Роль классного руководителя в воспитании ребенка. Роль праздников в воспитании детей

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.

Роль школы в воспитании детей

Начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в . Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.

Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.

Формы связи с родителями учеников

Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этап воспитательной работы в школе. Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом. Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:

Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года. В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности. Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.

Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса. Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения. Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.

Тандем родители-педагоги: воспитание всесторонне развитой личности

Воспитание ребенка - это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.

Роль классного руководителя в воспитании успешной личности школьника

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Cовременное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи,смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными.Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. . Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же,большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя.

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения. Размышляя над проблемой, как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной, я вышла на необходимость создания собственной воспитательной программы, которая помогла систематизировать работу классного коллектива и помогла развиваться учащимся.И взрослому и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, его желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становиться реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек ХХI века должен быть физически здоровым,духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мылящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

Так что же мы понимаем под словом УСПЕХ со стороны работы классного руководителя.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба

С – социализация

П – позитивность

Е – единство

Х – харизма

У чеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

С оциализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

П озитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Е динство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Х аризма – исключительная одаренность; харизматический лидер - человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности - мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Программа «Лестница успеха» позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня как классного руководителя, обеспечивая соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся. Эта программа - осуществление своих собственных надежд и мечтаний, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка. Программа рассчитана на 4 года - четыре ступеней:

Ступенька первая-1 класс -«Созвездие юных дарований»(формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей. к творчеству; воспитание красотой и через красоту, формирование детского коллектива). «Я +мои друзья-вместе классная семья»(формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений, развитие творческого потенциала).

Ступенька вторая-2 класс -«По лестнице успеха»(гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания, формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг другу). «Людей не интересных не бывает»(воспитание доброго отношения к жизни умения находить в ней радость и желание творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности).

Ступенька третья -3 класс -«Счастье. которое мы ищем»(сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности,становление профессионального самоопределения).

Ступенька четвёртая - 4класс -«Мир взаимоотношений-честь и достоинство»(развитие познавательны интересов учащихся,их творческой активности, воспитание качеств делового человека, умеющего организовать себя. других, любое дело; научить его жить в коллективе,строить со своими сверстниками отношения дружбы и взаимоподдержки).Она не противоречит воспитательной программе школы и перекликается с основными направлениями,целя ми и задачами школьной программы. Цель программы-создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой,с окружающей действительностью,занимающего активную позицию в обществе. Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы. Приоритетными направлениями работы являются:

    Малая Академия наук.

    Гармония здоровья.

    Свеча надежды.

    Созвучие юных сердец.

    Колокола времён.

    Кладезь семейной мудрости.

Основные положения моей воспитательной системы:

    Индивидуальный подход в воспитании.

    Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.

    Системность в работе.

    Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.

1. Индивидуальный подход в воспитании. Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом,стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.

2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др.Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе. Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования

3. Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам. Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая.Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка. Сухомлинский В. А. в своём труде “Рождение гражданина” говорит: “Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё Отечество”. Моя задача, как классного руководителя - создать условия для формирования гражданского самосознания подростка-человека и гражданина.Серьезный участок деятельности классного руководителя - организация труда и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением к производственно-трудовой деятельности, а также включать их в общественно полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Но нравственно-трудовая деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального воспитания применяю формы культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности учащихся, а также большая краеведческая работа,систематически проводимая все эти годы. В моём арсенале имеется система классных часов, целью которых является – воспитание нравственности. Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности происходит через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы: участие в спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья, развитие физической культурой. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Когда-то прочла стихотворение - Похвалите меня!

Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”

И поняла, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знала о том, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.

Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они – на протяжении всей моей работы в школе научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась и стремлюсь стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

«Нести детям радость, содействовать успеху».

Классным по-разному можно быть,

И не испытывать радости.

С горечью к детям своим заходить,

И выполнять обязанности.

А можно и так: Утром встать

И, помышляя о чуде,

В школу лететь, к классу бежать

К таким ещё не совсем взрослым людям!

РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Каниева Гулден Умиртаевна

КГУ ОСШ №87

Республика Казахстан, Карагандинская область, город Караганда

Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.

Настоящий праздник - символ, образ, воплощающий идеологическую, мировоззренческую мораль, растворенную в стереотипах поведения. Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Именно стереотипы обеспечивают истинность значимой идеи. Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.

Например, традиции массовых демонстраций останутся в нашей истории как свидетельства величайшей мечты и величайшей трагедии. Но в целом люди ходили на демонстрации добровольно. И если несли атрибуты с показателями успехов своего коллектива, то гордились этим. И торжественные собрания, митинги были явлением демократическим. В них не было отказа от высших ценностей, скорее, приближение к ним.

Обесценивание праздников, скорее всего, началось в 20-е годы с развенчивания христианских идеалов, а в 90-е - политических идеалов. Негативное отношение к религиозным праздникам когда-то рикошетом ударило по природным праздникам, отрицательное отношение к коммунистическим праздникам негативно отразилось на всех праздниках страны.

Важнейшее гуманистическое начало праздника - одобрение и ободрение детей. Практически все праздники связаны с поздравлениями друг друга. Дети высказывают внимание не только к тем, кто рядом и кто вправе его ожидать (сверстники, учителя, родственники), но вообще к людям. Именно в праздничные дни подсознательная симпатия опирается на чисто праздничную тенденцию - признание самоценности каждого человека общества, страны. В праздник уважение ко всем окружающим людям можно выражать без боязни выглядеть смешным в чьих-то глазах. Скажем, в Международный женский день приветствия и поздравления, подношение подарков и цветов - установленная этическая норма, общечеловеческий принцип. В праздники дети учатся поздравлять друзей, знакомых и родных по почте, учатся одаривать подарками, сувенирами. Это традиционные акты гуманизма, опыт гуманистических отношений.

Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой - разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т. е. правила поведения в будни и праздники. И это тоже гуманистическая практика. Можно спорить, что такое праздники: подобие жизни, мифология или фольклор? И то, и другое, и третье. Праздники - явление поразительно гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.

Событие - это значительный факт общественной и личной жизни человека. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности).

Общенародные праздники предоставляют каждому взрослому и ребенку (подростку, юноше), шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми, близкими детям, такими общими признаками, как:

Абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;

Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда (что не предполагает практического смысла и практической целесообразности детских праздников);

Необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;

Разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики, учения, внеурочной деятельности и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру учебного года;

Коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод;

Отсутствие, каких бы то ни было принуждений и нарушений;

Наличие в праздниках народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, творчества своими руками как социальных примет гармонии бытия, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни.

Праздники снимают конфликтность и рождают чувство общности . Наверняка все взрослые не раз наблюдали, как синхронно переживают дети все (почти все) происходящее на празднике: аплодируют, скандируют будто один человек. Наверное, это очень важно ощущать себя значимой частью общности, равноправным членом конкретного коллектива и, безусловно, самобытной личностью. Коллективное участие, коллективное восприятие, коллективное переживание - без них немыслим настоящий праздник.

Коллективность и совместимость праздника - не есть стадность, потому что это - традиция, потому что праздник - коллективная игра. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система российских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Праздник - тогда праздник, когда прививает детям и развивает в них желание и умение неформально общаться, солидаризироваться. Уже потому ему противопоказаны заорганизованность, излишне жесткий режим, когда вся деятельность детей расписана по минутам, педагогически регламентирована, когда все заранее отрепетировано и никакой вольницы. Свобода и вольность общения рождают праздничную совместимость детей.

Итак, эскадроны будничных дней должны возглавляться праздниками. Особенно для детей, которым так необходима праздничная работа сердца и души, духовное самовыражение и духовное обогащение. Нужен культ праздника в обществе.

Праздники создаются веками и тысячелетиями в сложной сети взаимосвязей. Эти связи нельзя разрывать, ибо тогда нарушается сама гармония жизни, ее будничные и праздничные обычаи, которые составляют часть культуры и свободы народа.

Народ воплотил в своих праздниках синтез великого и возвышенного, свою духовную самостоятельность и независимость.

Это необходимо помнить всем, кто воспитывает детей.

В школе я работаю 22 года, и это дает мне право говорить о своей системе воспитания детей.

Нравственные чувства и навыки поведения - это тот стержень, вокруг которого формируются морально-этические взгляды и убеждения.

В планировании воспитательной работы для меня важен возраст ребенка, особенности его психического и эмоционального развития. Результат воспитания оцениваю по выработанным привычкам и навыкам, а также по поступкам и поведению человека. Эффективность работы воспитателя подкрепляется анализом поступков, различного рода нарушений поведения и методами их своевременной педагогической коррекции.

В результате семейного и общественного воспитания формируются представление и оценка собственного “Я” и в связи с этим раскрываются возможность понимания значимости собственных поступков для окружающих и выработка линий поведения, усвоение идеалов и общепринятых ценностей, приобретение внутренней стойкости и убежденности, а в конечном итоге вырисовывается моральный облик гражданина и человека.

Когда ребенок маленький, когда он жадно впитывает весь окружающий мир. Вот в этот период закладывается самый прочный фундамент будущей личности. Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью во многом зависит от первого учителя, от его каждодневного труда, такта и душевной щедрости.

Огромное значение в воспитательной работе в начальной школе имеет целенаправленная работа классного руководителя по сохранению и развитию положительных эмоций ребенка. Ни для кого не секрет, что положительные эмоции, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес пробуждает ребенка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.

Перед классным руководителем стоит одна из важнейших задач - создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника.

Учитель выполняет три взаимосвязанные функции:

  • забота о развитии каждого ребенка;
  • помощь в решении возникающих проблем;
  • организация разнообразной деятельности в классе.

При составлении плана воспитательной работы на первое место ставлю принцип гуманно-личностного подхода к детям с учетом возрастных особенностей, организовать жизнь детского коллектива так, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности, проявляли познавательную активность.

В воспитательном плане праздников, утренников, экскурсий, спортивных праздников немного, а вот классные часы – это время общения с детьми, когда решаются многие вопросы воспитания. Педагог, работающий с младшими школьниками, должен понимать, что малышам необходимо сотрудничество с педагогом, которое выражается вербально и невербально. Это помогает младшим школьникам преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.

Одной из главных форм внеклассной работы является классный час, форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений с окружающим миром. Тема классного часа, его содержание определяются классным руководителем совместно с учащимися (даже в начальной школе).

Во время таких встреч я учу своих ребят умению говорить логично и четко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению, совместно вырабатываем коллективные решения, голосуем за их принятие. Дети учатся подчиняться воле большинства, умению доказывать свое мнение и бороться за него, если оно убедительно.

Классный час не должен превращаться в нотацию учащимся. Он должен быть интересным и необычным. Очень хорошо, если классный руководитель в начальной школе при подготовке классного часа использует некоторую ритуальность (определенная музыка, определенные фразы по началу классного часа и его окончанию и т.д.).

В основном мы ведем беседы на морально-этические темы, о культуре поведения, об охране жизнедеятельности,проводим встречи с интересными людьми и др. мероприятия. Например:

“Права и обязанности школьника”;

“О невежах и вежливости”;

“О лени и лентяях”;

“Как вести себя и как работать в библиотеке”;

“Друг в моей жизни”;

“Что значит быть счастливым”;

“Как не стать жертвой преступления”;

“Беседа о доброжелательности и равнодушии”.

В этом году у меня снова – первоклассники! Хочется научить каждого из них быть самостоятельным, ответственным, имеющим свое мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всем, чем живет он сам, его товарищ и класс в целом.

Считаю,что нет нужды с первого же дня занятий формировать различные комиссии, выделять многочисленных ответственных лиц, но тем не менее, младшие школьники очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.

Начинаю обращать внимание детей на необходимость взаимопомощи и приучаю их заботиться о соседе по парте, выручить, если он забыл что-либо принести.

В классе проводятся беседы о том, кто и как провел каникулы, кто с кем дружит, чем любят вместе заниматься. Дети лучше знакомятся друг с другом, расширяются их товарищеские связи.

Постепенно, указывая на необходимость поддержания порядка, назначаются дежурные по классу, столовой. Далее для выполнения различных обязанностей из состава учащихся могут быть выделены:

  • “санитары” (самые аккуратные);
  • “библиотекари” (самые читающие, любознательные);
  • “хозяйственники” (самые ответственные, трудолюбивые);
  • “цветоводы” (любители ухаживать за цветами);
  • “ответственные за учебу”,

На классном часе ответственные за тот или иной сектор отчитываются о проделанной работе по своим записям. Например, “библиотекари” ежедневно проверяют читательские дневники и раз в неделю перед классным часом в школьной библиотеке - формуляры учащихся своего класса; “ответственные за учебу” проверяют наличие учебных принадлежностей, ведение ученических дневников, тетрадей и т.д. Ребята добросовестно относятся к своим поручениям, учатся понимать значимость своего труда, оценивают труд своих товарищей.

Мне везет на хороших учеников. Одни более способны, другие менее, но, в целом, это нормальные, энергичные ребята.

Мне везет и на отзывчивых родителей. Именно они помогают мне хорошо изучить маленьких ребятишек, которые перешагнули порог школы, помогают выявить у моих малышей слабые и сильные стороны. Ценная нравственная черта характера многих родителей моих воспитанников, которая передается детям, - это душевная доброта.

Много интересных дел на счету родителей: это помощь в организации экскурсий в городской парк (ЦПКиО), ботанический сад, на предприятия, где работают сами родители (почтамт, типография и т.д.), посещения краеведческого музея, центральной районной библиотеки, живого уголка в Центре дополнительного образования детей, различных выставок, проводимых в городской школе искусств. При подготовке и проведении праздников, утренников родители принимают активное участие. Каждый совместный праздник детей и родителей - это новый заряд творческой деятельности.

А родительские собрания?!На мой взгляд, очень уместно,заранее знакомить с тематикой следующей встречи, которая определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса. Родители сами выбирают ту или иную тему и с огромным энтузиазмом ищут материал, выступают, обсуждают различные вопросы. Равнодушных не бывает.

Хочу предложить несколько интересных тем, проведенных мною родительских собраний:

“Ваш малыш - школьник. Режим дня первоклассника.”

“Трудности адаптации первоклассников к школе.”

“Книга и ее роль в жизни семьи. Как развить желание читать?”

“Наказание и поощрение в семье.”

Семейные праздники и их значение для ребенка.”

Я благодарна родителям своих воспитанников! Коллектив единомышленников, учитель и родители - непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Малакеевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Организация совместной деятельности классного руководителя и родителей для воспитания нравственной личности ребёнка

Обобщение педагогического опыта

классного руководителя

Ярошева Нина Кузьминична

классный руководитель,

учитель начальных классов I категории

Условия возникновения и становления опыта………………………..3-5

Стратегия взаимодействия с родителями (из опыта работы) …………6-14

Работа классного руководителя с родителями: ………………………15-18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..19

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………20-34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...….35

Условия возникновения и становления опыта

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка.

В связи с этим мной была взята тема «Организация совместной деятельности классного руководителя и родителей для воспитания нравственной личности ребёнка».

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Проблема взаимодействия школы и семьи выросла из традиционной педагогической идеи обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».

Но с течением времени и с исходом истории меняются мир, а вместе с ним и взаимоотношения всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. В данном микроисследовании предпринята попытка осмыслить указанную проблему через анализ собственного опыта работы на протяжении ряда лет.

Длительность работы над опытом

Работа проводилось в несколько этапов. На каждом этапе решались следующие задачи исследования:

    На первом этапе на основе изучения литературы определить задачи, функции и основные формы работы классного руководителя с родителями

    На втором этапе проанализирован собственный опыт работы по взаимодействию с родителями, сформулированы пути улучшения данной работы.

    На третьем этапе дан педагогический анализ одной из форм работы проведенной с родителями.

Методы исследования:

Анализ плана воспитательной работы классного руководителя

Беседа с родителями

Анкетирование

Практическая значимость исследования заключается в возможности сформулировать пути улучшения работы по взаимодействию с родителями, пропагандировать использование нетрадиционных формы, построенных на диалогических основаниях для выстраивания партнерских отношений.

Актуальность опыта

Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них предельно ясен:

Ведь только творчество и труд

Нам личность в будущем дадут.

Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет классный руководитель информацией об особенностях младшего школьного возраста.

В шесть (семь) лет жизнь сегодняшнего ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение. Я не первый десяток лет работаю в школе, но каждый раз, набирая класс, сталкиваюсь с сотней проблем. И самой трудной считаю работу с родителями. Родители часто смотрят на нас глазами своих детей. Мы должны добиваться того, чтобы они слушали нас, чтобы они нам верили.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребенка родные и близкие люди. Для классного руководителя важно объяснить родителям, какую помощь могут они оказать своему ребенку, важно направить в нужное русло.

Технология описания опыта

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества.

В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания» 1 . Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.

В толковом словаре русского языка дается такое понятие слову «родители».

Родители – это отец и мать (по отношению к своим детям) 2 .

Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.

Так основными задачами классного руководителя являются:

Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;

Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;

Обеспечение благоприятного психологического климата в классе.

А к основным функциям классного руководителя относятся:

а) аналитическая:

Изучение индивидуальных особенностей учащихся;

Изучение и анализ развития классного коллектива;

Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

Анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

б) организационно - педагогическая:

Организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;

Установление связи и семей учащихся;

Организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативная:

Регулирование межличностных отношений между учащимися;

Установление оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик»;

Создание общего благоприятного психологического климата в коллективе.

Стратегия взаимодействия с родителями

(из опыта работы)

Обязательным элементом моего плана классного руководителя является работа с родителями.

Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы требуют нового осмысления проблемы сотрудничества. Совместной деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия.

Стратегия - термин, в большей степени военный, но в переносном значение связан с искусством организации и руководства. Именно в этом смысле стратегия как организация взаимодействия классного руководителя и родителей, умение определять наиболее важные вопросы, которые необходимо (и можно) решить в современной деятельности.

Представлю примерный перечень вопросов:

Мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы.

Выявление причин отставания в учении, пассивности ребенка в познавательно – развивающих делах классного коллектива.

Совместная забота о здоровье детей.

Развитие познавательного отношения к миру и познавательных интересов.

Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми.

Любой перечень не может быть окончательным раз и навсегда. Он обсуждается, подвергается критике и впоследствии корректируется.

Определяя круг вопросов, анализирую, с какими проблемами обращались родители чаще всего, были ли эти проблемы широкими, или их нужно было решать в узком кругу только с родителями конкретных учеников. Затем возвращаюсь к прошлогоднему плану и опять анализирую:

Что было намечено сделать по плану;

Все ли удалось сделать? Что было сделано наиболее удачно?

Какие недостатки были, и каковы причины этого?

Какие формы взаимодействия оказались наиболее удачными и в чем их педагогический эффект?

Что необходимо сделать в первую очередь в новом учебном году?

Кроме того огромную роль играет диагностика на разных этапах работы без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей.

Любая информация, полученная классным руководителем от детей и родителей, оказывает неоценимую услугу и семье, и ребенку.

Проведя диагностические исследования важно понимать:

Необходимо соблюдать строгую конфиденциальность;

Диагностику проводим как с родителями, так и с детьми;

Информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.

Приведу примеры некоторых диагностических исследований.

Предварительная диагностика - позволяет спрогнозировать состав родительского коллектива (Приложение 1)

На предварительном этапе очень эффективной является методика незаконченных предложений (Приложение 2). Эта методика помогает определить отношение родителей к школе и учителю, что позволяет классному руководителю избежать проблемных ситуаций.

Б
ольшое значение имеет тематическая диагностика. Ее провожу при подготовке к родительским собраниям по определенной теме. Например, перед собранием организую проективную методику для учащихся (Приложение 3.), а для родителей анкете по этой же проблеме (Приложение 4). Каким должен быть друг?

Другой пример. При подготовке к родительскому собранию по теме «Методы семейного воспитания» провожу анкетирование с родителями и детьми (Приложение 5).

Какие качества человека для тебя наиболее значимы.


А само собрание провожу в форме ситуационной игры.

Еще одна разновидность диагностики - итоговая диагностика , которая проводится в конце учебного года. Это необходимо для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя, но еще в большей степени, чтобы провести коррекционную работу. Коррекционная работа проявляется в оказании родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций (Приложение 6).

Проведя аналитическую обработку полученных материалов формулирую цель взаимодействия с родителями - создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений учителя и семьи в развитии личности ребенка.

Эта цель долговременная, поэтому конкретизирую ее в задачах, а в соответствии с задачами определяю содержание взаимодействия с родителями, которое включает в себя различные виды и формы совместной деятельности на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе.

Образовательно -

просветительная

овместная деятельность

Хозяйственно -

трудовая

досуговая

организационная

спортивная


Поскольку я работаю в сельской начальной школе, такой задачей является адаптация ребенка к школе, которая подразумевает адаптацию к новому социальному статусу. На этом этапе очень важны воспитание положительной мотивации учения у детей, формирование самооценки. Это и определяет задачу совместных усилий учителя и семьи, которую можно решать разными средствами.

В планировании совместной деятельности опираюсь на следующие принципы:

Родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса;

Предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;

Необходимо овладевать некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.

Это наиболее важное направление, однако, как показывает опыт, именно оно является «проблемной зоной». О путях улучшения по данной работе будет сказано далее.

А в целях улучшения информационных запросов родителей можно провести анкетирование (Приложение 7)

Основной формой совместной работы являются родительские собрания. На них обсуждаются важнейшие решения по вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания детей.

Очень хорошо зарекомендовали себя тематические собрания как более эффективные. Хорошо подготовить тематическое собрание это творческая совместная работа, но многое зависит от самого учителя (Памятку для учителя см. в приложении 8).

Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, а необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к школе. Существует множество методик изучения семьи, которые позволяют составить социально - демографический портрет семьи (Приложение 9).

Наиболее интересными и эффективными формами совместной деятельности считаю:

- «Круглый стол», на который приглашаются интересно рассказывающие о своей школьной жизни люди;

Совместные открытые уроки, на которых присутствующие родители - участники действия;

Педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию;

Дискуссии - активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;

Коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашей школе стали вечера: "А мамины глаза всегда с волнением глядят за нами", посвященный Дню матери и семейный капустник "День, пахнущий мимозой".

Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.

Родительский вечер это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.

Замечательно, если итогом родительского вечера станет выпуск родителями газеты, в которой они обратятся к детям с предложением или просьбой, вызовут своих ребят на какое-то соревнование, объявят интересный конкурс.

С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

Естественно важно учитывать занятость родителей, поэтому привлечение родителей должно быть посильным для семьи.

Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями и всего образовательного учреждения в целом необходима самодиагностика, понимаемая как попытка посмотреть на себя со стороны (а все ли от меня зависящее сделано в этом плане). Можно воспользоваться примерным опросником. Именно это позволяет строить дальнейшую работу по улучшению эффективности сотрудничества, а также способствует выработке критериев успешности.

Таковыми являются:

Создание внутришкольных органов (Управляющий Совет школы, родительский комитет);

Повышение уровня компетентности и удовлетворенности характером взаимоотношений и качеством образования;

Повышение активности, ориентации на сотрудничество.

А как следствие - формирование единого пространства взрослых и детей.

Все это одно из важнейших условий завоевания классным руководителем авторитета у детей и родителей.

Пути улучшения работы при взаимодействии с родителями:

Ориентирование на приоритет таких форм взаимодействия, которые построены на новых диалогических основаниях.

Разобщенность родителей инерция и консервативность взглядов у них (главная сложность) необходимо преодолеть путем повышения педагогического просвещения родителей, включение их в жизнедеятельность детей в школе.

Совместная деятельность с родителями реализуется на основе личностно - ориентированного подхода.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

Конференций;

Индивидуальных и тематических консультаций;

Родительских собраний;

Тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

Дней творчества детей и их родителей;

Открытых уроков и внеклассных мероприятий;

Помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;

Родительского общественного патрулирования;

Шефской помощи.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

Участие родителей класса в работе совета школы;

Участие родителей в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;

Участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

Считаю, что залог успешной работы в начальной школе – тесный контакт с родителями будущих своих учеников задолго до начала учебного года. Свои первые родительские собрания провожу в детских садах, где вместе с воспитателями готовлю ребят и родителей к школе. На собраниях обращаю внимание родителей на физическое развитие детей, даю практические советы, объясняю, что подготовка ребенка к школе понимается многими родителями неправильно. И в результате, учитель на первых порах не столько учит детей, сколько переучивает их.

Большое внимание классный руководитель должен уделить просвещению родителей учащихся класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитетов. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установление контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости. Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе.

Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся. В «День памяти» ребята рассказывали о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками конкурсов. Традиционными в нашем классе являются Дни именинника, конкурсы для мальчиков и пап, «Мамины помощники». Не обходятся без помощи родителей такие мероприятия, как «В гостях у сказки», конкурсы чтецов, предметные недели. Родители моих учеников – неутомимые помощники учителя, умелые организаторы экскурсий, походов.

Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения. Здесь участвуют не только мамы, но приходят на помощь папы.

По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители участвуют в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками. А таких семей у меня было три. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты.

Интересной и продуктивной формой работы с родителями является психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются занятия, которые проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий использую самые разнообразные: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы.

Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

К тематическим и индивидуальным консультациям тщательно готовлюсь. При подготовке к консультации беседую с ребенком, его ближайшем окружением, педагогами. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Иногда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. В моей практике эта традиция сохраняется в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей использую самые разнообразные - например, такие записи в дневнике: «Благодарю за воспитание сына (дочери)», «Выражаю благодарность за помощь классному руководителю в проведении мероприятия», грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов.

Большие требования предъявляются обществом к учителю. Он не только воспитатель детей, но и мудрый советчик отцов и матерей. Учитель в глазах родителей – человек, владеющий арсеналом педагогических средств, культурный, доброжелательный, знающий детские характеры и сложнейшие психологические «комплексы». И если он действует смело и умело, идет на прямые контакты с родителями, не сбивается с такта, терпим, даже когда сталкивается с невежеством и самодовольством, всегда находит точки соприкосновения с семьей – такой учитель непременно добьётся успеха в совместной с семьёй деятельности по воспитанию личности ребенка.

Работая над этой темой, позволило мне прийти к следующему главному выводу: объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.

И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога, и родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа позволяет прийти к следующему главному выводу - объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Однако в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей - инвалидов).

И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Анкета для выявления вопросов нравственного воспитания в семье.

Для родителей.

    Какие положительные качества хотите воспитать у Вашего ребенка?

    За что хвалите, за что наказываете?

    Как поощряете? Как наказываете?

    Какие качества характера ребенка Вам не нравятся, а какие нравятся?

    Чем увлекается Ваш ребенок, каково его любимое занятие?

Для детей.

    Какие качества твоего характера родителям нравятся?

    За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

    Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают, за что?

    Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

    Что ты любишь делать, твое любимое занятие?

Приложение 2.

    Сколько времени (приблизительно) Вы проводите в общении с ребенком:

– в течение дня...

– в течение недели...

– в беседах, разговорах...

– в совместной работе...

– в кино, клубе, театре, библиотеке...

– в прогулках (в лес, на реку и т.п.)...

    Есть ли другие виды общения? Укажите их.

    Считаете ли Вы это время общения достаточным для воспитания Вашего ребенка?

  1. Уверены ли Вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?

    Встречаете ли Вы трудности в воспитании ребенка, и какие? Как их разрешаете?

Приложение 3.

    Сколько учащихся обучается в классе (всего):

– в том числе мальчиков...

– в том числе девочек...

    У скольких учащихся работают на производстве отец и мать?

    Какое количество семей обеспечивает в часы, не занятые школой:

– полный контроль и присмотр за ребенком...

– частичный (эпизодический, не ежедневный)...

– не обеспечивает присмотра...

    Какое количество родителей класса осуществляют активное воспитание детей (всего)...

– среди них отцов...

– среди них матерей...

    Сколько родителей входит в классный актив...

– из них отцов...

– из них матерей...

Приложение 4

Анкета «Родители о своем ребенке» 1

Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

    С кем дружит ваш ребенок?

    Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

    Как часто ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

Допишите, пожалуйста, фразу:

1. Общаясь с одноклассниками ….

1 Богословская. Школа и семья: конструктивный диалог. Минск. 1998.

Приложение 5

Задание двум командам

    Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимся от нормы? (девиантными).

    1. нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения задания);

      побеги из дома;

      грубость, сквернословие;

      употребление алкоголя, пьянство;

    2. раннее начало половой жизни;

      хулиганство;

      унижение других;

      воровство, попрошайничество;

      неподчинение, критика взрослых;

      ношение «вызывающей» одежды, прически;

      отрицательное отношение к учебе;

      драки, нанесение телесных повреждений;

      употребление наркотиков, токсичных веществ

    Что с вашей точки зрения, является основными причинами девиантного поведения?

    1. стремление получить сильное впечатление;

      заболевание ребенка;

      повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя;

      неблагополучная ситуация в семье;

      стремление к самостоятельности и независимости;

      недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;

      отставание в учебе;

      пренебрежение со стороны сверстников;

      непонимание взрослыми трудных детей;

      недостаточная уверенность ребенка в себе;

      отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

      стрессовые жизненные ситуации

Приложение 6

Оценка родителями изменения характера взаимодействия с ребенком. 1

«_____» ___________________200__г. ______________________________

(«1» - не проявляется, «2» - проявляется очень слабо, «3» - проявляется иногда, «4» - проявляется в зависимости от ситуации и настроения, «5» - проявляется часто, «6» - проявляется всегда вне зависимости от ситуации)

Критерии

Черты проявления

А. По взаимоотношениям с ребенком

а) проявление такта, внимания к мнению и предложениями друг друга;

б) эмоциональная готовность к совместной деятельности;

в) удовлетворенность ее результатами;

г) уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;

д) стремление к официальному и неофициальному общению;

е) творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность участников совместной деятельности

Б. По взаимным действиям с ребенком

а) осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности;

б) инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон;

в) координация действий на основе взаимного содействия, согласованность;

г) подстраховка, помощь, поддержка друг друга

В. По взаимовлиянию с ребенком друг на друга

а) способность приходить к согласию по спорным вопросам;

б) учет мнения друг друга при организации работы;

в) действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний;

г) изменение способов поведения и действий после высказывания рекомендаций в адрес друг друга

Средний балл:

1 Байбородова Л. В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И. А. Хоменко, 1997.)

Приложение 7

Изучение информационных запросов родителей (примерная анкета)

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов.

С вашей помощью мы хотели бы сделать нашу школу лучше!

В какой информации, связанной с образованием вашего ребенка, вы нуждаетесь больше всего? В какой форме она может быть вам представлена?

Характер информации или

о ком информации

Кто ее должен представлять (Кл. рук., психолог, завуч и т.д.)

Устная (беседа, собрание и т.д.)

Письменная (информ. Листок, объявление и т.д.)

О ребенке

Достижения

Затруднения (проблемы)

Отношения со сверстниками

Отношения с учителями

Особенности характера, ценности, интересы

Достижения (в масштабах района, города)

Мероприятия, проводимые в школе и вне школы («круглые столы», собрания, конкурсы, праздники, акции и т.д.)

Инновационная деятельность, связанная с обучением: новые образовательные программы, городские проекты, в которых участвует школа и т.д.

Профессиональная компетентность и достижения учителей

О городе (стране, мире)

Достижения города (страны) в области образования

Новости в области образования (нормативные акты, открытия, результаты исследований, интересный опыт других и т. д.)

Психолого-педагогическая информация

О проблемах воспитания и развития детей (далее укажите, пожалуйста, несколько проблем, наиболее актуальных именно для вас)

Пожалуйста, укажите форму, в которой вы хотели бы получить ответы на свои вопросы, например: семинар, лекция специалиста, «круглый стол». Род. Собрание на эту тему и т.д.

Приложение 8.

Памятка для учителя

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Семь обязательных правил:

Уважайте Помогайте Объясняйте Доверяйте Учитесь Спрашивайте

Благодарите!


СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ

    Информация общего характера

(Достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему.)

Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали школе.

    анализ развития детей за определенный период.

    • Личностные изменения:

Характеристика группового взаимодействия (проблемы, возникающие между детьми);

Данные диагностики школьного и внешкольного и внешкольного масштаба (чем «наши» дети отличаются от других).

ВАЖНО! Говорите о проблемах, а не о персоналиях.

    Учебная деятельность - уровень мотивации, достижения, проблемы.

ВАЖНО! Отметить успехи и резервы (сто надо откорректировать, в чем и КАК помочь). Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то ВСЕХ - за что-нибудь

    обсуждение конкретной проблемы.

(Просвещение, обучение родителей.)

В зависимости от того, что вы считаете необходимым обсудить с родителями, строиться порядок работы.

Психолого-педагогическая проблема:

Выделяется существующая (возникшая) проблема;

Определяются по возможности причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон);

Предпринимаем попытки ее теоретического разрешения (бесценен чужой опыт!), обсуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, приемлемость, прогнозируем возможные результаты (к чему это может привести);

Определяем участников разрешения (решения) данной проблемы, распределение ответственности между ними.

ВАЖНО! Учитель не диктует правильное решение (не поучает), а стимулирует к его поиску КОЛЛЕКТИВ родителей. В процессе обсуждения можно сделать массу наблюдений об установках родителей, их способах влияния на ребенка, отношении к школе, реальных потребностях в знаниях, информации т.д.

Методическая проблема:

Выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса;

Анализируются причины затруднений (как правило, причин бывает несколько);

Совместное обсуждение: сбор информации (обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет);

Методические советы по коррекции учебной деятельности (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.)

(Лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально).

Пожалуйста, не употребляйте безликих фраз: «позанимайтесь с ребенком»! Помогите родителям понять, ЧТО КОНКРЕТНО они могут сделать вместе с ним.

ВАЖНО! Использовать наглядные примеры - как надо, как правильно.

Какие необходимые ресурсы - дополнительная литература, фильмы, телепередачи, спектакли, экскурсии - все то, что поможет ребенку в преодолении затруднений.

    Индивидуальные консультации с родителями.

ВАЖНО! Не превращать индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят и слушают).

Как этого избежать?

Предложить родителям интересную литературу, которую они могли бы посмотреть, пока вы заняты.

Приложение 9.

Таблица № 1 Методика изучения семьи

Цель использования методики

Какая информация необходима

Методы и методики

Изучение и сопровождение семьи

Социально - демографическая характеристика

Анкеты и тесты для родителей.

Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»)

Описание учащимися своего генеалогического древа.

Сочинение родителей.

Педагогические консилиумы.

Психолого-педагогические консультации (беседы)

Внутришкольный мониторинг

Об удовлетворенности качеством образовании

Наблюдения.

Анкеты для родителей.

Методика незаконченных предложений.

Беседы с родителями, интервью.

Открытые уроки для родителей с последующим обсуждением.

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой

Об информационных запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования, наличии их свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей.

Беседы с родителями.

Дискуссионные собрания.

Проведение «круглых столов» с родителями

Информационно - просветительская работа с родителями

О правовой, психолого-педагогической компетентности родителей и проблемах обучения и воспитания

Тестирование родителей.

Наблюдение (за всеми субъектами образовательного процесса).

Беседы с родителями.

Обсуждение педагогических ситуаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Топикал, 1994.

    Бордовская Н.В., Реан А.А. - Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

    Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

    Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1988. - № 9.

    Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.

    Гурьянова Т. Чего ты боишься? /Первое сентября, №110, 1997.

    Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды //Педагогика, №6, 1996.

    Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика, № 4, 1996.

    Малинкова Л.И. Теория и методика воспитательной работы. – М., 2002.

    Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2002.

    Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Г. Петряевской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 120 с.

    Плотниекс И. Психология в семье. – М., 1991.

    Психологическая служба в школе: Круглый стол // Вопросы психологии. 1983. № 3, 4.

    Сенько В.Г. Учителя и родители. – М., 1988.

    Сливаковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986.

    Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. - М. - Советская Россия, 1981

    ребёнок видит...

  1. Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    Разработка рекомендаций по организации совместной деятельности классных руководителей и родителей Тренинг «Мониторинг воспитанности учащихся». Проведение классных родительских собраний. Беседа...

  2. Годовой план работы. Пояснительная записка > План работы классного руководителя с классом на данный учебный год или план-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам). Оперативное планирование

    Пояснительная записка

    Функциями деятельности классного руководителя являются: 2.1. Организация деятельности классного коллектива. 2.2. Организация учебной работы классного коллектива. 2.3. Организация внеучебной жизни класса. 2.4. Изучение личности ...

  3. Методические рекомендации по плани рованию воспитательной работы в классе и ее учету классными руководителями в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Зельва

    Методические рекомендации

    ... совместную деятельность классного руководителя , детей и взрослых, в ходе которой определяются цели, содержание и формы организации ... благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности . Личностно-ориентированное воспитание в младшем...