То, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, - открытие не нашего времени. Это хорошо знали жители Др.Греции, Рима, восточных стран. Крупный ученый Древнего Востока Аль-Хорезми писал: «На моей родине с древних времен применяют для лечения слово, лекарство, нож, а также музыку. Я предпочитаю последнее».
В конце прошлого века русский физиолог И.Р.Тарханов, изучавший роль различных внешних воздействий на организм, в числе прочего заинтересовался музыкой. Своими исследованиями он доказал, что мелодии, доставляющие человеку удовольствие, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления.
Выяснилось также, что музыка, которую слушают с удовольствием, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.
Замечено также, что музыка действует избирательно в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Игра на кларнете, например, влияет преимущественно на кровообращение, скрипка и фортепьяно лучше всего успокаивают, а самым расслабляющим действием обладает флейта.
В развитых странах, где здравоохранение достигло наиболее высокой технической оснащенности, очень широко применяют музыку. Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля.
В Японии, например, музыка стала одним из элементов родовспоможения, в результате чего уменьшилось число осложнений в родах, а младенцы появляются на свет более спокойными.
Самый большой эффект дает музыка в профилактике и лечении нервно-психических заболеваний. Музыка «…влияет благотворно на настроение, а так как расстройства настроения составляют важный элемент душевных болезней, то полезное ее влияние весьма возможно» – считал видный русский психиатр С.С.Корсаков.
В Мэрилендском центре психиатрических исследований (штат Балтимор), систематически используя музыку в программе психоделической терапии, убедились в ее огромных психотерапевтических возможностях. Она помогает мобилизовать эмоции, сделать их доступными для внешнего выражения.
Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли и др.
В работе с группой громкая и динамичная музыка позволяет включить участников группы в единую художественную форму. Элен Бонни, музыкальный терапевт, сотрудница мэрилендского научно-исследовательского психиатрического центра, разработала на основе своих представлений о терапевтических возможностях музыки технику под названием «Направленное воображение под музыку» (Bonny and Sawry, 1973).
Музыка в семье искусств, таким образом, занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека: она способна влиять на психику, и на физиологию человека, она может оказывать возбуждающее и успокаивающее действие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому с большой настойчивостью утверждается тезис о возможности музыкального воспитания всех детей без исключения.
Музыка и движение.
Педагог по музыкальной ритмике в своей деятельности опирается на данные физиологии и психологии, в которых утверждается тесная взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Об этой связи писал великий русский физиолог И.М.Сеченов в своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866). Он подчеркивал, что слуховое восприятие, как и мышечное, связано с временными ощущениями. В работе ученого, невролога и психиатра В.М.Бехтерева «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» констатируется наличие динамики музыкального переживания ребенка. Как было установлено, вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр; поэтому развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений (в хороводах, плясках).
Итак, зная, что эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог может направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный муз-ритмический репертуар. Свобода и непосредственность в выполнении движений составляют привлекательную особенность музыкально-ритмических занятий.
Программа «Музыкально-ритмического развития» в группе «Особый ребенок» учитывает непосредственно-эмоциональную реакцию на музыку и определенные двигательные возможности.
Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных движений, от сочетания музыки с пластикой тела и жестов. Музыкально-ритмические занятия поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Чувства и настроения вызванные музыкой, придают движениям определенную эмоциональную окраску и выразительность.
На музыкально-ритмических занятиях не следует давать сложных движений, т.к. дети имеют различные двигательные возможности: у одних плохая осанка, у других слабая координация движений, далеко не все сразу могут согласовать движения с музыкой, а также многим присуща плохая ориентация в коллективе и пространстве. Необходимо постепенно выправлять эти недостатки, обогащать запас двигательных навыков у детей.
В музыкально-ритмические занятия включаются движения из области физкультуры (основные движения, простейшие гимнастические упражнения, упражнения с предметами, построения – шеренга, колонна, круг), из области танца (элементы народных хороводов, парные детские танцы, танцы с игрушками), используются очень широко сюжетно-образные движения (изображаются движения животных, птиц, действия людей и т.п. Кроме того, элементами музыкально-ритмических занятий в группе «Особый ребенок» являются и слушание музыки, и использование музыкальных произведений (простейшие вокальные упражнения, игра на детских музыкальных, шумовых инструментах), микробеседы о прослушанной и исполняемой музыке.
Музыкально-ритмические занятия оказывают немалое воспитательное воздействие. Выполнение заданий (музыкальных, пластических) всем коллективом развивает у детей дисциплину, чувство товарищества. Кроме того у детей развивается память и внимание, вырабатывается активное торможение (дети постепенно приучаются делать остановки с окончанием музыки, переходить от одного движения к другому: с шага на бег и т.д.)
Структура урока.
1.Вводная часть – организационная.
В нее входят построения, различные виды шагов, бег, прыжки (легкие, танцевальные); задания на ориентацию в пространстве (ходьба колонной по кругу, с огибанием различных предметов; свободное движение по залу по одному и парами – в соответствии с характером музыки); сюжетно-образные движения (подражания животных, птиц, людей и др.)
2.Основная часть.
1)Слушание музыки.
2)Исполнение (участие в исполнении) музыкальных произведений.
А) игровые вокальные упражнения
Б) игра на детских музыкально-шумовых инструментах.
3)Ритмические задание
Выделение «пульса» музыкального произведения, а также исполнение простейших ритмических рисунков с помощью хлопков, притопываний, легких взмахов (дирижирование) руками, покачивания головой и т.д.
4)Пластическое интонирование, сюжетно-образные движения.
3.Общеразвивающие упражнения; упражнения с предметами; работа над элементами танцевальных движений; повторение ранее разученных танцев, хороводов.
4.Музыкальная игра.
5.Заключительная часть-слушание расслабляющей, спокойной музыки.
Примерный конспект музыкально-ритмического занятия.
Дети сидят на стульях.
Урок открывается рассказом учителя о том, что дети сегодня отправятся кататься на паровозе (показ изображения паровоза). Т.к. дети уже знакомы и с данным видом работы, и с рисунком, проводится небольшая беседа: что изображено на рисунке; что тянет за собой паровоз; о рельсах, по которым передвигается паровоз; как стучат его колеса.
Затем учитель выбирает одного из детей, который будет выполнять роль паровоза (на предыдущих уроках учитель сам выполнил эту роль), остальные-«вагончики», зацепившиеся за паровоз. Учитель с помощью стульев обозначает углы зала, в то же время эти стулья выполняют роль препятствий, встречающиеся на пути паровоза с вагонами, которые последнему необходимо огибать. Задание выполняется под маршевую музыку; ходьба сильным, бодрым шагом. (Музыкальный материал: «Марш» Э.Парлова).
Движение заканчивается вместе с окончанием музыки: паровоз остановился – дети выходят из вагонов. Проводится беседа «Где остановился паровоз?» по иллюстрации «Лесная полянка».
Дети отправляются гулять парами по лесным тропкам спокойным, мягким шагом. Движения неторопливые в свободном направлении (Музыкальный материал Т.Лемова «На прогулке»). Начало и конец движения вместе с музыкальным сопровождением, характер движений должен соответствовать музыке.
По окончании прогулки учитель рассказывает детям о том, что деревья лесной полянки, по которой мы гуляли, приветствуют детей танцами с ветром. Выполняется мягкое покачивание поднятыми вверх руками, подражающее качающимся ветвям деревьев.(Музыкальный материал: Д.Кабалевский «Вальс»). Сокончанием музыки заканчивается и движение, дети садятся на стулья.
Учитель показывает детям иллюстрацию, на которой изображены воробьи. Проводится беседа «Кто спрятался в ветках деревьев?». Учитель говорит:»Как только ветер стих, деревья перестали качаться, и воробьи радостно запели свою простую песенку.
Слушание попевки «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой. Учитель рассказывает о том, что на веточках сидят разные воробьи: взрослые и малыши, и поют они тоже по-разному. Учитель показывает пение взрослых воробьев и малышей. После чего дети вместе с учителем исполняют всю попевку. Далее учитель предлагает отгадать, какой воробей поет: взрослый или малыш, - исполняя одну из частей попевки. Отгадав музыкальную загадку, дети исполняют эту часть попевки, прохлапывая «пульс» музыки. Учитель дает установку: «Воробей поет – мы ему хлопаем!»
Учитель продолжает сюжетную линию: «Но вот вновь подул небольшой ветер, воробушки вспорхнули и полетели стайкой искать зернышки». Звучит музыка, дети-воробышки поднимают руки-крылья в стороны и легким бегом передвигаются в свободном направлении. Со сменой музыкального сопровождения меняется движение: дети-воробышки прыгают легко на двух ногах. (Музыкальный материал: В.Серов, отрывок из оперы «Рогнеда»). Игра повторяется несколько раз. Важно, чтобы дети самостоятельно передавали в движении изменения музыки.
И вновь небольшая беседа «Почему у воробышек такие сильные крылья?» Учитель делает вывод: «Воробушки по уторам делают зарядку».
1)мягко разминают крылышки(исполняется первая часть упражнения «Мягкие и твердые руки» под музыку Гречанинова «Мазурка», 1 часть);
2)здороваются с солнышком (исполняется вторая часть упражнения: взмахи рук вперед и наклоны, - под 2 чсать «Мазурки» Гречанинова).
В дальнейшем эта зарядка воробушек перерастает в танец-упражнение, который исполняется в хороводе.
После упражнения-зарядки учитель предлагает детям вместе с воробышками и солнцем станцевать знакомый танец (исполняется сербский народный танец «Erasko kolo).
В заключение учитель рассказывает о тепле, которое дарит солнышко за то, что мы так весело танцевали. Звучит фрагмент музыки в кинофильму Эннио Марриконэ « Слушание этого фрагмента можно провести в кругу, где дети сидят на ковре, взявшись за руки и закрыв глаза.
^ Содержание музыкального материала занятия:
1)«Ходьба». Ходьба бодрым шагом, сцепившись в «Паровозик». Ходьба маршевым шагом по залу с сохранением прямых углов, обозначенных стульями. Учитель следит, чтобы дети не отцеплялись от «паровозика», передавали характер музыки характером движения, начинали и заканчивали движение вместе с музыкой.
^ Э. Парлов «Марш»
2)«Погуляем!» Дети ходят парами в свободном направлении, спокойно, неторопливо, в естественном для них темпе, с окончанием музыки останвливаются.
^ Т.Ломов «На прогулке»
3)»Деревья». Мягкие движения поднятых вверх рук из стороны в сторону. Следить, чтобы дети не раскачивались всем корпусом, сохраняли «пульс» музыкального произведения.
^ Д. Кабалевский «Вальс»
4)»Птица и птенчики». Слушание, работа над различением высоких и низких звуков, исполнение (по частям, целиком, с «пульсацией»).
^ Е. Тиличеева «Птицы и птенчики»
5)«Воробушки».
Такты 1-4. Дети-воробушки легко прыгают на двух ногах.
Такты 5-8. Воробушки полетели – дети поднимают руки-крылья в стороны и бегают в свободном направлении. С окончанием музыки присаживаются на корточки. Следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга, передавали в движении смену музыкального сопровождения, при «полете» не забывали про движения рук-крыльев, чтобы движения были легкими.
^ А.Серов, отрывок из оперы «Рогнеда».
6)Упражнение «Мягкие и твердые ручки».
Исходное положение – основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки опущены).
Такт 1. Поднять вперед свободные, мягкие руки.
Такт 2. Развести руки в стороны.
Такты 3-4. Медленно и мягко опустить руки вниз.
Такты 5-8. Повторить движения тактов 1-4.
Такты 1-2. Рывком поднять руки вверх, поднимаясь при этом на носки, При подъеме рук следить за ними глазами.
Такты 3-4. Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу, наклон вперед.
7)Сербский танец «Erasko kolo».
1 часть. 8 приставных шагов вправо по кругу, держась за руки. 8 приставных шагов влево.
2 часть. 8 тактов – легкий танцевальный бег вправо. 8 тактов – влево.
Материал к урокам музыкально-двигательного развития.
Первый год обучения.
Музыкально- двигательные упражнения.
№№ | | Музыкальное сопровождение | Программное содержание | Литература | |||
1. | «Бегите ко мне!» | «Пляска», Е.Тиличеева | Ориентация в пространстве; смена движения на неподвижное ожидание по музыкальному сигналу (смена характера музыкального сопровождения). | | |||
2. | «Дудочка» | «Дудочка», Т. Ломова | Развитие воображения; требование спокойной ходьбы в свободном направлении, ориентация в пространстве, ходьба с мелкими движениями кистей рук, выполнение движений кистей рук, стоя на месте. | «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду». Составители: Раевская Е.Н., Руднева С.Д., Соболева Г.П., Ушакова З.Н., Царькова В.Г. Москва, 1991. | |||
3. | «Жуки». | Венгерская народная мелодия в обработке Л. Вишкарева. | Ориентация в пространстве; восприятие двухчастной формы музыкального произведения; чередование легкого бега с отведенными в стороны руками и быстрых движений руками и ногами из положения «лежа на спине». | Дубянская Е.М. «нашим детям, Ленинград, 1971. | |||
4. | «Воробушки» | Отрывок из оперы «Рогнеда», В.Серов | Восприятие двухчастной музыкальной формы; ориентация в пространстве; чередование легкого бега с легкими прыжками на двух ногах; развитие навыка одновременной работы и руками, и ногами, распределение внимания. | . | |||
5. | «Качание рук» и «Мельница» | Английская народная мелодия. | Чередование спокойного покачивания (скрещивания) рук с активными упругими маховыми движениями рук. | Дубянская Е.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971. | |||
6. | «Лошадки» | «Галоп», И.Дунаевский. | Высокий подъем ног во время бега; ориентация в пространстве. | Дубянская Е.М. «нашим детям», ленинград, 1971. | |||
7. | «Качели» | Сочинение 37 «на качелях», В. Ребриков. | Чередование плавных и ритмичных движений рук; регулирование мышечного тонуса. | Дубянская Е.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971 | |||
8. | «Рисование на песке» | Сочинение 31. В. Ребриков. | Развитие воображения, навыка плавных движений, умения создавать музыкально-двигательный образ». | . | |||
9. | «На лугу» | Английская народная мелодия | Ориентация в пространстве, восприятие двухчастной формы музыкального произведения; развитие умения создавать музыкально-двигательный образ, развитие воображения; развитие гибкости, ритмичности движений. | | |||
10. | «Ходьба» | «Марш», Э.Парлов. | Реагирование на начало и окончание звучания музыки. Передача маршевого характера музыки бодрым шагом. Задания на ориентацию в пространстве: огибание предметов, ходьба по прямой линии, по кругу и др. | Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991 | |||
11. | «Погуляем!» | «На прогулке», Т.Ломова | Ориентация в пространстве; передача спокойного характера музыки мягким неторопливым шагом; умение двигаться в паре; развитие воображения. | Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991 | |||
12. | «Шагаем, как физкультурники!» | «Марш», Т.Ломова. | Развитие умения двигаться бодрым ритмичным шагом, сохраняя свое место в колонне; реагирование на начало и окончание музыки. | Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991 | |||
13. | «ножками затопали» | «Марш», М. Раухвергер | Высокий подъем колена, развитие воображения, ориентация в пространстве. | Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991 | |||
14. | «Ходьба и бег с флажками» | Латышская народная мелодия. | Восприятие двухчастной формы музыкального произведения; развитие умения двигаться по прямой; выполнение бодрого шага в чередовании с легким бегом; формирование умения двигаться с флажками в руках. | Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991 | |||
15. | «Мягкие и твердые руки» | «Мазурка», А.Гречанинов | Реагирование на смену характера музыки и передаче ее в характере движений рук: чередование плавных и энергичных движений; регулирование мышечного тонуса. | ||||
16. | «Качаются деревья» | «Вальс», Д.Кабалевский | | | Развитие умения удерживать руки над головой; передача вальсового характера плавными покачиваниями рук, не раскачиваясь корпусом. | «Хрестоматия к программе по музыке», 1 класс четырехлетней начальной школы. Москва, 1986. |
^
Музыкальные игры.
№№ | Название музыкально-ритмического задания | Музыкальное сопровождение. | Программное содержание | Литература |
1. | «Кот и мыши» | Английская народная мелодия. | Развитие творческого воображения, реакции на смену характера музыки; ориентация в пространстве. | Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971. |
2. | «Гуси-лебеди» | Французская песенка 18 века. | Реакция на изменения характера музыки – передача в движениях; сюжетно-образное восприятие музыки; чередование движений с остановкой; развитие в6нимания. | Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971. |
3. | «Игра с лентой» | «Игра», Н.Любарский. | Восприятие трехчастной формы музыкального произведения; чередование легкого бега с ленточкой в руках с движением осторожного шага врассыпную и легкого бега вокруг своей ленточки; умение обращаться с ленточкой; развитие творческого воображения. | Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971. |
4. | «Игра в домики», «Кто живет в лесу?» | «Игра в домики», В.Витлин, «Кто живет в лесу?» И.Манукян | Перевоплощение в образы разных зверей в соответствии с характером музыки. | Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971. , 1987. |
5. | «Козочки и волки» | «Козочки и волки» В.Витлин | Восприятие двухчастной формы музыкального произведения, следование сюжету игры, развитие творческого воображения, внимания, различение темпа и динамики. | Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971 |
6. | «Ладушки» | Отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. Римский-Корсаков. | Переход от одного движения к другому в соответствии с характером музыки, умение выполнять неторопливый шаг в сочетании с хлопками, кружение на месте в сочетании с вращениями кистями. | Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991 |
7. | «Веселые ладошки» | «Старинная полька» в обработке Н, Соколовой | Передача хлопками динамических оттенков музыки. | Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991 |
8. | «Игра с погремушками (бубнами, маракасами)» | «Экосез», А.Жилина | Восприятие двухчастной формы музыкального произведения, умение правильно обращаться с погремушками (бубном, маракасами). | Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991 |
Танцы.
1. | «Пляска зайчиков у елки» | «Зайцы», Е.Тиличеева» | Реагирование на смену динамики; передача в движениях сюжетно-образного содержания музыки. | Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971 |
|
2. | «Русская пляска для малышей» | «Русская пляска», В.Карасева | Восприятие четырехчастного музыкального произведения, выполнение движений в парах, друг за другом, самостоятельная смена движений, плавность движений. | Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971 |
|
3. | «Хоровод» | «Хоровод», Б.Можжевелов | Плавность движений, передача характера музыки, смена направления движения, совместные движения рук и ног, сохранение круга-хоровода. | Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971 |
|
4. | «Покажи ладоши» | Французская народная мелодия в обработке В.Витлина. | Восприятие двухчастной формы музыкального произведения, передача в движении шутливого и задорного характера музыки, чередование движений ног с движениями рук. | Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971 |
|
5. | «Хоровод» | «Метелица» (Русская народная песня). | Передача сюжетно-образного содержания песни в имитирующих движениях, сочетание движения с пением. | Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике» для 1 класса музыкальной школы. Москва, 1987. |
|
6. | Танец с игрушкой | Латышская народная песня | Свободное движение – пляска с игрушкой на короткие музыкальные фразы, передача игрушки кому-либо из детей по окончании музыкальной фразы. | Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике» для 1 класса музыкальной школы. Москва |
|
7. | «Хоровод»(Erasko kolo») | Сербская народная мелодия. | Чередование бокового приставного шага с легким бегом; смена направления движения; восприятие двухчастной формы музыкального произведения. | Захарова И. Центр лечебной педагогики. Москва. |
^ Вокально-исполнительская деятельность.
1. | «Лягушки и аисты». | «Лягушки и аисты» В.Витлин. | Слушание; восприятие 2х частной формы; исполнение; пластическое интонирование. | Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971 | ||
2. | «Колыбельная» | «Спи, дитя мое, усни» А.Аренский. | Слушание; пластическое интонирование – укачивание куклы; участие в исполнении; игра на музыкальных инструментах. | Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике» для 1 класса музыкальной школы. Москва | ||
3. | «В школу». | «В школу» Е.Тиличеева. | Удерживать интонацию на одном звуке; чередование коротких и долгих по длительности звуков. | |||
4. | «Бубенчики». | «Бубенчики» Е.Тиличеева. | Слушание; исполнение – пение основных звуков трезвучия мажорного; отрывистое пение – имитация звона бубенцов; пластическое интонирование; ролевое исполнение голосом, так и на инструментах. | | ||
5. | «Вверх – вниз». | «Цирковые собачки» Е.Тиличеева. | Слушание; кантилена; поступенное движение мелодии вверх и вниз – показ рукой; совмещение пения с движением руки. | Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988. | ||
6. | «Эхо». | «Музыкальное эхо» М.Андреева. | Умение выдержать паузу, повторять за учителем. | Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988. | ||
?. | «Вальс». | «Вальс» Е.Тиличеева. | Слушание; исполнение; пластическое интонирование кантиленность пения; выработка дыхания; развитие подвижности языка; пение по цепочке. | Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988. | ||
8. | «Скок-поскок». | Русская народная попевка. | Слушание; исполнение; пластическое интонирование. Упражнение в поступенном ведении мелодии вниз; кантилена. | Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988. | ||
9. | «Осмелели». | «Осмелели» С.Бодренкова. | Слушание; исполнение; показ героев песни на карточках во время исполнения; выдержка паузы; чередование пения с хлопками; прохлопывание ритмического рисунка; использование бубнов. | | ||
10. | «Обида». | «Не позвали в гости» А.Ушкарев. | Слушание; исполнение; развитие подвижности языка, выработка дыхания. Исполнение приема глиссандо; ролевое исполнение; чередование отрывистого и связного пения. | Песни на стихи Ладоншикова Г. «Первая радость». Москва, 1991. | ||
11. | «Сорока». | Русская народная попевка. | Слушание; исполнение; пластическое интонирование; чистое интонирование, развитие подвижности языка, выработка дыхания. Сочетание пения с движением; игра на детских музыкальных инструментах. | | ||
12. | «Дождик». | Русская народная попевка. | Слушание; исполнение; пластическое интонирование: чередование коротких и долгих по длительности звуков; кантилена; сочетание пения с пластическим интонированием; игра на детских музыкальных инструментах. | Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Москва, 1990. | ||
^
Песни - игры с элементами упражнений.
1. | « Разминка». | «Разминка» Е.Макшанцева. | Организация внимания; развитие чувства ритма; развитие мелкой моторики; сочетание пластического интонирования с пением. | Макшанцева Е.Д. «Детские забавы». Москва, 1991. |
2. | « Веселый мишка». | «Тихо мишенька, сиди» Е.Макшанцева. | Умение обращаться с игрушкой; мелкая моторика; сочетание пластического интонирования с пением. | |
3. | «Веселый мишка». | « Мишутка пляшет» Е.Макшанцева. | Умение обращаться с игрушкой; чередование движений рук и ног; Сочетание пения с движением. | |
4. | «Тепловоз» | «Машинист наш, машинист» Е.Макшанцева. | Ориентация в пространстве; умение двигаться цепочкой друг за другом по кругу, обходя предметы; вести цепочку; притопывающий шаг; сочетание движения с пением. | |
5. | «Велосипед». | « На велосипеде» Е.Макшанцева. | Чередование пения с движением; развитие мышечного тонуса; смена позиции; передача эмоционально-образного содержания музыки в движении. | |
6. | «Карусели». | «Бульба» белорусская полька. | Постепенный переход от спокойного шага к легкому бегу; смена направления движения; сочетание движения с пением. | |
7. | Парная пляска. | «Погуляем!» Е.Макшанцева. | Развитие умения выполнять движения в парах, не размыкая рук; навыка медленного кружения на полной ступне; сочетание движения с пением. Смена движений ног на движения рук. | |
^ Музыка для слушания.
Композиторы:
Э.Марриконэ, К.Мишелл, М.Гудалл, Скай, М.Рауманд, Г.Филен и др. А.Вивальди, В.А.Моцарт, И.Штраус, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, Дебюсси.
Воспитатель: Праздник новый год закончился, и наша елочка загрустила, а давайте ее развеселим, прочтем ей стихи, вспомним, как нам весело было на новогоднем празднике.
СТИХОТВОРЕНИЯ на зимнюю тематику
Воспитатель : Елочка немного оживилась, и чтобы ей было совсем весело, давайте ей сделаем красивый наряд.
Ручной труд «Бусы на елку»
(дети подходят к приготовленным столам, под руководством воспитателя они делают бусы, украшают елку)
М.р : Куда бы нам сегодня отправиться в такой прекрасный, зимний день? Я хочу пригласить вас покататься на санках. Вместе с куклой покататься с горки.
ПЕНИЕ «КУКЛА» Старокадомского
М.р: Давайте куколке покажем, как правильно кататься на санках, чтобы не упасть.
ТВОРЧЕСТВО «ЗИМНИЕ ИГРЫ»
Дети импровизируют движения, показывая катание на санках, на лыжах, на коньках.
М.р: Смотрите, Мишенька идет, поиграть с нами хочет.
ИГРА «МЕДВЕДЬ И ЗАЙЦЫ» Ребикова
М.р: Дети, мы даже не заметили, что становится темно, пора нам возвращаться в детский сад. Удобнее сядем в санки и поедем в детский сад.
Дети под музыку «Саночки» Филиппенко, становятся в пары, объехав зал, уходят в группу.
Занятие № 36
«ПРОГУЛКА В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
(художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)
Программные задачи:
- Учить сравнивать предметы по длине. Формировать представление о пространственном расположении предметов.
- Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
- Продолжать прививать детям любовь к музыке, формировать умение слушать внимательно, самостоятельно определять характер музыкальные произведения, ритмично подыгрывать на колокольчиках.
- Добиваться в пении выразительности, чистоты звучания.
- Развивать фантазию детей в движении. Активно участвовать в знакомой пляске.
1. Творчество: «Пойдем на прогулку» Имитация движений.
2. Пение «Заинька» Красева
3. Элементы математики: «Составь елочку из треугольников», «Выбери самую
длинную дощечку», «Право - лево».
4. Слушание «Колокольчики звенят» Моцарта
5. Упражнение «Воробушки» Серова
6. Рассказ детей «как мы помогаем птицам перезимовать»
7. Танец «Танец с платочками» р. н. м.
Материал: искусственная елочка, пеньки, два дома из картона, сугробы, синие ленты, дощечки.
Ход занятия:
Дети приходят в зал, здороваются с м.р.
М.р: Какое сейчас время года? (ответ) А вам нравится зимой гулять на полянке снеговой? (ответ) Давайте погуляем, может кого-нибудь повстречаем. Как мы одеваемся, когда идем гулять? (имитация движений: одеваются)
Воспитатель: «Очень холодно зимой, (скрещенные руки на груди, легко похлопывая по плечам)
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку, я надену шапку, я надену шарфик, и еще платок.
А потом красивые, теплые, пушистые крошки-рукавички на ручки натяну.
И хотя я маленькая у меня есть валенки».
М.р: Вот мы и оделись. Пойдемте гулять. (На полу сугробы - белые кружки из картона, дети перепрыгивают через них. Попадают на полянку, где расставлены пеньки и одна елочка)
Воспитатель : А где же лес? Здесь раньше росло много елочек. Наверное, их кто-то срубил. Осталась только одна. Бедному зайчику даже негде спрятаться от волка. Поможем зайчику, посадим елки?
(дети выкладывают на полу елки из 3х треугольников) Молодцы, теперь волку зайчика не найти.
Занятие №25 «В ГОСТЯХ У ПЕТРУШКИ» (художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программные задачи: Развивать воображение, творчество в пении и движении, находить образ в соответствии с музыкальным произведением, развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песню веселого, танцевального характера добиваться в пении чистоты звучания, узнавать знакомые произведения, вспоминать и активно участвовать в знакомой игре. Занятие №26 «Пришла зима» (художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программные задачи:- Уточнить знания детей о зимних природных явлениях.
- Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
- Познакомить с новой песней веселого, шуточного характера, различать запев и припев.
- Слушать, узнавать и называть знакомую песню.
- Продолжить знакомить детей с движением мелодии вверх, вниз.
- Упражнять в пружинном полуприседании, учить детей мягко опускаться на всю ступню, пружинно подниматься на носки.
- Менять движения в соответствии с изменением характера, динамических изменений в музыке.
- Закрепить: прием “обрывания” (снежные хлопья), наклеивать их на поверхность листа; уточнить представление детей о многоцветии снега; побуждать использовать бумагу разных оттенков для изображения снежных хлопьев.
- Развивать у детей: творчество; мелкую моторику пальцев рук; умение композиционно располагать “снег” на листе бумаги; словарь (снежные хлопья, снежинки); умение согласовывать свои действия с работой всего коллектива.
- Воспитывать у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей. Вызывать у детей положительные эмоции.
- Прививать правильные навыки в исполнении приседаний, укреплять мышцы ног.
- Познакомить с легкой, изящной пьесой изобразительного характера.
- Узнать песни, подпевать мелодию.
- Учить детей передавать танцевальный образ нежной, легкой снежинки, в соответствии с характером музыки
- Познакомить с новой игрой. Учить детей выполнять подражательные движения зайчиков и медведей.
- Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.
- Создать положительный эмоциональный фон, радости, ожидания праздника.
- Эмоционально воспринимать песню веселого, подвижного характера, передающую праздничное новогоднее настроение. Узнать песню, запоминать мелодию и слова ответов детей. Правильно передавать мелодию песни.
- Различать средства музыкальной выразительности пьесы, различать 3хчастного строение произведения.
- Продолжать учить детей определять движение мелодии.
- Учить детей передавать игровой образ гномиков, в соответствии с веселым подвижным характером музыки.
- Совершенствовать легкие прыжки на 2х ногах, реагировать движением, «испугались» (присесть на корточки) на начало 2й части музыки.
- Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции.
- Узнавать и называть музыку изобразительного характера, вспоминать, о чем рассказывает музыка, какая она по характеру, различать части произведения.
- Добиваться выразительности движений, дружного, совместного исполнения песен.
- Учить детей различать динамические изменения в музыке и реагировать на них.
- Учить детей ориентироваться в пространстве, имитировать движения зайцев, медвежат, снежинок, гномиков.
- Учить различать звуки по высоте.
- Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.
- Развивать навыки общения и речь.
- Расширить представления детей о зимовке диких животных наших лесов. Уточнить, чем питаются дикие животные, как добывают себе пищу, как называется их жилище.
- Различать характер музыки 2х частей, учить детей переходить с прыжков на бег.
- Закрепить умение различать движение мелодии.
- Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах, учить различать смену частей, небольшого 2хчастного произведения, подыгрывать на ударных музыкальных инструментах.
- Развивать выразительность движений.
- Правильно передавать мелодию песни. Петь легким звуком, в оживленном темпе.
- Создать у детей бодрое и радостное настроение, интерес к занятию.
- Продолжать развивать мелкую моторику, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Расширять и активизировать лексический словарь.
- Формировать навык коммуникативного общения. Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
- Совершенствовать у детей ловкость, четкость бега, прыжков, углублять навыки правильного движения рук.
- Слушать, узнавать знакомые произведения, сопоставлять их.
- Развивать умение определять характер мелодии.
- Учить детей внимательно слушать музыку, учить детей прислушиваться друг к другу, развивать чувство ансамбля.
- Развивать у детей умение действовать в соответствии с содержанием песни. Дружно начинать пение, сопровождая движениями по тексту песни. Передавать в пении веселый, подвижный характер праздничной песни.
- Закрепить музыкально-литературный материал, разученный к новогоднему празднику.
- Развивать навыки общения и речь.Выразительно читать стихотворения, выученные к празднику.
- Учить детей выполнять движения с лентами: помахивать перед собой, над головой, вправо, влево, и т. д.
- Передавать через образ снежинки нежный, плавный характер вальса. Учить детей в пляске отображать характер веселой, задорной народной плясовой.
- Развивать ритмический слух, различать музыку 2х частей произведения. Выполнять движения хороводов в соответствии с содержанием текста песен, выразительно передавать в игре образы медведей, зайцев.
- В игре «Дед Мороз и дети» соблюдать правила игры, воспитывать выдержку.
Татьяна Паршина
Музыкальное занятие для детей раннего возраста в группе «Семейная подготовка к детскому саду»
Цель
Развивать музыкально-художественную деятельность детей раннего возраста
Задачи:
1. Активизировать движения и пение детей с помощью различных игрушек.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость
3. Развивать умение детей двигаться и выполнять танцевальные движения с различными предметами.
4. Способствовать развитию творческих способностей.
5. Воспитывать коммуникативные качества.
Материал и оборудование:
мягкие игрушки "Кошка", "Мышка", миска для "Кошки", клубочки по количеству детей, колокольчики по количеству детей, короб (корзина, бубен.
Музыкальный материал:
Упражнение «Ходим-бегаем», музыка Е. Тиличеевой
Песня «Кошка», музыка А. Александрова
«Танец с клубочками», музыка Афанасьевой
Игра «Тихо – громко», музыка Е. Тиличеевой
«Игра с бубном», русская народная мелодия
Песня «Цап-царап», музыка Гаврилова
Танец «Приседай», эстонская народная мелодия
Ход занятия
Здравствуйте, ребята!
Не стесняйтесь, проходите,
Мама и пап своих ведите,
Друг за другом мы шагаем,
Занятие начинаем!
Исполняется упражнение «Ходим-бегаем», музыка Е. Тиличеевой
Молодцы, шагали дружно,
Отдохнуть теперь нам нужно!
Дети садятся на стульчики. Слышится мяуканье кошки.
Ой, ребята, вы слышите «Мяу»? Кис-кис-кис! (показывает кошку).
Киска рассказывает стихотворение «Мяу-мяу!»
Киска, а почему ты все время мяукаешь?
С бантиком я наигралась
И чуть-чуть проголодалась…
Надо киску покормить
В миску молочка налить!
Дети кормят кошку. Исполняется песня «Кошка»,
музыка А. Александрова
Кисонька поела и опять повеселела!
Киска, а ты любишь с клубочком играть? (подносит кошку к уху)
Киска предлагает нам
С клубочками потанцевать!
Исполняется «Танец с клубочками», музыка Афанасьевой
Молодца, малыши, поплясали от души!
Вы ко мне скорей бегите, клубочки в короб положите!
Киска, а ты с мышкой подружилась? - Да!
Тогда мы и мышку к нам в гости позовем!
Мышка, к нам беги скорей,
Станет Киске веселей!
Появляется Мышка с корзинкой.
Здравствуй, Мышка. А что ты принесла нам в корзинке? Да там колокольчики! Ребята, давайте Мышку и Киску играть возьмем. Вот вам колокольчики. Громко играйте, звените, всех веселите.
Проводится игра «Тихо – громко», музыка Е. Тиличеевой. После игры дети кладут колокольчики в корзинку .
Какие замечательные инструменты – колокольчики. А я вам тоже сегодня принесла очень звонкий инструмент. Это большой красивый….правильно бубен!
Ну-ка дети, выходите, да когда бубен звенит – бегите!
А как бубен замолчит, каждый встанет, постоит!
Проводится «Игра с бубном», русская народная мелодия
Быстро дети, вы бежали,
Даже ноженьки устали!
Вы садитесь, отдохните,
Стульчики свои займите.
А теперь песенка для вас про киску и мышку. А вы мне помогите, когда нужно, коготки покажите.
Исполняется песня «Цап-царап», музыка Гаврилова
Песни пели и играли,
Да давненько не плясали!
Выходите танцевать,
Будем польку исполнять!
Исполняют танец «Приседай», эстонская народная мелодия.
«Браво!» - всем я говорю,
От души благодарю,
Проявили вы уменье и старанье,
И чудесно выполняли все заданья!
Под музыку дети выходят из зала.