Работа с клиентом. Реальные психологические консультации

Начнём с того, откуда берутся корни всех многообразных проблем клиентов, которые обращаются к психотерапии - в книжках или в кабинете живого терапевта.

Сразу отброшу детство. Надоело уже про детство наше трудное. Вообще, если вас в вашем детстве:

    не били регулярно головой о кирпичную стену,

    не заставляли зимой ходить к проруби стирать бельё на семью из 15 человек,

    и не посылали ночью во двор сумасшедшего соседа мимо злого кобеля — воровать уголь из сарая для вашей чадящей печки,

то считайте, что детство у вас было идеальным. У меня детство было идеальным, а у вас?

Настоящих корней всех разнообразных психологических проблем людей всего лишь четыре. Вот они:

    мы упорно не желаем понять, поверить и смириться с тем, что человек базово – одинок и это его нормальное состояние, а не досадная оплошность;

    мы упорно не желаем думать о том, что всё в этом мире – конечно, смертно, тленно -и мы сами в первую очередь;

    мы упорно не желаем понять, что мы свободны в своём выборе всегда и сами отвечаем за то, какой будет наша жизнь,

    наконец, мы отказываемся верить в то, что у жизни либо смысла вообще нет, либо (что вернее) их много, у каждого он разный и все, любые выбранные «смыслы жизни» одинаково могут привести людей как в ад, так и в рай. Зависит от пользователя.

За это откровение я благодарна Дмитрию Соколову, сказочному отшельнику, променявшему жизнь успешного хомячка в США, Москве, Израиле (последовательно) на его собственную неповторимую жизнь в глухом посёлке под Судаком, что в Крыму. Вроде не жалуется.

    люди одиноки, потому что у них плохой характер (они некрасивы, небогаты),

    люди умирают, потому что они неправильно живут (едят, пьют, курят, не занимаются спортом, не имеют крутой медицинской страховки, живут не в той стране),

    люди живут не своей жизнью, потому что им «не дали» злые внешние персонажи (страна, начальник, мама, жена, муж, собственный ребёнок),

    люди выбирают не тот смысл жизни или (подлецы) вообще не ищут его (как можно!)

когда мы перестанем жевать эти гневные сопли, тогда к нам придёт тишина, покой и радость.

И в этой Тишине мы, наконец, от нечего делать, научимся – слушать. И слышать. И услышим Мир.

Как устранить психологические проблемы?

Есть один тайный-тайный секрет психотерапевтов, они вам его не скажут, а я скажу - я же с вами не работаю.

Проблема, которую осознаёт, с которой приходит клиент к психотерапевту, устраняется... другой проблемой. Более «настоящей» что ли...

Вот как-то так. Включаясь с головой в решение новоиспечённой проблемы, клиент забывает о той, с которой пришёл и она, пожав плечами, уходит. Ею же тут не занимаются, а она - актриска, любит восторг и букеты...

А потом терапевт заменяет новую проблему на ещё более новую и та, вторая уходит, а третья – появляется. И так до бесконечности.

Точнее, до того момента, когда сам клиент уже начинает ржать оттого, какой он весь «проблемный».

А бывает,что клиент, решая очередную подсунутую ему новую проблему №... уходит искать новые вопросы и новые ответы сам,подальше от книжек по психотерапии и от кабинетов с рисуночками на стенах, и никогда не возвращается в душный город, к замотанному психотерапевту. Потому что – уже не надо.

Ведь четыре базовые вещи не изменишь:

    мы одиноки,

    мы смертны,

    мы сами отвечаем за то, какой будет наша жизнь,

    смыслов жизни столько, сколько людей и все одинаково – правильны и не правильны одновременно, так что искать смысл жизни не стоит, надо просто жить.

Тот, кто понял эти истины как следует, и может вспомнить их в критическую минуту (!), тому не нужен психотерапевт.

Елена Назаренко

Лекция

Общие проблемы психологического консультирования

Психологическое консультирование относительно новая область психологической практики, выделившаяся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако нуждающихся в психологической помощи. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Психологическое консультирование, как молодая область, не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. Поэтому и определения понятия «психологическое консультирование» самые разнообразные.

Определение лицензионной комиссии ассоциации служащих и менеджеров США, выдающей разрешение на частную практику.

«Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятие решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».

H. Burks and Stefflre

«Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно достичь п оставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».

Общие положения, объединяющие разные определения понятия «консультирование»

1.Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению

2.Консультирование помогает обучаться новому поведению

.Консультирование способствует развитию личности

.В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

.Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент - центрированной» терапии.

Основоположник «клиент-центрированной» терапии - американский психотерапевт К. Роджерс выделил 3 основных принципа этого направления:

каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Итак, обобщая, можно сказать, что определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Цели психологического консультирования

Цели консультирования зависят как от потребностей клиента, так и от теоретической ориентации консультанта (принадлежности той или иной «школе»), но существует и несколько универсальных целей, которые в разной степени упоминаются теоретиками разных «школ».

1.Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2.Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

.Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

.Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. От качества построения межличностных отношений зависит качество жизни и наоборот.

.Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Цели консультирования могут быть более глобальными - направленными на перестройку личности клиента и изменение мировоззрения или более конкретными - ориентированными на изменение поведения клиента.

Современные представления о целях консультирования:

1. Психоаналитическое представление:

перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; «заново построить» (реконструировать) личность.

Глубинная психология по Адлеру:

трансформировать цели жизни клиента; помочь сформировать социально значимые цели через обретение чувства равенства с другими людьми.

Поведенческая терапия:

исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.

Рационально-мотивная терапия по Эллису:

устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать устойчивый и рациональный подход к решению эмоциональных и поведенческих проблем.

Ориентированная на клиента терапия по К. Роджерсу:

создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту; уверенность в себе, спонтанность.

Экзистенциальная терапия:

помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним, распознавать блокирующие свободу факторы.

Цели консультанта и клиента, в конечном счете, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.

Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента.

Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «Что Вы ожидаете от нашего общения? Каковы Ваши желания?». Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели.

Если мы информируем клиента о том, что происходит во время консультативных встреч, характере работы, то ему легче понять возможности и ограничения консультирования.

Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования - помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

Подведем небольшой итог - что же такое психологическое консультирование?

Психологическое консультирование - это вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении клиенту, пришедшему на психологическую консультацию, его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личностного развития и решения психологических проблем, с которыми оно сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других жизненных ситуациях.

Основная форма психологического консультирования - это консультативная беседа, т.е. процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (психолог-консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении.

Организационной формой реализации консультативных услуг является психологическая консультация - психологический центр, укомплектованный специалистами-психологами, имеющими профессиональные знания и навыки в области психологического консультирования.

В более общем понимании психологическая помощь - система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии.

Практическая психология - отрасль психологии, предмет которой - психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека или группу людей, их проблемы, запросы, потребности и т.п.

Однако, реально существовавшие формы и элементы консультирования намного старше «научного» существования психологии. Испокон веков люди, осуществляющие накопление душеведческого опыта, становились своеобразными источниками психологических консультативных «услуг», т.е. неформальными психологами.

Трудности, испытываемые людьми, никогда не ограничивались рамками медицинских проблем, поэтому репертуар психологических услуг был довольно широким. Всевозможные знахари, ведуны, шаманы осуществляли свои психологические предвидения, прогнозы, давали объяснения различным событиям, предлагали нуждающимся решения и пути выхода из трудных ситуаций. Прекрасным примером психологической помощи является исповедь верующего служителю церкви.

Психологическая помощь, приближенная к профессиональной рождалась все же в недрах медицинских наук, поэтому эволюция консультативных услуг тесно связана с развитием психотерапии. Применение психологических методов в лечении различного рода недугов постепенно упрочило позиции психотерапии, и вывела ее из - под крыла медицины. В начале 20 века к психотерапевтам стали присоединяться психологи и работники других социальных служб.

Позднее, в 50 - х годах, содержательно и организационно оформилась консультативная психология - отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии.

Психологическое консультирование и психотерапия

Распределение этих двух сфер психологической помощи - сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. В обоих случаях используются одни и те же профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта - одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии также подобны. Наконец, в первом и во втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.

Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.

Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, важно найти основания, по которым их можно было хотя бы частично разделить. Тем более, что консультативная психология представляет собой важное самостоятельное направление психологической науки и практики, которое в настоящее время вышло из - под опеки психотерапии и имеет следующие характерные особенности:

Во-первых, консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем, чем психотерапия. Есть психологические проблемы исключительно «консультативные» по - своему характеру, не нуждающиеся в психотерапии. Это, в первую очередь, внутриличностные проблемы, связанные со взаимоотношениями между людьми, социальной адаптацией, психологическими закономерностями развития и воспитания.

Во-вторых, консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия - это помощь человеку в случае, когда психологические проблемы уже настолько осложнились, что человек нуждается в долговременной коррекции их последствий. Консультирование же - прежде всего профилактическая, упреждающая работа, предотвращающая развитие нежелательных осложнений. В этом плане оно ориентировано в большей степени на настоящее и будущее клиента. Поэтому в консультировании особенно важна ранняя диагностика психологических проблем.

В-третьих, специфика консультирования заключается в отказе от концепции болезни (как в медицинской психотерапии), признании за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Имея немедицинскую парадигму, консультирование, тем не менее, заимствует приемы и техники почти у всех направлений психотерапии, активного социально - психологического обучения, психотренингов и т.п. Но применяет их не для лечения (как в психотерапии) и не для формирования системы знаний и умений, а для помощи здоровому человеку в преодолении трудностей, в поиске выхода из затруднительных положений при использовании для этого внутренних ресурсов самого клиента и развитие его личности.

В-четвертых, консультирование ориентировано на большую индивидуализацию и пробуждение внутренних ресурсов человека. Основной функцией психолога - консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической информации, стимулирование его собственных сил для противодействия психологическим трудностям, и лишь за неимением личностных ресурсов - участие в коррекционной работе. В связи с этим возрастает значимость процесса общения между консультантом и клиентом как равных партнеров по взаимодействию.

В-пятых, еще один существенный момент, касающийся требований к специализации профессионала. Та или иная отрасль психотерапевтической практики тесно связана с определенной школой. Соответственно, психотерапевт одной теоретической ориентации, как правило, не пользуется методами других направлений психотерапии. Подготовка же консультанта не ориентирована на такое глубокое освоение основ одного метода, она более универсальна, эклектична.

В-шестых, отличает консультирование и его краткосрочность - до 15 встреч. Некоторые авторы считают консультирование начальным этапом психотерапевтической помощи.

психологический консультирование помощь личность

Теории личности и практика психологического консультирования

В психологическом консультировании, как и в других областях психологического знания, важны не только практические навыки, но и свое место здесь занимает, является основой, отправной точкой - теоретическая подготовка. Попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой «летчик» в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен.

В психологическом консультировании роль карты выполняют теории личности, открывающие широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающие на эффективные методы их разрешения.

обобщает накопленную информацию;

делает понятными сложные явления;

предсказывает последствия разных обстоятельств;

способствует поиску новых фактов.

Каждый консультант на основании собственной практики «конструирует» свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую).

От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов на принципиальные вопросы:

что есть человек?

какие врожденные тенденции ему свойственны?

свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого?

существуют ли предпосылки изменения человека, и как он может изменяться?

Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективу нормального развития.

Теоретические принципы современных психологических направлений

Психоаналитическое направление:

сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три субстанции: «ид», «эго» и «супер - эго». Поведение человека мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из - за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие человека основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции.

Адлерианское направление:

в данном случае акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели.

Поведенческая терапия:

человек - продукт среды и одновременно ее творец. Его поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения.

Рационально - эмоциональная терапия (А. Эллис):

человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из - за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.

Ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс):

в данном направлении акцентируется позитивная природа человека - свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального «Я» реальному «Я», достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности.

Экзистенциальная терапия:

основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирая свою судьбу; ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Каждый консультант волен выбирать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий.

В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ и направлений. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

Виды и основные принципы психологического консультирования

Виды:

1. С точки зрения пространственной организации консультативного процесса:

контактное (очное), при котором консультант сам встречается с клиентом;

дистантное, которое подразделяется на письменное и телефонное.

По количеству клиентов, консультируемых одновременно одним психологом:

индивидуальное;

групповое.

На основе объекта, на который направлены действия консультанта:

семейное и супружеское психологическое консультирование;

школьное;

возрастно-психологическое;

профессиональное;

консультирование клиническое (психиатрическое) и т.д.

Также основанием для выделения разных видов консультирования могут являться задачи консультирования, преобладающие типы проблем, типология личности клиентов, характер взаимодействия консультанта и клиента и т.д.

Принципы (правила взаимодействия «психолог-консультант-клиент», основанные на традициях гуманистического подхода к личности человека):

1. Неманипулятивный подход. Быть осторожным с личностью клиента - чрезвычайно важное правило для психолога. Некорректные или неквалифицированные действия могут причинить непоправимый вред. Слова психолога имеют намного большую значимость, чем мнение постороннего человека. Поэтому следует избегать посторонней активности со стороны консультанта в принятии решений. Лучше стимулировать к ним клиента, а не ставит его в позицию объекта, с которым консультант осуществляет те или иные операции, ибо это прямой путь к манипулятивному общению.

Если склонность к манипулированию людьми, желание получать наслаждение от ощущения власти над ними превалируют над сопереживанием или стремлением помочь, консультант не работает на клиента, а решает собственные психологические проблемы.

2. Принцип системности. Состоит в том, что в ходе консультации должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию. В причинах возникновения проблем консультант может разобраться только при наличии полной информации о клиенте. Системный подход также предполагает участие и других специалистов, окружения клиента, микросоциальной среды. А также рассмотрение проблем клиента в определенной теоретической системе знаний.

3. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог-консультант создает условия, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, независимо от звания, должности, возраста, пола, достатка. Ради создания атмосферы доверия, способствующего более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Чтобы ни говорил человек - все достойно доброжелательного внимания. Психолог принимает человека и его проблемы, такими, какие они есть, но имеет право сохранять свою ценностную систему координат.

4. Принцип анонимности. Данный принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми.

Из этого правила существуют исключения, о которых клиент всегда должен предупреждаться заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья.

5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений. Не рекомендуется переходить с клиентами на дружеские отношения или пытаться оказывать профессиональную консультативную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

6. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное взаимодействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на консультацию человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного процесса останутся нереализованными.

Для этого консультанту необходимо вырабатывать привычку и умение смотреть на проблему и ситуацию «глазами клиента», практиковать как бы ролевое перевоплощение. Это нужно, прежде всего, для понимания всех граней проблемы без критического суждения, чтобы потом более объективно направлять внимание клиента на непродуктивный стиль его прошлого поведения.

7. Запрет давать советы. Не рекомендуется давать клиентам советы. Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать другому человеку гарантированный совет практически невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого. Психолог в этом случае выступает в роли «учителя», а клиент остается пассивным. При этом любые неудачи в реализации совета приписываются консультанту, клиент начинает плохо осознавать свою роль в происходящем. Поэтому лучший вариант - это предоставление клиенту объективной информации в нейтральной форме, из которой выводы должен сделать сам клиент.

4.1. Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения

Проблемы, связанные с межличностными отношениями людей, встречаются довольно часто в практике психокоррек­ции. Зачастую клиенты прямо не говорят о них, высказывая жалобы на другие проблемы личностного плана, однако это не означает, что на самом деле у них нет проблем, связанных с межличностными отношениями.

При этом необходимо отметить, что есть и обратная зависи­мость: если клиента беспокоит состояние дел в области меж­личностных отношений, то почти всегда у него же можно обнаружить и проблемы личностного плана, касающиеся его характера 201 .

Психологические проблемы, относящиеся к взаимоотноше­ниям человека с окружающими людьми, могут быть разными по характеру. Многоаспектность проблем связана со сложнос­тью реально существующей системы человеческих взаимоот­ношений. Соответственно? эти проблемы могут быть связаны с:

Личными взаимоотношениями человека и касаться его взаимоотношений с близкими и родными;

Деловыми взаимоотношениями: коллегами, начальника­ми и подчиненными.

Помимо типа взаимоотношений проблемы могут быть обус­ловлены возрастными особенностями, например, могут возни­кать во взаимоотношениях клиента со сверстниками или с людьми другого поколения, более младшего или более старше­го возраста, чем он сам 202 .

Проблематика межличностных отношений также может быть связана с тендерными особенностями женщин и мужчин, как в монополовых (одинаковых), так и в гетерополовых (раз­личных по половому составу) социальных группах.

Проблемы сферы межличностных отношений, как правило, обусловлены степенью сформированное™ коммуникативных особенностей человека. Коммуникативные черты характера у человека проявляются в следующих умениях и навыках 203:

В умении правильно воспринимать и оценивать людей,
включая их индивидуальные характерологические особеннос­ти, цели, мотивы, намерения, состояния;

В умении правильно оценивать сложившуюся жизненную ситуацию и действовать с ее учетом;

В умении выбирать такие стиль, средства, приемы обще­
ния, которые бы с минимальными затратами приводили к. на­ меченной цели общения;

В умении сочувствовать, сопереживать людям;

В гибкости мышления, проявляемой в выборе эффектив­ных средств убеждения и оказания влияния на партнеров по общению.

К коммуникативным чертам характера можно отнести ряд волевых и деловых черт характера человека, проявляемых в его общении с людьми, например таких как уверенное поведение.

В процессе групповой психокоррекционной работы важно обучить клиентов некоторым коммуникативным умениям и на­выкам. К этим умениям и навыкам можно отнести следующие*


1. Умение правильно воспринимать и оценивать людей. Для этого необходимо:

Научиться внимательно наблюдать за людьми, целена­правленно находить и умело использовать информацию, позво­ляющую судить об индивидуальных особенностях людей, с ко­торыми человек вступает в общение;

Научиться сверять свои собственные впечатления о лю­дях с мнениями и оценками других людей.

2. Умение психологически правильно оценивать сложив­шуюся ситуацию, действовать в соответствии с ней. Для этого необходимо:

Научиться обращать внимание на сложившуюся обста­новку (ситуацию), особенно на такие ее аспекты, которые важны для выбора подходящего стиля, средств и способов общения;

Научиться наблюдать за теми людьми, кому общение
удается, стараться им подражать, обучаться на их примерах, а
также чаще экспериментировать над самим собой, усваивая новые, заимствованные у других, приемы и средства общения;

Внимательно, наблюдать за самим собой, за тем, что и как человек делает в процессе общения с людьми, быть всегда готовым ответить на вопрос, почему одни средства и приемы общения предпочтительнее других.

3. Умение предотвращать и эффективно разрешать конф­ликтные ситуации, находить способы Конструктивного выхода из сложных ситуаций.

4. Развитие эмпатических способностей человека.

5. Развитие интеллектуальных коммуникативных способно­стей зависит, во-первых, от общего уровня умственного разви­тия человека, во-вторых, от активности его участия в обменеинформацией с людьми, в-третьих, от того, находятся ли ря­дом с этим человеком другие люди, представляющие для него своим поведением хорошие образцы для личного подражания.

Если конкретизировать проблемы, связанные с межличнос­тными отношениями, и методы их коррекции, то необходимо остановиться на самых распространенных из них (табл. 6).

4.2. Основные проблемы, связанные с эмоциональной сферой людей,

причины их возникновения

Типичные жалобы клиентов на проблемы эмоционального характера, могут быть следующими 204:

1. Слишком сильно выраженная эмоциональность, которую клиент хотел бы снизить, научившись сдерживать проявление своих эмоций. Причинами желания снизить эмоциональность могут выступать следующие:

Человек, сравнивая себя с другими людьми, которых он признает за образец для подражания, в том числе и в эмоцио­нально-экспрессивном плане, приходит к выводу о том, что он сам чрезмерно эмоционален и что его собственные эмоции не­обходимо умерить.

Слишком частые замечания в адрес данного человека со стороны значимых для него людей, их указания на то, что его эмоции слишком неумеренны.

Информация из самых разных источников. Например, чтение литературы может навести на мысль, что слишком эмо­циональные люди - это не вполне полноценные люди. Можно, скажем, иногда столкнуться с мнением о том, что быть эмоци­ональным для мужчины предосудительно.

2. Слишком слабо выраженная эмоциональность, фактиче­ски граничащая с безразличием и холодностью. Как отмечает Р.С. Немов, эта проблема возникает в сфере внутрисемейных взаимоотношений, особенно в молодых семьях, где один из суп­ругов жалуется на отсутствие эмоций у другого супруга. С пря­мыми или косвенными жалобами на этот же недостаток к пси­хологу могут обратиться и деловые люди, и политики, которые
хотели бы оказывать более сильное влияние на окружающих людей, чем их конкуренты. Иногда причиной жалоб на слабо выраженную эмоциональность становятся довольно заметные неблагоприятные изменения, происходящие в душе и поведе­нии человека под влиянием тех или иных событий в его жиз­ни. Они приводят к снижению общего жизненного тонуса че­ловека и, следовательно, его эмоциональности, порождая апа­тию, депрессию, безразличие и холодность во взаимоотношениях людьми, в том числе и достаточно близкими для данного че­ловека 205 .

3. Неадекватность внешнего выражения эмоциональных ре­акций, несоответствие внутренних переживаний их внешнему проявлению в жестах, мимике человека. Причины этого могут быть следующие:

Человек переживает за другого человека, стремится выра­зить ему поддержку, однако делает это неуверенно и неумело, поэтому другой воспринимает его поведение как двуличное, лицемерное, издевательское и т.п.

Человек, который внутренне чем-то или кем-то недоволен, внешне выражает свое недовольство не вполне адекватно. Он ли не в состоянии открыто продемонстрировать другому свое недовольство, или же делает это столь выразительно и подчерк­нуто, что другому человеку кажется, что его ненавидят.

Телодвижения и экспрессия человека, его мимика и жесты
не вполне соответствуют реально переживаемым им эмоциям.

4. Преобладание эмоций над разумом в поведении челове­ка. Там, где необходимо действовать спокойно и разумно, при­нимая продуманные и взвешенные решения, человек действу­ет импульсивно, под влиянием эмоций. Это может проявлять­ся в следующих часто встречающихся особенностях человече­ского поведения:

Сталкиваясь с теми или иными препятствиями на пути к
достижению некоторой цели, человек, вместо того чтобы спо­койно проанализировать, объективно оценить сложившуюся ситуацию, принять разумное решение и далее исходить из него, реагирует на ситуацию слишком эмоционально и действует под
влиянием сиюминутных эмоций.

Человек жалуется на то, что из-за чрезмерно сильных эмо­ций, овладевающих им помимо его сознания и воли, он не в состо­янии здраво мыслить и контролировать свое поведение, причем то происходит во многих значимых жизненных ситуациях 206 .

Эмоциональная саморегуляция в межличностных отношениях 107

Причинами неудовлетворенности, подавленности, напряжен­ности человека могут быть как особенности внутреннего, психологического мира человека, так и взаимоотношения, скла­дывающиеся у него с окружающими людьми.

Это могут быть «внутренние» и «внешние» причины.

К внутренним причинам могут быть отнесены следующие:

1. Борьба между собой равнозначных, равносильных моти­вов человека, каждый из которых не в состоянии преодолеть сопротивление конкурирующего с ним, другого мотива. Под борьбой равнозначных или равносильных мотивов имеется в виду
ситуация, когда в мотивации поведения человека друг с дру­гом конкурируют два или более разных мотивов, две или более трудно совместимых друг с другом потребности, причем каж­дая из них актуальна и достаточно сильна. Для того чтобы мотивационные побуждения не конкурировали друг с другом, их желательно как-то развести. Тогда человеку станет намного легче контролировать свое поведение, и в каждый момент вре­мени оно фактически окажется подчиненным задаче реализа­ции одной мотивационной тенденции.

2. Слабость воли человека. Это неумение человека прини­мать или выполнять уже принятые решения. Проблемы воли взрослого человека в психологическом консультировании по­ чти всегда необходимо решать, исходя из предпосылки о его
разумности и сознательности.

3. Наличие у человека не совместимых друг с другом черт
характера, которые придают его поведению непредсказуемость и непоследовательность. Это проблема, суть которой выражает­ся в том, что одни и те же ситуации и люди у одного и того же человека могут актуализировать различные поведенческие тен­денции, связанные, например, с конкурирующими чертами характера, противоположными друг другу (доброта и злость, экстраверсия и интроверсия). Данную проблему можно попытаться решить за счет выработки у человека полезной привыч­ки действовать рационально, не под влиянием эмоций, ситуа­ционно возникающих импульсов.

4. Повышенная эмоциональная возбудимость человека, с кото­рой он сам не в состоянии успешно справиться. Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется у человека в том, что, столкнувшись с каким-либо препятствием на пути достижения
поставленной цели, он довольно быстро приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и долго не может успокоиться. В данном случае решить проблему эмоциональной неуравновешенности клиента можно будет только одним путем
- изменить его образ жизни так, чтобы исключить возникнове­ние в будущем физической перегрузки и фрустрации.

5. Неуверенность человека в себе. Неуверенность человека в себе - это особое психологическое состояние, которое может быть порождено сочетанием нескольких различных причин. Прежде чем давать клиенту практические рекомендации по это­
му поводу, необходимо выяснить, в чем на самом деле состоит
причина его неуверенности в себе. Например, если эта причина
заключается в низкой самооценке, то необходимо повысить ее. Этого, в частности, можно добиться за счет обнаружения у кли­ента таких способностей и качеств личности, по которым он не только практически не уступает другим людям, но определенно
их превосходит. Если же причина неуверенности клиента в себе состоит в твердой установке на ожидание неудач, то необходимо так-то изменить эту установку на ожидание успеха.

6. Медлительность в принятии и реализации решений. Для
человека со сравнительно медленными естественными реакци­ями полезно находить и усваивать некоторые стандартные, оп­тимальные способы действий, требующие минимума времени, и в дальнейшем стараться следовать им.

К числу возможных причин внешнего характера могут быть отнесены 208:

1. Слишком большая зависимость человека от складыва­ющихся жизненных обстоятельств.

2. Чрезмерная личная и деловая зависимость человека от окружающих людей.

3. Неопределенность ситуации, в которой оказался человек и в которой трудно по объективным причинам принимать или реализовывать разумные решения.

4. Сложные, противоречивые отношения человека с окру­жающими людьми.

Потребностно-мотивационные проблемы 209

Потребностно-мотивационными проблемами считаются та­кие проблемы, которые возникают и проявляются, например, в утрате человеком интереса к людям, к работе, к происходяще­му вокруг него.

Следствием возникновения потребностно-мотивационных проблем становится снижение активности человека, потеря цели, смысла жизни.

При возникновении таких проблем несомненно страдает дело и люди, вовлеченные в него, причем не только те, к которым данный человек утратил интерес, но и сам этот человек, так как перестает получать от других людей стимулы, поддержи­вающие на нормальном уровне его человеческое существование.

Теряя интерес к людям, человек фактически лишается воз­можности общения с ними и хронически недополучает то, что необходимо ему самому для поддержания своего психологичес­кого благополучия. Все это в конечном итоге приводит к воз­никновению одиночества.

Проблемы именно мотивационно-потребностной сферы можно определить по следующим частным признакам.

Во-первых, человек почти всегда выглядит апатичным и усталым. Это, в свою очередь, чаще всего является естествен­ным следствием отсутствия у него выраженного интереса к людям и к происходящему вокруг него.

Во-вторых, человек мало интересуется тем, что происходит с ним и с другими людьми, и почти никак не реагирует на то, на что обычно довольно живо и эмоционально откликаются дру­гие люди. Такой человек заметно выделяется среди окружа­ющих его людей именно своими неэмоциональными реакция­ми на происходящее.

В-третьих, человек довольствуется тем, что у него уже есть, даже если это явно меньше того, что ему на самом деле нужно и на достижение чего он по праву мог бы рассчитывать, прило­жив небольшие усилия.

Выделяют некоторые типичные причины возникновения у человека проблем мотивационного характера:

1. Отсутствие у человека интереса к тому, к чему он есте­ственно должен бы был проявлять повышенный интерес. Такой проблемой, к примеру, может стать нежелание приобретать те или иные полезные для жизни знания, умения, навыки. (Од­ной из вероятных причин появления у человека такой пробле­мы может стать то, что он живет лишь сиюминутными интере­сами, в число которых не входит приобретение знаний, умений и навыков на будущее.)

2. Отсутствие у клиента какой-либо достаточно весомой, серьезной жизненной цели, определяющей смысл его существо­ ания.

3. Отсутствие у человека выраженного стремления к достижению поставленной цели, когда он или не приступает к прак­тическим действиям по ее реализации, или, приступив к таким действиям и потерпев первые неудачи на этом пути, прекращает усилия, направленные на преодоление возникших препятствий.

А.В. Фокина, канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии факультета психологии образования ГБОУ ВПО МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва

П роцесс психологического консультирования в значительной мере является искусством, однако некоторые его составляющие могут быть реализованы даже начинающим специалистом. В основном это относится к технике, т. е. к специальным приемам психологического консультирования, ориентированным на достижение общей цели - оказание клиенту помощи в решении психологических проблем.

Понятие психологической проблемы

Прежде чем перейти к рассмотрению техники консультативного процесса, остановимся на сущности психологической проблемы, имеющей ряд свойств, первое из которых - субъективность. Психологическая проблема - это субъективное неблагополучие : не само событие, произошедшее с человеком, а то, как он к нему относится. Субъективный характер психологической проблемы в практике школьного педагога-психолога отлично демонстрирует успеваемость учащихся: для кого-то тройка или четверка - долгожданная победа, для кого-то - провал.

Субъективный характер психологической проблемы обычно становится понятен уже с первых слов клиента, формулировки его жалоб и запросов, обращенных к педагогу-психологу. Обрисовывая некие составляющие проблемы, клиент делает акцент на том, что является субъективно наиболее тяжелым или даже непереносимым именно для него. Например, мама учащегося со слабой успеваемостью может просить у педагога-психолога помощи в развитии у ее ребенка тех или иных способностей; ожидать, что педагог-психолог простимулирует в нем желание учиться; она может хотеть, чтобы успеваемость повысилась; может искать способ снизить уровень требований, предъявляемых педагогами к ребенку; бессознательно ожидать подтверждения отсутствия собственной вины в трудностях, испытываемых ребенком с учебой. Субъективный характер психологической проблемы отражается через повторяющиеся в жалобах обозначения того, что, по мнению клиента, подлежит исправлению. Приведем некоторые высказывания родителей, консультировавшихся по поводу учебных трудностей детей: «Делает всё невозможно медленно, слишком копается, всё тянет, всё откладывает…», «Как я бабушке скажу, что у нее тройки есть, она же меня съест…», «Я болею, мне плохо, еле хожу, а тут еще это!», «Мне уже стыдно учителям в глаза смотреть, я на родительские собрания перестала ходить…», «Я знаю, что он может лучше…».

Вторая черта психологической проблемы - неполучение желаемого , неудовлетворение некоторой значимой потребности. Типичный пример - неспособность познакомиться и начать общаться с кем-то не из-за реального отсутствия возможности сделать это, а из-за психологических препятствий, например из-за сформированного убеждения о себе как о заведомо неинтересном и непривлекательном человеке, а о другом - как о критичном и отвергающем. Другой пример: неспособность ответить на уроке или в какой-либо другой значимой ситуации, когда знания и мнение есть, а произнести их по каким-то внутренним причинам представляется невозможным. В качестве типичного варианта желаемого, но так никогда и не получаемого можно привести потребность в поддержке, прямая просьба о которой многим кажется постыдной; потребность в уединении, в защите от разных форм домашнего насилия. У взрослых людей к неудовлетворяемым потребностям часто относятся работа по душе, брак, отдых, защита от чьего-то некорректного поведения, разрешение самому себе наесться досыта и т. п. Парадоксальным образом то, чего очень хочется, в силу наличия психологической проблемы отодвигается, переносится в разряд грез, а не действий. Например, часто подросток, вместо того чтобы завести хотя бы короткий диалог с одноклассниками, хмуро сидит в стороне и только мечтает о том, чтобы его признали и полюбили; или человек, обиженный кем-то из близких и желающий услышать извинения, никак не дает понять, что обижен ими.

Психологическая проблема лишает человека разумности, рациональности в понимании некоторых ситуаций или отношений, т. е. включает избирательную рациональность . Как правило, это означает несоразмерное ситуации реагирование на некоторый стимул, тип стимулов или непонимание реальной ситуации при полной сохранности интеллекта и критичности в отношении к другим ситуациям. Приведем типичные примеры из практики: глубокая обида и ощущение униженности у девочки-подростка в ответ на реплику подруги «Ты что, дура?»; вспышка ярости и избиение ребенка отцом за то, что тот потерял в школе телефон; непонимание матерью того факта, что сыну как минимум обидно, когда отчим бьет его в лицо; убежденность подростка в том, что его молчаливость в классе оценивается сверстниками как таинственность, а не как неготовность к контакту или замкнутость; непонимание женщиной, что она одевается несоответственно возрасту; отказ супруги признать факт развода, несмотря на то что ее бывший муж уже несколько лет живет с другой женщиной; отрицание матерью проблем у ребенка-второклассника, не освоившего ни один учебный предмет. То есть из-за психологической проблемы человек, даже обладающий очень высокими интеллектуальными способностями, не может понять, что в чем-то он ошибается , несуразен, нелеп, карикатурен, действует во вред себе и ситуации. Самые простые примеры этого: игнорирование родителем проблем ребенка (например, известный каждому практическому психологу отказ признать очевидные нарушения развития), наличие явно разрушительных отношений, карикатурный внешний облик подростков, принадлежащих к неформальным группам. Избирательно рациональный человек слеп к чему-то в себе или в близком ему человеке.

Обобщенно психологическую проблему можно назвать внутренней проблемой, субъективной невозможностью преодолеть некоторую преграду, не обязательно имеющую рациональное основание. Как правило, следствием психологической проблемы является выбор неадекватных, деструктивных способов достижения цели. Типичные примеры: слежка родителей за взрослеющим подростком с целью преодоления его скрытности, что, наоборот, только провоцирует еще большую скрытность; истеричность, шумливость, эпатажное поведение подростка с целью завоевать симпатию, что часто ведет только к формированию определенного «шутовского» имиджа; молчание как способ показать обиду и т. п.

Наконец, психологическая проблема почти всегда для чего-то нужна, т. е. на профессиональном языке это означает извлечение вторичной выгоды от существования проблемы . Согласно современным взглядам психологическая проблема может быть необходима, во-первых, как способ указания на неэффективное решение других проблем. Например, болезнь или трудности ребенка - бессознательно применяемый им способ привлечения внимания родителей. Агрессия - способ избегания контактов, выражение нежелания, чтобы кто-либо слишком приближался. Слабость - способ заставить кого-то рядом помогать, участвовать в выполнении собственной деятельности. Например, беспомощность ребенка перед заданием в прописях - способ заставить родителя участвовать в его выполнении. Психологическая проблема может, как ни странно, выполнять определенную защитную функцию , например переключать негативное внимание родителей с их конфликта между собой на конфликт ребенка с учителем или сверстниками. Проблемы со здоровьем могут временно ослаблять требования к достижениям, снижая тем самым и напряжение по поводу неуспехов. Ночной энурез ребенка может «спасать» одного из родителей от нежеланного секса: надо быть начеку, вставать, проверять, сушить, переодевать. Наконец, психологическая проблема может неявно олицетворять власть: она позволяет по-своему строить отношения, не проявляя напрямую никакой доминантности. Например, болезнь и слабость могут использоваться для того, чтобы контролировать внимание и времяпрепровождение членов семьи. Разные формы зависимости и темп действий (например, медлительность) часто понимаются в психотерапии как способ наказать партнера : ты справишься с чем угодно, но с этим - нет. Так, считается, что алкоголизм или игровая зависимость одного из супругов - бессознательный способ наказать другого супруга, открыто не проявляя агрессии к нему. Или достаточно распространенная проблема мотовства, «шопоголизма» - способ досадить партнеру, вырваться из-под его власти, бессознательно негативно воспринимаемой.

Психологическая проблема невероятно сложна по своей природе: за внешне «объективными» симптомами, такими как уровень успеваемости, количество друзей и т. п., всегда стоят причины сложного субъективного характера.

Задача психолога-консультанта - помочь клиенту осознать механизмы возникновения и действия проблемы . Для этого могут использоваться самые разнообразные рациональные и символические техники, диагностические процедуры, психологические упражнения, но в первую очередь предполагается грамотная профессиональная консультативная беседа.

Исследование психологической проблемы в ходе беседы

Рассмотрим основные шаги, составляющие беседу по исследованию проблемы.

1. Определение контекста проблемы. Необходимо понять, что именно является для клиента проблемой, сузить ее с размытого описания до конкретных поведенческих проявлений.

Вопросы, предлагаемые в современной консультативной психологии для прояснения контекста проблемы:

Что в этом хуже всего для вас? Как именно проявляется проблема? Какие способы поведения имеют отношение к проблеме? Где проблема возникает наиболее часто? Где она не возникает? Рядом с кем проблема проявляется ярче всего? С кем она не возникает или почти не возникает? Когда проблема появляется и когда исчезает? Как именно он ведет себя с NN? Какой из описанных вами поступков вызывает у вас наибольшее раздражение? Что вы имеете в виду под …? Как понять ваше высказывание о том, что …? В чем конкретно проявляется его …? А как вы сами охарактеризовали бы его поведение? А что вы думаете по этому поводу? (Если есть попытка спрятаться за мнение других людей.)

2. Изучение видения проблемы клиентом. После того как получены сведения о ситуациях и лицах, которые в большей степени связаны с проявлением проблемы, необходимо заняться изучением видения проблемы клиентом.

Полезные вопросы:

Кто впервые назвал это проблемой? Для кого данная проблема значит больше? Кто ведет себя так, будто отвечает за возникновение и решение проблемы? Проблема ли это для NN? Как видит проблему каждый из членов системы (участников ситуации)? Для кого это не является проблемой?

3. Изучение околопроблемного взаимодействия. Здесь подразумевается изучение отношения к проявлениям проблемы тех людей, которые вовлечены в нее.

Кто больше всех реагирует на проблемное поведение? Кто меньше всех? Кому проблема мешает, а кому нет? Кто как реагирует на проблему? Какова реакция на реакцию?

Поскольку психологическая проблема может быть кому-то выгодна и нужна, необходимо также исследовать ее значение для отношений:

Что изменилось в отношениях с появлением проблемы? Что изменится в отношениях, если проблемы не будет?

Кроме того, полезно узнать, как сам клиент объясняет проблему: почему она появилась и почему не исчезает, может ли она вообще исчезнуть, способен ли он повлиять на это.

  • Как вы объясняете возникновение проблемы, в связи с чем она возникла?
  • Как эту проблему объясняют ваши близкие?
  • Почему проблема существует до сих пор?
  • Эта проблема кому-то нужна?
  • С чем связано возникновение проблемы именно тогда, а не позже и не раньше?
  • Как вы думаете, если бы тогда не было таких событий, возникла бы проблема?
  • Скажите, какие методы воздействия вы уже использовали?
  • Что вы уже пробовали делать для решения данной проблемы?
  • Как вы до сих пор выходили из положения?
  • Что еще вы пробовали делать?

4. Конкретизация запроса. Не следует забывать о том, что запрос необходимо конкретизировать, т. е. прояснить, чем именно психолог может помочь клиенту.

  • Что я как психолог, по вашему мнению, могу сделать?
  • Как, по-вашему, я могу это сделать?
  • Какой помощи вы ждете от меня?
  • Как вы себе это представляете?
  • Как вы думаете, если я сделаю то, чего вы ждете, это действительно снимет проблему и NN впредь всегда будет… или вы планируете каждый раз приводить его ко мне для воздействия? Что вы будете делать, если в данный момент меня или другого психолога не окажется рядом?

5. Изучение субъективных критериев решения проблемы. Это очень важный аспект консультативной беседы. Его значимость заключается в том, что критерии разрешения психологической проблемы, избавления от нее, как ни странно, неочевидны. Скажем, если клиента беспокоит одиночество, он может считать критерием избавления от него прекращение этого переживания (без изменения объективных условий, т. е. хотеть перестать чувствовать себя одиноким, невзирая на фактическое одиночество), а может ожидать помощи в налаживании близких отношений - и тогда работа психолога будет нацелена совсем на другие результаты, чем в первом случае. Другой пример: подростки обратились к психологу в связи со сложностями в романтических отношениях. При внешне сходной картине жалоб все они ожидают разных результатов, например повышения самооценки; развития навыков общения с противоположным полом; сохранения отношений, которые стали разрушаться; самопонимания; поиска утешения и поддержки. Этот аспект работы консультанта имеет прямое отношение к запросу (т. е. к формулировке того, чего клиент ожидает от психолога) и к выбору направлений и методов работы с клиентом.

  • По каким признакам вы сможете понять, что наступило улучшение?
  • Что конкретно изменится в поведении, настроении и что позволит вам сказать, что работа прошла успешно?
  • Что будет иначе?

В одном из направлений современной психотерапии - краткосрочной терапии - вопрос о критериях улучшений и о содержании этих улучшений отнесен к числу так называемых чудесных вопросов , т. е. направленных на быстрое продвижение клиента в исследовании его проблем. Это действенный способ работы с психологической проблемой. Приведем примеры:

1. Представьте себе, что вы пришли после консультации домой, поужинали и легли спать. И вот ночью произошло чудо: ваша проблема вдруг исчезла. Утром вы встали, а проблемы нет. Как вы будете себя чувствовать? По каким признакам вы определите, что произошло чудо? Каким будет ваше настроение? Что вы будете делать? Как будете вести себя по-новому? Что сделаете иначе? Что вы сделаете потом?

Эта группа вопросов часто выявляет скрытые препятствия на пути к цели, например сопротивление близких или отсутствие картины преодоления проблемы; самообман, выражающийся в том, что ключевой проблемой является вовсе не та, которая декларируется.

2. Кто первый заметит, что с вами произошли изменения? Что именно он заметит? Какова будет его реакция? Как это скажется на ваших отношениях? Как прореагируют другие? Кто больше всех удивится? Кого ваши изменения застанут врасплох? Что они скажут, сделают, подумают? Какими будут ваши отношения через месяц, через год?

Согласно положениям краткосрочной терапии, ожидаемая реакция близкого человека или семьи часто настолько отрицательная, что клиент отказывается от цели. Нередко бывает, что оптимизация одного человека будет означать некоторое нежелательное состояние другого, т. е. один принесен в жертву другому.

3. Представьте, что прошел год и проблема осталась позади. Как вы думаете, что больше всего помогло решить ее?

Этот вопрос направлен на активизацию представлений клиента о его ресурсах, то есть о возможностях по оптимизации жизни, достижению целей, преодолению трудностей, в том числе и о тех ресурсах, которые он по каким-то причинам игнорирует.

4. Что вы сделали для того, чтобы не повторять ошибок своих родителей?

Этот вопрос направлен на прояснение информации о семейных ролях и сценариях, «спасении» семьи проблемой, повторяемости негативного опыта из поколения в поколение. Как правило, напрямую он не связан с первой заявленной проблемой, но является очень быстрым проводником к более серьезным и более замаскированным психологическим проблемам.

Все перечисленные вопросы направлены на исследование проблемы и психологом, и клиентом. Это только начало работы с проблемой, но весьма содержательное, обеспечивающее каждому участнику возможность в ходе консультативного диалога понять, почему возникла и зачем продолжает существовать та или иная психологическая проблема.