Замужем за офицером или изнанка военной жизни. О женской проблеме в военных гарнизонах Как живут жены офицеров

Журналист и писатель Василий Сарычев уже пятнадцать лет записывает воспоминания старожилов, фиксируя историю западного края Беларуси через их судьбы. Его новый рассказ, написанный специально для TUT.BY, посвящен советским женщинам, которых в 1941 году советская власть оставила на произвол судьбы. Во время оккупации они были вынуждены выживать, в том числе и с помощью немцев.

Василий Сарычев работает над циклом книг «В поисках утраченного времени». Как отмечает автор, это «история Европы в зеркале западнобелорусского города, которую рассказали старики, пережившие шесть властей» (Российская империя, немецкая оккупация времен Первой мировой войны, период, когда Западная Беларусь находилась в составе Польши, советская власть, немецкая оккупация времен Второй мировой войны и снова советская власть).

Сбор средств на издание новой книги Сарычева из цикла «В поисках утраченного времени» заканчивается на краудфандинговой платформе «Улей». На странице этого проекта можно ознакомиться с содержанием, изучить список подарков и поучаствовать в издании книги. Участники получат книгу в подарок уже на новогодние праздники.

TUT.BY уже публиковал Василия о невероятной судьбе простого человека, попавшего в жернова большой политики, «вежливых людях» из 1939 года и о побеге нагишом из тюрьмы. Новая история посвящена женам советских командиров.

Когда Западная Беларусь была присоединена к СССР, они приехали в нашу страну в качестве победителей. Но потом, когда их мужья отступили на восток с действующей армией, оказались никому не нужны. Как они выживали при новой власти?

Я на тебе, как на войне. Брошенные

«Пусть Сталин твой тебя кормит!»


Много лет назад, в шестидесятые, на проходной брестской фабрики был случай. Предприятие больше женское, после смены работницы лавиной спешили домой, и в давке случались конфликты. На лица не смотрели: передовица ли, депутатка — прикладывали с пролетарской прямотой.

На турникете, как в бане, все равны, и жена командира из Брестской крепости, возглавлявшая фабричный профсоюз — еще не старая, двадцати лет с войны не прошло, пережившая оккупацию — толкалась на общих основаниях. Может, задела кого — локтем или при распределении — и молодая ткачиха, слыхавшая от подруг такое, о чем не пишут в газетах, хлестнула наотмашь: «Проститутка немецкая!» — а та схватила за грудки и прохрипела: «Будь у тебя дети малые…»

Вот так в одной фразе — вся правда о войне, с множеством оттенков, от которых нас заботливо уводили.

В беседах с людьми, пережившими оккупацию, я поначалу не мог понять, когда делали ремарку «это уже после войны» — и принимались рассказывать про немцев. Для брестского обывателя военные действия мелькнули в одно утро, а дальше — другая власть, три с половиной года глубокого немецкого тыла. У разных категорий граждан — местных, восточников, поляков, евреев, украинцев, партсовработников, выбравшихся из-за проволоки пленных, командирских жен, солтысов, полицаев — у каждого была своя война. Одни пережили беду дома, где соседи, родня, где стены помогают. Совсем худо было тем, кого лихолетье застало в чужом краю.

Они приехали перед войной в «освобожденный» западный край барыньками — вчерашние девчата из русской глубинки, вытащившие счастливый билет (речь идет о событиях 1939 года, когда Западная Беларусь была присоединена к СССР. — TUT.BY). Выйти замуж за лейтенанта из дислоцированного полка означало рвануть в статусе. А тут — «освободительный поход» и вообще другой мир, где люди при встрече приподнимают край шляпы и обращаются «пане», где в магазине без записи велосипеды с чудно выгнутыми рулями, и частники коптят десяток сортов колбас, и за копейки можно взять хоть пять отрезов на платье… И все эти люди глядят на них с мужем с опаской — правильно глядят…

Нина Васильевна Петручик — к слову, двоюродная племянница Федора Маслиевича, о судьбе которого уже в главе «Вежливые люди 1939 года», вспоминала ту осень в местечке Волчин: «Жены командиров были в сапогах, ситцевых платьях в цветочек, черных жакетках под бархат и огромных белых платках. На базаре они стали покупать вышитые ночные рубахи и по неведению надевали вместо платьев…»

Может, погода была такая — я про сапоги, но по одежке встречают. Так их увидела одиннадцатилетняя девочка: очень бедный народ приехал. Люди, посмеиваясь, сбывали ночнушки, но смех смехом, а прибывшие стали хозяевами жизни в полтора предвоенных года.

Но жизнь высчитывает за случайное счастье. Именно эти женщины, с неприязнью воспринимаемые, с детьми на руках, с началом войны остались одни в чуждом мире. Из привилегированной касты вдруг превратились в парий, выбрасываемых из очередей со словами: «Пусть Сталин твой тебя кормит!».

Так было не со всеми, но было, и не нам теперь судить способы выживания, которые молодые женщины выбирали. Самым простым было найти опекуна, что согреет и детей подкормит, а где-то и защитит.

«К зданию подъезжали лимузины с немецкими офицерами и увозили молодых женщин, обитательниц этого дома»


Фото носит иллюстративный характер

Мальчишка времен оккупации Василий Прокопук, шнырявший с приятелями по городу, вспоминал, что на бывшей Московской (речь об одной из брестских улиц. — TUT.BY) можно было видеть молодиц с солдатами, прогуливавшихся в направлении крепости. Рассказчик убежден, что «спацировали» под ручку не местные девушки, которым такие ухаживания принять труднее: были родители, соседи, на глазах которых росла, церковь, наконец. Может, польки раскованнее? — «Что вы, у полек гонор! — отвечали мои респонденты. — Был случай, паненку увидели флиртующей с оккупантом — ксендз ввернул в проповедь такое…»

«Война гуляет по России, а мы такие молодые…» — три с половиной года большой срок в коротком бабьем веку. Но не это было главным мотивом — дети, их вечно голодные глаза. Бедовые мальчишки в тонкости не вникали, цедили презрительно о женщинах из бывших домов офицерского состава: «Понаходили себе…»

«В центре двора, — пишет автор, — стоял довольно экзотичный флигель, в котором жил немецкий майор, наш теперешний начальник, вместе с красивой молодой женщиной и ее маленьким ребенком. Вскоре мы узнали, что это бывшая жена советского офицера, оставленная на произвол судьбы в трагические для Красной армии дни июня 41-го года. В углу казарменного двора стояло трехэтажное кирпичное здание, заселенное брошенными семьями советских офицеров. По вечерам к зданию подъезжали лимузины с немецкими офицерами и увозили молодых женщин, обитательниц этого дома».

Ситуация допускала варианты. К примеру, не свезли ли командирских жен насильно? По словам Ивана Петровича, «это была маленькая казарма, переделанная в жилой дом, по нескольку квартир на этаже. Здесь жили молодые женщины, в большинстве с малыми детьми. Не исключено, что и до войны это был дом комсостава, где семьи застала война: я не видел охраны или каких-то примет принудительного содержания.

Не раз и не два я оказывался свидетелем, как вечером сюда подъезжали немцы: наш лагерь был через плац от этого дома. Иногда заглядывали к коменданту, другой раз прямиком. Это не был поход в бордель — они ехали к дамам. Те о визите знали, улыбались, как добрым знакомым. Обычно немцы приезжали под вечер, поднимались наверх или женщины сами выходили приодетыми, и кавалеры увозили их, можно предположить, в театр или ресторан. Застать возвращения мне не приходилось, с кем были дети, знать не могу. Но о том, что это жены командиров, в лагере знали все. Понимали, что для женщин это было средством выживания».

Вот ведь как вышло. В последние дни перед войной командиров и партсовработников, желавших вывезти семьи из города, обвиняли в паникерстве и исключали из партии — а теперь оставили женщин в пользование офицерам вермахта.

Сына звали Альбертом, пришли немцы — стал Адольфом


Фото носит иллюстративный характер

Неправильно будет утверждать, что оставленные женщины поголовно искали такой опоры, это был лишь один из способов выживания. Непопулярный, с перешагиванием черты, за которой — сплетни и колющие взгляды.

Женщины, приехавшие в Западную Беларусь с востока, чаще жили по две, по три, так легче выживать. Ходили по дальним (в ближних уже не давали) деревням, но одной милостыней не проживешь, устраивались мыть вагоны, казармы, солдатские общежития. Жене политработника из артполка немец раз подарил большую открытку, и она, чтоб украсить комнату, повесила на стену. Много лет после войны минуло, а бабоньки картинку припоминали — зорко в войну друг за дружкой поглядывали.

Жена комбата стрелкового полка, стоявшего до войны в крепости, в начале оккупации переписала маленького сына из Альберта в Адольфа, такой придумала ход, а после освобождения вновь сделала Альбертом. Другие вдовы от нее отодвинулись, отвернулись, но для матери главным было не это.

Кому-то будет ближе ее правда, кому-то — героической Веры Хоружей, настоявшей отправиться в оккупированный Витебск во главе подпольной группы, оставив в Москве младенца и маленькую дочь.

Жизнь многогранна, и пережившие оккупацию разное вспоминали. И романтически настроенную особу, выходившую из страшного здания СД явно не после пыток, и любовь немца к еврейской девушке, которую прятал до последнего и пошел за нее в штрафную роту, и работницу городских плантаций, наскоро ублажавшую солдат вермахта рядом в парке, пока ее не застрелил клиент, подхвативший нехорошую болезнь. В каждом случае было свое: где прокорм, где физиология, а где-то — чувство, любовь.

За пределами службы немцы становились галантными обеспеченными самцами. Яркая в молодости красотка Н. рассказывала: хоть за порог не выходи - клеились как клещи.

Статистика не ответит, сколько рыжих малышей появилось на свет в войну и после изгнания немцев с временно оккупированной территории, как, впрочем, и со славянской внешностью в Германии в начале 46-го… Деликатная это тема, чтобы брать глубоко, и ушли мы куда-то в сторону…

Может, зря вообще про командирских жен — хватало неприкаянных женщин всех статусов и категорий, и вели себя все по-разному. Кто-то старался скрыть свою красоту, а кто-то, напротив, обращал на пользу. Жена командира разведбатальона Анастасия Кудинова, возрастом постарше, делила кров с молоденькими напарницами, тоже потерявшими мужей в крепости. Все трое с детьми — такой сад-ясли. Стоило показаться немцам, вымазывала подруг сажей и держала подальше от окна. За себя не боялась, подруги шутили, старая наша дева… Тянули материнскую свою лямку и выживали без вражьего плеча, потом включились в борьбу.

Не они одни, многие остались верны, ждали мужей всю войну и позже. Впрочем, противопоставления — приехавшие, здешние — не вполне верны. Везде есть люди культурные и не очень, с принципами и стелющиеся, чистые и порочные. И есть в любом человеке глубины, куда лучше не заглядывать, намешала природа всяко-разного, а что проявится с большей силой — во многом зависит от обстоятельств. Так вышло, что с 22 июня 1941 года самыми обездоленными, оглушенными этими обстоятельствами оказались «восточницы».

Другого бы не упустить — причину. Как произошло, что до Смоленска и дальше пришлось бежать, оставляя оружие, склады, всю кадровую армию, а в приграничных районах — еще и жен на радость офицерам вермахта?

Потом была ярость благородная, наука ненависти в публицистическом исполнении и реальная, удесятерявшая силы в бою. Ненависть эта помогала выполнять боевые задачи, но удивительным образом не перекладывалась на прямых виновников многих страданий.

Об армии в последнее время пишут много. Проблем там действительно масса. Но есть и еще одна - быт военнослужащих и их жен. Жены офицеров - категория особая. В этой статье мы попытались нарисовать обобщенный портрет таких разных, но в чем-то очень похожих офицерских жен.

"ХОЧУ ЗАМУЖ ЗА ВОЕННОГО"

В 50 - 70-е годы у ворот военных академий где-то к концу занятий появлялось много красивых девушек. Они заговаривали с молодыми военными, старались привлечь к себе внимание.

Каждую субботу в Дом офицеров на Литейном проспекте в Ленинграде (в просторечии - "Дом последней надежды") на танцы с боем прорывались одинокие женщины и девушки (а пускали только пары).

В провинциальных городках матери молодых девушек с удовольствием брали "на постой" бесквартирных холостяков-офицеров.

А цель была одна - стать женой офицера. В те времена это обещало достаточно обеспеченную и пристойную жизнь, хотя беспокойную и с неясным будущим.

ВОЕННЫЙ ГОРОДОК

НУ ВОТ, свершилось! Заканчивалась учеба мужа в большом городе, а впереди была дальняя дорога, закрытый военный городок или дальний, у черта на куличках, гарнизон, как Могоча или Беличан.

В казенной комнате первая мебель - это ящики из контейнера со скудным имуществом, матрас на полу, "детская кроватка" из стульев и чертежной доски. Ящики не выбрасывали: надеялись скоро выбраться из этой "дыры". "Мы скоро поступим в академию! Мы готовимся!" - это обычно говорили жены и иногда делали мужья. Жили надеждой, а она все не сбывалась. "Дыра" затягивала, как болото. Гарнизон постепенно увеличивался, цены у местных жителей росли в два раза быстрее зарплаты, женам работать было негде. Ни тебе театров, ни музеев. Сверхтесное ежедневное общение друг с другом. Все друг о друге известно - никаких тайн. Гарнизонный клуб, самодеятельность, кружки кройки и шитья, иногда кино - вот все развлечения.

Некоторые находили себя в женсоветах. Этих во всем гарнизоне недолюбливали за их интерес к "грязному белью" (чужому).

И над всем царили жены "отцов-командиров". Они поучали, советовали, судили, распределяли блага военторга. Жены "больших" командиров получали и должности: заведовали гостиницами, столовыми, кафе, клубами; у командиров рангом пониже - дежурными по этажам, вели кружки в клубах, работали официантками.

Во всех городках жены видят мужей редко. Субботы - парковый день (работа с техникой). Первое воскресенье - караул, второе - дежурство по казармам ("дедовщину" пресекают), третье - культмассовые мероприятия с личным составом, и только четвертое посвящается семье.

По ночам частенько раздается стук приклада автомата в дверь: "Тревога!" Жены и дети пугаются, а мужья мчатся в ночь под дождь и снег на два-три дня.

Все это формирует за 5 - 6 лет особый тип взаимоотношений - "городковый" (не путать с городским).

И, к сожалению, этот тип отношений оказывается нежизнеспособным при возвращении к "нормальной" жизни. Почти в 30% случаев, как следствие, развал семьи. Женщины теряются в большом городе. Они слишком рано старятся в тяжелейших условиях глубинки и не могут конкурировать с ровесницами из "большого мира".

СЕЛЬСКАЯ ЖЕНА

НО это совсем другой случай! Их брали замуж там, где они родились и жили. И после свадьбы с офицером продолжали жить в своем доме с мамой и папой, по- своему счастливо и интересно. Внезапный перевод по службе даже с повышением был и счастьем, и бедой! Рыбу нельзя вынимать из воды. Помню, жена одного космонавта, взятая им из глубинки, на торжественном собрании части вдруг встала и двинулась вслед за знаменем части на сцену, в президиум к мужу. Вынос знамени состоялся!

И, как ни странно, невезение по службе оборачивалось благом: счастливо жили вместе и до, и после выхода в запас офицера-мужа.

"ПОЛКОВНИЧИХИ"

ЭТИ жены создавали, лепили "мужа-офицера" для себя. Чаще всего выходили замуж за офицеров средних способностей. Так само собой получалось. А затем заводили нужные знакомства, допуская иногда вольности. Лишь бы начальник был нужный. Одна такая жена, зубной врач по профессии, сумела всю судьбу мужа решить за время поездки из Москвы во Власиху (вотчину ракетчиков под Москвой). Она до Главкома дошла, а муж ее - до полковника! Был бы поумнее, она бы из него генерала сделала.

Единственный крупный недостаток таких семейных пар - значительная вероятность измены со стороны жены с "нужным" начальником.

"МОРЯЧКИ"

ЭТО те, у кого мужья по 3 - 8 месяцев в году в море, или по 5 дней в неделю - на боевом дежурстве в "шахте" ракетной пусковой установки. Материально они наиболее обеспечены, чаще всего имеют свою квартиру (служебную) в закрытых гарнизонах или даже в больших городах.

Мой друг, капитан-лейтенант Валентин С., где-то в "ревущих" пятидесятых широтах, где мы провели уже 6 месяцев, поделился: "У моей "старухи" вот такой любовник! Надежный парень!" "Старухе" было 29 лет.

И если такие "старухи" сохраняли супружескую верность, то "зарабатывали" дисфункцию различных органов. Против природы не пойдешь! На Северном флоте молодые жены ушедших в дальний поход офицеров устроили нелегальный "интим-клуб" с теми, кто в поход не ходит.

И таким примерам, увы, несть числа!

ОБЩИЕ БЕДЫ

КАК правило, почти всех офицерских жен, даже с высшим образованием, даже молодых специалистов, ждет безработица в военных городках, слабое медобеспечение (жена военкома Конышевского р-на Курской области родила третьего ребенка в поле на субботнике).

Их будет угнетать отсутствие личной свободы из-за постоянного воздействия жен старших начальников.

Их благосостояние будут разрушать многочисленные переезды из гарнизона в гарнизон вместе со всей семьей через всю страну, детям после 7 - 10-х классов будет негде учиться, денег будет постоянно не хватать из-за дороговизны продуктов на рынках и отсутствия их в военторге. Мужья начинают выпивать (а куда деваться?).

После увольнения в запас офицера с семьей ждет долгое бесквартирье (500 тыс. в очереди на жилье).

В последние годы к испытаниям добавился еще и холод в квартирах. Местные власти из-за неплатежей отключают электричество, газ, отопление. Платить нечем: накопления "съела" инфляция, а зарплату не выдают 2 - 3 месяца. Жены опять, как во время войны, ставят "козлы" (самодельные камины из водопроводной трубы) и "включают" их через батарею центрального отопления.

В Россию отправить детей некуда, да и денег не хватает. Где взять миллион на билеты из Читы?

Роберт БЫКОВ, полковник запаса.

От редакции. Политики говорят: армия должна стоять вне политики. Однако в жизни получается по-иному: она становится игрушкой противоборствующих сторон. За примерами далеко ходить не надо, стоит лишь вспомнить октябрьские события 93-го. Но ведь может найтись и третья сила, которая сделает для армии то, чего не могут сделать две другие, а именно - позаботиться о быте людей, имеющих оружие, их детях и, женах. И что тогда?

В современном обществе вырос интерес к изучению малых групп выступающих в качестве социальной микросреды, которая оказывает непосредственное воздействие на личность. Малая группа представляет собой некое сообщество, в котором реализуются определенные общественные связи, и которые, в то же время опосредованы совместной деятельностью. Рассмотрение таких сообществ позволяет наиболее полно раскрыть картину повседневности, рассмотреть жизнь обычного человека.

Одним из примеров закрытого сообщества является , в котором стратегия поведения человека выстраивается в соответствии с представлениями об окружающих его людях. Эти представления формируют знания об ежедневных практиках и их временного распределения у жителей городка в течение суток, особенностях работы, предпочтениях и интересах, ценностях, присущих той или иной категории людей, здесь живущих.

Ограниченность пространства, «жизнь на виду», тесные взаимоотношения в военном городке приводит, с одной стороны, к сплоченности жителей, а с другой, к образованию отдельных сообществ в военной среде, например женских. В советские времена женщины, имея возможность наравне с мужчинами делать карьеру, участвовать в общественной жизни, оказывались перед сложным выбором между семейными приоритетами и собственными потребностями в самореализации. Жена офицера, являясь лицом гражданским, тем не менее, испытывала на себе все «тяготы и лишения воинской службы», которые зачастую для нее выражались в отсутствии возможности роста в профессиональном и культурном плане, а так же общей неудовлетворенности жизнью. Так как на территории военного городка положение женщин в целом изначально зависело от отношения к их мужьям-офицерам, и в рамках жилой части городка женщины образовывали относительно самостоятельное сообщество со своей собственной иерархией и организацией жизнедеятельности. Это определило исследовательский интерес авторов к изучению и анализу данной проблемы с использованием биографического метода. Исследование проводилось в апреле-октябре 2011 г (выборка составила 10 женщин от 45 до 84 лет) и позволило выявить особенности жизненных историй жен . Ни одна другая мужская профессия не оказывает такое влияние на положение женщины в обществе, как профессия военного. С одной стороны, само словосочетание «жена военного» - это всего лишь определение семейного положения женщины, и о муже здесь сказано больше, чем о самой женщине.

Но с другой стороны, за этим определением стоит целый пласт специфических представлений, жена военного - самостоятельный женский статус не только в рамках военного сообщества, но и гражданского. Определение же «жена офицера» самодостаточно, закреплено в языке в качестве самостоятельной формулы, и за ним стоит целый пласт представлений, относящийся к некому обобщенному образу. В ходе исследования нами был охвачен довольно большой отрезок времени, в связи, с чем можно заметить определенные изменения которые произошли в повседневности военных городков и сознании людей. Все респонденты, участвовавшие в исследовании, имели образование и профессию, и в ходе опроса наметилась такая тенденция, что преимущественно все женщины имели педагогическое, медицинское или экономическое образование. «Мне всегда было интересно наблюдать за закономерностью "работа мужа - работа жены".

Я даже составила приблизительную статистику. Оказывается, более 50% офицерских жен работают учителями, медицинскими работниками либо поварами. Еще 40% - домохозяйки, работники торговой сферы деятельности и лишь 10% занимаются совершенно другими делами. Иногда, кажется, что Бог специально создает такие пары для крепкого союза» (Н.В., 51 год). Довольно схожими были истории знакомства. Они происходили на танцевальных вечерах, которые устраивались в училищах и институтах, а так же в кругу друзей.

Так, например, несколько респондентов во времена своей молодости ходили на танцы в военные училища, а некоторые наоборот рассказывают, как в их учебных заведениях устраивались праздничные мероприятия, на которые приглашались молодые люди из военных училищ. Непродолжительные и редкие, вследствие казарменной жизни, встречи курсанта, как правило, заканчивались предложением «руки и сердца». Выпуск в училище, золотые погоны, свадьба и отъезд по месту службы. Здесь заканчивалась романтика, и начинались суровые будни. «За стенами военного городка была другая жизнь… Это была армия, служба может и незаметная, без погон и званий, но такая же тяжелая, а может даже и тяжелее, чем у мужа. Не все выдерживали» (Е.С., 47 л.). Военный городок соотносится с военной частью как женское пространство с мужским. Женщины занимаются преимущественно организацией быта, а мужчины заняты военной службой.

Представления о целесообразности занимаемого пространства у женщин и мужчин, живущих в городке, определяются, в соответствии с относительно разными системами ценностей. Идентичность жены офицера изначально формируется через осознание самоутверждения, в первую очередь, посредством достижений мужа. Служебная иерархия непосредственно отражается на взаимоотношениях их жен, определяя границы общения между ними. И это четко прослеживается в рассказах самих респондентов. Ключевыми моментами жизни жены офицера считаются: ранний (чаще всего) выход замуж, рождение детей (в первые же годы брака), постоянные переезды из одного военного городка в другой, каждодневное преодоление трудностей, связанных с отдаленностью городков от административных центров, неимение работы, следовательно, в большинстве случаев пожизненная профессия домохозяйки. Так как в среднем, семья военнослужащего переезжает 3-5 раз за время службы офицера. Для гражданского человека переезд всегда является событием, причем поворотным в его личной судьбе. Для членов семей военных это вполне прогнозируемый и неизбежный факт. В рамках «общей судьбы» смена места жительства, с одной стороны, - явление обычное, даже можно сказать, «рутинное».

«Жизнь на чемоданах», временное жилье, отсутствие собственного «домашнего очага» - все это темы, составляющие представление об общей судьбе военных. При этом, несомненно, факт смены места службы офицера является событием в жизни всей семьи, но событием, не выходящим за рамки привычного хода вещей. В основном переезд не влечет за собой перемены жизненной среды. Существует определенные «знание» о типах военных городков, иерархии его жителей, условиях взаимоотношений между людьми, обычных видах повседневных практик, которые формируются в процессе проживания в военном городке. Поэтому развитие событий прогнозируется в соответствии с этим знанием. Важное место в жизни женщины занимает то, как она распределяет время в течение дня. Жена военного живет жизнью мужа: ее распорядок дня целиком ориентирован на уход / приход мужа.

В его отсутствие она занимается домашними делами; нарушения в четком расписании всегда связаны со службой офицера, и жена способна «объяснить» любые задержки мужа на работе или его отсутствие в течение определенного времени («срочная командировка», «учения», «казарменное положение», в конце концов, «что-то случилось на работе»). Это выражается во фразах, типа: «наша служба». Независимо от того, работает женщина или нет, ее основной «профессией» являются обязанности «жены военного». «Режим был определенный, нормально, иногда на учения они выезжали, На учения…дня три, в общем, ненадолго, но то, что ты там сама всегда, это однозначно. Единственное он уходил в восемь, с двух до четырех перерыв, как положено в это время, я должна накормить, напоить и спать его уложить, он должен был отдохнуть, как положено и все он ушел до восьми вечера. И ты целый день одна это однозначно. Это домашние дела, подружки, пойдешь, погуляешь. Выходные он в наряде или еще где - то» (Е.П., 48 лет). Не маловажное место в жизни любой женщины занимает ребенок, но в жизни военного городка ребенок является важным условием вовлеченности женщины в круг общения, состоящий из соседей и других женщин, имеющих детей - «мамочек», каких в военном городке большинство. «Там же быстро знакомишься, с колясками все гуляют, соседи друг друга выручают очень, по крайне мере жили очень дружненько.

Специфика гарнизона, они же ракетчики, они по неделям на дежурство уходили. Они уходили на недельное дежурство, т.е. неделю мужа нет, как говориться крутись сама» (С.С., 47 лет). Вообще характерной чертой состава населения военного городка всегда являлись полные семьи, которые состояли из мужа, жены и детей. Незамужние девушки в городках - это, как правило, только старшие дочери в офицерских семьях. Иных незамужних женщин в военных городках почти не было, ведь единственная возможность стать его жительницей - это выйти замуж за военного. Как правило, одиноких женщин, живущих без мужа в части знали все, в данном случае речь идет, прежде всего, о разведенных женщинах, которые чаще всего после развода оставались в части. На территории военного городка они становились объектом усиленного внимания и оценки.

С одинокими женщинами связаны такие бытовые сюжеты, как сводничество и сексуальные связи с женатыми офицерами. «… мы с друг другом делились мыслями, что мужей оставлять нельзя, потому что разведенных много и все они как правило, остаются в этом же городке, мужья уезжают дальше по распределению. Поэтому своего надо беречь, бдить. Детей рожала и к маме не уезжала, мы только вместе раз в год в отпуск ездили, на два месяца вместе с детьми» (С.С., 47 лет). Все конфликты, которые возникали в женском обществе, решались при участии женсовета. Очень часто в контексте интервью возникал такой персонаж как «жена командира» («жена начальника») - женщина старшего возраста, являющаяся женой офицера, командующего отдельным подразделением. То обстоятельство, что жены военных, находящихся в подчинении старшего по должности офицера, признают старшинство его жены, называя ее «женой командира», это указывает на то, что женщины образуют обособленную часть сообщества военного городка, взаимоотношения между членами которой строятся в соответствии с иерархией, согласно занимаемой должности мужа.

Восприятие жизни того времени, сложности с которыми приходилось сталкиваться: плохие жилищные условия, постоянные переезды, пребывание в местах, отдаленных от городских «благ» - материальных и духовных, - всегда присутствуют в рассказах о прошлой жизни, но чаще всего они перекрывались фактом того, что «зато было дружно и весело», были молодые. Поэтому на вопрос «Как вы можете, сегодня оценить свое решение выйти замуж за офицера?», они отвечали положительно: «А почему бы и нет, любовь делает великие чудеса, поедешь за ним куда угодно, и в палатку, военного ничего ты не поимеешь - это однозначно, кроме своей казенной зарплаты левых денег у них нет, … поэтому надо быть готовой ко всему. В тот момент зарплаты офицера хватало, чтобы содержать меня, своих детей и еще кое-что скопить» (И.В., 45 лет). Таким образом, наше исследование показывает, что изучение малых групп, раскрытие внутренних специфических для этих групп связей, норм, атрибутов представляется важным и перспективным направлением современных социальных исследований. Такие исследования позволяют посмотреть в другой «мир», взглянуть на иную реальность глазами ее непосредственных участников.

В.Н. Ракачев, Я.В. Ракачева

Никогда не думала, что буду в статусе жены офицера! И уж тем более не предполагала, что когда-нибудь буду лишена всех радостей современной жизни: походов в кинотеатр, кафе, прогулок по городу и просто живого человеческого общения. Прожив больше двадцати лет в мире цивилизации, мне предстояло ее покинуть и навещать лишь в короткие дни отпуска. Жизнь, конечно, коварная штука! Она не спрашивает, кем ты хочешь стать и где предпочитаешь жить. Она решает все за тебя! И, в силу определенных привязанностей, придется ее лишь понять и простить.

Я отдавала отчет, за кого выхожу замуж, и что меня ждет впереди. Муж на протяжении четырех лет морально меня настраивал к жизни на границе. «Готовься жить в прохудившемся деревянном доме и мыться с тазика» - заботливо говорил он. А я, после этих слов, незаметно сплевывала через левое плечо и молилась о более комфортных жилищных условиях. Да, действительно молилась. Ну, хотя бы не тазик! Вспоминая детские годы, когда в городе отключали горячую воду каждое лето на три долгих месяца, я отлично уяснила, как это плохо и жутко холодно. Но за четыре года усиленного аутотренинга мне стало казаться, что я смогу жить даже в палатке и сама добывать себе пропитание в лесу.

Так было до того дня, пока в пограничном институте не произошло распределение. С грустным голосом и, скорее всего, поникшим видом, позвонил муж и удрученно заявил - едем в Нальчик! Забыв напрочь школьный курс географии, я стала рыться в интернете в поиске этого Нальчика и уже через пять минут у меня была истерика: я воочию представила себя в холодном деревянном доме, в ванне стоит злосчастный тазик, а за окном горы и стадо баранов. И это было неминуемо! Разводиться поздно, да и рожать со дня на день. Тем более, я так стойко переносила всю «подготовку», что струсить в последний момент было бы недостойным звания жены офицера. Поэтому немного погрустив, взяла себя в руки и стала представлять наш уютный и теплый заставской домик. Мысли материальны!

Кстати, практика показывает, что многих пограничников бросают девушки, и даже жены, когда узнают, куда их определяют служить. Одна знакомая, находясь в отношениях с курсантом, разорвала их как раз тогда, когда подходило время узнать новое место работы. Или вот: жена молодого лейтенанта после трех месяцев жизни в поселке на границе Дальнего Востока подала на развод и сбежала с этого захолустья. Судить их за это сложно: не каждая девушка способна отказаться от мирских развлечений в пользу жизни на глухой границе, даже если сама считает иначе.

Спустя два месяца и 12 часов полета с одного края страны в другой, я испытала необычайное облегчение: у нас была своя квартира, с отоплением и горячей водой. В поселке есть больница и магазины, а люди, несмотря на другую веру исповедания, на редкость добрые и открытые. Жить можно! Но главное, мы находились в курортной зоне, куда круглый год приезжают туристы со всего мира покататься на лыжах и посмотреть на красоты республики. Здесь текут источники минеральных вод, продаются всегда свежие овощи и фрукты, а горный воздух не идет в сравнении с тем, которым дышишь в городе. Единственное, о чем я забыла мысленно представить и искренне пожелать - это хорошие соседки. Оказывается, их, как и родителей, не выбирают, а жаль.

Военная служба, как рулетка - сегодня ты «в шоколаде», а завтра уже в Магадане. Причем город Магадан для военных - это как страшилка на ночь: все боятся этого места и не хотят туда попасть. С местом службы нам повезло больше, чем остальным выпускникам. Многие действительно живут в холодных домах, которые в прошлом были, например, обычной конюшней. Когда муж военный, еще и на Кавказе, начинаешь любить походы в гору. Действительно, ничего так не бодрит после долгих посиделок дома, как прогулка высоко в горы. И красота там открывается необычайная. Мы даже брали с собой сына, когда тот немного подрос. Усаживали его в рюкзак и отправлялись в горы. Когда поднимаешься в первый раз, внутри царит дикий ужас: скалистая тропинка вдоль края горы, которая местами осыпается - бодрит, так бодрит. Но со временем к этому привыкаешь и начинаешь даже получать адреналин, особенно тогда, когда встретишь там шакалов или медведя.

Оглядываясь назад, я ничуть не жалею, что вышла замуж за военного человека. Не буду перечислять всех преимуществ, которые я приобрела с таким выбором. Скажу одно: я рада, что моя жизнь складывается именно так, а не иначе. Я вижу много примеров счастливой жизни в семье, где муж военный. Они заводят детей, делают в квартире ремонт и планируют свой отпуск, несмотря на то, что за окном крайний север, горячая точка или непроходимое болото. Им не мешают тяготы и лишения военной жизни - они их просто не замечают! Выйдя замуж за военного, я получила не только любимого человека, но и пропуск в незаурядную жизнь, которую не найдешь в мегаполисах и городах. Выбирайте сердцем и во всем старайтесь видеть плюсы!