Комсомольская площадь. Комсомольская площадь («Площадь трёх вокзалов») Как по другому называется комсомольская

Вконтакте

Комсомольская площадь - площадь в Москве, на которой расположены сразу три железнодорожных вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский.

Robert Lawton , CC BY-SA 2.5

История названия

Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади - «Каланчёвская» - по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой - «каланчой».


неизвестен , Public Domain

Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 году в честь комсомольцев - строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ. В обиходе она известна как «Площадь трёх вокзалов» или просто «Три вокзала».

История площади

Каланчёвское поле в XVII-XVIII веках

В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 гола как Великий, а впоследствии - как Красный. Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га).


неизвестен , Public Domain

К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки. На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля). Впоследствии, в конце XVII века, на западном берегу пруда - со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор - завод и склад пушек и ядер со стрельбищем. Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

Красное село вошло в историю Смутного времени: 1 июня 1605 года там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). Академик И. Е. Забелин в статье «Древности Москвы и их исследование» (1867) полагает, что (вопреки распространенному ныне мнению) именно от празднеств в честь взятия Азова поле получило название, так как на нем были выстроены две вышки - «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты.

При Екатерине II эта территория административно вошла в состав Москвы.

Каланчёвская площадь в XIX - начале XX векa

Артиллерийский двор сгорел и взорвался в 1812 году, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы. В 1849 году на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором К. А. Тоном был построен вокзал (с 1856 - Николаевский, впоследствии Ленинградский). К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 1860-х гг. была переведена с Пятницкой улицы таможня.

неизвестен , Public Domain

По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чем - нынешний Леснорядский переулок). В 1862 г. между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал, в 1907 г. замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (архитектор Ф. О. Шехтель).


неизвестен , Public Domain

С проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов: в 1860 г. болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены; само здание Рязанского (Казанского) вокзала было построено в 1862-1864 гг. В 1911-1926 годах это здание было заменено современным по проекту А. В. Щусева.

В конце XIX в. была заключена в трубу речка Чечора, а на месте деревянного моста через нее и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица. Затем, в 1901-1910 гг., был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.

неизвестен , Public Domain

В декабре 1905 г. дружинники, в основном из железнодорожных рабочих, заняли Ярославский и Казанский вокзалы, но не смогли занять Николаевский, так как, ввиду ключевого стратегического значения, его защищала сильная правительственная часть с орудиями и пулеметами. Забаррикадировав подходы к площади со стороны Красных ворот и Краснопрудной улицы, чтобы изолировать гарнизон вокзала, дружинники пять суток атаковали правительственные войска на вокзале. 15 декабря на вокзал прибыли из Петербурга гвардейский Семеновский полк, после чего положение дружинников стало безнадежным; часть их отступила на Пресню, часть была вывезена с Казанского вокзала машинистом А. В. Ухтомским, вскоре однако расстрелянным карательной экспедицией на станции Люберцы.

В октябре 1917 г. вокзалы были в руках красногвардейцев, благодаря чему в Москву сумело прибыть подкрепление из Петрограда.

В 1933-1934 гг. на площади было открытым способом проложено метро. В 1933 году Каланчёвская площадь была переименована в Комсомольскую площадь. Между Ленинградским и Ярославским вокзалами сооружен павильон станции «Комсомольская», замененный в 1952 г. новым, общим для «Комсомольской» и вновь построенной «Комсомольской-кольцевой».

В том же году была закончена высотка гостиницы «Ленинградская», завершившая ансамбль площади, каким он существует к началу XXI века.

Фотогалерея











Полезная информация

Комсомольская площадь
до 1933 года - Каланчёвская площадь

Архитектурный ансамбль площади

Комсомольская площадь имеет форму, близкую к прямоугольнику, вытянутому с запад на восток, и является одной из сложившихся в своём архитектурном решении.

От Каланчёвской улицы она отделяется высокой насыпью Алексеевской соединительной ветки. Хотя гостиница «Ленинградская» находится по другую сторону путепровода, она обращена главным фасадом на площадь и является её доминантой.

С севера на площадь выходят фасадами Ленинградский и Ярославский вокзалы. На юге целый квартал занимает Казанский вокзал.

Вестибюль станций метро «Комсомольская»

Вестибюль метро располагается между Ленинградским и Ярославским вокзалами.

Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоченным шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот.

Первое здание вокзала, который тогда назывался Рязанским, было деревянным и открылось в 1862 году. В 1864 году было построено каменное здание вокзала (автор проекта первоначального здания вокзала - арх. М. Ю. Левестам. Здание много раз перестраивали, и когда в 1893 году открылась Московско-Казанская железная дорога, а пассажиропоток сильно возрос, потребовалось строительство нового вокзального здания, могущего вмещать в себя большее количество пассажиров. Однако только в 1910 году правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги приняло решение о постройке нового здания. По условиям объявленного конкурса, его участники должны были сделать проект «ворот на Восток», которые должны символизировать связь Европы и Азии. Новое здание строилось в 1913-1940 годах по проекту А. В. Щусева.

Казанский вокзал – сложная композиция с элементами псевдорусского стиля и модерна, в которой нарочито нарушена симметрия и в которой разновеликие массы архитектурных объёмов соединены друг с другом. Архитектор, желая согласовать постройку с двумя уже имевшимися построенными и в то же время придать ей индивидуальность, представил вытянутые в линию корпуса с разнообразными по функциям помещениями в виде различных по высоте, ширине и ритмике объёмов с островерхими кровлями, часовой башенкой и высокой угловой ярусной башней над основанием в виде арочного проезда.

Центральный дом культуры железнодорожников

Построен в 1925-1926 годах по проекту архитектора А. В. Щусева, при участии инженера Г. Г. Карлсена. Первоначально носил название Клуб Октябрьской революции

Универмаг «Московский»

Построен в 1979-1983 годах по проекту архитекторов А. Рочегова, О. Гридасова, Е. Елисеева, Е. Косинова.

Гостиница «Ленинградская»

Архитекторы: Поляков Л. М., Борецкий А. Б.. Инж. Мятлюк Е. В. 1949-1954 гг.

Гостиница расположена в одном из семи знаменитых высотных зданий, построенных в Москве в 1940-50-х годах прошлого века. В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая - всего 17 этажей и 136 метров высоты.

Здание является доминантой всего архитектурного ансамбля площади, завершая её перспективу с юго-западной стороны и образуя единую пространственную композицию с вокзалами. Ближе всего по стилю здание гостиницы Казанскому вокзалу, поскольку в экстерьере используются мотивы русского барокко. Здание представляет собой столпообразный объём на широком основании, занимающий важное в градостроительном отношении место.

Через площадь, под пешеходной частью, вдоль Ярославского и Ленинградского вокзалов, на глубине около 1,5 м проходит кабельная линия напряжением 220 кВ, соединяющая две силовые подстанции - «Елоховскую» и «Бутырки».

Знаете ли вы что-нибудь о Площади трёх вокзалов в Москве? Это неофициальное название Комсомольской площади (до 1933 года именовалась Каланчевской). Наверняка, ваш ответ будет утвердительным, даже если вы не являетесь жителем Москвы. А уж если вам посчастливилось родиться в столице России, вы прогуливаетесь по ней чуть ли не каждый день, наслаждаясь всеми благами цивилизации.

Вконтакте

Одноклассники

Это одна из главных достопримечательностей Москвы, так как тут располагаются различные памятники архитектуры. Каланчёвская железнодорожная платформа и Правительственный вокзал находятся также недалеко. Центральный дом культуры железнодорожника (бывший Клуб имени Октябрьской революции) идеально вписывается в архитектурное решение всех окружающих зданий.

Какие вокзалы находятся на Комсомольской площади

На площади расположены три крупнейших железнодорожных гиганта:

Это поистине величественные строения архитектуры, оплетённые паутиной различных легенд и загадок. Проектировали их знаменитые архитекторы:

  • Шехтель Ф.О;
  • Щусев А.В;
  • Тон К.А.

Легенда о старце

Московские вокзалы - притон для маргиналов, путан, лиц без определённого места жительства, цыганок, желающих вам погадать на картах, шарлатанов, аферистов, бандитов, воров, карманников и прочих деградирующих людей . Они хотят лёгкого заработка и ищут приезжего, чтобы его развести на деньги и лишить всех ценностей и документов. Вот так и разбиваются мечты о красивой жизни в Москве, стоит только наивному провинциалу покинуть перрон и на секунду зазеваться…Такая уж там царит атмосфера…

Вот вам одна из легенд про это злачное место . В XIV веке на месте площади стоял мужской монастырь.Однажды ночью в ненастную погоду постучался путник и попросил ночлега. Монахи ему отказали и выгнали прочь. Из уст путника посыпались проклятия, и монастырь тот же час поравнялся с землёй. На его месте появилось болото.

На площади часто случаются необъяснимые вещи , пропадают без вести люди при довольно странных обстоятельствах. Некоторые даже видели странного, постоянно крестящегося человека в лохмотьях. Говорят, что это и был тот путник, возложивший проклятье на монастырь. Он всё пытается вымолить прощение и очень раскаивается за содеянное.

История площади трёх вокзалов

В наши дни территория трёх вокзалов называется Комсомольской площадью. Это официальное название. До 1932 года площадь именовалась Каланчёвской.

Самый старый из всех вокзалов Москвы. Официально признан памятником архитектуры .

В 1849 году знаменитый архитектор К.А. Тон воздвиг на площади строение, первоначально носившее название Николаевский, затем Октябрьский. Современное название - Ленинградский. Вокзал соединяет Москву и Санкт-Петербург, а также помогает добраться до Хельсинки.

Станция метро «Комсомольская» - одна из самых загруженных станций в Москве, расположена рядом с Ленинградским.

Вокзал строился в стиле позднего классицизма. Вмещает в себя 10 путей, пять из которых отведены для поездов дальнего направления.

Был построен в 1862 году и носил название Рязанский, так как располагался возле дороги, которая вела в Рязань. Здание Казанского изначально было деревянным , и только в 1864 году архитектором М.Ю. Левестамом было возведено каменное здание, которое впоследствии перенесло множество перепланировок и усовершенствований. От строения Левестама до наших дней дошло только веерное депо, выполненное в стиле классицизма.

Архитектор А.В Щусев взял в работу проект вокзала лишь в 1913 году, Строительство началось с огромным размахом, и затянулось на долгие годы. В конце 1940 года строительство вокзала завершилось, но амбиции Щусева так и остались неудовлетворёнными.

В 70-е годы вокзал был реконструирован , произошло множество перепланировок. Появились подземный переход и новые корпусы.

Ни на одном современном вокзале Москвы нет таких высоких потолков и обширных помещений , строение выполнено в неорусском стиле.

Станция метро «Комсомольская» находится вблизи Казанского.

В 1862 году было построено небольшое здание. Ярославский изначально был назван Московско-Троицкой железной дорогой. В 1902 году за работу над зданием взялся Шехтель Ф.О. под руководством Саввы Мамонтова, выбрав неорусский стиль архитектуры. Ярославский, так же как и Казанский, перетерпел уйму перестроек и реконструкций.

Соединяет Москву, Сибирь, Дальний Восток, Урал, Север , а также со столицами Китая и Монголии.

Добраться к площади вы можете, используя карту московского метрополитена (станция метро «Комсомольская») по Кольцевой и Сокольнической линиям . И с Казанского, и с Ярославского, и с Ленинградского вы можете добраться до станции метро «Комсомольская». Необязательно открывать карту, чтобы добраться из одного здания в другое. Все три постройки соединены между собой подземными переходами . Такое расположение очень удобно для людей, которые находятся в Москве проездом и вынуждены ехать с пересадками.

С появлением Ярославского преодолевать расстояния жителям дальних уголков России стало гораздо проще.

Непременно посетите Комсомольскую площадь, если будете прогуливаться по столице. Она восхитит вас архитектурным великолепием и роскошью форм, расскажет вам о царской России и оставит неизгладимое впечатление в вашей памяти на долгие годы.


















Комсомольская площадь (Москва)

Комсомольская площадь (до 1933 года - Каланчёвская площадь ) - площадь в Москве , на которой расположены сразу три железнодорожных вокзала : Ленинградский , Ярославский и Казанский . Неофициально называется «Площадью трёх вокзалов». При этом здесь также существует железнодорожная платформа Каланчёвская , которая некоторое время была Императорским вокзалом и ныне планируется на реконструкцию в Вокзал для аэроэкспрессов , а также неподалёку имеется Правительственный вокзал (также известен как «Брежневский»).

История названия

Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади - «Каланчёвская» - по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой - «каланчой». Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 году в честь комсомольцев - строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ . В обиходе она известна как «Площадь трёх вокзалов» или просто «Три вокзала». В 2003 году в некоторых газетах было опубликовано сообщение о переименовании площади в «Площадь трёх вокзалов». В действительности, однако, такого переименования не было, площадь сохранила название «Комсомольская площадь».

История площади

Каланчёвское поле в XVII-XVIII веках


В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей , поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 года как Великий, а впоследствии - как Красный. Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га).

К югу из пруда вытекала речка Чечёра , через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки . На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля). Впоследствии, в конце XVII века, на западном берегу пруда - со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор - завод и склад пушек и ядер со стрельбищем. Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

Красное село вошло в историю Смутного времени: 1 июня 1605 года там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). Академик И. Е. Забелин в статье «Древности Москвы и их исследование» (1867) полагает, что (вопреки распространенному ныне мнению) именно от празднеств в честь взятия Азова поле получило название, так как на нём были выстроены две вышки - «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты.

При Екатерине II эта территория административно вошла в состав Москвы.

Каланчёвская площадь в XIX - начале XX века



Артиллерийский двор сгорел и взорвался в 1812 году, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы. В 1849 году на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором К. А. Тоном был построен вокзал (с 1856 - Николаевский, впоследствии Ленинградский). К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 1860-х гг. была переведена с Пятницкой улицы таможня. По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чём - нынешний Леснорядский переулок). В 1862 г. между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал , в 1907 г. замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (архитектор Ф. О. Шехтель).

С проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов: в 1860 г. болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены; само здание Рязанского (Казанского) вокзала было построено в 1862-1864 гг. В 1911-1926 годах это здание было заменено современным по проекту А. В. Щусева.

В конце XIX в. была заключена в трубу речка Чечора, а на месте деревянного моста через неё и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица. Затем, в 1901-1910 гг., был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.

В декабре 1905 г. дружинники, в основном из железнодорожных рабочих, заняли Ярославский и Казанский вокзалы, но не смогли занять Николаевский, так как, ввиду ключевого стратегического значения, его защищала сильная правительственная часть с орудиями и пулеметами. Забаррикадировав подходы к площади со стороны Красных ворот и Краснопрудной улицы, чтобы изолировать гарнизон вокзала, дружинники пять суток атаковали правительственные войска на вокзале. 15 декабря на вокзал прибыли из Петербурга гвардейский Семеновский полк, после чего положение дружинников стало безнадежным; часть их отступила на Пресню, часть была вывезена с Казанского вокзала машинистом А. В. Ухтомским , вскоре однако расстрелянным карательной экспедицией на станции Люберцы .

В октябре 1917 г. вокзалы были в руках красногвардейцев, благодаря чему в Москву сумело прибыть подкрепление из Петрограда.

Центральное таможенное управление

Ленинградский вокзал

Вестибюль станций метро «Комсомольская»

Вестибюль метро располагается между Ленинградским и Ярославским вокзалами.

Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны . С ноября года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью . Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоким шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот .

Ярославский вокзал

Казанский вокзал

Казанский вокзал – сложная композиция с элементами псевдорусского стиля и модерна , в которой нарочито нарушена симметрия и в которой разновеликие массы архитектурных объёмов соединены друг с другом. Архитектор, желая согласовать постройку с двумя уже имевшимися построенными и в то же время придать ей индивидуальность, представил вытянутые в линию корпуса с разнообразными по функциям помещениями в виде различных по высоте, ширине и ритмике объёмов с островерхими кровлями, часовой башенкой и высокой угловой ярусной башней над основанием в виде арочного проезда.

Центральный дом культуры железнодорожников

Построен в 1925-1926 годах по проекту архитектора А. В. Щусева , при участии инженера Г. Г. Карлсена . Первоначально носил название Клуб Октябрьской революции

Универмаг «Московский»

Построен в 1979-1983 годах по проекту архитекторов А. Рочегова , О. Гридасова, Е. Елисеева, Е. Косинова .

Сквер на Комсомольской площади

Гостиница «Ленинградская»

Транспорт

Автобусные маршруты №№ А, 40, 122.

Трамвайные маршруты №№ 7, 13, 37, 50.

Троллейбусные маршруты №№ 14, 22, 41, 88.

Через площадь, под пешеходной частью, вдоль Ярославского и Ленинградского вокзалов, на глубине около 1,5 м проходит кабельная линия напряжением 220 кВ, соединяющая две силовые подстанции - «Елоховскую» и «Бутырки» .

Галерея

    Каланчевка-1900-е.jpg

    Каланчёвская площадь около 1910 года

    Каланчевка-1910-е.jpg

    Каланчёвская площадь в 1910-е годы

    Каланчевка-1920-е.jpg

    Каланчёвская площадь в 1920-е годы

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Казанский вокзал в 1920-е годы

Напишите отзыв о статье "Комсомольская площадь (Москва)"

Примечания

  1. , с. 375.
  2. , с. 268.
  3. , с. 315.
  4. , с. 269.
  5. , с. 98.
  6. Васькин А. А. , Назаренко Ю. И. Чемодан-Вокзал-Москва: Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. М.,2010. С. 101.
  7. Архитектура Москвы 1910-1935 гг. / Комеч А. И. , Броновицкая А. Ю., Броновицкая Н. Н. - М .: Искусство - XXI век, 2012. - С. 280-284. - 356 с. - (Памятники архитектуры Москвы). - 2500 экз. - ISBN 978-5-98051-101-2 .
  8. Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. - М .: Искусство-XXI век, 2014. - С. 477. - 616 с. - ISBN 978-5-98051-113-5 .
  9. , с. 52.
  10. , с. 148-149.

Литература

Недавно дедушка рассказал мне о Комсомольской площади, и я заинтересовалась историей создания данной площади.
Комсомольская площадь (до 1933 года - Каланчёвская площадь) - площадь в Москве, на которой расположены сразу три железнодорожных вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский. Неофициально называется площадью трёх вокзалов.
Площадь расположена в Красносельском районе на территории Центрального административного округа города Москвы. Прежнее название - Каланчёвская площадь.

Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади - «Каланчёвская» - по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой - «каланчой».
Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 году в честь комсомольцев - строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ. В обиходе она известна как «Площадь трёх вокзалов» или просто «Три вокзала».

На площади расположены сразу три вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский.

Комсомольская площадь получила свое название в 1932 году в честь Ленинского коммунистического союза молодежи. До 1932 года она называлась Каланчевской, а в XVIII веке Каланчевским полем, так как в действительности представляла собой тогда большое почти незастроенное пространство. В свою очередь поле стало так называться из-за царского дворца с каланчой, расположенного у северо-западного края.

На южной стороне площади, там, где сейчас расположен Казанский вокзал, простиралось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока площадь имела границей Красный пруд и протекавшую из него к югу речку Чечору. За прудом и рекой лежало Красное село, где сейчас расположены Красносельские улицы. На западном берегу пруда, на месте современных Ярославского и Ленинградского вокзалов, с конца XVII века находился Новый Полевой артиллерийский двор.

В конце XVIII века по южной стороне площади была проведена подземная галерея Мытищинского водопровода, причем на площади он имел два бассейна, водой из которых пользовались окрестные жители.

В пожар 1812 года Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся на нем снарядов, причем взрыв этот потряс дома всей восточной части Москвы.

В середине XIX века здесь было решено построить вокзал второй русской железной дороги, который должен был соединить две столицы: Петербург и Москву. По первоначальному проекту архитектор К.А.Тон предполагал поставить по северной границе Каланчевской площади протяженный фронт застройки, в центре которого должен был находиться сам вокзал, выделенный башней с часами и богатым декором, а по бокам – два здания со значительно более сдержанной отделкой – таможня слева и жилой дом справа. Дом так и не построили, а таможню и вокзал выстроили к 1851 году. Назвали и железную дорогу, и вокзал в память инициатора постройки Николая I - Николаевскими, и это название продержалось до 1924 году, только после переименования Петрограда, дорогу назвали Октябрьской.

В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 года как Великий, а впоследствии - как Красный. Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га).

К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки. На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля). Впоследствии, в конце XVII века, на западном берегу пруда - со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор - завод и склад пушек и ядер со стрельбищем. Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

Красное село вошло в историю Смутного времени: 1 июня 1605 года там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). Академик И. Е. Забелин в статье «Древности Москвы и их исследование» (1867) полагает, что (вопреки распространенному ныне мнению) именно от празднеств в честь взятия Азова поле получило название, так как на нём были выстроены две вышки - «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты.

При Екатерине II эта территория административно вошла в состав Москвы.

Артиллерийский двор сгорел и взорвался в 1812 году, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы. В 1849 году на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором К. А. Тоном был построен вокзал (с 1856 - Николаевский, впоследствии Ленинградский). К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 1860-х гг. была переведена с Пятницкой улицы таможня. По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чём - нынешний Леснорядский переулок). В 1862 г. между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал, в 1907 г. замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (архитектор Ф. О. Шехтель).

С проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов: в 1860 г. болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены; само здание Рязанского (Казанского) вокзала было построено в 1862-1864 гг. В 1911-1926 годах это здание было заменено современным по проекту А. В. Щусева.

В конце XIX в. была заключена в трубу речка Чечора, а на месте деревянного моста через неё и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица. Затем, в 1901-1910 гг., был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.

В декабре 1905 г. дружинники, в основном из железнодорожных рабочих, заняли Ярославский и Казанский вокзалы, но не смогли занять Николаевский, так как, ввиду ключевого стратегического значения, его защищала сильная правительственная часть с орудиями и пулеметами. Забаррикадировав подходы к площади со стороны Красных ворот и Краснопрудной улицы, чтобы изолировать гарнизон вокзала, дружинники пять суток атаковали правительственные войска на вокзале. 15 декабря на вокзал прибыли из Петербурга гвардейский Семеновский полк, после чего положение дружинников стало безнадежным; часть их отступила на Пресню, часть была вывезена с Казанского вокзала машинистом А. В. Ухтомским, вскоре однако расстрелянным карательной экспедицией на станции Люберцы.

В октябре 1917 г. вокзалы были в руках красногвардейцев, благодаря чему в Москву сумело прибыть подкрепление из Петрограда.

Комсомольская площадь имеет форму, близкую к прямоугольнику, вытянутому с запад на восток, и является одной из сложившихся в своём архитектурном решении. От Каланчёвской улицы она отделяется высокой насыпью Алексеевской соединительной ветки. Хотя гостиница «Ленинградская» находится по другую сторону путепровода, она обращена главным фасадом на площадь и является её доминантой. С севера на площадь выходят фасадами Ленинградский и Ярославский вокзалы. На юге целый квартал занимает Казанский вокзал.

История названия
Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади - «Каланчёвская» - по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой - «каланчой» (см. ниже). Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 году в честь комсомольцев - строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ.

В обиходе она известна как «Площадь Трёх вокзалов» или просто «Три вокзала». В 2003 году в некоторых газетах было опубликовано сообщение о переименовании площади в «Площадь Трёх вокзалов». В действительности, однако, такого переименования не было, площадь сохраняет название «Комсомольская площадь».

В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 г. как Великий, а впоследствии - как Красный.

Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га). К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки.

На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля). Впоследствии, в конце XVII в, на западном берегу пруда - со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор - завод и склад пушек и ядер со стрельбищем.

Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га. и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

Красное село вошло в историю Смутного времени: 1 июня 1605 г., там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). Академик И. Е. Забелин в статье «Древности Москвы и их исследование» (1867) полагает, что (вопреки распространенному ныне мнению) именно от празднеств в честь взятия Азова поле получило название, так как на нем были выстроены две вышки - «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты.

Артиллерийский двор сгорел и взорвался в 1812 году, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы. В 1849 году на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором А. К. Тоном был построен вокзал (с 1856 - Николаевский, впоследствии Ленинградский).

К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 60-х гг. была переведена с Пятницкой улицы таможня. По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чем - нынешний Леснорядский переулок).

В 1862 г. между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал, в 1907 г. замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (арх. Ф. О. Шехтель).

С проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов: в 1860 г. болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены; само здание Рязанского (Казанского) вокзала было построено в 1862-64 гг. В 1911-1926 это здание было заменено современным по проекту А. В. Щусева.

В конце XIX в. была заключена в трубу речка Чечора, а на месте древянного моста через нее и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица. Затем, в 1901-1910 гг., был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.

В 1933-34 гг. на площади было открытым способом проложено метро. В 1933 году Каланчёвская площадь была переименована в Комсомольскую площадь. Между Ленинградским и Ярославским вокзалами сооружен павильон станции «Комсомольская», замененный в 1952 г. новым, общим для «Комсомольской» и вновь построенной «Комсомольской-кольцевой».