Тема самообразования удмуртские подвижные игры. Самообразования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»

Ардатовского муниципального района Нижегородской области

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель д/с

______________________

Л.Н.Носкова

ПРИНЯТО

Решением Педагогического совета

МБДОУ д/с №2

Протокол № ___ от «____» сентября 2016г .

Программа по самообразованию

на 2016-2017 учебный год

воспитателя 1 квалификационной категории

Клюевой Ирины Александровны.

ТЕМА:

Влияние подвижных игр на физическое и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста




Ардатов 2016 г.

НАПРАВЛЕНИЕ: социально-личностное

ГРУППА: группа раннего возраста

ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2016г.

ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2017 г.

ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная

ЦЕЛЬ: Совершенствовать двигательные навыки у дошкольников в процессе проведения подвижных игр; укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому и эмоциональному развитию.

ЗАДАЧИ:

    Изучение педагогической, психологической, методической литературы по проблеме и Интернет – ресурсов.

    Исследование актуальности проблемы в рамках нашего ДОУ.

    Составление перспективного плана подвижных игр, картотеки подвижных игр и упражнений.

    детей

    Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации двигательной деятельности воспитанников.

    Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах двигательной активности детей дошкольного возраста.

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста

- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.

У детей сформируется :

- использование детьми подвижных и спортивных игр в самостоятельной деятельности.

- формирование физических качеств: чувство равновесия, координация движений, ориентировка в пространстве, (ловкость, быстрота, сила), умения сосредоточится на движении в процессе игровой деятельности.

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

    Условия проведения игр

    Подготовка воспитателя к игре

    Подготовленность места и физкультурного инвентаря

    Организация подвижной игры

    Длительность игры в целом, размещение детей

    Эффективность решения образовательных, оздоровительных, воспитательных и двигательных задач

    Самочувствие, поведение и настроение детей

    Уровень педагогического мастерства воспитателя

    Приемы эффективного руководства подвижной игрой

    Общая оценка проведения подвижной игры

    Предложения к совершенствованию методики проведения подвижных игр

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник – 2-е изд., - М., 2004.

    Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармонического развития дошкольника // Дошкольное воспитание, 1995, №12.

    Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 1986.

    Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. «Просвещение», 1978. 158 с.

    М.Ф.Литвинова. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 92 с. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений.

    Зубкова Н. А. Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста / Физическое воспитание детей дошкольного возраста; Сост. Л. В. Русскова. – М., 1982.

    Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М.: Владос, 2001. – 112 с.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: .

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Наблюдая за детьми, беседуя с родителями, наблюдая за взаимоотношениями детей и родителей, я сделала выводы, что родители недооценивают важность двигательной активности для формирования физического и психического здоровья детей. Дома родители предпочитают занять ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на компьютере. Лишают самостоятельности детей в самообслуживании, ограничивают детей в движении: дети очень мало ходят (родители их возят везде на машинах), одевают и раздевают, умывают, кормят из ложки. Но не всегда и воспитатели в полной мере уделяют внимания подвижным играм в режиме дня ДОУ, направленных на физическое развитие детей.

И как следствие у детей слабо развиты многие двигательные навыки, что подтверждают результаты педагогической диагностики. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в нашем дошкольном учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 201 6-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Срок

Этап

Содержание работы

Практическая деятельность

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов

2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Прогнозирование результатов.

5. Мониторинг физических качеств.

1. Консультация для родителей «Подвижные игры – залог здоровья малышей»

2. Родительское собрание « «Растим детей здоровыми».

Октябрь - апрель

Накопительно - практический

1. Составление перспективного плана подвижных игр.

2 . Выявление значимости подвижных игр в физическом и эмоциональном развитии детей.

3. Развитие физических качеств воспитанников посредством организации подвижных и малоподвижных игр.

4. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах двигательной активности детей дошкольного возраста.

5. Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации двигательной деятельности воспитанников .

6. Освещение данной темы на своем сайте.

7. Консультация для педагогов по теме самообразования.

1. Составление картотеки подвижных и малоподвижных игр.

2. Организация подвижных игр во время утренней гимнастики, ООД, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми.

3. Выпуск газеты «Здоровые дети – счастливая семья».

Тема: «Подвижные игры в жизни дошкольников».

4. Деловая игра с родителями «Путь к здоровью, силе и бодрости»

5. Детско – родительский проект «Будь здоров, малыш!»

6. Дестко- взрослый проект «Ручки хлопают, ножки топают».

7. Совместный досуг «Вечер подвижных игр»

8. Консультация для педагогов «Значение подвижных игр».

9. Участие в конкурсе педагогического мастерства.

10. Выступление на методическом объединении.

Май

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Презентация результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

4. Распространение опыта своей работы.

1. Презентация опыта «Вместе весело играть».

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида

Сармановского муниципального района Республики Татарстан

« Утвержд аю»

З аведующ ий М Б ДОУ

Ф.А. Гильманова

План работы по самообразованию

Роль подвижных

Воспитатель: Р.А.Хабилова

первая квалифика ционная категория

Тема: « Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка »

Цель: укрепление здоровья и физическое развитие детей посредством подвижных и народных игр.

Задачи:

Реализация общих образовательных задач по физическому воспитанию;

Развитию интереса к игре;

Воспитание самооценки и самоконтроля;

Формирование представлений о здоровом образе жизни;

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы, открытый просмотр

Актуальность и значимость подвижных игр для физического развития детей

2016-2017

Консультация «Зимние игры и развлечения»

Папка-передвижка

Консультация «Подвижные игры. Значение подвижных игр. Виды подвижных игр.»

Внедрение в работу подготовленного материала

2017-2018

Консультация «Роль подвижных игр в жизни дошкольников»

Хороводная игра: «В хороводе были мы»

Изготовление картотеки подвижных, народных игр и атрибутов к ним.

Консультация «Воспитательная и развивающая функция подвижной игры»

Спортивный праздник «Русские народные подвижные игры»

Методы и формы воспитания доброжелательных отношений

2018- 2019

Консультация «Подвижные игры их роль в воспитании здорового ребёнка»

Изготовление картотеки подвижных игр и атрибутов к ним.

Консультация «Педагогическая характеристика подвижных игр»

Развлечение «Школа мяча»

Создание предметно- развивающий среды

2019-2020

Консультация «Чем и как занять ребёнка»

Отображение впечатлений полученных во время подвижных игр в продуктивной деятельности. Изготовление картотеки подвижных игр и атрибутов к ним.

Изготовление поделок для украшения участка.

Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры»

Организация практической деятельности

2020-2021

Консультация «Подвижные игры для всей семьи»

Изготовление картотеки подвижных игр и атрибутов к ним.

Оформление практического материала (конспекты, консультации, доклады)

Досуг «Вечер подвижных игр» Обобщить опыт работы по организации воспитания доброжелательного отношения

Литература:

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2008

2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.

3. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Учитель, 2005.

3. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.

4. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014

В 2015-2016 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие моторной (двигательной) деятельности дошкольников. Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Краснобаковский район Нижегородской области

Отчёт по самообразованию

на тему:

"Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель МАДОУ

детский сад «Буратино» п. Пруды

Клещ Ольга Витальевна

п. Пруды 2016г

(слайд 1)

В 2015-2016 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

(Слайд 2)

Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие моторной (двигательной) деятельности дошкольников. Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

В младшем дошкольном возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в подвижных играх. Именно поэтому я считаю, что данная тема является актуальной. С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные - и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

(слайд 3)

Целю моей работы по данной теме, является исследование влияния подвижных игр на формирование физических качеств у детей младшего дошкольного возраста.

В своей работе я ставила и решала следующие задачи:

1. Развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста;

Изучение методической литературы по данной теме;

Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Разработать консультации для родителей.

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Представить теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств детей дошкольного возраста.

3. Раскрыть теоретические аспекты влияния подвижных игр на формирование физических качеств у детей младшего дошкольного возраста.

(слайд 4)

Моя работа по самообразованию включала в себя 3 этапа:

  1. Подготовительный этап (постановка целей и задач, планирование работы по самообразованию; теоретическое изучение проблемы);
  2. Основой этап (реализация запланированной работы); (работа с детьми, работа с родителями)
  3. Заключительный этап (подведение итогов на основе результатов педагогического мониторинга, транслирование опыта работы по данной теме).

(слайд 5)

Приступая к работе в начале учебного года, по данной теме, я начала с анализа и изучения литературы, с которой вы можете, ознакомится на данном слайде.

Н.Ф.Губанова «Игровая деятельность в детском саду с детьми 3-7 лет»

Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет»

Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» вторая младшая группа.

Л. Н. Волошина «Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет»

В.А. Шишкина «Движение + движения»

(слайд 6)

Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что подвижные игры являются важным элементом в жизни ребенка и его здорового развития, так как влияние подвижных игр велико, они совершенствуют физические способности ребенка;

укрепляют здоровье и повышают защитные силы организма;

укрепляют нервную систему ребенка;

способствуют созданию условий для положительного психоэмоционального состояния детей;

помогают развитию психических качеств: внимания, памяти, воображения, самостоятельности и инициативы, а так же помогают в воспитании и формировании личностных качеств.

(слайд 7)

На подготовительном этапе я составляла картотеку подвижных игр для детей своей возрастной группы.

(Слайд 9-10)

В основном этапе, своей работы по реализации выбранной мною темы, я проводила подвижные игры с детьми во все режимные моменты. А именно: вовремя образовательной деятельности (в качестве физ. минутки), во время физкультурных занятий; прогулок, и т.д.

(Слайд 11)

Хотелось бы обратить ваше внимание на особенность проведения подвижных игр на улице.

  • Не следует включать игры с движениями, требующие большой амплитуды;
  • Не желательно давать игры с продолжительном бегом;
  • В холодную сырую погоду не следует планировать игры с речитативом и пением;
  • Необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадках и свободного пространства;
  • Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону;
  • При выборе игры нужно учитывать кол-во детей, принимающих участие.

(Слайд 12-15)

Фото игр.

(Слайд 16)

Планируя игры, на каждый день недели, следует планировать игры разного содержания и характера.

Подбирая игры, воспитатель должен учитывать предыдущую деятельность детей и последующую.

Во время прогулки проводятся 2 игры. Одна более подвижная, вторая - спокойная.

Общая длительность игры в младшем дошкольном возрасте составляет 5-6 минут.

Игра повторяется 4-5 раз в течении месяца.

(Слайд 17)

Работа с родителями

Привлечение родителей к организации ПРС;

Консультации, наглядный материал в приемной группы;

Проведение совместного досуга с детьми;

Памятки по теме.

(Слайд 18)

Транслирование опыта работы по теме «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста».

Фото отчет о проведении открытого досуга на сайте нашего МАДОУ «Буратино» http://buratinoprudi.ucoz.ru Адрес сайта http://buratinoprudi.ucoz.ru/news/rmo_instruktorov_po_fizkulture_i_vospitatelej_na_baze_nashego_madou/2016-04-04-103

Открытый показ на РМО инструкторов по физкультуре и воспитателей на базе нашего МАДОУ «Буратино», спортивного досуга совместно с родителями по теме «В поисках Колобка»

Выступление на РМО и педсовете, с темой по самообразованию «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста».

В будущем планирую продолжить свою работу по данной теме.

Спасибо за внимание!


Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ

Учреждение: МАДОУ «МАЛЬВИНА»

Населенный пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область

Тема: ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «Воздействие подвижных игр на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста»

ПОЭТАПНО-ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН

МАДОУ “Мальвина” на 2016 — 2017 учебный год
по Теме: «Воздействие подвижных игр на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста»

Актуальность темы.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений — снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях — это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Цель:
исследовать влияние подвижных игр на двигательную активность у детей 5-6 лет Гипотеза:
активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.
Задачи:
1.Пополнить педагогическую копилку новой информацией;
2. Изготовить картотеку прогулок.
3.Составить конспекты занятий, развлечений.
4.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

5. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры.
Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр с детьми 5-6 лет
Форма самообразования:
Индивидуальная.
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма отчетности:
Сделать консультацию для воспитателей по теме: Воздействие подвижных игр на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста
Провести анкетирование родителей.
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
Результат исследования:
Сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Предмет исследования:
подвижная игра как средство развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Представить теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть теоретические аспекты воздействие подвижных игр на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста.
Так же большое внимание сегодня в дошкольных учреждениях уделяется здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них серьёзная форма воспитания» — Н. К. Крупская.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

ПОЭТАПНО-ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН
А. В. Белицкой
МАДОУ “Мальвина” на 2016 — 2017 учебный год

Индивидуальный план на меж аттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Милэшкэй» села Бикмуразово Буинского муниципального района»

Мусиной Лилии Фаритовны

План

самообразования воспитателя

старшей группы

Тема:

Подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении.

Цель: Развивать ловкость, внимание, находчивость, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе, правильное ориентирование в пространстве, самостоятельное распределение ролей и товарищескую взаимопомощь.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре.

По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игры требуют внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

«Гуси – лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры: Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

«Большой мяч»

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются лицом к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом к друг другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Правила игры: Играющие не берут в руки мяч в течении всей игры. Они перекатывают его только ногами.

Октябрь

«Молчанка»

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Перевенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе, по чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Правила игры: ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

«Липкие пеньки»

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходит близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснутся пробегающих мимо детей. Осаленые становятся пеньками.

Правила игры: Пеньки не должны вставать с мест.

Ноябрь

«Иголка, нитка и узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то это группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры: Иголка, нитка, узелок держаться за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

«Совушка»

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила игры: Запрещается «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

Декабрь

«Кот и мышь»

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом к друг другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши.

Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры: Коту нельзя забегать в нору. Кот и мышь не должны убегать далеко от норы.

Рыбак и рыбки

Воспитатель стоит в центре круга, держит скакалку за один конец – это удочка, дети – рыбки. Проводя скакалкой по полу, кружась, - «ловит» рыбку. Чтобы не быть пойманными, рыбки подпрыгивают, когда приближается скакалка. Кто не успел подпрыгнуть, тот пойман и выходит из игры.

Январь

«Заморожу»

Все дети стоят в 2 круга. Маленький внутри большого. В середине – Дед Мороз. Дети, взявшись за руки, идет по кругу, - круги идут в разные стороны – под любую хороводную музыку. С окончанием музыкальной фразы дети большого круга останавливаются, поднимают вверх руки, образуя воротики, а дети малого круга пробегают в эти воротики, спасаясь от Деда Мороза, который старается их «заморозить».

«Летает- не летает»

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

Февраль

«Стоп»

На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» пока водящий произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

«Бездомный заяц»

Среди играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником

Март

«Горелки»

Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2 – 3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих – ловящий - становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слова беги дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны один справа, другой слева, стремясь схватиться за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого – нибудь из пары, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Число участвующих не должно превышать 15 – 17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

«Мячик кверху»

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: “Мячик кверху! Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: “Стой! ” Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

Апрель

«Хитрая лиса»

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится “хитрой лисой”. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдает ли она себя чем–нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) - сначала тихо, а затем громче: Где ты, хитрая лиса? При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.

После того как лиса поймала 2 – 3 детей, воспитатель говорит: «В круг». Играющие снова образуют круг, и игра повторяется.

«С кочки на кочку»

На площадке нужно начертить небольшие кружки, диаметр которых 30-35 см. Расстояние между кружками примерно 25-30см. Это «кочки» на «болоте», по которым ребенок должен перебраться на другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее переберется.

Май

«Удочка»

Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их.

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

«Найди свой цвет»

Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.

Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

Июнь

«Самолеты »

Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

«У кого мяч?»

Играющие образуют круг. Выбирается водящий, который стоит в центре. Остальные игроки плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-нибудь мяч, и дети за спинами передают его друг другу. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Он говорит «Руки!» и тот к кому обращаются должен выставить обе руки. Если водящий угадал, он берет в руки мяч и становится в круг. Игрок у которого забрали мяч становится водящим.

Список литературы

1. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осакиной. – М.: Просвещение, 1988.

2. Картотека русских народных подвижных игр.

Русские народные подвижные игры. М.Ф.Литвинова. – М.: Айрис-пресс, 2003г.