Тема: Формирование у школьников безопасного поведения в учебном процессе. Формирование безопасного поведения школьников в повседневной деятельности Способы и методы формирования безопасного поведения

Консультация

Формирование безопасного поведения старших дошкольников посредством подвижных игр

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением легких и уж сам не знаю, какими бы еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяснить им, и они будут беречься.»

Януш Корчак

Жизнь и здоровье – это самое важное, что есть у человека, поэтому чтобы сохранить их, необходимо выполнять правила безопасного поведения. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. У детей дошкольного возраста недостаточна сформирована готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. В связи с этим возникает необходимость создания условий для формирования умений и навыков избегать опасности детьми, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру. Наша задача не напугать их, а подготовить к полноценной жизни.

Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники чувствуют себя намного увереннее в реальных условиях.

Реализуя образовательную область «Физическое развитие» в воспитании безопасного поведения у детей использую игры следующей направленности: «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Пожарная безопасность», а так же разработала правила безопасности во время проведения игр.

Характерная особенность подвижных игр – это движения. Игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет, как на физкультурных занятиях, так и во время спортивно-познавательных праздников.

Общение детей в играх, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей, воспитывать смелость, желание прийти на помощь, а так же совершенствовать навыки основных видов движений. Например, в ходе проведения подвижных игр – эстафет во время спортивных праздников по пожарной безопасности , стараюсь закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, а именно донести до сознания детей необходимости осторожного обращения с огнем; вспомнить первичные действия при обнаружении пожара (сообщить по телефону, привлечь внимание взрослых), развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде, воспитывать чувство уважения к профессии пожарного.

Так например в игре: Огонь в очаге.

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.

Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Он выходит из своего жилища – очага и ходит вокруг остальных игроков.

ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!

ИГРОКИ (в ответ)

Ты зачем ушел из очага,

Превратился в нашего врага?

ОГОНЬ: Я, Огонь – ваш друг и враг,

Со мной не справиться никак.

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех кто нарушил покой его очага, то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

В процессе игр по правилам дорожного движения детям прививаю умения и навыки правильного поведения на улице, закрепляю знания дорожных знаков, их назначение; совершенствую действия реагировать на неожиданные ситуации.

Стоп

На одном конце зала (площадки) проводится исходная линия. Около нее выстраиваются играющие дети. На другом конце зала (площадки) встает водящий (воспитатель). Водящий поднимает зеленый флажок и говорит:

БЫСТРО ШАГАЙ, СМОТРИ – НЕ ЗЕВАЙ

Играющие идут по направлению к водящему, но при этом следят, все ли еще поднят зеленый флажок. Если водящий поднимает красный флажок и говорит «Стоп!», играющие останавливаются и замирают на месте. Если поднимается желтый флажок, можно двигаться, но при этом оставаться на месте. Когда поднимается снова зеленый флажок, играющие продвигаются вперед. Тот, кто вовремя не остановился или начал движение вперед по желтому сигналу флажка, возвращается к исходной линии. Побеждает тот, кто первым без ошибок пройдет весь путь. Красный, желтый, зеленый. Игра направлена на внимание и развитие реакции. Дети сидят на скамеечке (стульчиках) или стоят. Если взрослый поднимает зеленый флажок, дети топают ногами. Если поднят желтый флажок - хлопают в ладоши. Если красный - сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры

Цель: Создание условий для формирования у воспитанников навыков игры в команде, развития коммуникативных качеств.

Задачи:

  1. создать условия для развития у детей ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве;
  2. расширять знания детей о правилах дорожного движения.

Описание игры:

В корзине лежат разноцветные мячи. Дети берут мячи нужного цвета (красные, зеленые, желтые). По сигналу, разбегаются по залу, пока звучит музыка, дети бегают в разных направлениях. Музыка замолкает, педагог произносит слова: Раз, два, три – вернитесь огоньки. Дети «выстраивают» светофоры: зеленый сигнал – сидя на корточках, мяч перед грудью; желтый – стоя за зеленым, мяч на уровне груди; красный – стоя за желтым, руки с мячом подняты вверх. Выигрывает та команда, которая наиболее быстро и правильно соберёт «Светофор».

Усложнение:

При повторении игры дети должны поменяться мячами, и «построить светофор» уже с другими детьми.

Общей целью при проведении игр из раздела «Мое здоровье» является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для достижения данной цели провожу следующие игры и эстафеты:

«Микробы - Принц Апчхи кидает в детей «микробы» (мячики)В кого попадет, тот должен начать чихать и выбыть из игры»,

«Иммунитет», «Найди на ощупь названную часть тела» и др.

Так же, как было сказано выше, разработала правила безопасности во время проведения игр.

Требования безопасности во время проведения игр.

Итак, во время

ИГРЫ С ДОГОНЯЛКАМИ

Убегающий должен:

Смотреть в направлении своего движения

Исключать резкие стопорящие остановки

Во избежание столкновения с другими играющими замедлить скорость своего бега и остановиться

Нельзя толкать в спину впереди бегущих

ИГРЫ С ПЕРЕБЕЖКАМИ

Ребенок должен:

Пропустить вперёд бегущих быстрее

Не изменять резко направление своего движения

Не выбегать за пределы игровой площадки

Не останавливаться, упираясь руками или ногой в стену

ИГРЫ С МЯЧОМ

Ребенок должен:

Не бросать мяч в голову играющих

Соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них

Следить за перемещением игроков и мяча на площадке

Не мешать овладеть мячом игроку, который находился ближе к нему

Не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им

Не падать и не ложиться на пол с целью увернуться от мяча

Ловить мяч захватом двумя руками снизу

ЭСТАФЕТЫ

Ребенок должен:

Не начинать эстафету без сигнала взрослого

Выполнять эстафету по своей дорожке

Если инвентарь оказался на полосе другой команды, осторожно забрать его, вернуться на свою полосу и продолжать выполнять задание

Не выбегать преждевременно из строя, пока предыдущий игрок не закончил выполнять задание и не передал эстафету касанием руки

После передачи эстафеты встать в конец своей команды

Во время эстафеты не выходить из строя, не садиться и не ложиться на пол

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому общими усилиями педагогов, специалистов и семьи можно воспитать физически здоровых, крепких детей.

«Дороже здоровья нет ничего,
Все дети и взрослые знают про то.
Так пусть же здоровье они берегут
Дома, на улице, в детском саду!»

  • 6. Государственная политика повышения качества жизни российских граждан.
  • 7. Деятельность мирового сообщества по предотвращению и урегулированию вооружённых конфликтов.
  • 8. Дифференциация понятий поведение и поведенческая реакция в оценке ответственности (нормативно-правовой аспект).
  • 9. Законодательство рф о религиозных объединениях, свободе совести и защита прав человека от религиозного экстремизма.
  • 10. Индивидуальная и популяционная норма как показатель социальной адаптации личности.
  • 12. Комплексная характеристика религиозного экстремизма; понятие особенности и методы деятельности
  • 14. Мотивационная и психическая регуляция поведения человека в чс сх.
  • Психологическая готовность
  • Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?
  • 15. Нравственное воспитание человека как условие снижения риска возникновения социально опасных явлений.
  • 16. Объективная и субъективная природа чс социального характера.
  • 17. Опасная и чрезвычайная ситуация социального характера. Закономерности проявления.
  • 18. Понятие «защита населения». Объект защиты населения. Виды защиты населения.
  • 19. Понятия проступок и преступление. Виды и категории преступлений.
  • Категории тяжести преступлений
  • 20. Понятие риска. Виды рисков. Управление рисками.
  • 22. Понятие и проблема зависимости (игровая, табачная, алкогольная, наркотическая, психотропная) как социальной опасности.
  • 23. Прогнозирование чс социального характера. Характеристика последствий.
  • 24. Профилактика панических состояний, суицидального поведения.
  • 25. Психологические приёмы управления функциональным состоянием.
  • 26. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным условиям.
  • 27. Психофизиологическая оценка чс социального характера.
  • 28. Психофизиологическая оценка поведения человека до, во время и после чс социального характера.
  • 29. Разнообразие национальных культур, формирование толерантности и самоуважения.
  • 30. Разработка типовых гипотетических сценариев возникновения и развития чс сх.
  • 31. Снижение риска возникновения, количества потерь и объемов ущерба. Ликвидация последствий.
  • 32. Современная семья: проблемы и их решение.
  • 33. Характеристика социально опасных заболеваний. Основные тенденции и закономерности их возникновения и распространения.
  • 34. Социально опасные явления в зависимости от возрастно-половых особенностей личности, профессиональной принадлежности.
  • 35. Социально-экономическое развитие рф.
  • 36. Способы противодействия террористической деятельности. Ответственность за организацию, попытку совершения и совершение актов терроризма.
  • 37. Средства и способы защиты и самозащиты в чс социального характера.
  • 38. Статус безработного. Основные направления социально-психологической помощи безработным.
  • 39. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как социальная опасность.
  • 40. Транспортные аварии как вид происшествия социального характера.
  • 41. Формирование личности безопасного типа.
  • 42. Функции государства по защите населения от чс социального характера.
  • 43. Характеристика и динамика чс социального характера в Челябинске, Челябинской области за последние пять лет.
  • 44. Характеристика и динамика чс социального характера в рф за последние пять лет.
  • 45.Характеристика крайних психических состояний: ступор, паника, психоз, страх, депрессия, суицидальное поведение.
  • 46. Характеристика оружия самообороны.
  • 47. Характеристика элементов системы «человек-социальная среда» и управление ими.
  • 48. Чс социального характера как объект исследования.
  • 49. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.
  • 50. Уголовно-правовая оценка опасных ситуаций социального характера. Виды наказаний.
  • 41. Формирование личности безопасного типа.

    Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности. В литературе и научно-методических исследованиях раскрыты различные аспекты формирования личности безопасного типа поведения, такие как: этапы формирования и компоненты личности (Л.А. Михайлов, М.В. Гордиенко и др.), методическое обеспечение процесса формирования, социальные аспекты (В.П. Соломин, П.В. Станкевич, Л.В. Байбородова, Э.М. Ребко и др.). Однако в исследованиях практически не затрагиваются такие аспекты как проблема мотивации учащихся к отработке и усвоению навыков безопасного поведения, влияние на этот процесс используемых приемов, методов и технологий обучения, их соответствия возрастным особенностям учащихся.

    Мотивация в психологии рассматривается с двух позиций: с одной стороны, как система факторов, определяющих поведение субъекта (мотивы, намерения, интересы, потребности, цели), с другой – как активное состояние психики, побуждающее субъекта к действию. Мы будем придерживаться первой позиции, так как она согласуется с представлениями о социальной безопасности, которая в узком значении трактуется как защита личности, семьи, общества и государства и может пониматься как состояние безопасности личности, общества и государства от целого комплекса разных угроз социального, экономического, политического, экологического, техногенного и иного характера. Именно защита личности, семьи, общества и государства являются поведенческими мотивами для личности безопасного типа.

    Вслед за Л.А. Михайловым, М.В. Гордиенко и другими исследователями под личностью безопасного типа поведения мы понимаем человека, безопасного для себя, окружающих, среды обитания, готового к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, и к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Среди основных черт такой личности выделяют:

    1) Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

    2) Бережное отношение к окружающему миру;

    3) Грамотность во всех областях безопасности жизнедеятельности;

    4) Наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и самого себя.

    Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека. Такими компонентами являются предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности. Эти компоненты нашли свое отражение в требованиях ФГОС к предметным результатам освоения базового курса и в соответствующих программах.

    Формирование указанных компонентов в процессе обучения ОБЖ в школе происходит параллельно, однако, такие компоненты, как предвидение опасности и уклонение от опасности преимущественно формируются на завершающих этапах обучения. Это связано с тем, что возрасте до 10-11 лет учащийся не способен систематически выходить за пределы имеющейся информации с тем, чтобы описать то, что еще может произойти. Как отмечает М.В. Гордиенко, в плане формирования навыков безопасного поведения большинство детей испытывают трудности в правильном оценивании состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям (мимике, позам, жестам), а значит, в общении они в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. Деятельность учащихся этого возраста во многом имеет характерные черты игры: учет этой психологической особенности позволяет заметно повысить мотивацию учащихся к изучению ОБЖ, что подтверждается нашим педагогическим наблюдениям и анализом результатов обучения, осуществленными в ГБОУ СОШ №287 г. Санкт-Петербурга в течение 2013/14 учебного года.

    Например, учащиеся 5 класса в ходе изучения правил дорожного движения (эта тема включена в региональный компонент предмета и изучается в большем объеме, чем это предусмотрено учебными программами), при предоставлении выбора форм деятельности отдают предпочтение групповым формам творческой деятельности. Одной из таких форм является отражение различных ситуаций соблюдения и нарушения правил дорожного движения на плакатах. Факторами мотивации к рисованию плакатов у учащихся выступают интерес к автомобилям и технике, возможность использования знаний, полученных не только при изучении ОБЖ, но и из фильмов, мультфильмов, художественной литературы, а также возможность неформального общения в процессе работы над плакатами, наличие элементов игры при их обсуждении. Нами была отмечена активность учащихся, высокие результаты усвоения учебного материала, а также то, что полученные знания используются учащимися во внеурочное время в повседневной жизни, что соответствует чертам личности безопасного типа поведения.

    Учащиеся 6-9 классов по сравнению с младшими школьниками обладают достаточным субъектным опытом, что дает возможность использовать актуализирующие его методы и приемы обучения, например, дискуссии, решение учебных проблем интегративного характера. Этому способствует и учебный материал других предметов, изучаемых параллельно, где учащиеся знакомятся с теоретическими представлениями, позволяющими объяснять возникновение чрезвычайных ситуаций, физиологические процессы в организме человека, закономерности развития общества и другие вопросы, напрямую связанные с безопасностью. В числе учебных предметов отметим такие как физика (строение атома и атомного ядра, законы механики, представления об электрическом токе и звуке), химия (элементарные представления о процессе горения, химических свойствах кислорода, хлора, аммиака, кислот, щелочей), биология (представления о взаимосвязи процессов в живых организмах, об обмене веществ и энергетическом обмене), история (чрезвычайные ситуации в истории человечества), информатика (представления об информационных системах, источниках информации).

    Именно поэтому на данном этапе (6-9 классы) эффективными формами и методами формирования личности безопасного типа, наряду с изложением материала учителем, с просмотром и обсуждением фильмов и презентаций, работой с плакатами, рассказами учителя о действиях в различных чрезвычайных ситуация природного, техногенного и социального характера, самостоятельной работы с учебниками и информационными ресурсами, являются тренировки и различные внеклассные и внешкольные мероприятия. В ходе тренировок и мероприятий учащиеся приобретают навыки, проверяют и применяют на практике знания, полученные на уроках ОБЖ, демонстрируют конкретные примеры безопасного поведения и могут оценить последствия примеров неправильного поведения в различных ситуациях. Именно эти формы и методы позволяют учесть психологические особенности учащихся данного возраста, а также дают учащимся возможность реализовать такие компоненты личности безопасного поведения, как предвидение опасности и уклонение от опасности. Немаловажно и то, что именно тренировки и различные мероприятия позволяют заметно повысить мотивацию учащихся к изучению теоретического материала основ безопасности жизнедеятельности.

    Наблюдение показывает, что тренировки (организованная эвакуация, надевание средств химической защиты, работа с картой) для учащихся менее интересны – в их процессе многократно повторяются одни и те же действия. Это обусловлено тем, что учащимся сложно длительное время удерживать внимание на каком-либо одном действии или приеме, что приводит к заметному снижению мотивации к обучению. Мероприятия и различные игры в этом плане выгодно отличаются от тренировок, особенно в том случае, если они включают разные по содержанию виды деятельности (как групповые, так и индивидуальные, учитывая характерную для этого возраста потребность в автономии, отмеченную выше).

    Примером хорошо зарекомендовавшего себя мероприятия может служить военно-патриотическая игра «Зарница». Игра проводится во многих районах города и весьма популярна среди школьников. Проводится один раз в год. Школьники организованно отправляются за город, где они в различных конкурсах и соревнованиях имеют возможность показать свои знания и умения, которые приобрели в ходе изучения ОБЖ.

    Практика показывает, что даже не имевшие соответствующих навыков учащиеся, пройдя все этапы игры (оказание первой медицинской помощи, пожарная полоса, полоса гражданской обороны, стрельба, соревнование на знание и соблюдение правил дорожного движения и др.), овладевают моделями поведения и действия в различных ситуациях природного и техногенного характера.

    Учет психолого-педагогических особенностей учащихся того или иного возраста, черт личности безопасного типа поведения открывает возможности для повышения мотивации школьников к изучению основ безопасности жизнедеятельности.

    а затем почти ненавидеть. При этом "выгорающий" человек сам не может понять причину нарастающей в нем волны раздражения.

    В фазе резистенции возможности для работы в предлагаемом режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям, - и, желательно, самих людей тоже: чем дальше люди -тем спокойнее.

    Шкала "Истощение": у 37% сотрудников скорой медицинской помощи наблюдается несформированная фаза стресса, у 33% фаза стресса находится в стадии формирования и у 30% стресс уже сформирован и перешёл в фазу эмоционального выгорания. Данная шкала характеризуется возникновением утраты профессиональных ценностей и здоровья.

    В этой фазе ресурсы психики полностью исчерпаны, происходит соматизация. Велика вероятность инфарктов, инсультов, и т.п. По результатам проведённого исследования можно сделать вывод, гипотеза 1 подтвердилась полностью, гипотезы 2 и 3 частично. Сотрудникам станции скорой медицинской помощи присущ высокий уровень мотивации к успеху в профессиональной деятельности, у них ярко выражен индекс групповой сплочённости. Наблюдается достаточно тесная взаимосвязь между этими переменными, а это значит, что чем выше уровень мотивации к успеху у сотрудников скорой медицинской помощи, тем больше индекс групповой сплочённости.

    Проведённое исследование также показало, что чем выше сотрудник скорой медицинской помощи оценивает свою способность противостоять стрессу, тем выше вероятность возникновения у него синдрома эмоционального выгорания.

    Список литературы

    1. Занюк С. С. Психология мотивации /С.С. Занюк/. - К.: Эльга - Н; Ника-Центр-2002. - 352 с.

    2. Караванов Г. В. Индивидуально-психологические особенности личности врача-хирурга. -Львов: Вища Школа, 1974. - 84 с.

    3. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, Ч. 1. Основы психологии: 10 класс, 2003. - 224 с.

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Кошкина Н.А.1, Половникова Е.Н.,2 Беспятых О.Ю.,3 2017

    1 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Киров

    2Вятский государственный университет, студентка 4 курса факультета Физической

    культуры и спорта, Киров

    3Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры

    медико-биологических дисциплин, Киров

    Аннотация: формирование способов безопасного поведения является непрерывным процессом, который происходит в течение всей жизни человека. Особое значение в этом процессе принадлежит школе, так как во время обучения в ней закладываются основы здоровья и личности человека. Поэтому формирование личности безопасного типа является актуальной задачей современной школы. Целью работы является формирование личности безопасного типа на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Для успешного достижения цели нами разрабатывается проект по формированию личности безопасного типа у учащихся 5-классов для внедрения в одной из школ Кировской области. Проект предполагает выработку определённых навыков и умений, которые позволяют строить своё поведение таким образом, чтобы уменьшался уровень исходящих от индивидуума опасностей, а также происходила их профилактика в окружающем человека мире Ключевые слова: личность безопасного типа, школьники, проект

    THE FORMATION OF PERSONALITY SAFE TYPE OF THE LESSONS OF "BASICS OF LIFE

    Abstract: formation of safe behavior is a continuous process that occurs throughout a person"s life. Of particular importance in this process belongs to the school, as during training, it laid the foundations of the health and personality of the person. Therefore, the formation of personality safe type is an actual problem of modern school. The aim is the formation of personality safe type on the lessons of basics of life safety. To successfully achieve the goal we develop a project for the formation of personality safe type of students 5 classes for implementation in one of the schools of the Kirov region. The project involves the development of certain skills and abilities that allow you to regulate their conduct so that decreased level coming from the individual hazards, as well as going on their prevention in the surrounding human world

    Key words: identity safe type, school, project

    Одной из важнейших задач современной школы является организация работы учителей-педагогов по созданию, системному проектированию и руководству ситуациями обучения, целью которых является формирование личности безопасного типа и мотивации обучающегося на осознание безопасности в повседневной жизни. Согласно словарю, личность безопасного типа поведения - это человек, ориентированный на добро и способный к плодотворной деятельности с целью сохранения своего духовного и физического здоровья, на защиту окружающих его людей и природы от внешних опасностей и угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, практических навыков и умений .

    По мнению многих авторов, личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, готовый к самым решительным поступкам; уважающий исторические традиции своей Родины, сложившееся мировоззрение, соблюдающий законы и проявляющий заботу о своем здоровье и здоровье близких, и в целом безопасности окружающих .

    В современное время безопасное поведение становится одним из главнейших факторов обеспечения личной безопасности каждого индивидуума и социума в целом. Формирование способов безопасного поведения является непрерывным и длительным процессом, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Огромное значение в этом процессе отводится особому периоду - обучение в школе, поскольку именно в этом возрасте происходит формирование фундамента основ здорового образа жизни и становление человека как личности. Поэтому на общеобразовательную школу возлагается большая ответственность не только за процесс обучение детей и подростков, но и за формирование у них культуры здоровья, здорового образа жизни, и как результат - формирование целостной личности с активным творческим отношением к миру .

    Формирование личности безопасного типа в образовательном процессе школы - это многоступенчатый педагогический процесс, направленный на достижение триединой цели: обучение, воспитание и развитие.

    Процесс обучения, а именно организованное взаимодействие учителя и учеников и как результат получение определенных знаний, умений, навыков, играет особую роль в формировании личности безопасного типа. Процесс обучения включает следующие этапы:

    1 этап: формирование понятийного аппарата. Проблема взаимопонимания и ее решение становится первостепенной - без понимания не появится возможности формирования культуры безопасности личности.

    2 этап: систематизация знаний - формирование «картины мира» и значимость каждого человека в ней. На этом этапе формирования личности безопасного типа ребенок должен увидеть, что существуют причинно-следственные взаимосвязи, в том числе существуют определенные последствия и у поступков конкретного человека. Очень важно убедить учащихся в правильности картины мира, в частности механизмы, объясняющие процессы, опасности и угрозы, окружающие человека.

    3 этап: «макропрактика» человека - объект формирования личности безопасного типа, на которой, используя свои знания, различные данные о процессах, проходящих в окружающем мире, используя знания безопасного существования, ученик моделирует различные ситуации, где

    существует необходимость применения знаний. В процессе моделирования ситуаций учащийся воспроизводит определенные заданные ситуации и пытается решить задачи с позиции безопасности и минимизации последствий .

    Процесс обучения необходимо организовать так, чтобы вызвать интерес у детей на уроках, чтобы учащиеся сами проявляли стремление получать новые знания, и педагогу не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал.

    В связи с этим, педагогическая работа, направленная на формирование у школьников умений безопасного поведения, предполагает целенаправленное и систематическое включение учащихся в разные виды деятельности, среди которых особое место принадлежит познавательной и активной деятельности.

    Исходя из вышесказанного, целью работы является формирование личности безопасного типа на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Для успешного достижения цели нами разрабатывается проект по формированию личности безопасного типа для учеников 5 класса, местом для внедрения которого, станет школа МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс в Кировской области. Данная проектная деятельность будет способствовать адаптации учащихся пятого класса к новому образу жизни и развитию коммуникации между школьниками.

    Главными задачами в адаптационный период является формирование представления о себе, как об опытной (грамотной) личности с огромными возможностями развития; формирование умения учиться в новых условиях; развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов; формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими людьми, правильно и всесторонне сравнивать свои результаты с успешной деятельностью других; развитие самостоятельности и ответственности; развитие умения контролировать эмоции и чувства; умение сопереживать другим.

    Основными целями проекта «Правила жизни», календарный план которого представлен в таблице, являются:

    1. Овладение знаниями о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС); здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения и территорий от опасных ситуаций и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

    2. Воспитание целостного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России, и ее государственной символике; воспитание чувства патриотизма и долга по отношению к своей Родине.

    3. Развитие и формирование качеств личности, необходимых для правильного и безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; необходимости выполнения правил ЗОЖ.

    4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; применять средства индивидуальной (СИЗ) и коллективной защиты (СКЗ); оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

    Проект предусматривает ознакомление учащихся с характерными особенностями различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, и, как результат, приобретение школьниками определенных знаний и умений действовать в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, а также ответственно относится к своему здоровью и жизни.

    Таблица - Календарный план факультативных мероприятий «Правила жизни»

    № п/п Название мероприятия Продолжительность Описание мероприятия Дата проведения

    1. «Азы оказания первой (доврачебной) помощи» 1 час На открытый урок приглашаются студе нты -практиканты центральной районной больницы, которые рассказывают школьникам о травмах, мерах предосторожности и показывают, Четвертая неделя сентября

    как оказать первую медицинскую помощь

    2. «Как подружиться с зимой?» 45 минут На уроке ОБЖ школьникам показывают презентацию, рассказывающую об опасностях зимнего времени года, в том числе о слабом льде, гололеде, сосульках, инфекциях гриппа и ОРВИ, обморожениях Третья неделя ноября

    3. «Своя игра» 45 минут Школьники делятся на три команды. Игра проходит по правилам телевизионной игры. Ребята выбирают категорию (правила движения, идем в поход, великий подвиг, первая помощь) и стоимость вопроса и затем пытаются ответить на него Первая неделя февраля

    4. «Опасности, которые нас окружают» 45 минут Урок посвящен ситуациям криминального характера и угрозе терроризма. Учащимся рассказывают правила поведения и напоминают азы оказания первой медицинской помощи Четвертая неделя марта

    5. Урок Мужества «Подвигу земляков посвящается» 45 минут На уроке мужества рассказывают о земляках, участвовавших в ВОВ. Возможно, пригласить на мероприятие тружеников тыла или детей войны. Также рассказывают о подвигах тружеников тыла Последняя неделя апреля

    6. «Зарница» 2 часа Заключительное мероприятие, которое закрепляет полученные навыки и умения. Ребята делятся на две команды, получают маршрутные листы и проходят испытания на время Третья неделя мая

    Результатом успешного осуществления проекта будут являться знания школьников:

    Об основных принципах здорового образа жизни; причинах, укрепляющих и разрушающих здоровье; вредных привычках и основных правилах их профилактики;

    О правилах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях разного характера;

    О способах безопасного поведения в природной среде: умение ориентироваться на местности, умение подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу, умение сооружать временные укрытия.

    Помимо этого, школьники должны обладать умениями:

    Действовать при возникновении пожара в жилище и применять подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

    Соблюдать правила поведения на воде и уметь оказывать первую помощь утопающему;

    Оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему при ожогах, отморожениях, ушибах и кровотечениях;

    Пользоваться средствами индивидуальной защиты (домашней аптечкой, ватно-марлевой повязкой, респиратором, противогазом) и средствами коллективной защиты населения;

    Правильно действовать в ситуациях криминогенного характера, а также в местах большого скопления (толпы) людей;

    Быстро действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

    Для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

    При соблюдении мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

    Для пользования бытовыми приборами и инструментами;

    Для проявления бдительности при угрозе террористического акта;

    В случае необходимости обращения (вызова) в соответствующие службы экстренной помощи.

    Таким образом, формирование и развитие у учащихся умений безопасного поведения является

    важным направлением в образовательной деятельности школы. В общеобразовательном учреждении должна быть сформирована и эффективно действовать система образования школьников в области безопасности жизнедеятельности. Необходимо проводить комплекс мероприятий для успешного закрепления знаний и умений школьников не только на уровне курса ОБЖ, но и через воспитательные мероприятия с помощью педагога-организатора или вожатого школы.

    Список литературы

    1. Вовк М.А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе // Молодой ученый. 2014. № 5.1. С. 11-13.

    2. Гордиенко М.В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 25 с.

    3. Костецкая Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы // Безопасность жизнедеятельности. 2012. № 10. С. 37-40.

    4. Михайлов Л.А., Ахмадуллин У.З., Васильев Е.С. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа // Вестник ВЭГУ. 2008. № 1. С. 103-107.

    5. Неверов В.Н., Деркач А.М. Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект // Молодой ученый. 2014. № 5.1. С. 50-53.

    6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.

    7. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. М.: 2015. 278 с.

    Елена Александровна
    Консультация «Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»

    Бронникова Е. А.

    Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

    Важнейшим условием решения сложных и многоплановых задач, связанных с защитой населения от опасностей различного характера, успешной реализацией этих задач в нашем обществе и государстве, является формирование личности человека , готового и способного предвидеть и избегать опасности повседневной жизни, а при необходимости грамотно действовать в условиях опасности. Обществом предъявляются повышенные требования к безопасности подрастающего поколения.

    Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения . Путем многократного повторения у ребенка могут сформироваться навыки правильного поведения . По утверждению ученых (Е. И. Бойко, С. А. Бородай, С. Ю. Головин, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдкина, Р. Г. Добрянская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. И. Станкин, В. Н. Чулахов и др.) , навыки как автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, входят почти во все виды деятельности человека и составляют подавляющую часть движений, которые мы совершаем. Навыки безопасного поведения человека относятся к группе смешанных навыков . Они образуются путем повторения выученных действий в виде упражнений с участием мышления и речи, когда происходит осмысление навыка . Рубинштейн С. Л. отмечает, что «по существу навыки являются не столько специфической совершенно самостоятельной формой поведения , сколько его компонентом или механизмом, который строится у человека на основе высших форм сознательного поведения с их исторически обусловленной мотивацией» .

    Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему. Рост количества машин на улицах, увеличения скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной их причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о дорожно-транспортных происшествиях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

    Неправильное поведение детей на дорогах может быть обусловлено следующими факторами :

    Незнание дошкольниками элементарных правил ;

    - возрастные и физиологические особенности детей ;

    - несформированность у них координации движений;

    Стремление ребенка к самостоятельности, но неумение адекватно оценить ситуацию;

    Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах .

    Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.

    Большую роль в решении данной проблемы имеет организация работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в дошкольных учреждениях .

    Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем , чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях .

    Знакомство детей с дорожной азбукой , формирование у них навыков правильного поведения на дороге необходимо начинать с самого раннего возраста . Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге , к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

    Внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста . Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства . Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан и Н. В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явления. Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка .

    От степени сформированности аттенционных способностей в дошкольном возрасте зависит не только успешность обучения, но и степень внимательности, и в частности, внимательности на дорогах города. Очень часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Поэтому необходимо, начиная с дошкольного возраста , учить детей безопасному поведению на улице , дороге, в транспорте и правилам дорожного движения.

    В старшем дошкольном возрасте , отдельные сведения о правилах дорожного движения складываются в последовательную систему представлений. Детей продолжают знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками, элементами дорог, обязанностями пешеходов и пассажиров, правилами перехода железнодорожных переездов, средствами регулирования дорожного движения, правилами езды на велосипедах, учат передавать в рисунке дорожную обстановку, расширяют представление о транспортных средствах, о правилах перехода проезжей части. С дошкольниками проводят работу по закреплению навыков поведения в общественном транспорте, в любой дорожной ситуации, по развитию поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы по предупреждению случаев травматизма, по формированию самостоятельности и ответственности в действиях ребенка на дороге, по совершенствованию культуры поведения детей на улице и в транспорте.

    Элементами работы по созданию условий для формирования навыков безопасного поведения являются следующие составляющие :

    Воспитательно-образовательная работа с детьми;

    Создание медико-педагогических и материально-технических условий;

    Взаимодействие с семьей.

    С целью расширения представлений детей о правилах безопасного поведения используются рассказы, объяснения, беседы, упражнения, чтение художественной литературы, работа со схемами и карточками, использование дидактических, настольно-печатных, строительных и сюжетно-ролевых игр, а также внушение, убеждение, поощрение, пример, отработка безопасных маршрутов движения от дома до детского сада и так далее. Большое значение в работе с детьми старшей и подготовительной групп играет организация экскурсий, где дети овладевают практическими навыками пешеходов , используется такой приём, как обращение внимания на правильное или неправильное поведение других пешеходов .

    В таком возрасте также эффективными являются практические игры – тренинги для детей с целью овладения практическими знаниями и умениями.

    Одним из определяющих условий успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды, что позволяет стимулировать познавательную активность в игровой и учебной деятельности детей . Средством в профессиональной деятельности является оборудование уголка по ознакомлению с правилами безопасного поведения .

    Взаимодействие с семьей - важная составляющая в педагогической деятельности. Круг проблем, связанных с безопасностью , невозможно решить в рамках группового пространства, поэтому так важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей. В работе по привитию навыков безопасного поведения большое значение имеет положительный пример родителей и окружающих взрослых. Родители регулярно получают различного рода консультации по формированию практических навыков безопасного поведения дома и на улице у детей дошкольного возраста .

    Систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, использование эффективных современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей дают положительные результаты.

    Список литературы

    1. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей . Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] - М.: Ось-89, 1997. - 224 с. (Практическая психология) .

    2. Беленок, И. Л., Мишина, Ю. Д. Развитие общих способностей личности [Текст] - Новосибирск : Изд - во : НГУ, 2005.

    3. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте [Текст] - СПб .: Питер, 2008. - 400 с.

    4. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

    5. Ведерникова, Н. В., Смирнягина, Л. А. Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=397

    6. Величковский, Б. Когнитивная наука : основы психологии познания [Текст]: в 2 т. – Т. 1 / Борис М. Величковский – М.: Академия, 2006. - 448 с.

    7. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] // Доклады АПН РСФСР. 1958.- №.3,- С. 33 38.

    8. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.

    9. Матюхина, М. В., Михальчик, Т. С., Прокина, Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др. ; Под ред. М. В. Гамезо и др. -М.: Просвещение, 1984.-256с.

    10. Обухова, Т. И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст]: учеб. -метод. пособие. - Минск : БГПУ, 2007. - 54 с.