после появления на свет зависит дальнейшее полноценное формирование органов и жизненных систем младенца.

Есть определённые критерии, по которым можно судить о темпе его роста. Конечно же, это первые навыки грудничка:

  • малыш потихоньку учится держать головку, лёжа на животике, и пусть это длится всего несколько секунд, он уже не падает личиком в пелёнку;
  • дитя совершает непроизвольные движения ручками и ножками, может прогибать спинку, приподнимать ягодицы, но надо понимать, что пока эти действия неосознанные;
  • детишки начинают издавать свои первые самостоятельные звуки – они напоминают бульканье, но уже не похожи на «уаа» новорождённого, это первичные зачатки речи;
  • из-за развития слухового аппарата дети уже могут воспринимать звуки, прислушиваться к голосам родителей, в это время, желательно, оградить их от резких и громких звуков;
  • развиваются тактильные ощущения карапуза, поэтому он уже способен положительно реагировать на объятия матери и её нежные прикосновения;
  • в месяц малыши начинают привыкать к определённому распорядку дня, поэтому могут просыпаться, когда приходит время кормления и засыпать в отведённые для этого часы;
  • тело младенца становится расслабленным, а движения более естественными, так как снижается тонус в сгибательных мышцах;
  • фиксация взгляда крохи также происходит лишь на какое-то мгновение, но постепенно ребёнок делает это всё более уверенно и долго, причём может следить глазками за движущимися объектами;
  • к месяцу дети уже способны различать четыре цвета – жёлтый, красный, чёрный и белый, а также отдельные линии и клетки.

Вступая в зрительный контакт с мамой, грудничок явно получает удовольствие, и на его личике уже можно увидеть осмысленную улыбку – наверное, это самое приятное умение, которое постигает младенец в первый месяц жизни. До этого родители уже успевали заметить первые улыбки своего чада – сначала во сне, потом после купания, и вот, наконец, вполне осознанное проявление чувств, связанное с простой радостью при виде лица самого близкого человека.

Это подтверждает, что в месячном возрасте малыши уже умеют узнавать маму по виду, голосу, запаху, они прекрасно понимают, когда до них дотрагивается материнская рука.

Что нужно уметь в 1 месяц девочке, спрашивают некоторые родители. При постоянном общении с мамой, малышка уже вполне умеет «агукать», издавать другие звуки, даже показывать язычок, повторяя за родительницей.

Таким же поведением отличается и мальчик, уметь в 1 месяц он может «гулить», но при этом причмокивать, кряхтеть и звонко кричать, такими способами разрабатывая свои голосовые связки.

Зная, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители должны помогать малышу совершенствовать свои органы чувств, а для этого необходимы развивающие занятия.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: видео

Что необходимо для развития ребёнка в один месяц

Для маленького ребёнка важно создание благоприятных условий для дальнейшего развития, и это, прежде всего, атмосфера в доме, которая должна быть спокойной и доброжелательной. Поскольку малыш воспринимает внешний мир органами чувств, то ему доступное и понимание эмоционального состояния домочадцев. Когда в семье тёплые, душевные отношения, мир и обстановка тихой радости, это помогает крохе почувствовать себя в полной безопасности.

Разумеется, для развивающих упражнений и игр времени не так много, ведь малыш всё время спит, а моменты активного бодрствования ещё очень кратковременны. Но при правильном распорядке дня всегда можно найти 20-30 минут для того, чтобы пообщаться с малюткой и помочь ему в совершенствовании основных навыков. Рассмотрим, какие упражнения помогут ребёнку быстрее адаптироваться в новой среде.

Для стимуляции зрительной, слуховой функции, улучшения тактильного восприятия можно:

  1. Взять большую яркую игрушку, держа на расстоянии 60-70 см от личика крохи, подождать, когда она привлечёт его внимание и очень медленно отвести в сторону, постаравшись, чтобы взгляд младенца не отрывался от предмета. Можно приближать и отодвигать вещь, но чтобы она находилась в поле зрения малыша в течение двух минут.
  2. Каждый день на протяжении 10 минут ребёнку можно негромко включать спокойную, мелодичную классическую музыку, также подойдут отдельные записи некоторых музыкальных инструментов, звучащих нежно и в мажорном ладе. К выбору нужно подходить очень ответственно, ведь это будет первая услышанная малышом музыка в его жизни. После маминого голоса ему будет приятно услышать звуки арфы, флейты, фортепиано. Перед сном можно прослушивать произведения Шопена или Моцарта, утром во время бодрствования – танцевальные мелодии.
  3. Игрушки, которые будут способствовать развитию слуха и осязания – музыкальные мобили (карусели), погремушки с негромким звуком, подвески на кроватку со звуковым и световым сопровождением. Мобили считаются наиболее предпочтительными для этого возраста, так как они помогают детям концентрировать своё зрение и внимание на отдельных объектах, учат различать звуковые частоты. Одновременно с этим, ребёнок развлекается и находится в хорошем настроении.

Понимая, что должен уметь делать месячный малыш, и памятуя о том, что хватательный и сосательный рефлекс у него сильно развит, имеет смысл купить ребёнку несколько погремушек из материалов разной текстуры, а также книжку для самых маленьких с музыкальными страничками. Резиновые и латексные игрушки-пищалки в виде животных тоже не оставят его равнодушным. Конечно, все эти вещи должны быть выполнены из натурального материала, к тому же, они понадобятся ребёнку чуть позже, когда у него начнут резаться зубки.

Чтобы постепенно укреплять малыша физически, предусмотрены следующие упражнения:

  1. Младенца кладут на животик, показывают ему яркий предмет и, не торопясь, поднимают его выше и выше. Ребёнку поневоле приходится тренировать мышцы шеи, чтобы поднять головку. Для этого же кроху кладут вниз лицом к себе на живот и начинают с ним разговаривать, обращаясь по имени.
  2. Чтобы развивать ножки и ручки малютки, ребёнка берут за руки, поднимают их, осторожно опускают, складывают на груди. Ножками малыш должен делать крутящие движения, имитирующие велосипедную езду.
  3. Купание не только доставит ребёнку удовольствие, но будет положительно влиять на его физическое состояние. Мама может купаться вместе с малышом, положив его к себе на грудь спинкой, держа одной рукой, а другой показывая различные игрушки. Можно учить малыша держаться на воде, поддерживая на руках и покачивая.

Также для нормального кровообращения и снижения гипертонуса месячным детям делают массаж, сгибают и разгибают им ручки и ножки – обычно, эти процедуры проводятся перед купанием или после него.

Понимая, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители могут стимулировать малыша к освоению новых умений, увлекая его интересными игрушками, музыкой или интересными действиями, но самое главное, что во время этих занятий происходит непосредственное общение крохи с мамой, в которой он нуждается более всего.

Малыш, только что появившийся на свет, кажется, только и делает, что почти неподвижно лежит в своей кроватке. А между тем в его организме происходит масса физиологических изменений. Он «присматривается» к этому миру и, хоть еще и не умеет выражать свои эмоции, испытывает их в полной мере.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

  • когда в поле появляется неподвижный предмет, он концентрирует на нем свой взгляд;
  • щурит глаза, если видит яркий источник света;
  • вполне осознанно рассматривает лицо склонившегося над ним человека, смотрит ему в глаза;
  • лежа на животе, кроха пытается поднять голову и удержать ее на весу;
  • реагирует на звуки и , когда зовет на помощь;
  • может ухватить предмет, но удержать его в ручке еще не может;
  • водит глазами, наблюдая за движущимися предметами;
  • узнает родителей по голосу и запаху;
  • в конце первого месяца появляются первые задатки речи – малыш агукает и произносит отдельные звуки.

Это лишь приблизительный список того, что должен делать ребенок в 1 месяц. Раннее развитие у всех детей проходит по индивидуальному плану, часто не во всем совпадающему со стандартными памятками из детской поликлиники или интернет-статей.

Несмотря на то что кроха активен не более 2-3 часов в сутки, во время бодрствования он с удовольствием изучает окружающий мир и вполне готов к новым познаниям. Он внимательно слушает твои колыбельные, и вообще очень хорошо реагирует на мамин голос.

Когда ребенок не спит, сделай все возможное, чтобы ему было удобно находиться в своей кроватке: почаще меняй позы, бери его на руки, говори, смейся и радуйся вместе с ним! Уделяй сыну или дочке как можно больше своего внимания, ведь он только недавно пришел в этот мир, и чтобы быстрее к нему адаптироваться, контакт с мамой ему необходим.

Особенности развития ребенка в 1 месяц

На самом раннем этапе жизни у младенца присутствуют несколько основных рефлексов. Так, «подошвенный» рефлекс выражается в том, что когда ты проводишь пальцем по его стопе, он непременно отдернет ножку. Сосательный рефлекс ты можешь наблюдать, если проведешь пальцем по губкам малыша: он сложит их трубочкой и попытается «пососать» твой палец. У ребенка с самых первых дней жизни также развит и хватательный рефлекс: положи свой палец ребенку на ладонь, и ты увидишь, что он сожмет ручку в кулачек.

Нормы веса и роста детей в 1 месяц

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

Итак, из этой таблицы не сложно определить,сколько должен весить ребенок в 1 месяц. Решающим фактором является вес малыша на момент рождения и в день выписки из роддома. Эти данные заносятся в карточку малыша. Для взвешивания ребенка дома хорошо иметь .

А вот сколько должен набрать ребенок в 1 месяц - волнует большинство новоиспеченных мам. В конце первого месяца жизни ребенок набирает в среднем 100-900 г. У недоношенных детей эти показатели меньше. За первый месяц здоровый малыш вырастает в среднем на 3 см. Важны и другие показатели. Так, в детской поликлинике педиатр на плановом осмотре в 1 месяц должен измерить окружность головы, живота и грудной клетки ребенка. Такие показатели очень важны для того, чтобы вовремя можно было выявить и исправить все возможные нарушения. Рекомендован в конце первого месяца жизни и осмотр невропатолога.

Режим дня ребенка в 1 месяц

На вопрос, сколько должен спать ребенок в 1 месяц, детские неврологи отвечают: все время. Теоретически это так, но на практике через несколько недель после рождения малыш станет гораздо больше времени проводить, бодрствуя, чем раньше. В норме новорожденный должен спать 20-23 часа в сутки, но бывает, что он .

Будит его обычно - чувство голода. Сегодня педиатры рекомендуют кормить крошку по первому требованию.

Главные правила для мамы

Бери малыша на ручки для переодевания и кормления, когда он спокойный. Это поможет наладить эмоциональное общение с ним. С ребенком надо разговаривать ласково и тихо. Создавай спокойную атмосферу в комнате ребенка. Тогда и малыш будет спокойным и уравновешенным.

Вероятно, еще в роддоме тебе объяснили, как правильно следует держать новорожденного. Обязательно проинструктируй всех членов семьи, а также гостей, приходящих к вам и желающих взять кроху на ручки. (В первые месяцы жизни, однако, лучше не позволять посторонним людям брать твоего ребенка на руки. Научись вежливо отказывать, твои друзья тебя поймут). Предупреди всех, что обязательно следует одной ладонью поддерживать голову малыша, так как его шея еще слаба для этого.
Сегодня в продаже часто встречаем рюкзаки-кенгуру, на которых стоит пометка 0+. Однако педиатры, детские невропатологи и ортопеды в один голос утверждают, что использование приспособлений, в которых малыш сидит, не допустимо до того возраста, когда ребенок сам научится сидеть, то есть к этому будут готовы его кости и мышцы. А пометка 0+ на подобных изделиях - не более чем маркетинговый ход.

Новорожденного ребенка, если он не возражает, кроме как просто на руках, мама может носить в слинге, где малыш будет лежать. Причем время нахождения его в слинге следует тоже ограничивать. Сейчас самая удобная и полезная поверхность для малыша - умеренно жестка, как ортопедический матрас в его кроватке. Ну и, конечно, в фаворе - руки мамы.

Режим дня малыша первого месяца жизни

Суточный режим новорожденного состоит из двух периодов: сон (как мы уже сказали, это коло 20 - 23 часов в сутки) и периоды бодрствования. "Бодрые" часы предназначены для кормления, переодеваний и выполнения простейшей гимнастики для новорожденных (о ней тебе расскажет участковый педиатр при первом визите).

В первый месяц говорить об установлении четкого режима для ребенка рано. Современная педиатрия учит нас кормить ребенка по каждому требованию. Кормление должно заканчиваться тогда, когда малыш отпустил грудь самостоятельно. Если же ребенок заснул, так и не разжав челюстей, аккуратно введи свой мизинец, раздвинь челюсти и легко высвободи грудь изо рта крохи. в первый месяц не имеют постоянной регулярности: малыш может попросить грудь как через несколько часов после прошлого приема пищи, так и через несколько минут. В первый месяц будь готова практически все время уделять ребенку и кормить его так часто и так долго, как он того хочет.

Питание ребенка 1 месяца жизни

Наших мам в свое время учили устанавливать режим кормления для новорожденных: 10 - 15 минут каждые 3 часа. Однако сегодня такой подход считается искусственным и мучительным для ребенка - лучше довериться его инстинктам, он сам знает, когда сколько молока употребить.

В среднем, ответ на вопрос, сколько должен съедать ребенок в 1 месяц, рассчитывается исходя из стандартных формул:

суточная доза молока (в граммах) для ребенка младше 10 дней = N х 80, где N - возраст в днях,

условная доза разового кормления = N х 10.

Однако, стоит понимать, что эта норма условная, так как за один раз малыш может выпить половину разовой нормы, а в следующее кормление - полторы. Вот почему контрольные взвешивания ребенка до кормления и после не показательны, ибо можно попасть как раз на то кормление, когда малыш съел меньше обычного.

Для детей старше 10 дней суточная доза молока приблизительно равняется 800 - 1000 г.

С грудным молоком понятно. А если малыш получает , то сколько смеси должен съедать ребенок в 1 месяц? Ответ таков: разовые порции смеси следует отмерять, сообразуясь с приведенными выше нормами питания, при этом соблюдать стандартную регулярность и не превышать дозировок. Дело в том, что смесью, в отличие от грудного молока, можно перекормить ребенка, чем нажить ему проблемы с ЖКТ и лишним весом в будущем.

В первые недели жизни, увы, нередки . Их причиной является незрелость желудочно-кишечного тракта малыша. Особенно этой напасти подвержены дети, получающие смеси. Определить, что малыша мучат колики, несложно - если ребенок кричит, поджимая ножки к животу - скорее всего, причиной тому являются колики. В таких случаях помогает частое выкладывание малыша животиком на живот мамы - твое тепло облегчит муки. К тому же есть аптечные средства - капли фенхеля (они же укропная вода), препараты типа эспумизана и пр. Применять что-либо из медикаментов, не проконсультировавшись с педиатром, категорически воспрещается.

Ребенок и туалет

Для выяснения, достаточно ли ребенку молока, больше подойдет т. н. "тест на мокрые пеленки" - количество мочеиспусканий за сутки должно быть не менее 8, в идеале 10 - 12.

Что же касается опорожнений кишечника, то индивидуальный ритм устанавливается у ребенка на 4 - 5 сутки жизни. Главными показателями нормы тут является хорошее самочувствие малыша, отсутствие плача во время (то есть ребенок не испытывает боли в процессе), отсутствие зловонного запаха и посторонних примесей в кале (у здорового ребенка цвет кала - желтоватый, консистенция сливок). Что касается режима - нормой является как и 1 опорожнение кишечника в 2 дня, так и 10 - 12 за день. Все индивидуально.

Если же мама замечает, что ребенок не может сходить в туалет и страдает от этого, необходимо срочно обратиться к своему педиатру, который подскажет, что можно предпринять (обычо в таких случаях рекомендуют клизму или глицериновые свечи для грудничков).

Вообще главный показатель того, что все в порядке, это то, как выглядит ребенок в 1 месяц. Если малыш бодр, весел, улыбается, имеет стойкий хороший аппетит, но при этом стул у него 1 - 2 раза в неделю, это не повод беспокоиться.

Сон ребенка 1 месяца жизни

Так как насытившись, малыш сразу же засыпает, переодевай ребенка до того, как прикладываешь его к груди. Если малыш возражает и требует питания прямо сейчас, мягко уговаривай его, поглаживай по спинке и животику, пока переодеваешь.

Мы рискуем тебя огорчить, но в первый месяц своей жизни новорожденный не сильно различает день и ночь, и ему, мягко говоря, не важно, что ты привыкла жить иначе. То есть ночной режим сна и кормления тоже будет достаточно хаотичным. Хотя считается, что ночью минимум 5 - 6 часов малыш должен проспать непрерывно. Но помни: то, сколько спит ребенок в 1 месяц ночью непрерывно, ни о чем не говорит. Малыш может ночью также как и днем просыпаться каждые 1 - 2 часа, чтобы подкрепиться, и это тоже нормально.

Многим мамам помогает высыпаться . Малыш спит в одной кровати с мамой (или в своей кроватке, но вплотную приставленной к родительской со стороны мамы, при этом стенка убрана) и, как только завозившись потребует грудь, мама сможет дать ему необходимое, сама продолжая дремать. Естественно, для этого ты должна научиться .

Также при необходимости ты должна суметь переодеть ребенка ночью. Поэтому всегда держи и влажные салфетки под рукой (кстати, как выбрать подгузники, можешь прочитать ).

Наверняка ты слышала удивительные истории тех молодых мам, которые чуть ли не с первого месяца приучили своего ребенка спать всю ночь в собственной кроватке в отдельной комнате, не просыпаясь для кормления ни разу за ночь. Положа руку на сердце, можно считать такие истории во-первым фантастическими (хотя мало ли каких чудес не бывает на свете), а во-вторых следует помнить, что длительные перерывы между приемами пищи могут быть вредными для новорожденного. Считается, что в течение первых 6 месяцев жизни ночные кормления являются физиологической потребностью ребенка. Позже - уже дело привычки. То есть не советуем тебе пытаться отучать малыша от еды по ночам, пока ему не исполнится хотя бы полгода. А кто говорил, что будет легко?

Исключение составляют дети, находящиеся на искусственном вскармливании. Им действительно следует предлагать бутылочку не чаще, чем 1 раз в 2 – 3 часа, после чего придать вертикальную позу и 10 - 15 минут поносить по комнате. Так как смесь переваривается значительно дольше, чем материнское молоко, дети-искусственники часто основную часть ночи спят не просыпаясь. Обсуди со своим педиатром режим ночного кормления малыша. Потому что, в отличие от грудного молока, смесью действительно можно перекормить ребенка.

Для детской кроватки матрац следует обшить непромокаемой тканью. Далее - надеть чехол. Простыню для малыша надо хорошенько подбить под матрас. Важно чтобы она не сбивалась в складочки и тем самым не причиняла ребенку неудобств. Малышу до 1,5 лет подушка не нужна, ведь она может искривить позвоночник. Стирать детское белье в первый год надо отдельно от взрослого, причем, со . Белье новрожденного в первый месяц его жизни нужно проглаживать утюгом с двух сторон.

Купание и подмывание

Особое внимание стоит уделить . Во-первых, приступать к купанию можно только после того, как от пупка новорожденного отвалится прищепка, которую ему прикрепили в роддоме во время перерезания пуповины. Во-вторых все то время, пока полностью не заживет после купания ее обязательно нужно будет обрабатывать перекисью водорода и зеленкой, а воду для купания - кипятить. Последнее теперь считается необязательным, однако лишним не будет.

Температура воды в детской ванночке должна быть около 36 - 37 градусов, то есть равняться температуре тела ребенка. Современные ванночки для младенцев оснащают индикаторами температур (обычно они имеют три уровня: холодно, норма, горячо). Если не доверяешь такому устройству, используйте обычный спиртовой термометр.

Важно! Если воду ты все же кипятишь, до остывания не наливай ее в ванночку – так можно, во-первых, привести в негодность индикатор температур, а во-вторых, вызвать непредвиденные реакции между водой и пластиком ванночки, чем вызвав ее токсичность.

В ванночку малыша можно добавить настои трав (череда, ромашка, чистотел), но лучше проконсультироваться предварительно со своим педиатром, так как не всем подходят одни и те же рецепты (например, та же аптечная ромашка сушит кожу, а потому не советую ее использовать, если у малыша итак наблюдаются шелушения).

Купать детей рекомендуется с использованием с пометкой "с рождения" – такие гели и шампуни выпускаются исходя из потребностей кожи новорожденного. И, конечно же, убедись, что используемый действительно не раздражает глаза – просто проверь на себе (капни немного слабого раствора шампуня себе в глаз). Если малыш не страдает сухостью кожи и шелушениями, можно использовать детское мыло (оно обычно нравится мамам, стремящимся минимизировать использование косметики. Дело в том, что мыло, в отличие от гелей для купания, не оставляет после себя никакой пленки на коже ребенка).

Купание крохи длится в среднем 5 – 15 минут. Безусловно первое купание – самое непродолжительное. После него заверни малыша в мягкое полотенце и аккуратно промокай влагу с его кожи. Ни в кем случае не растирай кожу ребенка – она слишком нежна для этого. Далее, развернув кроху, изучи складки на его теле. Возможно, в некоторых из них есть небольшие подпревания, которые стоит обработать судокремом, бепантеном, детской присыпкой или кремом под подгузник (опыт использования этих средств как и формирование предпочтений приходит только со временем:)) Если имеются участки из-за сухости кожи, смажь их детским кремом или маслом для новорожденных. Внимание! Ни в коем случае нельзя покрывать кремом или маслом значительные участки кожи младенца – так ты препятствуешь дыханию и можешь нанести серьезный вред ребенку. Кремами следует пользоваться только локально – на месте покраснений или раздражений.

После этого одевай кроху как обычно.

Есть определенные правила и для такой процедуры как подмывание девочек и мальчиков. И, если купание обычно устраивается по вечерам, то подмывать ребенка нужно каждое утро, после пробуждения перед кормлением, и после каждого опорожнения кишечника. Для подмывания достаточно только теплой воды из-под крана, нет необходимости использовать мыло.

Девочек надо подмывать струей воды по направлению спереди назад. Мальчикам категорически нельзя оттягивать крайнюю плоть и пытаться промывать головку пениса! Природа позаботилась о его изоляции и наличии под крайней плотью бактерицидной смазки – смегмы, которая защищает половой орган младенца от бактерий. Поэтому нарушать гармонию нельзя.

Запомни, что подмывая ребенка (как мальчика, так и девочку), следует обмывать половые органы только снаружи!

Что же касается умывания, то его нужно проводить также по утрам перед кормлением. В первые недели жизни для этого стоит использовать кипяченую воду. Мыло и прочая косметика здесь ни к чему. Только в том случае, если у малыша на лице заметны раздражения кожи, обрабатывай их по указанию своего педиатра после умывания.

Глазки малыша промываются влажным ватным тампоном по направлению от внешнего уголка глаза к внутреннему. Носик прочищают скрученной в тоненький жгут ватой (ватная палочка попросту туда пока не пролезет). Уши крохе следует обмывать только снаружи! Иначе рискуешь повредить слуховые ходы. Поэтому особой необходимости в специальных ватных палочках с ограничителями нет – разумные мамы все равно не пытаются залезть в слуховой проход, а протирают только ушную раковину снаружи.

Часто для неопытных мамочек "таит сюрпризы" зона за ушами. Дело в том, что малыш при кормлении иногда срыгивает, и это молоко затекает за уши. А мама и не знала. Отверни ушки, посмотри, чисто ли за ними. Иначе будет очень неловко предстать перед педиатром в 1 месяц, когда доктор увидит у твоего ухоженного нарядного малыша кучи грязи за ушами.

Видео: Уход за малышом в первые дни жизни

Прогулки с ребенком

Гулять с малышом надо каждый день, но если на улице не ниже -10 градусов. Одежда для новорожденного должна быть только из натуральных тканей, удобная и просторная. Ребенку понадобятся распашонки байковые и хлопчатобумажные (около 15 штук), теплые фланелевые, тонкие хлопчатобумажные и байковые пеленки (примерно 35 штук), чепчики теплые и тонкие, подгузники. Одевать малыша надо многослойно. Для прогулок зимой нужен специальный конверт. Коляска для прогулок должна быть глубокой, удобной, с умеренно жестким матрасиком.

Развивающие игры для детей 1 месяца

Казалось бы, зачем нужны все эти игры деткам, только что появившимся на свет? Ведь они еще совсем крошечные и беспомощные, и вряд ли их заинтересует еще что-то, кроме погремушки. На самом деле это не так. Игры новорожденному просто необходимы. Именно они могут обеспечить всестороннее его раннее развитие. Причем, как умственное и физическое, так и социальное.

Мама – лучшая игрушка

Да-да, главное правило, которое мама должна учитывать при занятиях с ребенком в первый месяц его жизни заключатся в том, что лучшая игра для него – это она сама. И, конечно же, самые близкие родственники. Причем, играя с малышом, мама и родные должны вести себя естественно, доверять своим инстинктам и чувствам.

Игра для развития зрения ребенка

Ты должна взять ребенка на руки, прижать к себе и посмотреть ему прямо в глаза. Малыш сконцентрирует внимание на тебе, и будет долго смотреть маме в глаза… Да, он потом отвлечется, но если ты продолжишь смотреть на него, кроха также вернет взгляд на тебя. Играть в такие вот «гляделки» можно пока ребенок не устанет.

Кроме того, можно использовать для игры также неяркую лампочку или ночник. Попробуй в немного затемненной комнате в поле зрения ребенка передвигать лампу в различных направлениях. Малыш будет внимательно следить за светом. Такая игра прекрасно помогает ребенку научиться концентрировать свое внимание. Можно также вырезать из старых журналов разные картинки с изображением улыбающихся ярких предметов, деток, цветов. Помести картинки в поле зрения ребенка, лучше всего прикрепить их к бортику его кроватки. Перемещай понемногу картинки, и увидишь, как кроха будет следить за ними глазами.

Игры для развития малыша

Касайся своими пальцами ладошек ребенка. Увидишь, как он будет рефлекторно сжимать твой палец, а после - ухватиться за него. Во время таких занятий постоянно разговаривай с малышом или пой веселые песенки. Помни о том, что такая игра направлена на стимуляцию у малыша хватательного рефлекса. Можно также поиграть в велосипед. Возьми его ступни в свои ручки и осторожно вращай, как при езде на велосипеде.

Развлекающие игры для детей

В этом возрасте деткам нравятся подвесные игрушки. Прикрепи их на кроватку, пусть они потихоньку крутятся под мелодичную и приятную музыку. Сегодня в продаже таких «мобилей» огромное изобилие. Регулярно совершай с деткой прогулки по дому. Показывай и рассказывай все, что видишь вокруг. Не беспокойся о том, что ребенок пока не может все хорошенько рассмотреть. Такие прогулки все равно очень важны, ведь они рассчитаны на будущее, так у крошки развивается первая зрительная память.

Как развивать ребенка в 1 месяц

Что же можно сделать для развития малыша, который только появился на свет? Для начала маме важно осознать, каким должен быть правильный старт этого развития. Итак, для этого важным есть раннее прикладывание ребенка к груди, совместное пребывание матери и малыша сразу после родов, кормление «по требованию» грудным молоком.

Кормление – первое развитие

Кормить грудью – это самый естественный процесс в мире. Это приятно и полезно и для мамы, и для ребенка. Важно кормить грудью по требованию. Именно так ты закладываешь основу здоровья для твоего ребенка. Но, кроме того, это еще и основы для успешного развития ребенка, ведь если малыш эмоционально устойчив, он намного больше готов к восприятию информации.

Органы чувств

Взрослый человек воспринимает мир через органы чувств. Это - зрение, осязание, обоняние, слух, вкус. Малыш – также. Развитие малыша в таком раннем возрасте также базируются на стимуляции этих органов чувств. Итак, больше всего информации детки в 1 месяц получают через орган осязания. Зрение и слух - еще недостаточно развиты. На первом месяце жизни они нуждаются в стимуляции. Поэтому важно обратить внимание на стимуляцию развития осязания.

Что можно делать?

Все просто. Заготовь кусочки ткани разной текстуры. Это может быть хлопок, шелк, мех, шерсть, атлас. Давай малышу трогать эти заготовки несколько раз в день. Не забывай также и о тактильном контакте. Маме и папе стоит почаще гладить малыша, целовать, выкладывать голенького к себе на живот. Так развивается не только осязание, но и эмоциональная сфера. Можно также ходить с крошкой по квартире и его ручкой дотрагиваться до предметов. Рассказывай ему, что это, комментируй свои действия. Не думай, что маленький ничего не слышит и не понимает. Это очень важный поток информации. Он поступает к малышу в первые месяцы жизни, а главное – хорошо откладывается на уровне подсознания. Так ты поможешь заложить прочный фундамент для дальнейшего восприятия окружающего мира. Следуя этим рекомендациям, уже в первый месяц можно начать развивать малыша . Этот период является очень важным в развитии ребенка, а эти легкие упражнения доступны для мамы. Развивай своего малыша с пеленок!

: вес и рост

Новорожденный в 1 месяц жизни набирает около 600 г, т. е. каждый новый день приносит крохе дополнительные 20 г веса. Это несколько меньше, чем в последующие месяцы, так как в течение самой первой недели жизни все здоровые дети обязательно «убывают» в весе, у них отмечается феномен потери массы тела (в среднем малыш худеет на 5–8?% от первоначальной массы). Причинами этого являются выделение довольно большого количества первородного кала (мекония) и поступление сравнительно небольшого по объему количества молока в первые дни жизни при расходовании значительного количества энергии. Интересно, что дети, родившиеся в срок (т. е. при доношенной беременности), но имеющие небольшую массу тела, могут за первый месяц набирать ее более интенсивно, как бы догоняя своих изначально более упитанных сверстников. А вот недоношенные дети массу набирают медленнее. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на 3 см.

Новорожденный в 1 месяц : сколько гулять

Продолжительность пребывания на свежем воздухе с новорожденным 1 месяца жизни определяется погодой. В летнее время с крохой начинают гулять практически со следующего дня после выписки из родильного дома. Начинают прогулки с 20–30 минут, их продолжительность постепенно увеличивается, достигая примерно через неделю после выписки малыша 1,5–2 часов, т. е. прогулки могут занимать практически все время между кормлениями.

Оптимальным при хорошей погоде считается пребывание с новорожденным 1 месяца жизни на свежем воздухе не менее двух раз в день. В холодное время года малышу дают адаптироваться в домашних условиях 2–3 дня, а затем его тоже «выводят в свет». Разумеется, обращая внимание на температуру воздуха (не ниже –10°С), отсутствие резкого ветра. Начинают прогулки с 10 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до 30–40 минут и даже 1 часа, в зависимости от погодных условий.


Новорожденный 1 месяц: сон ребенка

Сон новорожденного 1 месяца жизни занимает около 18 часов в сутки. Условно говоря, ребенок этого возраста просыпается в основном лишь для того, чтобы поесть. Само бодрствование довольно непродолжительное, ограничено 15–20 минутами. Оно не столь активное, как в последующие месяцы жизни, и, как правило, предшествует кормлению. Для месячного грудничка характерно засыпание сразу после еды или даже во время кормления. Конечно, малыш может просыпаться и между кормлениями. Как правило, это случается при наличии «весомой» причины – мокрый подгузник, неудобное положение, громкий звук, разбудивший кроху.

рефлексы

Новорожденному 1 месяца жизни присущи все безусловные физиологические рефлексы, которые относятся к «врожденным». Педиатр, проводя осмотр такого малыша, проверяет, насколько хорошо кроха хватается за палец, отталкивается стопами от ладони в положении лежа на животе, опирается на стопы при поддержке в вертикальном положении и другие рефлексы. В целом у ребенка еще отсутствует координация движений, они хаотичны.

К концу 1 месяца новорожденный , лежа на животе, способен непродолжительное время удерживать приподнятую голову. Кроме того, должна быть кратковременная фиксация взгляда на яркой игрушке. К этому времени младенец может начать улыбаться при ласковом обращении к нему.

стул и мочеиспускания

В первые дни жизни частота мочеиспусканий небольшая – от 1–2 в первые сутки до 8–15 на 5?е сутки. К концу первого месяца ребенок может мочиться 20–25 раз за сутки. Редкие мочеиспускания в первые дни жизни связаны с особенностями работы еще не совсем зрелых в функциональном отношении почек малыша. Да и количество потребляемой жидкости в первые дни невелико.

Стул новорожденного 1 месяца жизни очень изменчив по частоте и характеру. В первые 1–2 дня выделяется густой первородный кал зеленовато-коричневого цвета, называемый меконием. Затем отмечается довольно частый, до 6–8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7–10 дней жизни стул у грудничка желтый, кашицеобразный, имеет кислый запах. Частота дефекации составляет от 3 до 5–8 раз в сутки.

У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий – в среднем 3–4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме также могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1–2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или беспокойством крохи.

питание ребенка

Как уже было сказано, 1 месяц новорожденого в целом представляет собой время адаптации ребенка к внеутробному существованию. Это касается и питания. У крохи, находящегося на грудном вскармливании, обычно отсутствует четкий режим приема пищи. Малыш ест так часто, как ему хочется. Это и есть режим свободного вскармливания. За сутки ребенок первого месяца жизни прикладывается к груди в среднем 8–12 раз. Если младенец требует грудь чаще, не спешите паниковать. Кроха пока еще вырабатывает свой режим кормлений, вполне возможно, они будут более упорядоченными через какое-то время. Следует помнить, что требуя грудь часто, ребенок не только получает капельки бесценного маминого молока, но и удовлетворяет свой сосательный рефлекс, что очень важно для его правильного неврологического развития.

Малыш, находящийся на искусственном вскармливании, в первые 2 недели жизни должен получать адаптированную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволительно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т. е. частота кормлений составляет 7 раз в сутки при 6-часовом ночном отдыхе. Обычно таким детям между кормлениями 1–2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адаптированной смеси для малыша первых 7–10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хn или 70хn, где n – день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее – второй. Полученное значение делят на количество кормлений, рассчитывая таким образом необходимый разовый объем смеси.

После 10–14 дней кроха съедает за сутки питание, равное по объему 1?/?5 от его массы.


прививки

Еще находясь в родильном доме, малыш успевает в норме получить 2 вакцины – против гепатита В (в 1-е сутки жизни) и туберкулеза (на 3–7-е сутки). В поликлинике новорожденному в 1 месяц повторно против гепатита В вакцинируются только те малыши, которые относятся к группе особого риска (в случае если их мамы являются носителями вируса гепатита В, или больны гепатитом В, или перенесли это заболевание незадолго до родов). Также в 1 месяц повторную дозу вакцины против гепатита В должны получить дети, если в их домашнем окружении есть вирусоносители или больные острой или хронической формой гепатита В.

Каких врачей нужно посетить

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляется на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действующего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматривают ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультировать врач-офтальмолог или кардиолог.

Необходимые обследования

Новорожденный в 1 месяц подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейросонография – НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего – органов брюшной полости, почек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования, в месячном возрасте каждому малышу необходимо сделать электрокардиограмму – ЭКГ (графическое отображение биопотенциалов работающего сердца).

Возможно, вам будут интересны статьи

Что умеет ребенок в 1 месяц? Мама может самостоятельно оценить развитие крохи, зная о тех навыках и рефлексах, которые приобретает малыш в течение первых недель жизни. Но нужно помнить, что такое исследование в домашних условиях не заменяет консультации и осмотра педиатра.

Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.

Какие навыки можно наблюдать

Что может уметь ребенок в 1 месяц?

Врожденные рефлексы и их значение

Рефлексы - наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?

Рефлексы помогают развивать моторные навыки и являются фундаментом для ползания, переворачивания на живот, ходьбы. Также их отсутствие или слабое проявление помогает распознать какую-либо проблему в развитии. Если же у крохи еще не развит какой-то навык, не стоит заранее бить тревогу. Нужно учитывать индивидуальные особенности. У маловесных и недоношенных детей навыки развиваются позже. Насторожить должно, когда малыш все время вялый, не реагирует на звук и свет.

Сигналы о помощи

Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.

  • Крик . Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
  • Успокаивается, когда берут на руки . Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
  • Звуки . В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
  • Кряхтение . Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
  • Выгибание тела . Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.

Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают. Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери. В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.

Вашему ребенку один месяц! Это первая настоящая дата, которую вы можете даже отпраздновать! Ваш малыш всего лишь за один месяц достиг значительных успехов, и теперь уже он не новорожденный а настоящий грудничок. Грудной период продолжается с 1 месяца до года!

Сейчас во внешнем виде малыша происходят значительные изменения, особенно это заметно по фотографиям. Отечность и одутловатость личика проходят, оно приобретает конкретные черты. Теперь уже можно разгадывать, на кого же похож малыш, хотя эта похожесть еще несколько раз поменяется.

Пупочная ранка у большинства детей к этому возрасту заживает, если не было воспаления, и на животе красуется самый настоящий пупок.

Мышцы малыша начинают расслабляться, постепенно проходят судороги. Кулачки разжимаются, а ручки, до сих пор прижатые плотно к телу, пускаются в дело (проходит физиологический гипертонус). Малыш еще не умеет обращаться с ними, бесцельно машет и не может держать погремушку или схватить что-нибудь.

Удерживать головку малыш тоже еще не умеет. Лежа на животе, он может только приподнимать ее на 15–30 секунд. Из-за этого, во время ношения на руках, мама должна быть осторожной и придерживать малыша за затылок.

Как выглядит ребенок в 1 месяц








Эмоциональное развитие ребенка в 1 месяц

В течение второго месяца жизни у малыша на смену кризиса новорожденности приходит так называемый комплекс оживления. Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Что это такое?

В 2–3 недели малыш уже может фокусировать взгляд на предмете, а в 3–4 недели - сосредотачиваться, слыша мамин голос. В период от 1 до 2 месяцев у здорового ребенка проявляется главный феномен кризиса новорожденности - комплекс оживления.

Комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер.

В в конце первого месяца компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10–12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе.

Полезно знать

Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления - основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни.

Появление комплекса оживления у ребенка показывает, что возникла не только потребность в общении со взрослым, но и появились средства общения. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Комплекс оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущение взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития - ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») - сложилась.

Комплекс оживления включает в себя следующие реакции:


  • Общее моторное возбуждение при приближении взрослого.

  • Использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения.

  • Обильные вокализации во время общения с матерью.

  • Реакция улыбки.

Полезно знать

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления - основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Лежа на спине, малыш разводит руки в стороны, поднимает их вперед. К концу этого месяца ребенок будет уже способен сжимать и разжимать пальцы. Свободно поворачивает голову из стороны в сторону, хотя большую часть времени держит голову вдоль средней линии тела. В положении на животе к концу этого месяца жизни ребенок поднимает и удерживает голову не менее 10 секунд, а затем голова падает. Проверить такой подъем головы можно с помощь погремушки. Необходимо погреметь ею перед лицом лежащего ребенка, разговаривать с ним, чтобы добиться фиксации взгляда на погремушке и подъема головы путем прослеживания за ней. Однако учтите, что голову малыш может поднять таким образом только до угла в 45 градусов относительно поверхности. Из‑за этого смотреть далеко вперед он еще не может. После двух месяцев жизни следует выкладывать ребенка на живот не только в краткие периоды перед едой и сном, но и в более длительные периоды бодрствования между ними. Когда ребенок утомляется и начинает капризничать, следует вернуть его в положение на спине.

Внимание!

Слишком раннее и выраженное удержание головы, а также запрокидывание головы назад в положении на животе может быть и признаком поражения нервной системы. В таком случае надо обратиться к детскому невропатологу, особенно если ребенок часто и сильно запрокидывает голову назад и в положении лежа на спине. У здорового ребенка умеренная склонность к такой позе может быть в том случае, если роды проходили с лицевым предлежанием.

В вертикальном положении, когда берешь ребенка на руки, он способен удерживать голову прямо, но недолго. Начиная с возраста полутора месяцев рекомендуется чаще держать малыша на руках. Если до 1,5 месяца вы держали ребенка на своих руках в его горизонтальном положении (лежа), то с 1,5 месяца необходимо держать его вертикально. Усадите его попкой на одну вашу руку и, поддерживая его под грудь другой вашей рукой, прижимайте его спинкой к себе. При этом ребенок, сначала с вашей поддержкой, а потом и сам, начинает держать корпус - сидит на руках у взрослого «столбиком». Голову ребенка, однако, первое время приходится придерживать дополнительно. Такая поза ребенка на руках взрослого не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но открывает ему новые возможности для знакомства с миром.

Движения рук. Значительную часть времени он уже не сжимает пальцы в кулаки, держит ладошки раскрытыми и расслабленными. К концу этого месяца малыш начинает приближать руки ко рту и сосать палец.

Психическое развитие ребенка в 1 месяц

Зрение. Четче, чем на первом месяце жизни, фиксирует взгляд на лице человека, который нагнулся над ним и разговаривает. К полутора месяцам большинство детей смотрят не просто в лицо, но и в глаза взрослого, так появляется реакция «глаза в глаза». В это же время он начинает следить за движущимися людьми, попавшими в поле его зрения.

Тест‑упражнение‑игра
Если поместить яркую игрушку немного в сторону от линии центра взгляда ребенка, то он может сам найти ее взглядом. Для привлечения внимания игрушку можно слегка потрясти или покачать ею из стороны в сторону. Ребенок «рассматривает» неподвижную интересную игрушку на протяжении 20, затем и 30 секунд.

На втором месяце жизни ребенок фиксирует взгляд не только на движущемся предмете, как это было раньше, но и на неподвижном. Поэтому начиная с возраста 1–1,5 месяца необходимо подвешивать над кроваткой яркие предметы. В самом начале лучше подвешивать по одной игрушке. После того как ребенок научится хорошо фиксировать взгляд на одном предмете, можно увеличить количество подвешенных предметов до двух-трех, для того чтобы он учился переводить взгляд с одного объекта на другой. При наличии времени можно поиграть с ребенком: потормошите сначала одну из подвешенных игрушек для привлечения его внимания, а затем подергайте другую.

Игрушка вывешивается по направлению взгляда лежащего на спине ребенка - обычно над уровнем его груди. О том, какое должно быть расстояние до игрушки, мнения различны. Одни ученые считают, что маленький ребенок не может рассматривать предметы, находящиеся дальше 20–30 см от его глаз, другие - что такое близкое расстояние способствует в дальнейшем развитию близорукости. Они советуют вешать игрушку не ближе чем на расстоянии 40–50 см. Поэтому подвешивайте меньшие предметы на меньшем расстоянии (40–50 см), а большие - на большем (70 см). Периодически подвешивайте над кроватью надутые резиновые шары, их колыхание от легких дуновений воздуха наверняка привлечет внимание ребенка и на достаточно большом расстоянии.

Нельзя игрушки держать все время перед ребенком. Рекомендуется вывешивать их на 30 минут с перерывом в 10–15 минут.

Иногда то, что имеется в продаже для подвешивания над кроваткой, - не самый лучший вариант. Гирлянды из большого количества объектов утомляют глаза. При возможности лучше снять с нити большую часть объектов. Если они не снимаются, то нужно выбрать гирлянду с одним, максимум двумя предметами яркого цвета (оранжевый, красный, зеленый) в центре и несколькими менее яркими (голубоватые, синие, фиолетовые, белые и др.) на периферии гирлянды. Сейчас стали модными карусели типа «мобиль» - подвески с движущимися игрушками в сопровождении музыки. Есть мнение они могут навредить ребенку из‑за чрезмерной нагрузки на зрение в возрасте до 2,5–3 месяцев, а после этого возраста они уже не будут способствовать развитию ребенка. Что касается музыки, то должен разочаровать ее любителей. В этом возрасте она для ребенка просто шум. Элементы ее восприятия появляются позднее - примерно с 4–5 месяца.

Слуховые реакции. Малыш пытается крутить головой и перемещать взгляд в сторону источника длительного, долго не прекращающегося звука, расположенного не только на уровне уха, но и дальше. Сначала ребенок поворачивает голову на звук сбоку, затем начинает реагировать на звук над головой и закидывает голову.

Тест‑упражнение‑игра

Возьмите колокольчик или достаточно громкую погремушку и слегка поработайте ею в течение 10 секунд. Старайтесь удерживать этот источник звука в 30–50 см от ребенка вне поля его зрения. Услышав громкий звук, ребенок на некоторое время «задумается», прислушиваясь, после чего начнет поворачивать голову вправо‑влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.

К двум месяцам ребенок реагирует движениями головы не только на погремушку или колокольчик, но и на ваш голос, шум пылесоса, музыку и проч. Однако взгляд на отдаленном источнике звука пока еще не фиксирует, голову поворачивает, но своим взглядом звучащий отдаленный предмет не находит. Может перестать кричать или начать улыбаться от вашего успокаивающего или ласкового голоса, даже не видя вас. Улыбка также может появиться на лице малыша в ответ на улыбку и разговор взрослого. Однако положительные эмоции пока неразборчивы. Такая неразборчивость закончится с появлением способности запоминать. На резкие звуки ребенок может еще вздрагивать.

Внимание!

Если вздрагивание на втором месяце жизни сопровождается резким и выраженным разведением рук в стороны или вперед, при этом не наблюдается четкой тенденции к исчезновению такого разбрасывания рук, необходимо обратиться к неврологу.

Предречевое развитие ребенка в 1 месяц

В крике появляются разнообразные интонации, он становится более выразительным. В отличие от 1‑го месяца жизни, когда крик ребенка пассивно отражал только варианты физического дискомфорта, к концу 2‑го месяца жизни крик начинает становиться активным средством общения, способом контакта с матерью. Ребенок кричит по‑разному: терпеливо, обиженно, протестующе, уступчиво. Крик может быть также подзывающим, просящим, капризным, упрекающим, требующим, заставляющим.

Внимание!

Если крик к 2 месяцам остается однообразным, не содержащим вышеуказанных интонаций, необходимо обратиться к врачу‑неврологу.

В ответ на звуки взрослого «ту‑у‑у, ля‑я‑я, бу‑у‑у» ребенок с 6–7 недель в паузах между звуками взрослого издает короткие гласные звуки «э», «а», «у», затем - «а‑а‑а», «а‑бы‑ы», «е‑ее» и др. Может также произносить «кхе», «ах». Однако издает все эти звуки только в краткие периоды оживления и удовлетворения при хорошем самочувствии. К возрасту 2 месяцев большая часть детей агукает: к гласному «уу» добавляются согласные «г», «к» - и получается четкое «гуу; ку; агу». Бывают и гортанные звуки «гы», «хы».

Денверский тест в 1 месяц

Грубые движения - Лежа на животе, поднимает голову
Речь - Улыбается

Визит в поликлинику

В этом месяце вам с малышом предстоит первый визит в поликлинику. В каждой из них есть «день здорового ребенка» или «грудничковый день», когда приходят только здоровые дети, чтобы больные не заражали их. Его надо заранее узнать (обычно это вторник или среда), чтобы не прийти в день, когда поликлиника будет набита кашляющими и чихающими детьми всех возрастов.

Осмотр педиатра положено проходить каждый месяц. Кроме того, существует диспансеризация, то есть осмотр ребенка врачами-специалистами и взятие анализов. В это месяце вам предстоит пройти и то и другое.

Врачи:


  • Педиатр.

  • Невролог (невропатолог).

  • Детский хирург.

  • Ортопед (травматолог-ортопед). Обычно грудничка смотрит либо хирург, либо ортопед.

  • Офтальмолог (окулист), этот специалист иногда впервые осматривает малыша в 2 месяца.

Плановая вакцинация:


  • Вторая вакцинация против гепатита В (первая проводится в роддоме, а третья - в два месяца).

Анализы:


  • Общий (клинический) анализ крови - берется из пальчика (основные показатели: гемоглобин, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, СОЭ).

  • Общий анализ мочи (определяется цвет, прозрачность, рН, нет ли в ней белка, глюкозы, эритроцитов, бактерий).

  • Общий анализ кала (копрология - определяется консистенция, цвет, рН, нет ли в нем крови, лейкоцитов).

Следующая диспансеризация вам предстоит в три месяца, а в два - только осмотр педиатра.

Как кормить ребенка в 1 месяц?

Приоритетом по прежнему остается грудное вскармливание. Кормить малыша лучше всего только грудным молоком. Количество прикладываний не ограничено, в том числе и ночью. Это называется кормление по требованию. Для этого удобнее класть его спать вместе с собой, или придвигать кроватку без бортика к своей кровати. Так у вас будет больше шансов выспаться, а ночи станут спокойнее.

Полезно знать

«Kогда вы целуете своего малыша, вы меняете состав грудного молока. А вы знали, что неудержимое желание зацеловывать своего ребёнка преследует биологическую цель? Когда мама целует своего малыша, она получает с его личика образцы микрофлоры, которые затем попадут в её лимфатическую систему. Организм мамы для борьбы с патогенными микробами сформирует антитела, которые малыш получит затем с грудным молоком. Ну что?! Правда, удивительно?» (взято у Екатерина Житомирская Шехтман).

Если у вас возникли вопросы, связанные с грудным вскармливанием, если присутствует дискомфорт во время кормления, появились уплотнения в груди, если вам кажется, что вам мало молока, что малыш плохо набирает в весе не спешите вводить смесь. Проконсультируйтесь с педиатром и обязательно - со специалистом по грудному вскармливанию .

Полезно знать

Грудное вскармливание не лучше и не хуже смеси. Это норма! Смесь не норма. Поэтому вещи эти несравнимые. Нельзя утверждать, что дети на ГВ меньше болеют, лучше развиваются и добиваются в будущем больших успехов. Но искусственное вскармливание является фактором риска для многих заболеваний.

Малышей на искусственном вскармливании кормят также по требованию, но из бутылочки. Количество смеси на одно кормление 80–120 мл, количество кормлений - не меньше 6.

Как купать ребенка в 1 месяц?

Если вы ещё не освоили круг на шею для плавания - то сейчас самое время им воспользоваться. Грудничков необходимо купать каждый день, желательно перед сном. Принятие теплой ванны прекрасно расслабляет, снимает мышечное и психологическое напряжение, улучшает настроение и самочувствие. А если во время принятия такой ванны младенец будет не просто лежать на руке у мамы, а активно плавать, тогда помимо расслабления он еще и высвободит оставшуюся за день энергию. С этой целью ведущими специалистами в области педиатрии был разработан специальный круг на шею для купания новорожденных. Сейчас такие круги доступны любой семье, ведь они продаются всюду, а также имеют небольшую цену. Их производят из высокопрочного неаллергенного полимера в разных странах мира. Маленькие дети очень любят плавать на таком круге - таким способом они развивают свой природный врожденный плавательный рефлекс.

Даже если ваш малыш еще не держит головку, купание новорожденного с кругом (с какого возраста - не имеет значения) возможно. От ребенка при таком плавании не требуется усилий и напряжения мышц шеи, это не опасно, ведь в разработке кругов принимают участие специалисты, и продукция тестируется при выходе на рынок.Те мамы и папы, у которых есть проблемы со спиной, что не позволяет купать своего кроху, нагнувшись, оценят купание новорожденного с кругом. С какого возраста вы бы не начали, просто надуйте круг, наденьте его на ребенка и опустите малыша в воду. Ваше чадо будет плавать самостоятельно, без вашей помощи, переворачиваясь с животика на спинку и обратно. Особенно полезно проводить эту процедуру перед сном - если вода будет чуть прохладнее, чем обычно, ребенок будет активно двигаться и тратить энергию. После этого глубокий сон гарантирован. Если вода будет теплой, мышцы ребенка расслабятся.

Конструкция такого круга элементарна - это одна или две круглые воздушные камеры с клапанами для надувания. Обычно имеются две застежки и ручки, за которые родители могут держать приспособление. В некоторые модели производители добавляют элемент игры - погремушки или бубенчики, которые издают звуки при движении ребенка. При выборе круга обратите внимание на края внутренней его поверхности, чтобы они не травмировали нежную кожу шеи малыша. Обязательно должен быть выступ для подбородка. При соблюдении всех этих условий будет абсолютно безопасным купание новорожденного с кругом. С какого возраста начинать? Решать вам. Производители рекомендуют применять такие круги на шею можно с одной недели жизни. Однако по опыту мам, новорожденный малыш ещё слишком мал и попросту выскальзывает из круга. Поэтому возможно начинать такое плавание лучше с 1–1,5 мес.

Внимание!


  • Такой круг не используется в качестве спасательного средства.

  • Ни на минуту не оставляйте ребенка в ванной без присмотра, даже на круге - это может быть смертельно опасно для вашего малыша. Для большей безопасности первое время слегка поддерживайте малыша рукой под спинку или животик.

  • Не используйте такой круг для купания в больших водоемах, например, в речке, море или озере. Если вы все же рискнули купать малыша в водоеме, постоянно держите круг за одну из мягких ручек на нем.

Доктор Комаровский о купании новорожденных

Как играть с ребенком в 1 месяц?

Уже на первом месяце жизни младенца появляются отрезки активного бодрствования, сначала по 20–30 минут, к концу третьего месяца - до часа. Задача взрослого - создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок проявлял активность. Пусть звучит мелодичная музыка. Берите малыша на руки, подносите к окну, к зеркалу, носите из комнаты в комнату. Рассказывайте обо всем, что видите сами. Разнообразные ощущения, звуки, запахи - все это на пользу растущему человечку. Вот несколько игр, которые помогут вам установить теплые взаимоотношения с ребенком.

«Кукла из тарелки»
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Где мама? (с 1,5–2 месяцев)
Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите руку ребенка и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до лба, носа, губ, щек и подбородка. Не забывайте разговаривать с малышом. Наклоняйте голову вправо-влево, напевая какую-нибудь песенку. Эта игра научит ребенка долгое время следить за вашим лицом.

Носик к носику (с 1 месяца)
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала голову и шею ребенка, а другая - ягодицы. Приближайте свое лицо к лицу ребенка, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!». На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику малыша. Повторите игру несколько раз, меняя тон и громкость своего голоса, делая его то высоким, то низким. Можно первое и второе «да» произносить шепотом, а третье - обычным голосом. Ребенок будет ждать продолжения игры, улыбаться, смотреть вам в глаза.

Коза (с 1 месяца)
Это любимая забава детей с давних времен. Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Я слышу маму (с 3–4-й недели)
Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление - отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух. Покажите ребенку высокие и низкие звуки. Положите малыша на пеленальный столик. Называйте его имя сначала высоким голосом, потом низким. Несколько раз меняйте тон и громкость своего голоса. Играя с вами, малыш научится прислушиваться к разнообразному звучанию вашего голоса.

Бубенчики (с 3–4-й недели)
Для игры понадобятся бубенцы. Расположите ребенка у себя на коленях. Звеня бубенцами, напевайте песенку:

Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка. Посмотрите, прислушивается ли он к их звучанию. Пусть малыш следит глазами за движением бубенцов. Игру повторите несколько раз. Можно использовать и другие предметы и игрушки.

Видеоблог - ребенку 1 месяц

1 месяц после родов

Кормление ребенка

Как мы перешли с бутылочки на грудь

При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы - Леонида Ростиславовича Биттерлиха