Сюжетные игры вторая младшая. Картотека сюжетно-ролевых игр для второй младшей группы

«Сюжетно-ролевые игры во второй младшей группе».

Цикл ролевых игр

Сценарии

Руководитель: Халдеева В. Д.

ЦЕЛИ:
* Стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями и воображаемыми предметами.
*Выделять для детей игровую роль через цепочку специфических, предметных и игровых действий.
*Учить называть себя именем игрового персонажа.
ЗАДАЧИ:
*Необходимо систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей второй младшей группы.
*Показ воспитателем детям в игровой ситуации действий с игрушками, предметами – заместителями.

*Непосредственное участие воспитателя в сюжетно – ролевой игре.
*Формирование простейших навыков, определенных и необходимых действий в каждой сюжетно – ролевой игре.
*Необходимо уважать желания, мысли и чувства ребенка, давая ему возможность проявлять инициативу, сообразительность, самостоятельность.

МЕТОДТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. «Программа воспитания в детском саду» под редакцией: , Москва Мозаика – Синтез, 2011 год.
2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду».
3. «Развитие игровой деятельности» , Издательство Мозаика – синтез, Москва, 2008 год.
4. Постоянно изучать новинки методической литературы и журналы по дошкольному воспитанию.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА: «СЕМЬЯ» - сентябрь.


Роли. Мама, папа, ребенок (Дочка, сынок), бабушка, дедушка, тетя, дядя, сестры, друзья, соседи.

Основные игровые действия и поведение. Кормить куклу – купать – укладывать спать; укладывать куклу спать – петь колыбельную – качать рассказывать сказки; кукла просыпается – встает – умывается – идет на прогулку; готовит кукле обед (завтрак, ужин) – кормит; одевать куклу на прогулку – гулять с ней; встречать гостей – провожать гостей; разговаривать по телефону – подзывать кого – либо; ремонтировать кран.
Игра – ситуация: «Наши куклы».

Методика проведения: Воспитатель заранее подготавливает предметно – игровую среду: в кукольном уголке за столом сидят четыре куклы, на столе коробки из – под конфет, на скамейке сумочки, на столике швейная машинка , флаконы из – под духов, на табуретке – тазик с платочками.

Воспитатель. Я и не заметила, что в кукольном уголке встретились подружки. Это наши куклы. Они давно не виделись и решили встретиться, что бы поговорить. Здравствуй, Даша, ты у нас сладкоежка? Тебе всегда дарят конфеты и пастилу. Кто тебе подарил коробку с зефиром? (Медвежонок) Он тоже любит сладкое. Дети, вы не видели, мишка приходил к Даше? Не видели? Давайте поделимся с Дашей? (Ребенок угощает куклу.) Даша говорит тебе спасибо.

А вот кукла Жанна. (Показывает куклу.) Жанна, ты опять в новом платье. Дети, смотрите, какое красивое платье у Жанны. Она у нас модница, сама шьет себе платья. Вот швейная машинка. Жанна умеет шить. А это флакончик, Жанна, твой? Какие, хорошие духи! (Девочке.) Оля, ты чувствуешь, какой запах?! Жанна умеет покупать хорошие духи. Она приходит в магазин и просит дать ей духи, у которых хороший запах. Оля, посмотри, какой красивый флакончик духов у Жанны. Она носит их в сумочке. У тебя есть сумочка? В ней поместится флакончик духов? (Девочка берет флакон.)


А вот кукла Дина. Она у нас любит наводить чистоту. Дина, у тебя уже готов тазик. Что ты будешь стирать? Платочки. У Гали, тоже приготовлены платочки для стирки. (Девочке.) Галя, предлагает тебе постирать вместе с ней. У тебя есть тазик? Приноси, поставишь рядом и будешь стирать. А Лиза веревку натянет, можно будет повесить. (Девочки стирают.)

Примечание. Воспитатель оставляет кукол детям и они начинают самостоятельную игру: угощают кукол сладостями, надевают на них новые платья, стирают кукольные вещи.

Игра – ситуация: «С новосельем».

Методика проведения. Воспитатель берет доску, отгораживает место для кукольной комнаты и сообщает детям: «Кукла Катя переезжает на новую квартиру. У Кати есть кухня и комната. Скоро привезут мебель, надо вам помочь мне расставить мебель в квартире».

Воспитатель включает детей в игру, обращается к детям по очереди:»Денис, что ты привез на машине? Это похоже на шкаф для посуды. Куда будем ставить? Правильно, здесь много места, рядом будет стол. Очень удобно посуду ставить. Лена, куда ставить табуретки? Возле стола. Где новый ковер лежит, Коля? Нашел? Постели, пожалуйста, на пол. Поставим в вазу цветы, что бы было красиво. Пора Катю звать. Она будет довольна».

Игра – ситуация: «У куклы Вари день рождения».

Методика проведения. Педагог ставит на стол вазу с цветами и сообщает детям, что сегодня у куклы Вари день рождения.

Воспитатель. Приходите, гости, на день рождения к Варе! (Звучит музыка, входят гости, дети с игрушками.) Вот идет медвежонок, он говорит: «Варя, с днем рождения!» А кто еще входит? Что, Арина, ты скажешь Варе? Что твой зайка скажет ей? А еще гости всегда дарят подарки ко дню рождения. Мы с мишкой, подарим Варе шарфик. (Надевает шарф Варе.) Носи, Варя, не простужайся. А, какой подарок у Маши? У Маши чашечка. Понравится Варе твой подарок, ведь она любит пить чай. Смотрите, Варя несет именинный пирог. Угощайтесь, дорогие гости! Давайте разрежем пирог, и всем достанется по кусочку. Мишка разбаловался – надо научить его вести себя за столом. Женя, объясни ему, как надо вести себя за столом, как правильно резать пирог. Вот тебе, Арина, кусочек и тебе, Жанна. Саша, положи, пожалуйста, всем по кусочку. (Звучит музыка.) А теперь я приглашаю вас танцевать. Сначала танцуем польку. А теперь вальс. Вот и закончился наш праздник. Варя благодарит гостей и прощается с ними. До свидания, Варя, было очень весело, спасибо.

Игра – ситуация: «Мама и дочка».

Методика проведения. Педагог подходит к кукле и ведет с ней диалог (от имени мамы и дочки), стараясь заинтересовать детей.

Мама. Дочка, тебе пора вставать, уже утро.

Дочка. Доброе утро. Я уже проснулась, а где моя одежда?.

Мама. Вот майка, вот платье. Одевайся. Я приготовлю завтрак.

Дочка. Я оделась и помогу тебе порезать хлеб. Поставлю посуду, вот тарелки, ложки, чашки. Мама. Молодец, ты моя помощница. А у меня и каша готова. Положу тебе и себе каши. Будем завтракать.

Дочка. Каша вкусная, рассыпчатая, горячая.

Мама. Есть чай. Ты будешь – малиновый или вишневый7

Дочка. Малиновый. Он очень полезный.

Мама. Пей, дочка, пей моя дорогая!

Дочка. Спасибо, мамочка!

Игра – ситуация: «Пора обедать».

Методика проведения. Диалог между мамой и дочкой (воспитатель и кукла или воспитатель и ребенок).

Мама. Дочка, пора варить обед. Ты мне будешь помогать? Что будем варить?

Дочка. Суп.

Мама. А что для супа нужно?

Дочка. Морковь, картошка.

Мама. Морковь в пакете, картошка в ящике. Возьми. Только надо почистить их и вымыть. А теперь порежем овощи вместе, вот так. Воды не забыла налить? Налей, пожалуйста, воды в кастрюлю, пусть закипит. Надо соль положить?

Дочка. Надо.

Сколько еще варить? Десять минут?

Дочка. Да.

Мама. Посмотри, картошка сырая или разваривается?

Дочка. Готова.

Мама. Суп можно выключать или подождать? Перец нужен?

Дочка. Нужен.


Мама. Дочка, ты посмотрела, на столе стоит посуда? Если нет, то принеси, пожалуйста, ее из шкафа.

Дочка. Я принесла.

Мама. А для чая какую поставишь посуду?

Дочка. Чашки.

Мама. Положи вафли и сахар. А я принесу суп. Осторожно, он горячий. Наливаю, Тебе положить сметану или укроп?

Дочка. Укроп.

Мама. Вкусно?

Дочка: Да!

Мама. Приятного аппетита! Потом будем пить чай.

Игра – ситуация: «Завтрак для всех».

Методика проведения. Воспитатель держит в руках кастрюлю.

Воспитатель. Сварю на завтрак кашу. Какая, больше понравится моим дочкам, овсяная или гречневая? Сварю гречневую кашу, с мясом. (Выполняет действия, изображая варку каши, и комментирует их.) Возьму много крупы гречки. Промою, что бы крупа была чистая. Вот так. Теперь поставлю кастрюлю с водой на огонь. Закипела вода, пора гречку бросать. Помешаю, пену сниму. Пусть варится. Сварилась. Добавлю отварное мясо. Масла побольше. Посолю. Попробую. Вкусно! Надо снимать с плиты. Дети, давайте кушать! (Кормит кукол кашей.) Кому, еще дать? (Дети подходят с игрушками и кормят их.) Все наелись, а каши еще много осталось. Кто кашу будет есть? Каша с мясом, поэтому не только людям понравится. Слышите? Кто мяукает под дверью? Да это же котенок, он потерялся. Нет у него хозяина. А вот песик учуял кашу с мясом. Иди сюда Рекс. Лена тебя не боится, покормит. Вот какой получился завтрак – завтрак для всех.

Игра – ситуация: «Мама пришла с работы».

Методика проведения. Воспитатель играет роль мамы. Мама приходит с работы и видит, что ее никто не встречает.

Воспитатель. Ох, как много сегодня было работы! Наконец – то я дома. Зашла пот дороге в магазин, купила продукты. Сумка очень тяжелая. (Поднимает сумку.) Где мои детки? Вот, если бы они меня встретили, то не так тяжело было бы. (Если никто не помогать.) Ребята! Кто мне поможет? Вот сыночек пришел и хочет мне помочь. (Дает ему сумку.) Вот доченька пришла помочь маме, помогай братику и вынимай продукты. Я купила капусту, хотела сварить борщ, но не знаю, может лучше сделать солянку, как вы думаете? Солянку? Тогда давайте будем рубить капусту ножом. Лиза, клади порубленную капусту на сковородку, будем ее тушить. Закрывай крышкой? Закрыла крышкой? А у меня еще тесто есть. Кто мне поможет вареники делать? Идите и помогайте все вместе лепить вареники. Какие вы любите вареники? (С Вишнями.) Я тоже с вишней люблю. Кладите, побольше ягод. Получилось? Вареники готовы? Теперь будем их варить. Давайте, я попробую, готовы ли они? Теперь расставляйте посуду на стол. Пора за стол! (Все усаживаются за стол, обедают.) Солянка хороша! А вареники вкусные! Молодцы, мои детки, всей семьей приготовили обед.

Игры – ситуации: «Знакомство с куклами»; «Кормление кукол»; «Купание»; «Укладывание спать»; «Куклы просыпаются»; « Куклы одеваются на прогулку»; «Обед для кукол»; «Бабушка приехала»; «Что у нас на обед?» (ассортимент блюд, сервировка стола); «Кукла заболела»; «Комната для куклы»; «Новая кукла»; «Куклы идут в детский сад»; «Наши куклы»; «»Кукла встречает гостей»; « У куклы день рождения»; «Мама и дочка»; «Бабушка приехала»; «Мама укладывает дочку спать»; «Папа хороший хозяин».


СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА: « МЫ – ВОДИТЕЛИ» - октябрь.

Роли: шофер, пассажир, строители, машинист, летчик, капитана, тракторист, кассир, кондуктор, грузчик, работники магазина, детского сада, больницы, бензозаправки.

Основные игровые действия и поведение. Машину нагружают грузом – машина везет груз – машину разгружают. В кузов самосвала нагружают груз с помощью крана – самосвал разгружают. Пассажиры входят в автобус – выходят из автобуса на остановках. Машину осматривают – ремонтируют. Подъемный кран привозит плиты – поднимает – опускает. Самолет заводит мотор – поднимается – летит – опускается на аэродром. Машина заводится – едет, машину моют из шланга – вытирают (паровоз, автобус).
Игры – ситуации: «Кто шофер?», « Машина едет по улице», «Медвежонок моет машину», «Мойка машин», «Мастерская по ремонту машин», «Заправка для машин», « Продуктовая машина везет продукты», «Автобус везет пассажиров», « Поезд едет в город», «Пароход плывет по морю», «Самолет летит в Москву», « Машины работают на стройке»…

Игра – ситуация «Кто шофер?»

Методика проведения. Дети играют с машинами. Педагог побуждает детей к принятию роли – называнию себя именем выбранного героя.

Воспитатель. Мне надо на рынок. Какая машина свободна? Кто меня отвезет на рынок? Ты Слава? Ты шофер? У тебя сейчас свободное время ? Отвези, меня, пожалуйста, на рынок. Спасибо. И Кристина тоже ждет машину, отвези ее. Кристина, тебя сейчас отвезут. Он знает, как ехать...

А вот целая очередь выстроилась: Таня, Маша, Яна, Лера. Девочки, куда вам ехать? Автобусы временно не ходят, потому что идет ремонт дорог . Скажите водителям машин, куда вам надо ехать, они вас отвезут. Водители у нас Вова, Матвей, Глеб, Сережа. Вот к вам пришли девочки, они пассажиры. Девочки вы пассажиры? Тогда говорите, куда вам ехать. (Дети договариваются между собой, воспитатель помогает установить взаимоотношения .)
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА: «ЗООПАРК», «ЦИРК» - ноябрь.

Роли. Звери - мамы, папы и дети, дрессировщик, помощник дрессировщика, зверята – артисты.

Основные игровые действия и поведение. Показывать прыжки зверей через предметы (бег по кругу, поскоки) – кланяться зрителям; кормить животных – мыть животных; показывать концерт; выступать в роли животных (зверей); вступать в диалог.
Игры – ситуации: «Зоопарк», «Обед в зоопарке», «Тигр заболел», «Больница для животных», «Дрессированные собачки», «Дрессированные коты», «Медведи на арене», «Цирк зверей», «Концерт животных»…

Игра – ситуация «Зоопарк».

Цель: Познакомить детей с дикими животными и их повадками; воспитывать любовь ко всему живому; развивать любознательность; побуждать к вхождению в роль.

Материалы. Игрушки: Обезьяна, тигры, слоны.

Связь с другими занятиями и видами деятельности . Ознакомление с окружающим, экология, развитие речи и музыка.

Предварительная работа. Педагог просматривает с детьми видеосюжеты про зоопарк, про уход за животными, про общение с ними. Показывает иллюстрации, читает рассказы о животных, беседует с детьми. Беседа должна быть краткой, содержать лишь необходимые сведения. Примерное содержание предварительной беседы:


Звери в зоопарке живут в вольерах – специально огороженных местах для животных. В Зоопарк приходят посетители, они рассматривают зверей, млгут долго за ними наблюдать. По зоопарку можно долго ходить, хоть целый день, только тогда можно увидеть, в какое время выходить гулять животные, когда их кормят, когда они отдыхают. Посетители могут наблюдать за тем, что делают работники зоопарка: убирают вольеры, кормят зверей, следят за тем, чтобы у них была вода для питья. Если животное заболеет, к нему приходит особый врач – ветеринар . Он осмотрит животных, даст лекарства. Часто причиной болезни зверей является неправильное поведение посетителей. Не все посетители знают, что кормить зверей нельзя, потому что они могут дать еду, которая окажется вредной для зверей, и они могут заболеть. Поэтому в зоопарке всюду висят таблички: «Кормить зверей запрещено». Если звери хорошо едят, здоровы, много гуляют, спокойно спят. У зверей в зоопарке рождаются детеныши. Зверята много играют, на них интересно смотреть. Взрослые звери, родители, опекают своих малышей. Мамы кормят их молоком, папы заботятся о жилище.

Воспитатель проводит игру – ситуацию, используя большие мягкие игрушки. Он расставляет их в разных местах игровой комнаты так, что бы каждый зверь находился в подходящем месте. Например, рядом со слоном ставит слоненка, льва помещает среди растений, обезьяну. Воспитатель выступает в роли экскурсовода.

Обезьянка (воспитатель говорит от имени игрушки). Люблю бананы. Полезу на банановое дерево и нарву спелых бананов.

Воспитатель. Обезьянка, угости, пожалуйста, детей бананами.

Обезьянка. Раз, два, три – лови! (обезьянка залезает на лиану, качается, прыгает с ветки на ветку и кидает воображаемые бананы.)

Воспитатель (с удовольствием). Какие вкусные бананы! Вот спасибо тебе, обезьянка!

Обезьянка - на лиане,

Обезьяна ест бананы

И качает ту лиану

Озорница обезьяна,

Раскачает – и опять

Есть их будет и кидать.

Ах, какая обезьяна,

Раскидала все бананы.

Надо дворника позвать.

Для усложнения можно предложить одному ребенку выступить в роли озорницы обезьяны. Остальные дети выступают в роли посетителей, то есть партнеров по игре. Они задают вопросы обезьянке, могут вступать с ней в ролевые диалоги.

Воспитатель. А теперь мы подходим к вольеру, где живут тигры. Это целая семья: тигр папа, тигрица мама и их детеныши тигренок.

В зоопарке тигры вышли погулять,

Полежать на травке, мирно подремать.

Но! Все видит ухо и все видит глаз,

По – кошачьи тигры щурятся на нас.

Если вдруг опасность будет угрожать,

Всякий враг от тигра кинется бежать!

Воспитатель побуждает детей рассказать о своем впечатлении от тигров, дает образец диалога с ними. Дети могут спросить у тигров, как они живут, что едят, рассмотреть их поближе.

Воспитатель. Дальше мы пойдем к слону. Здесь тоже целое семейство. Слонов много и трудно разобрать, кто папа, а кто мама. Но детенышей можно отличить – они меньше взрослых слонов. Дети могут побеседовать с воспитателем о том, как живут слоны, что они могут делать, для чего у им хобот.


Утром вышли по порядку

Все слонята на зарядку.

Долго топали ногами

И качали головами

Потоптались, повертелись,

В хобот, как в трубу, ревели.

А потом воды набрали

И струею обливались.

Воспитатель предлагает детям станцевать танец слонят. Дети «изображают большие уши» (прижимают ладони с растопыренными пальцами к ушам и неуклюже танцуют).

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА: «МАГАЗИН» - декабрь.

Роли. Покупатель, продавец, грузчик, шофер.

Основные игровые действия и поведение. Привозить товар – разгружать – взвешивать; выбирать товар – покупать; вступать в диалог.

Игры – ситуации: «Продуктовый магазин», «Хлебный магазин», «Овощной магазин», « Магазин одежды», «Магазин обуви», «Магазин посуды», «Мебельный магазин», «Новые товары», «Вежливый продавец», « Кукла – покупатель выбирает товар».

Игра – ситуация «В супермаркете».

Методика проведения. Воспитатель объявляет детям, что открылся новый супермаркет. В нем можно купить любые продукты. Воспитатель на глазах детей обслуживает место для работы нового магазина: строит прилавки, раскладывает продукты, устанавливает весы. Дети подходят к прилавкам, берут в корзины товар и подходят к кассе. Воспитатель объясняет, что он играет роль кассира. Кассир. Что у вас в корзине? Я буду пробивать чек, а вы называйте товар.

Дети подходят по одному, показывают и называют купленный продукт. Кассир. Уважаемый покупатель, это у вас творог? Давайте, я его упакую, чтобы было удобнее. Вот так. С вас сто рублей. Возьмите сдачу. Приходите к нам еще. Дети поочередно вступают в диалог с кассиром, складывают покупки в сумку и уходят.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА: «БОЛЬНИЦА» - январь.

Роли. Врач (доктор), больной (пациент), медсестра, аптекарь (фармацевт, продавец).

Основные игровые действия и поведение. Осматривать больного (слушать, ставить градусник) – лечить (давать лекарство; лечить уши, зубы), делать уколы (прививки).

Игры – ситуации: «На приеме у детского врача», « Процедурный и прививочный кабинет», «Аптека», «Скорая помощь едет», « Зубной кабинет», «Регистратура»…

Игра – ситуация: «Процедурный и прививочный кабинет».

Методика проведения. Воспитатель надевает белый колпак, повязывает на руку повязку с красным крестом и играет роль медсестры.

Воспитатель. Я – медицинская сестра. Буду делать уколы. Кому доктор прописал уколы подходите? Я пока приготовлю шприцы. (Выкладывает « шприцы – предметы – заместители.) Кто следующий? Больные подходите, я жду? Не бойтесь, я делаю уколы не больно. (Обращается к игрушке.) Мишка, где твой папа, зови его? Пора мишке делать укол. (Воспитатель дает ребенку мишку и делает укол.) Кто, следующий? Лена твоя дочка кашляет, врач прописал уколы? Проходите, я вас жду. (Дети проходят с игрушками к медсестре) У меня образовалась целая очередь пациентов. Больные проходите, пожалуйста, по очереди. Я одна не справляюсь. Мне нужна помощь. Надо пригласить медицинских сестер из других кабинетов. Где же они? (приглашает девочек) Катя и Лера, вы – медицинские сестры. Мойте руки и приступайте к работе. Вот больные ждут, надо им сделать уколы. А я пойду домой, моя смена закончилась. (Дети продолжают игру.)


СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА: «ПАРИКМАХЕРСКАЯ» - февраль.

Роли. Мастер (парикмахер, мастер по маникюру).

Основные действия и поведение. Мыть голову мылом (шампунем) вытирать; причесывать – стричь – смотреться в зеркало расчесывать волосы; выбирать новое средство для волос (ногтей, кожи лица и рук).
Игры – ситуации: «Модные прически», «Салон красоты», «Прическа для Кати», « Красивая стрижка волос», «Маникюр», «В салон привезли новые шампуни и краски»…

Игра – ситуация: «Красивая стрижка волос».

Методика проведения. Воспитатель берет расческу и проводит по волосам.

Воспитатель. У меня волосы плохо причесаны. Надо сделать новую прическу. Пойду в парикмахерскую. (Подходит к девочке, играющую роль парикмахера.) Марина, ты парикмахер? Сделай мне, пожалуйста, прическу. Я хочу, чтобы волосы красиво причесаны. Можно помыть их шампунем. (моет.) А красить будете? Покрасьте мне волосы краской, чтобы они были темные. Мне очень нравится темный цвет. (Красит.) А теперь, я пойду, подставлю волосы под большой фен, пусть сушатся. (Делает соответствующие движения.) Все мои волосы высохли. (Обращается к девочке – парикмахеру.) Мастер, причешите меня, пожалуйста, красиво! (Детям.) Кто хочет сделать прическу? Приходите в парикмахерскую, тут работает хороший мастер. (Игра продолжается.)

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА: «ПОЧТА» - март.

Роли. Почтальон, работники почты, клиенты.

Основные игровые действия и поведение. Писать письма, собирать посылки – относить на почту; получать письма (телеграммы, посылки) – читать (рассматривать содержимое); приносить почту – раздавать письма.
Игры – ситуации: «Почта», «Почтальон несет письмо», «Кому пришло письмо?», «Бельчонок пишет письмо бабушке», «Саша поздравляет маму с женским днем», «Посылка для мишки»…

Игра – ситуация: «Поздравим маму».

Методика проведения. Воспитатель показывает детям телеграмму и говорит, что приходит почтальон и принес ее. Читает телеграмму, в которой дочка воспитателя поздравляет ее с праздником 8 Марта и желает здоровья и счастья. Воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они отправить своим мамам к празднику телеграммы.

Воспитатель. Танечка у нас почтальон. Таня, ты – почтальон всегда носит телеграммы. Ты возьмешь у детей телеграммы? Дети поздравляют своих мам. Отнеси телеграммы по домам. Почтальон приходит к мамам домой, стучит в дверь и дает телеграмму. Я – мама, и я тоже хочу получить телеграмму. Почтальон, скажите, а для меня есть еще телеграмма? Есть! Мой сынок поздравил меня! Почитаю, что он пишет: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником 8 Марта». Спасибо почтальону за почту и поздравления!
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА: «МАСТЕРСКАЯ» - апрель.

Роли. Мастер, клиент, столяр, плотник.

Основные игровые действия и поведение. Привозить в ремонт - ремонтировать (стучать, шить, кроить, сметывать, примерять, снимать колесо, включать).
Игры – ситуации: «Ателье по пошиву одежды», «Ремонт обуви», « Ремонт машин», «Ремонт бытовой техники », «Изготовление мебели», «Изготовление замков и ключей»…

Игра – ситуация: «Ателье по пошиву одежды».

Методика проведения. Воспитатель показывает детям свое платье и говорит, что его сшили в ателье всем, кто пожелает, шьют платье. Воспитатель обращает внимание ребят на старое платье куклы Дины, предлагает ей пойти в ателье и сшить новое платье. Затем спрашивает у ребят, не хотят ли они сделать своим куклам обновки. Все вместе идут в ателье. Воспитатель – закройщик проводит ролевой диалог с клиентами ателье. Воспитатель – закройщик проводит ролевой диалог с клиентами ателье. Сначала дается образец игры с куклой.


Закройщик (кукле). Дина, я вижу, что тебе нужно новое платье. Какое платье ты хочешь? (Показывает материал.) Ты выбираешь вот такое, в горошек? Я возьму ленту и измерю, сколько надо материала. Теперь подожди, скоро твое платье будет готово. Кто следующий? Кто хочет сшить новую одежду?

Ребенок с куклой. Я.

Закройщик. Что ты будешь шить?

Ребенок. Платье.

Закройщик. Для кого?

Ребенок. Для куклы Риты.

Закройщик. Выбирай материал.

Ребенок. В горошек. Закройщик. Я сниму мерку и сошью твоей Рите платье.

Дети с куклами садятся на диван и ждут. Выходит закройщик и выносит новые платья для кукол. Дети примеряют куклам обновки.
СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА: «СТРОИТЕЛИ» - май.

Роли. Строители, мастер, бригада, плотник, штукатуры, шофер, крановщик.

Основные игровые действия и поведение. Машину нагружают грузом – машина везет груз – машину разгружают, в кузов самосвала нагружают груз с помощью крана – самосвал разгружают; машину осматривают – ремонтируют; подъемный кран привозит плиты – поднимает – опускает; машина заводится – едет; машину моют из шланга – вытирают.
Игры-ситуации:«Строители строят дом или детский сад», «Плотники делают двери и окна», «Штукатуры белят и красят», «Слесаря устанавливают батареи и трубы для воды», «Грузовая машина везет Кирпичи или доски», «самосвал везет кирпич или песок», «Подъемный кран поднимает грузы, работает на стройке»…

Игра – ситуация: «Строители строят дом»

Методика проведения. Воспитатель поддерживает игру ребят в стройку, организует взаимодействие детей.

Воспитатель. Я, кажется, попала на стройку. Вот строители работают, вот грузчики трудятся, вот грузчики трудятся, вот машины строят, ждут, пока их загрузят. Это строится крепость? Нет? А что, это? (Дом.) Сколько у него, этажей? (Много.) Многоэтажный дом? Я буду мастером. Я буду мастером. Возьму кирпичи и буду их укладывать. Вот так, постучу, чтобы хорошо укладывались. Кто идет в мою бригаду? Алеша и Рома, идите ко мне! МЫ будем выравнивать стены. Берите цемент, смешивайте с песком. Нальем воды. Алеша, помешивай. Кладите раствор на стену. Ровнее промазывайте. Вот так. Ровные стены – загляденье!

Ира, ты будешь стены красить? Какой краской? Зеленой? Хорошо, тогда Риту позови, пусть она тебе поможет. А где взять ведро? Что, у нас будет ведром? (Дети ищут предмет – заместитель.) Нужна кисть, чтобы красить. Где, кисти? (Ищут предметы – заместители.)

Приехала машина - самосвал. (Воспитатель приносит самосвал.) Кто водитель? Саша, ты водитель? Как работает твой самосвал? Хорошо сгружает? Что ты привез? Песок? Сгружай. Сейчас придут строители и будут брать песок. Кому нужен песок? Моя бригада уже взяла. Кому, еще нужно? (Дети – строители подходят, берут песок.)

Приехала машина - подъемный кран. (Воспитатель приносит кран.) Кто крановщик? Таня? Что ты будешь поднимать? Плиты? Оля, давай поможем крановщице поднимать плиты на пятый этаж. Раз – два! – поднимай! Вот так. Теперь готово перекрытие и появился еще этаж. Так и будет скоро дом построен!

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ:
« Влияние игрушки и предметов – заместителей в сюжетно – ролевой игре на развитие ребенка» - декабрь.
ПАПКА – ПЕРЕДВИЖКА:
«Сюжетно – ролевые игры детей 3- 4 лет» - декабрь.
ФОТОВЫСТАВКИ:
« Играем дома» - апрель.
«В детском саду играем, много нового узнаем» - фотоальбом – март.
«Мы любим играть» - ноябрь.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Какие игрушки нужны вашему ребенку? Как правильно выбрать игрушку для ребенка младшего возраста» - октябрь.
«Игровой уголок для ребенка дома» - январь.
« В какие игры можно и нужно играть с ребенком дома» - март.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ:
«Сюжетно – ролевая игра в жизни нашей группы» - декабрь.


Мария Апреликова
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы

Наступил очередной новый учебный год! От всей души поздравляю вас и желаю всем воспитателям и работникам детских учреждений дальнейших успехов на профессиональном поприще, крепкого здоровья, счастья, благополучия, неиссякаемого творческого вдохновения и любви воспитанников! Ведь цель нашей профессии -не только давать знания. Воспитатель- это высокая миссия, предназначение которой- сотворение ЛИЧНОСТИ,утверждение ЧЕЛОВЕКА в человеке, постоянная забота о благополучии наших детей !

А теперь о насущном. Предлагаю картотеку сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы .

Сюжетно-ролевые игры

«Кормление куклы Кати»

Цель : Закреплять знание детей о столовой посуде , активизировать речь детей , воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование : Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.

Ход игры : Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго , ложки, вилки, чашки и т. д., показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.

«Едем в детский сад на машине»

Цель детей

Материал и оборудование : Машины

Ход игры : Воспитатель сообщает, что сегодня они отправляются в детский сад на машине и нам нужно проехать по людным улицам, а для этого нужно знать правила (не въезжать в дома, не сбивать пешеходов, аккуратно ездить по дорогам, не сбивая встречные машины и т. д.). Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия , подсказывая, следит за ходом игры.

«Кукла Катя пошла в магазин»

Цель : Активизировать и развивать речь детей , раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование : Кукла Катя

Ход игры : Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь» . Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробка - кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки - это сушки, а детали от конструктора - печенье». Далее воспитатель подталкивает детей

«В детский сад пришло письмо»

Цель : Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом.

Материал и оборудование : Письмо и медвежонок

Ход игры : Воспитатель говорит детям, что в детский сад пришло письмо. И в этом письме Миша очень просит прислать ему посылку. Пошлём? Тогда нужно собрать ему гостинцы. Выясняет у детей , какие гостинцы любит Миша. Дети собирают сумку с гостинцами для Миши. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Зайка едет в детский сад»

Цель : Активизировать и развивать речь детей , раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование : Зайка

Ход игры : - Ребята, Зайке нужно в детский сад, а он находится очень далеко, поэтому Зайка решил поехать на машине. Помогите ему добраться до детского сада. Нам нужен шофёр машины. Но не всё так просто, ведь нужно проехать через разные препятствия. Далее воспитатель следит за игрой и устраивает препятствия на пути машины.

«Делаем причёску кукле Кате»

Цель сюжетные действия с названием роли.

Материал и оборудование : Инструменты для игры в парикмахерскую

Ход игры : Воспитатель сообщает : «Кукла Катя собирается на бал и ей нужна очень красивая причёска, поэтому она пришла в ваш салон к самому лучшему мастеру». Выбирает из детей мастера . Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Помоги Мише собрать игрушки в детском саду»

Цель : Ориентирование в группе , активизация диалоговой речи детей , умение играть небольшими группами .

Материал и оборудование : игрушка мишка

Ход игры : Воспитатель говорит детям, что Миша в своём детском саду разбросал все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит где что лежало. Давайте ему поможем. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей .

«Детский сад для цыплят»

Цель : Активизировать и развивать речь детей , раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование : Цыплята.

Ход игры : - Дети, цыплята тоже хотят ходить в детский сад, но у них нет детского сада. Давайте им поможем! Выбирают из детей воспитателя и няню . Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей .

«Кукла Катя заболела»

Цель : Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

Материал и оборудование : Игровой набор «Больничка»

Ход игры : Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя заболела. Нужно вызвать доктора. Воспитатель выбирает из детей «Доктора» и одевает его в белый халат и шапочку и предлагает ему осмотреть больную. Далее воспитатель направляет игру детей и наблюдает за её ходом.

«Кукла Катя собирается в детский сад»

Цель : активизировать речь детей , воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование : Набор одежды для куклы.

Ход игры : Воспитатель показывает детям, что кукла Катя ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу поднимают из постельки, ведут умываться и чистить зубки. Выбираем одежду для куклы и одеваем её. Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её.

«Прогулка в детском саду»

Цель : Активизировать и развивать речь детей , раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование : Куклы.

Ход игры : - Дети, наши куклы пошли на прогулку. Давайте покажем им, как гуляем мы. Что мы делаем на прогулке и в какие игры играем. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Зайка - почтальон»

Цель : Активизировать и развивать речь детей , раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование :

Ход игры : Воспитатель сообщает, что Зайка сегодня почтальон, и он разносит почту, а если вы хотите отправить письмо или посылку, то Зайка доставит её по назначению. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Магазин игрушек»

Цель : Создавать у детей бодрое детей .

Материал и оборудование : Игра проходит в игровом уголке – магазине.

Ход игры : Воспитатель говорит детям, что он – продавец в магазине игрушек, и предлагает детям купить что-нибудь. Нахваливает детям различные игрушки и объясняет, как они работают. Затем выбирает продавцом кого-нибудь из детей . Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

"В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек»

Цель : Подводить к пониманию роли в игре, активизировать коммуникативные навыки детей и диалоговую речь .

Материал и оборудование : Игровой набор «Инструменты»

Ход игры : Из детей воспитатель выбирает мастера по ремонту игрушек, одевает его в фартук и даёт ему чемодан с инструментами. Сообщает детям, что пришёл мастер по ремонту игрушек, кому необходимо, что отремонтировать зовите мастера. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

«В детский сад пришёл гость»

Цель : Создавать у детей бодрое , радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей .

Материал и оборудование : кукла-повар

Ход игры : Воспитатель : «Ребята, к нам в детский сад пришёл гость – кукла Катя, она повар. Ей нужно сварить суп. Но, вот ведь беда, какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты».

Пусть малыши сами положат овощи в кастрюлю, посолят и помешают ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.

«Стрижка для Зайки»

Цель : Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать атрибуты ля игры. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование : Инструменты для игры в парикмахерскую, игрушка Зайка.

Ход игры : Воспитатель выбирает из детей мастера и говорит , что к нему пришёл на стрижку Зайка. Далее воспитатель наблюдает за игрой и направляет её.

«Зверята в детском саду»

Цель : Активизировать и развивать речь детей , раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование : игрушки Зверята.

Ход игры : - Ребята, посмотрите на зверята пришли в детский сад. Что они там делают, как нужно вести себя в детском саду? Давайте им поможем и научим их вести себя правильно. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

«Доктор детского сада»

Цель : Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.

Материал и оборудование : Набор "Доктор»

Ход игры : Предложите малышам поиграть в доктора. Наденьте белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть дети приводят на прием свою «детей » (куклу или мягкую игрушку) . Доброжелательно беседуйте с «родителем» и его «чадом» . Спрашивайте : «Что у вас болит? Где болит, как болит?» . Предложите крохе поменяться ролями.

Игры с сюжетными игрушками

«Зайка идёт в детский сад»

Цель : Развивать речь, активизировать диалоговую речь.

Материалы : игрушка Зайка, игрушки домашних животных

Ход игры : - Ребята, сегодня Зайка отправился в детский сад один. Появляется Зайка. На пути он встречает разных животных и спрашивает у них, как пройти в детский сад. Разворачивается игровая ситуация. В конце игры Зайка должен прийти в детский сад

«Лисичка садится обедать»

Цель : Развивать речь, активизировать диалоговую речь. Закреплять знания о посуде, прививать культуру поведения за столом.

Материалы : Игрушка Лисичка, набор посуды в игровом уголке

Ход игры : - Лисичка долго бегала по лесу и очень проголодалась, она просить вас покормить её. Дети усаживают Лисичку за стол, одевают ей нагрудник и накрывают на стол. Воспитатель внимательно следит за игрой, поправляет детей , помогает им, направляет игровое действие.

Театрализованные игры

«Кукла в детском саду умывается»

Цель : Активизировать и развивать речь детей , закреплять гигиенические навыки детей .

Материал и оборудование : Куклы для кукольного театра

Ход игры : - Наша кукла замарала лицо, кода гуляла, ей нужно умыться. Воспитатель показывает, как кукла умывается (моет глазки, ротик, носик, щёчки) и вытирает лицо полотенцем, а потом предлагает умыть куклу детям.

«Куклы в детском саду строятся парами и идут гулять»

Цель : Активизировать и развивать речь детей , раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование : куклы для кукольного театра

Ход игры : Воспитатель раздаёт детям куклы и говорит, что куклы строятся парами и идут на прогулку. Дети ставят кукол парами и напоминают им, как нужно ходить в парах. Воспитатель помогает и направляет игру.

ПОДБЕРИ ПОСУДУ ДЛЯ КУКОЛ
Цель: закрепить знания разных видах посуды, формировать умение использовать посуду по назначению, воспитывать находчивость, внимание, речь.
Игровые правила: назвать предмет и отнести тому, кому это нужно.
Ход игры
Игра проводится после того, как дети познакомились с работой няни, повара, узнали, какая посуда используется в их работе.
3 куклы: повар стоит у плиты, кукла-няня в халате готовит к обеду посуду, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает кукол, беседует о том, что они делают, какая им нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель рассказывает, как он называется (спрашивает об этом). Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, ником не нужна..» Половник, чайник, ложка нужны и повару, и няне. Дети могу сами играть роль повара, няни, девочки, собирающейся обедать.

КУКЛЫ ПРОСНУЛИСЬ
Цель: закрепить знания о названиях одежды, о последовательности одевания, активизировать речь детей.
Игровые правила: отобрать нужную одежду по величине, назвать одежду в последовательности одевания.
Ход игры
На кроватках спят 2 куклы: большая и маленькая. На полочках шкафа лежит одежда. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель: «Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали её? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Это кукла Таня». Воспитатель обращается к одной кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти её одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?»
«Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? Принесите платье. Примеряем платье, если маленькое, складываем у кроватки Тани. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее бельё по размеру, другие вещи». Дети по очереди надевают одежду на куклу Катю, затем одевают Таню.

КУКЛА КАТЯ ОБЕДАЕТ
Цель: закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь, воспитывать культуру поведения во время еды, учить заботливо относиться к кукле.
Игровые правила: правильно находить и отбирать посуду для обеда, правильно показывать предметы.. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.
Ход игры
На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кука Катя сидит за столом. Воспитатель: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочерёдно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего.
По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, лужку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе, не забыв постелить скатерть и поставить салфетницу. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду.

БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ
Цель: упражнять детей в различении и сравнении предметов, воспитывать внимание, быстроту реакции.
Игровые правила: по слову воспитателя располагать предметы по убывающей величине и наоборот, победитель получает фишку.
Ход игры
Для игры используется природный материал, игрушки, картинки одного вида, но разного размера, каждой группы предметов одинаковое число.
Дети сидят за столом и воспитатель вместе с ними рассматривают предметы, дети называют их. Воспитатель спрашивает, одинаковые ли по величине предметы, просит показать самый большой, поменьше, самый маленький. «Мы научимся раскладывать их по величине: сначала положим самый большой предмет, потом - поменьше, потом - самый маленький. В один ряд надо класть только одинаковые предметы. Начинаем!»
По 3-6 предметов, дети меняются предметами и снова раскладывают. Потом делают то же самое, но по возрастающей величине.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и действий, учить замечать и называть различия в цвете и одежде, развивать зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность и речь.
Игровые правила: отвечает тот, кого называет воспитатель.
Ход игры
Воспитатель показывает детям поочерёдно 3-5 предметов (разного вида, одного вида, но разного цвета и размера). Вместе с детьми называет предметы, отмечает цвет и величину.
Вопросы о предметах одного вида: «Одинаковые ли по размеру или нет? А что у них разное? Посмотрите внимательно!» Затем воспитатель просит детей запомнить, какие предметы и как стоят. Закрывает игрушки ширмой и переставляет предметы, меняет местами, убирает то одну, то две игрушки. Отвечает один ребёнок: кто заметил первый или кого назовёт воспитатель.

ТАКОЙ ЛИСТОК, ЛЕТИ КО МНЕ!
Цель: упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь (клён, дуб, рябина, берёза), воспитывать слуховое внимание.
Игровые правила: бежать после того, как правильно назовёшь дерево, от которого лист (после слов воспитателя «Такой листок, лети ко мне!»
Ход игры
Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья деревьев (по количеству детей) и оставляет их у себя (по одному листу от каждого дерева).
Беседа: «Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Назовём их и подойдём к ним (называют, рассматривают деревья и листья). Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что дети знают о деревьях, чем отличаются листья разных деревьев.
«А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. Я раздам вам по листику. Когда я покажу листик и скажу «У кого такой же лист - лети ко мне!», вы побежите ко мне. Будьте внимательны» Отходит в сторону и даёт сигнал.
Воспитатель следит, чтобы дети бежали после сигнала. Усложнение: бежать к дереву, от которого лист.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь, воспитывать выдержку, речь.
Игровые правила: отгадывать знакомый предмет на ощупь, достать предмет, после чего рассказать о нём.
Ход игры
Воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Проводит краткую беседу, что это, какое, для чего нужно.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, находят предмет и называют его, затем достают и показывают. Можно в мешочек сложить все предметы, дети выбирают один и называют его. Можно в мешочек положить 1 предмет, остальные оставить на столе. Ребята угадывают на ощупь, что это за предмет, другие дети говорят, правильно ли угадали или нет. Если ребёнок затрудняется ответить, загадываем загадки о предмете. Либо ребёнок описывает предмет, остальные угадывают его.

КТО СКОРЕЕ СОБЕРЁТ?
Цель: продолжать учить детей правильно собирать пирамидку, упражнять в назывании величины кольца (большое, поменьше, самое маленькое).
Игровые правила: кольца нанизывать после сигнала воспитателя.
Ход игры
Играть с небольшой группой детей. Воспитатель, посадив детей за стол, раздаёт всем по пирамидке. Рассматривая свою пирамидку, привлекает к ней внимание детей: «Какое кольцо внизу: большое или маленькое? (большое). А кольцо над ним какое? (поменьше). Запомните, внизу находится самое большое кольцо. А наверху какое? А теперь поиграем. Сначала разберём пирамидки. А когда я стукну колечком по столу, вы начнёте быстро собирать пирамидку. Надо собрать её правильно. Кто скорее соберёт, тот выиграет и получит приз»
Воспитатель напоминает, что нужно каждый раз искать самое большое колечко.

НАЙДИ ПРЕДМЕТ ПО ОПИСАНИЮ
Цель: упражнять в нахождении предмета по характерным признакам, развивать наблюдательность, находчивость, учить детей описывать предмет, не называя его, воспитывать выдержку.
Игровые правила: ищет тот, кого назовёт Буратино.
Ход игры
Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривают предметы, которые он подобрал для игры. Педагог обращает внимание на внешний вид предметов, их цвет, форму, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться и быстро раскладывает предметы по разным местам. После чего говорит: «Разбежались все наши игрушки. Сейчас вы будете их искать. Послушайте! Найдите круглый резиновый предмет, который прыгает и катается по полу. Вы с ним любите играть. Правильно, ребята, это мяч. Ищем его!»
Ребёнок ищет игрушку и приносит на стол воспитателю. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут найдены и возвращены на место.
Можно брать игрушки, к которым у детей ослаб интерес, о которых они забыли.

ЖИВОЕ ДОМИНО
Цель: закрепит знание о цвете, понимание слов «одинаковые», «парные», воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
Игровые правила: дети становятся в пару с тем, у кого лента такого же цвета после слов воспитателя «Найди свою пару!»
Ход игры
Воспитатель до игры повязывает на руке каждого ребёнка ленточку. Цвета разные, но повторяются, чтобы дети могли находить одинаковые ленточки и становиться в пары. Выясняют, какого цвета ленты, у кого одинаковые ленты. «А сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, а когда я скажу «Найди свою пару!», вы будете искать того, у кого такая же ленточка Побежали все по комнате!»
Воспитатель поёт песенку или хлопает в ладоши, даёт сигнал, дети ищут себе пару. Педагог просит проверить, правильно ли дети определили цвет.
Можно находить одинаковые фигуры одного цвета.

ЧТО КОМУ?
Цель: учить соотносить орудия труда с профессией, воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, примерять на себя роль представителей разных профессий.
Игровые правила: называть профессию в соответствии с орудием труда. Вспомнить, где видели такого работника.
Ход игры
На столе приготовлены предметы труда представителей разных профессий (игрушки): набор медицинских инструментов, набор кухонной посуды, парикмахерский набор, бытовая техника и т.д. Воспитатель приглашает к столу по одному ребёнку, тот берёт игрушку, называет ей. Остальные называют, кому нужен этот предмет для работы.
Вариант: найти все орудия труда для определённой профессии и назвать их.

НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ
Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия, воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.
Игровые правила: кто нашёл одинаковые игрушки, говорит об этом на ушко воспитателю, называть их нельзя, все должны найти их.
Ход игры
Подбираются разнообразные игрушки, среди которых должны быть абсолютно одинаковые. В процессе игры убирать или добавлять игрушки. «Сейчас мы поиграем. На столе стоят игрушки. Я сосчитаю до трёх, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые из них. Будьте внимательны! Кто найдёт, поднимает руку, подходит ко мне и говорит шёпотом. Раз-два-три! Одинаковых найди!»
Для усложнения игры и усиления внимания можно поставить игрушки почти одинаковые, но отличающиеся цветом или размером.
Чаще привлекать детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить, не подумав.

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ
Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.
Игровые правила: все громко хором произносят звуки, подражая птицам.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры. Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «Грру-грру-грру-грру!» «А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они.
Наши уточки с утра...
Наши гуси у пруда...
А индюк среди двора...
Наши гуленьки вверху...
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт...!
В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки», «гуси» и др.

ЗАИНЬКА
Цель: продолжать учить детей согласовывать слова с действиями, воспитывать доброжелательность.
Игровые правила: заинька может выбежать из круга после того, как попляшет.
Ход игры
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. После того, как считалочкой выбрали зайчика и он вошёл в круг, дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сенчикам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Гуляй-погуливай!
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выскочить!
Серенький, попляшешь - выпустят!
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.

УГАДАЙ, КТО ПОЗВАЛ
Цель: упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеские отношения со сверстниками, желание играть вместе.
Игровые правила: отгадывающий с закрытыми глазами называет громко имя того, кто позвал. Нельзя изменять голос.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Воспитатель: «Сегодня мы будем отгадывать по голосу наших ребят. Вы знаете голоса друг друга? Вова, позови, пожалуйста, Олю! Оля, а ты позови Серёжу! Ребята, у Вовы и Оли разные голоса? Но мы видели их когда они говорили. А в игре тот, кто будет отгадывать, закроет глаза и только по голосу отгадает и назовёт имя того, кто его позвал»,
После этого воспитатель приглашает к себе одного ребёнка, который закрывает глаза или становится спиной к детям. Воспитатель подходит к другому ребёнку и дотрагивается до него, тот громко зовёт водящего. «Кто позвал тебя?» - спрашивает воспитатель. В роли водящего должны побывать все дети.

КОЗА РОГАТАЯ
Цель: учить слушать стихотворение до конца, реагировать на слово-сигнал воспитателя, воспитывать внимание, быстроту реакции.
Игровые правила: убегать после слова «забодает», возвращаться на прежнее место по сигналу «Бегите ко мне!»
Ход игры:
«Сейчас мы поиграем в «Козу рогатую». Я буду коза, а вы - козлятки. Когда я скажу слово «забодает», вы будете убегать от козы в другой угол комнаты. Воспитатель медленно приближается к детям, приговаривая:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока е пьёт -
Забодает, забодает, забодает...
При слове «забодает» дети убегают от козы, она их догоняет.

НОВАЯ КУКЛА
Цель: учить детей правильно называть предметы обстановки в группе, уточнить их назначение, активизировать речь детей, воспитывать внимательное, доброе отношение к новеньким.
Игровые правила: называть тот предмет, к которому подошла кукла. Отвечает тот, к кому кукла обращается или хором.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках, воспитатель готовится начать беседу, вдруг раздаётся стук в дверь. «Кто к нам идёт? Как тебя зовут, девочка?» Воспитатель прижимает куклу к щеке, имитируя секретный ответ. «Гостью зовут Валя. Она хочет остаться у нас жить, в нашей группе. Покажем ей нашу комнату?»
Воспитатель с куклой вместе подходит то к одному, то к другому предмету. Имитируя вопросы куклы, спрашивает: «А это что у вас?» Дети отвечают. Кукла Валя знакомится с игрушками и предметами, которые есть в группе, узнаёт, для чего они нужны, удивляется, хвалит за порядок, благодарит за внимание к ней.

Серия сообщений " ":
Часть 43 -

Во второй младшей группе происходит качественное изменение в деятельности детей. Предметная деятельность уступает ведущую роль игре. Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые. Научить ребёнка четвёртого года жизни играть в сюжетно-ролевые игры - ответственное и важное задание педагога. Необходимо так подготовить и организовать игру, чтобы не превратить творческое участие ребёнка в просто повторение предложенных взрослым действий. Ведь играя свободно, малыш испытывает радость творчества и воплощённых желаний.

Цель и значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в дошкольном лишённые возможности играть вдоволь, свободно, по своему желанию, при поступлении в школу имеют проблемы с успеваемостью, социализацией, склонны к неврозам и агрессии.

Чтобы обеспечить ребёнку полноценное проживание всех этапов детства, необходимо удовлетворить его потребность в игре. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является развитие и совершенствование игровой деятельности воспитанников. Это закреплено и в примерных общеобразовательных программах, а в некоторых (например, «Истоки»), игре ребёнка в каждом возрасте посвящена отдельная глава. Это свидетельствует о признании важности игры современными учёными-педагогами и исследователями детства.

Особое место среди игр дошкольников занимают сюжетно-ролевые, то есть такие, в которых дети добровольно выполняют последовательности взаимосвязанных действий (сюжету) и берут на себя образ (роль) с определёнными обязанностями. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей считается высшим проявлением игровой деятельности.

Взрослея, маленький человек стремится занять своё место в мире, всё громче заявляя о себе. Он личность, но его возможности значительно ограничены. Главная цель сюжетно-ролевой игры: устранить противоречие между возможностями и стремлениями ребёнка, дать ему побыть в роли взрослого, используя доступные действия, материалы, отношения.

В сюжетно-ролевой игре дети представляют себя взрослыми, которым хотят подражать

К самостоятельной сюжетно-ролевой игре малыши не приходят сразу. Становление игровой деятельности проходит закономерные этапы, различные в каждом возрасте. Период младшего детства, а именно четвёртый год жизни, очень важен в искусстве овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом, нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети четвёртого года жизни переходят от сюжетно-отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре действия к умению брать на себя роль и следовать ей.

Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте способствуют:

  • Развитию интеллекта. Игра требует не только создавать сюжетный замысел, но и следовать ему, подбирая соответствующие действия. Это положительно сказывается на развитии логики, памяти, внимания.
  • Активизации речи. Ребёнок не может играть, не общаясь со сверстниками, он должен взаимодействовать с ними, в том числе и посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят её развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны вступают в игровые диалоги с товарищами. Играя в режиссёрскую игру с куклой или другим персонажем, ребёнок тоже строит диалог, произнося реплики от своего имени и от имени игрушки.
  • Социализации. Дети младшего дошкольного возраста обычно выбирают игры о том, что им наиболее близко и знакомо: о семье, детском саду. Способствовать расширению представлений о социуме, вводя новые темы игр - задача воспитателя. Он предлагает игры «Строительство», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», чтобы обогатить представление детей о профессиях, их пользе для общества, а также с целью научить малышей воспроизводить профессиональные действия взрослых, воспитывать интерес и уважение к труду. Именно в сюжетной игре детишки получают представление о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, формируют опыт общения с окружающими.
  • Развитию творчества, воображения, умения импровизировать. Соединить в игре события реальной жизни и творчески их интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни. Обычно, воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали много гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Или же представляют себя в роли любимого персонажа мультфильма, сказки, выполняют действия от их имени: летают, как феи, строят высокие дома, как роботы. Такое игровое поведение не только приносит детям удовольствие и развивает творческие способности, но и служит отличным средством эмоциональной разгрузки.

Осуществляя в игре своё желание быть «как взрослые», ребёнок испытывает радость и снимает эмоциональное напряжение

Стоит помнить, что большой дидактической (обучающей) нагрузки такие игры не несут, поскольку их особенностью является нереальность, условность событий. Однако воспитательное значение сюжетно-ролевых игр велико и педагогу следует продумывать, что именно даст игра малышам в плане воспитания чувств и положительных качеств.

Организация и проведение сюжетно-ролевой игры в младшей группе ДОУ

Для успешной подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр с детьми четвёртого года жизни педагогу необходимо знать, какие основные задачи выполняет этот вид деятельности.

Задачи сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе

Задачами педагога на четвёртом году жизни ребёнка в области организации сюжетно-ролевой игры являются:

  • Помочь ребёнку перевести неосмысленные действия с игрушками, предметами в имеющие смысл и результат, строить и развивать несложный сюжет.
    • Например, заметив, что малыш неоднократно и заинтересованно «кормит» игрушечную собачку из мисочки, воспитатель говорит: «Какая у тебя замечательная собачка! Как её зовут? (Наделение именами всех участников сюжетной игры развивает речь, воображение, а также приближает игру к реальности, ведь в реальной жизни у всех живых существ, близких ребёнку, есть имена. Если малыш затрудняется с подбором имени питомцу, следует помочь ему в этом, чтобы не задерживать развитие игры). Давай назовём её Дружок. Дружок, наверное, хочет есть. Покормим его. Он поест и пойдёт гулять. Поведёшь его на прогулку?».
    • Учить ребёнка переходу от действий с игрушкой к сюжетной игре нужно постепенно, лучше в индивидуальной форме, ориентируясь на желание самого малыша. Такая работа проводится в начале учебного года, после чего переходят к организации общих игр.
  • Стимулировать творчество детей при создании игровых ситуаций, поощрять самостоятельность в игре, умение проявлять активность и инициативу, оставаясь в рамках выбранного сюжета, но не подменять игру выполнением «сценария» педагога.
  • Учить использовать в игре предметы-заместители.
    • Некоторые педагоги считают, что замещать следует незнакомые детям предметы по признаку общего сходства, а те, которые детям хорошо известны, давать в максимально приближенном к натуральному виде (игрушка). Однако такой подход не вполне логичен, ведь основное назначение любой деятельности ребёнка: познание, и в игре необходимо формировать правильное восприятие вещей, предметов. При замещении малознакомого предмета воспитатель называет его, следовательно, фиксирует в памяти малыша незнакомое слово, и заместитель может закрепиться как образ этого незнакомого предмета.
    • Поэтому как раз малознакомые предметы нужно давать в максимально приближённом к настоящему виде, а замещать те, что хорошо известны. Например, дети и воспитатель играют в магазин, покупают и продают фрукты. Яблоки в этом случае можно заменить шариками красного и жёлтого цвета, а вот ананас или лимон лучше взять из набора пластиковых фруктов, поскольку эти тропические плоды мало знакомы большинству детей.
  • Формировать умение придерживаться выбранной роли, действовать согласно ей. Психика ребёнка четвёртого года жизни ещё неустойчива, произвольное внимание только начинает формироваться.
    • Дети в процессе сюжетной игры могут даже забыть, каков изначально был сюжетный замысел и увлечься выполнением одного действия (например, вместо целенаправленной поездки мамы-девочки с куклой-ребёнком к врачу просто катать коляску по группе). Воспитатель должен быть готов к такому развитию событий и возвращать детей в рамки сюжета при помощи ненавязчивых напоминаний: «Где же мамы с больными детишками? Поликлиника скоро закроется».
    • Если же дети продолжают отвлекаться, значит, игра им неинтересна или они устали. В таком случае вид деятельности меняют, а к сюжетно-ролевой игре возвращаются позже, обогатив её новыми игрушками, материалами, стихотворениями, загадками.
  • Способствовать установлению игрового взаимодействия, партнерских отношений между участниками игры, ролевому общению.
    • Особое внимание следует уделять воспитанию доброжелательности, товарищества, умению уступать друг другу. Воспитание этих качеств поможет ребёнку не только в играх, но и в жизни в целом.
    • Если один или несколько детей в игре проявляют агрессию, нежелание уступать, договариваться, произносят ролевые реплики с грубыми интонациями, то вполне вероятно, они копируют модель поведения, которую усвоили от взрослых. Требуют внимания и слишком робкие дети, которые стараются либо не принимать участия в игре, либо выполняют действия неохотно, молча наблюдают за остальными. Необходимо вести с такими ребятишками индивидуальную работу: беседы, чтение коррекционных сказок. Большую помощь может оказать и психолог.

https://pandia.ru/text/78/057/images/image004_83.gif" alt="во второй младшей группе" width="633" height="67 src=">

Консультация для педагогов

Шевченко

Характеристика возрастных возможностей

Младший дошкольный возраст – ведущая деятельность – игра. Сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения.

Использование в игре предметов-заместителей и символов позволяет ребенку выйти за пределы реального предметного действия и воспроизвести его общий смысл в сокращенной игровой форме (поставили в ряд стульчики и на поезде куда-то поехали). Эта особенность игры определяет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка .

Дети уже способны различать игровое и неигровое (реальное) действие, они овладевают основным игровым умением действовать «понарошку», «как будто», принимают воображаемую ситуацию и действуют внутри нее. Появляется условное предметно-игровое действие, иногда обозначаемое лишь жестом, а впоследствии словом («Все, покормила», - говорит девочка, совершив 2-3 движения игрушечной ложкой в сторону сидящей куклы).

Одновременно дети овладевают ролевым действием. Сначала изображается какой-либо персонаж (человек, животное), в наиболее привычном для него действии (мама качает, кормит, моет дочку; папа чинит машину). При этом дети не всегда называют свою роль, отвечая на вопрос «Ты кто?» - называют свое имя, позднее ребенок называет свою роль и опредмечивает действие («Я – мама, кушать готовлю»).

Становление сюжетно-ролевой игры происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжетно-отобразительной игры. Этот процесс зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его социального и игрового опыта, а так же от уровня развития воображения, речи, коммуникативных умений.

Задачи развития

· Создавать условия для возникновения и развития с/ролевой игры, обогащать их жизненный опыт, предметно-игровую среду, игровую культуру.

· Способствовать обогащению содержания самодеятельных игр детей.

· Поддерживать совместные игры детей, развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.

Организация игры во II младшей группе

Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Каким образом можно сформировать эти умения? Если подсовывать наборы тематических игрушек, то у детей закрепится ранее усвоенный способ игры – условное предметное действие, а принятие игровой роли и ролевой диалог с партнером может вообще не появиться.

Значит, чтобы этого не происходило, на всех возрастных этапах должна быть совместная игра взрослого с ребенком.

Таким образом, задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни – построить игру так, чтобы центральным моментом стало ролевое поведение.

Чтобы правильно построить свою игру с ребенком. Надо уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.

Различают два типа ролей:

«взаимодополняемые»

«независимые» («мама – дочка», «врач – больной», «продавец – покупатель»)

Основная роль (мама, врач, продавец) требует для совей реализации дополнительную роль (дочь, больной, покупатель). Смысл дополнительных ролей раскрывается не только в действии, но и во взаимодействии, разговоре.

Независимые роли (шофер, строитель, пожарный). Их смысл может быть раскрыт в действиях, направленных на какой-либо объект, вне взаимодействия с другой ролью (шофер управляет машиной, может везти пассажиров, груз – смысл его действий как шофера не теряется).

Формировать ролевое поведение детей надо начинать с разных ролей. Они должны быть хорошо знакомы ребенку по его жизненной практике. К примеру, «семейные роли»:

Мама – дочка, сын;

Бабушка – внучка;

Доктор – больной;

Продавец – покупатель.

Парные роли сразу фиксируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

Совместная игра взрослого и ребенка строится с постоянным усложнением.

I вариант

1) взрослый берет на себя основную роль;

2) предлагает ребенку дополнительную роль.

II вариант

Воспитатель подключает к игре ребенка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирует детей друг на друга, что требует ролевого взаимодействия.

III вариант

Воспитатель берет на себя основную роль – доктор → коробка, где лежат 3 – 4 предмета и на виду у детей начинает играть, проговаривая, что он доктор, здесь больница, общается с персонажем-игрушкой: «Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. У тебя ангина ». Затем взрослый вовлекает одного из детей, наблюдающих за ним.

Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние своей роли («я – доктор, полечу больного мишку») и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли.

В тоже время в самостоятельной деятельности детей могут появляться «независимые роли» («рулят» как шоферы, стреляют, маршируют как солдаты). Такое подражание часто не сопровождается пониманием роли, ребенок затрудняется ответить, кем он был в игре. Поэтому воспитателю целесообразно подключиться к игре, используя дополнительную по смыслу роль.

Примеры. Ребенок крутит руль, воспитатель присоединяется к игре – «Ты кто? Шофер? У тебя какая машина? Легковая? Ах, автобус! Можно я буду пассажиром? Ваш автобус довезет меня до вокзала? Спасибо» (не исключено, что после выхода воспитателя из игры к «шоферу» подсядет кто-то из детей, и игра продолжиться дальше).


Замыкание детей друг на друге может осуществляться в совместной игре взрослого с двумя детьми. Прием остается тем де самым – использование парных взаимодополнительных ролей. Дополнительная роль, которую берет на себя воспитатель, удваивается, такая же роль предлагается одному из детей.

Примеры. Игра «Магазин». «Кто будет продавец? Ты …? А мы с … покупатели. Я первая пришла в магазин (далее взрослый развертывает ролевой диалог, а затем уступает место второму ребенку, выполняющему дополнительную роль).

Таким образом, дети оказываются перед необходимостью ролевого взаимодействия друг с другом.

В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами изнутри своей игровой роли старается активизировать ролевую речь детей.

Переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы – создание чисто «разговорной» ситуации с помощью игрушечных телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор».

Ввести детей в такую смысловую ситуацию можно организовав игру по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». На следующем этапе взрослый вовлекает детей в игру, не только развертывает «телефонный» (разговор) диалог с каждым поочередно, но и стимулирует диалог детей друг с другом. Это набор «семейных» ролей:

Мама – папа – дочь,

Мама – папа – сын или бабушка и т. д. и т. п.

Еще одним приемом, способствующим развитию у детей умения называть свою роль, обращение к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог. Является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Игры по сказочным сюжетам очень удобно проводить на улице.

И так сюжеты игры, которую развертывает взрослый с детьми этого возраста, должны быть просты, однотемны, и построены, в основном, на парных ролях, тесно связанных по смыслу.

Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни является следующее: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленных на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

Принципы формирования сюжетной игры

1. Воспитатель играет с детьми, развертывая игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог);

2. Ролевое поведение ребенка ориентируется на партнера взрослого, а затем сверстника.

Картотека игр

«СЕМЬЯ»

Атрибуты: кровати с постельными принадлежностями, стол, покрытый скатертью, шифоньер с кукольной одеждой, коврик на полу и на стене. Мебель крупного размера, куклы, шкаф для посуды, плита, мойка, холодильник, телевизор.

Сюжет: мама заботится о дочке, кормит ее, одевает, укладывает спать, мама стирает, гладит белье, убирает в комнате, мама идет с дочкой в парикмахерскую, наряжает елку, покупает в магазине еду, готовит обед, приходят гости. Папа шофер работает, приходит домой, мама его кормит. Дочка простыла и заболела, мама повела ее в больницу. Празднуют день рождения, катаются на автобусе, гуляют всей семьей.

«МАГАЗИН»

Атрибуты: конфеты, фрукты, овощи, молоко, весы, кукла в костюме продавца, халат, колпак.

Сюжет: в магазине работает продавец, приходят покупатели. Он им продает конфеты, фрукты, молоко. Продавец взвешивает на весах фрукты, конфеты, вежлив с покупателями.

«ДЕТСКИЙ САД»

Атрибуты: куклы, коляска, игрушки, мебель, посуда.

Сюжет: дети в детском саду сами занимаются гимнастикой, проводят музыкальные и физкультурные занятия, показывают кукольный театр.

«В ГОСТЯХ У МАТРЕШКИ»

Атрибуты: большая матрешка, куклы, стол покрытый скатертью, угощения для кукол, посуда.

Сюжет: у матрешки день рождения, приходят гости с подарками. Она их угощает. Они водят хоровод, поют песни, поздравляют матрешку.

«БОЛЬНИЦА»

Атрибуты: халат, кукла в костюме врача, колпак с крестом, градусники, шприцы, бинт, вата.

Сюжет: врач принимает больных, спрашивает, что болит, слушает, назначает лечение, врач внимательный, вежливый . В поликлинике врач и медсестра, медсестра приходит к больному ребёнку домой, слушает его, ставит градусник, делает уколы.

«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Атрибуты: ножницы, расчески, халат, одеколон, пульвизатор.

Сюжет: парикмахер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерскую пошли мама с дочками. Парикмахер причесывает, освежает одеколоном, предлагает посмотреть в зеркало. Парикмахерская для зверей – причесывают, стригут.

«АВТОБУС»

Атрибуты : руль (на подставке), стульчики, строительный материал (кубики, кирпичики).

Сюжет: мамы с дочками садятся в автобус, чтобы доехать до больницы, магазина.

Поездка в другой город: поют песни, воспитатель рассказывает мимо чего они сейчас проезжают. На автобусе к детям в гости едут игрушки. Дети встречают на остановке.

«ПАРОХОД»

Атрибуты : строительный материал, руль, бескозырки, воротники, бинокль, рупор.

Сюжет: строят пароход, гуляют по берегу. Мамы с дочками катаются, капитан отдает команды, штурвальный ведет пароход. На остановках идут в магазин, в парикмахерскую, больницу.

«ЗООПАРК»

Атрибуты: игрушки – звери: лиса, волк, ежик, заяц, обезьянка, лев. Игрушки: утки, лебеди, клетки для зверей, строитель

Сюжет: дети приходят в зоопарк, воспитатель-экскурсовод рассказывает о животных, показывает их. Мамы приводят своих детей в зоопарк, подходят к клеткам с животными и рассказывают своим детям об этих животных.