Почему так важно воспитывать в ребенке доброту? Как воспитать ребенка добрым? Советы родителям Как воспитать в ребенке доброту и сострадание.

Воспитание ребенка - это намного больше, чем обеспечение его всеми материальными благами. Дать малышу надежную крышу над головой, одеть-обуть и накормить это, конечно, важно. Но родительский долг заключается еще и в том, чтобы подготовить ребенка ко взрослой жизни, сделать его полноценным членом общества, уверенным в себе и твердо стоящим «на ногах».


Говорят, что доброта нынче не в моде: современный мир ставит на первый план внешние проявления успеха - наличие собственного жилья, автомобиль иностранной марки, динамично развивающаяся карьера, ухоженный внешний вид, возможность путешествовать … Чтобы добиться всего перечисленного, необходимо быть человеком хватким, целеустремленным, мотивированным. А вот нужно ли быть добрым? И не помешает ли это качество характера в достижении жизненных вершин?

сайт, в честь Всемирного дня сострадания, рассмотрит вопрос - что такое «доброта» , нужно ли воспитывать ребенка добрым, и как это сделать.

Что такое доброта и зачем она людям?

Доброта - одна из основ нравственности , она подразумевает отзывчивость, бескорыстие, самоотверженность и высокую способность к эмпатии. С точки зрения эволюции, доброта и взаимовыручка «работают» на сохранение вида. Это значит, что популяция, в которой принято заботиться о слабых, старых и больных, будет более успешной в вопросах выживания. Позволим себе дополнить известную фразу Фридриха Энгельса - не только труд создал из обезьяны человека, но и забота о ближнем сделала нас теми, кто мы есть.

Теплые отношения между людьми актуальны и сейчас: никакая внешняя атрибутика не заменит вечные ценности - дружную семью, благодарных детей, любящего партнера рядом. А добрый, отзывчивый человек имеет гораздо больше шансов обрести счастье в личных отношениях. Он не бросит в беде, посочувствует когда надо, будет стараться избежать конфликтов , может поступиться своей выгодой ради блага родных и близких. С таким человеком приятно иметь дело - доброта востребована во всех сферах жизни.

Другое дело, что многие ошибочно воспринимают доброту как слабость, неспособность отстоять свои интересы, сказать «нет». Действительно, одно часто маскируется под другое, не зря ведь стала поговоркой строчка из стихотворения Станислав Куняев «Добро должно быть с кулаками…». Поэтому, важно не только развить добрые черты характера ребенка , но и воспитать в нем волевые качества, научить быть сильным, находить баланс между личными потребностями, и интересами окружающих. Это сложно, но возможно.


Доброта и способность любить идут рука об руку - эти качества закладываются в самом раннем возрасте, в тесных отношениях между малышом и его родителями . Ключевая роль здесь принадлежит, конечно, маме. Транслируя малышу «Я тебя люблю. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Я буду любить и принимать тебя всегда - со всеми твоими успехами и неудачами», она пестует в ребенке доверие к людям, ко всему миру.

Впоследствии ребенок поймет, что отношение близких людей - чувство, которое не зависит от оценочных суждений окружающих. Дети, которые свободны от необходимости «соответствовать», «достигать», «бороться за любовь», больше настроены проявлять сострадание и счастливее прочих.

Добрые сказки как метод воспитания в ребенке Человека

Сказка - добрый помощник в деле формирования системы ценностей и жизненных установок маленького человека. К детской библиотеке в доме нужно подходить особенно вдумчиво и ответственно. Важно подбирать литературу, проверенную временем и предварительно ознакомиться с содержанием каждой книги перед покупкой. Сказки для детей обязательно должны быть примером того, как доброе отношение, дружба и любовь приводят персонажа к счастливому финалу. Конец, где все поступки вознаграждаются по заслугам - важный признак хорошей сказки. В этом заключается основной закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Проследите, чтобы в повествовании фигурировал именно положительный главный герой - это касается как внешности, так и поступков.

Кстати, что касается доброты без слабости, то хороший пример этому мы найдем в русском фольклоре - все «наши» богатыри отличались добросердечностью, но могли постоять за родину и защитить «сирых и убогих».

Учим ребенка быть сильным на личном примере

В воспитании детей нужно соблюдать баланс между лояльностью к ребенку и твердостью . Твердость заключается в требовании соблюдать правила - через родительскую настойчивость в соблюдении правил жизни дети учатся чувствовать и соблюдать границы допустимого. Это дает ребенку чувство психологической защищенности, делая мир вокруг него предсказуемым и надежным.

Одновременно, в малыше воспитываются волевые качества (убирает игрушки тогда, когда не хочет этого) и убеждение, что доброта прекрасно сочетается с твердостью.

Развить в ребенке природную доброту можно только на личном примере - до 7 лет дети воспитываются, преимущественно, через подражание . Поэтому не столь важно, что вы говорите ребенку. Важно, какой пример вы ему подаете. Не будьте «холодным» родителем, не стесняйтесь выражать сочувствие к тем, кто этого заслуживает.

Ребенок, особенно единственным , находится в положении самого младшего, самого зависимого члена семьи. Питомец в доме - отличный вариант для малыша почувствовать свое старшинство по отношению к существу более слабому. И, вместе с тем, научиться проявлять заботу, чувствовать ответственность. Только обязательно обсудите на семейном совете, какое именно животное подходит именно вам. При выборе питомца учтите все основные моменты его содержания и «эксплуатации»: хомячки живут мало и, как правило, не умирают своей смертью; собака - второй ребенок, которого нужно воспитывать, рыбок нельзя подержать в руках, и т. д.

Ребенок растет «злым», что делать

Прежде всего, не спешить вешать ярлыки . Научитесь дифференцировать качества характера и кратковременные эмоции - сиюминутная вспышка гнева или нежелание делить свою игрушку с соседским мальчиком вовсе не означает, что сын или дочь растет плохим человеком.

Не торопитесь тут же искоренять «зло» в своем чаде. Запрещая ребенку злиться, родители совершают ошибку - малыш учится скрывать свое недовольство, подавляя любые проявления внутренней позиции, неугодной взрослым. А эмоции, не нашедшие выхода, в свою очередь, трансформируются в психосоматическую психосоматическую симптоматику .

На детской площадке малыши пробуют разные манеры поведения, учатся выстраивать отношения со сверстниками. Ваша задача - помочь детям , а не ограничивать их в проявлении естественных эмоций. Забудьте о категоричных запретах и нудных наставлениях, покажите пример действием.

Постарайтесь наглядно донести идею о том, что договориться во многих случаях бывает выгоднее, чем проявлять упрямство и агрессию. Если ребенок не может расстаться с игрушкой в пользу другого малыша, предложите обоим сторонам совершить обмен. Не помогает? Проявите сочувствие «обделенному», но не забудьте признать, что отдать «свое» всегда сложно, даже на время. Старайтесь в любой ситуации оставаться понимающим родителем.

Малыш не всегда способен совладать с эмоциональными импульсами и просчитать последствия своих действий. Но он растет, меняется каждый день и перенимает многие родительские черты. Показывайте маленькому человеку положительный пример и он обязательно вырастет гармоничной, отзывчивой личностью.

В современном мире родители часто стремятся развивать у ребенка такие качества, как: уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, способность постоять за себя и свои интересы. Естественно это важно. Но, последние годы взрослые все меньше внимания уделяют воспитанию у ребенка такого прекрасного качества, как ДОБРОТА. А ведь именно отзывчивость, щедрость, открытость, вежливость, готовность помочь ближнему – являются важнейшими человеческими качествами.

Детская доброта

Естественно, что по отношению к близким людям мы хотим, чтобы малыш подрастал добрым и отзывчивым. Стремимся, чтобы он умел любить и не боялся проявлять свою любовь. Конечно в мире присутствует немало зла и жестокости, однако, важнее всего, чтобы ребенок умел прощать, сопереживать, сочувствовать и т д.

На самом деле именно доброта должна стать основой воспитания в семье, на которой необходимо строить отношение к окружающему миру (людям, животным, природе).

Начиная с детского возраста от родителей зависит насколько добрым станет их малыш. Так, как дети являются достаточно чувствительными к доброте и несправедливости, необходимо в первую очередь развивать, а не ломить их детское доверие и чуткость.

К сожалению, сегодня часто можно услышать, что добрым быть не выгодно, глупо. Однако, доброта – это далеко не слабость, а наоборот, наибольшая сила (прощения, помощи и т д). Если взрослые будут показывать детям свой положительный пример отношения к бездомным животным, больным и нуждающимся, то и их чада будут следовать подобному отношению. Если же взрослые будут упускать этот важный момент, то, скорее всего, вскоре они столкнуться в равнодушием, эгоизмом и цинизмом собственного ребенка.

К большому сожалению, в современном мире показательной чертой характера некоторых школьников является жестокость по отношению к более слабым сверстникам. Именно поэтому так важно в раннем возрасте развития малыша уделить максимум внимания воспитанию в нем человечности, доброты и сочувственности. Важно дать ему четкое понимание различия добра и зла, честности и обмана, справедливости и несправедливости. Для этого лучше всего стать для ребенка хорошим примером доброго человека самому.

Как научить малыша стать добрым?

Для того, чтобы ребенок стал добрым достаточно с раннего детства приучать его быть внимательным и заботливым к окружающим. Так, можно начать с:

Очень важно, чтобы ребенок, проявляя свою доброту ничего не ждал в замен. Важно, чтобы он научился получать удовольствие от своих хороших поступков. Однако не стоит переусердствовать с похвалой. Достаточным будет показать свое одобрение, чтобы малыш понял — подобное поведение является нормой для хорошего человека.

Когда маленького ребенка спрашиваешь о чертах характера окружающих, он чаще всего называет доброту: «Бабушка добрая, учительница добрая, девочка на детской площадке добрая…» Все вокруг добрые, это он видит в первую очередь. Со временем, у людей появляются и другие качества – «умный», «красивый», а доброта как будто уходит на задний план, вроде бы она – само собой разумеющееся качество, но говорить о нем как-то уже не принято вслух.

Добрый всегда на своем месте

Когда родители думают или говорят о том, какими хотят видеть своих детей в будущем, то доброте тоже не уделяется отдельного почетного места. Люди церковные говорят о том, что хотят видеть своего ребенка благочестивым, верующим, люди светские – успешным. Мы можем говорить о том, что ребенок должен «найти себя» или «свое призвание». Девочкам желают счастливо выйти замуж. Но именно доброте в этих размышлениях отводится мало места.

Но правы маленькие дети, когда воспринимают именно это качество как первую из черт человека. Добрый может стать кем угодно, но он всегда будет на своем месте, добрый поможет и отзовется на беду, сумеет не только сопереживать в горе, но и вместе радоваться (что гораздо труднее).

Мы, родители, действительно редко задумываемся над ответом на вопрос «Как воспитать ребенка добрым». Но, когда все же хотим ответить на него, то оказывается, что это не так просто. Понятие «доброта» — довольно расплывчато. Это и милосердие, и внимательность, и вежливость, и жалость, и предупредительность. Но каждому из этих качеств надо учиться отдельно. Проявить милосердие к больному или нищему – это одно, жалость к брошенному животному – другое, не нагрубить старенькой навязчивой бабушке – третье.

Воспитывать собственным примером

За ответом на вопрос «Как научить ребенка быть добрым» мы обратились к протоиерею Александру Ильяшенко , отцу и дедушке огромной семьи. Вот, что он ответил: «Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером. Надо обязательно воспитывать детей в вере, с Богом все возможно. В-третьих, в ребенке надо воспитывать самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. И, кроме этого, им надо дать хорошее образование. Если ребенок будет работящий, образованный, состоявшийся, то ему легко будет быть добрым».

Ну, положим, в больницу попасть нам не удалось, но навестить-то уж своих собственных родителей лишний раз мы ведь в состоянии. Или, если бабушки приезжают к нам помогать, то не просто вручить им список дел, а проявить внимание – напоить чаем, усадить поудобнее, расспросить, поговорить. И сделать это опять же вместе с детьми. Мы ведь часто и этого не в состоянии сделать. Пожилые люди нас раздражают, нам кажется, что есть дела поважнее, чем сидеть и общаться с ними, по сотому разу слушая их истории. А наши дети все это видят, и в головках у них складываются определенные модели поведения. И можно сколько угодно говорить потом об абстрактной доброте, но конкретные поступки наших детей будут зависеть от того, какие мы.

Делить одно яблоко на всех

Психолог Екатерина Аруцева , у которой трое собственных и двое приемных детей-инвалидов, считает, что родители часто (как это ни странно) не достаточно любят своих детей:

«Детей надо любить, тогда они вырастают добрыми. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно), то и дети вырастают добрыми.

Если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех, дети учатся быть добрыми. Легко отдать то, чего много, доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем. Нужно учить детей дарить подарки. Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа. Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».

Еще в период беременности женщина находится в беспокойном состоянии, нервничает, переживает, думает о том, кто же будет в перспективе - сын или дочь? В период беременности лучше свести к минимуму подобные перживания, так как этот период очень важен для формирования будущего человека. С рождением малыша родные задумываются - как вырастить отзывчивого и человечного ребенка? Не помешают ли ему эти качества в будущем? Не обернется ли его добродушие и жалость против него самого?

Психологи утверждают, что детвора учится и потихоньку взрослеет уже довольно рано. Воспитать заботливого и мягкого человека случайно не получится. Примером становятся отец и мать. Испорченный и избалованный – это также отражение семьи, ведь чему бы улица не научила, ключевое влияние все равно происходит дома.

Любовь

Любить и хвалить непременно необходимо, но в меру. Это не должно выражаться в количестве материальных благ. Новомодные устройства, современная одежда - все это не свидетельства любви, выражающее теплоту и сопереживание, а скорее удовлетворение очередного желания. Такими темпами можно упустить тот случай, когда ребенок перейдет границу дозволенности. Показать, а еще лучше научить бескорыстной помощи соседу или пожилым людям будет отличным фундаментом для формирования доброй отзывчивой личности в дальнейшем. Главное подготовить дитя к совершению добрых поступков и обучить проявлять уважение к другим.

Опека

Покровительство в подростковом возрасте даст отрицательный результат. Демонстрация попечительства над чадом, повлечет излишнюю изнеженность и избалованность. Малейший ушиб или царапина вызывает у мамы огромный страх. Однако в будущем неспособность решить проблему самостоятельно может проявится неожиданно, и не с лучшей стороны. Предательство, зависть и зло в нашем обществе присутствуют постоянно, они неотъемлемая часть жизни. Научить справляться с этим - задача нелегкая. Неоходимо постараться подсказать решение. Не стоит лепить идеал, совершенство, куча приобретенных комплексов - это еще хуже.

Образец

Плохое расположение духа родителей ребенок воспринимает близко к сердцу. Особенно если это происходит в тот момент, когда ему обязательно нужно поговорить и выяснить проблему. Крики, скандалы, повышенный тон голоса - неприемлемы. В таких случаях необходимо разговаривать, объяснять причину такого настроения. Им еще сложно понять недостатки и сложные жизненные правила. Лучше отложить ненадолго дела и попытаться успокоиться.

Ответственность

Противоположность ответственности – чрезмерное благодушие. Слишком чувствительные, они могут притащить в квартиру брошенных собак и кошек. То есть поступиться своими интересами в жертву другим. Крайности ни к чему хорошему не приведут. Подвести к этому можно - например, если завести котенка, так как ребенку придется за ним ухаживать.

Проводить больше времени, читать интересные книги, сказки, смотреть мультфильмы. Терпение, внимание, общение, доброжелательная атмосфера помогут проявить положительные черты и заложить правильное воспитание в детях. Чтобы достичь цели, достаточно быть примером для подражания.

Консультация для родителей на тему: «Как воспитать в ребенке доброту»

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальной школы, воспитателям, для проведения консультаций с родителями
Цель: обогащение знаний родителей по воспитанию в ребенке таких качеств, как доброта, отзывчивость.

Доброта... Что означает это слово?
Как Вы понимаете значение слова «Доброта?» (высказывания родителей)
Заглянем в словари. В словаре С. Ожегова об этом написано следующее:
"Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".
"Доброта - это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им". Такое определение дано в словаре Д.В. Дмитриева.
Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл, но есть нечто общее, что объединяет всех людей в понимании этого человеческого чувства.
Хорошо об этом сказал К. Паустовский:
«Доброта-это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее – от человека».
Каждый человек нуждается в поддержке и добром отношении к нему со стороны окружающих, но и сам человек должен делать добро другим.
Чаще всего дети правильно понимают, что такое доброта. Но, к сожалению, не всегда их поступки бывают добрыми по отношению к другим. Задача педагогов, воспитателей, и в первую очередь родителей состоит в том, чтобы воспитывать у ребят потребность совершать добрые поступки с самого раннего возраста.
В воспитании доброты огромная роль принадлежит семье. Ведь как говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло. Делайте чаще добро сами, не причиняйте вред и боль другим людям. Вы увидите, как изменятся отношения с окружающими. Эти отношения станут теплыми, светлыми, радостными. Вам самим будет гораздо спокойнее. Вы - пример для подражания, и еще в раннем возрасте ребенок «копирует» все Ваши дела и поступки. Относитесь к самому ребенку с теплом и заботой, дарите им минуты радости и счастья.


Приучайте ребенка самого заботиться о других: о бабушках и дедушках, о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о растениях, которые ребенок может вырастить сам. Учите его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учите слушать и понимать других. Быть внимательным к людям, которые нас окружают - это и есть проявление доброты.
Покажите своему ребенку, как Вы относитесь ко всему живому, к природе. Ведь мы сами – часть этой природы. И все мы прекрасно понимаем, что ее надо беречь. Тем не менее, не всегда поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары, гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут относиться к природе?
Чаще беседуйте с детьми на данную тему. Говорите им о том, что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по- доброму, с пониманием, то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим. Расскажите своим детям, что не нужно ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, рвать и топтать цветы, бросать мусор. Ведь кого, как не родителей дети будут слушать в первую очередь. Будьте терпимы и относитесь к своим детям с пониманием и заботой. Помните: Вы, родители, в первую очередь можете и должны воспитывать в Ваших детях добрых и отзывчивых людей, способных прийти на помощь любому, кто в ней нуждается.
Свою беседу я хочу закончить следующими словами:
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.

А. Лесных.