Кл час дружба. Урок дружбы классный час (1 класс) на тему

Цель: показать ценность и необходимость дружбы.

Задачи: уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; воспитывать вежливое отношение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива класса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит песня “Песенка о дружбе” < Слайд 1>. Презентация

В каждой школе, в каждом классе есть ученики.
В каждом классе, в каждом классе верные дружки,
Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,
В час веселья, в час безделья и труда.
Дружба! Какое чудесное слово.
Кто не дружил, тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведёт.
Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой,
“Жить без дружбы невозможно”, — скажет вам любой! (С. Михалков)

Ведущий: Какое чудесное слово “дружба”. Произнесите это слово.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое дружба?

Дети: (отвечают).

Ведущий : Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.

Итак, что же такое дружба? <Слайд 2>

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Воспитатель : А с чего начинается дружба?

Дети: С улыбки. <Слайд 3>

Воспитатель : Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поётся.

Звучит песня “Улыбка”.

Воспитатель: Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. А теперь послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.

Она бесплатна, но стоит многого.

Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.

Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.

Никто не богат так, чтобы прожить без нее, но даже самый бедный человек станет с ней богаче.

Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.

Но ее нельзя купить, одолжить, украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому!

Так что же это?

Дети: Улыбка.

Воспитатель : А теперь обратите внимание на фразу “Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!”. Запомните ее и применяйте в тех случаях, когда это необходимо. <Слайд 4>

Воспитатель : А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга? <Слайд 5>

Дети: (отвечают). Радость.

Воспитатель : Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, уравновешенность, вежливость, отзывчивость, честность, внимание, откровенность)

Дети: выбирают карточки.

Ведущий : Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть).

Воспитатель : Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.

Знай, мой милый друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей. (Р. Гамзатов)

Звучит песня “Настоящий друг”.

Игра “Отдам тебе то, что есть у меня”

Встать в круг. Один из участников начинает игру словами, например: “Тебе, Мария, подарю то, что есть у меня…”. Произнося эти слова участник держит что-то в руках, подходит к Марии и передает ей это. Мария, в свою очередь, “принимает подарок” обеими руками. Не важно, что это за подарок. Достаточно, если участник поймет, какого он примерно размера, хрупкий он или крепкий, легкий или тяжелый. После этого Мария должна решить, кому бы она хотела сделать подарок и “передает” его с теми же словами: “Тебе, Саша, дам то, что есть у меня”. Игра заканчивается, когда каждый получает хотя бы один подарок.

— Что понравилось больше – дарить или получать подарки.

Дети: (отвечают).

Воспитатель : Какое надежное и емкое слово… Дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем

Воспитатель : А какие пословицы о дружбе вы знаете?

Игра “Закончи пословицу” < Слайд 6>

Пословицы и поговорки о дружбе.

Не имей сто рублей, а имей …(сто друзей).

Человек без друзей, что дерево…(без корней).

Друга ищи, а найдешь…(береги).

Дерево живет корнями, а человек…(друзьями).

Дружба, как стекло: разобьешь – …(не сложишь).

Друг познается… (в несчастье).

Без друга в жизни… (туго).

Воспитатель : Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?

Дети: (отвечают).

Воспитатель : Сейчас мы проведем викторину.

Викторина “Кто с кем дружит?”

Задания:

    Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)

    Доверчивый Буратино и … (Мальвина.)

    Смешной мишка Вини-Пух и … (Пятачок.)

    Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.)

    Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)

    Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)

    Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились.)

Звучит песня “Когда мои друзья со мной”.

Воспитатель : В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека.

Воспитатель :А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравиться людям?

Дети: (отвечают).

Воспитатель : Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги. <Слайд 7>

Правила общения:

— искренне интересуйтесь другими людьми;

— улыбайтесь;

— помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;

— будьте хорошим слушателем;

— говорите о том, что интересует вашего собеседника;

— помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.

Воспитатель : Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.

Игра “Рукавички”. < Слайд 9>

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою “пару”, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Воспитатель : Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. <Слайд 10>

Основные законы дружбы.

    Один за всех, и все за одного.

    Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

    Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

    Радуйтесь вместе с друзьями.

    В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

    Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.

Упражнение “Закончи предложение”. < Слайд 12>

Участникам предлагается закончить предложение, текст которого написан на слайде:

— “Настоящий друг – это тот…”

— “Друзья всегда…”

— “Я могу дружить с такими людьми, которые…”

— “Со мной дружат потому, что…”

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье –
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Дружба – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Дружба – это значит дети.
Дети – это значит мы.

Ведущий : Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор: с кем дружить, с кем не дружить; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра и тогда у вас все получится.

Звучит песня “Дорога добра”. < Слайд 13>

Аннотация.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания состоит в том, что

в современном мире ребенок окружён множеством разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера, которые влияют на еще только формирующуюся сферу нравственности;

нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В любом ученическом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен, так как от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.

К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Охвачены все учащиеся: разучены стихотворения, подобраны пословицы и поговорки о дружбе, создана классная библиотека книг о дружбе.

Принципы занятия таковы:

уважать и принимать мир другого;

относиться к ученикам с абсолютным доверием;

акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;

избегать оценочных суждений в отношении к детям.

К занятию предлагается сопроводительная презентация , которая даёт положительный эмоциональный заряд и повышает познавательный интерес учащихся. Стиль общения, использование игровых моментов, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, безусловное принятие каждого ребенка – всё это содействует формированию дружного коллектив

Классный час «В дружбе – наша сила!»

«Самый прекрасный подарок после мудрости,

Которым могла бы одарить нас природа, –

Это дружба».

Франсуа де Ларошфуко

Цели: формировать нравственные качества обучающихся;

Раскрыть сущность понятия «дружба»;

Показать какую роль играют друзья в нашей жизни;

Развить стремление дружить с окружающими;

Способствовать формированию дружного классного коллектива

Задачи : выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен

Быть настоящий друг;

Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и

Самосозидания личности учащихся;

Научить различать привязанность и настоящую дружбу;

Воспитывать чувство ответственности за окружающих людей, уважения

Друг к другу;

Форма проведения – разговор-рассуждение с игровыми моментами (кроссворд, викторина, театрализация стихотворений) и сопроводительной презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать. Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Может, вы определите её сами? А вот о чём пойдёт речь, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

В школьной сумке я сижу,

Как ты учишься, скажу.

Дневник =-

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдёт -

Там заметку кладёт. -= Карандаш =-

Стальной конёк по белому полю бегает,

За собой чёрные следы оставляет.

Ручка =-

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой,

Нам показывая страны,

Реки, горы, океаны. -= Глобус =-

Первая книжка

Для всех детишек:

Учит - мучит,

А научит - радует. -= Азбука =-

Подснежник =-

Учитель: Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба между людьми помогает выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях.

Песня: «Если с другом вышел в путь»

А как вы понимаете, что такое дружба?

II. Беседа о значении слова «дружба» .

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Учитель: Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему (читает стихотворение ученик )

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок -

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Учитель: Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос :

«А есть ли у меня друг?»

– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда,

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

Учитель: У всех у вас есть друг, друзья? А с какими словами ассоциируется слово друг? Так давайте разберемся, чем отличаются понятия

“друг”, “товарищ”, «знакомый», «приятель».

Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?

III. Выполнение задания 1: «Вставь правильное слово»

Учитель: расположите слова по степени их возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый. Приятельские отношения - временные узкие связи, нет взаимной заинтересованности в судьбе, личные симпатии.

Знакомый – человек, который с кем-нибудь состоит в знакомстве.

А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить.

(читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово )

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать … знакомый.

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете … приятель.

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете … товарищ.

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете … друг.

Учитель: Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки по смыслу. Но от обычного приятельства дружба отличается тем, что друзья имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости, и в горе. Приятелей много, а друг – один.

Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.

Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту.

IV. Выполнение задания 2:

Учитель: я говорю начало пословицы, а вы заканчиваете

Нет друга – ищи,… (а нашел - береги).

Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).

Один за всех … (и все за одного).

Человек без друзей,… (что дерево без корней).

Дружба – как стекло: … …. (разобьешь – не сложишь).

Один в поле….(не воин).

Старый друг лучше….. (новых двух).

Крепкую дружбу и … /топором не разрубишь/

Друг познается… (в беде).

С кем поведёшься …(от того и наберёшься).

Друга иметь, …(себя не жалеть).

А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл:

Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надёжных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надёжным другом).

Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).

Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба - словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).

V. Чтение стихотворения " Друзья" по ролям.

Кто кого обидел первым?

Он меня..

Нет он меня.

Кто кого ударил первым?

Он меня..

Нет он меня.

Вы же раньше так дружили.

Я дружил.

И я дружил.

Что же вы не поделили?

Я забыл.

И я забыл.

VI. Викторина «Кто с кем дружит?»

Учитель: Тема дружбы отражена в произведениях многих писателей: А.Барто, Б.Заходера, Н.Носова, В.Осеевой, В.Драгунского, А.Гайдара, Л.Воронковой.

– Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

Проведём небольшую викторину.

1. Назовите друзей Винни-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Сова, Кролик).

2. Малыш и … (Карлсон).

3. Григорий Остер написал рассказы о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (слон)

4. Добрая Белоснежка и … (семь гномов).

5. Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка).

6. Герои сказки Андерсена «Снежная королева» (Кай и Герда).

7. Доверчивый Буратино и (Пьеро, Мальвина, Артемон, Арлекин).

8. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили, не тужили. Назовите этих друзей музыкантов. (Осёл, кот, собака, петух «Бременские музыканты» братья Гримм)

9. «Ребята, давайте жить дружно!» - кому принадлежат эти слова? (кот Леопольд)

10. Кто сможет назвать друзей коротышек Незнайки? (Знайка, Цветик,Гунька, Тюбик, Гусля, Сиропчик, Пончик)

11. Кто написал известный рассказ «Три товарища»? (В.Осеева)

12. Повесть А.Гайдара о команде, которая помогает людям, особенно опекают семьи бойцов Красной Армии. Но они это делают втайне от взрослых. («Тимур и его команда»)

Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);

А. Гайдар «Тимур и его команда»;

В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;

В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

VIII. Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.

– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

X. Выполнение задания 3 «Ситуация»

Послушайте следующее стихотворение (читают наизусть 2 ученицы)

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: Дружи со мной,

Мы же одногодки.

Как сестрички мы почти, мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: Но ты учти

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг.

Учитель: Почему же, ребята, с этой девочкой никто не хочет дружить?

(она в дружбе ищет выгоду, а дружить нужно просто так)

XI. Повторение правил речевого этикета

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться.

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)

– Какая она на ощупь?

– На вкус?

– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?

– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

XII. Анализ рисунков, которые дети рисовали заранее.

Учитель: Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.

– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы . Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Законы дружбы

Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе.

Не ябедничай, лучше сам поправь.

Не обманывай друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.

Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.

Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

XIII. Притча о дружбе

Учитель: Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то момент друзья поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

"Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".

Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Учитель: Давайте с вами научимся писать обиды на песке: (пишем обиду на желтом листе и рвём её и бросаем в коробочку, а радость пишем на камне и приклеиваем на доске).

Учитель: Ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

И я желаю, что каждый из вас нашёл не только настоящего, верного друга, но и стал им, умел дорожить дружбой. Но помните, что друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой!

Не только в радости, но и в печали

Мы верных друзей повсюду узнавали

Нас школьная семья недаром породнила,

Мы школьные друзья, и в этом наша сила

Ведущий: Друг не может быть злобным и самовлюблённым. Также не соединяются с понятием «дружба» жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и чёрствость. Друг - это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ - готовы ли встретить друга?

Разговор с самим собой должен быть честным: интересен ли я самому себе, не скучно ли мне с собой? Умею ли я сам с собой обращаться? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу.

XIV.

XV. Подведение итогов.

Надеюсь, что сегодняшний классный час, поможет вам стать более дружными.

А теперь послушаем стихотворения о дружбе (читают ученик и ученица): (Звучит тихо песня «Настоящий друг»)

Дружба- это свет и радость,

Это песни, игры и мечты.

Дружба – это краски радуги,

Дружба – это я и ты.

Если б люди не дружили,

Как бы мы на свете жили?

Ведь без дружбы с давних лет

Ничего на свете нет!

ДИАГНОСТИКА по изучению классного коллектива.

Данный тест проводился до проведения классного часа.

ТЕСТ 1:

1) Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

А. С кем у меня складываются отличные отношения.

В. На кого можно всегда положиться в трудной ситуации.

С. Кто умеет многого добиваться в жизни.

2) Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

А. Были классными и интересными личностями.

В. Помогали мне, когда я об этом попрошу.

С. Никогда не предавали меня в трудную минуту.

3) Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.

В. Про интересных людей и их приключения.

С. Детектив или фантастика.

4) На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

А. Попытаюсь их утихомирить…

В. Отойду в сторону- это не мои проблемы!

С. Разберусь- кто прав, а кто виноват- и выскажу свое мнение.

5) Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?

А. Думаю, что да.

В. Я не уверен(а).

С. По-моему, счастье не в этом.

6) Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья?

А. Сомневаюсь.

В. Мне такая мысль никогда не приходила в голову…

С. Однозначно да.

7) Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность, и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).

В. Посочувствую по телефону.

С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА.

Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.

Этот тест- настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык. Иногда очень полезно осознать, «какой я». Помните: « Дружба- это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро».

0-20 баллов:

Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21-33 балла:

Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество- надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34-48 баллов:

Для тебя дружба- это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!

Данная диагностика проводилась на классном часе

«В дружбе – наша сила!»

Самодиагностика «Хороший ли ты друг?» (тест)

Учитель: Все мы хотим иметь верных друзей, за которыми, как за каменной стеной. Но способны ли мы сами быть хорошими верными друзьями?

1. Какое качество друзей вам всех милей?

А) Искренность 2

Б) Доброта 1

В) Ум 0

А) Своим временем 2

Б) Важной для них информацией 0

В) Материальными ценностями 1

3. Как поступить, если у твоего друга неприятности?

А) Не лезть к нему с советами 0

Б) Надо будет – сам попросит 1

В) Сразу сказать, что он может на меня рассчитывать 2

4.Что скажете, если ваш друг случайно разбил ваши любимые часы (вазу)?

А) Деликатно попрошу его возместить ущерб 0

Б) Сделаю вид, что ничего не было 1

В) Прощу, но сначала поговорю 2

5. Ваш друг общается с несимпатичным вам человеком, ваши действия:

А) Намекну другу на щекотливость ситуации 1

Б) А никак! Буду общаться с другом, как прежде! 2

В) На время прекращу общаться с другом, пусть он подумает почему 0

Результаты:

8 – 10 очков.

Вы действительно, верный друг! Можете быть уверены в том, что в трудной ситуации близкие люди не оставят вас в беде. Как и вы их!

4 – 7 очков.

У вас есть друзья. Но, увы, вы не всегда проявляете к ним должное внимание.

0 -3 очка.

Вы внимательны к себе, а уж потом – к ближнему. А ведь, чтобы стать хорошим другом, надо уметь ставить себя на место друга. И понимать его!

После проведения классного часа уместно провести диагностику «Фотография».

Ученикам предлагается сделать снимок своего класса.

Описание методики: для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить «себя и своих одноклассников», как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фото ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Тест «Добрый ли у вас характер»

1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

4. Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам: «Эй, ты, поди сюда».

5. Способны ли вы ударить кошку или собаку?

6. Часто ли вы болеете?

7. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, что это ошибка?

9. Тяготят ли вас общественные обязанности?

10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?

11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?

12. Сохранили ли вы свои детские игрушки?

13. Можете ли с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?

14. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?

15. Злопамятны ли вы?

16. Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?

17. Раздражает ли вас классическая музыка?

18. Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?

Обработка результатов:

Поставьте себе по одному очку за положительный ответ на вопросы:

3, 9, 10, 13, 14;

по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы:

1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Подсчитайте очки.

Свыше 15 очков - у вас покладистый характер и вы преисполнены желательного отношения к людям.

За какие качества вас уважают ваши друзья

Какие качества вы цените в своем соседе

Сравните, пожалуйста, что получилось.

О чем было писать сложнее? О себе? Почему? Насколько мы честны с самим с собой?

Вспомните прошедшую неделю в школе, эти качества проявлялись в вас?

Вы не обманули ожидания одноклассников?

Многих вы обидели?

Попросили ли вы прощения?

Часто ли вы просите прощения?

Ответьте на вопрос – почему? Вы не знаете, что за обиду нужно просить прощения?

Извинение унижает человека?


Наталья Акшинцева
Открытый классный час «Дружба» в 3 классе

Классный час на тему "Дружба " в 3 классе

Тема мероприятия : «Дружба »

Цель : содействие в формировании представления о дружбе , осознании своих обязанностей перед друзьями.

Задачи :

1. Дать представление о понятии «дружба » , правилах поведения с друзьями.

2. Развитие внимания, памяти, сообразительности; образного мышления.

3. Воспитание чувства дружбы , товарищества, чуткости по отношению к другим людям.

1. Организационно- мотивационный этап

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада всех вас видеть.

Садитесь пожалуйста.

(минутка вступления)

Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек- нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Что за чудо-чудеса :

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки все нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить .

Возьмите за руки того. кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будет вам добрыми помощниками.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?

Правильно, это дружба .

А зачем мы будем говорим о дружбе ?

II.Основной.

1. Работа с пословицами.

Дружба появилась много лет назад, а напоминание о е происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах.

Ребята, какие пословицы вы знаете?

(Дети вспоминают пословицы о дружбе ) .

Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны сами собрать. Начало пословиц – слева, а их продолжение – справа. Соотнесите начало и конец,чтобы получилась полная и правильная пословица :

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друга ищи, а найдешь – береги.

- Дружба не гриб – в лесу не найдешь.

- Дружба что стекло : сломаешь – не починишь.

Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц?

2. Чтение стихотворения. Беседа по вепросам.

К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса , а иногда бывает так, как в стихотворении. Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. А стихотворение вам прочтет ваш товарищ- Роман. Внимательно слушайте.

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонечко приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немного побольней.

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

Спасибо, садись. Все внимательно слушали стихотворение? А теперь скажите мне, о чем оно? Что автор хотел нам сказать, как вы думаете? Можно ли такое отношение назвать дружеским ? Правильно, конечно же нельзя. И я надеюсь, что вы не будете похожими на героев этого стихотворения.

3. Инсценирование сказки "Репка"

А вот другое дело сказка «Репка» . Помните, как дружно ее все выдергивали ? И сейчас я предлагаю вам проинсценировать эту сказку. Мне нужно 7 добровольцев.

(Учитель распределяет между ними героев сказки, прикрепляет спереди таблички с именами – «Репка» , «Дед» , «Бабка» и т. д.)

Инсценирование сказки (учитель читает сказку, дети изображают) .

Ребята, а теперь скажите, благодаря чему выдернули репку? Правильно, благодаря дружбе , потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку .

Молодцы! Вы хорошо справились с задачей!

4. Игра "Цветик-семицветик"

Если хочешь быть хорошим и верным другом :

1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.

2. Умей слушать.

3. Оказывай другу помощь и поддержку.

4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.

5. Сохраняй тайны своего друга.

6. Не обсуждай друга в его отсутствие.

7. Радуйся успехам своего друга.

8. Завидуй успехам друга.

9. Никогда не заступайся за друга.

10. Дерись за место за партой.

11. Радуйся неприятностям друга.

12. В лицо говори одно, а за спиной другое.

5. Беседа "Лучший друг-семья".

Ребята, как вы думаете, с кем мы можем дружить ?

Друг с другом, с учителями, родителями, животными и т. д.

Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе , и в семье, но все-таки самая главная дружба начинается в семье . Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит … А о чем она гласит вы узнаете, когда правильно ее соберете из слов, рассыпанных на доске.

«Нет лучше дружка , чем родная матушка» .

Хорошо. Так о чем говорит нам эта пословица?

О том, что семья – лучший друг.

Правильно.

– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

Выполнение теста и анализ его результатов.

Тест «Хороший ли ты друг»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один) .

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один) .

Б) Поможешь ей (ему) . Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу) .

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу) . Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу) .

В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему, чтобы в следующий раз он (а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А :

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б :

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В :

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

7. Заключительный.

"Мостик дружбы "

Дети берутся за руки, поднимая их вверх делаю мостик. (Звучит музыка "Дорогою добра")

8. Подведение итогов.

Что такое дружба ? Зачем мы о ней говорили?

9. Быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Я хочу вручить вам "Правила дружбы " Знайте и выполняйте их.

Цель: расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

Задачи:

  • в игровой форме рассказать детям о качествах настоящего друга;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
  • развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в классе;
  • воспитывать чувство толерантности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Сообщение темы классного часа

– Чтобы узнать тему классного часа, нам нужно разгадать кроссворд (Приложение 1 ).

По горизонтали:

  1. Она делает человека мягче и отзывчивее. (Доброта)
  2. Он помогает нам принимать разумные решения и мыслить. (Разум)
  3. Оно часто проявляется к пожилым людям. (Уважение)
  4. Без неё нельзя выполнить любой работы или выучить уроки. (Желание)
  5. Оно помогает нам долго хранить вещи, школьную мебель, игрушки. (Бережливость)
  6. Она помогает нам всегда выглядеть чистыми и опрятными. (Аккуратность)

– Какое слово у нас получилось по вертикали? (Дружба)

(Ученик рассказывает стихотворение)

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

III. Работа по теме

– Кто такой друг? Что такое дружба? В толковом словаре Ожегова, дается толкование этих слов.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

– Немало примеров настоящей крепкой дружбы мы встречаем в художественной литературе.

Викторина «Кто с кем дружит»

Учитель называет имя литературного героя, а дети должны вспомнить его друга в произведении: Винни-Пух и … (Пятачок) , Малыш и … (Карлсон) , Русалочка и … (Себастьян) , Дениска и … (Мишка) , Робинзон Крузо и … (Пятница) , Чук и … (Гек) , Лев и … (собачка) , Д-Артаньян и … (Атос, Партос и Арамис)

– Давайте определим какими качествами должен обладать настоящий друг. А помогут нам ребята, которые подготовили небольшие зарисовки из школьной жизни.

Инсценировка рассказа «Друзья»

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давайте вместе играть!».
– Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем. – сказал Максим.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

– Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно. А потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Рассказ «До первого дождя» (рассказывает ученица)

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице. Начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
– Сними свой плащ. Мы накроемся вместе, – крикнула на бегу Таня.
– Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном. Ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.
– Так вы могли бы укрыться одним плащом, скала учительница и, взглянув на Машу. Покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
– Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?

– Почему обе девочки густо покраснели?

– А теперь послушайте стихотворение о дружбе и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (Ррассказывает ученик)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.

Инсценировка рассказа «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья. Обе учились только на пятерки.
– Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
– Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
– Да, ты стала хуже …
– Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я!
– Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

– За что мама осудила Соню?
– Что бы вы сказали Соне?

Вывод: умей сопереживать другу. Поддерживать его.

– Послушайте еще одну историю о дружбе (рассказывает ученик) :

Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек.
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошел с поникшей головой:
– Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: – Ну что ж!
Я не сержусь. Чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь!

– Почему герой стихотворения был уверен, что друг придет?

Инсценировка рассказа «Так или не так?»

Переехала Аня на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе Аня никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школе, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
– Ты еще ни с кем не дружишь?
– Нет, – ответила Аня.
– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира. Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
– Не волнуйся, – ответила Аня. – С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
– Какой в рассказе изображена Аня? А Галя?
– Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
– Как Аня догадалась, с кем ей не надо дружить?
– Какими же качествами должен обладать настоящий друг:
доброта, преданность, бескорыстие, отзывчивость, честность, надежность, толерантность. Слово толерантность произошло от латинского слова терпение, терпимость. Быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия.
– Посмотрите друг на друга. Есть ли среди нас хотя бы два совершенно одинаковых человека? Мы все разные: по внешним признакам, по интересам, по характеру, по способностям. Иногда бывает трудно сдержаться, когда мы замечаем, что человек выглядит не так, как нам нравится, думает иначе, поступает по-другому. Но чтобы не остаться в одиночестве, нужно развивать в себе уважение, терпимость к людям. А это значит быть толерантным . Надо быть добрее, внимательнее друг к другу, обращать внимание на то, что нас сближает, видеть достоинства людей, стараться лучше понять друг друга.
Сейчас в мире не простая обстановка. Во многих точках нашей планеты идут войны, случаются землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия. Люди вынуждены покидать свои дома и уезжать из родных мест, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. Эти люди разных национальностей, разных убеждений, разной веры. Они могут иметь другой цвет кожи.
Независимо от цвета кожи, национальности, все люди мечтают быть счастливыми, найти себе друзей: преданных, надежных, добрых, отзывчивых, честных. Если все люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, конфликты, ведь мы все живем на одной планете Земля, мы команда одного большого корабля.

Ученик читает стихотворение «Всемирный хоровод» С.Я. Маршака.

Стих для детей
Всех народов и стран –
Для абиссинцев
И англичан,
Для итальянских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких,
Немецких,
Французских,
Негров, чья родина –
Африки берег,
Для краснокожих
Обеих Америк;
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать;
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Для детворы
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек –
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах или в селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад –
С Востоком,
А дети –
Друг с другом!

Рефлексия

– Давайте протянем свои ладошки навстречу новым друзьям. Обведите свою ладошку на бумаге, выбрав для этого один из цветов:

  • Красная ладошка – если тема нашего классного часа вас взволновала, и вы хотите еще больше узнать об этом.
  • Желтая ладошка – если вы еще не определились, интересна ли вам эта тема.
  • Синяя ладошка – если вас эта тема не интересует.

– Вспомните то, о чем мы с вами говорили и запишите на выбранной ладошке самое главное правило дружбы, которое вы для себя сегодня открыли. Прикрепите свои ладошки на нашей карте мира.

Классный час «Дружба»

Цели:
1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости,печали.
4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи:
1.Осмысление детьми сущности понятия «дружелюбие».
2.Развитие способности формулировать суждения,
аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.
3.Формирование собственной позиции в отношении важности дружбы в жизни людей.

Пояснительная записка

Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание.

Ход классного часа

Учитель:
- Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (Звучит музыка рассказываетсясказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущеннуюмнеБогомжизнь.
Подумал волшебник и сказал
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Учитель: - А кого выбрали бы вы? Почему?
(Звучи музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
Учитель:- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
Учитель:- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель:«Рукудружбыпротяните
Вглазадругдругупосмотрите
Пустьлюбовьвсердцахувасвсегдазвучит
Дружбакрепкаянасвсехобъединит»

2. Знакомство со стихотворениями о дружбе и беседа по их содержанию:
Чтец:
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствуе тплечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беден не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

Учитель:- Ребята, о чем это стихотворение?
Самый прекрасный подарок после мудрости,
которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
Ларошфуко

Учитель:-- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
В словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».

Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Чтец:
Когдаещёниктонезналнислова –
Ни«здравствуйте»,ни«солнце»,ни«корова» -
Соседямдревнийчеловекпривык
Показыватькулакилиязык
Икорчитьрожи(чтоодноитоже),
Но,словомсталгортанныйрезкийзвук,
Осмысленнейлицо,умнееруки,
Ичеловекпридумалслово«друг»,
Сталдругаждатьитосковатьвразлуке.
Емуспокойнозадрузеймоих.
Какжилбыя,чтоделалбыбезних?
Друзей–людей,которыхялюблю,
Яникогданичемнеоскорблю.

Учитель:- Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья?
- С любым ли человеком дружат?
- А каким должен быть настоящий друг?
- Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…

Чтец:

Нестойвсторонеравнодушно,
Когдаукого-тобеда.
Рванутьсянавыручкунужно
Влюбуюминуту,всегда.
Иесликому-топоможет
Твоядобротаидружбатвоя,
Тысчастлив,чтоденьненапраснобылпрожит
Насветеживешьтынезря!

3.Творческое задание: «Настоящий друг»
Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (ребята делятся на группы)

СИТУАЦИИ

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Учитель: - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2."Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

Учитель: - Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Учитель: - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?

4.Письменнаяработа:«Письмодругу»
Попросите детей написать на листочках, не подписываясь, письмо другу. В этом письме дети должны написать свои мысли и мечты о дружбе, и чем они хотели бы заниматься со своими друзьями. Педагог собирает листочки и вывешивает их на стенд и дети в течении недели читают письма о дружбе. В результате этого задания, каждый может проанализировать, насколько его мысли и увлечения близки одноклассникам.
Чтец:
Раздаютсяпоройголоса,
Чточудесникакихнеимеется.
ЕстьнаЗемлечудеса,
Ноихнадонайти,разумеется.
Дружба–главноечудовсегда.
Стооткрытий–длявсехнастоящие.
Илюбаябеданебеда,
Еслирядомдрузьянастоящие.

Такдавайте,давайтедружить,
Пустьнеразнамстихиэтивспомнятся.
Еслидружбойвсегдадорожить,
Толюбоежеланьеисполнится.

Учитель: - Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.
- Каких карточек больше?
- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Чтец:
Еслиестьдрузьянасвете –
Всепрекрасно,всецветет.
Дажесамыйсильныйветер,
Дажебурянесогнет.

Мыивдождь,ивснег,ивстужу
Будемвеселошагать.
Прилюбойпогодедружим–
Дружбыэтойнепорвать.

Илюбойизнасответит,
Скажутвсе,ктоюнисмел:
Мыстобойживемнасвете
Дляхороших,славныхдел.

5. Творческая работа «Дерево дружбы».
Учитель: - Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2.Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай своего друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6. Будь внимателен к своему другу.
7. Умей уступать своему другу.

6.Игра«Клубочек».
А сейчас я прошу всех детей выйти на середину класса. Мы поиграем в игру «Клубочек». (Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Сережа, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг)
8. Песня «Мир похож на цветной луг»
9. Подведение итогов
Учитель: - Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». Спасибо за занятие.

    Практическая реализация. Данное внеклассное мероприятие поможет учащимся относиться друг к другу с уважением, приобрести навыки работы в сотрудничестве. Учащиеся смогут понять, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют школьные друзья в их жизни.

  1. Анализ итогов мероприятия. Данное внеклассное мероприятие соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся. Применение компьютерных технологий, работа в группах, коллективная и творческая работа мотивируют учащихся к настрою в ходе внеклассного мероприятия. Все виды работ направлены на сплочение коллектива и формирование понятия «школьная дружба». В конце занятия подготовлена выставка книг, в которых рассказывается о настоящей дружбе. Я думаю, что в данном внеклассном мероприятии удалось решить поставленные цель и задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся.