Как делать украшения из фурнитуры. С чего начать? Основные материалы для сборки бижутерии

Сегодня мы познакомим всех начинающих мастеров с теми первоначальными моментами, с которыми они сталкиваются, если решили заниматься таким видом рукоделия, как сборка украшений своими руками. Речь пойдет об основах, которые являются главным звеном любого украшения. Простыми словами, основа - это то, из чего будет состоять данное украшение или то, с помощью чего оно собирается:

Цепочки

Шнуры

Ленты

Резинка

Проволока

Ювелирный тросик (ланка)

Эти и многие другие виды основ, в работе мастера могут составлять из себя как отдельное целое украшение или же быть тем главным звеном, которое в итоге декорируют и украшают.

1. Проволока

Проволока в сборке украшений своими руками может быть представлена в различных вариантах.

Это может быть гибкая алюминиевая проволока:

Пример украшения, выполненного на основе алюминиевой проволоки:


Проволока для бисероплетения:


Пример использования проволоки для бисероплетения в рукоделии:


Жесткая медная проволока:


Пример работы, где готовое украшение состоит только из самой основы- жесткой проволоки:


Проволока с эффектом памяти:


Пример, где проволока с эффектом памяти является основой для работы, а фурнитура в виде бисера и бусин, составляет главный декор и задумку мастера:



2. Ювелирный тросик (ланка)



Ювелирный тросик (ланка) – очень тонкие металлические волокна, которые соединены в большом количестве и скручены в прочную металлическую нить. Используется ювелирный тросик чаще всего для сборки таких видов украшений, как бусы или браслеты.

Пример использования ювелирного тросика в сборке бус:


Пример использования ювелирного тросика в сборке браслета:



3. Шнуры:

Количество и разновидность шнуров, которые используются в работе при сборке украшений своими руками огромное множество. Все зависит от техники и задумки, которую использует мастер в создании своего украшения.

Это могут быть вощеные шнуры:



Пример использования вощеного шнура в украшении:



Кожаные шнуры различной формы и расцветки:



Пример браслета в основе которого использован кожаный шнур:



Каучуковые шнуры:



Пример использования каучукового шнура в сборке кулона:


Атласные шнуры:



Пример атласного шнура в сборке браслета:



Сутажные шнуры:



Пример сутажного шнура в сборке серег:



Бижутерная сетка:



Пример использования бижутерной сеточки в сборке украшения:



Исходя из выше представленных примеров, можно сделать вывод, что шнур, точно также, как и проволока, может быть собран отдельным украшением без других каких-либо частей фурнитуры, или выступать его основой.

4. Резинка

Одна из самых востребованных основ для сборки украшений своими руками – резинка. Если вы начинающий мастер и не знаете с чего начать, остановите свой выбор на резинке. Все что потребуется для работы, это понравившиеся бусины, которые необходимо собрать на резинку и украшение готово



Пример бижутерии, где использована основа в виде резинки:



5. Цепочки



Еще один популярный вид фурнитуры, благодаря которому рождаются такие виды украшений, как бусы, браслеты, кулоны, броши и т.д.

Примеры:





6. Ленты

Основой для сборки украшений часто служат различного рода ленты, которые отличаются между собой материалом, из которого они состоят, а также шириной, плотностью, прозрачностью и другими параметрами.

Атласные ленты



Самые распространенные украшения, где можно встретить атласную ленту, это украшения канзаши:



Пример браслета с использование атласной ленты:



Ленты из органзы



Иногда, лентой из органзы можно заменить или украсить шнур или цепочку и украсить тем самым, будущее украшение в виде кулона:



Пример серег с использованием органзы:


Стоит также упомянуть и о таких основах, которые встречаются уже в виде специальных заготовок, для сборки того или иного украшения.

Металлическая основа для сборки ободка:


Металлическая основа для сборки колец:


Основа для сборки браслета:





Основы для кулонов:





Основы для брошей:





Конечно же это не весь перечень основ, которые применимы в рукоделии. Существуют различные виды материалов, с помощью которых мастера создают свои работы. Мы будем знакомиться с ними в следующих статьях и обзорах.

Напоминаем вам, что огромный выбор всех вышеперечисленных основ для изготовления украшений своими руками представлен в нашем интернет-магазине.

Видео обзор по основам для сборки украшений своими руками:


Создание эксклюзивных предметов вручную стало модной тенденцией. Авторское произведение, существующее в единственном экземпляре, подчеркивает достоинства, добавляет загадочность, помогает самовыражению, а также выглядеть стильно в любом наряде.

К тому же такое украшение может стать замечательным подарком для близкого человека. Ведь все, что делается с теплотой и любовью приносит счастье и благополучие. Украшения, сделанные своими руками, хороши тем, что они всегда эксклюзивные, доступные и создать их можно практически из любого природного или искусственного материала. Все, что попадается на глаза опытной мастерице, можно использовать для создания необычной вещицы: привезенные с моря, ракушки и камешки, жемчужины, из дерева, полимерной глины или стекла, натуральные камушки, шелковые ленточки, кожаные шнурки и разноцветные перышки.

Фурнитура – это важное связующее звено, и порой, цена на нее значительно выше, чем на остальные запчасти. Однако именно от нее напрямую зависит, дорого или дешево будет смотреться законченное изделие в целом, и сколько времени оно прослужит. Чтобы собственноручно сделанная вещичка долго радовала свою хозяйку или хозяина, к подбору всех ее составных частей надо относиться очень ответственно.

Какая существует фурнитура

Чтобы собрать и закрепить все необходимое воедино, используется функциональная и декоративная фурнитура, которая, в зависимости от назначения и применения, распределяется по следующим группам:

  1. Соединительная – это многочисленная группа, в которую входят разные колечки для скрепления, замочки, застежки, карабины, винтовые штифты, гвоздики.
  2. Разделительная – элементы в форме маленьких цилиндров, фигурок, трубочек, которые помещают между деталями для их фиксации или закрепления на леске, шнуре, резинке.
  3. Маскирующая – позволяет тщательно скрывать крепления, узелки и декорировать концы шнурков, сюда же можно отнести различные люверсы и шапочки для бусин.
  4. Вспомогательная – служит для дополнительного декорирования, сюда относятся всевозможные подвески, медальоны, оправы.
  5. Основания для сборки, на которые нанизывают бисер, бусинки, камни: леска разнообразного назначения, капроновые нити, шнуры, тросики, проволока с памятью, латексные или силиконовые резинки.
  6. Простые и фигурные для колец, браслетов, брошей, заколок, гребней, ободков.
  7. Основы для серег: круглые, плавно изогнутые, крючки с замками, с петлями, гвоздики с застежкой.


Из чего делают

Ко всему сырью для бижутерии, предъявляется ряд обязательных требований: отсутствие ядовитых веществ, безвредность, стойкость к коррозии, долгое сохранение хороших внешних данных.

Для производства используют разные сплавы, обладающие легкостью и прочностью: альпака, нейзильбер, томпак, олово, алюминий, сталь и множество других, реже бурет бронзу и драгоценные минералы. Также большой популярностью пользуются пластик и акрил.

  1. Никелевые;
    • никелесодержащие – встречаются повсеместно, – с добавлением олова, цинка, алюминия и других – самые распространенные чаще всего встречаются как в крупных торговых центрах, так и в небольших отделах, и приобрести их не составляет никаких проблем, поэтому мастерицы покупают именно их, к тому же стоят они дешево. К их недостаткам относят: отсутствие оригинальности, недолговечность, они тускнеют, ломаются, теряют окраску, кроме того, иногда содержат опасные примеси и вызывают аллергию. В Европе их уже не используют, Российским же законодательством они не запрещены.
  2. Несмотря на все эти минусы, они пользуются большим спросом, особенно у начинающих рукодельниц.

  • в противовес предыдущему варианту разработан новый, который не вызывает аллергической реакции и совершенно безопасен для здоровья. Большая часть продукции в нашем интернет-магазине изготовлена из этого сплава.
  • Фирменные сплавы, самостоятельно разрабатываемые крупными компаниями, обладают отличными потребительскими характеристиками. Их состав не разглашается, но достоверно известно, что в них отсутствуют вредные вещества, они безопасны для аллергиков и долгое время сохраняют первоначальный облик.

  • Нержавеющая сталь, из которой делаются все медицинские инструменты и протезы (по-другому ее называют «хирургическая»), использующаяся в изготовлении бижутерии, может содержать некоторые добавки. Она темного серого цвета, немного блестит, но в процессе эксплуатации мелкие царапинки делают ее матовой. Характеризуется твердостью, хорошей стойкостью к коррозии, она не вступает в реакцию с организмом, не токсична, не темнеет и хорошо чистится. Серьги, цепочки из нержавеющей стали красивы и подходят людям с аллергическими проявлениями на золотые, серебряные и медные компоненты.

  • Мельхиор применяется еще с древних времен. Его особые характеристики – повышенная прочность и антикоррозийная устойчивость, он не заржавеет ни на воздухе, ни в морской воде. Вещи из него, служат долгие годы, но из-за содержания в нем никеля, он совершенно не годится для людей с аллергией. В продаже встречается темно-серый, серебристый и позолоченный мельхиор. Антисептическими свойствами обладает посеребренная поверхность. Золочение производится при помощи напыления или методом плакировки, во втором случае оно более устойчиво к истиранию и сохраняется надолго, даже при постоянном и неаккуратном ношении.

  • Медь и бронза с давних времен использовались при изготовлении предметов роскоши. Сейчас с ними работают, в основном, вручную, поэтому в продажу они попадают редко и цена на них очень высокая. При длительном соприкосновении с кожей тускнеют и оставляют следы на коже.

  • Благородные металлы редко применяют в чистом виде, их сплавляют с другими, для продления срока службы различных креплений. Хотя серебро 925 пробы применяется и самостоятельно – часто из него изготовляют основы для сережек. Оно очень ценится за красоту и полезность. Наносимые напылением – придают соответствующий оттенок, красивый блеск, а наносимые гальваническим методом – еще и обеспечивают долговечность, а также повышают его ценность, так как наносится более толстый золотой или серебряный слой, и чем он толще, тем лучше. Чтобы его не повредить, проводить чистку необходимо очень аккуратно сухой, чистой, мягкой тряпочкой.
    Поверхность, покрытая родием, серебристо-белая, выглядит как отполированная, она ярко блестит, отличается особой гладкостью и привлекательностью, не темнеет, является не оспасной. Стоят такие изделия дороже, чем обычные, но найти их можно в любом специализированном магазине. Недостаток у них только один – покрытие со временем стирается, быстрее всего в местах скрепления, поэтому при работе с ним требуется повышенная осторожность, чтобы не поцарапать родиевый слой. При постоянной носке, в жестких условиях, выдерживает примерно 4 месяца, в обычных – при бережном уходе и не регулярном ношении, вещь можно носить годами.

  • Современные синтетические материалы пластик и акрил или органическое стекло – дешевые, довольно распространенные, но недостаточно прочные, наделены многими важными для творчества свойствами, в зависимости от входящих добавок, легко окрашиваются и имеют богатую цветовую гамму. Пластиковые и акриловые декоративные элементы хороши для легких, воздушных, невесомых украшений, так как они абсолютно не утяжеляют готовую работу.

  • У каждого описанного выше состава, есть свои плюсы и минусы. При выборе нужно четко представлять для чего именно может потребоваться та или иная вещь, чтобы все гармонично смотрелось и сочеталось не только по цвету, но и по стилю.

    Для обыкновенных повседневных бус, колечек, брошек, браслетов, серег рекомендуются средние по стоимости – не опасные сплавы без никеля и свинца.

    Для особенных и торжественных моделей, например, из натуральных камней и жемчуга или вечерних комплектов из изящного колье и кольца, рекомендуется выбирать хорошие, дорогостоящие заготовки.

    Для нанизывания тяжелых стеклянных бусин и из полудрагоценных камней, у которых узкие отверстия и острые края, превосходно подойдет стальная проволока.

    На начальном этапе творческого пути, следует пускать в ход дешевые никелевые и пластиковые детали, потому что много чего будет испорчено, сломано и выброшено, к этому нужно быть готовой и не расстраиваться, если что-то не получается с первого и даже второго и третьего раза. Чтобы хорошенько набить руку, придется много тренироваться, и чем больше будет собрано подвесок, колечек, кулонов, брелоков, браслетиков тем скорее наработается опыт. Поэтому на начальном уровне лучше приобретать недорогие комплектующие. Затем, когда опыт и продажи появятся, можно будет переходить на другую ценовую категорию.

    У многих людей часто бывают аллергии, поэтому не следует скрывать, из чего выполнена работа. Чтобы избежать проблем с аллергиями, можно, например, в серьги из любого металла, вставлять серебряные дужки, которые будут соприкасаться с ушами, и тогда их сможет носить даже аллергик. Но обязательно, уточняйте этот вопрос перед продажей.

    Краткий обзор поставщиков и производителей

    Китайская фурнитура весьма разнообразна и наиболее широко представлена на рынке. Она делиться на три больших подгруппы:

    1. Низкого уровня, с плохой прокраской и детализацией, зачастую с использованием никеля. Низкая стоимость.
    2. Хорошего качества, изготовленная из безопасного сырья, отлично прокрашенная и детально проработанная. Хорошо носится. Со средним ценником. Как раз такая предлагается на нашем сайте.
    3. Очень высокого уровня, которую чаще всего продают в магазинах под видом Американской или Корейской. Она имеет все характеристики, что и предыдущая, но еще лучше проработана.

    Южнокорейская – славится неповторимыми внешними данными, благодаря сияющим вставкам из фианитов, четкой проработке мелких деталей. В основном, для производства в ход идут высококачественная латунь, родий, золото и серебро. На нашем рынке предлагается широкий выбор принадлежностей из Южной Кореи. Зачастую под видом корейских изделий продаются китайские. Тут следует быть очень внимательными.

    Поставщики из Соединенных Штатов Америки представлены несколькими брендами, среди которых:

    • «TierraCast» – наиболее популярная из всех имеющихся на российском рынке. Она изготовляется из олова, без добавления свинца. В составы сережек входят только гипоаллергенные компоненты: ниобий и титан. В «TierraCast» для плакирования и напыления используется золото 22 карата, оксидированная латунь, медь;
    • «Questbeads» выделяется тем, что предлагает коллекции, посвященные определенным темам, например, можно встретить подвески в виде животных, насекомых или человечков.

    Американская отличается индивидуальным дизайном, определенным стилем. Здесь часто сделан упор на популярность какой-либо темы. Стоимость таких вещей намного выше, чем у китайских или корейских производителей.

    Где покупать

    В нашем интернет-магазине в большом ассортименте имеется разнообразная продукция китайских производителей. Мы работаем с крупными фабриками, без посредников, благодаря чему можем гарантировать своим клиентам безопасность товаров.

    В каталоге представлен широкий выбор коннекторов, держателей, бусин и прочего. Объединяет все товары одно – качество. Что весьма важно для любой мастерицы, ведь высокое качество – это ваша репутация.

    Творите с удовольствием!

    Вам так же может быть интересно.

    Часто в момент создания украшений у мастериц возникают вопросы - как применять фурнитуру и что лучше использоватьв разных случаях. Так же многие просто путаются во всех специфических терминах и названиях.


    Внесем ясность и попробуем в этом разобраться. Можете считать этот обзор словарём фурнитуры:)
    Начнем, пожалуй, по очереди:


    Вся фурнитура бывает нескольких цветов: цвета светлого серебра , цвета никеля ,старинного серебра ,меди , бронзы . Ну и, конечно, бывает разного качества и состава сплава. Необходимо использовать фурнитуру, которая не содержит никель.

    1.Основы для сережек или, по-другому, швензы одна из самых нужных деталей при сборке бижутерии. Их сложно чем-то заменить, особенно еслиты не умеешь делать элементы из проволоки.

    Крючки

    Это самое простое крепление. Для удобства можно с обратной стороны ставить силиконовую заглушку, это позволит сережке не потерятся. Бывают как совсем не дорогие, так и оформленные стразами или декоративными элементами.

    Петли

    Бывают как короткие, так и длинные.Смотрятся очень интересно,серьги визготовлении очень легкие, на петлю легко подвесить любую бусинку даже без специальных инструментов.

    Швензы с замком.

    Английские швензы или французские. Все они очень удобны, особенно для тяжелых серег, которые на крючках смотрятся слишком громоздко. Но это, конечно, при условии, что сделаны из хорошего, крепкого металла.

    Основы для серёг-гвоздиков (пусеты, пуссеты)

    Бывают обычные пусеты с силиконовыми заглушками и такие же - в металлическом корпусе. Классические гвоздики, позволяюще делать простые и красивые украшения.


    Клипсы

    Это просто подарок для тех, у кого уши не проколоты. Можно сделать серьги любой формы. Основы под клипсы бывают с плоской платформой для наклеивания элементов, с петелькой для подвешивания, с ситечком, на которое можно пришить бисерные или тканевые элементы.

    2. Также легко Вы можете сделать кольцо своими руками, только нужно подобрать подходящий дизайн и назначение.

    К ольца с платформой для наклеивания, с ситечком для оплетения, с уголочками для пришивания иголкой:


    сплатформой для зажимания кабошонов, с петельками для крепления штифтов:

    3. Кстати, о штифтах . Их нужно много и разных.

    С помощью них присоединяются друг к другу бусинки, создавая непрерывную цепочку, например, в бусах и браслетах. Это штифты с ушком . На такой штифт надеваются бусинки и вторая сторона загибается круглогубцами. Получается бусинка, у которой с двух сторон петельки.

    В случае если Вам нужен элемент, который просто подвешивается и петелька нужна только с одной стороны, то нужно использовать штифт-гвоздик .На него нанизываем бусинки и с одной стороны закручиваем петельку. Наконечник у таких штифтов бывает просто ровный, в виде шарика или в виде красивого декоративного элемента.

    Следующий важный пункт застежки . Без них сложно обойтись при изготовлении браслетов и бус. Застежки тоже бывают разные, все для разных целей.

    Карабины - это одни из самых недорогих и привычных вариантов. Бывают как простые в виде крючка, так и более надежные лобстеры. С карабинами можно использовать удлинительную цепочку, это один из плюсов карабинов:


    Магнитные замки. Чаще всего подходят для небольших и легких изделий. Главное их достоинство в том, что они легко застегиваются без повреждения ногтей.



    Крючки. Такие замки иногда делают и своими руками из проволоки. Достаточно надежная штука.



    Замки-тогглы. Представляют собой колечко и перекладинку, перекладинка продевается через колечко и под весом украшения поворачивается так, что не расстегивается. Тогглы хорошо подходят для тяжелых бус, смотрятся очень гармонично. Часто тогглы ставят не сзади, как все обычные застежки, а спереди, делая их элементом декоративной композиции.


    Замки-защелки. Позволяют застегнуть украшение даже одной рукой, что очень удобно в браслетах.

    Закручивающийся замочек. Надежная застежка на резьбе, при закрывании не перекручивает тросик:

    4. Для крепления шнуров, лент и перьев используются концевики , они бывают в видепружинок, чашечек, плоских зажимов и др.


    Для крепления тросика (ланки) используются зажимные бусины (кримпы ). Это маленькие бусины, которые можно зажимать плоскогубцами или специальным приспособлением - кримпером . Кримпы используются не только для крепления застежки, но и в тех местах, где необходимо закрепить бусину без движения не используя промежуточных элементов, получая, например, воздушное колье. Для декорирования кримпов используют шапочки для кримпов , после зажимания они похожи на круглые металлические бусинки.



    5. Еще одна незаменимая деталь - соединительные колечки . Вроде бы мелочь, но как сложно бывает, когда в самый нужный момент не находится колечка нужного цвета и размера. Требуются для соединения деталей, которые не разгибаются сами. Например, чтобы присоединить цепочку к лобстеру, или карабин к брелкудля телефона, или подвеску к цепочке или шнуру. Соединительные колечки бывают разъемные , т.е. когда они открываются, двойного кручения , или спаянные .


    К тому же бывают декоративные кольца , их можно использовать как соединительные элементы в бусах, они помогают сделать бусы воздушнее, делают их более современными и интересными.


    6. Еще один интересный декоративный элемент - бейлы или держатели для кулона . С их помощью любая подвеска или бусина может превратится в достойное украшение. За петельку подвешивается декоративный элемент илицелая композиция, а в отверстие-тоннель продевается шнур или цепочка. Бывают разных размеров.



    7. Среди всех наименований фурнитуры не менее важны металлические бусины , способные выполнять различные функции, но в основном играющие роль декоративного элемента. Среди разновидностей бусин существуют бусины стоперы с резиновой вставкой, они неподвижно закрепляются в произвольном месте на браслете или колье со скручивающимися наконечниками, такие бусины предназначены для украшений в стиле Пандора, они так больше нигде не применяются:


    Есть так же бусины-разделители (спейсеры, рондели), которые размещают между другими украшающими элементами в работе:


    на 2 отверстия:


    Кроме того есть много элементов, которые не обязательны при изготовлении бижу, но могут изменить Вашу работу кардинально...

    Такие как бусины-трубочки, обычно используемые для создания кулонов :

    Наверное, любая рукодельница, работающая с бисером, пробовала хоть раз сделать какое-нибудь украшение. Независимо от того, что вы пытаетесь создать – браслет, колье или серьги - без фурнитуры невозможно обойтись.

    Однако её такое разнообразие, что запутаться может даже "не новичок" в творческом мире. В данном цикле статей мы попробуем ответить на вопросы: для чего нужны бейлы, как выглядят каллоты, и чем тоглы отличаются от карабинов?

    Всю фурнитуру можно разделить на несколько больших категорий.
    Без чего не обойдется ни одно украшение – это основа для сборки бижутерии, то есть все те материалы, с помощью которых можно собрать в единое целое бусины, бисер и т.д. Пожалуй, самая известная, но не самая лучшая основа – это леска для рукоделия.
    Большинство рукодельниц первое украшение делают именно на леске, причем не специальной рукодельной, а рыболовной. В результате изделие получается жестким, топорщится (особенно это касается плетеных колье-воротников из бусин), плохо лежит. И часто после первого неудачного опыта с леской к украшениям больше не возвращаются.

    Несомненный плюс лески – это её прочность. Она хорошо держит форму изделия, оставляя его при этом довольно мягким и оставаясь невидимой. Но необходимо использовать специальную - .


    По сравнению с рыболовной - она мягче, тоньше, но при этом хорошо выдерживает немалый вес бисера и бусин. Такую леску используют для изготовления многорядных колье, вязания воздушек.

    Леска очень похожа по внешнему виду на мононить.

    По сути мононить и есть леска, но очень-очень тонкая, за счет этого мононить не видна в изделиях. К тому же её можно пропустить несколько раз через одну и ту же бисерину (или бусину) - если этого требует схема. В основном, мононить используют для плетения колье, брошей и кулонов по схемам, для плетения цветов, листиков и других элементов в мозаичной технике и т.п.



    Мононить используют в тех случаях, когда тот или иной элемент необходимо получить объемным и жестким, чтобы он хорошо держал форму и не провисал. И леска, и мононить имеют разный цвет и толщину - благодаря этому рукодельница может выбрать именно то, что ей необходимо для данного изделия.

    Нередко мастеру требуется «мягкое» плетение - особенно это важно, когда есть потребность в том, чтобы колье или браслет хорошо "ложились на тело".

    В таких случаях вместо мононити используется капроновая нить. Принцип работы с ней такой же, как и с мононитью, однако нить необходимо подбирать под цвет рабочих материалов.

    Капроновая нить также незаменима при вышивке бисером. Из таких ниток можно сделать и красивые кисточки для украшений.

    Нередко рукодельницы в своих работах используют натуральные камни. Они смотрятся необычайно красиво, но при этом имеют немалый вес. При создании бус из натуральных или искусственных камней, рукодельницы чаще всего используют ланку. Известно и другое название этой фурнитуры: тросик ювелирный .

    Серьги: долгий путь от античности до наших дней

    В наши дни серьги - наверное самое популярное дамское украшение. Их носят и совсем маленькие девочки, и юные леди, и деловые женщины, и зрелые солидные дамы. И каждая может подобрать себе подходящие по форме лица, стилю одежды, настроению, каким-то личным предпочтениям...

    И мало кто догадывается, что серьги возникли как мужской аксессуар и не являлись украшениями, они скорее выступали в роли знака различия, талисмана... И, прежде чем попасть в наши шкатулки для украшений, серьги прошли долгий и очень интересный путь...

    Для начала немного теории... Серьги в русском языке имеют два названия: более строгое и официальное "серьги" и более мягкое, обиходное "сережки". Считается, что слово "серьга" было заимствовано из древнерусского, куда оно, в свою очередь, пришло из тюркского языка: "syrγa" - "кольцо". Серьги буквально - "ушные подвески в виде кольца".

    Если и другая версия, она отражена в этимологическом словаре Фасмера. "Серьга" является преобразованным древнерусским словом "усерядзи" (userędzi), а оно - преобразованием готского "ausihriggs" (ушные кольца).

    А вот со словом "сережка" все еще интереснее... Помимо ласкательной разговорной формы от слова "серьга", оно еще означает:

    1. Соцветие в виде кисти мелких цветов, например у березы, ольхи (замечали, они и правда напоминают особой формы серьги?).
    2. Колечко для пристегивания ремешка в уздечке.

    Вот и остается гадать - это женские серьги дали имя ольховой сережке, или наоборот.

    Хотя в другом все словари абсолютно единодушны - первые серьги появились в Азии примерно 3000 - 2500 лет до н. э., имели форму кольца и носили их преимущественно... мужчины. Именно такие серьги археологи обнаружили в захоронениях знатных особ на территории современного Ирана. Правда серьги тогда вовсе не были украшениями - они служили скорее знаком отличия. Так для древних египтян и ассирийцев серьга символизировала высокое положение в обществе. Считается, что именно тогда вслед за мужчинами их стали носить и женщины и именно в те времена появилась и другая популярная разновидность серег - подвески. Сперва их делали, переплетая кольца между собой, позднее - стали использовать при их изготовлении драгоценные и полудрагоценные камни.

    В древнем Риме серьга была знаком раба, а в Древней Греции их носили только куртизанки. Но, видимо, тоже не очень долго, потому что уже на фаюмских портретах (а это I-III века н. э.) мы видим изображения женщин в красивых серьгах-подвесках самой различной формы. Кстати, эта тенденция сохранялась долгие годы: знать предпочитала серьги-подвески. простолюдины носили серьги в виде колец.

    Фаюмские портреты. I-III веков н. э.

    Большой любовью золотые и серебряные серьги пользовались в странах Древнего Востока, причем во многих странах они считались оберегами. В Индии, например, серьги носили тоже как мужчины, так и женщины, и для индусов они являлись как защитой от дурного глаза или порчи, так и признаком достатка. Причем, серьги носили (а многие индийские женщины и носят до сих пор) не только в ушах, но и в ноздре.

    Не менее популярны серьги были и в Китае. В странах Средней Азии издавна существовала традиция одевать первые серьги девочкам еще в младенчестве. Они были в виде крохотных золотых колечек и оберегали свою маленькую хозяйку от злых духов. Когда же девушка выходила замуж, она меняла эти сережки на подвески с драгоценными, а число камней соответствовало количеству детей, которых ожидали в будущем от молодой жены.

    Куда интереснее была история серег в средневековой Европе - там они по прежнему оставались мужским украшением - традиции того времени обязывали женщин покрывать голову, поэтому серег просто не было видно под чепцами и платками. Свободно серьги тогда носили только цыганки - на них каноны не распространялись. Да и цыгана нередко можно было увидеть с серьгой в ухе. Серьгу продевали в ухо мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка, а также единственному сыну в семье.

    Так продолжалось до XIII в, когда католическая церковь ввела запрет на прокалывание ушей (как и на любое изменение тела, созданного "по образу и подобию"). Носить серьги продолжали.... все те же цыгане (до них этот запрет судя по всему попросту не дошел), а еще - воры и пираты. Для них это было своеобразным выражением протеста обществу, бесстрашия перед церковным судом и знаком принадлежности к преступному миру. Для пиратов каждая серьга в ухе означала захваченный и разграбленный корабль. Причем, пираты предпочитали носить золотые серьги. Они считали, что если им суждено будет погибнуть чужбине, то золотая серьга будет залогом того, что их кто-нибудь похоронит на вырученные от ее продажи деньги.

    К. Горбунов "Цыганка", 1851 г.
    К. Маковский "Восточная девушка (Цыганка)", 1878 г.

    Позднее серьги появились в ушах и обычных, законопослушных моряков - они означали, что их обладатель обогнул Мыс Горн (т.е. совершил кругосветное путешествие). Такой моряк имел право в любом портовом кабаке получить бесплатно одну кружку рома и безнаказанно класть ноги на стол.

    Серьги вернулись в уши мужчин лишь в эпоху Возрождения (не смотря на то, что де-юре запрет на их ношение никто не отменял). Видимо, о нем попросту забыли... Особо популярны они были в Италии. Там для их изготовления стали использовать дорогие камни и крупные жемчужины в форме груши. И все чаще на портретах знати тех времен можно увидеть серьгу, украшающую ухо. Почему на портретах мужчин? Потому что в те далекие времена мужчины реже носили длинные волосы (вспомним картины Сандро Ботичелли)!

    Именно из Италии в XVI-XVII веках мода на серьги распространилась по всей Европе, а сами серьги постепенно стали украшением и у женщин. Ведь изменилась мода на женские прически - они стали более сложными и изящными и больше не закрывали уши.

    Во времена Людовика XIV (это конец XVI - начало XVII века) главную роль в европейской моде стали играть французские ювелиры. Сережки той эпохи назывались "жирандоли" и своим видом напоминали небольшие люстры. Обычно их делали с тремя подвесками, в роли которых выступали крупные алмазы или жемчуг. Позднее, в эпоху рококо появились "бриолезы" – серьги с подвесками, которые могли свободно вращаться при движении.

    В Древней Руси серьги были не просто украшением, по ним можно было прочитать историю и социальное положение семьи. Но до XII века их носили только воины - они обычно прокалывали себе одно ухо. Древнерусские серьги обычно изготавливались в виде обруча, на который вешали всевозможные подвески, по количеству которых серьги и назывались: "одинец", "двойчатка", "тройчатка"... Подвесками могли быть кольца меньшего размера, пластины из метала, небольшие стержни с нанизанными на них сверлеными камнями, жемчугом, бусинами из коралла или стекла... А мужчин, носивших такие серьги, так и называли - "серьгач".

    Позднее серьги стали и популярным женским украшением. Так XIV веке в Древнем Новгороде были очень распространены серьги в виде вопросительного знака. Они состояли из стержня, выполне7ного из бронзовой проволоки, изогнутого наподобие вопросительного знака, на конец которого надевали бусины. Чтобы бусины плотно держались, стержень плотно обвивали проволокой, а его кончик загибали петлей. Бусины были каменные (яшма), янтарные, стеклянные (зеленые, желтые, красные, синие), металлические (бронзовые). Длина таких серег могла достигать 6,5 см. На Русь этот вид украшений пришел с Востока (аналогичные серьги известны в древностях Волжской Болгарии, Золотой Орды и др.).

    В Московском царстве и мужчины, и женщины серег не носили. В петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью - мочки ушей были скрыты под длинными париками. Зато серьги вовсю носили холопы - для них серьга в ухе была символом принадлежности хозяину.

    Очень интересный обычай носить серьги был распространен в казачьем сословии. Их серьги имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае были серебряными. Серьга в левом ухе у казака означала, что он единственный сын у матери, серьга в правом - что он последний мужчина в роду или единственный сын у родителей. В обоих ушах - последний в роду, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, атаман или есаул был обязан оберегать такого казака. Во время войны, например, его не имели права подвергать смертельному риску, не отсылали на верную гибель в самое пекло. Чем то напоминает традиции цыган, не правда ли?..

    В елизаветинские времена парики стали короче, и мочки придворных модников и модниц украсились серьгами самой разнообразной формы. Во времена императора Павла I уши прокалывали и военные. Причем, солдаты носили именно женские серьги, которые им дарили женщины, чтобы уберечь их от шальной пули. И снова на своей многовековой истории серьги служили оберегом и талисманом. Но эта мода как-то не прижилась...

    Зато дамы очень полюбили этот аксессуар - в портретной галерее XIX века не встретишь, наверное, ни одного женского портрета, где не были бы изображены серьги. Причем, часто довольно массивные, с целым каскадом подвесок. Такая в те времена была мода. Понятно, что подобные шедевры могли позволить себе только очень богатые дамы.

    Все изменилось в динамичном XX веке. Мода на тяжелые "жирандоли" постепенно отошла, и они уступили место более компактным, но не менее красивым и изысканным моделям. Все чаще мастера стали делать серьги, используя поделочные камни, дерево, слоновую кость. Кроме того, настоящая революция в ювелирном деле привела к совершенствованию технологий обработки металлов, были придуманы новые типы застежек, новые формы и виды сережек. Именно тогда и появились так популярные сейчас серьги-пуссеты, гвоздики, клипсы... Но вот серьги стали носить исключительно женщины.... И не только носить, но и часто мастерить. Вместе с модой на стиль хэндмейд появились и украшения в этом стиле. Причем, мастера и мастерицы часто используют традиции других эпох и других культур, восточных, индейских или африканских, где серьги никогда не выходили из моды. И из под их пальцев выходят настоящие шедевры...

    А вот мужская мода на серьги - более простые и не такие изысканные, как женские- вернулась только ближе к концу XX века, с началом движения хиппи, для которых серьги являлись атрибутом общественного протеста... Как видите, увлекательная и удивительная история серег опять повторяется...