Как развивают у детей тактильную чувствительность? Развитие тактильно-кинестической чувствительности, посредством песочной терапии, у детей с нарушением зрения Назови такое же.

Нарушение модуляции ощущений (гиперчувствительность) как одна из категорий нарушения сенсорной интеграции.

Стратегия работы с детьми с гиперчувствительностью.

План:

1.Что такое нарушение сенсорной интеграции?

4. Симптомы гиперчувствительности.

5.Стратегия работы или способы помощи детям с гиперчувствительностью.

1.Что такое нарушения сенсорной интеграции?

Нарушение процесса обработки сенсорной информации часто называют нарушением сенсорной интеграции и дисфункцией сенсорной интеграции – это отсутствие способности пользоваться информацией, получаемой через ощущения для благополучного функционирования в повседневной жизни и включает в себя разнообразные неврологические нарушения .

Для мозга нарушение или дисфункция сенсорной интеграции – все равно что нарушение пищеварения для кишечника. Слова дисфункция и нарушение синонимы, их используют, говоря о том, что мозг работает неэффективно и в нем нарушено естественное течение процессов. Слово сенсорная означает, что страдают именно сенсорные системы , мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире.

Термин дисфункция указывает на возможность успешного решения проблемы.

Многие признаки нарушения процесса обработки сенсорной информации похожи на признаки других общих нарушений. Многие симптомы могут накладываться друг на друга.

  • Дети в условии депривации;
  • дети с гиперактивностью, отвлекаемостью;
  • с трудностями в обучении;
  • с нарушениями речи;
  • с функциональными расстройствами пищи;
  • одаренные дети;
  • с аутистическим спектром;
  • с глобальной задержкой в психомоторном развитии;
  • с псевдоспастическими нарушениями;
  • с нарушением сна;
  • с недоношенностью;
  • С функциональными рвотами.

3.Актуальность знаний об особенностях восприятия детей с гиперчувствительностью.

Мы уже говорили о том, что при нарушении сенсорной интеграции мозг работает неэффективно и в нем нарушено естественное течение процессов, мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов ведет к ряду проблем, связанных с питанием, засыпанием, нарушением в системе пищеварения и выделения, влияет на его уровень активности и внимания, что сказывается на поведении и обучении; человек как правило, чувствует, что с ним что-то не так, и не может справиться с простыми задачами и стрессом.

У ребенка с гиперчувствительностью это обстоит очень остро.

Поэтому так важно знать об особенностях восприятия гиперчувствительного ребенка, чтобы вовремя выявлять таких детей,с пониманием относится к их проблемам и оказывать необходимую помощь для их дальнейшего успешного развития.

Разберем каковы же особенности восприятия у детей с гиперчувствительностью, что приводит к нарушению сенсорной интеграции.

Тактильная гиперчувствительность – это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущения прикосновения.

Отрицательные реакции у детей с нарушением сенсорной интеграции часто связаны с прикосновениями, или тактильными ощущениями, однако сходные реакции наблюдаются и в отношении запахов, вкусов, звуков, света или иных зрительных ощущений, а также движений и изменений положения тела.

Тактильная система- система кожной чувствительности выполняет 2 функции:

  • Различения (предполагает получение данных о размере, форме и фактуре предмета).
  • Защитная (связана с получением информации о типе прикосновения: легкое, сильное).

Защитные процессы являются простыми автоматическими реакциями, дискриминационные (различительные) же включают сложную настройку в полушариях мозга. Мы автоматически включаем тот режим,в котором нуждаемся в данную минуту. Когда мы трогаем горячую плиту или когда нас кусает насекомое, мгновенно включается защитный режим. Если же мы хотим на ощупь отличить однокопеечную монету от пятикопеечной или шерсть от хлопка, запускается различительный режим.

Тип прикосновения, которое мы ощущаем кожей, помогает определить, какой из режимов будет управлять нашей реакцией- защитный или различительный. Болевые ощущения активизируют защитную систему.

Человек с гиперчувствительностью даже простое прикосновение к руке ощущает порой как базовую (жизненную) угрозу- примерно также отреагировало бы дикое животное. Базовая угроза порождает базовую реакцию – агрессию, ответный удар или желание убежать.

Иногда ребенок может описать свои ощущения, сравнив, например, касание карандаша с уколом иглы, электрическим разрядом, укусом насекомого. Как правило, дети с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам не вполне осознают свои ощущения, за исключением раздражения или дискомфорта, вызванных чужими действиями.

Тактильная гиперчувствительность в глаза не бросается, но является серьезным неврологическим нарушением. Ее часто можно встретить у детей с проблемами в обучении, задержкой развития, а также при более серьезных заболеваниях.

Подавление (торможение) – это нервный процесс, при котором одна область нервной системы не позволяет другой области избыточно реагировать на сенсорный импульс. У ребенка с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо, поэтому тактильные (и многие другие) ощущения для него дискомфортны и порождают чрезмерную активность.

Если мозг не может «утихомирить» сенсорные импульсы хотя бы одной из систем, эти импульсы будут мешать ребенку и станут причиной отрицательного поведении.

В основном мы резко отрицательно реагируем на очевидно неприятные стимулы, например, на жука, ползущего по коже, или на внезапное прикосновение. У детей с гиперчувствительностью таких стимулов гораздо больше.

Избыточное реагирование на прикосновения мешает, ко всему прочему, и социальным отношениям. Родственники и друзья иногда обижаются, если ребенок избегает объятий и поцелуев: им кажется,что он их не любит. На самом же деле такое неприятие не носит личного характера. Приветливый родственник, погладив ребенка по голове, может тем самым перевозбудить его тактильную систему, или вызвать чувство дискомфорта простым объятием за плечи.

Совместные игры со сверстниками чреваты проблемами. Внезапное касание или прикосновение сзади порождают особенно сильную тревогу,поэтому заставлять такого ребенка встать в шеренгу вместе с другими детьми значит просто- напросто провоцировать инцидент.

Гиперчувствительный ребенок может вести себя агрессивно при общении с окружающими, так как внешние стимулы могут его напрягать, раздражать.

Симптомы гиперчувствительности :

В области тактильных ощущений-

  • Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится слишком близко к нему.
  • Не любит мыть лицо, голову.
  • Боится осмотра у стоматолога больше, чем другие дети.
  • Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах.
  • Не любит,когда его касаются,даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями. Хотя с удовольствием болтает и общается с ними.
  • Может быть через чур обидчивым или упрямым
  • Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом.
  • Слишком чувствительный по отношению к физической боли, «создающей проблему из-за незначительной царапины или занозы. Об этом он может говорить или вспоминать долгое время.
  • Не любит одеваться и раздеваться (трение кожи). Ярлыки,пришитые на одежде с изнанки приходится срезать- они царапают. Предпочитает носить одежду с длинными рукавами и штанинами, может настаивать на том,чтобы носить шапку или перчатки даже летом, чтобы закрыть кожу.
  • Тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего.
  • Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или толпе).
  • Испытывает необычную потребность в прикосновениях или, наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, такими,как одеяла, ковры или мягкие игрушки.
  • Избегает контакта с грязью, песком;не любит макать пальцы в специальные краски, касаться клея.
  • Может отказываться от купания в ванной или настаивать на том, что вода слишком горячая или слишком холодная.
  • Не может ходить босиком по траве и даже по некоторым коврам, отказываться заниматься поделками.
  • Грубо обращается с домашними животными или избегает их.

Движение и баланс:

  • Избегает движений или предпочитает меньше двигаться, не любит, когда его неожиданно передвигают.
  • Неуверен и боится упасть или потерять равновесие. Не отрывает ног от земли. В машине его укачивает.

Положение тела и контроль мускулатуры, мышечный контроль:

  • Может быть зажатым и нескоординированным.
  • Избегает на игровой площадке занятий, создающих сильное мышечное напряжение.

Зрение:

  • Становится перевозбужденным при долгом рассматривании(картинок, игрушек или людей)
  • Закрывает глаза, имеет короткий зрительный контакт, невнимателен к работе за письменным столом,гиперреакция на яркий свет.
  • Всегда встревожен и бдителен.

Запахи,вкусы:

  • Еда, косметика,средства по уходу за мебелью и другие химикаты могут пахнуть слишком сильно для такого ребенка.
  • Жестко отвергает определенные текстуры и температуру пищи. Во время еды может часто давиться.

Звуки.

  • Закрывает уши, чтобы приглушить звуки или голоса. Жалуется на шум пылесоса, который никого не беспокоит.
  • Рев пожарной машины, музыка, болтовня сверстников могут казаться слишком громкими для него.

Стратегия работы с ребенком, имеющим тактильно – защитное поведение или способы помощи ребенку с симптомами тактильной гиперчувствительности.

  • Прикасаться к ребенку уверенно, избегая легких, «щекочущих « прикосновений. Касаться ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев.
  • Когда детей строят в шеренгу,такому ребенку,возможно, будет комфортнее стоять в самом начале или в самом конце ряда. При групповых играх, где надо вставать в круг, ему легче располагаться позади ребят, а не между ними.
  • Длительное ощутимое давление обычно «перекрывает» раздражающие тактильные ощущения. Вот почему мы спонтанно трем ушибленное место. Крепкий массаж, прием «сэндвич» (когда ребенка осторожно кладут между подушек)- это примеры действий, усмиряющих чрезмерную чувствительность к прикосновениям.
  • Необходимо обращать внимание на виды тканей,одежды, игрушек и на повседневные ситуации(например, проход сквозь толпу в большом магазине), которые могут спровоцировать у ребенка отрицательные реакции.Пока проблема стоит остро необходимо избегать подобных раздражающих факторов (например, позволяйте ребенку носить одежду из ткани,которая ему нравится, не ходите в многолюдные места).
  • Постепенно вводить новые тактильные ощущения- во время игр,мытья, еды и т.д., и позволять ребенку самостоятельно определять,как долго он может вытерпеть каждое упражнение. Ребенку будет легче освоить новый опыт,если он сам станет инициатором игры, а не вынужденно окажется перед лицом потенциально опасных или незнакомых обстоятельств, подчиняясь давлению взрослого. Необходимо показывать все на себе,превращая свои действия в игру, стимулировать его воображение, не форсировать события: не принуждать его к участию.
  • Необходимо поддерживать у ребенка желание приобрести новый тактильный опыт.
  • «Тяжелая работа»,когда ребенок помогает нести сумки с покупками,надевает в меру тяжелый рюкзак, играет в игры,где надо толкать или тянуть что- либо или прыгать, обеспечивает нервную систему определенными ощущениями, которые, как правило, успокаивают или организуют тактильную гиперчувствительную систему.
  • Не заставлять доводить до конца задание, которое вызывает у него отвращение. В случае проявления защитного поведения (уклонение, гримасы, замыкание в себе,недовольные возгласы)немедленно прекратить занятие. Возобновлять работу постепенно.
  • Выполнять работу в комфортном для него темпе.
  • Желательно, чтобы ребенок прикасался ко взрослому,а не наоборот,если это возможно.
  • Слишком возбужденному ребенку поможет медленное раскачивание в кресле – качалке.
  • Некоторым детям необходимо четкое определение границ личного пространства.

Д. Айрес говорит,что для улучшения конечного результата мы должны работать на стадиях,предшествующих желаемому уровню развития.Начинать работу надо не там, где ребенок нуждается в помощи, а там где он чувствует себя уверенно и уравновешенно. В терапии это означает: не работать с кожей,если нервная система оказывает сопротивление.Следует начинать с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами.

Меры помощи ребенку с нарушением сенсорной интеграции при засыпании.

Ребенок с нарушением сенсорной интеграции может нуждаться в необычно длительном дневном сне или он может иногда не спать, даже если изнурен. Причиной такого сбоя у гиперчувствительного ребенка может быть чувство дискомфорта, вызванное,например, простынью, которая для него кажется слишком царапающей.Ребенок с гипочувствительностью плохо спит, если недостаточно двигался в течение дня.

Проблемам сна может сопутствовать высокая потребность в движениях. Если ребенок в течение дня мало двигался, то его уровень возбуждения может быть неустойчив,и он будет ночью перевозбужден.

Меры помощи.

В течение дня необходимо совершать достаточное количество движений: качание на качелях, бег трусцой, «тяжелая работа»-перенесение соответсвующих тяжестей; диетические добавки, успокаивающие мозг, такие как магний, полиненасыщенные жирные кислоты, гамма- аминомаслянная кислота; никакой пищи с добавками, включая аспартам (подслащивающее вещество), глютомат (искусственные вкусовые добавки)и искусственные красители, которые возбуждают мозг.

Перед тем как лечь спать- теплая ванна. За 2 часа до сна никакого телевизора.

В постеле один длинный рассказ; массаж спины и глубокое и плотное пожимание плеч, рук и ног; плотно подоткнуть утяжеленное одеяло и сказать: «Просто притворись, что ты спишь».После того,как одеяло подоткнуто,включить ночник, если ребенок боится темноты, и включить успокаивающие мелодии, например, адажио Моцарта или Баха, или звуки природы.

Меры помощи ребенку с нарушением сенсорной интеграции в питании.


Прием пищи может быть испытанием для расбалансированого ребенка. Причиной может быть повышенная чувствительность к тактильным ощущениям. Текстура и консистенция картофельного пюре, рисового пуденга …могут быть неприемлемыми для чувствительного рта.

Повышенную тактильную чувствительность рта еще называют «оральной защитой»

Другой причиной может стать внешний вид пищи, ее запах, непереносимость вкуса этой еды.

Причиной может быть неразвитые сенсорно- моторные навыки, включая координацию сосания, глотания и дыхания.

Какой бы ни была причина избирательности в еде, у разборчивого едока существуют пищевые предпочтения.

В результате дефицит питания и пристрастия могут повлиять на его развитие, вес и сопротивляемость организма и вызывать подъемы и спады настроения.

Обычно в диете разборчивого едока,его теле и мозге отсуствуют незаменимые жирные кислоты, витамины группы В, минералы и жирорастворимые антиоксиданты.Дефицит магния может привести к повреждению слуха,проблеме с обработкой слуховых сигналов, спазмам мускулов, беспокойному сну, сенсорно-моторным проблемам, с сопутствующим частым инфекциям уха.

Дефицит цинка (находящийся в яйцах, арахисе, отрубях. Какао и т.д. 0может влиять на ощущение вкуса у ребенка и, таким образом, на его интерес к еде. Это также может привести к низкому тонусу мышц. Проблемам со слухом и зрением. Появлению сыпи и выпадению волос.

При гипочувствительности ребенок может не распознавать сигналы голода и жажды,насыщения.

Другой причиной плохого пищеварения является пассивность.

  • Избегать нездоровой пищи.
  • Обеспечить пищевые добавки,особенно Омега -3 полиненасыщенные

жирные кислоты(находящиеся в льняном семени, грецком орехе и лососе),поскольку нервная система состоит на 60 % из жиров.

  • Использовать электрическую зубную щетку или массажер для полости рта и щек ребенка.
  • Обеспечить сенсорную диету.

Литература:

  1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития /Э. Джин Айрес; [пер. с анг. Юлии Даре]. М.: Теревинф, 2009.
  2. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.
  3. Кэрол Сток Крановец «Разбалансированный ребенок».Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной интеграции. / Санкт- Петербург, Издательство «Редактор»,2012

Тактильная чувствительность – это чувствительность эфирного тела. Можно сказать, что это первый уровень экстрасенсорики. Это способность собирать информацию руками. И сразу после медитации на 17-м аркане переходите к следующему упражнению.

Вытяните руки на уровне плеч ладонями друг к другу. Начните концентрироваться на покалываниях в пальцах и ладонях. Попробуйте мысленно усилить их. Это можно сделать, если мысленно сближать ладони друг к другу, оставляя их на самом деле на месте.

Добившись максимального ощущения на ладонях, начинайте действительно сдвигать их в направлении друг друга пружинистыми движениями, словно сжимаете гармошку. Делайте это медленно, при этом всё ваше внимание сосредоточено в пространстве 2–3 см от поверхности ладоней. Ваша задача найти границы эфирных рук. То есть столкнуть эфирные руки. При этом возникнет ощущение, что руки отталкиваются друг от друга, словно разные полюса магнита.

Далее начните одной ладонью водить по поверхности руки, тела, не прикасаясь к ним и стараясь почувствовать эфирное тело на каждом участке. Затем поменяйте руки. Чем дольше и чем чаще вы прибегаете к этой практике, тем сильнее эта способность будет прописываться в вашем договоре. И если вначале для увеличения эфирной чувствительности вам надо войти в 17-й аркан, то со временем вам достаточно будет лишь сконцентрировать внимание на ладонях, и вы сразу начнёте чувствовать эфирное тело.

При этом я бы хотел прояснить важность медитации на 17-й аркан. Дело в том, что многие от природы обладают мощным эфирным телом и могут его почувствовать сразу, однако это не даёт их сознанию включиться в 4-мерное восприятие. Другими словами, если ТС на анахате, то сканирование эфирным телом, помимо тактильной чувствительности, даёт ещё и информацию об объекте. Например, водя руками по поверхности эфирного тела человека, вы будете чувствовать не только границы этого тела, но и ощущать проблемные участки, что даст вам информацию о состоянии внутренних органов и системах организма. То есть разница такого восприятия в том, что если сознание начнет работать на частоте анахаты, то вы не только будете тактильно чувствовать, но и осозновать объект. Но это позже, а пока учитесь развивать тактильную чувствительность на более простых вещах.

Сначала ощупывайте всё. Стены, предметы, животных и растения. Дальше – пусть кто-нибудь на столе разложит несколько предметов, а вы закрытыми глазами попытайтесь определить их местонахождение. Затем положите на стол предметы из различных материалов – металлические, деревянные, из камня. Посканируйте их. Найдите разницу в тактильном восприятии. И с закрытыми глазами попробуйте определить, из чего сделан тот или иной предмет.

Положите на стол два листа бумаги, один, например, красного цвета, а другой – синего. Даже цвет даёт разные ощущения. И опять с закрытыми глазами попытайтесь определить цвет.

Вы можете придумать сотню упражнений на развитие тактильной чувствительности. Если вы этому будете уделять по часу в день, то уже через пару месяцев ваша тактильная чувствительность станет настолько мощной, что вы сами этому удивитесь. Однако будьте осторожны при сканировании людей. Во-первых, никогда не предлагайте это людям, которые «не в теме». Они могут неправильно вас понять, а особо пугливые могут вызвать психушку. Также можно нахвататься всякой энергетической грязи, так что потом не удивляйтесь, почему у вас болит живот или ослаб иммунитет.

Практикуйтесь. Переходить к более высоким областям магии, не зная азов, опасная затея.

Ребенок и тактильная гиперчувствительность

Слух, зрение, обоняние, осязание, или тактильная чувствительность, - именно эти пять чувств являются каналами, по которым наш мозг получает информацию о внешнем мире. Каждый орган чувств приспособлен к восприятию определенных факторов внешней среды. Поступающая от них информация анализируется и обрабатывается специализированными отделами головного мозга. Осязание – первое чувство, появляющееся в нашей жизни. Еще в утробе матери плод начинает воспринимать свое окружение, прикасаясь к стенкам матки. Тактильная чувствительность обеспечивается множеством рецепторов, распределенных по поверхности кожи. Эти рецепторы реагируют на механическую стимуляцию, изменение давления или повторяющиеся надавливания. В среднем их плотность составляет около 50 на квадратный миллиметр кожи, но распределены они неравномерно: на кончиках пальцев рук, обладающих тонкой чувствительностью, их больше всего. Именно кончиками пальцев нам иногда хочется прикоснуться к новой поверхности и получить определенные ощущения, сравнить их с другими, уже знакомыми. Прикосновение вызывает совершенно разные ощущения в зависимости от того, из чего состоит предмет, до которого мы дотронулись. Например, ощущение мягкости мы можем получить при соприкосновении с тестом для пирога, кашемиром, кожей ребенка, меховой шапкой, пуховой периной; ощущение шершавости мы получим от соприкосновения с камнем, наждачной бумагой, циновкой; скользким ощущается лед, жидкость для мытья посуды, растительное масло, лягушка, а гладким кажется стекло, атласная ткань, полированная мебель, бильярдный шар и т. д. Однако можно заметить, что некоторые дети явно избегают соприкосновений с конкретными поверхностями, при этом одергивают руки от предмета, сжимают пальцы в кулачки, неприязненно относятся к чужим прикосновениям. Нередко такие дети отворачивают лицо от всего, что находится слишком близко к ним, не любят, когда их касаются какими-либо предметами или даже прикасаются руками, склонны избегать любого физического контакта, сходные реакции наблюдаются и в отношении изменений положения тела в пространстве. По мнению американского доктора Энн Джин Айрес (1920-1988) данная проблема может быть связана с повышенной чувствительностью к осязательным стимулам. Нетипичную чувствительность (гипо или гипер чувствительность) обычно называют нарушением сенсорной модуляции. Э. Дж. Айрес считает, что если мозг не может «утихомирить» сенсорные импульсы хотя бы одной из сенсорной систем, эти импульсы будут мешать ребенку и станут причиной отрицательного поведения. Важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы убедиться, с какими ощущениями связаны его реакции. Случается, что ребенок с тактильной гиперчувствительностью избегает играть даже в мягкие игрушки, популярные у других детей. Как узнать о наличии у ребенка тактильной гиперчувствительности? Д. Айрес предлагает опросный лист , большинство положительных ответов на который могут указывать на наличие данной проблемы у ребенка:

Ребенок избегает чужих прикосновений?

Отворачивает лицо от всего, что находится близко от него?

Боится осмотров у врача больше, чем другие дети?

Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти?

Не любит, когда его касаются даже по-дружески?

Уворачивается от объятий, даже от похлопываний по плечу?

Склонен избегать любого физического контакта?

Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странно?

Негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды?

Тревожится, если к нему кто-то подходит сзади и он не видит его?

Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему?

Избегает прикосновений к определенным поверхностям?

Испытывает потребность в каких-либо прикосновениях?

Не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски?

Не любит касаться клея и тому подобных материалов?

Особенно придирчив к текстуре или температуре пищи?

Тактильная гиперчувствительность в глаза не бросается, но является серьезным неврологическим нарушением. Дети с сильной гиперчувствительностью эмоционально незащищены: вероятно, сбой в работе тактильной системы делает уязвимым и эмоциональную сферу. Тактильная гиперчувствительность – это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущения прикосновений. Такая реакция возникает лишь при определенных условиях. Дети с гиперчувствительностью сильно реагируют на раздражители, которые мы едва замечаем. Ощущения прикосновений приводит к серьезным сбоям в их нервной системе, что служит причиной негативных эмоций и неадекватного поведения. Подавление (торможение) – это нервный процесс, при котором одна область нервной системы не позволяет другой области избыточно реагировать на сенсорные импульсы. У каждого из нас нервная система непрерывно получает тактильные сигналы от всей поверхности кожи. Тем не менее, большинство людей подавляют перцепцию этих ощущений и не дают нервной системе на них отвечать. У ребенка с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо, поэтому очень часто тактильные ощущения для него дискомфортны. Родственники иногда обижаются, если ребенок избегает их прикосновений или объятий, им кажется, что он их не любит. На самом деле такое неприятие не носит личного характера. При повышенной чувствительности к тактильным раздражителям ребенок ощущает прикосновения иначе, чем другие дети. Касание карандаша для таких детей сравнительно с уколом иглы, электрическим зарядом, укусом насекомого. Недостаточная обработка тактильных сигналов обычно происходит в стволе мозга или зонах полушарий, недоступных сознанию, поэтому ребенок не осознает, что его реакции вызваны прикосновениями. Как правило, дети с тактильной гиперчувствительностью не вполне осознают свои ощущения, за исключением раздражения или дискомфорта, вызванных чужими действиями. Дискомфорт – это реальное ощущение и подавить реакцию на него ребенку не под силу.

Взаимодействуя с гиперчувствительными детьми, следует придерживаться следующих правил:

1. уважать реакции ребенка на разные ситуации, учитывая особенности его реагирования;

2. стараться касаться ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев, именно так можно ослабить раздражение, учитывая, что легкие прикосновения обычно раздражают сильнее, чем постоянное сильное давление;

3. периодически предлагать ребенку различные игрушки, предметы для взаимодействия;

4. стараться чаще использовать прием «сэндвич», т. е. выкладывать ребенка между большими подушками с целью «успокоить» чрезмерную чувствительность к прикосновениям;

5. обращать внимание на виды тканей, одежды, игрушки, с которыми может самостоятельно контактировать ребенок;

6. наблюдать за ребенком, не принуждая его к участию в играх, но способствуя и поддерживая его инициативу самостоятельных действий;

7. поддерживать у ребенка желание приобретать новый тактильный опыт;

8. своевременно предупреждать развитие негативных процессов;

9. способствовать развитию доверительных отношений;

10. развивать интерес к окружающему миру.

Литература:

1. Э. Джин Айрес при участии Джеффа Роббинса «Ребенок и сенсорная интеграция», Теревинф, 2009

2. «Как улучшить память», Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2005

Тактильное восприятие (осязание) – это способность человека распознавать свойства и характеристики предметов посредством контакта с его кожей. Развитие тактильного восприятия помогает малышу узнавать окружающий мир, оценивать свойства предметов. Ведь на ощупь мы можем определить размеры, материал, структуру поверхности, оценить примерный вес предмета. Информация, получаемая ребенком при помощи осязания, дополняет информацию, полученную при помощи органов зрения. Чувство осязания не менее важно для человека, как и все остальные.

Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства. Тактильные ощущения играют большую роль в развитии и формировании памяти, творческого мышления, воображения. Поэтому ребенку нужно предлагать занятия и игры, направленные на развитие чувства осязания. А так как в этих играх в основном задействованы руки, пальцы малыша, то эти упражнения положительно влияют на развитие навыков речи у ребенка.

Развитие тактильной чувствительность у самых маленьких

Уже с первых дней жизни малыши всей кожей чувствуют и различают прикосновение взрослого: более нежные или более сильные, более теплые или более прохладные, сухие или мокрые, легкое поглаживание или более интенсивное разминание. И также ощущают кожей свойства поверхности, на которой они лежат, и тканей одежды: теплое, прохладное, жесткое, мягкое, гладкое, пушистое.

В дальнейшем, когда ребенок уже может удерживать что-то в руке, материалом для развития его осязания в первую очередь становятся разнообразные игрушки. Поэтому ребенку нужно давать игрушки, имеющие различные видами поверхности – гладкие, шершавые, твердые, мягкие. Это те игрушки, которые можно держать в руках – в первую очередь это конечно же погремушки и прорезыватели, для более старших детей – кубики, колечки от пирамидки, резиновые фигурки, мягкие игрушки, матрешки, массажные мячики с игольчатой поверхностью. Предлагайте ребенку игрушки из различных материалов: деревянные, пластмассовые, резиновые, картонные тканевые, мягкие с пушистым ворсом.

Есть и игрушки, специально направленные на развитие тактильной чувствительности – это книжки со страничками из различных материалов, развивающие коврики и панели. Трогая пальцами, поглаживая различные виды материалов, ребенок изучает и запоминает их свойства. Также на развитие тактильной чувствительности благотворно влияет массаж , который мы делаем малышу.

Занятия для развития тактильной чувствительности

Тактильную чувствительность у ребенка отлично развивает работа с пластилином, глиной, соленым тестом. В процессе лепки участвуют все пальчики, которые постоянно касаются поверхности материала и выстраивают форму предмета. Полезны для детских пальчиков такие интересные занятия, как изготовление аппликаций из бумаги, картона, крупы, макарон, природных материалов, изготовление оригами , рисование пальчиковыми красками, игры с песком . Также полезны любые развлечения с водой во время купания.

Для детей дошкольного возраста можно организовать много игр, которые помимо того, что развлекут малыша, будут развивать в нем навыки тактильной чувствительности.

Что в мешочке?

Положите в тканевый мешочек несколько небольших игрушек или предметов. Первый вариант игры: сначала покажите все предметы ребенку, затем сложите их в мешочек. Пусть ребенок залезет рукой в мешочек и с закрытыми глазами вытащит любой из предметов. Достав предмет, он должен ощупать его, и, не открывая глаз, назвать, что это такое. Второй вариант: покажите все предметы ребенку. Затем сложите их в мешочек. Дайте ребенку задание: положив руку в мешочек, на ощупь найти указанный предмет и вытащить его. Чем старше ребенок, тем больше предметов можно использовать для этой игры. Для самых маленьких кладите в мешочек 3 предмета, когда ребенок уже хорошо справляется с заданием, по одному увеличивайте их количество.

Назови такое же

Предложите малышу потрогать какой-либо предмет, обращая внимание на материал, из которого он сделан (пластмассовая игрушка, резиновый мячик, металлическая ложка, текстильная салфетка, картонная коробка, деревянный кубик). После этого попросите его на память назвать другие вещи и предметы, сделанные из такого же материала.

Второй вариант игры – это называть предметы, которые обладают таким же свойством, как и выбранный. Например, малыш трогает яблоко, вынутое из холодильника. Потом мы просим его вспомнить, что еще бывает холодным (снег, лед, железо, окно, вода). Даем потрогать легкую мягкую вату, и просим назвать, что еще бывает легким, и так далее.

Крупяной бассейн Предложите малышу потрогать какой-либо предмет, обращая внимание на материал, из которого он сделан (пластмассовая игрушка, резиновый мячик, металлическая ложка, текстильная салфетка, картонная коробка, деревянный кубик). После этого попросите его на память назвать другие вещи и предметы, сделанные из такого же материала. Второй вариант игры – это называть предметы, которые обладают таким же свойством, как и выбранный. Например, малыш трогает яблоко, вынутое из холодильника. Потом мы просим его вспомнить, что еще бывает холодным (снег, лед, железо, окно, вода). Даем потрогать легкую мягкую вату, и просим назвать, что еще бывает легким, и так далее.

Что в чашке

Занятие для детей постарше, которые уже знают виды круп и бобовых, и могут отличить их друг от друга и назвать. Насыпьте в маленькие чашки или миски различные виды крупы, горох, фасоль, семечки, макароны . Завяжите ребенку глаза, и попросите его погружать руку в каждую чашку и на ощупь отгадать, какая крупа в ней находится.

Возьмите широкую кастрюлю, и наполните ее каким-либо видом крупы (гречка , пшено, перловка) или бобовых (горох, фасоль , чечевица). В разных местах кастрюли «закопайте» несколько фигурок (это могут быть детали от конструктора «Лего», игрушки из киндер-сюрприза). Затем дайте ребёнку задание – погрузить одну руку в кастрюлю, и на ощупь найти в крупяном бассейне и достать оттуда все игрушки.

Найди пару

Для этой игры понадобится подготовить набор тактильных карточек. На небольшие картонные квадраты нужно наклеить материалы с различной поверхностью: это может быть ткань, мех, бархатная бумага, гладкая бумага, гофрированный картон, лента от застежки-липучки с мелкими крючочками. Нужно сделать по две карточки каждого типа. Выложите карточки на столе перед ребенком, перемешайте. Попросите его закрыть глаза и на ощупь, трогая пальцами поверхность карточек, найти для каждой свою пару.

Построй матрешек

Дайте малышу несколько матрешек. Затем попросите его с закрытыми глазами «выстроить» матрешек по росту – от самой большой до самой маленькой. Такое же упражнение можно проделывать с кубиками, мячиками, куклами разных размеров.

Рисуем пальчиком

Предлагайте малышу «нарисовать» пальцем различные геометрические фигуры, цифры, буквы, цветочки на листах бумага с разной поверхностью: гладкой, гофрированной, бархатной, ткани, деревянной поверхности. Нарисуйте на листе бумаги контуры простых фигур и попросите ребенка пальцем проводить по контуру, обводя всю нарисованную фигуру. Нарисуйте извилистую линию и попросите малыша «пройти» пальчиком по всей дорожке от начала до конца, не отрывая палец от листа.

Ссылки

  • Игры для развития тактильных ощущений ребенка , статья в социальной сети Страна Мам

Появление малыша в семье - всегда счастье, большую радость приносят его рост и успехи, приятно, когда кроха растет послушным, веселым и любознательным, но что если все иначе? Не редкость в наши дни дети, которые ведут себя неадекватно в различных ситуациях, они кричат, плачут. Такие дети, как вечные двигатели, не знают покоя, в наши дни такое состояние принято называть гиперактивностью.

Что такое тактильная сверхчувствительность?

Самое неприятное в семьях, где растет гиперактивный малыш - незнание и непонимание, как помочь ребенку и что вообще с этим делать. В науке подобное состояние детей называют тактильной сверхчувствительностью . Осязание человека является, образно говоря, ниточкой, которая связывает взаимодействие нашей кожи с миром вокруг. Кожа постоянно передает мозгу импульсы, импульсы приносят информацию, информация фильтруется и только часть доходит до нашего сознания. Хорошим примером данной цепочки может послужить, то, что мы не ощущаем на себе одежду, она как будто сливается с нашим телом, но стоит только подумать об этом, как сразу ощущаются какие-то предметы одежды, одетые на человеке.

Выделяют две основные функции тактильной сверхчувствительности . Первая функция дает человеку возможность познавать окружающий мир. Вторая функция его защищает. Человек, изучающий предмет, задействует первую функцию, человек, который подвергся удару или укусу, будет чесать или гладить больное место, применяя вторую функцию. В идеале две эти функции должны дружно жить в нашем организме, друг друга дополняя. Но, к сожалению, идеалов не так много как хотелось бы. Случается так, что у человека первая функция менее развита, в этом случае человек принимает нестрашное за страшное и опасное. Идет некое преувеличение чего-либо .

Перейдем от теории к практике. Ребенок со сверхчувствительностью ведет себя следующим образом: ярко выражен протест при познании нового, ребенок не берет в руки определенные материалы, к примеру, он избегает игр с пластилином, тестом или глиной, игра в песочнице со сверстниками также вызывает в малыше ряд неприятных эмоций. Ребенку кажется неудобной и навязчивой любая мелочь в одежде, неприятная фактура, ткань, бирки, цветочки или бантики все может вызвать раздражение. Ребенок может в штыки воспринимать обновки, кричать и капризничать, выражая протест всему новому и непознанному. Такие дети не любят водные и гигиенические процедуры, не любят прикосновения.

Не стоит путать обычное упрямство и проявление характера со сверхчувствительностью. Моя голову или подстригая ногти ребенку, вы прикасаетесь к нему, это вызывает неприятные для него ощущения, слишком сильную щекотку, например. Таким малышам трудно в обществе, так как нечаянные прикосновения могут спровоцировать ураган неприятных ощущений. Стоя в очереди в ту же столовую ребенка могут нечаянно задеть, вызвав в нем неконтролируемую агрессию. Во многих случая, малыш может подраться с «обидчиком».

И наконец, такие дети не в состоянии контролировать свои эмоции и состояния. На фоне других деток, они постоянно бегают, балуются, вертятся и т.д. Им сложно сосредоточится, настояния сменяют одно другое. Кстати и взрослые люди порой отличаются сверхчувствительностью, что мешает сосредоточиться на определенном деле. Все эти проявления мешают малышу находится в коллективе детей, в саду или школе. Можно заметить, что поведение ребенка резко ухудшается при большом скоплении людей, все они опасны для крохи. Проблемы преследуют и в режиме дня ребенка, таких малышей трудно уложить спать и трудно будить.

Такое состояние мешает гармоничному развитию малыша.

Есть ли выход?

Сверхчувствительные детки бывают разные, проявления гиперчувствительности у одного малыша протекают без особых проблем, а у кого-то превращается в катастрофу. Правда, нет неразрешимых проблем. Существует ряд упражнений и игр , которые помогают ребенку преодолеть данное состояние, организовать себя, контролировать свои эмоции и чувства, успокоиться.

Для сверхчувствительных детей характерна склонность к сильным тактильным ощущениям. Таким малышам подойдет хороший массаж . Массаж должен проходить с сильными надавливаниями и поглаживаниями, на начальных этапах возможен массаж через полотенце или одеяло. Ребенок сам укажет вам, нравится ему это или нет. Впоследствии, можно научить кроху самому массировать те места, которые вызывают дискомфорт, приобретя для этого безопасные и не слишком жесткие щетки.

Пойдут на пользу игры с пластилином, глиной, тестом, песком . Выделите малышу свой маленький уголочек, где он будет в безопасности, пусть играет, лепит, рисует. Выбирайте интересные для него игрушки. Все вокруг должно располагать к порядку, дисциплине.

Для решений проблем со сном можно сделать малышу гнездышко из одеяла или подушек. Красивый неброский балдахин над кроваткой и неяркий свет так же играют важную роль, все это создаст нужную атмосферу.

Хочется отметить, что дети аутисты чаще страдают тактильной сверхчувствительностью, им комфортней находится в привычных местах, играть в одни и те же игрушки, жить по определенному расписанию все новое вызывает страх и панику. Мягкие ласковые прикосновения не для таких детей. Для проявления любви стоит сжимать их сильнее.

Главным помощником в решении проблемы станут родители . Если родители сумеют правильно объяснить ребенку его состояния, помогут их преодолеть, малышу будет проще. По мере роста нужно учить малыша контролировать свои эмоции и вовремя сбрасывать накопившуюся энергию. Ребенок должен сам знать и понимать свои особенности, это поможет ему по жизни.

Родители должны позаботиться о том, чтобы окружение ребенка не провоцировало его на приступы страха, отчаяния и негодования. Учителя и воспитатели должны тактично относиться к таким детям, в сторону должны уйти прилюдные унижения и оскорбления. Конечно, с такими детками очень сложно, но, приложив максимум усилий, проблема становится решаема.