Как наблюдать свои мысли правильно. Техника управления мыслями

Насколько важно уметь управлять мыслями? Негативные эмоции, вызываемые тяжёлыми раздумьями, наносят психике и организму человека ощутимый вред. Способность пресекать их положительно сказывается на самочувствии в целом. Как контролировать свои мысли? Можно ли научиться этому?

Почему возникают дурные мысли?

Существует несколько факторов, влияющих на склонность к негативным размышлениям:

  1. Привычка критиковать. Если человек привык критиковать окружающих и себя, он постоянно накапливает отрицательные эмоции.
  2. Низкая самооценка, неуверенность в себе и собственных силах.
  3. Неумение вырабатывать и добиваться своих целей.
  4. Отсутствие поддержки. Когда человек в трудную минуту не может положиться на близкого, проблемы начинают полностью его поглощать, справиться с ними куда сложнее.

Важно определить, что конкретно является причиной возникновения плохих мыслей и вызывает отрицательные эмоции, и постараться устранить её.

Что даёт умение контролировать мысли?

Счастье. Часто самые мелкие и несерьёзные неприятности, постоянно прокручиваемые в голове, рождают негативные эмоции, расстраивают и даже ведут к депрессии, не дают человеку стать полноценно счастливым. Умение освобождаться, уходить от тяжёлых дум помогает сохранять положительный настрой.

Свобода. Люди, овладевшие этим навыком, менее зависимы от мнения окружающих. Они более открыты и уверены в себе. Напротив, слишком частое возникновение дурных мыслей порождает некую зависимость – человек становится рабом своих чувств, терпит неудачи. Только разорвав этот круг, перестав придавать слишком большое значение чужому мнению, можно стать по-настоящему свободным.

Спокойствие. Когда человек поглощён негативными мыслями, погружён в отрицательные эмоции, он теряет способность мыслить взвешенно, поэтому может совершить необдуманные поступки, о которых будет впоследствии жалеть. Чтобы действовать рационально, следует обрести контроль над своим разумом.

Успех. Когда человеком владеют эмоции, очень трудно идти к достижению своих целей – чрезмерная горячность мешает, заставляет отклоняться от намеченного курса. Обуздание же своих чувств помогает чётче увидеть задачи и разработать наиболее эффективные планы их реализации.

Обретение себя. Поддающийся негативным размышлениям человек видит искажённым не только мир, но и себя – он не всегда точно может понять, что именно нужно ему для счастья и гармоничного существования. Контролируя же свои мысли, человеку легче разобраться в себе, ведь ничто его не отвлекает.

Как управлять своими мыслями?

Более правильно и актуально сначала задаться вопросом “что мешает управлять мыслями? ” А мешает много разных вещей, но все их можно назвать одной фразой – ментальный мусор. Что такое ментальный мусор? Это:

  • страхи, ревность, тревоги, обиды и т.д.
  • комплексы
  • ограничивающие убеждения и представления
  • зависимости
  • и многое другое

Ментальный хлам потребляет много вашей драгоценной энергии, а взамен приносит только болезни, страдания и отнимает возможность контролировать свои мысли, а значит и свою жизнь . Освободить свой ум от ментального груза может помочь система Турбо-Суслик (официальный сайт). Система проста в использовании и имеет ряд преимуществ:

  • она устраняет корни проблем, а не маскирует их – а значит устраняет их навсегда
  • она использует скрытые возможности подсознания, чем и объясняется высокая скорость избавления от проблем

Копию книги.

Также стоит понимать некоторые вещи, которые помогут на пути к контролю своих мыслей.

Принятие своего несовершенства

В первую очередь человек должен смириться с тем, что он не идеален. Каждый допускает ошибки, терпит поражения. Самоедство, постоянное переживание собственных промахов ведёт к подавленности. Если же человек воспринимает свои неудачи как нечто неизбежное, жить становится намного проще.

Понимание, что мысль реальна

Если человек воспринимает собственные мысли как нечто абстрактное, то он не уделяет им должного внимания, позволяет им появляться одним за другой. В потоке неконтролируемых размышлений можно даже утонуть.

Важно понять, что мысли реальны – они заставляют мозг выделять различные химические соединения, вызывают всевозможные эмоции, оказывают заметное влияние на настроение и самоощущение человека, на его отношение к жизни.

Вера в свои способности

Нужно понять, что человек волен выбирать, о чём ему думать. Разнообразные мысли могут возникать сами собой, но только человек принимает решение, стоит ли их развивать. Следует пресекать дурные ощущения и останавливаться на позитивных.

Концентрация

Следующий этап заключается в развитии способности переносить и удерживать внимание на чём-то конкретном – предмете или форме. Например, в момент, когда одолевают негативные раздумья, сосредотачиваться на первом, что попадётся на глаза – книге, картине, отражении в зеркале, виде из окна. В это время не должно возникать никаких посторонних мыслей, необходимо научиться полностью погружаться в разглядываемое.

Развить это умение можно, регулярно тренируясь. Лучше всего выбрать для занятий конкретные часы (к примеру, 8, 16 и 20 часов), и ежедневно упражняться. Следует выбрать какой-то предмет и полностью сфокусироваться на нём. Приходящие в голову посторонние размышления необходимо игнорировать, гнать прочь. Сначала может не получаться, однако с течением времени попытки все чаще будут увенчиваться успехом.

Позитивное мышление

Теперь нужно научиться мыслить позитивно. Как реагирует организм, когда человек думает о чём-то плохом? Часто у него учащается сердцебиение, напрягаются мышцы, ладони начинают потеть, порой даже повышается давление. В моменты, когда люди думают о хорошем, мозг выделяет химические вещества, улучшающие состояние. В это время настроение повышается, дыхание выравнивается и замедляется, тело расслабляется.

Этот простой наглядный пример помогает понять, насколько разрушительно действуют отрицательные эмоции и как благоприятно влияет позитивное мышление.

Следует дать себе установку: «Я закрыт для всех видов негативного влияния. Я принимаю и отдаю лишь положительные импульсы». Дальнейшая задача состоит в том, чтобы следовать этому решению, не сомневаться в собственных силах, в возможности придерживаться данного себе обещания.

Занятость

Мозг не должен бездействовать, его следует постоянно нагружать. В отсутствие занятий плохие мысли и чувства рождаются сами собой. Важно постоянно следить за тем, чтобы голова работала, давать разуму задачи.

Умение наслаждаться мелочами

Даже небольшие радости и успехи должны приносить положительные эмоции. Нужно научиться замечать их, переживать в полной мере, чувствовать каждый момент жизни.

Послабления

Человек не робот. Если на пути к намеченным целям возникли трудности, вынужденные отступления от курса, следует принимать их спокойно, без злости и раздражения на себя. Важно научиться прощать себя за ошибки и хвалить за успехи. Не зацикливаться на плохом.

Философское отношение к жизни

Если что-то пошло не так, не получилось , – значит, время ещё не пришло. Нужно воспринимать это спокойно. Не все в мире логично и контролировать происходящие события человек не в силах. Умение переживать неудачи и негативные события спокойно – ключ к долголетию и психологическому здоровью.

Переключение внимание

Когда появляются дурные мысли и эмоции, ухудшается настроение, нужно уметь перенести внимание на что-то хорошее: вспомнить приятные моменты из прошлого или помечтать о будущих успехах.

Узнав, как научиться контролировать свои мысли, можно значительно улучшить свою жизнь, обрести счастье, гармонию и спокойствие.

Возможно какое-то время назад вы обучились медитации и ощутили ее удивительный эффект на себе. И теперь вы хотите рассказать о том, как медитировать, своим друзья, родственникам. В этой статье я расскажу, о чем не следует говорить начинающим медитаторам и о самых распространенных ошибках учителей медитации.

Может быть, вы занимаетесь практикой сугубо самостоятельно, но у вас возникли проблемы и неразрешимые вопросы. Возможно вы следуете неточным инструкциям или сами такие инструкции формулируете. Или же вы профессионально обучаете людей медитации и замечаете, что многие ваши ученики иногда вас не понимают. Надеюсь, эта статья будет полезна, как учителям, так и ученикам в медитации, так как она рассмотрит типичные неточности в популярных инструкциях по медитации.

Почему неправильно говорить «наблюдайте за мыслями со стороны» или «концентрируйтесь на дыхании» . Почему обучать медитации бесплатно правильно? И почему обучать медитации за деньги тоже правильно? Ответы дальше.

Я люблю говорить, что медитация – это просто и сложно одновременно. Это просто потому, что описание правильной техники можно уместить в одно предложение. А тяжело это по той причине, что принципы, лежащие в основе практики, противоречат привычным для нас схемам мышления, восприятия и поведения. Поэтому многие люди не сразу улавливают эти принципы, и им требуется время, чтобы обучиться медитации и уловить ее суть.

Конечно же, в этом процессе значительную роль играет тот, кто обучает людей, учитель. Чем яснее, четче и понятнее он передает свои знания ученикам, тем выше вероятность того, что последние будут использовать медитацию правильно, не забросят практику через несколько месяцев, интегрируют ее принципы в повседневную жизнь и встретятся с удивительными жизненными метаморфозами, как это сделало уже множество людей, которые давно медитируют регулярно.

Но тот факт, что медитация и сложно, и просто относится не только к тому, чтобы ей обучиться. Но и к тому, чтобы ей обучать. Для этого не всегда достаточно самостоятельно усвоить базовые аспекты медитации. Необходимо облечь собственный опыт в понятные и нужные инструкции, которые не будут вызывать путаницы в умах людей. И этот навык не всегда приходит сразу. Иногда приходится пройти путь ошибок, наступить на некоторые грабли. Это позволяет понять, что именно нужно говорить людям о технике медитации, чтобы они могли извлечь из нее максимальную пользу.

Я начал медитировать примерно в 2011 году. С тех пор я опробовал множество различных техник и вносил усовершенствования в свою основную технику. Тем не менее, основные принципы моей медитации не претерпели кардинального изменения. То есть именно технически, моя нынешняя медитация дома мало чем отличается от того, как я начинал практиковать медитацию 5 лет назад в пригородных электричках по дороге с работы, чтобы избавиться от депрессии и тревоги. Хотя изменения в качестве медитации, конечно произошли с того времени.

Но, несмотря на это, моя статья претерпела множественные редакций: я удалял целые абзацы, добавлял новые, изменял структуру, термины, способы объяснения. Да, моя техника не претерпела сильных изменений, но вот способы передавать ее окружающим не остались прежними. Я продолжаю их совершенствовать, основываясь на своем опыте обучения людей медитации и на обратной связи, которую получаю в комментариях. Я все больше отдаю себе отчет в том, какой это тонкий и деликатный процесс — учить. И в ходе этого процесса мне приходилось наступать на некоторые грабли, которые я и собираюсь озвучить в этой статье. Я прочитал очень много инструкций по медитации, как на русском, так и на английском языках и сделал вывод, что определенные ошибки, «грабли» в обучении людей являются типичными и общими для учителей медитации.

Я продолжаю совершенствовать как свои навыки медитации, так и навыки обучения. Я активно читаю и смотрю на работу других учителей медитации и стараюсь учиться новым подходам к передаче практики. Но, возможно, и мой опыт тоже кому-то пригодиться и поможет избежать непонимания.

Прежде чем переходить к самим «граблям», поясню, что в задачу этой статьи не входит критика или обзор различной «шизотерики» , возникшей около медитации. Я не буду обсуждать всякие «медитации привлечения богатства» и прочую муть. Предмет данного небольшого исследования – это нормальные инструкции по нормальной медитации (как практике развития осознанности), написанные нормальными людьми, которые, тем не менее, содержат некоторые неточности.

Грабли 1 – «Наблюдаем за мыслями со стороны»

«Вы закрываете глаза и стараетесь сосредоточиться на дыхании. Вам в голову могут приходить разные мысли, но вы не следуете за ними, вы просто спокойно наблюдаете за ними со стороны. Правда, не так сложно?»
~Инструкция по медитации в одном глянцевом издании

Действительно, нет ничего проще! Я наблюдаю за мыслями со стороны вообще каждый день! Да все это умеют! Вы думаете охранник в вашем офисе целыми днями плюет в потолок? Нет, он наблюдает свои мысли со стороны! Этим и объясняется его безмятежность, которую иной человек несправедливо обзовет ленью.
Я конечно шучу. Все не так=)

Большинство людей, после того как прочитают эту инструкцию и попробуют медитировать согласно ей, увидят, что все время медитации они находятся строго в одном из двух состояний:

  • Они наблюдают ощущения при дыхании (или любой другой объект медитации)
  • Они гуляют в своих мыслях

И всю медитацию они только переключаются между этими двумя режимами, неосознанно переходя из первого во второй и осознанно возвращаясь в первый.

Обещанного «наблюдения за мыслями со стороны» не возникает. И тогда, конечно же, человек начинает думать, что он медитирует неправильно. В лучшем случае он задаст вопрос или найдет уточняющую информацию самостоятельно. В худшем, он решит, что медитировать у него не получается, медитация не для него и бросит практику.
В свое время я получил массу комментариев с такими вопросами и перестал их получать только тогда, когда решил не делать такой большой акцент на наблюдении мыслей и выразить эту формулировку более деликатно.

«Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны»»

Заметьте, я не пишу о том, что решил отказаться от нее. Почему? Дело в том, что подобную инструкцию учителя медитации пишут не из злого умысла, чтобы всех запутать. Более того, в ней есть определенный толк. Она демонстрирует разительное отличие медитации от нашего повседневного опыта (то есть та «сложность» практики, о которой я говорил в начале).

Благодаря практике человек начинает понимать, что ему не обязательно быть непосредственным участником своих эмоций или мыслей. Мысли как будто рождаются произвольно. Это просто хаотичная работа нашего ума. Практика демонстрирует, что мы не должны каждый раз следовать за всякой мыслью (мысль об обиде, несуществующей опасности, мысль закурить сигарету после обещания бросить курить, я имею в виду любую мысль!).

Мы не обязаны себя с мыслями отождествлять. Согласитесь, это совсем не соответствует нашей привычке идти на поводу у каждого мысленного импульса, пребывая в уверенности, что наш ум – это мы. Практика дает возможность выбирать, каким мыслям и побуждениям подчиняться, а каким не давать ходу. Мысли, эмоции и желания перестают быть для нас приказами, обязательными для выполнения, они превращаются в предложения, которые мы можем рассмотреть и затем либо отбросить, либо принять. Это опосредованный контроль ума, который делает нас свободными и гибкими в жизни.

В основе этого контроля лежит определенный навык. Его мы развиваем во время медитации. Это навык не реагировать на эмоции, мысли или желания, возвращая свое внимание обратно на объект концентрации. И иногда в ходе этого процесса, когда у нас уже стабилизировалась концентрация, когда ум достаточно успокоился, получается так, что мы наблюдаем свои эмоции как бы со стороны. Мы ничего с ними не делаем: ни развиваем, ни подавляем, мы просто замечаем, как они приходят и уходят.

Но если принцип наблюдения эмоций еще можно как-то осмыслить умом, особенно после первых опытов медитации, то с наблюдением мыслей все обстоит сложнее. В центре , в котором проходило мое обучение медитации, я задал вопрос опытному преподавателю. «Возможно ли наблюдать со стороны то, как в нашем уме разворачиваются целые концепции и идеи?»

Он ответил: «конечно нет!». Дело в том, что когда мы наблюдаем за своим умом, мы уже используем часть «процессорной памяти», которая обычно участвует в размышлении. Другими словами, наблюдаем мы отчасти тем же, чем мы думаем. Поэтому, естественно, невозможно выстраивать в голове целые идеи и наблюдать со стороны за тем, как происходит развитие мысленных концепций. То есть «наблюдение за мыслями» не следует понимать совсем буквально. Тем не менее, это наблюдение в какой-то мере осуществимо, и я опишу, исходя из своего опыта, как это может выглядеть.

Иногда во время медитации, после того, как прошли первые минуты хаотичного блуждания ума, и сознание обрело относительное спокойствие, приходят мысли. Ум, повинуясь своей привычке, начинает за них цепляться. Но в силу того, что пробуждается осознанность, мы тут же замечаем это «цепляение» и не даем уму следовать за мыслями до конца. И как раз спустя мгновение после того, как ум едва-едва успел уцепиться за мысль, а мы это быстро заметили и перевели внимание на наблюдение, тогда мы можем наблюдать «хвостики» мыслей (подобно хвостам метеоров, мгновенно сгорающим в атмосфере). Мы уже не обдумываем мысль, но она все еще «катиться» пару мгновений по инерции. И этот процесс мы способны наблюдать. Это только мой опыт. Возможно, у более продвинутых медитаторов все происходит как-то по-другому.

(Кстати говоря, учитель по медитации из центра Тушита говорил, что у нас не получается наблюдать за мыслями и эмоциями еще потому, что мы слишком стараемся концентрироваться, используя всю «процессорную память» в наблюдении. Поэтому внимание во время медитации должно быть стабильным, но расслабленным и мягким.)

Здесь важно увидеть, что это происходит само собой, когда наш внимание сфокусировано и ум спокойный. Это является неким продуктом медитации, но ни в коем случае не ее техническим условием. Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны» . Потому что это придет, когда ум успокоится. А ум успокоится, когда мы будем удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании, возвращая внимание к ним, как только замечаем, что оно отвлеклось. Последнее предложение и есть инструкция по медитации. Только это нужно выполнять, что уже гарантирует то, что вы все делаете правильно.

А наблюдение за эмоциями придет само. Или не придет. Если не приходит, то это тоже нормально. Вы не должны думать: «пришло это или нет, а вот сейчас я наблюдаю или нет» . Какая ваша единственная задача? Удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании… дальше вы знаете. Что при этом придет, какие эмоции «вылезут», то придет и «вылезет». А что не придет и не «вылезет», то не придет и не «вылезет». Вот и все.

Действительно, наблюдение за мыслями и эмоциями возможно, по крайней мере, в какой-то степени. И данная формулировка демонстрирует отличие медитации от привычного образа мышления и реакции, отражая, отчасти ее суть. Поэтому она может быть в инструкциях по практике, но лишь в мягкой и пояснительной форме, а не в виде конкретной инструкции или, тем более, цели медитации.

Наблюдать эмоции или наблюдать дыхание? Что правильно?

Прежде чем переходить к следующим «граблям», мне хотелось бы кратко коснуться аспекта, который опять же связан с наблюдением за эмоциями. Во многих инструкциях по медитации сказано: «когда приходит эмоция, не подавляйте ее, не оценивайте, а просто наблюдайте» . А в другом абзаце может быть написано: «ваша задача, наблюдать за дыханием» . Соответственно у многих людей возникает вопрос: если приходит какое-то чувство, что нужно делать, наблюдать за ним со стороны или следить за дыханием?

Я считаю, можно делать и то и другое, оба подхода будут правильными. Есть техники медитации, которые строго регламентируют наблюдать за дыханием на всем протяжении медитации. Но, на мой взгляд, иногда при возникновении сильной эмоции, которая мешает сосредоточиться, имеет смысл «пронаблюдать» ее со стороны. Это может способствовать тому, что ум будет меньше отвлекаться на нее и она исчезнет. И тогда уже можно вернуться к дыханию. Это вопрос исключительно практики, каждый должен попробовать и тот и другой подход и понять, что больше подходит ему.

Грабли 2 – Наблюдаем за дыханием

Такую формулировку можно встретить во многих инструкциях по медитации. Она, в принципе, является верной, но сама фраза «наблюдать за дыханием» несет не так много конкретики. Часть людей ее интуитивно понимают верно и начинают осознавать ощущения в ноздрях, в груди и животе, которые появляются, когда воздух входит в наше тело и покидает его. Но другие не понимают, что значит «наблюдать дыхание». Некоторые начинают обращать внимание на звук, который сопровождает вдох и выдох, другие визуализируют процесс попадания кислорода в легкие, затем в кровь.

В общем, каждый воспринимает это по-своему. И скорее всего проблема в формулировке, а не в людях.

Поэтому важно конкретизировать, что именно мы наблюдаем. «Дыхание» — это слишком абстрактно. В той технике медитации, которой я обучаю людей (не только я, и многие другие), мы наблюдаем ощущения в определенных участках тела, которые возникают при дыхании. В каких конкретно участках? Все зависит от ваших личных особенностей. Я предпочитаю концентрацию именно на ощущениях при дыхании другим видам объектов внимания (свеча, мантра, звук и т.д.), потому что такой вид концентрации достаточно гибкий и его можно подстраивать под индивидуальные нужды.

Людям, которые засыпают во время медитации, (а также тем, кто страдает от ) рекомендуется осознавать ощущения в ноздрях. Тем, чей ум постоянно отвлекается, больше подойдет концентрироваться на чувствах вдоха и выдоха, которые возникают в животе благодаря движению диафрагмы. А для тех, кто не может расслабиться, будет лучше осознавать ощущения дыхания во всем теле: от ноздрей до живота. Почему так, я объяснял в статье «как правильно медитировать». Здесь больше на этом останавливаться не буду.

Грабли 3 – «Во время медитации вы будете чувствовать то, ощущать это…»

Мне попадались инструкции в которых было написано: «если вы все делаете правильно, то ваше дыхание замедлится, вы почувствуете покой и расслабление».

Конечно, это формирует неправильные ожидания. Многие люди, (как, например, я) часто сталкиваются с тем, что медитация вовсе не всегда приносит приятные ощущения . И тело может реагировать по-разному: у кого-то «прорвутся» скрытые страхи, и из-за волнения сердцебиение и дыхание ускорятся.

«Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации».

Я продолжаю повторять, что принцип медитации идет в разрез с нашими привычками. Когда я обучаю медитации тех людей, которые слышат о ней впервые, я часто вижу, как гаснет интерес в их глазах, если я говорю о том, что смысл медитации не в том, чтобы получить мгновенные приятные переживания или интересный опыт, а что медитация это тренировка ума, которой нужно заниматься ежедневно
.
Мы привыкли стремиться к приятным ощущениям и избегать неприятные. Более того, мы привыкли возводить наши чувства в ранг мерила «правильности» того, что мы делаем.
Иногда я получаю комментарии из разряда: «Ура, у меня получилось! Я медитировал и почувствовал радость/эйфорию/единение с космическим пространством. Буду дальше заниматься!»

Если вы хотите овладеть медитицией, тогда вам необходимо перестать оценивать практику исходя из того, что вы во время нее испытали. Это не имеет большого значения.

Но привычка привязываться к ощущениям настолько сильна в людях, что они продолжают ей следовать во время медитации, даже, когда им подробно объяснишь, что суть практики состоит в противоположном: принимать любые ощущения, какими бы они ни были. Не пытаться «вызвать» приятные эмоции или подавить неприятные, а принимать. Что уж говорить об инструкциях, которые делают чрезмерный акцент на том, что мы якобы «должны» почувствовать.

«Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.»

Есть инструкции, которые не являются такими радикальными, как та формулировка, что я вынес в начало этого пункта. Тем не менее, стоит лишь неосторожно написать, что: «во время медитации замедляется дыхание, запускается парасимпатическая нервная система, способствуя глубокому расслаблению» , как сотни людей начнут думать, что они медитируют неправильно, в тех случаях, если они не наблюдают таких ощущений или когда они ощущают страх, тревогу или боль.

Не спорю, ощущения покоя и расслабления имеют место быть. И в общем и целом, можно сказать, что действительно, даже единственный сеанс медитации может оказать глубокий успокаивающий эффект на ваши тело и ум. Но это будет происходить не каждый раз. Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации. Потому что во время таких сеансов деструктивные, подавленные эмоции находят свой выход.

Важно всегда делать акцент на том, что во время медитации практикующий может испытывать любые ощущения . И часто они не значат ровно ничего в контексте оценки правильности и качества выполнения медитации. Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.

Как правило, если кого-то не предупредить о том, что не верно оценивать свою практику исходя из ощущений, то такой человек прекратит ей заниматься, когда эти чувства исчезнут. А они исчезнут. Может быть на время, но пропадут. Потому что все наши чувства временные.

О том, как маленькие ручейки превращаются в большой поток

Обучение медитации – тонкий процесс, требующий особенного подхода. Я внимательно наблюдаю за деятельностью моих отечественных и западных коллег, стараясь научиться у них как можно большему.

«…я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции… Какие-то люди с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр, им не интересно то, что говорит наука. И это нормально».

И вижу, как важно в этом процессе соблюдать баланс между тем, чтобы заинтересовать людей и тем, чтобы не вызвать нереалистичных ожиданий. Например, выкладки из научных исследований, доказывающих эффективность практики, вкупе с восторженными , чью жизнь медитация изменила, служат для всех хорошую службу, они побуждают широкие слои общества к технике. Но без адекватной и информации о том, как применять эти методы на практике, чего стоит ждать, а чего не стоит, многие люди могут бросить медитировать, когда после нескольких недель занятий они не обнаружат исчезновения всех проблем и страхов. В своих статьях я стараюсь постоянно повторять, что медитация – это инструмент, а не самоцель. И если аспекты практики не применять в своей повседневной жизни, то толка (а главное понимания для чего это нужно и, как следствие, мотивации) будет немного.

Жесткое следование списку формальных правил медитации оберегает учителей от ненужной самодеятельности и частного произвола, как это происходит в крупных центрах медитации. Но этот же фактор может сформировать отсутствие гибкости в объяснении техники, что в некоторых организациях может переходить в ранг какого-то . Поэтому и здесь тоже будет полезно соблюдать баланс.

Я и сейчас могу мягко критиковать некоторые подходы к обучению медитации. Но при этом я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции. Раньше мне казалось, что многие способы обучать людей медитации, которые отличались от моего подхода, неправильные. Но со временем я смягчил свое отношение к ним.

Люди отличаются друг от друга. Кому-то ближе мой «рациональный» подход к практике, как к упражнению по развитию внимания, осознанности, интеллекта, способа избавления от и . Другим же это будет не интересно. Зато они с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр. Им не интересно то, что говорит наука. И это нормально.

Кто-то ни за что не будет обучаться медитации за деньги, веря в то, что такое знание должно быть только «бесплатным». И такие люди найдут соответствующие организации. А другой человек, наоборот, скорее поверит в то, что, если он не заплатит за обучение, то не получит эффект. И таких людей тоже не мало, в основном, это состоятельные люди, убежденные в том, что «бесплатно» и «качественно» — понятия несовместимые.

Думаю, вам будет интересно ознакомиться со списком студентов «трансцендентальной медитации» (это всемирная организация, которую я всегда считал крайне коммерционализированной, нацеленной исключительно на зарабатывание денег). Наверняка вы найдете в этом списке своих любимых актеров или музыкантов. И несмотря на то, что мне никогда не нравились методы этой организации по привлечению людей к практике, я вижу, что результат на лицо! Десятки известных людей изменили свою жизнь, избавились от депрессии, стали счастливее. Да, они заплатили немало денег, но по-другому они, возможно, никогда бы не дошли до практики!

Есть люди, которым, чтобы обучиться медитации потребуется лишь приблизительная инструкция, умещающаяся в одном предложении. Но есть также много тех, кому понадобятся месяцы работы с опытным преподавателем, чтобы научиться медитировать. Люди разные, и это абсолютно нормально!

Здесь только о дневной практике наблюдения за содержанием ума. Эта практика является подготовительной для следующей практики, наблюдения умом самого себя.
Суть этой практики заключается в том, что под наблюдением за содержанием ума имеется в виду не отслеживание каждой мысли, а не впадение в ментальную грезу. Когда мы неосознанно вовлекаемся в мечты, то главным героем обычно бывает наша выдуманная персона . Вот это вовлечение и называется ментальной грезой.
Привычка заглядывать в содержание ума избавит нас от периодов неосознанного мышления, в которых находится основной пласт васан , привычке ума к личностным мыслям. Обычный двойственный ум состоит на 80% из мыслей о себе и на 20% обо всем остальном. Мы должны избавиться от этих 80% мыслей, чтобы нам легче было в Осознании Сознающего-Мыслящего-Воспринимающего(Я есть-чувство себя-бытия) Но эту работу нужно сделать качественно, на пять с плюсом. Вот почему она такая сложная и длинная.
Наблюдение за содержанием ума - есть самопознание, оно расскажет нам про ум. Необходимо запастись терпением, потому что ум нельзя быстро опустошить. Наблюдать будем так часто, как можем нобез фанатизма. Если наша устремленность будет сильна и мы будем использовать всё свое свободное время, то этого будет достаточно. Наблюдение за содержанием ума, это разворот ума на самого себя. Эта практика опустошает ум и происходят периоды безмыслия. Нам нужно постепенно « пробовать их на вкус» и привыкать к ним. Во время этой практики личность начинает меркнуть, что нам и надо.
Так как ум быстро устает от монотонной практики, то мы можем менять техники. В одно время мы можем смотреть в ум, выныривая из грез, а когда не заняты работой, мы распознаем присутствие знания «Я ЕСТЬ»(Сознающий или «чувство»-знание себя-бытия). Здесь главное знать, что фиксация ума и деятельность ума несовместимы. Позже мы все равно увидим, что ум как таковой сам и есть Истинное Я.
Так как большинство из нас работает или учится, то нам нужно распространить практику и на это время. Но начинать нужно в спокойных условиях. Можно просто закрыть глаза и прочувствовать, как это находиться внутри. Посмотреть на мысли, как они приходят и уходят. Хотя на самом деле нет внешнего и внутреннего, но мы в основном знаем как смотреть наружу, но не внутрь.

Попривыкнув к этому состоянию, постепенно переносим его на дневные активности. Начинаем с часа. Находим дома простую монотонную работу, моем посуду, пылесосим. Во время этой работы, внимательно смотрим на свои мысли. Фишка в том, что бы ни разу не потерять осознание того, о чем мы думаем. О чем мы будем думать, не так важно, важно чтобы мы не пропустили ни одной мысли. В начале будут неудачи, но просто необходимо возвращаться к осознаванию того, о чем мы думаем и как можно дольше удерживать его.
Не нужно выслеживать мысли, как кот мышку. От такого напряжения мы быстро устанем и обязательно заболит голова. У нас должно быть легкое заинтерисованное наблюдение. На ощущения тела, мы тоже не обращаем внимание, только на мысли. Нам необходимо изучить свой ум через постоянное наблюдение. Нужно заглядывать в ум как можно чаще и сделать это своей привычкой. Наблюдение за умом постепенно поднимет нас с ментального на интуитивный уровень сознания. Важный момент в практике, это постепенность и постоянство. Стоит нам сделать перерыв на два дня и мы сразу почувствуем как нас уносит в неосознанное мышление.
Каждый день, в течении отведенного часа , мы постепенно привыкаем к наблюдению за мыслями и со временем сможем осознавать их все до одной. Постепенно будет появляться «просвет ясности», и после некоторой стабилизации, увеличиваем время практики до двух часов. Месяца три-четыре у нас должно уйти на развитие привычки заглядывать в ум. И еще какое-то время на то, что-бы она сделала своё дело. А когда мы утвердимся в двух-часовом безусильном наблюдении, то оно спонтанно распространится на весь период бодрствования. Всё это меняет наш ум и делает его недвойственным.
Потренировавшись дома, мы переносим нашу практику на более сложные дневные активности . Придет время, когда мы сможем безусильно осознавать мысли и одновременно разговаривать с кем нибудь. Осознавание мыслей, которые являются проявлениями «Я ЕСТЬ», должно покрыть всё состояние бодрствования и спонтанно перейти и покрыть состояние сна со сновидениями и без сновидений. В глубоком сне без сновидений нечего наблюдать, там ум отражает «Ничто». Ум начинает знать себя во всех трех состояниях, и поэтому они становятся одним состоянием.Усилия нам нужны только в начале , когда мы привыкаем быть внимательными к мыслям. В конце концов мысли уходят, остается только внимание.

»

Ощущение того, что теряются мысли знакомо каждому. Однако, однократное такое переживание обычно даже не замечается. Ничего страшного в этом феномене нет. Но если ощущение легкой отвлекаемости, потери мысли периодически повторяется, то практически всегда это вызывает беспокойство.

Помимо того, что чувство потери мысли может наблюдаться у здоровых лиц, ощущение потери мысли – один из симптомов, который может быть проявлением широкого круга психических расстройств и заболеваний. Ниже мы подробнее разберем феномен «легко теряются мысли» и опишем особенности этого симптома как проявления заболевания и вариант нормы.

Как переживается человеком

Переживание того, что теряются мысли, сбиваются, путаются может сопровождаться чувством растерянности и тревоги. Реже, паники и страхом «сойти с ума». В одних случаях подобные состояния сопровождаются чувством того что мысли на время «как – бы остановились», в «голове пусто», «мыслей нет», очень трудно сконцентрироваться и заставить себя вернуться к утерянному ассоциативному процессу. В других ощущение того, что Вы легко теряете мысль, сопутствует наплыву мыслей, «мыслей в голове много», внимание не может сфокусироваться на одной ассоциации, постоянно «отвлекаясь на другие мысли».

Внешне поведение человека, испытывающего такие состояния, изменяется только если такие нарушения имеют болезненную почву (то есть являются симптомами какого – либо психического расстройства). В таком случае человек не в состоянии заниматься своей привычной деятельностью, не получается понимать и усваивать прочитанный материал, привычные действия, которые до этого выполнялись автоматически, бессознательно, «не задумываясь» не получаются или потребуется больших усилий воли чтобы выполнить простые действия.

В таком состоянии человек не трудоспособен и нуждается в помощи специалиста врача-психотерапевта.

Варианты

Врачи психотерапевты описывают два варианта поведения при ощущении того, что легко теряется привычный ход мыслей, возникшего на болезненной почве: гиперкинетический и гипокинетический.

  • Гиперкинетический тип поведения проявляется двигательной активностью: человек не находит себе места, растерянно «мечется», неусидчив, пытается выбежать, покинуть свое место.
  • Гипокинетический тип реакции на ощущение потери мысли напоминает ступор, «оцепенение», человек как – бы застывает, не двигается или движения малы и носят стереотипный характер («перебирание» пальцами, подергивания конечностями, «откусывание ногтей» и пр.).

Почему теряются мысли

Если чувство потери мысли является не болезненным симптомом, а возникло у психически здорового человека, то внешне поведение никак не меняется. Чувство тревоги, которое может сопровождать это ощущение, может быть легко скрыто.

Описанная выше разница в поведении людей, испытывающих ощущение того, что теряются мысли, является одним из важных диагностических критериев для врачей в оценке психического состояния пациента, обратившегося с жалобами на «потерю мысли».

Механизмы формирования

Ощущение того, что легко теряется мысль врачами разделяются по причинам и механизмам развития на две группы:

  • Состояния астении.
  • Следствие болезненных нарушений в работе нервной системы.

Астенические состояния – это защитная реакция организма на переутомление, недостаток питания, большое количество стрессов, соматические болезни (заболевания внутренних органов), отравления (последствия интоксикаций) и др.

В основе астенического состояния лежит так называемый рефлекс «запредельного защитного торможения» в нервной системе. Этот рефлекс выработался и закрепился в процессе эволюции для защиты работы центральной нервной системы и высших психических функций человека.

Ощущение того, что Вы легко теряете мысль при астенических состояниях, носит «доброкачественный» характер, часто без всякой помощи или воздействия, после отдыха самостоятельно проходит. Кроме того, при астении наблюдаются и другие феномены так называемого астенического круга:

  • нарушения сна (сонливость днем, бессонница ночью),
  • измененный аппетит,
  • вегетативные нарушения (головные боли, ощущения сердцебиения, дрожь или ощущения дрожи и др.),
  • раздражительность и повышенная утомляемость.

Как лечить

Пути решения проблемы должны определяться в зависимости от причин и путей формирования данного состояния. Поэтому, полноценная и качественная диагностика в нашей клинике ставится на первое место. Индивидуально подобранная терапия в нашей клинике всегда приносит позитивные результаты.

Психические расстройства, при которых может наблюдаться ощущение того, что Вы легко теряете мысль, могут иметь эндогенную природу (нарушение обменных процессов в центральной нервной системе), могут быть проявлением органического поражения головного мозга. Подробное описание этих расстройств Вы сможете найти на страницах нашего сайта. Для поиска воспользуйтесь специальной строкой поиска по сайту.

В заключении следует отметить, что следует серьезно относиться к изменениям в своем психическом состоянии. Если ощущение того, что Вы легко теряете мысль, повторяется, приводит к нарушению трудоспособности, не проходит после отдыха, следует обратиться на консультацию к психотерапевту.

Большинство болезненных состояний, сопровождающихся таким симптомом, хорошо поддается терапии. Чем раньше начинает оказываться помощь, тем быстрее происходит восстановление.

В клинике Брейн Клиник проводится консультирование и осуществляются все виды помощи при астенических состояниях, сопровождающихся ощущением того, что легко теряется мысль и иных психических расстройствах.

Звоните +7 495 135-44-02

Ежедневно, без выходных.