Японское воспитание: ребенку можно все? Воспитание детей в Китае — чем оно отличается от западного? Китайское воспитания детей со скольки лет.

Секрет успеха китайской экономики - в образовании детей, которое целиком зависит от семейного воспитания, считает Эми Чуа, профессор Йельской школы права. Об этом она пишет в The Wall Street Journal.
Многие люди удивляются, почему у китайских родителей вырастают такие одинаково успешные и одаренные дети? Они удивляются, как эти родители воспитывают такое большое число гениальных юных математиков и гениальных юных музыкантов, как устроена жизнь в их семьях, и можно ли использовать этот опыт. Я могу рассказать об этом. Я это сделала. Вот, например, список вещей, которые были всегда запрещены моим дочерям, Софии и Луизе:
- ночевать не дома;
- ходить на школьные праздники;
- участвовать в школьных спектаклях;
- ныть, что их не взяли в школьный спектакль;
- смотреть телевизор и играть в компьютерные игры;
- выбирать самостоятельно, чем заниматься во внешкольное время;
- получать любые отметки, кроме высшей;
- не быть лучшей ученицей в классе по любому предмету, кроме физической подготовки и драматического искусства;
- играть на каком-либо музыкальном инструменте, кроме фортепиано и скрипки;
- не играть на фортепиано или скрипке.
Китайские мамы
Даже те западные родители, которые думают, что они строги, и рядом не стояли с китайскими матерями. У меня есть знакомая западная пара, считающая себя строгими родителями, так как заставляют детей заниматься музыкой 30 минут каждый день. Час - это максимум. Для китайской мамы час - это ерунда. Вот два или три - это строго.
Можно проявлять брезгливость по поводу культурных стереотипов, но существуют тонны книг, в которых указывается на заметные различия между китайцами и уроженцами Запада в вопросах воспитания детей. В одном исследовании, в котором участвовало 50 западных американских матерей и 48 матерей из семей китайских иммигрантов, почти 70% западных матерей заявили, что "требовать от детей достижений в учебе - не хорошо", и что родители должны укреплять детей в мысли, что "учение должно быть в радость".
По контрасту, среди китайских матерей те же самые мысли были у 0%. Вместо этого, подавляющее большинство китайских матерей заявили, что они считают, что их дети способны быть "лучшими" учениками, что "академическая успеваемость - показатель успешного воспитания в семье", и если дети не учатся на одни пятерки - это "проблема" и показатель того, что родители "не выполняют свои обязанности".
Другие исследования показывают, что по сравнению с западными родителями китайские родители тратят примерно в десять раз больше времени на то, чтобы делать вместе с детьми школьные задания. По контрасту, западные дети с большей вероятностью являются участниками школьных спортивных команд.
Китайская стратегия
Китайские родители думают, что никакого удовольствия нет в том, в чем ты не достиг успеха. Чтобы научиться чему-нибудь, нужно этим заниматься, а дети сами по себе никогда не хотят ничего делать, поэтому существенно, чтобы родители определяли, что им делать. Это часто требует силы духа со стороны родителей, потому что ребенок будет сопротивляться. Особенно сложно, когда начинаешь, поэтому западные родители, как правило, сдаются сразу. Но если все сделано правильно, китайская стратегия срабатывает - получается благотворный замкнутый круг.
Настойчивая практика, практика и еще раз практика очень важны для достижения высокой квалификации; механическое повторение принято недооценивать. Как только ребенок начинает добиваться успехов в чем-то - будь это математика, фортепиано, бейсбол или балет, он или она получает похвалы, восхищение и удовлетворение. Это укрепляет в нем чувство уверенности и ребенку начинает нравиться заниматься тем, что когда-то не доставляло удовольствия. доверие и делает один раз не-весело деятельности весело. Это, в свою очередь облегчает задачу родителей, которым нужно, чтобы ребенок работал еще больше.
Контрасты

Китайским родителям может сойти с рук то, что западным родителям не сойдет. Китайские мамы могут говорить своим дочерям: "Эй, жирная, тебе стоит сбросить вес". В отличие от них западные родители начинают миндальничать, когда возникает подобный вопрос, употреблять термин "Здоровье" и ни в коем случае не упоминать слово на букву "ж", но, тем не менее, детей все равно приходится показывать врачу в связи с нарушением режима питания и отрицательной самооценкой.
Китайские родители могут потребовать от детей получать только пятерки. Западные родители могут лишь просить своих детей пытаться учиться получше. Китайские родители могут сказать: "Ты ленив. Все твои одноклассники тебя обгоняют". По контрасту, западные родители должны бороться с собственными противоречивые чувствами по поводу жизненных достижений, и пытаться убедить себя, что их не разочаровывает то, каких успехов добились их дети.
Почему китайским родителям все сходит с рук
Я долго думала над тем, почему китайским родителям сходит с рук то, что они делают. Я полагаю, что есть три существенных различия между китайским и западным образом родительских мыслей.
Во-первых, я заметила, что западные родители обеспокоены психическим состоянием своих детей. Китайские родители - нет. Они ценят силу, а не слабость, и в результате ведут себя по-другому.
Например, если ребенок приносит из школы полученную на экзамене "пять с минусом" западный родитель, скорее всего, похвалит ребенка. Китайская мать будет хватать воздух ртом от ужаса и спрашивать, что было не так.
Если китайский ребенок получит "четверку" (а такого никогда не произойдет) - сначала будет взрыв, с криками и вырыванием волос. Потом несчастная китайская мать найдет десяток, а лучше сотню тестовых заданий по этому предмету и будет заниматься ими с ребенком до тех пор, пока не почувствует, что тот точно получит "пятерку".
Китайские родители требуют отличных отметок, поскольку считают, что их ребенок может их получить. Если ребенок их не получает, китайские родители предполагают, что это потому что ребенок не хочет как следует трудиться. Вот почему способ борьбы с неуспеваемостью всегда один - задеть, наказать и пристыдить ребенка. Китайский родители считают, что их ребенок достаточно силен, чтобы пережить осуждение и в результате стать лучше (и когда китайские дети добиваются отличных результатов, дома разливаются потоки родительской раздувающей самомнение похвалы).
Во-вторых, китайские родители считают, что их дети обязаны им всем. Причина этого явления не до конца ясна, но, вероятно, это сочетание конфуцианской сыновней почтительности и того факта, что родители пожертвовали многим и сделали много для своих детей. Во всяком случае, принято считать, что китайские дети должны тратить свою жизнь на погашение долга перед родителями, повинуясь им и давая им поводы для гордости.
По контрасту, я не думаю, что большинство жителей Запада придерживаются той же точки зрения.
В-третьих, китайские родители считают, что им лучше знать, что нужно их детям, поэтому они заставляют детей вести себя в соответствии со своими собственными желаниями и предпочтениями. Именно поэтому китайские дочери не могут заводить бойфрендов в колледже, а китайские дети не ходят в походы с ночевкой.
Не поймите меня неправильно. Все сказанное не означает, что китайские родители не заботятся о своих детях. Как раз наоборот. Они отдадут все ради детей. Это просто совершенно другая родительская модель.

Все родители хотят одного и того же

Существуют книги, которые изображают азиатских матерей черствыми интриганками, равнодушными к истинным интересам своих детей.
Со своей стороны, многие китайцы тайно считают, что они проявляют больше заботы о детях и готовы пожертвовать для них большим, чем западные родители, которых, кажется, вполне устраивает, что у их детей все выходит плохо.
Я считаю, что это обоюдное недоразумение. Все порядочные родители хотят своим детям лучшего. У китайцев просто совершенно другое представление о том, как этого добиться.
Западные родители стараются уважать индивидуальность своих детей, поощряя их потакать своим страстям, поддерживая их выбор, а также помогая им во всем и создавая благоприятную окружающую среду. Китайцы же, наоборот, считают, что лучший способ защитить своих детей - подготовить их к будущему, позволив им увидеть, на что они способны, и вооружив их навыками, привычкой работать и внутренней уверенностью, которую не отнимешь.

Гарвардский профессор и мать двоих детей. В книге «Боевой гимн матери-тигрицы» она рассказывает о китайском методе воспитания, направленном на то, чтобы вырастить послушных и дисциплинированных детей, которые чтят и уважают родителей и учатся только на отлично.

О чём эта книга?

«Боевой гимн матери-тигрицы» - книга о том, как воспитывают своих детей китаянки. Автор книги - Эми Чуа - выпускница Гарварда, известный и состоявшийся учёный китайского происхождения. Её книга - не научный труд, а описание собственной жизни, мировоззрения, ошибок и достижений.

Многих шокируют описываемые в книге методы воспитания, кто-то даже назовёт их жестоким обращением с детьми. Однако прислушаться к точке зрения автора стоит. Эми Чуа отмечает, что китайская мать - понятие образное, не обязательно быть ею по национальности, главное - метод воспитания. Сами китаянки могут и не быть китайскими матерями, потому что воспитывают своих детей по западной модели.

И как же воспитывают китайские матери-тигрицы?

Если американские родители хвалят детей по малейшему поводу, да и без повода, то китайские матери считают, что похвалу нужно заслужить. Зато на критику они не скупятся.

У них завышенные ожидания относительно будущего детей и высокое мнение об их умственных способностях. Китайские матери ценят послушание превыше всего и всеми силами его добиваются. Никакой независимости и неподчинения. Эти матери всегда сами решают, что и как лучше для их детей, а также не терпят возражений. Дети должны полностью и не перечить.

Только родители знают, что лучше для ребенка, чем и сколько он будет заниматься.

Никаких походов на дни рождения других детей - это бессмысленная трата времени. Они никогда не разрешают своим детям ночевать в гостях. Минимум развлечений, а если и развлекаться, то с пользой. Загрузить ребёнка чуть ли не круглосуточно полезными делами - задача такой матери. Детство дано не для развлечений, а для подготовки ребёнка ко взрослой жизни.

И к чему это приводит?

Автор указывает, что китайские дети чтят родителей, не представляют, что можно перечить, хамить, идти наперекор. Для них немыслимо не помогать и не поддерживать пожилых и больных родителей. Кроме этого, многие китайские школьники значительно опережают своих сверстников из других стран по школьным предметам.

Связано ли жёсткое воспитание с китайскими традициями?

Да. Такое жёсткое воспитание у китайцев передаётся из поколения в поколение. Особенно оно свойственно эмигрантам, потому что в чужой стране необходимо всё начинать с нуля. Автор уверена, что только упорный труд и сила воли помогут чего-то достичь.

Эми Чуа саму воспитывали так жёстко?

Родители автора переехали в Америку, сами всего добились, к тому же, у них были четыре дочери (младшая с синдромом Дауна). Чтобы жить лучше и чего-то достичь в чужой стране, они постоянно работали и заставляли работать над собой дочерей. Старшие присматривали за младшими, учились только на отлично, закончили престижные университеты.

Эми Чуа сама немного «бунтовала» - она поступила не ближе к дому в Стэнфорд, как хотел её отец, а уехала на Восточное побережье в Гарвард. Ещё одна сестра тоже пошла и уехала в Гарвард. Сначала родители считали это трагедией, но потом, когда дочери защитили докторские степени, безмерно ими гордились.

Что важно для китайской матери в учёбе?

Китайская мать уверена, что дети должны учиться только . Даже 5 с минусом - это уже плохая оценка.

Китайские родители считают, что не справились с воспитанием, если их дети не выделяются в школе, если они не лучшие ученики в классе.

Единственная поблажка - можно не быть отличником по физкультуре и драме. В математике же нужно опережать одноклассников на две головы вперёд. Если у ребёнка конфликт с преподавателем или тренером, китайская мать всегда становится на сторону последних. Ребёнок обязательно должен склоняться перед авторитетом взрослого.

Но разве так взрослые не ломают детскую психику и не выращивают покорных судьбе людей?

Китайские матери не считают, что таким воспитанием они ломают детей. Наоборот, в их понимании, они закаляют характер и готовят к трудностям. Во взрослой жизни бывают и взлёты, и падения, и ребёнок, которого так прессовали и учили стойкости, сможет всему противостоять.

А помимо учёбы ребёнок может чем-то заниматься?

Внеклассные занятия не поощряются, чтобы дети отдавали всё время учёбе. Но можно заниматься чем-то одним. И в этом занятии необходимо быть лучшим: иметь золотую медаль, получать первые места в конкурсах.

Своих дочерей автор отдала на фортепиано и скрипку. Девочки занимались музыкой и в свой день рождения, и во время болезни (на таблетках и жаропонижающих). Даже в отпуске обязательно нужно было заниматься по несколько часов. Если скрипку с собой можно было возить, то фортепиано находили в отелях, монастырях, библиотеках, ресторанах, магазинах. Всё что угодно, чтобы опередить других детей и показать высший результат.

Как мать-тигрица общается с детьми?

Для достижения своей и ребёнка цели мать может оскорбить, унизить, пригрозить, шантажировать. Это не считается чем-то из ряда вон выходящим.

Китайские матери не носятся с самооценкой детей и не переживают, как почувствует себя ребёнок.

Китайские родители уверены, что в их детях достаточно сил, чтобы пережить унижение и стать лучше. По их мнению, худшее, что они могут сделать, - это сдаться и не давить. Поэтому они доказывают ребёнку всеми методами, что он может сделать то, на что, как он думал, он был не способен. Китайские родители считают, что только так наилучшим образом подготовят детей к будущему. Вооружив их навыками, привычкой работать и уверенностью, что они могут сделать то, на что больше никто не способен.

Как китаянки справляются с капризами и переходным возрастом?

Если китайские дети начинают капризничать, возмущаться, отстаивать свои права, китайская мать считает, что не справилась с воспитанием и начинает «воспитывать» с удвоенной, а то и с утроенной силой. Обычно дети сдаются и , начинают выполнять указания.

Однако в своей книге Эми Чуа рассказывает, что её младшая дочь не сдавалась. Долгое время они жили в состоянии войны. В конечном итоге, обе пошли на уступки. Автор считает, что это произошло из-за того, что они жили в Америке, где сложно не выделяться из толпы, а дети смотрят на сверстников и хотят таких же послаблений: прогулок, походов в кино и так далее. В Китае же большинство воспитывается по китайской модели, поэтому и подростковых бунтов меньше.

Чего в итоге ожидают родители от детей?

Китайские родители считают, что дети перед ними. Родители живут детьми, проводят изнурительные часы с ними за учёбой, на соревнованиях, концертах, контролируя каждый шаг и каждое действие, поэтому ожидают, что дети до конца жизни будут возвращать долг, даже если это разрушает их жизнь.

В Китае немыслимо, чтобы пожилые и больные родители жили не с детьми или в домах престарелых. Даже если детям не позволяют жилищные условия, они всё равно забирают родителей к себе. Иначе их ждёт несмываемый позор.

Эми Чуа нашла что-то полезное в западном воспитании?

Несмотря на то, что автор критикует американское воспитание, в воспитании младшей дочери она использовала некоторые аспекты западников. Она позволила дочери выбрать, чем та сама хочет заниматься (а не указывала, чем надо), меньше стала вмешиваться в процесс, позволив дочери самой контролировать, сколько часов нужно заниматься (а не сама стояла с секундомером), кого выбрать тренером.

Какой вывод делает автор?

Автор считает, что свобода в воспитании слишком разбаловала детей: они не умеют трудиться, добиваться целей, сдаются при малейшей неудаче и не используют свои способности на все 100%. Чтобы достичь чего-то великого, нужно переступать через себя, работать на пределе возможностей.

Стоит ли прочесть эту книгу?

Автор этой книги - китаянка, успешный юрист, профессор Йельского университета, мать двоих талантливых девочек. Она честно и без увиливаний рассказывает о том, как воспитывала своих детей в соответствии с традиционными китайскими ценностями, с какими трудностями пришлось столкнуться, какие успехи были достигнуты, а что достигнуто не было.

Своей подчас шокирующей книгой Эми Чуа напоминает, что только тяжёлый труд приводит к успеху, а просто так ничего не даётся.

На протяжении всей книги происходила медленная трансформация понимания автора: не со всеми детьми работает такая система воспитания. Со старшей дочерью всё получилось, а младшая взбунтовалась, и всё дошло до открытой ненависти. Книгу однозначно стоит прочитать, чтобы понять, чем «страшна» профессиональная музыка (да и профессиональный спорт), и подумать сто раз, готовы ли вы и ваш ребёнок на такие жертвы, чтобы достичь успеха. Несмотря на некоторые шокирующие моменты вроде выставления раздетого ребёнка на мороз, родителям многое стоит взять на вооружение.

Например, распространена ситуация, когда дети начинают заниматься чем-то и, столкнувшись с первыми трудностями, бросают. Родители считают, что раз ребёнок не хочет, значит, нужно дальше искать то, чем он . Но не исключено, что именно этим он и хочет заниматься, поэтому со временем начнёт жалеть, что бросил. В этой ситуации нужно настоять, чтобы ребёнок продолжил заниматься и преодолел барьер временных затруднений. И, перейдя на новый уровень, ребёнок сам будет счастлив и будет гордиться достигнутым.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Известно, что народ Тибета отличается терпением, мудростью и собственным уникальным взглядом на все сферы жизни человека. Так и в вопросе воспитания детей существует особый «тибетский взгляд», помогающий вырастить полноценную и самодостаточную личность, которая будет принимать правильные решения и с уважением относиться к родителям.

сайт рассказывает о 4 временных этапах, существующих, согласно тибетской мудрости, в воспитании ребенка.

1-й этап: до 5 лет

Согласно тибетской системе воспитания, в этот период с ребенком нужно обращаться «как с царем» . Нельзя что-либо запрещать ребенку и тем более наказывать его.

В этом возрасте ребенок любознателен, активен, готов познавать и исследовать мир. Но он еще не умеет опираться на свой опыт и строить логические цепочки. Поэтому, если он делает что-то неправильное или опасное, нужно изобразить испуганный вид и переключить его внимание на что-то другое. Эмоции - тот язык, который дети в этот период хорошо понимают.

  • Если вы будете излишне оберегать ребенка и многое запрещать ему в этом возрасте, то подавите его жизненную активность и научите бездумно подчиняться.

2-й этап: с 5 до 10 лет

В этот период советуют обращаться с ребенком «как с рабом» , но, конечно же, без жестокости. В это время особенно активно развиваются интеллект и логическое мышление и закладывается фундамент будущей личности.

В данный период важно ставить перед ребенком различные задачи, контролировать, как они выполняются, и научить ребенка быть готовым к последствиям, возникающим из-за их невыполнения. Так ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки, стремиться к положительным вещам и избегать отрицательных. В это время можно не опасаться нагружать ребенка знаниями: он впитывает их быстрее, чем когда-либо.

  • Если же в данный период продолжать относиться к ребенку «как к королю», он вырастет инфантильным, не умеющим отвечать за свои поступки и неспособным к труду.

3-й этап: с 10 до 15 лет

С 10 до 15 лет с ребенком важно обращаться «как с равным» . Вы знаете, что у вас больше жизненного опыта и знаний, но ребенку важно заявить о своей жизненной позиции и показать силу своего мнения.

Так помогите ему в этом: советуйтесь, спрашивайте его мнения, поощряйте самостоятельность. Важно подсказывать, а не приказывать и запрещать, ведь в этом возрасте формируются независимость мышления, самостоятельность в делах и поступках.

  • Если вы будете все запрещать, то отношения только ухудшатся, и ребенок может попасть в опасную ситуацию. А если, напротив, чрезмерно оберегать, то он вырастет неуверенным в себе и зависимым от чужого мнения.

4-й этап: с 15 лет и старше

К этому времени личность ребенка уже сформирована. Теперь важно относиться к нему с уважением , давать советы, но не воспитывать. И вы пожнете плоды своего труда и увидите, что ребенок превратился в самодостаточную, полноценную и уважающую себя, своих родителей и всех окружающих личность.

July 12th, 2016 , 09:02 am

Если вы считаете себя строгим родителем, то после прочтения этой статьи — поймете, что вы просто лапушка для своих детей. Почему китайцы стали занимать ведущие позиции в мире? Почему среди них так много крутых бизнесменов, гениальных спортсменов и ученых? Есть все основания думать, что дело в воспитании, которое позволяет делать из юных китайцев лучших из лучших.



Начнем с того, что к детям в Китае особое отношение ввиду объективных причин. Крупнейшее по чиленности населения государство в мире было вынуждено еще в 70-х принять программу "Одна семья — один ребенок", которая предусматривала серьезные штрафы за рождение второго и последующих детей. В последние годы, правда, демографическая политика заметно смягчилась. Есть исключения для определенных категорий граждан: например, для национальных меньшинств; для китайцев, занятых в сельском хозяйстве; для китайских пар, где хотя бы один из родителей был единственным ребенком в своей семье. И так далее. Тем не менее, двое детей в Китае — удовольствие достаточно дорогое, не все могут себе позволить. А еще в Китае рождение мальчиков гораздо предпочтительнее девочек. Такая уж традиция. Поэтому в некоторых провинциях разрешено рожать второго ребенка, если первой оказалась девочка. Для нас может звучать дико, но так обстоят дела в Поднебесной. Из-за этого, кстати, в Китае гендерная диспропорция — 106,28 мужчин на 100 женщин. По прогнозам социологов к 2020 году в Китае будет 35 миллионов "лишних" мужчин. В том смысле, что им объективно не хватит невест. Сейчас таковых 20 миллионов. И конкуренция за женщин является одной из тысяч других конкуренций, которые выдерживают китайцы на протяжении всей своей жизни. Подготовка к борьбе за место под солнцем среди миллионов конкурентов начинается в детстве.

Воспитывают детей в Китае совершенно по-другому, нежели у нас. Китайские женщины работают очень много, поэтому выходят из декрета уже спустя 3-4 месяца после родов. Потому что там на работе особенно не держат, чуть зазеваешься — уволят и найдут другую. Как только мама выходит на работу, ребенок отдается в ясли. С 3 лет — в детский сад. В детских садах строгий режим: четкое распиание для сна и еды, ранне приучение к горшку. Детей стараются развивать как можно быстрее. Считается нормальным учить ребенка в полтора года рисованию и счету.

С самого раннего детства китайцы жестко подчинены воле своих родителей. Традиции конфуцианства дают о себе знать. Уважение к старшим и еще раз уважение к старшим. Родители играют с детьми только в те игры, которые развивают полезные для будущей трудовой деятельности навыки. Мама и папа очень конкретно подходят к выбору кружков и секций для своего ребенка. Нет такого, чтобы выбрать музыкальную школу только для того, чтобы "чем-то занять ребенка". Нет, ребенок должен стать музыкантом. Великолепным музыкантом.

В китайском воспитании нет метода "кнута и пряника". Почти всегда кнут. Похвалу ребенок может услышать редко. В исключительных случаях. Родители учат своих детей прежде всего дисциплине и трудолюбию. Благодаря этим качествам можно стать успешным человеком. Благодаря этим качествам Китай и стал одной из передовых стран мира.

Вот так закладывают дисциплину у маленьких китайцев.

Иногда во дворе или в детском саду, в магазине или в общественном транспорте можно встретить ребенка, который ведет себя не так, как все. Дети эти любознательны и активны, но чрезвычайно прямолинейны и бесцеремонны. Они не соблюдают правил вежливости, не делают различий между своими вещами и чужими, ведут себя шумно и своевольно, не реагируя на попытки окружающих взрослых их успокоить. Если же с просьбой урезонить ребенка Вы обратитесь к его родителям, то услышите в ответ «ребенок воспитывается по японской методике, и до пяти лет ничего запрещать ему нельзя».Когда вы попробуете навести справки о «японской методике воспитания» ребенка, то узнаете, что основной её принцип кроется в словах «до пяти лет ребенок - царь, после пяти лет - раб, после пятнадцати - равный». Суть этого высказывания заключается в том, что ребенку до пяти лет противопоказаны любые запреты и ограничения, между пятью и пятнадцатью годами ребенка достаточно строго, вплоть до жестких методов, приучают к дисциплине, а после пятнадцати он считается полностью сформировавшейся личностью и полноценным, равноправным, взрослым человеком.Утверждается, что при таком подходе к воспитанию ребенок, с одной стороны, сможет полностью реализовать свой творческий потенциал, так как в ключевой для его развития период ограничения, накладываемые взрослыми, не препятствуют детскому развитию; с другой же - вырастет человеком ответственным и дисциплинированным, так как десять лет подряд его будут жестко муштровать.Что же это за «японская методика воспитания»? Действительно ли она ведет свое происхождение из Японии? Какую пользу она принесет ребенку, и стоит ли эта польза того, чтобы пять лет подряд родители приносили свои интересы в жертву капризам своего малыша?Как ни странно, сами японцы ни о какой «японской методике воспитания» не знают. Их общество исторически сложилось так, что основной принцип «японской методики» - «до пяти лет - царь, до пятнадцати - раб, после пятнадцати - равный» невозможен. В стране, которую веками раздирали войны, в стране, большая часть которой является сейсмоопасным районом, в стране, где цунами - не страшная сказка, а периодически случающееся стихийное бедствие, бесконтрольный ребенок обречен на смерть. Если добавить к этому, что традиционно японские семьи были многодетными, и матери приходилось следить сразу за несколькими детьми, становится очевидно, что дети в японской культуре не могли расти в условиях вседозволенности.
Сомнения вызывает и утверждение, что ребенок после пятнадцатилетия становится «равным». В стране с жесткими патриархальными традициями панибратство и равенство между подростком и старшим поколением невозможно, недопустимо и возмутительно.К тому же, никаких жестких переходов от одного стиля воспитания к другому в японской культуре нет. С самого раннего возраста и до полного возмужания и родители, и общество воспитывают в ребенке чувство ответственности и дисциплинированность. Делается это иными, чем в европейских культурах, методами, но ни вседозволенности, ни жестокости в воспитании японцы себе не позволяют.
Так откуда же, если не из Японии, появилась «японская методика воспитания»? Как ни странно, зародилась эта система в... России, в шестидесятых годах двадцатого века. На заре своего существования она называлась «кавказская система воспитания». Считалось, что именно так воспитывают будущих джигитов. Правда, срок окончания «рабства» сокращался с 15 до 12-летнего возраста.
В девяностых годах двадцатого века началось активное взаимопроникновение российской и кавказской культур. И «кавказская система воспитания» неожиданно сменила «гражданство», став «японской методикой», но сохранив свои основные принципы.
Что же... происхождение методики, конечно, оказалось мифом. Но название, как известно, на эффективность не влияет. И не важно, в Японии или в горах Кавказа зародилась система воспитания, если она дает хорошие результаты. А вот дает ли? Действительно, каковы на самом деле результаты воспитания ребенка в позиции «царь-раб-равный»?
Дитя - царь.
Методика утверждает:
Первые пять лет жизни «японская методика» постулирует отказ от каких-либо запретов и ограничений. Ребенок не должен сдерживаться запретами. Базовое доверие к миру и творческие способности должны формироваться без постороннего вмешательства, так, как велит природа, а не так, как навязывают взрослые. Формируется базовое доверие к миру как к дружественному месту, уверенность в себе, безмятежность.
Комментарии психолога.
В первые годы жизни у ребенка формируется так называемая «картина мира», то есть совокупность представлений о мире, составленная ребенком на основе набранного им жизненного опыта. Ребенок должен проделать очень важную работу - систематизировать все свои знания об этом мире, чтобы понять, что из себя этот мир представляет, каковы его особенности и закономерности, чему можно доверять, а чего опасаться. Где находится в этом мире его, ребенка, место, каковы границы того, что ребенок может себе позволить. Формируется отношение к миру, к окружающим людям.
Казалось бы, с этой точки зрения ситуация как раз развивается очень удачно для ребенка: мир - доброжелательное место, где ничего ему не угрожает и где он может все. Но посмотрим с другой точки зрения. У ребенка формируется картина мира. Базовая картина мира, которая будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений с миром. И эта, базовая, ключевая картина мира формируется искаженной.
Не заложено представление о рамках дозволенного. Не заложено представление о разрешенном и запретном. На заложены основы уважения к старшим, представление об авторитете взрослого человека, в том числе - о родительском авторитете. Не заложены навыки взаимодействия с другими людьми как с полноценными и равноценными. Не заложено представление о возможной опасности, угрозе, он не готов к столкновению с агрессией со стороны другого человека. То есть, ребенок, которому в скором времени нужно будет идти в школу, где он окажется погруженным в социум и оторванным от родителей, не имеет адекватного представления о мире, в котором ему придется жить и действовать.
Вместо социально приспособленного, предприимчивого и жизненно активного, творчески одаренного и легко адаптирующегося лидера мы получаем избалованного ребенка, не признающего запретов и не умеющего договариваться со сверстниками.
Дитя – раб
С точки зрения «японской методики», в этот период ребенок должен усвоить правила поведения в социуме, научиться дисциплине и сдержанности. Ему отводится десять лет на приучение к порядку, развитию трудолюбия, ответственности и самостоятельности. По истечении этих десяти лет ребенок должен вырасти в полноценного и самодостаточного молодого человека.

Комментарии психолога
Итак, пятилетие ребенка отпраздновано. Задуты свечи, убран торт. И вот наступила новая веха в жизни ребенка. И в его уже привычный и налаженный мир вторглись странные слова: «нельзя», «должен», «надо», «нет»… много странных и непонятных слов, которые просто не могут иметь к нему отношения. К кому угодно, но не к нему.
Родители… родители тоже ведут себя странным, неправильным, недопустимым образом. Они не выполняют желаний. Они запрещают. Они делают нечто совершенно невообразимое и ужасное: они наказывают. Этого никогда не было, и потому быть не может. Это страшнейшая психическая травма, крушение базовых элементов картины мира ребенка.
Весь жизненный опыт, все долгие и насыщенные пять лет его жизни подвергаются сомнению из-за ужасного и необъяснимого поведения родителей. И ребенок начинает отчаянно бороться за свой привычный мир, за свои права, за все, что до сих пор составляло его жизнь. У ребенка мало способов бороться с произволом взрослых. Но те, которые есть, весьма эффектны и эффективны. Крик. Плач. Истерики. Падение на пол (землю). Намеренное битье собственной головой о предметы. Голодовки. Расшвыривание и намеренная порча вещей.
Обвинения родителей в том, что они «не любят», «ненавидят», «хотят избавиться», «чужие родители, не мои» создают родителям настолько интенсивный прессинг, что твердая решимость родителей начинает превращаться в злость и агрессию. И начинается война. От того, чья воля сильнее, чья решимость больше, зависит исход этой войны.
Если волевому ребенку удается переломить своих менее решительных, чем он, родителей, ситуация вседозволенности возвращается. В этом случае ребенок и дальше продолжает воспитываться в условиях вседозволенности и отсутствия запретов. Однако, попытка ввести в его жизнь дисциплину не проходит бесследно. Ребенок понял: взрослые способны покуситься на его права. Он становится менее отзывчивым и доверчивым, чем прежде, так как его доверие к родителям ослаблено «войной за дисциплину». Теперь с ним гораздо труднее договориться и убедить в чем-либо: родители однажды уже поступили ужасно, нельзя им верить, нельзя идти у них на поводу. Ребенок растет эгоистичным и неконтролируемым. Значимого взрослого, к которому он прислушивается, больше нет.
Если воля ребенка и решимость родителей равноценны, начинается долгая, затяжная война. Ребенка принуждают, заставляют, наказывают. Ребенка «ломают». Ребенок сопротивляется и мстит. Ребенок начинает озлобляться, становится агрессивным, жестоким к сверстникам и животным. Подлым по отношению ко взрослым. Ребенок не сломлен, но вынужден временно подчиниться. Однажды он наберется сил и ответит. Но пока ему остается только копить обиды и ждать.
Если решимость родителей превосходит волю ребенка, последнему все-таки приходится принять новые правила игры. Картина мира, в котором он был величайшим сокровищем, а родители – любящими и готовыми все предоставить и все простить, разбита и разрушена. Ребенок дезориентирован. Он потерял доверие к миру и к родителям. Он потерял веру в себя. Он вынужден подчиняться правилам и запретам, смысла которых не понимает. В нем поселился страх насилия и агрессии.
Ребенок становится покорен, но те самые качества, ради которых его воспитывали в условиях полной свободы и вседозволенности – доверие к миру и стремление к творчеству – утеряны, скорее всего, безвозвратно. Со временем ребенок привыкнет к новым правилам и порядкам, начнет смеяться и улыбаться, но нанесенная ему травма не излечится уже никогда. Прежней безмятежности, уверенности в себе и доверия к миру ребенок не вернет.
Справедливости ради, стоит заметить, что есть и четвертый вариант развития событий. Вариант, в котором родители не принуждением, а кропотливой и долгой работой над ошибками, нередко в тесном сотрудничестве с опытным психологом, смогут все-таки вырастить из своего ребенка ответственного, чуткого и верного соратника, полноценного члена общества и самодостаточного индивидуума. Но это будет очень долгий и трудный путь, куда более тяжелый, чем традиционное воспитание. Всегда проще начинать с самого начала, чем исправлять допущенные ошибки, и воспитание ребенка – не исключение.
Дитя – равный
Согласно «японской методике воспитания», к пятнадцати годам воспитание ребенка считается оконченным. Он получил все необходимые навыки, развился в полноценную личность, способную принимать взвешенные решения и отвечать за свои поступки, и теперь ему остается лишь получать образование и набираться жизненного опыта.