Сухур и ифтар (утренний и вечерний прием пищи). Как держать уразу, что и в каком количестве есть во время сухура и ифтара: советы врача

Месяц Рамадан стремительно приближается, и вместе с этим нарастает тревога недавно принявших Ислам. Воздержание от еды и питья в течение долгих дневных часов может показаться непреодолимым препятствием для тех, кто никогда не постился.

Давайте начистоту, мысль о том, что вы не будете принимать пищу в течение нескольких часов, не особо приятна. Но когда вы добавите духовный компонент, поскольку рамадан является праздником духа, все будет по-другому. Рамадан может быть трудным для новичков. Но если вы вооружитесь знаниями, он станет для вас месяцем, полным духовного роста и пробуждения.

Вот восемь вещей, о которых следует знать каждому перед его первым Рамаданом:

1. Начните с «репетиции»

Раджаб и шаабан - месяцы, предшествующие Рамадану, - являются отличным временем для того, чтобы попытаться держать пост и посмотреть, какие корректировки понадобятся. Попробуйте и посмотрите, как вы себя будете чувствовать. Возможно, стоит начать поститься по полдня и потихоньку довести пост до полного дня к началу Рамадана. Вы ведь не стали бы бежать марафон без тренировки или разминки? То же самое касается поста. Вот почему пост в течение месяцев, предшествующих Рамадану, настоятельно рекомендован. И это особенно справедливо для нового мусульманина, который никогда не постился.

Желудок приспосабливается и сжимается, чтобы справиться с пустотой, которую он испытает в дни Рамадана, но для этого нужно время. Лучше начинать пост рано и пробовать часто, чтобы привести желудок в готовность к Рамадану.

2. Как определить время ифтара

Ифтар - это конец дня, когда вы можете снова есть и пить. Он наступает точно в тот момент, когда садится солнце. Многие скажут вам, что вы не можете есть и пить до тех пор, пока солнце не сядет, но вам, скорее всего, никто не говорил, что в то время, когда вам можно прервать пост, все еще будет светло.

Дело в том, что закат (время ифтара) наступает тогда, когда солнечный шар опускается ниже горизонта. Но в это время все еще есть окружающий его свет, то есть еще не совсем темно. Это похоже на перемещение лампы в соседнюю комнату, когда вы все еще видите свет, который исходит от нее. Вот как выглядит закат. Это не значит, что есть можно лишь когда станет темно.

Если вы будете определять время ифтара по календарю-расписанию намазов, то ифтар - это наступление времени молитвы-магриб.

3. Как определить время сухура

Сухур - это время, когда вы просыпаетесь, чтобы поесть, прежде чем взойдет солнце. Сухур - время, когда еще можно принимать пищу. Когда солнечный шар появляется над горизонтом, это знаменует собой начало поста (имсак).

Если вы думаете, что закат означает полную темноту, вы также можете подумать, что восход солнца будет означать, что будет светло. Это не так, и, что удивительно, во время сухура темнее, чем во время ифтара. Все это может быть очень запутанным, если вы сами ищете солнце в небе или хотите убедиться в его отсутствии.

Но все, что вам нужно знать, - то, что как только начинается утренняя молитва-фаджр, вам нужно перестать есть и пить. Вы можете узнать точное время окончания сухура и начала ифтара в исламском центре по вашему месту жительства.

4. Не переедайте на ифтар и сухур

Знание того, когда можно есть, а когда нельзя, также поможет вам принимать более мудрые решения относительно того, что и как есть во время Рамадана. Вы будете мечтать о самой калорийной пище во время поста. Это - иллюзия. Тяжелая пища приведет к слабости, тошноте, вялости, а также будет растягивать ваш желудок, что усугубит ощущения голода в часы поста.

Хорошая новость заключается в том, что вам не нужно полностью избегать жареных и жирных продуктов. Просто не слушайте ваш желудок, который пытается соблазнить вас на целого жареного цыпленка или шоколадный торт на ифтар и сухур. Сделайте большую часть ваших блюд здоровыми и прекратите есть и пить, когда вы почувствуете насыщение и в то же время еще не переели.

5. Не спешите во время ифтара

Когда вы поститесь, пищеварительный тракт и весь ваш организм делает, так сказать, ремонт и «обновление системы». Как только вы прерываете ваш пост на ифтар - вашему желудку требуется время, чтобы приспособиться к перевариванию пищи. Поэтому не спешите во время ифтара. Вы же не ожидаете, что ваш компьютер включится через секунду после обновления системы!

Точно так же и вашему организму нужно время, чтобы приспособиться к повторному приему пищи. По сунне Пророка (мир ему и благословение), следует съесть нечетное количество фиников на ифтар, после совершить молитву-магриб и только потом приступать к основному приему пищи. В этом заключена большая мудрость: когда вы прерываете свой пост финиками, а затем молитесь, у вашего желудка будет время на то, чтобы запустить пищеварение, и, благодаря этому, потом вы сможете поесть, не испытывая неприятных ощущений.

6. Пейте воду

Пост может привести к довольно серьезному обезвоживанию, если вы не обратите внимание на то, что именно и сколько вы пьете после ифтара. Трещины на губах, темные круги под глазами и головные боли - это признаки обезвоживания. Чтобы избежать этого, постарайтесь выпивать столько воды, сколько сможете, когда не держите пост.

Кофе и чай могут усилить обезвоживание, если вы пьете их вместо воды. Эти жидкости являются диуретиками, то есть они выводят воду из вашего тела, а не насыщают его водой. Немного газировки не повредит, но пусть больший процент выпиваемой вами жидкости составит чистая вода.

7. Знайте, что будет легче

Для человека, который никогда в своей жизни не голодал, пост может быть непростой задачей. Это испытание на самодисциплину и выносливость, с которым многие из нас, недавно принявших Ислам, никогда ранее не сталкивались. У вас может возникнуть соблазн решить, что пост всегда будет таким же трудным, как и поначалу. Но по прошествии пары дней или недель вы привыкнете. У некоторых новообращенных это может быть дольше, чем у других, но по воле Аллаха это произойдет. Со временем все всегда становится легче.

«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение» (Коран, 94:5).

8. Не будьте жестоки по отношению к себе

Вы можете делать только то, что в ваших силах. Знайте, что Аллах - Прощающий, Милостивый. Если вы сорвались, не выдержали, не корите себя. Поднимитесь, поговорите с Аллахом о своем намерении и желании соблюдать пост. Попросите Его дать вам силу и легкость. И продолжайте.

Аллах любит тех, кто обращается к Нему в покаянии, и Он бежит к тем, кто идет к Нему. Простите себя за ухабы на этом пути. В конце концов, все предписания нашей религии не были ниспосланы в один день. И вы не можете рассчитывать на то, что сможете соблюдать пост идеально с самого первого дня.

Но знайте, что если вы будете поститься в Рамадан правильно, имея благие намерения, вы будете голодны, но ваша душа будет чувствовать мир и удовлетворенность, как никогда ранее. Это чувство вызовет привыкание к голоду. И награда, которую вы получите от Аллаха, превысит его.

Слово предостережения: если у вас есть какое-либо заболевание, проконсультируйтесь с врачом, прежде чем пытаться держать пост. Для тех, кто физически не способен соблюдать пост, он не обязателен.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

  • Особенности поста Рамадан
  • Правила и запреты
  • Расписание месяцев Рамадан до 2020 года
  • Нарушение поста Рамадан - наказание

Во время священного месяца мусульманского календаря, который называется по-арабски рамадан, или по-турецки рамазан, мусульмане обязаны соблюдать строгий пост – ограничить себя в питье, еде и интимной близости .

Следуя правилам Рамадана, зрелые люди отказываются от своих страстей. Так они отчищаются от негатива.

Заканчивается пост великим праздником Ураза-Байрамом.

Постом верующие проверяют силу человеческого духа . Соблюдение правил Рамадана заставляет человека осмыслить свой образ жизни, помогает определить главные ценности в жизни.

Во время Рамадана мусульманин должен ограничить себя не только в еде , но и плотском удовлетворении своих потребностей, а также других зависимостях - например, курении. Он должен научиться контролировать себя, свои эмоции .

Соблюдая простые правила поста , каждый верующий мусульманин должен почувствовать себя неимущим и голодающим, так как имеющиеся блага зачастую воспринимаются, как обыденные.

В Рамадан запрещается ругаться. Появляется возможность помочь нуждающимся, больным и бедным. Мусульмане верят, что молитвы и месячное воздержание обогатят каждого, кто следует догмам Ислама.

Существуют два главных предписания поста:

  1. Следовать правилам поста искренне от рассвета до заката
  2. Полностью воздержаться от своих страстей и потребностей

А вот несколько условий, каким должен быть постящийся человек:

  • Старше 18 лет
  • Мусульманином
  • Не душевнобольным
  • Здоровым физически

Есть и те, кому пост противопоказан, и они имеют право не соблюдать его. Это - несовершеннолетние дети, пожилые люди и беременные, а также те женщины, у которых идет менструация, или они переживают время послеродового очищения.

Пост Рамадан имеет несколько традиций

Перечислим наиболее главные:

Сухур

В течение всего Рамадана прием пищи мусульмане проводят рано утром , еще до рассвета. Они верят, что Аллах за такое действие очень сильно вознаградит.

Во время традиционного сухура не стоит переедать , но следует съесть достаточное количество еды. Сухур придает сил на целый день. Он помогает мусульманам оставаться в рассудке и не быть злыми, так как часто голод вызывает злость.

Если верующий не совершит сухур, то его день поста остается в силе, но он не получит некое вознаграждение.

Ифтар

Ифтар - это вечерний прием пищи , который совершается тоже во время поста. Начинать разговление нужно сразу после захода солнца, то есть после последней дневной (или четвертой, предпоследней в эти сутки молитвы). Уже после Ифтар следует Иша - ночная молитва мусульман (последняя из пяти обязательных ежедневных молитв).

Что нельзя есть в пост Рамадан – все правила и запреты

Что кушать во время Сухура:

  • Врачи рекомендуют употреблять утром сложные углеводы – блюда из круп, хлеб из пророщенного зерна, салат из овощей. Сложные углеводы обеспечат организм энергией, притом, что они долго перевариваются.
  • Также подойдут сухофрукты – финики, орехи – миндаль и фрукты – бананы.

Чего нельзя есть во время Сухура

  • Откажитесь от белковой пищи. Она долго переваривается, но загружает печень, которая без перерыва работает во время поста
  • Не стоит употреблять кофе
  • Нельзя употреблять утром жаренную, копченую, жирную пищу. Они вызовут лишнюю нагрузку на печень и почки
  • Откажитесь от употребления рыбы во время Сухура. После нее захочется пить

Что можно есть во время Ифтара

  • Мясоовощное блюдо
  • Блюда из круп
  • В малом количестве сладости. Можно заменить их финиками или фруктами
  • Пейте больше воды. Также можно пить и сок, морс, компот, чай, кисель

Что не употреблять вечером после азана

  • Жирную и жареную пищу . Она навредит здоровью – вызовет изжогу, отложиться в лишних килограммах.
  • Исключить из питания продукты быстрого приготовления – различные каши в пакетах или лапша. Ими вы не наедитесь и буквально через час или два захотите вновь провести трапезу, сообщает 1rre. Кроме того, такие продукты вызовут аппетит еще больше, так как содержат соль и другие специи.
  • Нельзя кушать колбасу и сосиски . Лучше их исключить из вашего рациона на время поста Рамадан. Колбасные изделия влияют на почки и печень, утоляют голод лишь на несколько часов, а также способны развить жажду.

Несмотря на запреты и жесткие правила, есть и польза от поста :

  • Отказ от плотских страстей
    Человек должен понять, что он – не раб своего тела. Пост – серьезная причина, чтобы отказаться от интимной близости. Только воздержась от греховного, человек может сохранить свою чистоту души.
  • Самосовершенствование
    Соблюдая пост, верующий внимательнее относится к себе. Он рождает в себе новые черты характера, такие как покорность, терпимость, послушание. Ощущая нищету и обделенность, он становится выносливее, избавляется от страха, все больше начинает верить и познавать то, что ранее было скрыто.
  • Благодарность
    Пройдя через отказ от пищи, мусульманин становится ближе к своему Творцу. Он осознает, что неисчислимые блага, которые посылает Аллах, даны человеку не просто так. Верующий обретает чувство благодарности за посланные дары.
  • Возможность познать милосердие
    Пост напоминает людям о бедных, а также призывает быть милосердными и помочь нуждающимся. Пройдя через это испытание, верующий вспоминает о доброте и человечности, а также о том, что перед Богом все равны.
  • Экономность
    Пост приучает людей быть экономными, ограничивать себя и обуздывать свои желания.
  • Укрепляет здоровье
    Польза физическому состоянию здоровья человека проявляется в том, что пищеварительная система отдыхает. За месяц кишечник очищается полностью от шлаков, токсинов и вредных веществ.

Расписание священного Рамадана до 2020 года - когда начинается и когда заканчивается пост Рамадан?

В 2015 году пост Рамадан начнется 18 июня и закончится 17 июля.

Вот следующие даты священного Рамадана:

2016 год – с 6 июня по 5 июля.
2017 год – с 26 мая по 25 июня.
2018 год – с 17 мая по 16 июня.
2019 год – с 6 мая по 5 июня.
2020 год – с 23 апреля по 22 мая.

Нарушение поста Рамадан – действия, прерывающие мусульманский пост Рамадан, и наказания

Стоит отметить, что правила поста Рамадан действуют только в дневное время суток. Некоторые поступки, совершенные во время поста, считаются запрещенными.

К действиям, прерывающим мусульманский Рамадан, относят:

  • Специальная или преднамеренная трапеза
  • Непроизнесенное намерение о совершении поста
  • Мастурбация или половой акт
  • Курение
  • Самопроизвольная рвота
  • Введение ректальных или вагинальных лекарств

Однако снисходительно относятся к похожим действиям . Несмотря на схожесть, они не нарушают пост .

К ним причисляют :

  • Непреднамеренная трапеза
  • Введение лекарств с помощью уколов
  • Поцелуи
  • Ласки, если они не приводят к семяизвержению
  • Чистка зубов
  • Сдача крови
  • Месячные
  • Непроизвольная рвота
  • Несовершение намазов

Наказания нарушившим пост Рамадан :

Те, кто непреднамеренно нарушил пост по причине болезни, должен в любой другой день провести пропущенный день поста.

За половой акт, совершенный в светлое время суток, верующий обязан отстоять еще 60 дней поста, либо накормить 60 нуждающихся.

Если пропуск поста разрешен шариатом , необходимо совершить покаяние.

Время завершения сухура и начала ифтара в 2018 году для сотни российских городов вы найдёте в таблице, которую можно скачать .

Пост в месяц Рамазан (равно как и суннат-ураза в другие дни) некоторых пугает, особенно если этот месяц выпадает на долгие и жаркие летние дни.

Чаще всего страх связан с тем, что мусульманину в течение дня предстоит испытывать сильную жажду и у него будет «бурлить» в животе от длительного голодания. Такие мысли не располагают к , изначально создавая психологически барьер и сопротивление организма. Отсюда, подчас, вытекают разные психосоматические заболевания во время месяца уразы, иногда до него или даже после.

С чего начинается сухур?

В первую очередь, начиная держать уразу, мусульманин произносит не только намерение, но и делает дуа (мольбу или, как называют её некоторые, молитву) сухура . Текст её следующий:

«Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Именно обращение ко Всевышнему с просьбой не только принять наш пост, но и облегчить его, является важной составляющей начала сухура. И питание как таковое при этом отступает на второй план, потому что самое важное в исламе – надеяться (таваккаль) на Аллаха, на Его милость и помощь. Тем не менее, правильный рацион способствует облегчению уразы.

Что нужно есть на сухур?

Предрассветный приём пищи является важной составляющей поста. В эти несколько минут организм успевает запастись энергией для предстоящего дня. Именно поэтому в хадисах Посланника Аллаха (с.г.в.) говорится о важности сухура: «Соблюдайте сухур, поистине в нём есть благодать» (передали Бухари и Муслим).

В первую очередь необходимо отказаться от продуктов, которые вызывают жажду. Это солёная и копчёная продукция, а также кофе. Лучше заменить его на зелёный или травяной чай, а у кого пониженное давление – пить чёрный с сахаром, а лучше – с мёдом. Не стоит злоупотреблять и сладким, особенно мучными изделиями.

Говоря о выпечке – это тяжелая еда для нашего желудка, учитывая, что сейчас вся она относится к быстрым углеводам. Такая еда переваривается буквально за считанное время, после чего так же быстро появляется ощущение голода, не даёт никаких питательных веществ организму, а также способствует повышению сахара и отложению лишних килограммов.

Завтрак мусульманина во время поста должен содержать цельнозерновой хлеб или хлеб с отрубями. В отличие от пшеничной или ржаной муки, в таком хлебе имеются все элементы цельного зерна, включая его зародыш и зерновую оболочку (отруби), следовательно, содержится больше полезной для организма клетчатки, разных витаминов и минералов. Конечно, при этом очень важно правильно выбирать хлеб в магазине. Порой усыпанный семенами злаков и зёрнами хлеб может сбить с толку покупателя. Когда мы видим такие изделия на прилавке, не всегда понимаем, что в них могут присутствовать различные добавки (вкусовые и красящие). Необходимо внимательно читать состав, где всё должно быть указано.

Второй продукт – основное блюдо на сухур – это каша. Горячие и сытные каши помогают постящемуся надолго забыть о чувстве голода. Правда, это не касается продуктов из серии быстрого приготовления. Помимо многих полезных свойств каш, у них есть очень важное для постящегося – они не заставляют поджелудочную железу вырабатывать большое количество инсулина (что происходит при употреблении белого хлеба и других быстроусваиваемых продуктов), усваиваются постепенно, а также на довольно длительное время притупляют чувство голода. Мюсли и злаковые хлопья тоже хорошо подходят на сухур, особенно если их заправить молоком, йогуртом или кефиром.

Существует множество способов приготовить кашу: как на молоке, так и на воде, запекать с мясом, добавлять сухофрукты и орехи. Учитывая, что крупы можно относительно быстро приготовить, не затрачивая много времени и сил, это идеальный продукт для сухура, особенно в летнее время.

Говоря о сухофруктах как добавках к каше, стоит перечислить их полезные свойства для постящегося. 1 столовая ложка смеси разных сухофруктов даёт все необходимые микроэлементы и чувство насыщения. Мусульманам в Рамазан особенно советуют есть изюм и финики. Известно, что последние снимают усталость, что очень важно после бессонной ночи, а изюм способствует избавлению от стресса. Некоторые утверждают, что чернослив помогает им от жажды, поэтому употребляют на сухур и его. Также ряд сухофруктов (тот же чернослив, инжир и др.) помогают при проблемах с кишечником. Когда сбивается привычный образ жизни и режим питания, это становится стрессом для организма. В таких случаях сухофрукты выступают отличными помощниками.

Идеальным сбалансированным по витаминам и калорийным продуктом на сухур можно считать орехи. Их не стоит употреблять слишком много, ведь в любой еде важна умеренность. В части полезных свойств для организма, как и придания чувства насыщенности, орехи не уступают крупам и сухофруктам.

Превосходно утоляют голод и придают сил молочные и кисломолочные продукты. Желательно выбирать продукцию, обогащенную живыми культурами лактобактерий и пребиотиками, без консервантов, вкусовых добавок и искусственных красителей. Поэтому следует покупать классический творог, наринэ, бифидок, ряженку и другие продукты, отказываясь от брендовых марок с вкусовыми наполнителями. На сухур можно приготовить себе простой бутерброд с сыром и маслом.

Каждый может разнообразить свой сухур всем, чем пожелает: включать мясную продукцию и рыбу, овощи и фрукты. Всё зависит от индивидуальных особенностей организма человека и личных предпочтений. Главный принцип правильного сухура – есть питания, желательно диетические (не жареное или острое), питаться сбалансированно и умеренно.

Пусть Всевышний облегчит и примет ваш пост!

Время сухура и ифтара (последнее соответствует времени молитвы магриб) для городов России на текущий год представлен в таблице, доступной для скачивания .

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы - это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост - это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, когда желательно держать уразу:

  • День Арафа - за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура - постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) - имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа - об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам - ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха - Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан - ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль - так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день , или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца - Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг - именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, - говорил он. - И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения - при ифтаре - произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приё м пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу - такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, - попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой , о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Сухур (Предрассветная пища)

Важность и достоинства сухура

Каждому мусульманину следует придерживаться сухура в последнюю часть ночи с намерением поститься. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать» . аль-Бухари 1923, Муслим 1095.
Относительно достоинства совершения сухура, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур» . Ахмад 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Сухур – это также отличие поста мусульман от поста христиан и иудеев. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, разница между нашим постом и постом людей писания – это сухур ». Муслим 2/770.
О важности сухура говорится во многих достоверных хадисах. От Ибн ‘Амра, Абу Са’ида и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте сухур хотя бы глотком воды» . Ахмад, Абу Я’ля, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2945.
Поистине, в сухуре благо, так не оставляйте же его ». Ахмад 11003. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3683.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучший сухур верующего – это финики ». Абу Дауд. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/448.

Время сухура

Время сухура начинается незадолго до начала рассвета. Если человек ест за несколько часов до рассвета или перед сном, то это не называется сухур. См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 3/269.
Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи, вплоть до утренней молитвы. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нам, пророкам, бы-ло велено разговляться пораньше, а сухур совершать позже» ”. Ибн Хиббан, ат-Табарани, ад-Дыя. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 4/376.
Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Заря бывает двух видов: заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать утреннюю молитву, и заря, при которой нельзя совершать утреннюю молитву, но разрешается есть». Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, аль-Хаким и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 693.
Человек можно есть до тех пор, пока не убедится в том, что начинает светать. Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной» (аль-Бакъара 2: 187).
Ибн Аббас сказал: “Аллах дозволил вам есть и пить, пока ваши сомнения не исчезнут (относительно рассвета)”. ‘Абду-Рраззакъ, хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным См. “Фатхуль-Бари” 4/135.
Такого же мнения придерживался и шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “Маджму’уль-фатауа” 29/263.
Утверждение же о том, что прекращение еды и питья, во избежание ошибки, должно быть до наступления рассвета, например, за десять минут – является нововведением (бид’а). Некоторые расписания даже имеют отдельную строчку, в которой написано “имсак” (т. е. время прекращения еды и питья) и отдельную графу для наступления утренней молитвы – это не имеет под собой никакой основы, и мало того противоречит достоверным хадисам. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо (с едой) находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него» . Абу Дауд 1/549, Ахмад 2/423, аль-Хаким 1/426, аль-Байхакъи 4/218, ад-Даракъутни 2/165. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1394.
В этом хадисе указание на то, что так называемое время отказа от еды (имсак), которое устанавливают минут за 15-20 до утренней молитвы, из-за страха поесть вплоть до наступление азана, является нововведением. См. “Тамамуль-минна” 418.
Этот хадис подтверждается множеством достоверных преданий. Абу Умама рассказывал: “Однажды, когда призвали к молитве, у Умара в руке был стакан, и он спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Допить мне это, о посланник Аллаха?” Он сказал: «Да, допей »”. Ибн Джарир ат-Табари 3017. Иснад хадиса хороший.
Абу Зубайр рассказывал: “Я спросил у Джабира, что делать человеку, который желает поститься, и во время призыва у которого в руке стакан с питьем? Он сказал: “Мы тоже упоминали при пророке (мир ему и благословение Аллаха) о таком же случае, и он сказал: «Пусть пьет» ”. Ахмад 3/348. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хадиса хорошим. См. “Маджму’у-Ззауаид” 3/153.
Шейх аль-Альбани сказал: “В хадисе под словами: «Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве», подразумевается второй азан. Это вовсе не первый азан, который неправильно называют азаном отказа от еды (имсак). Мы должны знать, что нет никакого основания в Сунне для называния первого азана – азаном отказа (имсак)” .
Передается со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Призыв к молитве, возглашаемый Билялом ночью, ни в коем случае не должен мешать вам есть перед рассветом, ибо он произносит слова азана, чтобы отвлечь бодрствующих из вас и разбудить спящих, а не для того, чтобы сообщить о наступлении времени утренней молитвы» . аль-Бухари 621, Муслим 2/768.
В другой версии хадиса сказано: «Поэтому ешьте и пейте, пока азан не провозгласит Ибн Умм Мактум» . Ибн Умм Мактум провозглашал второй азан, который означал, что еда с этого момента становится запретной, и что теперь наступило время утренней (фаджр) молитвы. Но, тем не менее, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал исключение, сказав: «Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него».
Шейх аль-Альбани также сказал: “Порицается фикъхом и противоречит Сунне, высказывание людей: “Если человек слышит второй азан и у него во рту будет еда, то он должен выплюнуть ее”. Это чрезмерная строгость, крайность и излишество (гъулюу) в религии, от которой предостерегли нас Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Остерегайтесь чрезмерности (гъулюу) в религии, ибо тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии» . ан-Насаи 2/49, Ибн Маджах 2/242. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, ан-Науауи, Ибн Таймия.
От Ибн ‘Умара сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты» . Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742, аль-Къада’и 1078. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1059.

Ифтар (Разговение)

Джабир рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у Аллаха Всемогущего и Великого во время каждого разговения есть те, кого Он освобождает от Огня, и это происходит каждую ночь!» » Ибн Маджах 1643, Ибн Хузайма 1883. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Когда следует прекращать пост?

О необходимости спешить с разговением

Все сказанное выше относится и к этому разделу. Также в хадисе от Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах) говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением». аль-Бухари 1957, Муслим 1092.
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не перестанет религия быть явной, пока люди будут спешить с разговением, ибо иудеи и христиане затягивают с ним» . Абу Дауд ан-Насаи, аль-Хаким. Хадис хороший. См. также «Сахих аль-джами’» 7689.
‘Амр ибн Маймун рассказывал: “Сподвижники пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) быстрее всех спешили с разговением и оттягивали сухур” . Абдур-Разакъ. Хафиз Ибн Абдуль-Барр назвал иснад достоверным. См. также “Фатхуль-Бари” 4/199.
Если постящийся не может найти ничего для разговения, он должен прервать свой пост намерением, а не сосать свой палец, как делают это некоторые.

Чем и как следует разговляться?

Разговляться по Сунне начинают со свежих или сушенных фиников или воды. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдет фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает» . Абу Дауд 2355, ат-Тирмизи 658, Ибн Маджах 1699. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу Хатим, ‘Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби.
Разговляться следует сразу же с призывом на вечернюю (магъриб) молитву, до совершения этой молитвы, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я никогда не видел, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал вечернюю (магъриб) молитву, когда он постился, не разговившись хотя бы водой” . Абу Я’ля, Ибн Хузайма. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Сахих ат-таргъиб” 1076.

Следует взывать к Аллаху с мольбами перед разговением

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мольба постящегося перед разговением не отвергается» . Ибн Маджах 1753, аль-Хаким 1/422. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и Ахмад Шакир подтвердили достоверность хадиса.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» . Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Альбани.

ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر إن شاء الله

/Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах/.
Кстати это единственный достоверный хадис, в котором указывается на мольбу, произносимую пророком (мир ему и благословение Аллаха) перед заговлением.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!