Дошкольное образование наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей. Развитие трудовой деятельности дошкольника Диагностика трудовой деятельности детей раннего возраста

2.6. Диагностика результатов трудовой деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уровни освоения образовательной области «Труд» у детей средней группы

Имеет устойчивый интерес к труду, проявляет инициативу, выполняет несложные трудовые поручения самостоятельно, с удовольствием включается в совместный со взрослым трудовой процесс, может сам ставить трудовые цели; поддерживает порядок и чистоту с помощью взрослого; испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы; может оценить качество своего результата и исправить ошибки; проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; испытывает положительные эмоции в процессе труда, гордится его результатами, стремится получить ободрение, хочет быть полезным другим людям, понимает необходимость труда; четко и точно выполняет трудовые действия, успешно трудится вместе с ровесниками.

Имеет интерес к труду, но редко проявляет инициативу, выполняет трудовые поручения с помощью взрослого; поддерживает порядок и чистоту по предложению и с помощью
взрослого; испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы; затрудняется в адекватной оценке качества своего результата и в исправлении ошибок, недостаточно контролирует свои трудовые действия, может нарушать их последовательность, не обращать внимания на условия труда, переключаться с одной трудовой задачи до ее завершения на другую; не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; испытывает положительные эмоции в процессе труда, гордится его результатами, стремится получить ободрение, с удовольствием включается в совместный труд со взрослым и другими детьми, но не всегда успешно взаимодействует с детьми.

Не проявляет устойчивого интереса к труду; активность низкая, не замечает на-
рушения чистоты и порядка, не испытывает удовлетворения от хорошо сделанной работы;
при выполнении трудовых поручений нуждается в помощи взрослого, действует наиболее
продуктивно в совместной со взрослым деятельности; не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; не проявляет положительных эмоций в процессе труда, трудовые действия не освоены, действует неуверенно, в коллективном со сверстниками труде действует непродуктивно.

Не проявляет интереса к труду, не стремится трудиться вместе со взрослым,
сверстниками; не замечает нарушения чистоты и порядка, не испытывает выраженного- удовлетворения от сделанной работы; не выполняет трудовые поручения; трудовые действия не сформированы.

Методика «Изучение мотивов трудовой деятельности»

Подготовка исследования. Приготовить необходимые материалы для изготовления флажка и салфетки. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе этой деятельности.

Проведение исследования. Детям предлагают через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же работу, назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета: флажок и салфетку из полотна. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание выполняется при различных мотивировках.

Первая серия. Сделать подарок для мамы.

Вторая серия. Сделать подарок для малышей.

Третья серия. Сделать игрушку для предстоящей игры со сверстниками.

Четвертая серия. Изготовить материал для игры в «мастерскую».

Таким образом, каждому ребенку предлагают сделать 4 флажка и 4 салфетки при разной мотивировке цели действий.

Обработка данных. Подсчитывают, сколько детей взялось за выполнение каждого задания, сколько отказалось, в каком случае. Полученные данные оформляют в таблицу.

Особенности принятия мотивации дошкольниками Серия Мотивация Возраст детей

3-4 года 4-5 лет 5-6,5 лет

согласие несогласие согласие несогласие согласие несогласие

1 Сделать подарок маме

2 Сделать подарок малышам

3 Сделать игрушку для игры со сверстниками

4 Изготовить материал для игры в мастерскую

Прослеживают эффективность работы в зависимости от мотива деятельности, т.е. зависят ли процесс и результат изготовления предмета от того, кому он предназначается.

ДИАГНОСТИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

УХОДУ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ

По результатам диагностики знаний детей о природе, о развитии трудовой деятельности по уходу за живыми объектами воспитатель планирует организацию педагогического процесса, направленного на трудовое воспитание, осуществляет выбор методов и форм организации детей, их сочетание, учитывая психическое развитие дошкольников.

Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, помогает решить целый ряд взаимосвязанных задач, а именно:

  • Задание воспитателя

    Оценка и действия детей

    Оценка деятельности детей в ходе выполнения заданий

    Степень самостоятельности

    Качество
    выполнения труд

    Культура труда

    В планировании

    В выполнении трудового процесса

    Обеспечить уход
    за комнатными растениями
    (уборка пыли,
    поливка, рыхление);

    Игра «Научи Незнайку»
    (как правильно
    поливать растение,
    рыхлить почву, убирать
    пыль с растений);

    Убрать необходимое
    для труда оборудование;

    Рассказать о
    последовательности
    трудовых действий.

    Ребенок принимает
    (не принимает) цель
    труда в игровой
    (вне игровой)
    деятельности

    Самостоятельно
    цель не ставит
    (ставит)

    Предметы труда
    выделяет
    (не выделяет)
    с помощью
    воспитателя

    Отдельные трудовые
    операции осуществляет
    самостоятельно,
    не качественно
    (получаемый результат
    хорошего качества)

    Выполняет
    аккуратно
    (делает
    неряшлево)

    выявить, в какой степени ребенок освоил программу трудового воспитания;
  • выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;

    понять, какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

    увидеть, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманитарное, эстетическое, познавательное).

Для решения указанных задач используют разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент, дидактические игры .

ФОРМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О РАСТЕНИЯХ
(примерная)

Фамилия___________________________

имя ребенка____________________________

Возраст ______________
Дата обследования _____________________

Задания воспитателя (психолога)

Ответ ребенка

Особенности проявлений и действий ребенка

Беседа по карточкам с использованием комнатных растений:

как называется это растение (или найдите на подоконнике, группе герань, бальзамин);

что будет, если растение не поливать?

живое ли растение?

как догадался, что живое?

найдите картинку, где изображено растение зимой (летом)?

как догадался?

«Это герань»

«Вянуть будут»

Картинку нашел правильно

Ответил уверенно

УРОВНИ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О РАСТЕНИЯХ

ВЫСОКИЙ - Ребёнку нравится трудиться, он полностью самостоятелен в трудовой деятельности. Труд результативен. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

СРЕДНИЙ - Труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника

НИЗКИЙ - Результативности трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

ВЫЯВЛЕНИЕ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ

НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ, БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЕЩАМ

УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО УБИРАТЬ ИГРУШКИ

УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ И ОДЕЖДЕ

САМООБСЛУЖИВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ (ИЗО-, КОНСТРУИРОВАНИЕ, МАТЕМАТИКА)

ОЦЕНКА НРАВ­СТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМО­ОБСЛУЖИВАНИЯ (САМОСТОЯТЕЛЬ­НОСТЬ, ИНИЦИА­ТИВНОСТЬ)

2 младшая группа

Подготовительная

ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ДЕЖУРСТВА

НАВЫКИ ДЕЖУРСТВА

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

СРЕДНЯЯ ГРУППА

СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Умение распределить обязанности, само­стоятельность

Качество выполняе­мых обязанностей

Оценка своего труда, самоконтроль

Умение ориентиро­ваться по доске де­журства

ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ В РУЧНОМ ТРУДЕ

ГДЕ У ВАС ХРАНЯТСЯ ИГРУШКИ-САМОДЕЛКИ?

САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫ ИХ ДЕЛАЛИ ИЛИ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ?

ЧТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК""

ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ДЕЛАЛИ ЭТИ ИГРУШКИ?

КАКУЮ ПОДЕЛКУ ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ДОМА""

ВИДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

КОНКРЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ, ПОДГРУППЫ, ИНДИВИДУАЛЬНО

ТРУД ДЕЖУРНЫХ

ХОЗЯЙСТ­ВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

РУЧНОЙ ТРУД

столовой

ПОДГОТОВКЕ к

ЗАНЯТИЯМ

В УГОЛКЕ

С БУМАГОЙ, КАРТОНОМ, ДЕРЕВОМ

С ТКАНЬЮ, НИТКАМИ

С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ НА ЗАНЯТИЯХ (ЧАСТЬ, ЦЕЛОЕ ЗАНЯТИЕ)

ЭКСКУРСИИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

РАБОТА В КНИЖНОМ УГОЛКЕ

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С «ПРОГРАММОЙ»

2 младшая группа

Подготовительная

Самообслуживание

Поручения, связанные с хозяйственным трудом

Дежурства

Ознакомление с трудом взрослых

Мыть руки по мере загрязнения перед едой, насухо вытереть лицо, и руки личным полотенцем

Ставить хлебницы и салфетницы, поддерживать порядок в игровой комнате.

С помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках

Повар дворник машинист

Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого

Зажать лук, собирать овощи

Обучать детей порядку одеванию и раздеванию

Расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек

Учить правильно надевать одежду и обувь

Старший дошкольный возраст

Самообслу-живание

Поручения, связанные с хозяйствен-ным трудом

Поручения, связанные с трудом в природе

Дежурства

Ознакомле-ние с трудом взрослых

Ручной труд

Коллектив-ный труд

Одевание- раздевание

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок)

Уборка мусора на участке, коллективная уборка на огороде

Расставлять хлебницы тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы

Вводится понятие «профессия»

Правила безопасности работы с клеем

Уборка территории, уборка группы, уход за цветами

Уход за игрушками, их мытье

Подметание дорожек на участке

Знакомство врач шафер почтальон продавец

Воспитывает самостоятельность

Желание делать подарки

1.В ходе труда были решены поставленные задачи.

2. материал: передники, лейки, таз, тряпочки, растения, конструктор, игрушка – кошечка. Объект труда – цветы.

3. Хозяйственно- бытовой труд. Вытирание пыли с конструктора.

4. труд в природе. Поливка растений.

5. распределение по звеньям. Каждое звено выполняет свое задание.

6.правильно пользоваться лейкой. Качество навыков умение у детей среднее.

7. Дети в процессе труда действуют сообща.

8. Воспитатель показывает ребенку, как правильно обращаться с инвентарем.

9. Отношение к труду положительное.

10. Дети хорошо потрудились и выполнили поставленные цели воспитателя.

11. Труд рядам.

Младшая группа.

Вид труда Хозяйственно- бытовой.

Цель: Формирование положительного, успешного отношения к собственному труду и его результатом.

Задачи: Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, уметь преодолевать небольшие трудности.Развивать умение понимать обобщающие слова

Форма организации труда: поручение

Оборудование: конверт с разрезными карточками посуды, тазики по 2на каждого ребенка, тканые салфетки по 2 на каждого ребенка, маленькие кусочки мыла, губка, грязная кукольная посуда.

Методические приемы: Показ силуэта дома, речевая игра «Говорящая посуда», показ воспитателя как мыть посуду.

Средняя группа.

Вид труда труд в природе.

Цель: развивать положительное отношение к природе.

Задачи: Формировать привычку к трудовому усилию,желание трудиться.Учить детей правильно держать лопату и очищать пространство от снега. Развивать воображение, мышление, умение выполнять поручение педагога. Воспитывать любовь к чистоте.

Форма организации: коллективный труд.

Оборудование: Выносной материал(лопаты, мешки, метелки, ведра, рукавицы), светофор.

Методические приемы: Показ взрослого, вопросы, совместный труд детей и взрослого, пояснение, разъяснение, игровое, одобрение, поощрение промежуточных результатов, художественное слово, косвенный контроль.

Наблюдение и анализ продуктивной деятельности детей на разных возрастных этапах.

Старший дошкольный возраст:

Должны знать о трудовой деятельности взрослых в следующих сферах:

промышленность;

транспорт;

строительство;

учреждения культурно-бытового обслуживания;

образование и медицина;

сельское хозяйство.

Знать об основных трудовых процессах, о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы.

Знать о взаимодействии людей разных профессий.

Знать о героических профессиях (космонавты, полярники, спасатели)

Критерии оценки реализации Программы трудового воспитания детей

I. Знания, умения, навыки воспитателя. Планирование работы

Знание воспитателем Программы трудового воспитания детей по разделам: «Самообслуживание», «Труд в природе», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ручной труд».

Методическое обеспечение педагогического процесса по трудовому воспитанию.

Перспективное планирование работы.

Календарное планирование различных видов трудового воспитания детей. Система работы. Взаимосвязь с другими видами детской деятельности.

Методика проведения воспитателем занятий, руководство совместной и самостоятельной деятельностью по трудовому воспитанию детей. Индивидуальная работа.

II. Создание условий

Наличие оборудования для каждого вида труда и целесообразность его размещения.

Соответствие оборудования требованиям педагогики и СанПиНа.

III. Знания, умения, навыки детей.

Владение детьми трудовыми умениями и навыками в соответствии с требованиями Программы трудового воспитания.

Наличие интереса, самостоятельности и активности детей.

Использование детьми умений и навыков в самостоятельной трудовой
деятельности.

Знания детей о трудовой деятельности взрослых


Программа формирования трудовой деятельности у дошкольников

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:

2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)

3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака.

5. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.

6. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах.

7. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть), спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение.

8. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Поэтому программа включает в себя следующие виды

§ ознакомление детей с трудом взрослых,

§ трудовое обучение;

§ участие в труде взрослых в детском саду;

§ сюжетно-ролевые игры;

§ работа с семьей.

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

1. Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

2. Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.

3. Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников

1. Самообслуживание.

2. Хозяйственно-бытовой труд.

3. Труд в природе.

4. Ручной труд.

Цель и задачи работы: подготовительная группа

· Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.

· Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

· Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

· Формировать потребность трудиться.

· Воспитывать любовь к труду.

· Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

· Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Организация труда по подгруппам

При организации трудовой деятельности детям было предложено на выбор несколько видов. Дети должны были выбрать наиболее интересный для себя вид деятельности.

Были предложены следующие варианты работ: изготовление флажков для ребят из младшей группы в подарок, уход за комнатными растениями, уборка групповой комнаты, сбор листьев на участке, вымыть игрушки, постирать кукольную одежду. Выбор данных видов деятельности обусловлен необходимостью их осуществления в группе. Вся проводимая работа проводилась под контролем воспитателя и помощника воспитателя.

Необходимо отметить, что дети меняли виды деятельности, мотивируя это тем, что: хочу заниматься и другим (20%); надоело это занятие (30%); все сделал, хочу еще помочь (40%). 10 % детей вид деятельности не меняли.

Таким образом, в результате наблюдения, были получены следующие результаты:

изготовление флажков для ребят из младшей группы в подарок – 5 человек;

уход за комнатными растениями – 4 человека;

уборка групповой комнаты – 3 человека;

сбор листьев на участке – 6 человек;

вымыть игрушки – 3 человека;

постирать кукольную одежду – 3 человека.


Организация мероприятий по ЗОЖ

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/

Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/

Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/

Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/

Воздушные ванны /перед сном, после сна/

Физкультурные занятия /3 раза в неделю/

Проветривание ванны /перед, после сна/

Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/

Полоскание горла /ежедневно/.
Травами /1 раз в квартал по 10 дней/

Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно

Профилактические прививки

Закаливание солнцем, водой /в летний период/

Профилактика плоскостопия /ежедневно/

Профилактика осанки детей /ежедневно/

Физкультминутки /ежедневно/

Подвижные игры /ежедневно/

Прогулки /в теплое время года/

Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца 20 – начала 21 веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.

Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей.

Проанализируйте задачи формирования трудовых умений детей для данной возрастной группы, содержание и объем трудовых действий в разных видах труда для данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»).На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателя трудовой деятельности детей или их самостоятельными трудовыми проявлениями.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам.В протоколе необходимо отразить все структурные части трудового процесса: мотивацию и постановку цели труда, планирование трудового процесса, подготовку и уборку оборудования и материалов, ход труда, оценку его результатов.

Форма протокола

Дата, время наблюдения: 05.02.2018г.

Возрастная группа: старшая группа

Содержание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект проведения коллективного труда по уходу за комнатными растениями в старшей группе. Данный конспект будет полезен в работе воспитателям старших возрастных групп детского сада. Количество участвующих детей: 15 Формы организации труда: коллективный труд

Структурная часть

Действия и речь педагога

Действия и речь детей

Примечания

Мотивация детей на труд

Ребята давайте сегодня поухаживаем за растениями

Хорошо и с радостью начали приготавливать оборудование.

Постановка цели труда

Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл крот. Но крот пришёл не просто так, он пришёл по делу. Крот решил нас с вами предупредить, и спасти наши растения в группе.
- Послушайте, что говорит крот!
- «Ребята! Беда! Злой волшебник узнал, что у нас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их у нас! Он послал своих помощников – пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях, и они засохли».

Дети внимательно слушают воспитателя и крота.

Предлагает детям ответить на вопросы: - Как надо ухаживать за цветами? (Сначала опрыскивать

Планирование трудового процесса

Совершенствовать умение действовать в коллективе. продолжать учить детей трудиться в коллективе; Упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу; Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы

Подготовка оборудования, материалов, себя и рабочего места

2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.

.

Перед началом работы воспитатель закрепляет с детьми правила, соблюдение которых повышает качество труда

Ход работы

Дети вспоминают, что нельзя отвлекаться, что любое задание надо выполнять аккуратно и т. д. Педагог напоминает, что для того, чтобы выполнено было задание, надо помогать друг другу. В процессе коллективного труда воспитатель проверяет, как дети распределили обязанности, какие складываются взаимоотношения, умело ли они пользуются оборудованием

Уборка материалов и оборудования

Теперь дежурные отнесут тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартучки – в шкафчик, наполнят лейки водой.

Оценка результатов труда

Дети довольны своей работой

Конспект практического занятия в старшей группе по уходу за комнатными растениями

Форма организации труда : коллективный труд

Вид труда : труд в природе

Воспитательно-образовательные задачи :

    Совершенствовать умение действовать в коллективе.

    продолжать учить детей трудиться в коллективе;

    Упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу;

    Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы;

    Оборудование: 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.
    Комнатные растения: сансевьера, колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка, традесканция

будем протирать мокрой тряпочкой, а мелкие листочки – опрыскивать с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой

Руководство во время

Воспитатель распределяет детей по группам, назначает ответственных, определяет объем заданий. Советует детям распределить работу и внутри самого звена

труда

Перед началом работы воспитатель закрепляет с детьми правила, соблюдение которых повышает качество труда Дети вспоминают, что нельзя отвлекаться, что любое задание надо выполнять аккуратно и т. д. Педагог напоминает, что для того, чтобы выполнено было задание, надо помогать друг другу. В процессе коллективного труда воспитатель проверяет, как дети распределили обязанности, какие складываются взаимоотношения, умело ли они пользуются оборудованием

Анализ труда

К анализу и оценке выполнения работ привлекает всех ребят. Предлагает им следующие вопросы: - Почему удалось быстро и хорошо справиться с работой? (Потому что дети работали дружно, аккуратно убирали пыль, смахивали сухой кисточкой.) - Кому из вас помогали товарищи? (Артему и Вове.)

Итог работы

Воспитатель подводит итог работы: Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь, дружно работаете, всю пыль убрали с растений, теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Крот благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые детки, как они дружно работают!

Анализ организации труда, формирования умений трудовой деятельности дошкольников:

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

Культурно-гигиенические навыки

У ребенка сформирована привычка следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; ребенок умеет чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. Умеет следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

У ребенка усовершенствована культура еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); ребенок умеет есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Самообслуживание

Ребенок умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Ребенок умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, умеет самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Общественно-полезный труд

Ребенок имеет положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. У ребенка сформированы необходимые умения и навыки в разных видах труда, воспитана самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Ребенок знаком с наиболее экономными приемами работы. Ребенок умеет оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

У детей сформированы предпосылки (элементы) учебной деятельности.

Дети умеют помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.

Дети приучены добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Труд в природе

Дети привлекаются к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью - к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной - к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых

У детей расширены представления о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Сформировано бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Детям привито чувство благодарности к людям за их труд.

Безопасное поведение в природ

У ребенка сформированы основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Сформированы понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Ребенок знаком с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе, с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

5 - 6 лет

Развитие трудовой деятельности:

Соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

Самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

    доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

    может оценить результат своей работы;

    испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

Владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

Имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Вопросы для анализа организации труда, формирования умений трудовой деятельности дошкольников:

    Определите соответствие содержания и объема работы требованиям образовательной программы для данной возрастной группы.

    Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям, особенностям отдельных детей.

    Определите соответствие форм организации труда (в коллективном труде – форм объединения детей) уровню развития трудовой деятельности детей, имеющемуся у них опыту.

    1. насколько убеждают детей в значимости работы:

      как воздействуют на чувства, стимулируют желание добиться поставленной цели;

      насколько учат самостоятельно определять необходимость работы, ее качественного выполнения;

    1. какой способ планирования выбран педагогом (действие детей по плану, предложенному воспитателем, планирование – указания, планирование по вопросам к детям, коллективное планирование детьми), соответствует ли он опыту детей;

      охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, подготовку себя, последовательность и способы исполнения трудовых операций), предусматривает ли самоконтроль работы детьми;

      в коллективном планировании оцените, как и в чем проявляются дружеские отношения между детьми, как педагог побуждает их к этому;

    1. насколько педагогически оправдано участие воспитателя в работе детей;

      какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников в труде и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

      насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач по формированию трудовых умений и воспитанию положительных качеств личности детей;

    1. отношение детей к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам;

      самостоятельность детей в оценке своей работы, работы сверстников;

      характер оценки работы сверстников (положительный, критический, негативный);

      какими приемами пользуется педагог для формирования у детей умений оценки своего труда, нахождения причин ошибок или удач.

По результатам анализа составьте описание состояния организации трудовой деятельности детей данной группы, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.

Анализ организации продуктивной деятельности детей

Дата 06.02.2018г. МБДОУ№21 группа старшая

Вид занятия;рисование

    Организационный аспект;

1).проведено проветривание, влажная уборка, соблюдается режим освещения дети настроены на работу положительно, высказывание положительными эмоциями.

    стилистическое оформление помещения для занятий по развитию детского изобразительного творчества;

    оформление помещения стилистически гармонично

    функциональность помещения:

5)конструктивность помещения: имеется

    конструктивная сторона,соподчинена остальным аспектам зонирование продуманное;

6) доступ детей к материалам и пособиям:

    дети имеют свободный доступ к материалам

Готовность педагога к проведению занятия

    наличие конспекта занятия;

    различных пособий и стимулирующего материала имеются

    эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала присутствуется

Выполните анализ занятия (рисование, лепка) по предложенной схеме:

Дата N° ДОУ группа

Вид занятия

Этап: обучение, закрепление, совершенствование (нужное подчеркнуть).

I. Организационный аспект:

Готовность помещения к проведению занятия:

    наличие оборудования и материалов, необходимых для работы детей и педагога (выберите один ответ):

    оборудование и материалы разнообразны и полностью соответствуют типу и содержанию занятия;

    оборудование и материалы не полностью продуманы и не всегда соответствуют педагогическим нормам;

    имеющееся оборудование и материалы не соответствуют организуемому занятию;

    свой вариант;

    соблюдение психологических и гигиенических требований к проведению занятия;

    стилистическое оформление помещения для занятий по развитию детского изобразительного творчества:

    оформление помещения стилистически гармонично;

    оформление для занятий традиционно, многие аспекты не отражают единой концепции;

    в оформлении наличествует полный стилистический хаос;

    свой вариант;

    функциональность помещения:

    помещение функционально, удобно в использовании;

    помещение не всегда удобно и практично;

    помещение не практично и функционально неудобно;

    свой вариант;

    конструктивность помещения:

    конструктивная сторона в помещении соподчинена остальным аспектам (функции и эстетике), зонирование продуманное;

    конструктивная сторона в помещении не всегда соподчинена остальным аспектам, зонирование не всегда гибко продуманно;

    конструктивная сторона в оформлении помещения не соответствует ни функциональному назначению, ни его эстетике, в помещении не наблюдается гибкости и динамичности зон;

    свой вариант;

    доступ детей к материалам и пособиям:

    дети имеют свободный доступ к материалам;

    дети имеют ограниченный доступ к материалам;

    дети совсем ни имеют самостоятельного доступа к материалам;

    свой вариант;

Готовность педагога к проведению занятия:

    наличие конспекта занятия или плана-конспекта;

    наличие различных пособий и стимулирующего материала;

    эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала;

    психологический настрой педагога перед занятием и на всем его протяжении.

Организационные умения педагога:

    1. профессионализм в организации детей на занятии; создание положительной атмосферы в группе; способность заинтересовать детей;

      умение педагога правильно распределить время между всеми частями занятия;

      умение педагога варьировать, по необходимости, части занятия без нарушения его целостности;

      умение педагога завершить занятие;

      умение качественно и педагогически верно провести анализ занятия и анализ деятельности детей;

      принципы деления детей на подгруппы (или деление отсутствует).

      1. Дидактический аспект:

        1. правильность постановки задач;

          степень реализации педагогом поставленных задач, выполнение программного содержания;

          характеристика методов и приемов, используемых педагогом на занятии;

          целесообразность методов и приемов;

          соответствие методов и приемов возрастной группе;

          владение педагогом материалом;

          умелое использование стимулирующего материала;

          способность педагога осуществлять индивидуальный подход к детям;

          наличие разноуровневых заданий;

          наличие межпредметных связей на занятии.

      2. Воспитательный аспект:

        1. степень решения воспитательных задач;

          наличие связи изобразительного творчества с другими сторонами воспитания;

          характер формирования эстетического вкуса у детей.

        Личностный аспект:

        1. внешний вид педагога;

          педагогическая культура;

          речь педагога;

          умение педагога урегулировать возникающие конфликты или негативные моменты, проявляющиеся со стороны детей на занятии;

5) умение педагога поддерживать настроение и интерес детей на протяжении всего занятия.

V. Деятельность детей:

          1. степень заинтересованности;

            степень активности;

            навыки работы в конкретном виде творчества;

            владение детьми материалами;

            владение приемами работы;

            владение цветом;

            владение формой;

            владение композиционным построением;

            владение техниками;

            наличие индивидуального стиля в детских работах;

            выразительность создаваемого детьми образа;

            способность детей поэтапно выполнять свою работу;

            способность детей возвращаться на один из этапов, в случае неудачи;

            умение детей приходить на помощь к другим детям;

            характер взаимоотношений детей друг с другом на занятии:

    дети работают самостоятельно, изолированно друг от друга, во время занятия не общаются;

    дети общаются, но только по теме занятия;

    дети не общаются друг с другом, но постоянно прибегают к помощи педагога;

    дети стараются подглядывать друг у друга, копировать, но при этом не высказывать недовольства;

    дети часто жалуются друг на друга во время занятия;

    во взаимоотношениях ярко выражена напряженность, дети проявляют зависть и агрессию по отношению друг к другу;

    свой вариант:

    способность детей анализировать свою работу и работы других детей.

Резюме:

Положительные моменты занятия:_______________________________

Отрицательные моменты занятия: _______________________________

Общие выводы:_______________________________________________

Наблюдение и анализ организации игровой деятельности детей.

Проанализируйте задачи руководства различными видами игрдля данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»).На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателем игровой деятельности детей и их самостоятельной игрой.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам. В протоколе необходимо отразить все структурные части организации воспитателем игровой деятельности детей: выявление игровых интересов, помощь в распределении ролей, планирование пространства игры, подготовку и уборку игрового оборудования, атрибутики, участие педагога в игре, оценку ее результатов.

Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Содержание работы: ________________________________________________

Количество участвующих детей: ______________________________________

Виды игр, организованных педагогом: _________________________________

__________________________________________________________________

Виды игр, организованных детьми: ___________________________________

__________________________________________________________________

Структурная часть

Действия и речь педагога

Действия и речь детей

Примечания

Выявление игровых интересов

Помощь в распределении ролей

Планирование пространства игры

Подготовка игрового оборудования

Ход игры

Уборка игрового оборудования

Оценка результатов игры

Вопросы для анализа организации игровой деятельности, формирования игровых умений у дошкольников:

    Определите соответствие тематики игр возрасту детей и их разнообразие;

    Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям к развитию игровой деятельности;

    Укажите разнообразие организуемых видов игр, разнообразие тематики ролевых игр дошкольников:

    1. в какие игры дети играют до завтрака, их продолжительность;

      характер игр детей после завтрака, направление игр, которые задает воспитатель, их соответствие характеру и содержанию предстоящих занятий;

      какие игры организует воспитатель между занятиями, обеспечивают ли они отдых детей перед следующим занятием;

      виды игр на прогулке, их тематика;

      в какие виды игр дети играют самостоятельно, сколько детей принимает участие в одной игре;

      фактическое время, отпущенное для игр детей в период наблюдения,его соответствие режимным требованиям.

    1. какой способ выявления игровых интересов выбран педагогом (вопросы к детям, сюрпризный момент, создание предметной обстановки), соответствует ли он опыту детей;

      предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр, какие и в какой форме;

      какие приемы используются при распределении игровых ролей («волшебная стрелочка», желание детей, мотивированный выбор на роль);

      какие приемы используются для организации игрового пространства, подготовки и распределения игрового оборудования, атрибутики;

      организовано ли участие педагога в непосредственной игре, каким образом это сделано (игрового партнера на главных или дополнительных ролях, советчика);

      какие приемы используются для подведения итогов игры, создания установки на дальнейшее развитие данного вида игр;

      какие приемы используются для руководства самостоятельными играми детей (советы по выбору игр, партнеров по игре, помощь в создании игровой обстановки, распределении ролей, составлении плана-сюжета);

    1. насколько педагогически оправдано участие воспитателя в игре детей;

      какие нравственные качества стимулируются у дошкольников в игре и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

      как педагог управляет детскими взаимоотношениями в игре (видит ли конфликты, правильно ли их решает);

      насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач по формированию игровых умений и воспитанию положительных качеств личности детей.

По результатам анализа составьте описание состояния организации игровой деятельности детей данной группы, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.

. Наблюдение и анализ организации музыкально-дидактических игр детей

Проанализируйте задачи руководства музыкально-дидактическими играми для данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»). На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателем музыкально-дидактических игр и их самостоятельными играми.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам.

Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Количество привлекаемых к игре детей: _______________________________

Виды музыкально-дидактических игр, организованных педагогом: ________

__________________________________________________________________

Виды музыкально-дидактических игр, организованных детьми: ____________

__________________________________________________________________

Структурная часть

Действия и речь педагога

Действия и речь детей

Примечания

Внесение игры

Рассматривание игрового материала

Постановка игровой задачи

Объяснение игровых действий и правил игры

Предоставление пробного хода

Характер участия воспитателя в игре

Оценка результатов игры

Вопросы для анализа организации музыкально- дидактических игр:

    Определите соответствие тематики музыкально-дидактических игр возрасту детей и их разнообразие;

    Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям к музыкально-игровой деятельности;

    Укажите разнообразие организуемых видов музыкально-дидактических игр, разнообразие их тематики:

    какие игры организованы до завтрака, после занятий (в вечернее время), их продолжительность;

    использование музыкально-дидактических игр на прогулке, их тематика;

    в какие виды музыкально-дидактических игр дети играют самостоятельно, сколько детей принимает участие в одной игре;

    фактическое время, отпущенное для музыкально-дидактических игр детей в период наблюдения, его соответствие режимным требованиям.

    1. как организовано внесение или предложение игры воспитателем (вопросы к детям, сюрпризный момент, создание предметной обстановки), соответствует ли он опыту детей;

      как организовано ознакомление детей с материалом игры;

      какие приемы используются при постановке игровой задачи, объяснении игровых действий и правил игры;

      какие приемы используются для организации игрового пространства, подготовки и распределения материала игры;

      какую роль в процессе музыкально-дидактической игры выполняет воспитатель;

      какие приемы используются для подведения итогов игры, создания установки на дальнейшее развитие музыкально-дидактических игр;

      какие приемы используются для руководства самостоятельными музыкально-дидактическими играми детей (советы по выбору игр, партнеров по игре, помощь в создании игровой обстановки, определении ведущего и т.п.);

    1. насколько педагогически оправдано участие воспитателя в игре;

      какие качества стимулируются у дошкольников в игре и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

      приемы включения в игру робких и застенчивых детей, способы оказания помощи в преодолении нерешительности;

      насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач музыкально-игровой деятельности и воспитанию положительных качеств личности детей.

По результатам анализа составьте описание состояния организации музыкально-дидактических игр в данной группе, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.

Условия воспитания ребенка в трудовой деятельности.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания детей. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Труд очень важен в развитии детей. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми. В процессе трудовой деятельности дети учатся ставить цель труда. Вначале цель для них ставит педагог, а затем они формулирую цель самостоятельно. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно: как делает ребёнок и ради чего он трудится. Важно научить ребенка планировать свою деятельность. Важно и отношение детей и к результату труда.

При организации труда дошкольников следует соблюдать следующие условия:

ü Учитывать значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка

ü Обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы.

ü Практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и взрослых.

ü Уделять особое внимание воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к различным видам труда.

ü Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы.

ü Осуществлять работу по трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей (знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать разнообразные формы педагогического просвещения).

ü Планируя воспитательную работу, учитывать, что в утренние часы, о время приема пищи детей, необходимо их включать в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение; это благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.



ü С наибольшей пользой утренние и вечерние прогулки, наполнять разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей.

ü Помнить, что труд детей во второй половине дня должен быть содержательным и включать различные виды ручного, хозяйственного труда и труда в природе, совместного и индивидуального.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Диагностика сформированности трудовых умений и качеств личности.

Трудовое воспитание в детском саду осуществляется по направлениям:

Самообслуживание.

Хозяйственно-бытовой труд.

Труд в природе.

Ручной труд. (Добавляется в старшей и подготовительной группе)

Диагностика сформированности трудовых умений и качеств личности детей в детском саду проводится с помощью наблюдений, бесед, поручений.

Основные пункты индивидуальной диагностики сформировнности трудовой деятельности:

Умеет ли ребенок пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, соблюдать правила поведения за столом.

Моет ли руки без напоминания взрослых, по мере надобности.

Сформирована ли привычка ежедневно чистить зубы и полоскать рот после еды.

Умеет ли пользоваться носовым платком.

Умеет ли самостоятельно одеваться и раздеваться.

Замечает ли непорядок в своем внешнем виде, способен ли его сам исправить.

Имеет ли представление о разных профессиях.

Способен ли радоваться результатам коллективного труда

Старательно ли выполняет поручения, бережет предметы, убирает на место после работы

Умеет ли планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий.

Умеет ли создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Выполняет ли поручения, связанные с трудом в природе, хозяйственно-бытовым трудом на участке и в помещении.

Можно проводить групповую диагностику сформированности трудовых навыков и умений дошкольников:

Знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с другом.

Умеют ли договариваться при распределении трудовых действий? Проявляют ли дружелюбие, общительность, стремление к совместной деятельности.

Умеют ли дети уважительно относиться к труду сверстников, не мешая деятельности товарищей.

Умеют ли самостоятельно разрешать возникшие между детьми спор, какими средствами этого добиваются? Из-за чего возникают конфликты?

У каждой возрастной группы существуют удовлетворительные показатели сформированности трудовых умений и навыков. Выделяют 3 уровня:

Низкий- результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

Средний - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

Высокий - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности. Труд приносит результат.

3. Практическое задание.

1.Концепция, теоретическое обоснование, методологический подход, которые лежат в основе осуществления трудового воспитания в детском саду

Концепция трудового воспитания – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Трудовая деятельность является составляющей социально-коммуникативного развития, представляющей содержание образовательной программы ДОУ.

Основными методами и приемами трудового воспитания являются объяснения и показ способов выполнения трудовых действий. Игровые ситуации и игровые приемы помогают замаскировать педагогическую позицию, а помогают активно воздействовать на малыша. Целесообразно использование потешек, песен и художественного слова.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание и образование.

2. Цели и задачи трудового воспитания:

ü Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;

ü Формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду; желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым;

ü Воспитывать гуманные чувства, положительные взаимоотношения;

ü Использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения;

ü Воспитывать бережное отношение к результатам труда

ü Приучать экономно, расходовать материал;

ü Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность;

ü Формировать у детей трудовые умения и навыки;

Трудовое воспитание может быть эффективно при определенных условиях:

Эмоционально-положительная атмосфера;

Материальная среда и трудовое оборудование;

Учет индивидуальных интересов и склонностей к тому или иному виду труда.

Вся трудовая деятельность состоит из:

Мотива(надо!) Цели (буду!) Планирования (как?) Отбора средств (чем?) Результата (готово!)

3 . Презентация модели педагогической технологии.

Прежде всего труд воспитанников должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру, что дает возможность довольно широкого выбора видов труда в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями.

В ДОУ реализуется модель трудового воспитания, включающая различные виды труда детей дошкольного возраста:

Самообслуживание,

Хозяйственно-бытовой труд,

Труд в природе,

Ручной труд.

Формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд (общий, совместный). Самообслуживание, хозяйственно - бытовой, труд в природе - во всех возрастных группах. Ручной труд - в старшей и подготовительной группах.

Индивидуальный труд – поручение одному ребенку.

Труд рядом – ступенька к совместному труду, когда дети трудятся друг с другом, но каждый выполняет свое дело.

Коллективный труд – выполнение общего дела.

Основными методами и приемами трудового воспитания являются объяснения и показ способов выполнения трудовых действий. Игровые ситуации и игровые приемы помогают замаскировать педагогическую позицию, а помогают активно воздействовать на малыша. Целесообразно использовать потешки, песни и художественное слово.

Определяя трудовое задание воспитаннику или группе, педагог должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат, объяснить детям, для чего он нужен и как будет использован. Немаловажно также если этот труд будет иметь общественно полезную направленность, а детям на конкретных примерах будет показана общественная польза результатов их труда (хотя бы для детского сада). Это помогает формированию у детей чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышает их самооценку.

Систематическое включение воспитанников в коллективные формы трудовой деятельности и производительного труда позволяет организовать сотрудничество и общение детей, развивать их мотивационную готовность к труду, трудовую и познавательную активность. Следует заметить, что коллективные формы труда не отвергают, а наоборот, предполагают четкое распределение обязанностей среди членов трудового коллектива, выполнение ими индивидуальных заданий. Роль педагога – организатора детского труда весьма велика и ответственна. Он отбирает виды труда и его содержание, наиболее отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, помогает им осмыслить цель труда, определить средства ее достижения, усвоить опыт рациональной организации трудовой деятельности. И лишь по мере развития воспитанников, приобретения им трудового опыта постепенно уменьшается надобность в детальном регламентировании их труда со стороны воспитателя по труду.

Содержание труда и его результаты, складывающиеся в процессе работы, должны давать положительный эмоциональный заряд, приносить радость и моральное удовлетворение. Воспитатели должны стремиться к тому, чтобы создать комфортную обстановку для совместной деятельности, сделать труд привлекательным занятием. Для этого целесообразно использовать в трудовой деятельности элементы игры, нужно создавать доброжелательную обстановку.

Формы и методы организации работы с дошкольниками по видам труда детей.

Самообслуживание.

Используются такие методы как: песенки, сценки с показом и разыгрыванием ситуации. Показ и подробное объяснение каждого элемента действия. Беседы, напоминание. Используются потешки, рифмованные короткие стихи. Нужно вызывать у детей интерес: «Принести мыло в красивой обертке». Для детей постарше рассказывать поучительные истории, подходящие по ситуации. Нужно привлекать детей к анализу результатов труда и объективной оценке деятельности.

Хозяйственно –бытовой труд.

Следует создавать для малышей такие ситуации, в которых требуется сделать трудовые усилия для их выполнения. Нужно просить детей о помощи, а потом им рассказывать и показывать способы выполнения. Поручения следует выполнять совместно. А по завершению обращать внимание на значимость и необходимость проведенных действий. С 3-4 лет следует использовать дидактические игры. Детей за выполненные поручения следует хвалить при всех, а если он заслуживает порицания то делать это на едине. При сервировке столов можно использовать стихотворения для усвоения последовательности. В средней группе приобщают детей к «общему труду» под руководством воспитателя. Рассматривают иллюстрации, репродукции картин, на которых запечатлен труд людей разных профессий. Просматривают видеофильмы о труде. Заучивают пословицы и поговорки. В старших группах организовывать «труд рядом». Очень важен метод поощрения. Похвала стимулирует к выполнению очередного задания с большим старанием. Не следует детей опекать, нужно давать им возможность проявлять самостоятельность. Использовать методические приемы: «сделай сам, как можешь, или как хочешь». Методы опосредованного ознакомления с трудом взрослых становятся основными. Но не стоит забывать о наблюдениях, экскурсиях.

Труд в природе.

В раннем возрасте ребенку важен не результат, а процесс деятельности. Воспитатели используют личный пример, рассказывают и показывают, а потом привлекают к элементарным поручениям. Можно воспользоваться пословицами, поговорками, для усваивания основных понятий: «трудолюбие», «взаимопомощь». Следует проводить наблюдения, беседы для представления значимости труда, и необходимом инвентаре. В 4 года важно познакомить детей с комнатными растениями, животными в уголке природы, объяснять и показывать, как нужно за ними ухаживать. Можно проводить знакомство при помощи чтения отрывков из сказок. Совместно с детьми изготавливать кормушки для зимующих птиц. Для осознания своей пользы труда в природе, можно предложить зарисовывать свои добрые дела в альбомах. Большую роль в общении с природой играет привлечение сказочных героев. Они помогают наблюдать за деятельностью детей, помогают им советом или делом. А с 6 лет следует знакомить с ручным трудом. В основе лежат объяснения и показ.

Интеграция образовательной области «Труд» с другими образовательными областями, задачи.

«Коммуникация». Задача: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

«Познание». Задача: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей.

«Безопасность». Задача: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

«Социализация». Задача: формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

«Физическая культура». Задача: развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда.

«Чтение художественной литературы». Задача: использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей.

«Музыка», «Художественное творчество». Задача: использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд».

4.Наличие диагностического инструментария и критериальной базы в детском саду.

В детском саду осуществляется диагностика трудового воспитания с помощью программы: «Мониторинг развития детей».

С помощью данной программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая деятельность современного детского сада ориентирована на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проекти­рования педагогического процесса является наличие у педагога ин­формации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

Оптимизации работы с группой детей.

Программа «Мониторинг» предназначена для педагогов, административных работников ДОУ. Ее разработчики: научный руководитель проекта – кандидат педагогических наук, Едакова Ирина Борисовна, программист – разработчик Соколов Евгений Геннадьевич. Разработчики содержания – Шилкова Ирина Александровна, Соколова Юлия Геннадьевна.

Педагогу важно оценивать результаты своей работы с детьми, чтобы при необходимости корректировать ее содержание, вносить изменения, подбирать более действенные приемы воспитания.

5.Управление процессом трудового воспитания.

Непосредственно работу по трудовому воспитанию дошкольников осуществляют воспитатели групп в тесном взаимодействии с родителями. Для управления трудовым процессом используются схемы, алгоритмы, памятки по выполнению трудовых действий.

Организацию методической работы по повышению квалификации воспитателей, по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста осуществляет методист ДОУ. Воспитание детей основывается на нормативные документы ФГОС.

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (мотив, цель, план, процесс, результат).

6. Методическое оснащение процесса трудового воспитания детей:

«Беседы о профессиях» Т.В.Потапова

«Занятия на прогулках. Ребенок и окружающий мир». А.А. Машкова.

«Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет». Л.В.Куцакова.

«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» Л.В.Куцакова.

Методическое пособие. «Приобщение дошкольников к труду». Т.М. Бондаренко.

«Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания». Р.С.Буре

«Трудовое воспитание. Разработки занятий».Р.Жукова

«Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях». Т.А.Шорыгина.

7. Материально-техническое и дидактическое оснащение процесса трудового воспитания во всех возрастных группах:

Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но роль огромна. Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности:

В сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни.

С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

С помощью дидактических игр: «Кому это нужно» - показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения; «Что хочет делать кукла?» - обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы; «Для чего это нужно?» - на основе изображений дети отгадывают действия; «Угадайте, что я делаю» - показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики.

Для управления трудовым процессом используются схемы, алгоритмы, памятки по выполнению трудовых действий. Так для самообслуживания санитарной комнате над раковинами наклеены алгоритмы умывания, в столовой - схемы по сервировке стола. В коридоре таблички со схемами очередности одевания на улицу.

В каждой группе находятся: таблички к комнатным цветам, календари природы (со старшей группы дети заполняют их самостоятельно).

Также есть материалы для проведения элементарных опытов: песок, сосуды для воды, формочки для песка, снега, льда; природный и бросовый материал: желуди, каштаны, шишки, ракушки, камешки, флаконы, коробочки. Стаканы, ящики для рассады, лупа

В группах есть уголки дежурств: по уголку природы, по столовой, по занятиям.

Перечень оборудования и инвентаря для организации труда.

Наименование предмета 2ая младшая группа Средняя группа Старшая и подготовительная гр.
Фартуки хлопчатобумажные (для дежурства по столовой) 4шт 4 шт 2шт
Фартуки (для уборки помещения) 4 шт 6 шт 8 шт
Клеенчатые фартуки (для мытья игрушек, для работы в уголке природы) 4 шт 6 шт 8 шт
Щетка – сметка (для сметания крошек со стола) 1 шт 2 шт 2 шт
Совок 1 шт 1 шт 1 шт
Щетка половая - - 1 шт
Тазы (для протирания пыли) - 2 шт 2 шт
Ведра, лейки (1-2 л.) 2 шт 4 шт 5 шт
Тряпочки (для протирания пыли) 5 шт 10 шт 10 шт
Лопаты уличные для чистки снега 26 шт 22 шт 24 шт
Лейки (для полива комн.растений) 3шт 3шт 3 шт
Палочки для рыхления почвы 2 шт 3шт 5шт
Пульвелизаторы 2шт 2 шт 2 шт

Летом ребята работают на территории детского сада. Садят, поливают, окучивают огород. Также выращивают овощи в теплице. Есть весь необходимый инвентарь.

Старшие дошкольники осенью убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.

А зимой помогают дворнику в очищении территории от снега. В детском саду есть весь необходимый инвентарь, он находится в доступности детей.

8.Взаимосвязь педагогического коллектив и родителей в осуществлении задач трудового воспитания.

Любая профессиональная деятельность воспитателя может быть по- настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его настоящими помощниками и единомышленниками. Преемственность в воспитании и обучении детей в ДОУ и в семье является необходимым условием для трудового воспитания. На личном примере родители и педагоги показывают детям как нужно и как важно трудиться. Для этого организуются совместные субботники, а зимой оформление участка, построение горок.

Работа по трудовому воспитанию детей не будет иметь результата без контакта с семьями воспитанников, без единых требований, предъявляемых к ребенку.

9. Творческая активность педагогического коллектива в пропаганде идей трудовоговоспитания включает выступления на конференциях, семинарах, методических советах, участие в системе повышения квалификации, участие в семинарах по изучению передового педагогического опыта.

10. Наглядно-информационное освещение реализации процесса трудового воспитания в детском саду для детей и взрослых.

В детском саду в качестве наглядных пособий создаются альбомы труда детей: «Наши помощники». Собирается информация о профессиях родителей, о их трудовой деятельности и совместно с детьми создаются коллажи.

Дети обязательно должны видеть результаты своего труда, сравнивать качество выполненной работы с работой других воспитанников, чувствовать необходимость и значимость своего труда для других людей. В связи с этим в детском саду регулярно организуются выставки детских работ.

4.Литература:

1. «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет». Т.С Комарова; Л.В.Куцакова; Л.Ю.Павлова

2. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцакова.

3. «От рождения до школы» Н.Е Вераксы; Т.С.Комарова; М.А.Васильева.

4. http://gopsy.ru/