Самоанализ воспитателя по нравственному воспитанию. Самоанализ внеклассного мероприятия «Мы – патриоты

Дата публикации: 04.12.15

Самоанализ занятия

по формированию целостной картины мира

«Моя Родина Россия»

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности.

Григорьевой Ольги Ивановны, воспитателя МКДОУ Детский сад «Сказка», Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие»

Присутствовало 8 детей.

Направление: Нравственно - патриотическое воспитание детей.

Тема занятия «Моя Родина Россия»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн. Формировать элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба и флага. Познакомить детей с Гимном РФ и президентом РФ.

Задачи: познакомить дошкольников с главными сведениями о нашей Родине, дать им те знания, которые необходимы будущим первоклассникам. воспитывать нравственно-патриотические качества. Развивать чувство ответственности и гордость за свою страну.

Возраст детей: старшая группа - 5-6 лет.

Материалы к занятию: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственных символов, герб РФ; полоски трёх цветов на всех детей; копии свидетельства о рождении детей; копия паспорта, гимн, презентация «Моя родина Россия».

Занятие проходило в 7 этапов .

1 этап: Организационный:

2 этап: Знакомство с картой РФ.

3 этап: Портрет президента.

4 этап: Столица - Москва.

5 этап: Флаг РФ.

6 этап: Герб России.

7 этап: Гимн РФ.

1 этап. Организационный

Дидактическая задача: организовать детей, привлечь внимание, вызвать интерес детей к занятию.

Методы: -словесный, наглядный.

2 этап. Знакомство с картой РФ.

Форма организации: фронтальная

Словесный (беседа)

Наглядный с применением ИКТ

III этап: Знакомство с президентом РФ.

Словесный, наглядный, с применением ИКТ.

IV этап: Столица Москва.

Методы: словесный, наглядный и игровой, с применением ИКТ.

V этап: Флаг РФ.

Методы: словесный, наглядный с применением ИКТ, игровой.

VI этап: Герб России.

Методы: Словесный. Наглядный с применением ИКТ, художественно – эстетический (сказка).

VII этап: Гимн РФ

Методы: словесный, художественно – эстетическое (прослушивание).

В заключении:

В процессе занятия с детьми во время беседы мы закрепили и обобщили знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн. Формировали элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба и флага. Знакомство детей с Гимном РФ. Поставленная задача реализована.

Все дети справились с заданиями.

Спасибо за внимание!

Самоанализ

Педагогической деятельности воспитателя

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130»

Левобережного района г.Воронежа.

Я, Гудкова Светлана Анатольевна, окончила одногодичный педагогический класс Воронежский институт высоких технологий автономная некоммерческая образовательная организация 2008г. по специальности воспитатель детского дошкольного учреждения. Педагогической стаж работы 8 лет. С 2007года работаю в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» в должности воспитателя. Имею первую квалификационную категорию.

Основным направлением моей педагогической деятельности является патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.

Задачи патриотического воспитания:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.

Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Цель : воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Мной разработан проект: «С чего начинается Родина?» 1. Разработала перспективное планирование. 2.Разработала и провела циклы занятий: «Мой дом – моя семья»; «Хорошо у нас в саду»; «Мой город Воронеж»; «Моя Родина – Россия»; «Москва – столица нашей Родины». Разработан план проведения родительских собраний. Организованны и проведены выставки совместных работ родителей и детей:« Золотая осень», « Россия Родина моя». С помощью родителей оформили в группе: “Центр народного творчества”, уголок государственных символов России, города Воронежа. Оформили альбомы: “Достопримечательности г. Воронежа, “Моя семья”. Создали газеты: “Моя спортивная семья”, « Наш любимый детский сад».

В работе, как с детьми, так и с родителями использую демократический стиль общения. Подбирала интересную, актуальную тематику бесед, консультаций, передвижные папки для родителей по патриотическому воспитанию. В процессе реализации проекта дала открытый (РМО) просмотр непосредственно образовательной деятельности «С чего начинается Родина?».

Планирую в дальнейшем работать по данной теме. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Результатами моей работы явилось доброжелательное отношение со стороны родителей и детей. Если в начале моей работы они относились ко мне настороженно и даже с опаской, то сейчас нередко обращаются за советом в сложных ситуациях. На каждую мою просьбу родительский комитет отвечает согласием, а часто выступает и со своими предложениями. Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Самоанализ по проблеме:

«Воспитание патриотических чувств

через привитие любви к родному краю».

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение .

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса .

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Соответственно, должны претерпеть изменения и способы , средства и методы обучения и воспитания детей. Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Приступая к работе над данной проблемой, мы хорошо понимали , что

для целенаправленного результативного осуществления воспитательнообразовательного процесса необходим основательный, теоретический и практический багаж.

Изучение новинок методической литературы. Повышение квалиф и кации в ИНПО по проблемам:

«Обновление содержания дошкольного образования и прорыв технологии развития личности» в объеме 114 часов.

«Психолого-педагогические, организационно-методические аспек т ы реализации образовательных программ в ДОУ» 7 2 часа.

Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм - это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Когда ребёнок начинает активную жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружение себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Это все - знание принятых в обществе норм и правил поведения: переживание, способность к сочувствию, к радости, действий в отношении других людей, развитие собственных качеств - есть понятие нравственности . Без неё человек не может жить среди людей.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Россия страна многонациональная, поэтому национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании.

Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной ее глубиной.

Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству па основе разнообразия форм работы.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство

красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему пароду, его обычаям, традициям.

2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры,

сказки, песенки, пословицы, поговорки.

3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего

города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.).

Работая над данной проблемой, мы определили следующие направления:

Проблемное обучение , которое обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке вопросов и проблем. Предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта.

При этом: Деятельность педагога : учить мыслить путем создания и разрешения

проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой

деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

Деятельность ребенка : приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также творчески мыслит.

Экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта. Как сказал П. Н. Поддьяков «Претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

На _ наш _ взгляд _ значимыми _ условиями _ для _ успешного

экспериментирования являются :

Развивающая среда;

Уровень общения со сверстниками;

Способность к сотрудничеству;

Профессионализм педагога, его готовность к реализации данной

программы;

Потребность родителей;

Опора на собственный опыт ребенка;

Обучение в действии;

Чередование индивидуальной и коллективной работы;

Использование индивидуальных и групповых проектов.

Нацеливать па развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив);

Каждый день работы с детьми поиск. Не раскрывать истину, а научить ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов;

Постоянно открывать перед детьми «Тайну двойного во всем»;

Учить детей разрешать противоречия;

Учимся, играя каждый день.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенная черта русского, татарского характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии:

Посещение краеведческого музея города;

Изучение краеведческой литературы о городе и крае;

Организация выставки фотографий и открыток;

Шитьё для кукол русских, татарских народных костюмов;

Сбор и систематизация русских, татарских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского парода: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были проведены анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний, диагностика. Оценку труда осуществляла по таким критериям:

Знание государственной, городской символики.

Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка.

Народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха).

Знание русских народных сказок.

Русские, казачьи национальные костюмы.

Знание известных людей РТ, РФ.

В решении поставленных задач использовали следующие разделы программы: «Я, моя семья, мой домашний адрес».

В своей работе нам хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Для решения поставленных задач использовали специально организованные занятия, экскурсии по родному городу, оформление семейных альбомов, сюжетно - ролевые игры, использовали богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.

Социально - нравственное направление.

Развивали умение у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут, к стране. По этой теме па занятиях, экскурсиях давались сведения о достопримечательностях городов Анапы, Новороссийска, Краснодара, Сочи.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пытались воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Читали с детьми, ставили театрализованные сказки, представления, участвовали в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха. В работе широко использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине.

Предметный мир.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей.

Организовывались занятия в группе, проводились наблюдения, проектная деятельность: «Как сарафан в поле вырос», «Возрождение национальной культуры», «Что такое волокно», «Богатыри земли русской», «Путешествие хлебного зернышка», «Спасем зеленую, полянку». Формировались конкретные представления о предметах быта, их назначении; проходило знакомство с различными материалами: бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом, льдом».

Мы научили понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен. Разбирали существенные признаки, лежащие в основе обобщений: одежда, обувь. Получали представления о национальном женском и мужском костюме. Добивалась описания детьми предметов, подчеркивая характерные особенности. На этих занятиях зарождается интерес к предметам прошлого и сегодняшнего дня. Вместе с детьми и их родителями собрали богатый материал для музея. Изготовили красивые национальные костюмы и продемонстрировали их перед детьми детского сада. Интересно прошли конкурсы для родителей: поделки из фруктов и овощей, необыкновенный снеговик, кормушка для птиц и создание музея льна.

Большое место в организации нашей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры драматизации по любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Интересны занятия, посвященные игрушкам наших бабушек. Большой интерес вызывают тряпичные куклы, которыми играли бабушки. Наиболее простой способ изготовления такой куклы закручивание двух лоскутков односторонней ткани. Полученную основу можно «нарядить» в соответствии с выбранным образом. Занятия с такой куклой для детей это источник эмоциональных переживаний: радости и неизменного удивления. Похоже на фокус - не было ничего, и вдруг появился человечек. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

Нравственное значение всех этих факторов трудно переоценить. Упражняя детей в умении отражать в играх впечатления от реальной жизни, можно использовать игрушки - заменители, декораций, умения в мимике и жестах передавать эмоциональные состояния.

Ребёнок и музыка.

Используя различные формы организации занятий, игр, старались обогатить музыкальный опыт детей в процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки.

Изобразительное искусство.

Через игру, систему занятий, организацию ярмарок, мини-музеев старались дать представления о разнообразных произведениях декоративноприкладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Работая с детьми и их родителями, старались формировать у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Решать поставленные задачи старались вместе с родителями. Проводились родительские собрания в форме вечера вопросов и ответов «Колесо истории», по истории Анапы в форме деловой игры. Предлагали родителям посетить краеведческий музей, сфотографировать самое красивое, на их взгляд, место в городе; сделать поделку из природного материала; выполнить альбом на тему: «История фотографию».

Подобрать и выучить пословицы на определенную тему.

Через данные формы донести до их сознания, что родители и дети носители народной культуры.

Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умираете детях, то это означает начало вымирания нации».

Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.

Выводы о позитивных результатах проделанной работы:

1. Воспитание патриотических чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно - практическим отношением к миру.

2. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

3. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.


Разделы: Администрирование школы

Учебная деятельность

Россия конца ХХ века - начала ХХI переживает сложную ситуацию. По словам А.И. Солженицына, "Мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнить с каким-нибудь периодом... Мы в национальном обмороке."

В концепции модернизации российского образования сказано: "Развивающемуся обществу нужно современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стало все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне.

В июле 2005 г. правительством РФ утверждена программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.", предусматривающая "неотложность решения острейших проблем системы патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства".

И поэтому тему самообразования "Патриотическое воспитание на уроках истории" я выбрала неслучайно. Патриотическое воспитание на уроках истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России. Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс. Патриотическое воспитание и патриотическое чувство малолетних граждан РФ можно формировать не только на примере героического прошлого нашей страны.

Было бы величайшей ошибкой не пользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач патриотического воспитания.

Таким образом, в патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:

1. Изучение истории семьи ребенка.
2. Изучение истории родного края.
3. Изучение истории Отечества (акцентированное внимание учащихся на героических страницах прошлого страны).

Задачи патриотического воспитания:

  • Расширить мотивацию изучения истории России;
  • Воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
  • Привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей);
  • Создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Первое направление в работе - это изучение истории родословной семьи ребенка. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач:

1. Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.
2. Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.
3. Использовать невостребованные возможности семьи.
4. С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы.
5. Расширять мотивацию изучения истории Отечества.

В 5-м классе можно рассмотреть тему "История моих предков". В среднем и старшем звеньях "Родословное древо". Данные работы учащиеся выполняли и посвятили их "Году Семьи".

Проанализировав данную деятельность, я сделала вывод, что это очень нелегкая работа, у детей она вызывает затруднения, т.к. многие родители не знают своих корней и не могут дать детям достоверной информации. По тем работам, которые были выполнены, видно что дети знают одно или два поколения.

Поэтому необходимо продолжать работу по данному направлению, ведь в результате работы над родословной, у детей возрастает мотивация к изучению истории Отечества и успешно усваиваются приемы поисково-исследовательской работы.

Рассмотрим работу по второму направлению.

Важность изучения истории своего села, города, края в процессе воспитания детей была (основана) осознана еще в XIX в. Краеведение способствует формированию "нравственной оседлости населения", "чувства Родины".

Использование краеведческого материал в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате - понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.

При преподавании материала по истории родного края я создала условия, при которых возможна активная познавательная деятельность учащихся.

Помогают мне следующие требования:

  • Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.
  • Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - "приобрел" знания о нем (или у него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (на прогулке, в творческих заданиях).

Во внеурочной деятельности с учениками старших классов проводим исследовательские работы, которые в течение двух лет представляем на районном конкурсе юных историков и краеведов "Тимофеевские чтения". Хотя ребята являются только участниками конкурса, а не призерами, но нужно отметить, что интерес учащихся не стал меньше, а наоборот - возрос.

Теперь нужно более подробно остановиться на изучении героических страниц истории Отечества как средстве воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу "История Отечества" в 8-м,9-м,10-м,11-м классах.

На уроке в 8-м классе "Отечественная война 1812 г." следует подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер.

Рассказ учителя будет неполный, если его не связать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет - осенью грозного 1941 г. стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского.

Урок по теме "Крымская война" также дает возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Следует отметить, что вместе с отцами и старшими братьями отважно сражались и дети. Защитники Севастополя проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять на новую ступень русское военное искусство.

Эти уроки должны быть не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта.

Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем:

1. Походы Батыя на Русь.
2. Борьба русских земель с западными завоевателями.
3. Русь и Золотая Орда в XIII - XIV вв.
4. Преобразования Петра 1
5. Россия в Первой мировой войне.
6. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Благодаря использованию вышеперечисленных условий, методов обучения, успеваемость учащихся по предмету стабильная.

Воспитательная работа

С 2007-2008 гг. являюсь классным руководителем 6 класса. Как классный руководитель я поставила перед собой следующие задачи: сплотить класс как коллектив, добиться сознательного отношения к учебе, дисциплине, уважения к старшим, друг к другу; умение отвечать за свои поступки.

Учащиеся класса принимают активное участие во всех общешкольных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. Занимают призовые места.

Очень ребятам нравятся такие мероприятия: коллективные походы в лес, праздник "День рождения". Большую помощь в решении разных задач и проведении мероприятий оказывают родители учащихся.

Для себя я решила, что ежегодно в праздник "День народного единства" проводить общешкольные мероприятия, раскрывая героизм и патриотизм наших предков от начала создания Руси и до современности.

В 2007-2008 учебном году во всех классах проводила беседы об истории праздника.

В 2008-2009 учебном году с ребятами 6-го, 11-го классов. подготовили и провели общешкольное мероприятие "Память, которой не будет конца".

Факторами эффективности формирования патриотического воспитания и сознания подрастающих поколений россиян являются:

  • Заинтересованность государства в возрождении традиций патриотического воспитания.
  • Взаимодействие семьи и образовательных структур разных уровней в деле формирования у детей чувства любви к своему Отечеству и своему народу.
  • Мощная пропаганда средств массовой информации, направленная на формирование патриотических чувств у граждан страны.
  • Активное участие в патриотическом воспитании школьников не только учителей истории, но и преподавателей других школьных предметов.
  • Повышение внимание со стороны педагогов к формированию патриотизма во вне учебной деятельности.

Самоанализ внеклассного мероприятия «Мы – патриоты»

Внеклассное мероприятие "Мы патриоты" было проведено в форме классного часа в рамках концепции гражданско -патриотического развития по направлению «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» воспитанников (в системе воспитательных мероприятий моего плана учебно-воспитательной работы) 3 класса.

Данная форма проведения занятия помогает раскрыть личностные качества детей, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, творчества, проявлению эмоциональности. Содержание занятия опирается на жизненный опыт воспитанников, на характерные особенности младшего школьного возраста, где одним из ведущих видов деятельности выступают общение.

Выбор темы классного часа очень актуален, так как сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Цель: расширить знания об историческом прошлом нашей страны;

Планируя и проводя данный классный час, я ставила перед собой следующие задачи:

Задачи:

1. Закрепить знания о государственных символах РФ;

2. Развивать умение добывать информацию из разных источников в соответствии с заданной темой, ставить цели и их достигать;

3. Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.

Для достижения цели была выстроена следующая логика занятия:

Организационное начало занятия. Основной целью, которого была психологическая подготовка учащихся к общению на занятии

На втором этапе была поставлена задача «Раскрытие темы классного часа самими детьми» На этом этапе использовала пословицу. Последующее ее обсуждение помогли детям определить тему классного часа. Этот момент так же можно выделить как межпредметную связь.

На третьем этапе была поставлена задача

    закрепить знания о государственных символах РФ

    Развивать умение добывать информацию из разных источников в соответствии с заданной темой

    Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.

Для достижения этих задач мною была использована презентация «Символика РФ», ролик "Память" ученики работали в группах для поиска информации о родном городе, и познакомила с нею ребят.

На четвертом этапе задача:

    Самоанализ эмоционального состояния, своей деятельности. Где ребята ответили на вопрос "Где они могут использовать полученные знания?"

В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия,), наглядный (видеоролик, презентация), практический проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На классном часе использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности. Были применены следующие технологии: личностно-ориентированного, деятельностного подхода,

На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры. Здесь звучала пословицы, родословная семьи, что придавало занятию эмоциональный настрой и конкретность.

Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Ребята работали с удовольствием.

В ходе классного часа соблюдался методический принцип – коммуникативность.

Считаю, что цель классного часа достигнута, но считаю, что данную работу нужно продолжать т.к. только системный подход дает результат.

Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей, мною учитывались возможности класса.

Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели классного часа реализованы.