Прически времен марии антуанетты. Причёски в стиле рококо: исторические и современные варианты

Эпоха рококо давно прошла, но отголоски ее сохранились до сих пор. И это не только произведения искусства того времени, но и элементы моды. Многие до сих пор ломают голову над тем, как сделать прическу в стиле рококо или повторить макияж. И ведь это действительно нелегко.

Общие положения о прическах рококо

Прически эпохи рококо отличались своей замысловатостью. Поначалу это были просто убранные волосы, поднятые вверх. Но потом они стали делаться слишком высокими, с большим количеством украшений, в качестве которых использовались цветы, перья, ленты, жемчуг… Самостоятельно сделать что-то со своими волосами было сложно, поэтому у каждой придворной дамы был личный или приходящий мастер- парикмахер.

Иногда прическа делалась так долго и мучительно, что женщина потом носила ее неделю. Ходить и спать она старалась очень аккуратно, чтобы каждый локон оставался на своем месте. Иногда прямо в шевелюру вплеталась шляпка, что делало образ еще более причудливым. Но именно этого дамы и добивались. Прически рококо являлись этаким эталоном стиля.

Рококо сегодня

Современные девушки даже не представляют каких трудов стоило мастерам сделать прическу. Ведь у них не было ни мусса, ни лака для волос, ни плойки… Сегодня прически рококо редко используются для повседневной носки. Чаще они делаются для показа мод или театральных постановок. Популярны также свадебные прически в стиле рококо. Подробных пошаговых инструкций к ним нет, но есть основные положения, которыми можно руководствоваться.

  1. Не жалейте лака для волос. Закрепляйте им каждый локон, каждую прядку;
  2. Никаких челок. Если у вас она есть, то ее придется укладывать в прическу, фиксируя лаком;
  3. Все прически рококо основаны на высоком начесе, поэтому будьте готовы, что волосы после расплетения будут спутаны;
  4. Почти любую укладку можно замаскировать под рококо благодаря аксессуарам. Подглядите идеи в Интернете, изучите старинные портреты придворных дам и попробуйте сделать заколку своими руками.

Невеста в стиле рококо

Если вы на своей свадьбе решили воссоздать атмосферу этой эпохи и выбрали соответствующее пышное платье, то необходимо уложить волосы в стиле того времени. Своими руками вряд ли получится это сделать, поэтому чаще всего невесты обращаются в салоны или к своим рукастым подружкам. Представим поэтапную схему выполнения прически в стиле рококо.

Воссоздавать гигантскую прическу для свадьбы не следует. Невесте будет неудобно, да и сложно сделать что-то подобное в домашних условиях. Поэтому в качестве образца выберем вариант, представленный на фото ниже. Скромно, современно, но в духе рококо – с начесом и без челки.

  1. Берем большую прядь со лба и делаем начес;
  2. Фиксируем его лаком и создаем объем. Закалываем прядь невидимками на макушке;
  3. Остальные волосы собираем . На фото показана гладкая укладка, но при желании шевелюру можно предварительно . Если на голове будут красивые волны, это будет ближе к той эпохе. Локоны не забудем зафиксировать лаком;
  4. Из хвоста берем небольшие прядки, завиваем их плойкой и с помощью невидимок и шпилек закрепляем на голове;
  5. Получившиеся локоны должны располагаться на голове так, чтобы полностью скрыть резинку, держащую хвост.

Чем объемнее будет начес, и чем выше вы сделаете хвост, тем больше ваша укладка будет похожа на рококо. Если ваши волосы очень густые, то можно делать не хвост, а , но не их всех прядей. Украшать свадебные прически в стиле рококо можно любым способом. Лучше, если это будут атласные ленты в цвет свадебного платья, цветы, различные аксессуары, перья.

Видео: варианты причесок в стиле Рококо

Философию стиля Рококо определяли женщины. «Женщины царствовали», — сказал Пушкин о том времени, когда заря рококо только занималась. Рококо считает главным в жизни — праздник, утонченное наслаждение и любовь. Игра, «искусство казаться» в жизни достигло в этот век такого совершенства, что театр с его условностями на сцене — померк.

На протяжении всего XVIII в. чувственность и изысканность будут определять стиль женской аристократической одежды. В моде тонкая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер, маленькая головка, небольшая высокая грудь, маленькие руки, тонкая шея, узкие плечи — женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку.

Все аристократки, будь то роскошная маркиза де Помпадур или добродетельная Мария-Терезия, с легкой руки герцогини Шрусбери, носили умерено пышные юбки на каркасе и маленькую, скромную, слегка припудренную причёску, украшенную букетиками или кружевной наколкой.

Маркиза де Помпадур

Австрийская императрица Мария-Терезия

Пышность юбки гармонировала с прической и была относительно невелика

Однако с появлением на истрической сцене Марии-Антуанетты панье (в России — фижмы) постепенно приобрели просто устрашающие размеры. К 1725-му году они достигали 7-ми и более футов диаметром, вследствии чего круглое панье заменяется двойными фижмами, когда две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно) крепили тесьмой на талии.

Юбка с панье "с локтями"

Эта юбка с панье "гондола" (плоская спереди и сзади)

Однако ширина такой юбки создавала ее владелице массу неудобств.. в частности, было невозможно сесть в карету или пройти в дверь. Французские портные вскоре усовершенствовали и эту модель, предложив остроумную конструкцию, правда, довольно сложную: металлическое панье, отдельные части которого крепились на шарнирах и были подвижны. Управлялись они с помощью лент, выпущенных через небольшие разрезы на поверхность юбки.

По мере увеличения ширины юбки росла и высота дамских причесок. Все начиналось скромно…:-)

Однако уже в 70-е годы прически представляют собой целые сооружения высотой от 50 до 100 см, возведением которых по несколько часов занимаются искуссные парикмахеры-куафёры.

Настала эпоха парикмахерских безумств, ознаменованная появлением прически "Цветы королевы", украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия.

Соперничая между собой, столичные куафёры измышляли не только невиданные до сих пор причёски, но и неслыханные для них названия: «Зодиак», «Бурные волны», «Охотник в кустах», «Бешеная собака», «Герцогиня», «Отшельник», «Капуста», «Мушкетёр», «Полисадник», «Улыбка ангела», «Расцветающая приятность», «Прелестная простота».

Творчество виртуоза парикмахера и шляпника Леонара Отьё по прозвищу Боляр — «Великолепный» и неуёмная фантазия королевы Марии-Антуанетты дали миру такие шедевры, как «Взрыв чувствительности», «Сладострастная», «Тайная страсть». В сравнении с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором. В них находили отражение международные события, успехи в технике.

Головные уборы, конечно же, существовали самостоятельно. Целое направление в создании шляп, придумал знаменитый маэстро: «шляпы настроения», — так назывались причудливые сооружения, вписанные в не менее причудливые причёски изысканных дам. Они предназначались для выражения тайных мыслей и чувств особы, надевшей такую шляпку.

Удобство, изящество и красота были принесены в жертву Её Величеству Моде. Несмотря на очевидные неудобства таких причесок — дамы спали, положив голову на специальные подставки, на голову надевались специальные каркасы и эта опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. На такие высокие причёски использовали десятки шиньонов, шпилек, помады и пудры — куафёры изобретали и воплощали в жизнь всё новые и новые виды «искусственности», стараясь угодить всем вкусам, пристрастиям, а также сообразуясь с политическими переменами. Число разнообразных причёсок постоянно увеличивалось. В книге «Похвала парикмахеров, направленная дамам» их было перечисленно 3774.

Стиль рококо зародился в Западной Европе несколько веков назад. Что же такого особенного в этом стиле и почему он до сих пор вызывает восхищение у многих представительниц слабого пола?

Прически в стиле рококо

Первая половина периода рококо отличалась аккуратными и достаточно скромными прическами. Но уже через некоторое время настает период невероятных и замысловатых причесок. Сначала волосы просто сильно взбивали и гладко расчесывали, придавая форму яйца. Далее через темя укладывали два плотных трубчатых локона от уха до уха. Сзади к прическе крепили шиньон. Вместо локоном использовали букли. Украшали прическу цветами, а локоны - жемчугом.

Стиль рококо своими невообразимыми прическами обязан придворному парикмахеру Леонарду Отьё по прозвищу Боляр. Прически в стиле рококо требовали огромного количества пудры, помады, шпилек и других приспособлений. Именно поэтому прическу не разбирали несколько дней или целую неделю. Дамы спали на специальных подголовниках, которые держали все это великолепие на голове.

Для создания образа использовались и отдельные головные уборы. Знаменитые "шляпы настроения " представляли собой причудливые сооружения, которые встраивались в прическу и имели определенное значение. Украшения в стиле рококо для укладки волос стали неотъемлемой частью образа. Создавались целые миниатюры, отображающие политические события, театральные моменты и многое другое. Позже прически стали украшать волны шифона, драгоценности, перья и цветы. Боляр умудрялся создавать украшения из всего, что под руку попадалось, и дамы были в полном восторге.

Одежда в стиле рококо

  1. Платья в стиле рококо оставались пышными. Сначала юбки в стиле рококо стали немного меньше, но со временем снова выросли до еще больших размеров, при этом каркас стал овальной формы. Лиф платья постепенно вытянулся вниз немного ниже талии. Верхняя часть платья в стиле рококо стала напоминать треугольник, декольте при этом оставалось очень открытым. Характерным для образа женщины в стиле рококо становится четкая граница: верхняя часть - маленький лиф, а книзу он переходит в невероятно пышную и объемную юбку. Рукава платья к локтю заметно сужаются, их украшают каскадными кружевами и лентами.
  2. Костюм стиля рококо сложно представить без множества лент. Кроме этого, часто в одежде использовали много живых или искусственных цветов. Именно в этот период цветы стали впервые использовать для украшения одежды и прически в стиле рококо. Из тканей популярными были сатин и атлас. Дело в том, что такие ткани позволяют создать множество складок и отлично гармонируют с матовым кружевом, что было отличительными особенностями стиля рококо.
  3. Аксессуары в стиле рококо также имеют свои отличительные особенности. Очень много внимания уделялось нижнему белью. Так как декольте было откровенным, часть белья всегда была на виду. В это период женщины начинают носить чулки, как белого, так и более ярких оттенков. Нижнее белье изготавливают из шелка с использованием кружева и вышивки. Большое значение придавали муфтам, веерам и перчаткам. Именно эти детали образа были предназначены для подачи сигналов кавалерам.

Макияж в стиле рококо

Стиль рококо делал акцент на нежные, постельные тона. Использовали нежно-голубые, бледно-желтые, розовые и серые оттенки. Все дамы выглядели молодыми и юными девами не старше двадцати лет. Такой эффект достигался при помощи румян и пудры. Иногда использование косметики играло злую шутку. Случалось так, что слишком толстый слой макияжа настолько изменял лицо женщины, что ее не узнавал собственный муж. Лицо было действительно молодым на вид, но совершенно безжизненным и походим на маску. Не редко дамы увлекались и парфюмом. Очень популярными были запахи пачули, нероли, фиалкового корня и розовой воды.

Введение

Тема данной дипломной работы: «Стилизованная прическа в стиле Рококо».

Целью дипломной работы является создание стилизованных образов, которые отразят взаимосвязь между эпохой Рококо и современными направлениями моды в прическе, ее форме, цветовой гамме.

Задачами работы являются:

Исследовать варианты создания причёсок в эпохи Рококо;

Исследовать изменения технологии выполнения причёсок эпохи Рококо;

Выбор образа из множества вариантов и его стилизация.

Предметом исследования является развитие парикмахерского искусства в эпоху Рококо от древности до наших дней.

Объектом исследования является - причёска как неотъемлемая часть образа и стиля.

Рококо - стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Изящная декоративность, интимность, утрировка изогнутых плавных линий - вот что определяет этот стиль.

В оформление интерьеров вводятся сложные лепные и резные узоры, завитки, раковины, отделка отличается изысканностью и лёгкостью. В убранстве внутренних покоев используют светлые шелка, позолоту, фарфор. Стиль рококо отличался причудливой асимметрией и изяществом форм. Его расцвет приходится на период правления французского короля Людовика XV. Это время когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах, пикниках и... любовных приключениях.

Оригинальный костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII века прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 70 сантиметров.

Знаменитые парикмахеры вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры.

Мужчины отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. Чуть позже в моду вошли белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.

«Подиумная причёска эпохи Рококо», наиболее актуальной не только в наше время, но и во все времена. Это наше прошлое и это же наше будущее, ведь жизнь, культура, искусство и новые направления не стоят на месте, они развиваются вместе с нами и с каждой эпохой совершают всё новые и новые открытия и перевороты.

Тема: «Стилизованная прическа эпохи Рококо», очень актуальна и вполне могла бы подойти для подиумных показов и конкурсах, так же в театрах и кино.

Глава 1. Анализ подготовки к выполнению разрабатываемых образов

1.1 Историческое и современное видение моды Рококо

В первой половине 18 века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.

Расцвет Рококо приходится на период правления французского короля Людовика XV (рис. 1). Это время когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах, пикниках и любовных приключениях. Стиль той эпохи носил черты хрупкости и утонченности, манерности и чувственности. В центре внимания оказывается внутренний мир.

В светских салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо всем и вызывало к жизни одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все хотели быть молодыми (вечно молодыми!): чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.

Движения, походку вырабатывали с учителями «хороших манер», даже сидя за столом, ноги вставляли в специальные колодки, приучая их к «третьей позиции». Недаром XVIII в называли «галантным веком», веком пудры, кружев, менуэта, веком женственного мужчины. Аристократические костюмы сверкали золотом и драгоценными камнями. Официальная одежда, служебная, салонная и даже домашняя были одинаково великолепны. Даже вместо пуговиц носили драгоценности, а парадные платья, даже самые дорогие, надевали лишь по одному разу.

Объемные формы одежды барокко отошли в прошлое, платье как будто снова приобрело человеческие размеры. Помпезность и торжественность сменились капризом и прихотью, асимметричность победила гармоничность. Свободно развевающиеся платья барокко как бы опали и приобрели более определенные формы, детали костюма уменьшились и стали более изысканными. Заметных перемен в покрое одежды не произошло.

Женский костюм (рис. 2) Грациозность и легкость отличают силуэт женского костюма того времени: узкие плечи чрезвычайно тонкая талия, высоко приподнятая грудь, округлая линия бедер и т.д. Опять в моде платья на железных обручах, юбки стали шире и приобрели куполообразную форму.

Во второй половине столетия юбка сильно расширяется в стороны, ее круглая форма превращается в овальную (растянутую в боках и сплюснутую спереди и сзади). Бока юбки так вытянуты, что кавалер не мог идти с дамой рядом, а шел несколько впереди, ведя ее за руку. Иногда вокруг талии просто укрепляли небольшие каркасики - фижмы, вытянутые в боках и сплющенные спереди и сзади. Талия стянута корсетом, сильно приподнимающим грудь, слегка приоткрытую неглубоким широким вырезом. Вырез вокруг шеи и на груди драпируется кокетливой косыночкой (часто с бахромой). Позже ее поднимают до подбородка, искусно создавая видимость высокой груди, модной в то время. Эту моду ввела супруга Людовика X королева Мария-Антуанетта (рис. 3), обладавшая безупречно красивым небольшим, но высоким бюстом.

Узкие в локтях рукава, подобно вырезу, украшены каскадом струящихся кружев, лент и позументов (золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма). Большое значение придается также мелким дополнениям к одежде. К ним относится веер, который был необходимой частью умения кокетничать, сумочка «помпадур» для бесчисленных косметических мелочей, перчатки и муфта.

Рис. 2. Женские платья

Рис. 3. Королева Мария-Антуанетта

Особенно кокетливо выглядят туфли - маленькие и изящные, как и вообще весь костюм, с глубоким вырезом и большим каблуком вычурно-изогнутой формы. Дополняли парадный костюм цветные чулки с золотой и серебряной вышивкой, во второй половине века - белые шелковые чулки с ажурным орнаментом или вышитой стрелкой. Дамская обувь в то время изготавливалась из цветной кожи, парчи, атласа, бархата. Парчовые атласные туфли расшивали цветными шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитками, камнями (рис. 4).

Рис. 4. Женские туфельки

В одежде стиля рококо, весьма сильно обнажающей тело, большое внимание уделялось женскому нижнему белью - нижней юбке с распашной кофточкой - неглиже (от французского neglige - небрежный). Шелковое, обильно украшенное золотом и серебром, вышивками и кружевами, оно становится предметом гордости дам (рис. 5).

Рис. 5. Нижнее бельё и корсеты

Прически 18 века очень интересны своим великолепием и разнообразием. Ведь, как свидетельствует история парикмахерского искусства (а особенно в эпоху величественного, роскошного, утонченного и пафосного рококо мастеров по укладке волос называли и приравнивали к статусу выдающихся и одарённых художников), ни одна шикарная прическа светской особы, подобно впечатляющей скульптуре или шедевральному полотну, не имела аналогов ни в одной части света. То есть каждый талантливый и востребованный парикмахер уже в 18 веке гарантировал эксклюзивность своего творения.

Вообще, откровенно говоря, именно бесподобные и восхитительные, фантастические и роскошные прически 18 века и для влиятельных мужчин того времени, и для придворных фавориток произвели революцию в мире моды, эстетического мировоззрения, художественном мышлении в целом и в парикмахерском искусстве - в частности. Понятное дело, как и всякое искусство с определённой долей субъективного художественного мироощущения творца, мастерство парикмахера отображало современные ему реалии и ориентировалось на возможности, потребности и дух эпохи. Поэтому многие прически 18 века неразрывно связаны с важнейшими историческими событиями. Например, в ознаменование спуска на воду королевского фрегата «Адмирал» (рис. 6) в моду вошли прически 18 века а-ля парусный корабль, прекрасно закрепился на макушке изысканной худощавой леди.

После 1770 года в период позднего Рококо наступил расцвет парикмахерского искусства. Женские причёски. Оригинальный костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII в. прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 70 сантиметров. Причем это происходит чуть ли не пропорционально тому, как все больше и больше расширяется юбка на бедрах. Знаменитые парикмахеры вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры (рис. 7). Высокие прически делали с помощью жира, помады, булавок, страусовых перьев. На высокую прическу водружали корзинки с фруктами или рога изобилия. Особенно популярной была прическа фрегат - нагромождение из волос в виде парусного корабля в верхней части головы. Такую прическу не разбирали несколько дней, во время сна пользовались подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу.

Только после припудривания в прическ


Эпоха Рококо

XVIII в. был веком расцвета женских причесок и париков. Никогда разнообразие моды и её «драматичность» не были показаны так очевидно, как в эпоху рококо. Между двумя крайностями – от высокой причёски к низкой и наоборот – постоянно колебалась мода. В первой половине XVIII столетия женские причёски во Франции продолжали оставаться громоздкими и тяжеловесными. В основном они повторяли силуэты причёски «а-ля Фонтанж» с небольшими изменениями. В скором времени высокая причёска в 2 фута (62 см) начинает опускаться и получает название «Фонтанж-комод» - «удобная».


Жёны буржуа носили причёски поскромней: «а-ля Кульбит», «а-ля Мутон». В 1712 году «фонтанж» становится не модным и исчезает. Король Людовик XIV теряет былой интерес к моде и полностью подчиняется влиянию своей последней фаворитки мадам Ментенон, набожной и скромной женщины, носящей нелепую, приплюснутую причёску, получившей язвительное название «Смирение». Все придворные дамы вынуждены были причёсываться «а-ля Ментенон» .

С 1725 года (при дворе Людовика XV) входят в моду маленькие, изящные причёски, которые сильно пудрили. Эти причёски называли «малыми пудренными». Они были почти одинаковы для мужчин и женщин. Волосы завивали в лёгкие завитки, наподобие раковины и укладывали вокруг головы широким венком, оставляя затылок гладким. У женщин в причёске присутствовали ещё два змеевидных локона, которые спускались на сильно декольтированную грудь. Такую причёску носила графиня Коссель, фаворитка курфюстра саксонского Августа II, поэтому причёску называли её именем.


Мария Лещинская, полька по происхождению, уделяла много внимания своей внешности и гардеробу. 1725 году она вышла замуж за Людовика XV и много сделала для развития моды при королевском дворе. Причёску графини Коссель она усовершенствовала, украсила пером и брошью, и назвала её «Полонез» .



Вступление на престол Людовика XVI ознаменовалось двумя вещами: невиданным ростом государственного долга Франции и появлением новой причёски «Цветы королевы» , украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия. Это было началом парикмахерских безумств. Очень скоро мода вытеснит прежние, более скромные причёски времён раннего рококо. Тон задаёт сама королева. В 60 – 70-е годы причёски представляют собой уже целые сооружения в полметра высотой, которые возводят искусные парикмахеры-куафёры. Работа длится по несколько часов. Парижский «Courrier des Dames» даёт модницам очередной совет: «Каждая дама, желающая привести свои волосы в соответствие с последними вкусами, должна приобрести эластичную подушечку, точно соответствующую размерам её головы. Уложив, напудрив и напомадив как следует волосы, нужно подложить под них подушечку и поднять до нужной высоты…». Соперничая между собой, столичные куафёры измышляли не только невиданные до сих пор причёски, но и неслыханные для них названия: «Зодиак», «Бурные волны», «Охотник в кустах», «Бешеная собака», «Герцогиня», «Отшельник», «Капуста», «Мушкетёр», «Полисадник», «Улыбка ангела», «Расцветающая приятность», «Прелестная простота» .

Боляр – виртуоз моды .

Блистательный Леонар Отьё по прозвищу Боляр - «Великолепный», был придворным парикмахером и шляпных дел мастером Её Величества Марии-Антуанетты. «…Виртуоз моды – утончённый, жеманный, манерный, одним словом, настоящий кутюрье, он полностью соответствовал тому типу, многочисленные образцы которого нам хорошо известны. Его современник – поэт, оставил хвалебные строки, посвящённые Боляру - Архимеду моды, волшебнику, который в своём роскошном магазине распоряжается вкусами клиента:

Боляр, cтолько шедевров, таких блестящих, Которыми ты украсил своё Отечество, Подтверждают твой огромный талант. Ты держишь драгоценный жезл, Что превратил Французскую империю В империю счастья и феерии.

Боляр преподнёс королеве сделанную им самим благоухающую розу, сердцевина которой открывалась, являя взору миниатюрный протрет Её Величества. Это показалось очень обидным для Розы Бетрэн, которая стремилась к единовластию над своими высокопоставленными клиенками и, она надолго отказалась выполнять заказы принцессы де Ламбаль, виновницы знакомства Боляра с Марией-Антуанеттой.

Ближайшее окружение Марии-Антуанетты также были клиентками Боляра. Мадам де Матиньон, известная своими дерзкими выходками (даже в день казни она осталась верна себе: на эшафот она взошла нарумяненная и в шикарном платье), заключила с великим куафёром соглашение: двадцать четыре тысячи ливров и он каждый день сооружает ей новую причёску. Эти причёски были настолько высокими, что « дамы ехали в своих каретах, стоя на коленях или согнувшись до предела. Их лица будто вставлены в середину тела…», - так писали в 1775 году.

Причёски требовали много шпилек, помады, пудры, поэтому её старались сохранить как можно дольше, не разбирая несколько дней, а то и недель. Во время сна дамы пользовались специальными подголовниками, которые позволяли держать причёску на весу. Тот же знаменитый Леонар Боляр, был первым создателем причесок, составлявших единое целое с головным убором.

Творчество виртуоза парикмахера и неуёмная фантазия королевы дали миру такие шедевры, как «Взрыв чувствительности», «Сладострастная», «Тайная страсть». В сравнении с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором. В них находили отражение международные события, успехи в технике

Головные уборы , конечно же, существовали самостоятельно. Целое направление в создании шляп, придумал знаменитый маэстро: «шляпы настроения» , - так назывались причудливые сооружения, вписанные в не менее причудливые причёски изысканных дам. Они предназначались для выражения тайных мыслей и чувств особы, надевшей такую шляпку. Вокруг головок легкомысленных дам вились бабочки – целая стая вестниц любви говорила о поисках или поощрении флирта с кавалером, саркофаги и траурные урны говорили о меланхолии из-за погибшей любви. Для герцогини де Шартр, которая в 1775 году родила сына (будущего Луи Филиппа) Леонар придумал причёску с восседающей роскошной кормилицей, державшей ребёнка на руках. Маленькие фигурки – безделушки стали необходимым средством для создания задуманного образа. Отныне у них появилась самостоятельная жизнь в неизменном процессе создания костюма. Они позволяли модисткам и куафёрам воплощать любые фантазии: политические события, сражения и победы, судебные процессы, театральные успехи, салонные сплетни – всё служило предлогом для создания новых украшений, отделки новых моделей головных уборов и причёсок.