Диагноз: не умеет читать. Афазия Болезнь когда человек плохо читает

Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом

Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. "В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, - говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. - Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей".

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия. Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов. Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву "Я" или цифру 3 задом наперед, - они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.

Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, - считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Дислексия - явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов. "Все зависит от того, где провести черту, - говорит д-р Чиркина. - Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий. С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения".

Многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело дается им чтение.

Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. "У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, - рассказывает д-р Лопатина. - Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить".

Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.

Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания. "Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения", - считает к. п. н. А.Л.Сиротюк, автор книги "Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения". Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.

Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование - тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.

В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово "крот" без звука "к".

Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.

Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.

Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. "Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, - считает д-р Климонтович. - В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции". Однако, по мнению Г. В.Чиркиной, "говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно".

Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.

По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе - в 46, а в 5-7-м классе - лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.

Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.

Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.

Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.

Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.

Как своевременно распознать дислексию? "Критерий очень простой, - объясняет Е.Ю.Климонтович. - Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия".

Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.

Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, - рассказывает Г. В.Чиркина. - Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.

Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

Обсуждение

Уважаемый автор, а можно ли говорить о формировании дислексии, елси ребенок бегло читает, хорошо пишет(почти без ошибок), делится впечатлениями о книжках и их героях, но совершенно не может пересказать своими словами прочитанное? Либо категорически отказывается (говоря, что ему скучно повторять), либо произносит зазубренный наизусть текст вместо того, чтобы передать смысл своими словами. И как научить его пересказывать текст? У меня мальчик, возраст 5 лет и 10 мес. Спасибо.

04.05.2006 17:10:37, copywriter

Тема интересная, но плохо, что в статье так и не было дано четкое определение дислексии или хотя бы очерчен круг нарушений, которые принято относить к этому расстройству. Остается не совсем понятным, какие признаки должны настораживать родителей.

04.05.2006 13:22:17, Mrs. John

Комментировать статью "Дислексия: важно заметить вовремя"

Дислексия: важно заметить вовремя. школа для ребенка с дислексией и ЗПР. Раздел: Воспитание (в какую школу в москве Дети - дислексики учатся чуть ли не лучше сверстников - пока не нужно ничего записывать. У младшего ребенка в начальной школе была дислексия.

Можно ли перепутать луо с дислексией?. Медицина/ дети. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи Тесты она ему дала типа "лошадь-жеребёнок" "корова- осленок козленок теленок". На мой вопрос, что это вообще-то должны знать дети...

Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (Дислексия у ребенка). Дислексики, как вы живете и учитесь? Темы подходящей тут нет, в Другие Спасибо на добром слове! Я не могу понять, что это за зверь такой - CAS. Еще опасаюсь за музыку и дополнительную мат-ку: бросать их она...

Дислексия: важно заметить вовремя. Диагноз дислексия: как распознать заболевание у ребенка? Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы...

У меня подрощенный дислексик - дисграфик в 9-ом классе. Мы не занимались коррекцией дислексии как таковой, а решали У моей дочери с 1 по 7 класс была частная учительница по языку, по совместительству сама мама дислексика, с которой дочь занималась постоянно раз...

Дислексия: важно заметить вовремя. "В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, - говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. - Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких...

Про дислексию. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Гипервозбудимость, неустойчивость внимания, слабость концентрации.. Ведь все эти вещи (равно как и интерес к печатному слову) формируются основательно до того, как ребенок собственно начнёт читать.

Дислексия, дисграфия. Нужен отзыв. Кто-нибудь с этими проблемами обращался в израильскую клинику Центр коррекции " Медис",которая работает в Москве уже 10 лет по методике Дейвиса Дислексики и дисграфики все очень разные. Одним помогает одно, другим - другое.

Дислексики нагоняют, особенно с легкой формой, и поначалу очень важно их не мурыжить и не прессовать, чтобы ребенок не потерял уверенность Дислексия - что это такое. Особенности обучения детей с дислексией. Обучение чтению и письму, советы учителям и родителям.

Я тут у ребенка спросила - было ли когда в школе, чтобы его за что-то похвалили на У меня, кстати, дочь очень похожа на вашего по описанию, тоже дислексия, дисграфия, проблемы с у меня аналогия возникла: от ребенка со справкой по инвалидности на физре требуют, как и со...

Дислексия. У кого детям удалось избавиться от этой проблемы или достичь заметных результатов. В чем выражались нарушения? С какими специалистами занимались и как долго? Дочка путает попарно буквы Б-Д, Т-П и т.д. Занимается четвертый месяц с логопедом...

Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, дополнительные занятия, досуг и хобби. Дисграфия у школьника. У ребенка логопедические проблемы, но дислексия была в легкой...

Дислексия: важно заметить вовремя. И как научить его пересказывать текст? Как научить его качественно проверять написанный текст, ведь это важно - находить самому Текст - задом наперед, сначала Эту методику нам учительница наша рассказала, она нам так и сказала...

За справками о дислексии в РОО "Дислексик+" обращаются даже люди, которые учатся за границей и благодаря этим справкам они получают те условия, которые им требуются в обучающем процессе.

Дислексия: важно заметить вовремя. школа для ребенка с дислексией и ЗПР. Дислексия: важно заметить вовремя. "В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось...

Дислексия: важно заметить вовремя. У младшего ребенка в начальной школе была дислексия. сдача ГИА дислектиками - кто знает? Дислексия: важно заметить вовремя. школа для ребенка с дислексией и ЗПР. Раздел: Воспитание (в какую школу в москве отдать...

Очень "модная болезнь" - боюсь постановки диагноза с дальнейшим безрезультатным выкачиванием денег:(А время не хочется упускать Дислексия: важно заметить вовремя. СГДВ, дисграфия, поведение на уроках.

Дисграфия излечима?. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Лечение комплексное - логопед, невропатолог, жедательно психолог. Элементы сохраняются до сих пор, но об этом никто не догадывается - пишу достаточно грамотно, почерк так себе, но могу прилично и...

Дислексия: важно заметить вовремя. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии...

Как такового определения для заболевания дислексия нет, но Международная ассоциация даёт что-то вроде расшифровки для этого заболевания. В общем, дислаксией называют неспособность к распознаванию слов, чтению. Данные нарушения берут своё начало от врождённой неполноценности нервной системы. Говоря простым языком, это неумение читать (мозг просто не распознаёт получаемую информацию).

Общие сведения о болезни

Не смотря на то, что дислексия – это неумение читать, всё же данная болезнь не относится к умственной отсталости. Стоить обратить особое внимание на то, что данный недуг крайне тяжело диагностировать. Во-первых, очень важен профессионализм врача, к которому вы обратились. При диагностике будут учитываться многие факторы. Скорее всего, вашему ребёнку будет предоставлен текст, который он должен прочитать вслух. При этом врач не просто посмотрит на скорость чтения, но и будет отмечать те моменты, которые были затруднительными. Но это всего лишь первый этап диагностики.

Почти все тесты, которые будет проводить логопед, будут рассчитаны на проверку слуха и способности воспроизведения речи. Также специалист посмотрит, какую информацию ребёнок усваивает лучше, в устной форме или же в тактильной (при выполнении различного рода заданий). В итоге врач определит, насколько эффективно действуют 3 составляющие сенсорной речи.

Виды дислексии

У этой болезни нет определённых симптомов. У каждого больного они проявляются по-разному. Иногда дислексию ещё называют «словесной слепотой». Это происходит из-за того, что одна часть мозга понижает свою активность. Кстати, дислексия – это довольно распространенная болезнь, её диагностируют в той или же иной форме у 6-10% населения. Пора рассмотреть все детали данного недуга.

Дислексия фонематическая

Данный вид дислексии чаще всего диагностируется у детей начальных классов. Это в первую очередь связано со слабым развитием функций, которые как раз характерны для фонетической системы. Отличие одной фонемы от другой является большое количество разнообразных особенностей (к примеру, глухость-звонкость). Когда в слове изменяется хотя бы одна фонема, оно приобретает совсем другое значение, например, роса-коса. Как видите изменилась одна буква и слова стало носить другое значение. При фонематической дислексии ребёнок неспособен распознать различие двух слов. У него просто на просто смешиваются все звуки в голове, они превращаются в «кашу».

Семантическая дислексия

Этот вид дислексии по-другому величают «механическим чтением». Это значит, что ребёнок абсолютно не понимает, что он прочитал, при этом само чтение у него в порядке, оно является полностью правильным. Данное отклонение вызывают два фактора, а именно трудности, связанные в первую очередь звукослоговым синтезом, а также непонимание синтаксических связей, которые расположены в предложениях. По-другому можно сказать, что мозг воспринимает все слова по отдельности, а не в предложениях.

Дислексия аграмматическая

Это самый распространенный среди детей вид дислексии. Он характеризуется частичной недоразвитостью речи. Это хорошо выражается при чтении и разговоре ребёнка. При дислаксии данного типа ребёнок постоянно изменяет падежные окончания (даже в существительных), неправильно согласует падеж, изменяет окончания во всех глаголах, которые относятся к третьему лицу прошедшего времени.

Оптическая Дислексия

При таком виде заболевания мозг не распознаёт графические символы, в том числе буквы. Из-за этого он не может читать.

Дислексия мнестическая

Ребёнок не понимает, какому звуку должна соответствовать та или иная буква. Он не может усвоить, выучить буквы.

Симптомы при заболевании дислексией

Это заболевание, как собственно и все другие, имеет особенные симптомы. Хотя будет вернее их назвать проблемами, с которыми постоянно сталкиваются больные этой болезнью люди. Вот список самых распространенных из них:

  • достаточно большая задержка развития ребёнка, особенно хорошо проявляется она в способностях писать, а также читать;
  • дезорганизация;
  • большие трудности с восприятием различной информации;
  • сложность с запоминанием банальных слов.
  • полное непонимание текста, который читается;
  • некоторые нарушения, связанные с координацией:
  • иногда данная болезнь может проявляться ещё и в гиперактивности.

Заметьте, что все вышеперечисленные симптомы также являются симптомами такого заболевания, как дезориентация. В отличие от дислексии, данное заболевание довольно просто можно диагностировать и это не займет много времени. Поэтому иногда для того, чтобы узнать, не болен ли ребёнок дислаксией, проводят тест на ориентацию, ведь в неё входит и точность восприятия окружающего мира, людей, а также восприятие графических знаков, слов, предложений.

Есть ещё и другие симптомы, которыми страдает человек, больной дислаксией:

  • интеллект ребёнка находится на достаточно высоком уровне, но большие проблемы с чтением имеются;
  • постоянное, закономерное повторение допущенных ошибок, например, пропуск слова.
  • ребенок абсолютно не успевает выполнить заданное ему задание за нужное время;
  • большие трудности в написании;
  • в целом у ребёнка плохая память, он не запоминает элементарные вещи;
  • часто встречаются у таких детей значительные проблемы со зрением;
  • малыш не может определить верх и них текста.

Причинны возникновения такой болезни как дислексия

Многие исследования подтверждают, что данная болезнь возникает на почве проблем, которые носят нейробиологический характер. В таком случае некоторые из участков мозга имеют намного меньшую активность. Также имеются и некоторые отличия в самой структуре мозговой ткани. Кстати, было научно доказано, что данное заболевание может передаваться наследственно. Были обнаружены особенные гены, которые как раз и ответственны за появление этого заболевания.

Можно ли вылечить дислексию? Если да, то как?

Данное заболевание сопровождает больного человека на протяжении всей его жизни, чем создаёт ему очень много неприятностей. Конечно же, были случаи, когда некоторым людям всё-таки удавалось рано или поздно научиться читать. Но это редкость. Обычно человек, больной дислексией, остаётся безграмотным на всю свою жизнь.

Особенность лечения данной болезни в основном состоит в том, что корректируется весь учебный процесс, в это число также входят прямое и непрямое обучение распознавать слова, предложения. Также учат навыку выделять определённые компоненты в словах. В случае с прямым обучением применяют, так называемый, специальный вид методов фонетики.

В общем, могут применяться самые разнообразные методики обучения. Главное, чтобы в них входило комплексное обучение не только чтению некоторых выражений и слов, а также всего текста. Можно также применять и различные подходы, в которых речь идёт о приобретении многих навыков, начиная с самого, что есть элементарного и заканчивая более высоким уровнем. Дополнительно многие специалисты-врачи рекомендуют использовать подходы, цель которых воздействовать на многие органы чувств.

Родителям надо прежде всего набраться терпения и выдержки. Не у всех детей получается легко и быстро научиться читать. Причины этого могут быть самые разные. Совсем не значит, что ребенок ленится. К тому же надо иметь в виду, что на пути обучения чтению иногда встает и проблема дислексии. Это такое нарушение, когда человек постоянно ошибается при чтении, иногда не может прочитать текст, проглатывает части слов и порой просто не понимает смысла написанного. Как следствие проблем с чтением возникают проблемы и с письмом... Причем страдают дислексией люди во всех странах мира, и довольно часто. По мировой статистике, каждый десятый человек в мире - дислектик! О том, что такое дислексия и как ее преодолевать, рассказывает кандидат психологических наук Любовь МОШИНСКАЯ.

БОЛЕЕ 100 лет назад, в 1896 году, английский врач Морган опубликовал статью, в которой описывал четырнадцатилетнего мальчика, который отличался от своих сверстников только одним: он не умел читать. В остальном же он ни в чем не уступал им: был ловок и сообразителен в игре, любил математику, красиво и убедительно говорил. Но вот прочитать то, что написано на бумаге, ему не удавалось.

Напрашивалось предположение, что такие дети просто не видят текста. И тогда, естественно, их надо лечить у офтальмолога. Офтальмологи подсовывали детям строчки с крупным шрифтом, пытались научить их читать хотя бы таким образом. Ничего не получалось...

Дальнейшие обследования подтвердили, что со зрением у таких "странных детей" вообще полный порядок. Доктор Морган предположил, что проблема-то у них как раз со слухом! То есть слышать-то они слышат, но "не так". Эту особенность назвали словом "дислексия". Сегодня этим термином называют различные отклонения и трудности в чтении.

Чтобы человек начал читать, его надо научить различать в слове отдельные звуки. В подавляющем большинстве случаев этот начальный этап все дети "проскакивают" быстро и легко, различая звуки в слове автоматически и соотнося их с буквами. У дислектиков же проблема состоит в том, что они не в состоянии связать звук и символ, поэтому "застревают" именно на этой начальной фазе.

Количество фонем, как правило, не совпадает с количеством букв. Например, в русском языке таких неделимых далее частиц языка (фонем) 39, а букв - всего 33. Так, слово "кот" состоит из трех фонем: к, о, т. Как правило, люди это понимают. Но дислектики слышат слово "кот" как один звук!

О чем они думают?

МНОГО лет ученые пытались выяснить - почему же такое происходит? Подтвердились предположения, что дислексия связана с неправильной работой одной из зон коры головного мозга.

Исследования с использованием сканирования мозга показали, что, когда дислектики пытаются разделить слова на звуки, активация определенных областей затылочной части мозга снижается. Но при этом активизируются некоторые области лобной части.

В одном из исследований сравнивали результаты сканирования мозга шести мальчиков, страдающих дислексией, и семи здоровых мальчиков. Сканирование проводилось во время выполнения трех разных заданий: произнесение по отдельности двух музыкальных тонов, отделение осмысленных слов от квазислов (бессмыслицы) и выбор рифмующихся слогов.

Различия были обнаружены только в процессе выполнения последнего задания - дислектики получили более низкие баллы, а сканирование показало, что активация передних долей мозга была повышенной. Это позволило исследователям предположить, что на анализ звуковых паттернов дислектикам приходится затрачивать гораздо больше усилий.

В последнее время появилась новая техника - функциональный магнитный резонанс образов (FMTI). Он позволяет отслеживать ток крови в мозгу - те области, которые наиболее обильно снабжаются кровью, работают более напряженно. Постепенно ученые пришли к выводу, что повышение активности происходит в тех областях мозга, которые отвечают за речь. Ученые предположили, что дислектики пытаются "подобраться" к звукам, составляющим слова, иным способом - например, бормоча их себе под нос. Неэффективные проводящие пути в мозгу, возможно, и являются одной из причин дислексии.

БЛАГОДАРЯ всем этим исследованиям ученые сейчас гораздо лучше представляют себе, как человеческий мозг перерабатывает письменный текст. Стало понятно, что овладение навыками чтения не является таким же совершенно естественным процессом, как и способность говорить.

Практически все человеческие существа овладевают речью одинаково: гуление, бормотание, использование отдельных слов, двухсловные предложения - и переход к полноценной речи.

Ученые полагают, что возраст речи насчитывает примерно 100 000 лет, в то время как письмо довольно молодо - ему не более 5000 лет. Возможно, именно поэтому для овладения письменной речью ребенку приходится делать специальные усилия.

Чем раньше вы сумеете разглядеть у ребенка симптомы дислексии, тем эффективнее вы сможете помочь ему. Ученые считают, что базовые навыки чтения наилучшим образом усваиваются в возрасте от 5 до 7 лет. С детьми, которые относятся к группе риска, можно заниматься по 30 минут в день уже в детском саду.

Если вы впервые спохватились, когда ребенку уже исполнилось 8-9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений.

Могут ли родители сами, еще до школы, выявить у ребенка симптомы дислексии? Да!

Первый и наиболее простой тест - дошкольников просят назвать звуки, соответствующие определенным буквам и буквосочетаниям. Если ребенку это сделать трудно, он много ошибается, испытывает затруднения при выполнении этого задания, его следует направить на более серьезную проверку.

В будущем, возможно, удастся отслеживать проблему даже в самом раннем возрасте. Американские ученые изучали электрические волны в мозгу младенцев и соотносили эти наблюдения с навыками чтения у тех же детей в возрасте 8 лет. Обнаружилось, что младенцы, у которых позже возникли проблемы с чтением, реагировали на серию постукиваний медленнее - возможно, потому, что их мозг не умел перерабатывать звуки.

Не очень понятно, как эти данные вписываются в общую картину. Некоторые специалисты считают, что такое отставание связано с другим предвестником трудностей чтения - недостаточным навыком "быстрого называния", когда от ребенка требуется быстро называть хорошо знакомые буквы и цифры. При этом измеряется скорость установления связи между зрительным символом и его звуковым аналогом. Именно этот навык лежит в основе обучения чтению.

Можно ли помочь таким детям научиться читать?

В ЭТОМ направлении проводится довольно много исследований. Например, существует программа, в рамках которой детей приучают различать ощущения, возникающие при произнесении тех или иных звуков. Согласные звуки обозначаются в соответствии с движениями, сопровождающими их произнесение. Например, [п] называется "ппаф!" - ведь для произнесения этого звука губы сначала смыкаются, а потом выдыхаемый воздух, как выстрел, размыкает их. Таким образом, дети овладевают новым способом распознавания звуков. Почему же этот метод оказывается эффективнее обычного? Одна из причин, по-видимому, состоит в том, что он помогает дислектикам преодолеть главное препятствие - неспособность разделять слова на звуки. Они, возможно, не могут вычленить звуки в слове на слух, но очень чувствительны к отдельным движениям, которые совершает артикуляционный аппарат. Ученые сейчас пытаются выяснить, какие изменения происходят в деятельности мозга при таком обучении.

Дислектики нуждаются также в интенсивной помощи в области так называемого фонетического осознания - деление слов на звуки. Еще один важный момент - обучение буквам, соответствующим тем или иным звукам. Целесообразность такого обучения не подлежит обсуждению - этот материал надо просто выучить. И последнее - нужно постоянно практиковаться; например, при чтении интересных рассказов развивается беглость чтения, увеличивается запас слов и улучшается способность понимать прочитанное. Разумеется, эти составляющие в любом случае необходимы при обучении чтению, однако особенно важно обращать на них внимание при обучении дислектиков.

К сожалению, в настоящее время учителя недостаточно подготовлены для работы с дислектиками, и поэтому вся тяжесть борьбы с болезнью ложится на плечи родителей. Они могут сделать многое еще до того, как ребенок пойдет в школу: языковые игры развивают способность манипулировать звуками в словах. Как можно больше внимания надо уделять игре с рифмами и словами. Это, конечно, не 100%-ная гарантия успеха, но научные разработки свидетельствуют о том, что дети, которые много работают с рифмами, как правило, лучше слышат отдельные звуки языка.

Когда дети начинают посещать детский сад, родители должны внимательно следить за развитием ребенка, чтобы не пропустить первые симптомы отставания, если таковые появятся. Не всегда бывает легко найти квалифицированного специалиста по этой проблеме, поэтому родителям придется активно собирать информацию, быть решительными и настойчивыми в поисках программ обучения для своего ребенка. Ведь это же ваш ребенок, и он совершенно не виноват в том, что родился таким. Предрасположенность к дислексии вообще имеет генетические корни. Так что вполне вероятно, что своими затруднениями в чтении ваш ребенок "обязан" вашей прабабушке - работали гены. Ни в коем случае не обвиняйте своего ребенка в лени и тупости! Помните, что, пожалуй, больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке. Ведь впереди у них - учеба в школе...

Все O"KЕЙ

  • Ганс Христиан Андерсен сочинял свои сказки по ночам в голове, утром пытался записать их и отнести в издательства. Неоднократно ему возвращали тексты, даже не дочитав их до конца, из-за потрясающей безграмотности автора. На одной рукописи редактор сделал надпись: "Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем".
  • Знаменитый архитектор сэр Ричард Роджерс, создатель Центра Помпиду в Париже, убежден, что только дислектики обладают необходимым для архитектора пространственным воображением. Поэтому старается брать на работу в свою мастерскую только дислектиков.
  • Президент США Джонсон отличался острым умом, энциклопедическими знаниями и чудовищными ошибками. Именно ему приписывают происхождение знаменитого американского "О"кей!". По легенде, прочитав отчет, президент ставил пометку О.К., что должно было бы обозначать "все правильно". Но на английском оба эти слова пишутся с других букв - с А и С (All Correct).

Каждый из родителей мечтает, что его ребенок родится здоровым и вырастет красивым и умным. К счастью, в большинстве случаев так и происходит, но иногда бывают неприятные исключения.

Современная медицина шагнула далеко вперед, и многие опасные болезни уже излечимы. Но существуют такие редкие и странные заболевания, которые пока мало изучены. Даже лучшим из врачей не дано постичь причины их возникновения и помочь людям, которые ими болеют.

1. Дисграфия, дислексия, дискалькурия

Поначалу все выглядит совсем обычно: ребенок растет, играет, учится. Но в определенное время родители сталкиваются с непонятными проблемами. Их детей совершенно невозможно научить читать, писать, считать. В чем причина и что делать? Это просто лень или какое-то странное заболевание?

Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения. Такие странные и несколько пугающие слова, как дисграфия и дислексия, означают неспособность или затрудненность овладения письмом и чтением. Чаще всего они наблюдаются одновременно, но иногда могут встречаться по отдельности. Полная неспособность читать называется алексией, полная неспособность писать – аграфией.

Многие врачи не считают эти отклонения заболеванием, а относят их к особенностям строения головного мозга с совершенно другим мировосприятием и другим взглядом на привычные вещи. Дислексию надо корректировать, а не лечить. Неспособность читать и писать может быть полной или частичной: неспособность понимать буквы и символы, целые слова и предложения или полный текст. Ребенка можно научить писать, но при этом он делает много помарок, путает буквы и символы. И, конечно, происходит подобное не из-за невнимания или лени. Это нужно понимать. Такому ребенку нужна помощь специалиста.

К предыдущим симптомам нередко присоединяется еще один малоприятный признак – дискалькурия. Он характеризуется неспособностью понимать цифры, что, вероятно, связано с неумением понимать буквы и символы при чтении. Иногда дети вполне сносно выполняют действия с цифрами в уме, а вот задачи, описанные текстом, выполнить не могут. Вероятно, это происходит потому, что человек не имеет возможности воспринимать текст целиком.

К сожалению, современная медицина пока не дает определенного ответа на вопрос, почему дислектик не может научиться читать, писать, считать ни в 6, ни в 12 лет, ни будучи уже взрослым.

2. Диспраксия – нарушение координации


Это отклонение от нормы характеризуется неспособностью выполнять какие-либо простые действия, например, почистить зубы или завязать шнурки. Беда родителей состоит в том, что они не понимают особенности такого поведения, а вместо должного внимания проявляют злость и раздражение.

Но, помимо детских болезней, существует немало и таких, не менее странных, недугов, с которыми человек сталкивается уже во взрослой жизни. О некоторых из них вы, вероятней всего, даже не слышали.

3. Микропсия или синдром «Алисы в стране чудес»


Это, к счастью, довольно редкое неврологическое расстройство, затрагивающее визуальное восприятие людей. Больные видят людей, животных и окружающие их предметы намного меньшими, чем они есть на самом деле. К тому же и расстояния между ними предстают искаженными. Это заболевание часто называют «лилипутским зрением», хотя оно затрагивает не только зрение, но и слух и осязание. Даже собственное тело может казаться совершенно другим. Обычно синдром продолжается и при закрытых глазах и чаще проявляется с наступлением темноты, когда в мозге не хватает информации о размере окружающих предметов.

4. Синдром Стендаля


О присутствии у себя болезни такого рода человек может и не догадываться до первого посещения картинной галереи. При попадании в место, где находится большое число предметов искусства, он начинает испытывать сильно выраженные симптомы панической атаки: учащенное сердцебиение, головокружение, увеличение пульса и даже галлюцинации. В одной из галерей Флоренции с туристами часто происходили такие случаи, что и послужило описанию этого заболевания. Свое название этот недуг получил благодаря известному писателю Стендалю, который описал аналогичные симптомы в своей книге «Неаполь и Флоренция».

5. Синдром прыгающего француза из штата Мэн


Основным признаком этой довольно редкой генетической болезни считается сильный испуг. Такие больные при малейшем звуковом раздражителе подскакивают, кричат, размахивают руками, потом падают, катаются по полу и долго не могут успокоиться. Эта болезнь была впервые зафиксирована в США в 1878 году у французского лесоруба в штате Мэн. Отсюда и произошло ее название. Другое ее название – обостренная рефлексия.

6. Болезнь Урбаха-Вите


Иногда это более чем странное заболевание называют синдромом «храброго льва».Это очень редкое генетическое заболевание, главный симптом которого – почти полное отсутствие страха. Многочисленные исследования показали, что отсутствие страха не является причиной заболевания, а есть следствием разрушения миндалевидного тела мозга. Обычно у таких больных хриплый голос и морщинистая кожа. К счастью, с момента открытия этого заболевания в медицинской литературе зафиксировано менее 300 случаев его проявления.

7. Синдром чужой руки


Это сложное психоневрологическое заболевание, которое характеризуется тем, что одна или обе руки пациента действуют как бы сами по себе. Немецкий невролог Курт Гольдштейн впервые описал симптомы этого странного заболевания, когда наблюдал за своей пациенткой. Во время сна ее левая рука, действуя по каким-то своим непонятным правилам, вдруг начала душить свою «хозяйку». Эта странная болезнь возникает вследствие повреждений передачи сигналов между полушариями мозга. С такой болезнью можно причинить себе вред, не осознавая происходящего.

Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.

Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:

Заикание

Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.

Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

Разновидности нарушения:

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.

Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

Дислалия

Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.

Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

Афазия

Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг;
  • абсцесс;
  • черепно-мозговая травма;
  • тромбоз сосудов мозга.

Существует несколько категорий этого нарушения:

  • – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.

Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

Акатофазия

Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.

Шизофазия

Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.

Парафазия

Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.

Существует два вида нарушения:

  • Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
  • Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.

Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

К симптомам этого нарушения также относят:

  • небольшой словарный запас;
  • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
  • невысокая речевая активность.

Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

Логоклония

Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.

Лечение нарушение речи