Игровой массаж для новорожденных в стишки. Веселый детский массаж (стихи)

Материнский массаж – это прежде всего общение, контакт мамы с малышом. Научиться делать своему малышу массаж может любая мама, независимо от своих вокальных и других данных. Будьте уверены, спокойны и внимательны к своему малышу, а что делать и говорить во время массажа – научит наша статья.

С новорожденным начинаем с поглаживаний и рефлекторных упражнений, постепенно расширяя комплекс до полного объема. Главное - хорошее настроение. Можно делать перерывы на краткое кормление и высаживание. До момента начала ползания выполняем весь комплекс целиком утром. С ползающим ребенком, более вероятным будет фрагментарное выполнение в течение дня.

Массаж проводится в теплой комнате, теплыми руками без применения кремов и масел. Во время массажа приговариваем потешки и пестушки. Это замечательно развивает и развлекает ребенка, помогает наладить контакт с ним, формирует тесную эмоциональную связь.

В учебном фильме «Развивающий уход за младенцем» можно посмотреть подробно видео массажа с двухмесячным Ванечкой и дополнительные упражнения, которые вводятся после 3 месяцев.

Здесь - описания приемов массажа, иллюстрированные кадрами из фильма. Скачать текст потешек и общую схему массажа можно внизу страницы.

Материнский массаж с пестушками – описание приемов

Начинаем массаж, ласково разговаривая с ребенком, настраивая его и себя на общение.

Поглаживание


Поглаживая, приговариваем, касаясь называемой части тела.

Потягунюшки, порастунюшки, вдоль долгунюшки, поперек толстунюшки,

В ручки- хватунюшки, в ножки- ходунюшки,

В роток- говорок, а в головку - разумок.

Массаж груди

Обходя сосковую область, к надключичным и подмышечным лимфатическим узлам. Для самых маленьких - только поглаживание. После 2х месяцев можно добавить растирание подушечками пальцев.


Напеваем, на мотив «Русского»:

Повторяем потешку 2 раза и больше, по необходимости.

Массаж живота

Поглаживание - большой круг по часовой стрелке по ходу кишечника. Более сильный нажим внизу слева. На печень не давим.

Подковообразный массаж.

Напеваем:

Гуркуй, гуркуй гуркуночек,

Гуркуй, гуркуй мой сыночек,

Массаж косых мышц живота

Ведем по краю реберной дуги и косо вниз. Массаж большими пальцами по реберным дугам от середины к бокам, затем четырьмя пальцами по косым мышцам снизу к центру с хлопком. Затем ладонь мамы на животик ребенка и слегка покачать.

Напеваем:

Гуркуй, гуркуй гуркуночка,

Гуркуй, гуркуй моя дочка,

Будешь гурку гурковать, буду кашечкой питать

Массаж прямых мышц живота

Поглаживаем справа тылом мягко вверх, слева ладонью с нажимом вниз.

С 2х месяцев добавляем растирание подушечками пальцев по кругу и вокруг пупочного кольца.

Все растирания вводятся ближе к 2 месяцам, до этого только поглаживания. Ждем, пока жирком обрастет, и кожа менее ранимая будет.

Вокруг пупка 1 палец, 2, 3, ладошка.

Массируем среднюю линию живота двумя пальцами от пупка вверх и обратно.

Гребнеобразное растирание с укреплением пупочного кольца.

Разминанием путем накатывания. Вибрация – пощипывание.

Напеваем:

Гуркуй, гуркуй гуркуночек, Гуркуй, гуркуй мой сыночек,

Будешь гурку гурковать, буду кашечкой питать

(Повторить 4 раза и больше по необходимости).

Массаж рук

Расслабляющий массаж рук по ходу лимфооттока. Стараемся, чтобы малыш расслабил и выпрямил ручку.

В ладони ребенка вкладываем мамин палец (не прикасаемся к кисти с тыла, держим за запястье). Правую ручку поглаживаем к плечу четырьмя пальцами по наружной и большим пальцем по внутренней поверхности то одной рукой, то другой.

Напеваем:

Трушки-потрушки, пекла баба ватрушки,

Ватрушечки, калабушечки (2 раза).

Потом можно положить ручку на стол, погладить нисходящим поглаживанием и провести растирание подушечками пальцев. Растираем разгибатели по наружной поверхности, обходя суставы.

Более простое растирание - кольцеобразное, ребром ладони. Разминание обхватами. Затем снова поглаживание.

Напеваем:

Рита-та, Рита-та, рыба лучше, чем вода,

Рыба по суху не ходит, рыбе надо водушку.

Тоже со второй рукой.

    Кольцевидное растирание.

  • Вновь поглаживание.

Гимнастика для рук

Пассивные движения делаем только в том объеме, в котором позволяет ребенок.

Разводим малышу ручки в стороны, затем сводим их, как бы обхватывая ими ребенка.

Напеваем - приговариваем:

Тяни холсты, потягивай,

В коробочку, покладывай,

На рубашечку, на столешничек.

«Лунь плывет»

Руки совершают круговые движения в плечевом суставе, вверх и через стороны вниз. Лунь – это птица, которая неторопливо парит в воздухе – плывет (а линь – рыба).

Приговариваем -

Лунь плывет, лунь плывет (скользим руками по столу сверху вниз - плывем)

Сова летит (машем ручками).

Повторяем три раза.

Лунь плывет, лунь плывет,

Сова летит, сова летит, сова летит.

Гимнастика для пресса и передних мышц шеи

Выполняется на основе хватательного рефлекса уже с первого месяца жизни. Вкладываем свои большие пальцы в ладошки ребенка, чтобы он мог за них схватиться, и слегка потянем малыша на себя. Внимательно следим , не откидывает ли ребенок голову. Малыш должен группироваться и пытаться сам подтягиваться. Своими руками мы лишь задаем направление, не тянем сильно.

Страхуем ручки ребенка за предплечья.

Напеваем - приговариваем:

Тоню – тяну, рыбу ловлю, В кошель кладу, домой несу,

Щучки в кучки, плотвички в полички, Один ершок да и тот в горшок,

Щей наварю, и Ванюшу накормлю, Ешьте-ка ребята и не чухкайте (= не чихайте).

Есть и другой вариант пестушки, вводящий новорожденного в систему семейной иерархии. Называем по очереди всех членов семьи, притягивая малыша на каждом слове «поклон». Например:

Дедушке – поклон, бабушке – поклон, папе – поклон, маме – поклон, сестренке Маше – поклон (и далее, если есть еще старшие дети). И тебе, малыш (назвать по имени) – рост большой!

Если у малыша слабо выраженный хватательный рефлекс, и он не удерживает голову, можно присаживать его с поддержкой под голову и покатать «колобочком». Этот вариант подходит, если ребенок откидывает голову при выполнении предыдущего упражнения.

После 3-4х месяцев добавляется присаживание за пальцы с переходом в положение стоя и присаживание через поворот за одну ручку. Такие упражнения готовят ребенка к сидению и ползанию.

Массаж пальчиков и игры с ладошкой

Начинаем пальчиковые игры! Они хороши для раскрытия кулачка и выведения большого пальца. Пальчиковые игры помогают проще раскрыть ладонь и вывести большой палец наружу. Чем скорее это произойдет, тем лучше у малыша будет мелкая моторика , центр которой расположен в мозгу рядом с центром речи. Кроме того, «Ладушки» и «Сорока-ворона» – это замечательные игры , которые помогут вам в любом месте отвлечь закапризничавшего малыша.

Хлопаем в ладошки, приговаривая:

Ладушки, ладушки, Где были у бабушки, что ели кашку,

Пили простоквашку, Кашка сладенька, бабушка добренька,

Попили, поели, покатились, Полетели, полетели,

На головку сели, на маковку.

Массируем ладошку и основание большого пальца.

Перебираем пальчики, массируя их:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим пальцем воду пил,

С этим пальцем щи варил,

С этим пальцем кашу ел,

С этим пальцем песни пел.

Песни пел да плясал,

Родных братцев потешал.


Сорока-ворона кашу варила,

На порог скакала, гостей созывала:

Не придут ли гости? Не съедят ли кашу?

Гости долго не бывали. Детки кашку расхватали. (растираем ладошку, раскрывая ее)

Этому дала - на ложке, этому дала- на поварешке,

Этому дала- на лопате, этому дала - на ухвате, (перебираем пальчики, массируя каждый, потягивая их и прикасаясь каждым к середине ладошки)

Мальчику-пальчику - нет ничего .(растираем, разминаем большой палец, отводя его в сторону)

Он ходит-бродит, воду носит, баню топит. (растираем-разминаем основание большого пальца)

Тут - холодная вода, (легонько щекочем запястье с тыльной стороны)

Тут - горячая вода, (щекочем внутри сгиб локтя).

А тут - кипяток, кипяток

на Ванюшку - щекоток. (щекочем подмышку и затем всего ребенка)

Бокс . По очереди сгибаем-разгибаем руки вперед.

Массаж ног

Массируем по ходу лимфотока. Фиксируем стопу своей одноименной рукой в правильном положении (То есть правую ножку держим своей правой рукой, а массируем левой). Для самых маленьких - только поглаживание по задней и наружной поверхности.

Приговариваем:

Большие ноги шли по дороге,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,


А маленькие ножки бежали по дорожке

С 2х месяцев добавляем растирание . Растирание подушечками пальцев. Приговариваем:

Рита-та, Рита-та, рыба лучше чем вода,

Рыба по суху не ходит, рыбе надо водушку.

Все перемежаем поглаживанием.

Кольцеобразное растирание ребром ладони. Обходим суставы и внутреннюю поверхность.

Все перемежаем поглаживанием. Добавляем разминание в виде обхватов.

То же со второй ногой.

Большие ноги шли по дороге,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

А маленькие ножки бежали по дорожке

Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ

Стучим стопой о стопу. И по столу. Это упражнение особенно нравится деткам. Повторите столько раз, сколько потребуется.


Массаж стопы

Растираем стопу , зафиксировав ее в правильном положении и проводим линию опорности вокруг пятки, по наружному краю стопы, под пальцами и выводим на большой палец.

Приговариваем:

Поглаживаем . Формируем свод стопы и укрепляем мышцы благодаря подошвенному хватательному рефлексу. Нажимаем под пальцами, малыш сгибает пальцы, проводим по наружному краю вверх - разводит в стороны. Тренируются мышцы стопы, это хорошая профилактика плоскостопия.

Слегка стучим по стопе. Вибрация стимулирует рост костей в длину. Стопу при этом фиксируем перпендикулярно к голени.

То же со второй стопой. Приговариваем:

Три-та-тушки, три-та-та, три котушки, три кота,

Три-та-тушки, три-та-ты, где котушки, где коты?





«Бег» по столу - быстро топаем ножками ребенка по столу. Это расслабляет малыша и успокаивает его. Затем выполняем пассивные сгибания и разгибания ножек. Скользящие шаги-лыжи.

Поворот за ножки на живот

Поворачиваем малыша, используя блоковый рефлекс. Это полезное упражнение можно повторять при каждом переодевании, оно укрепляет мышцы спины и учит ребенка самостоятельно переворачиваться со спины на живот.

Приговариваем:

Ай качи-качи-качи, глянь, баранки- калачи…

Массаж спины

Поглаживание и растирание подушечками пальцев.

Идет бай по спине, несет лапти на спине,

Всем дитенкам по избенкам дарит по лаптенкам (2 раза).

Под ручки ребенку можно подложить валик из скрученной пеленки. Валик выводит ручки вверх, не дает им прижиматься к туловищу, обеспечивая опору и стимулируя ребенка удерживать голову.



Растирание подушечками пальцев, затем поглаживание.

Приговариваем:

Рита-та, Рита-та, рыба лучше чем вода

Рыба по суху не ходит, рыбе надо водушку.

С 3х месяцев добавляем растирание подушечками пальцев, разминание с помощью накатов и вибрацию – пощипывание.



Массаж ягодиц

Гребнеобразное растирание, фиксируя одну ягодицу.

Напеваем:

Уж как я мою коровушку люблю, уж как я ль то ей крапивушку нажну,

Кушай вволюшку, коровушка моя, ешь ты досыта, буренушка моя…

То же с другой стороны.


Уж как я ль мою коровушку люблю, сытно пойло я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя, чтобы сливочек буренушка дала

Пощипывание, затем поглаживание по ходу лимфотока, руками как бы выписывая букву Х (икс) - от бедер к межьягодичной складке и вверх по пояснице к паховым лимфатическим узлам.

Массаж спинки

Похлопываем легко по спине сверху рукой, сложив ее ковшиком. Щадим область проекции почек. В конце - поглаживаем по всей спине и ножкам.

Приговариваем:

Что в горбу - денежки,

Кто наклал - дедушка,

Чем наклал – ковшечком

Каким?(пауза) Позолоченным, сверху медью околоченным.

Упражнение для тазобедренных суставов

Разводим колени в стороны, прижимаем стопы вместе поближе к ягодицам. Нажимаем на крестец, стараясь прижать животик малыша к столу.

Приговариваем:

Ай, качи-качи-качи, глянь, баранки - калачи,

Глянь, баранки - калачи с пылу, с жару из печи,

С пылу, с жару из печи, все румяны, горячи,


Прилетели тут грачи, подхватили калачи,

Нам осталися бараночки.

Можно выполнять это упражнение на мяче . При этом ножки будут лучше и легче разводиться в стороны, благодаря покатости мяча и покачиванию.

Очень полезное упражнение при дисплазии тазобедренных суставов.

После трех месяцев можно выполнять это упражнение, сидя верхом на мячике.

Рефлекторная ходьба

При наклоне вперед малыш выпрямляется и начинает идти вперед. Вес ребенка должен приходится на ваши руки, не нужно ставить ребенка на ножки, достаточно коснуться его стопами опоры. Иногда этот рефлекс выражен не явно или вообще отсутствует. Тогда это упражнение выполнить не получается.

Приговариваем:

Большие ноги шли по дороге,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А маленькие ножки бежали по дорожке,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Рефлекторное ползание

Для развития ребенка первого года жизни научиться ползать очень важно. Используем врожденный рефлекс для тренировки мышц и подготовки к настоящему ползанию. Упражнение можно выполнять с первых дней жизни новорожденного.

Сгибаем ножки, прижимаем пятки к ягодицам и к кровати. Выводим ручки вперед. Малыш отталкивается и ползет вперед. В начале можно использовать слегка наклонную гладкую поверхность, чтобы облегчить малышу первые попытки.

Приговариваем:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота,

Кот ходит по лавочке, водит кошку за лапочки,

Топа-топа по лавочке,

Цапа-цапа за лапочки.

С 2 месяцев может начать получаться перекрестное ползание. Когда малыш сможет ползти, отталкиваясь одной ногой и помогая себе противоположной рукой. Это более трудное упражнение. Для этого мы сгибаем одну ножку и фиксируем противоположную ручку.

Тачка

Идем руками малыша по столу, придерживая его под живот и ноги. Можно постучать ладошками по столу, раскрывая кулачки. Это упражнение начинаем выполнять с 3-4х месяцев.

Учим стоять на четвереньках и ползать

Обучение положению на четвереньках можно делать на столе и на мягком мячике или валике, который можно подложить под живот. Упражнения выполняем с 3-4х месяцев.

Обучение ходьбе на коленях в положении на четвереньках. Хорошо положить перед малышом новую интересную игрушку , чтобы побудить его добраться до нее.





Прыжки на пружинном матрасе, надувной подушке или на мяче - фитболе с полным сгибанием и разгибанием ног.

Приговариваем:

Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг –скок,

Уродился он неплох, прыг-скок, прыг-скок,

Баба шла, шла, шла, пирожок нашла,

Села, поела, опять пошла,

Баба стала на носок, а потом на пятку,

Стала русского плясать, а потом в присядку.

Парение на спине

Упражнение укрепляет передние мышцы туловища. А парение на животе укрепляет мышцы спины.

После упражнений высаживаем малыша над тазиком. Во время комплекса массажа и гимнастики обычно также бывает несколько высаживаний.



Когда начинать материнский массаж

Мы вам очень советуем выучить приемы материнского массажа еще во время беременности , тренируя выполнения на кукле или мягкой игрушке. Вы можете распечатать себе текст потешек, скачав файл внизу страницы . Напевая-приговаривая потешки, вы знакомите с ними малыша еще до его рождения. После родов ему будет приятно услышать знакомые ритмичные звуки, вы будете удивлены его реакцией.

Начиная материнский массаж с новорожденным , используйте сперва легкое поглаживание ножек и животика, приговаривая потешки. Постепенно добавляйте новые приемы, следите за настроением и самочувствием малыша. Весь комплекс массажа вводится уже к концу первого месяца. Некоторые упражнения, подготавливающие к ползанию и сидению, добавляем только после 3х месяцев, когда ребенок подрастет.

Кроме того, вы можете приятно провести время и улучшить свое самочувствие, воспользовавшись технологией « ». Эта новая методика авторов программы, объединившая пестование младенцев с приемами самомассажа для беременных. Регулярно практикуя оздоровительный самомассаж во время беременности, вы не только запомните все приемы массажа для новорожденных и потешки к ним, но и принесете себе существенную пользу. Посмотрите это видео прямо сейчас на нашем сайте.

Скачать массаж:

Массаж — одно из необходимых мероприятий в жизни каждого малыша. Когда ребеночек еще совсем крохотный, массажик нужно делать аккуратно. Лучше всего подойдут нежные мамины поглаживания. А если мама еще знает парочку потешек, тогда можно считать, что массаж действительно удался. Сейчас предлагаю подборку лучших детских потешек на время массажа малыша.

Детские потешки для массажа

Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями)

(Постукиваем кулачками ребенка друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток — малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли — дальше побежали.

Где пальчики? Где пяточки?
Погулять пошли, ежа нашли.
Ежик колко колол, развернуться велел.

Дашу кремушком помажу,
Ножки, ручки ей поглажу.

(Поглаживаем спинку)
Идёт бай по стене,
Несёт лапти на спине,
Детёнкам по избёнкам,
Дарит по лаптёнкам.

Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова
поглаживаниями, пощипываниями и
покалачиванием спинки.)

(Покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка -
Не подкуем каблучка.

Мы капусту рубим, рубим,
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём,
(трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(поглаживающие движения ладонями)

На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
(кладём ладонь на животик)
Прилетели две тетери,
(пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем).

Нежная мама
Любимому сыну
Гладит и гладит
Любимую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Гришкина,
А мама Иришкина.

Ножки длинные, ножки стройные.
Помнем, потрем, потом встряхнем,
К животику придем.

Папа-ёж,папа-ёж,
ты нам спинку не потрёшь?

Потягунюшки, порастунюшки
Поперек толстунюшки,
А в ножки — ходунюшки,
А в ручки — хватунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!

Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.

Птичка-птичка,
(водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(тот же круг, но уже с помощью
пощипывания или покалывания
)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.

Рельсы, рельсы,
(проводим одну,
потом другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы,
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щиплем спинку)
Пришла лисичка,
(гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем стол кулаком)
Стул,
(стул - щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку - пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
(легонько ставим «точку» указательным пальцем)
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щиплем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
(«кладем письмо» за шиворот)

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём.

Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому -
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью - синичке,
Кому в роток,
(гладим большим пальцем подушечки стопы)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Тушки-татушки,
(водим ручками вверх-вниз)
Испекли ватрушки
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили
(машем ручками)
А пшеничный пирожок -
Он на опарышке взмешён
(нежно щиплем-мнем от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок!
(ручки поднимаются к макушке)

Тятеньки — сажень,
И маменьки — сажень,
И сестрице — сажень,
И братику — сажень
(и т.д.),
А Ванюшеньке большую, наибольшую,
Самую большую

Чей животик? Дашин.
Съел пюре и кашу.
Лошадка бежала,
Тележку возила,
Даше говорила:
Хватит баловаться,
Поехали кататься!

(Ритмично похлопываем ребенка
по спинке)

— Что в горбочке?
— Денежки.
— Кто наклал?
— Дедушка.
— Чем он клал?
— Ковшиком.
— А каким?
— Золотым.
— А выкладывал каким?
— Посеребряным.

Чушки, вьюшки, перевьюшки,
(крутим кулочки друг вокруг друга,)
Тимбирлим сидит в кадушке.
(стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке —
(приближаем ручки малыша к его голове)
Бац-бац-бац!
(прикасаемся кулачками к головке)

(Поглаживаем спинку)
Шершавая мама
Шершавому сыну
Гладит и гладит
Шершавую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Гришкина,
А мама слонишкина.

Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненькая
Да здоровенькая.

Я сидела на рябине,
Меня кошки теребили,
Малые котяточки
Царапали за пяточки.

Стихи для массажа Если мама делает массаж своему ребенку(неважно какого возраста) это способствует лучшей эмоциональной связи между ними, повышает уровень доверия, способствует выработке гормонов счастья(эндорфинов) . И для физического развития массаж очень полезен. Особенно в возрасте до года.Речь идет о профилактическом массаже, который не требует особых знаний и умений или даже о массаже в форме игры. 1.Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы Рельсы, рельсы Шпалы, шпалы Ехал поезд запоздалый Из последнего вагона Вдруг просыпалось зерно. Пришли куры – поклевали, поклевали. Пришли гуси – пощипали, пощипали. Пришел слон – потоптал, потоптал. Пришла слониха – потоптала, потоптала. Пришел слонёнок – потоптал, потоптал. (Кулачком по спине постукиваем с убыванием силы) Пришел дворник, все подмёл, Поставил стол, Поставил стул И начал писать письмо: «Дорогие жена и дочка – вжик, точка, вжик, точка (справа, слева). высылаю вам чулочки – вжик, точка, вжик, точка. а чулочки не простые – вжик, точка, вжик, точка. В них застёжки золотые – вжик, точка, вжик, точка. Запечатал и отправил его по почте. 2. Жили были дед и баба. Жили не тужили, но как-то ночью закрутил у бабы живот И крутит, и крутит (крутим руками по окружности). Вставай дед, – говорит бабка, – Вези меня к врачу. Запряг лошадей дед и поскакали они Скок-скок- скок (скачем пальчиками). И вдруг рев из леса УУУУУУУУУУУУУУУУ, испугались лошади рванули вперед, а дед с бабкой вывалились. Что делать? Видят стоит черепаха, комар, слон – На чем поедишь? (тот кому массаж делают – отвечает) – (например) Комар (вы делаете укольчики пальчиком) Дальше, все комар не летит, стоят тигр, слон и пчела. … И так до бесконечности. Главное разнообразить щипательное движение и преподносить с юмором. Закончить можно так. Бабка закричала – Ой – дед все прошло, не болит у меня больше живот. Обрадовались они и как в сказке оказались дома на своей теплой печи. И заснули мирным сном. 3. Массаж спинки(поглаживание) На малышку глядя, Спинку мама гладит: Рыбка по морю плывет, Белка хвостиком метет, Как по небу облачка Мы погладили бочка. Как летят снежинки, Так мы гладим спинку! 4. Массаж животика (или при коликах). Нужно гладить живот по часовой стрелке, приговаривая: Розовый животик Мурлычет, словно котик, Заурчал щеночком, Забулькал ручеечком. Ах животик ты, живот, Кто же там внутри живет? Кто мешает баиньки Маленькому заиньке? Мы погладим пузики, Толстые арбузики. Спит щеночек, спит котенок. Улыбается ребенок. 5. На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) Стоит миска творогу (кладем ладонь на животик), Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх) Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) Улетели (поглаживаем малышку) У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим) Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки) Зайка по лесу бежит (топаем ножками) В дверь ко мне стучится (ручками стучим) Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим) Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем) Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки) Лапу подавай! 6. Массаж медвежий. Сельскохозяйственный. Шееел медведь. Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине)… Шла медведица… (топчемся меньшей площадью, кулаком, например). Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине). Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину). Медведь сказал: «Моееее поле» (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине). Медведица сказала: «Моеее поле» (повыше голосом и шаги помельче). Медвежонок закричал: «Мое» (тоненьким голоском, мелкимипрыжками). Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит. И решили они посадить пшеницу. Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз), разровняли (растираем ладонями) и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке). Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине), солнышко согрело, и пшеница взошла… Выросли большие и красивые колоски… Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем). Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке). «Ура! Ура! Ура! (разными голосами) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!..» обрадовались медведи… Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами). Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке). А медведи смололи зерна пшеницы – получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек! 7. Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) Поперек толстунюшки, А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) А в ушки - слышунюшки, (мягко нажать на ушки) А в глазки - глядунюшки, (мягко нажать на глазки) А носику - сопунюшки, (мягко нажать на носик) А в роток - говорок, (мягко нажать на ротик) А в головку - разумок! (мягко нажать на лобик) 8. Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрём, Отдохнём совсем немножко, А потом опять начнём 9. Били лён, били (стучим кулачками по спине) Топили, топили (растираем ладонями). Колотили, колотили (похлопываем). Мяли, мяли (разминаем пальцами) Трепали, трепали (трясём за плечи) Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней) На столы накрывали (поглаживаем ладонями) 10. Как на этой на неделе Прилетали две тетери: Походили – пощипали, Походили – поклевали. Посидели-посидели И обратно улетели. Прилетят в конце недели Наши милые тетери. Мы тетерок будем ждать – Дадим им крошек поклевать. Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки. 11. Ручки-рученьки, да у деточки. Потягушеньки – словно веточки, Тянем к мамочке – потянушечки, И ладошечки, и подушечки. Ах вы, плечики, мои пышечки, Потягушеньки, да малышечки. Потянушечки – локотулечки, Потягушечки у лапулечки. Ножки-ноженьки, потягушечки, По дороженьке побегушечки, Ножки сладеньки, да ножулечки, Ножки маленьки, крохотулечки. На колешечках – сладка ямочка, Вот как солнышко любит мамочка! 12. Массаж стоп – растирание. Пяточки-топтаточки, Шекотки-щекотаточки, Розовы, да гладеньки, Как конфетки сладеньки. Маленькие стопочки, Стопочки-топ-топочки, До чего прекрасны. Шелковы-атласны. Маленькие пальчики, Девочки и мальчики. Розовы подушечки, Крохотны ногтюшечки, Пальчики-горошинки, До чего ж пригоженьки. Вот какие ножки Ходят по дорожке! 13. Рыбки плавали, плескались В чистой тепленькой воде (разводите руки ребенка как будто плывете) То сожмуться (прикладываете ручки ребенка, как будто он обнимает себя сам) Разожмуться (распахиваете ручки) То зароются в песке («зарываетесь в песок») 14.для самостоятельных Ветер дует к нам в лицо (Ребенок машет ручками на себя) Закачалось деревцо (качается из стороны в сторону) ветерок все тише тише (присаживается) а деревце все выше выше (потягивается на мысочки)

СТИХИ ДЛЯ ДЕТСКОГО МАССАЖА.

Массаж полезен в любом возрасте, не только полезен, но и приносит удовольствие. Когда мама делает своему малышу массаж — довольны оба — мама и ребенок. А если прочитать во время массажа стишки — удовольствия, радости и улыбок будет вдвойне больше!

Песенки и стихи для массажа следует подбирать с учётом возраста ребёнка.
Только в том случае, если они будут интересны малышу, игровой массаж станет для него радостным событием.

Предлагаемые для массажа спины упражнения можно проводить, когда ребёнок лежит на животе, или сидит на стуле, опираясь на стол, Ребёнок может также сидеть на полу, стоять на четвереньках или лежать на коленях взрослого.

Прежде чем начинать проводить массаж, следует предварительно прочитать ребёнку стихи или сказать несколько вступительных фраз, чтобы малыш смог представить последующие действия взрослого.

Взрослый во время чтения стихов должен делать небольшие паузы для массажа.

Предлагаемые для массажа спины песенки и стихи могут использоваться также для массажа рук или ног ниже колена.

Детям для проведения массажа друг другу можно предоставить выбор положения для массажа, игрушек для массажа и движений. Проведение массажа детьми должно контролироваться взрослым.

Движения под музыку следует выполнять ритмично и избегая сильного нажима или похлопывания.

Желательно, что бы взрослый подпевал, а позже пел под минусовую фонограмму.

Игровой массаж может проводиться поверх рубашечки или футболки, а также, по желанию малыша, на голой спинке.

Первое время массаж лучше проводить, используя соответствующие предметы - кисточку, резиновый ёжик, поролоновую губку, игрушечную машинку, кусочки ваты,
бумажные листочки, и др., а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок. Массаж игрушками забавляет малышей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками.

Взрослым с длинными ногтями при проведении массажа надо быть очень осторожными и использовать, если возможно, .соответствующие тексту песенок игрушки и предметы.

1. ЛАДОШКА
(1) Твоя ладошка - это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.

1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук

2. ДУБ
(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,
(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

1 - положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем
2 - слегка пощипать
3 - на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами
4 - попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку

3.МЯЧИК
(1) Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке
Часто, часто, низко, низко от руки к земле так близко

Скок и скок и скок и скок, не скачи под потолок,
Скок и скок и стук и стук, не уйдёшь от наших рук.

1 - легко и ритмично похлопывать вдоль по спинке

4. МАЛЯР
(1) Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
(2) Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!
(3) Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать!
(4) Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!
(5) Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать!
(6) Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать!
(7) А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть!

1 - ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх - вниз
2 - на слова: «метлой», «любит», «метлу», «будем» - спинку сверху вниз «метём»,
как метлой, ладонью и пальцами
3 - нажимаем указательным пальцем - «колем»
4 - круговые движения по спине
5 - растирание ребром ладони - «пилим»
6 - скользящие движения ребром ладони - «косим»
7 - пальцами постукиваем ритм мелодии

5. ПАЛЬЧИКИ
(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей,
Этот пальчик - всех длинней,
Этот пальчик - всех умней,
(2) Вместе - это пять друзей
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей и т. д.
(4) Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.

(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот - всех красивей, и т. д.

1 - растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику
2 - погладить сразу все пальчики
3 - взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать
4 - сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке
5 - нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца малыша у ногтя

6.КАПУСТКА
(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим

(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву
2 - попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней
3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением
4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев

7. ЛИСТОЧКИ
(1) Дождик травку поливает,
(2) Ветер дерево качает
(3) Листики висят, висят
(4) И тихонько вниз летят.
(5) Дети в садик выбегают
(6) И листочки собирают
(7) Их к себе домой несут
(И в коробочку кладут.

1 - легко постукиваем по спинке кончиками расслабленных пальцев
2 - положив руки на плечи, слегка раскачиваем
3 - тихонько дотронуться кончиками пальцами до плеч
4 - медленно погладить кончиками пальцев вдоль позвоночника
5 - пробежать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке
6 - легонько пощипать
7 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке
8 - положить бумажные листочки или концы пальцев на ладошку малыша
и закрыть его пальчики в кулачок.

8. ОКНА
(1) Вот мы тряпочки берём и окошки мыть идём.
(2) Это грязное (узкое/круглое) окно мыть пора давным-давно.

1 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке
2 - потереть своей ладошкой ладошку малыша (ручку/ушко)

9. ЁЖИК
(1) Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне по *пальчикам (по ножка вниз/по спинке вверх) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!

1 - катать специальный резиновый «ёжик» для массажа или осторожно постукивать ноготками

10. ДОЖДЬ

(1) Посмотрите, дождь полил, воробьишку намочил.(2 раза)
(2) Он летит к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)
(1) Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил.(2 раза)
(3) Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)
(1) Посмотрите, дождь полил, жеребёнка намочил.(2 раза)
(4) Скачет он к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил и утёнка намочил.(2 раза)
(5) Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил, медвежонка намочил.(2 раза)
(6) Мишка топает домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

1 - постукивать пальцами по плечам и спине
2 - быстро похлопывать кончиками пальцев

4 - попеременно постукивать руками (косточками согнутых пальцев)
5 - «идти» ладошками обеих рук
6 - хлопать попеременно ладошками, сложенными «ковшиками»

11. НА САНОЧКАХ
(1) Подмели метлищей, стал двор чище
(2) Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.
(3) Снег собрали в кучу, сделали кручу,
(4) И на кручу санки покатили сами.
(5) Побежали дети скоро, скоро
(6) Притащили саночки на гору.
(7) Съехали с кручи, въехали в кучу,
(А на горку сани потащили сами.
(1) Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.

1 - сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами
2 - «поскрести» ребром ладони
3 - одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег»
и на слова «сделали кручу» - 2 хлопка по спинке под музыку
4 - провести рёбрами ладоней по спинке вверх
5 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх
6 - провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх
7 - провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз
8 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх

12. МОСТИК
(1) Над речкой - узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(2) Сначала кошка ловко по мостику прошла,
(3) За ней змея тихонько на пузе проползла.
За ней змея тихонько на пузе проползла.

(4) Петух, как на параде, за ней маршировал…
(5) Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал.
(6) Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла,
(7) Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела.

1 - погладить спинку снизу вверх
2 - переступать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх
3 - волнистое движение ладони поставленной на ребро по спинке снизу вверх
4 - переступать под музыку, опираясь на кончики пальцев
5 - простучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх, обратно и опять вверх
6 - «идти» ладошками обеих рук
7 - «идти» указательным и средним пальцем, в конце песни - пощекотать.

13. ЛЁН
Лён зеленой при горе, при крутой.
(1) Уж я *сеяла, сеяла лён,
Уж я *сеяла, сеяла лён,
Уж я, сея, приговаривала,
Сапогами приколачивала.

*(2) стлала то (3) сушила (4) я мяла (5) чесала (6) я пряла

1 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев по голове малыша
2 - поглаживаем голову
3 - дуем на головку, шейку, а если поём под «минусовку», то заменяем слово «сушила»
на слово «трепала» и кончиками пальцев слегка треплем волосы
4 - «мнём» волосики
5 - чешем волосы кончиками пальцев
6 - «прядём» волосики

14. ЛЕТО
(1) Летом солнышка лучи стали очень горячи.
Да, да все лучи, да, да горячи,
(2) Даже старый воробей начал прыгать веселей
Чив, чив, воробей, чив, чив, веселей.
(3) Лягушонок длинноног по дорожке скок да скок,
Ква, ква, длинноног, ква, ква, скок да скок.
(4) Прилетел и сел на сук толстый и усатый жук
Жу, жу; толстый жук, жу - жу, сел на сук.
(5) Ветерок шумит в ветвях на берёзах и дубах,
Уф, уф, на берёзах, уф, уф, на дубах.

1 - положить ладони на плечики малыша
2 - указательным и средними пальцами прыгать по спинке под музыку
3 - лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка - ладонь прижата
4 - поводить указательным пальцем в воздухе и дотронуться до ручки малыша
5 - дуть на шейку и руки малыша

15. ХОДИТ ЁЖИК
(1) Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
(2) А я ёжику-ежу ту тропинку покажу,
(3) Где катают мышки маленькие шишки.

1 - тихонько походить ноготками по спинке
2 - провести подушечкой указательного пальца к бочку
3 - немного пощекотать ребёнка

16. ДОЖДИК, ЛЕЙ
(1) Дождик, дождик, лей, лей, лей, на меня и на людей,
На людей по ложке, на меня по крошке,
(2) Дождик лей посильней, будет травка зеленей.

Дождик, дождик, лей, лей, лей, на меня и на людей,
(3) А наш огород поливай весь год.

1 - постукивать указательным пальцем по плечикам и спинке
2 - тихонько барабанить всеми пальцами по плечикам и спинке
3 - сделать попытку побарабанить по бокам, где щекотно

17. МЫ ПИЛИМ
(1) Мы пилим, пилим доски для нового стола,
Стальные зубы остры, легко идёт пила.
Дзинда, дзинда, дзинда, дзинда
Дзинда, дзинда, дзинда, дзинда, дза.

(2) Скользит, скользит послушно рубанок вдоль доски
И станет она гладкой, приятной для руки.
Вжих -так, вжих - так, вжих -так, вжих - так.
Вжих -так, вжих - так, вжих -так, вжих - так, вжих.

(3) А ну-ка веселее ударим молотком,
Покрепче, посильнее мы гвоздики забьём.
Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук.

1 - ребром ладони под музыку водить поперёк спинки, как пилой
2 - вверх по спинке вести ребром ладони, обратно вниз - легко гладя
3 - легко и ритмично постукивать кулачком

18. ЛОШАДКА
(1) Вот бежит лошадка, сделана из ватки,
Она кашки не ест, молочка не пьёт,
Только скачет взад-вперёд, взад-вперёд, взад-вперёд.

1 - всеми пальцами одной руки быстро постукивать - «бежать под музыку
по спинке и по ручкам ребёнка

19. ЗАЙЧИК
(1) Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
(2) Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
(3) Пиф! Паф! Не попал,
(4) Зайчик быстро ускакал

1 - «маршировать» двумя пальцами левой руки по боку малыша снизу вверх
и остановиться
2 - «пробежать» двумя пальцами правой руки по другому боку малыша
3 - на слова «Пиф! Паф!» хлопнуть 2 раза в ладоши
4 - всеми пальцами левой руки ускакать, как зайчик

20. БАРАБАН
(1) По тебе стучать я стану, как стучат по барабану,
И по *спинке постучу столько, сколько захочу
(2) Я скачу, скачу галопом, я стучу, стучу с пришлёпом,
Барабаню тут и там по утрам и вечерам.
Тук, тук, туки, туки, стук, стук, стуки, стуки.
(3) Кот не любит барабан, залезает под диван.

(*И по ручке, и по ножке, и по пяткам)
1 - похлопывать спинку (ручку/ножку/пятки) одной рукой
2 - похлопывать двумя руками
3 - сделать попутку переступая пальцами одной руки забраться за шиворот или
за пазуху малыша

21. ПРИХОДИТЕ, МЫШИ
(1) Приходите, мыши, и не бойтесь кошки,
Вот для вас площадка на моей ладошке.
(2) Вот вам карусели - можно покружиться,
Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.

(3) Вот висят качели, можно покачаться,
Вы не упадёте, нечего бояться.
(4) А ещё есть горка, для мышей бесплатно,
Покатайтесь мышки, это так приятно!

(5) Есть для вас песочек, можно покопаться,
Можно на песочке мышкам поваляться.
(6) А домой пойдёте, я вам на прощанье
Помашу рукою: мышки, до свиданья!

1 - махать ручкой малыша
2 - «рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке малыша
3 - сгибать к ладошке и разгибать пальчики
4 - гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя
5 - пощекотать ладошку
6 - махать ручкой малыша

22. ПЁРЫШКО
(1) Смотрите, смотрите, что я принесла!
Смотрите, какое перо я нашла
Оно по ладошке тихонько ползёт
Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,
И шейку оно очень нежно ласкает.
Куда полетит - интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет,
Одно и другое немножко щекочет
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.

1 - в соответствии с текстом песенки трогать малыша вырезанным из бумаги
раскрашенным пёрышком

23. ВЕЛОСИПЕД
(1) А я сяду и поеду под окошечко к соседу:
Хватит спать, вставай, сосед, доставай велосипед.
Мы прокатимся к сараям, голубей перепугаем,
От сараев поворот, будут гонки до ворот.
Мы поедем вдоль забора до угла до светофора.
(2) Ну-ка быстро дай ответ: ты поедешь или нет?

1 - обводить указательным пальцем «контур» лежащего на животе или стоящего малыша
2 - прохлопать по спинке ритм слов «ты поедешь или нет»

МАССАЖ НОЖЕК.

Делаем массаж ножек (мама лёгкими пощипывающими движениями от кончиков пальчиков движется вверх до животика карапуза, а в конце стишка обязательно гладит его по головке).

Этот маленький жучок по траве гуляет,
Травку сочную найдёт и её кусает.
Этот маленький жучок, по кустам гуляет,
Листик сладенький найдёт и его щипает.
Этот маленький жучок по ветвям гуляет.
Этот маленький жучок выше залезает.
Он не будет нас кусать(гладим по головке),
Хочет он чуть-чуть поспать!!!

Или такой (движения те же):

Божья коровка,алая спинка,
Ухватилась крепко букашка за травинку.
Вверх,неспешным ходом, ползёт по стебельку,
К пахнущему мёдом, сладкому цветку!!! (гладим!)

Стихи о лягушках.

(Под них ребёночек сидит спиной к маме,ножки согнуты в коленочках(похоже на позу "лотоса"), а мама берёт его ножки(стопы) и быстро то соединяет их вместе, то разъединяет на первые 2 счёта, а на следующие разводит ножки широко в стороны. В конце стишка перед ребёнком кладётся мячик, что заставляет его хорошо потянуться за ним вперёд.

Лягушата на пруду разыгрались в чехарду
Ква,ква,ква,ква (широко ножки!)
Ква,ква,ква,ква. (широко!)
Ква,ква,ква,ква. (широко!)
И нырнули в глубь пруда!!! (хорошо тянем спинку, нагинаясь вперёд)

Чьи там крики у пруда?
КВАсу, КВАсу нам сюда!
КВА КВА КВАсу, простоКВАши,
Надоела нам вода!!! (на каждое КВА ножки разводим широко в стороны)

После дождика лягушки КВА,КВА,КВА!
Веселились на опушке КВА,КВА,КВА!
Что за прелесть КВА,КВА,КВА!
Всюду мокрая трава!!!

МАССАЖ РУЧЕК.

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил
Паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять.
А за ним ползут все детки
Чтобы погулять по ветке!

Две сороконожки бежали по дорожке,
Встретились! Обнялись! Еле растались! И попрощались!

Шла по полю черепаха,
И дрожала вся от страха!
Говорит она - кусь,кусь!
Никого я не боюсь!!!

Теперь берём мячики-ёжики и катаем их по спинкам или животикам малыша!

Мышь полезла в первый раз посмотреть который час.
Вдруг часы сказали - БОМ!
Мышь скатилась кувырком!!!
Мышь полезла второй раз посмотреть который час!
Вдруг часы сказали- БОМ,БОМ!
Мышь скатилась кувырком! (и так далее)

Ходит ёжик без дорожек по лесу,по лесу.
И колючками своими колется,колется.
А я ёжику-ежу ту тропинку покажу
Где катают мышки еловые шишки!!!

На жаре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт
Мордочку ежонку трёт.
Только спинку,только спику,
Не потрёшь родному сынке.
Ходит по росе лесной
Ёж с немытою спиной.
Вот так, посудите сами
Дело обстоит с ежами.
Хорошо ребята,всё ж,
Что никто из нас не ёж!

С ветки яблочко упало и по саду побежало!
Побежало мимо Мурки,мимо Муркиных подруг,
Мимо Жучкиной конурки и в траве исчезло вдруг!
Как же яблочко без ножек убежало?!
Вот вопрос.
Это ёжик, просто ёжик
На спине его унёс!

Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы. Едет поез запоздалый.

Она известна каждому взрослому с детства!

Рельсы, рельсы.
(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы.
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щипаем спинку)
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем — стол кулаком)
Стул,
(стул — щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.

***
Били лён, били
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили
(растираем ладонями)
Колотили, колотили
(похлопываем)
Мяли, мяли
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали
(поглаживаем ладонями)

***
Мы капусту рубим, рубим
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём
(трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём
(поглаживающие движения ладонями)

***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

***
Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому—
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому-
Лисичке-сестричке—
воробью — синичке
Кому в роток,
(гладьте большим пальцем подушечки стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку»

***
Птичка-птичка,
(водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания или покалывания)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

***
Тушки-татушки,
испекли ватрушки
(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющего на тарелках),
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили
(машем ручками)
А пшеничный пирожок—
Он на опарышке взмешён
(нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок!
(Ручки поднимаются к макушке)

***
На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу
(кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери
(пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем малыша)

***
Чушки, вьюшки, перевьюшки
(крутим кулочки друг вокруг друга,)
Тимбирлим сидит в кадушке
(стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке
(приближаем ручки малыша к его голове);
Бац-бац-бац
(прикасаемся кулачками к головке)

(постукиваем кулачками ребенка друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

***
Потягунюшки, порастунюшки

Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
(двигаем ножками)
А в ручки - хватунюшки,

А в ушки — слышунюшки,
(показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки,
(показывают глазки)
А носику — сопунюшки,
(показывают носик)
А в роток — говорок,
(показывают ротик)
А в головку — разумок!

***
Потягунюшки, порастунюшки
(поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
(двигаем ножками)
А в ручки - хватунюшки,
(сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки,
(показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки,
(показывают глазки)
А носику — сопунюшки,
(показывают носик)
А в роток — говорок,
(показывают ротик)
А в головку — разумок!

Массаж полезен в любом возрасте: он улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность центральной нервной системы. Во время массажа ребенок получает удовольствие и успокоение. А если массаж превратить в веселую игру, то ребенок получит двойную радость. Игровой массаж способствует социализации детей, развивает у них внимание, терпение и чувство юмора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой массаж для дошкольников

Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. В семье или детско-родительской группах игровой массаж можно проводить с 12 месяцев
Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких.

Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки и др. Малыши также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. На занятиях в группе дети с 3-4 лет с большим интересом не только выполняют массаж сами, но и наблюдают за проведением массажа другими детьми.
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.

МАССАЖ РУК.

1. Упражнение «Петушиная семья»

Петя, Петя – петушок, (Дети качают головой вправо-влево)

Поднял красный гребешок, (Прижимают ладони друг к другу,

раздвинув пальцы, и приставляют их к голове – «гребешок»).

Громко-громко закричал, (Поглаживают левую руку от кисти к

К себе курочек позвал плечу, затем правую руку).

Курочки-пеструшки (Похлопывают правую руку в том же

Петю услыхали , направлении ладонью левой, затем

Петю услыхали , левую руку ладонью правой)

Быстро прибежали.

А за ними и цыплятки («Пробегают» по правой руке

Побежали без оглядки. пальцами левой, затем по левой руке

пальцами правой.)

Стали зёрнышки клевать: (Поколачивают по правой руке пальцами

Клю-клю-клю… левой, затем по левой руке пальцами

правой.)

Травку сочную щипать: (Пощипывают правую руку пальцами

Щип-щип-щип… левой, затем левую руку пальцами правой.)

А потом давай плясать: (Поглаживают правую руку левой,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля… затем левую руку правой.)

2. Упражнение «Блины»

Ой, лады! Ой, лады! (Дети хлопают сверху по левой,)

Мы блинов напекли! (а затем по правой руке.)

Первый дадим зайке, (Массируют большой палец.)

Зайке-попрыгайке.

А второй лисичке,

Рыженькой сестричке.

Третий дадим мишке, (Массируют средний палец.)

Бурому братишке.

Блин четвёртый - котику, (Массируют указательный палец.)

Котику с усами,

Пятый блин поджарим (Массируют мизинец.)

И съедим мы сами!

3. Упражнение «Строим дом»

Целый день тук да тук, (Дети похлопывают ладонью руки от

кисти к плечу сначала по левой, а затем по правой руке.)

Молоточки стучат, (Поколачивают кулаком сначала по

левой, а затем по правой руке от кисти к плечу.)

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат, (Поколачивают кулаком левой руки по

Строим домик для бельчат. кулаку правой руки или наоборот.)

Этот дом для белочек, (Растирают кулаком левой руки правую руку.)

Этот дом для зайчиков, (Растирают кулаком правой руки

левую руку.)

Этот дом для девочек,

плечу по левой руке.)

Этот дом для мальчиков, (Пробегают» пальцами от кисти к

плечу по правой руке.)

Вот какой хороший дом, (Поглаживают ладонью левую

руку от кисти к плечу.)

Как мы славно заживём! (Поглаживают ладонью правую

руку от кисти к плечу.)

Будем песни распевать, («Тарелочки» - вид танцевальных

движений, имитирующих скользящие движения оркестровых

тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука –

снизу вверх.)

4. Упражнение «Умывальная песенка».

Хуже наказанья - (Дети качают головой вправо-влево.)

Жить без умыванья,

Все ребячьи лица (Мягкими движениями проводят

Обожают мыться. пальцами по лицу.)

Без воды, без мыла (Растирают ладонями нос.)

Всех бы грязь покрыла.

Чудно, чудно - (Растирают уши.)

Вымыться не трудно!

Честно, честно – (Растирают ладони друг о друга.)

Чистым быть чудесно.

Теперь нос чистый, (Указательным пальцем касаются

носа.)

Теперь рот чистый, (Показывают на рот.)

И подбородок чистый, (Прикасаются к подбородку.)

И глазки блестят, (Прикасаются к внешним уголкам глаз.)

Весело глядят! (Протягивают ладони вперёд.)

5. Упражнение «Зимняя разогревалочка»

Если замерзают руки, (Дети медленно растирают одну

Начинаем их тереть. ладонь о другую.)

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки (Растирают их всё быстрее.)

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки.

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня, (Вытягивают вперёд раскрытые

Вот, потрогайте меня! ладони.)

МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ

1. Упражнение «Овощи»

Выросли у нас чесночок, (Дети растирают фалангу

Перец, томат, кабачок. указательного пальца от ногтя к

основанию.)

Лук и немножко горошка, (Растирают фалангу среднего

Тыква, капуста, картошка. пальца от ногтя к основанию.)

Овощи мы собирали, (Растирают фалангу безымянного

Ими друзей угощали. пальца.)

Квасили, ели, солили, (Растирают фалангу мизинца.)

С дачи домой увозили.

2. Упражнение «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка: (Дети сжимают и разжимают

Десять птичек – стайка. пальцы рук.)

Это птичка соловей, (Массируют мизинец левой руки.)

Это птичка воробей, (Массируют безымянный палец

левой руки.)

Это птичка совушка, (Массируют средний палец левой

Сонная головушка. руки.)

Это птица коростель,

левой руки.)

Это птица свиристель, (Массируют большой палец левой

руки.)

Это птичка скворушка, (Массируют мизинец правой руки.)

Серенькое пёрышко.

Это зяблик, (Массируют безымянный палец

правой руки.)

Это стриж, (Массируют средний палец

правой руки.)

Это развесёлый чиж. (Массируют указательный палец

правой руки.)

Ну а это злой орлан! (Массируют большой палец

правой руки.)

Птички, птички, по домам! (Прячут пальцы за спину правой

руки.)

3. Упражнение «Шёл медведь».

Шёл медведь к своей берлоге (Дети поочерёдно массируют

Да споткнулся на дороге. пальцы левой руки.)

«Видно, очень мало сил (Пальцами одной руки придерживают

Я на зиму накопил»- палец другой руки, нажимая сверху.)

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл. (Поочерёдно массируют пальцы

Все медведи – сладкоежки, правой руки.)

Любят есть медок без спешки.

А наевшись, без тревоги,

До весны сопят в берлоге.

4. Упражнение «Сорока».

Сорока – белобока (Дети водят указательным пальцем

Кашку варила. по ладони.)

Детушек кормила.

На порог скакала,

Гостей поджидала.

Этому дала, (Поочерёдно массируют пальцы,

Этому дала, начиная с мизинца.)

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! (Скользят пальцами друг о друга.)

Он дров не носил,

Он печку не топил,

Он кашу не варил.

Вот тебе горшок пустой! (Сжимают в кулак пальцы одной руки.)

Иди в угол и постой!

5. Упражнение «Воробьи»

Пять воробьёв на заборе сидели, (Дети показывают пять пальцев

левой руки.)

Один улетел, а другие запели. (Массируют большой палец.)

И пели, пока не сморила усталость, (Загибают большой палец.)

Один улетел, а трое остались. (Массируют указательный палец.)

Сидели втроём и немного скучали, (Загибают указательный палец.)

Один улетел, а двое остались. (Массируют средний палец.)

Сидели вдвоём и снова скучали, (Загибают средний палец.)

Один улетел, и остался один. (Массируют безымянный палец.)

Один посидел… Взял и улетел! (Массируют мизинец.)

(В конце все пальцы зажимают в кулак.)

МАССАЖ СПИНЫ

1 .Упражнение «Дятел».

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж.)

Дятел жил в дупле пустом, (Дети похлопывают ладонями

Дуб долбил, как долотом. по спине.)

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поколачивают по спине пальцами.)

Долбит дятел крепкий сук.

Клювом, клювом он стучит,

Дятел ствол уже долбит.

Дятел в дуб всё стук да стук, (Постукивают по спине рёбрами ладоней.)

Дуб скрипит: «Что там за стук? »

Дятел клювом постучал,

Постучал и замолчал,

Потому что он устал!

2. Упражнение «Кто пасётся на лугу? »

Далеко, далеко (Дети встают «паровозиком»,

кладут руки на плечи и похлопывают по плечам впереди стоящего.)

На лугу пасутся ко…. (Загибают большой палец на правой руке и рисуют четырьмя пальцами «змейку» вдоль позвоночника.)

Козы? (Наклоняют голову вперёд.)

Нет, не козы! (Качают головой влево-вправо.)

Далеко, далеко (Поворачиваются на 180 градусов и

На лугу пасутся ко… повторяют движения.)

Кони? Нет, не кони!

Далеко, далеко (Снова поворачиваются на 180 градусов

На лугу пасутся ко… и повторяют движения.)

Коровы?

Правильно, коровы! (Поворачиваются на 90 градусов, качают головой, руки на поясе.)

Пейте, дети, молоко, (Постепенно медленно приседают,

Будете здоровы! на последний слог быстро встают и поднимают руки вверх.)

3. Упражнение «Дождь»

Дождь, дождь целый день (Дети похлопывают по спине

Барабанит в стёкла. ладонями.)

Вся земля, вся земля

От воды промокла.

Воет, воет за окном (Растирают кулаками спину

Недовольный ветер, круговыми движениями.)

Хочет двери он сорвать

Со скрипучих петель.

Ветер, ветер, не стучи (Постукивают по спине кулаками.)

В запертые сени!

Пусть горят у нас в печи

Жаркие поленья!

Руки тянутся к теплу, (Поглаживают спину ладонями.)

Стёкла запотели,

На стене и на полу

Заплясали тени.

Игровой массаж для детей 2-3 лет

Массаж полезен в любом возрасте: он улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность центральной нервной системы. Если мама сама делает своему малышу несложный массаж, то это становится дополнительным поводом для эмоционально–физическим общения матери и ребенка, способствует укреплению чувства доверия и взаимопонимания. Во время массажа ребенок получает удовольствие и успокоение. А если массаж превратить в веселую игру, то ребенок получит двойную радость.

Игровой массаж способствует социализации детей, развивает у них внимание, терпение и чувство юмора. Массаж можно делать руками, кисточкой, ваткой и т.п.

«Ехала машина»

Поставьте два пальца над переносицей малыша и проделывайте легкие массирующие движения:

Ехала машина,

Ехала, ехала,

С горки съехала - (пальцы массируя, разъезжаются, спускаются и поглаживают кожу ррррррррррррррррр - под глазами)

Буксует, буксует, (вокруг крыльев носа массируем подольше)

Снова поехала, (спускаемся к губе под дырочками)

В тоннель уехала. (немного массируем дырочки изнутри)

Веселый массаж

Поглаживайте называемые части тела и лица:

Тут лес, (пальчиком гладит по чёлке малыша)

Тут поляна, (по лобику)

Тут бугор, (носик)

А тут яма, (ротик)

Тут грудь,

Тут живот,

А тут сердечко живёт.

«Кузнец»

Рассказывая слова стихотворения, нежно постукивайте по ступне малыша:

"Эй, кузнец – молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять! "

"Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь,

Вот подкова,

Раз, два -

И готово!"

«Рельсы – рельсы»

Кладем ребенка на животик и делаем ему массаж спины:

Рельсы, рельсы, (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)

Пришли гуси, пощипали. (пощипываем спинку)

Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)

Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием)

Прошёл маленький слонёнок, («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)

Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)

Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)

Поставил стол, (изображаем стол кулаком – ставим его на одну из лопаток)

Стул, (стул изображаем щепотью – ставим ее на другую лопатку)

Печатную машинку. (печатную машинку - пальцем)

Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)

«Жене и дочке. -

Дзинь - точка. - (на этих словах каждый раз нежно щекочем бочок)

Шлю вам чулочки». -

Дзинь - точка.

Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)

Помял, разгладил, (щиплем, а затем поглаживаем спинку)

Прочитал,

Помял, разгладил,

Сложил,

Отправил.

«Зайки»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)

И катались по траве

От хвоста и к голове ("прокатываем" ладони от попы к шее)

Долго зайцы так скакали, (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)

Но, напрыгавшись, устали. (кладём ладони на спинку малыша)

Мимо змеи проползали,

"С добрым утром!"- им сказали. (делаем волнообразные движения ладонями по спине)

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать. (гладим малышу спинку)

«Ёжик-чудачок»

Этот массаж можно делать резиновым мячиком с «шипами»:

Хитрый ежик-чудачок

Сшил забавный пиджачок: (ребенок катает мячик–ежик между ладонями)

Сто иголок на груди, (мама катает мячик-ежик по груди малыша)

Сто булавок позади. (мама катает мячик-ежик по спине малыша)

Ходит еж в лесу по травке,

Натыкает на булавки (мама катает мячик-ежик по верхней части ножек малыша)

Грушу, сливу

– всякий плод,

Что под деревом найдет. (мама катает мячик по ступням малыша)

И с подарочком богатым (мама катает мячик-ежик между двумя ступнями малыша)

Возвращается к ребятам. (мама катит мячик-ежик от ног малыша к его шее)

«Чух – чух»

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, (проводим ладошками по спинке малыша)

Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу, (осторожно постукиваем по спинке малыша)

Колесами стучу, стучу,

Колесами стучу, стучу,

Садись скорее, прокачу! (разглаживаем спинку малыша)

Чу, чу, чу!

«Дождик»

Дождик бегает по крыше -

Бом! Бом! Бом! (нежно водите пальчиками по спинке малыша)

По веселой звонкой крыше -

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите, (постукивайте пальчиками по спинке малыша)

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, (постукивайте кулачками по спинке малыша)

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте (поглаживайте ладошками)

Бом! Бом! Бом!

А уйду - тогда гуляйте

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше -

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!