Основные заболевания. Лечение аутизма Лечение аутизма гипнозом

В настоящее время разработаны разные методики лечения аутизма, которые способствуют пониманию детей-аутистов и дают возможность им нормально расти, развиваться и жить в этом мире.

Терапия взаимодействия и развития

При лечении аутизма у детей весьма эффективна терапия взаимодействия и развития, которая направлена на стимуляцию развития ребенка. Эта терапия была разработана около 30 лет назад и усовершенствовалась с каждым новым открытием. Идея состоит в том, чтобы сблизиться с ребенком, учитывая его восприятие мира.

Ребенку-аутисту свойственна любознательность, хотя она непохожа на любознательность обычного ребенка. Его больше интересуют предметы. Лишь немногое вызывает его любопытство. Надо вовремя подметить, что его заинтересует. Сеансы совместной игры постепенно помогут ребенку выйти на новую, более сложную ступень общения.

В момент взаимодействия между ребенком и взрослым, деятельность мозга синхронизируется. Если бы мы могли увидеть мозг ребенка-аутиста, то заметили бы активацию нейронных сетей, сопровождающуюся образованием новых контактов между нейронами, образующими новые нейронные сети. Эта терапия оказывает прямое воздействие на архитектуру мозга.

Нейроны – это клетки мозга, которые позволяют передавать информацию. По мере развития мозга нейроны разрастаются. Нейроны соединяются между собой, образуя синапсы. Синапсы образуются и распадаются. Это обеспечивает так называемую пластичность мозга.

Если нейроны по каким-то причинам не могут нормально соединяться, то передача информации в клетках мозга нарушается. Это характерно для аутизма. Это происходит, например, когда человек не способен слышать человеческий голос, зато может слышать другие звуки. Один контакт между нейронами есть, а другого нет. Но при восстановительной терапии, благодаря пластичности мозга, можно надеяться восстановить эти утраченные контакты. Не в полной мере, но хотя бы частично. То же самое происходит и при ортофонической реабилитации, и при психомоторной. Так или иначе, любая психотерапия способствует восстановлению и образованию нейронных сетей.


Аутизм также характеризуется тем, что ребенок не может отличить голос человека от других шумов. Терапия позволяет лучше узнавать человеческие голоса, благодаря чему ребенок начинает лучше говорить.

Для оценки методики ученые сравнили социальное поведение, язык и моторику 15 детей до прохождения терапии, через 1 год и через 2 года занятий. Каждый из детей сделал успехи. Признаки аутизма стали менее заметными.

Детский аутизм характерен также тем, что 80% аутистов не смотрят в глаза человеку, с которым общаются. Поэтому им трудно понять выражение лица, чувства и намерения собеседника. Они смотрят на контуры лица, а не на лицо. Это необычно, поскольку чаще всего дети смотрят на глаза, потому что это наиболее информативная часть лица, глаза отражают чувства и социальную информацию. Эта информация делает возможным взаимодействие. Дети-аутисты внимательнее рассматривают предметы, чем человеческое лицо. За два года, с помощью игровых занятий, дети-аутисты обучаются смотреть людям в глаза. И их мозг начинает работать практически нормально.

Стимуляция взаимодействия с людьми позволяет восстановить сети передачи информации. Это способствует коммуникации и возникновению нейронных связей.


Чем раньше поставлен диагноз, тем больше шансов на успех. Ведь в это время мозг очень сильно меняется. За год изменяется моторика, речь – и это касается любого ребенка. В это время мозг обладает большой пластичностью. Интенсивные занятия в период, когда мозг так меняется, дают наилучшие результаты. Какие-то симптомы могут исчезнуть или стать незаметными, не мешающими жить.

Если рано начать занятия, то ребенок научится общаться с другими детьми и будет нормально развиваться. Родителям необходимо приноравливаться к своим детям, чтобы им помочь.

Методика лечения аутизма «Денверская модель»

Чтобы хорошо развиваться, дети-аутисты должны заниматься гораздо больше других детей, чтобы научиться себя вести в любых ситуациях. Они должны изменить и свое поведение. С ребенком все можно делать вместе, сообща. Ребенка необходимо хвалить, когда у него получается выразить свою мысль или что-то сделать.

Дети аутисты по-особому воспринимают то, что их окружает. Они могут часами играть в песок, или возиться с камушками. В денверской модели интерес ребенка используется для того, чтобы отвлечь его от повторяющихся движений и заинтересовать чем-то другим.

Научный эксперимент с участием 48 детей показал, что дети, занимавшиеся по денверской модели, добились больших успехов, чем дети, проходившие лишь поведенческую терапию. К семи годам все они достигли нормального уровня умственного развития и социальной адаптации.

Метод лечения аутизма «Имитация»

Долгое время ученые недооценивали потенциал развития аутистов. Например, считалось, что они неспособны имитировать кого-то, чтобы общаться и учиться. Однако в последнее время было доказано, что подражание – основа коммуникации, в том числе и для аутистов.

Простая имитация позволяет понять, насколько важен другой человек. Он важен для того, чтобы увидеть себя и понять свои собственные намерения и действия. Это позволяет пробудить интерес к себе, в том числе у аутиста, который понимает - надо сделать то, что делает другой, чтобы представить самого себя.

Что происходит в мозге двух людей, имитирующих друг друга? Ученые доказали, что когда люди делают что-то одновременно, их мозг тоже синхронизируется. У обоих участников активируются те же «мозговые волны». В качестве упражнений можно посадить двух детей напротив друг друга и попросить, чтобы они делали любые движения руками и имитировали друг друга, причем неважно, сколько времени они будут имитировать, а сколько производить самостоятельные движения. Если эксперимент проводить с обычными детьми, то, как правило, дети меняются ролями 50/50.

Когда в эксперименте участвую дети-аутисты, то они либо все время имитируют другого, либо все время предлагают свои движения, не имитируя другого, однако чаще – имитируют. Это противоречит общепринятому мнению о том, что аутисты не могут имитировать других. Трудно добиться, чтобы аутист понял, когда другой участник готов поменяться ролями, и уступил ему свою роль, взяв на себя его роль.

Можно ли использовать имитацию, чтобы установить контакт с детьми-аутистами и помочь им взаимодействовать с другими людьми?

Был проведен эксперимент с участием 8 детей-аутистов. Их поместили в оборудованную комнату, в которой все вещи были в двойном экземпляре. Благодаря этому ребенок-аутист и воспитатель могли одновременно делать одни и те же движения с предметами. С 2 до 4 лет, когда дети еще не говорят, они спонтанно используют имитацию для общения. Могут ли то же самое делать дети-аутисты?

При использовании языка или при невербальном общении надо наладить какую-то связь. Имитация, при которой два человека одновременно делают одно и то же, позволяет создать эту связь, так как появляется общий опыт. Гипотеза была такая – подражание разнообразит репертуар их поведения и разовьет новые интересы.

Исследования заключались в том, чтобы выяснить какую пользу им приносит тот факт, что они имитируют движения, и их движения имитируют, для улучшения их способности общаться с людьми. Научатся ли они обращаться к людям, не бояться их, не избегать?

Во время эксперимента в некоторых случаях дети в первый раз не подражали своим воспитателям. Тогда воспитатели начинали подражать им. Дети это замечали и начинали интересоваться. После этого они начинали понемногу имитировать взрослого.

Имитация сродни приключению. Это возможность, которую мы даем человеку, несклонного к путешествиям и разного рода новым экспериментам. Мы даем ему возможность попутешествовать. Это не только облегчает общение, но и стимулирует любопытство, желание узнать, что происходит и находится вокруг.


За два года эксперимента по имитации социальные способности и воображение детей-аутистов значительно улучшились. Они сами стали выбирать, что имитировать. И сами решают, когда из имитируемого стать имитатором. Они внимательно следят за тем, что делает воспитатель и радуются. Они стали понимать, что надо чередовать то имитацию, то собственные движения. В этом и заключалась цель эксперимента.

Уже через месяц занятий ощущается разница. Ребенок чаще подражает и быстрее развивается. Начинает чем-то интересоваться, и перестает зацикливаться на одних и тех же движениях и действиях. Он начинает вовлекаться во взаимодействие с другими и чувствует себя увереннее.

Каждый ребенок-аутист уникален. Ранняя диагностика и новые методики, направленные на развитие ребенка, позволяют надеяться на лучшее. Обучив врачей, родителей и учителей распознавать это расстройство, мы можем дать им возможность понять этих необычных детей, чтобы помочь им наладить общение с другими.

Необходимо позволить детям, страдающим аутизмом, стать полноценными членами общества – учиться в школе, работать, общаться, творить, любить.

Важно! Обязательно ознакомьтесь с данным материалом! Если после прочтения у Вас всё ещё останутся какие-либо вопросы, настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом по тел.:

Расположение нашей клиники на территории парка благотворно сказывается на душевном состоянии и способствует выздоровлению:

Лечение аутизма у детей в Москве

Аутизмом считается психическое расстройство, вызванное нарушениями развития головного мозга и приведшее к крайней форме самоизоляции. Характеризуется такое состояние бедностью выражения эмоций, ограниченными действиями, всесторонним дефицитом социального взаимодействия. Проявляются первые признаки аутизма, как правило, до трех лет. Если к этому возрасту ребенок не начал разговаривать, не идет на контакт со сверстниками и взрослыми, тогда вполне можно предположить, что так выражается его индивидуальность, но все же нелишним будет показать малыша квалифицированному специалисту в области психиатрии. Живя в мире нормальных людей, человек с расстройствами аутического спектра испытывает дискомфорт из-за того, что не может понять их эмоции и чувства. Своевременное лечение аутизма у детей позволит улучшить качество жизни и функциональной независимости особенного ребенка, а также поможет разрядить напряженную атмосферу, возникшую в семье.

Характерное поведение для лиц с расстройствами аутического спектра

  • Компульсивное поведение. Выражается в соблюдении некоторых правил. К примеру, аутисту свойственно стремление располагать объекты в определенном порядке.
  • Стереотипия. Устойчивое бесцельное повторение слов и движений (раскачивание туловища, взмахи руками, вращение головы).
  • Аутоагрессия. Активность, нацеленная на причинение себе физического вреда (укусы самого себя и так далее).
  • Ограниченное поведение. Интерес аутиста направлен только на единственное занятие либо предмет.
  • Потребность в однообразии. Выражается в сопротивлении к переменам, например, отказе переставлять мебель.

Иногда аутизм может возникнуть как следствие другой болезни. Некоторые дети с аутизмом хорошо развиты физически. У большинства отсутствуют визуальные недостатки и визуальные признаки болезни. Мозг у детей-аутистов имеет такое же строение, как и у здоровых детей. Дети с диагнозом «аутизм» внешне очень привлекательны. У матерей таких детей беременность проходит без особых признаков. Однако аутизм иногда является результатом некоторых болезней. Причины аутизма:

  • Детский церебральный паралич;
  • Перенесенная в период беременности краснуха;
  • Туберозный склероз;
  • Неполадки в жировом обмене матери;
  • Генетическая предрасположенность.

Все названные заболевания, кроме последнего, оказывают негативное воздействие на мозг. Именно в связи с этим у ребенка может развиться аутизм. Помимо всех известных причин наверняка имеются и другие. Но аутизм еще не до конца изведанное заболевание, поэтому причины его возникновения до конца не выяснены.

Симптомы аутизма

У некоторых детей первые проявления аутизма появляются в первые годы жизни. Наиболее ярко он проявляется в 3 года. То, как будет проявляться данное заболевание, напрямую зависит от интеллектуального развития и возраста ребенка. О наличии аутизма свидетельствуют такие изменения в поведении ребенка:

  • Трудности в общении:
  • Речь развита, но говорить с незнакомцами ребенок не может;
  • Ребенок повторяет одинаковые, услышанные ранее фразы, которые никак не связаны с происходящим;
  • Отсутствие речи, одно и то же выражение лица, отсутствие жестикуляции;
  • При беседе ребенок избегает зрительного контакта и не улыбается;
  • Несвязная речь, скачки интонации, ритма;
  • Проблемы с воображением, в связи с этим отсутствие интересов;
  • Предпочитает находиться один, замкнутость в себе;
  • Постоянно держит в руках одну и ту же игрушку;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • При смене привычной среды характерно истерическое поведение;
  • Все время повторяется одни и те же действия;
  • Всегда сосредоточен на чем-то одном;
  • Проблемы с социализацией;
  • Игнорирует любые попытки общения, в том числе близких людей;
  • Не рассказывают родителям о своих проблемах;
  • Не реагируют на выражения лица и жестикуляцию других людей, или неосознанно повторяют за ними;
  • Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;

Аутизм у ребенка старше 11 лет Дети уже могут общаться с другими, но есть еще другие симптомы аутизма:

  • Предпочтение оставаться в безлюдном помещении;
  • Все внимание концентрируется на одной и той же игрушке, мультфильме и т.д.;
  • Нехватка внимания;
  • Бессмысленные движения;
  • Создание своих странных правил и строгое следование им;
  • Необоснованные страхи и тревоги;
  • Чересчур активное поведение;
  • Панические атаки при смене привычной обстановки;
  • При выполнении чего-либо всегда соблюдается четкая последовательность;
  • Агрессия в свою сторону.

Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет Детям с аутизмом в этом возрасте характерно все то, что описано выше, однако есть еще несколько признаков:

  • Ребенок знает мало слов либо не разговаривает вовсе;
  • Ребенок повторяет только одно слово и не идет на контакт;
  • Трудности в освоении чего-либо (чтения, письма и т.д.);
  • Иногда у ребенка развивается тяга к определенному предмету в школе, например, к математике или чтению.

Признаки раннего детского аутизма до 2 лет Часто заметить наличие у ребенка аутизма можно уже в первые годы его жизни:

  • Малыш не улыбается;
  • Не привязан к маме. Например, не плачет, когда ее нет рядом, не проявляет инициативу при взятии на руки;
  • Малыш не смотрит в глаза и на лицо;
  • Чрезмерная раздражительность, например, при включении света или негромких звуках малыш начинает плакать;
  • Постоянно тянется к одной игрушке;
  • Проблемы с развитием речи. Ребенок не воспроизводит никаких звуков и не произносит простых слов.

Такие симптомы не говорят о стопроцентном наличии аутизма у малыша. Но замкнутость ребенка в себе и другие симптомы лучше обсудить со специалистом.

Существует много методик борьбы с аутизмом, но в каждом отдельном случае назначается индивидуальная схема лечения. Иногда после интенсивной терапии в детском возрасте возможно полное исчезновение симптомов данного недуга (ремиссия), приводящая к снятию диагноза «аутизм». На сегодняшней день ученые не изобрели действенную формулу лекарства, которое было бы эффективным в борьбе с данным недугом. Лечение аутизма, как правило, продолжается всю жизнь. Но чем раньше будет назначена соответствующая терапия и начнутся занятия со специалистом по развивающим образовательным программам, тем быстрее снизится проявление симптомов данного расстройства, уменьшится агрессия больного и появиться редкий шанс на обретение самостоятельности. Соблюдение определенной диеты также может улучшить состояние больного. Это будет проявляться в нормализации кишечного переваривания и обмена веществ.

Если Вас интересует качественное лечение аутизма в клинике с использованием прогрессивных методик и последних достижений в области психиатрии, центр «Спасение» станет наиболее оптимальным решением. Имея многолетний опыт успешной работы, сегодня мы смогли окружить безграничной заботой каждого пациента. Мы предоставляем профессиональную помощь в лечении аутизма начиная от дифференциальной диагностики проблем развития и до построения плана коррекции. Мы гарантируем получение позитивной динамики и стараемся вернуть счастье в каждую семью. Обращайтесь, всегда рады помочь!

Методы лечения аутизма

Методов лечения аутизма много. В каждом отдельно взятом случае подойдет определенная методика. Будь то лечение путем психотерапии или специальная диета, самое главное – начать лечение как можно скорее.

Перед определением методики лечения учитывается психическое и физическое состояние ребенка. Ведь на жизнь ребенка влияет как умственный аспект, так и двигательной составляющей.

1.Метод поведенческой терапии. Самый распространенный метод борьбы с аутизмом. Предпочтительно начинать лечение с помощью данного метода в возрасте до 3 лет. Метод заключается в прививании ребенку навыков самостоятельности и адаптации к смене привычной для ребенка обстановки. Поведенческая терапия направлена на:

  • Подавление нежелательного поведения;
  • Выработку нормального поведения;
  • Поддержание эффективности лечения.

На первых этапах лечения ребенка учат зрительному контакту, проявлению мимики и жестикуляции. Затем прививают навыки самостоятельности и реакции на простые словесные команды.

Каждый успех ребенка должен быть замечен в позитивном ключе. Необходимо вознаграждать ребенка сладостями, вниманием, игрушками и т.д. Важно, чтобы ребенок понимал, за что именно его хвалят.

2.Опциональный метод. Опциональный подход заключается в понимании и принятии внутреннего мира ребенка. В процессе лечения участвует один родитель.

Родитель должен войти в доверие ребенка путем подражания его поведению. При этом родитель должен понять и прочувствовать восприятие ребенка. Исключено принуждение ребенка изменить свое поведение.

На первых этапах терапии родитель просто наблюдает за тем, как ребенок себя ведет. Важно обращать внимание на каждую деталь: движения, жесты, звуки, одинаковые фразы, привязанность к определенному предмету. Затем родитель начинает повторять все эти действия за ребенком по нескольку часов в день.

Благодаря этой методике ребенок начинает понемногу обращать внимание на своего родителя и постепенно впускает его в свой внутренний мир. Такой метод борьбы с аутизмом требует большого количества времени и сил.

Лечение проводится там, где ребенок ощущает себя комфортно. Он не должен чувствовать тревоги или страха. Лучше всего закрыть окна, чтобы избежать неуместных звуков и убрать предметы, которые могли бы привлечь внимание ребенка. Чем комфортнее и уютнее обстановка в месте проведения терапии, тем проще ему будет открыться и впустить родителя в свой внутренний мир.

3.Холдниг-терапия. Холдинг-терапия подразумевает формирование или возобновление эмоциональной привязанности ребенка к родителю. Лечение проходит путем сближения матери и ребенка. Оно требует строгого согласования каждого действия с психотерапевтом. Потому как ошибки в этой ситуации недопустимы.

Многие считают аутизм неизлечимой болезнью и опускают руки. Однако, при таком множестве методик и при правильном подходе к лечению возможно все, даже полное исчезновение симптоматики.

Лечение аутизма процесс затянутый и требует огромного количества времени, он подразумевает несколько этапов:

  • Психотерапия;
  • Работа с членами семьи: особенности общения с ребенком, ответная реакция ребенка;
  • Работа непосредственно с ребенком: поведенческая методика, развитие речи и моторики;
  • Фармакологическая терапия.

Есть множество профессиональных методик и восстанавливающих программ. Все эти методики направлены на адаптацию ребенка к окружающей среде. Снизить проявления аутизма или вообще избавиться от них можно только путем усердной терапии, в которой должны участвовать как родители, так и педагоги. Хорошего специалиста или клинику найти трудно, но вполне реально.

Родители могут помочь ребенку избавиться от проявлений аутизма такими способами:

  1. Обеспечить ребенку комфортные условия для существования. Избегать всяческих перестановок и смен места жительства. Если пренебречь этой рекомендации, то психическое состояние ребенка значительно ухудшится.
  2. Смириться с тем, что ребенок отличается от других детей. Принять его мир таким, какой он есть.
  3. У ребенка-аутиста, как правило, есть свой установленный порядок действий в течение дня. Родители ни при каких обстоятельствах не должны в него вмешиваться.
  4. Ребенок не должен испытывать дефицит внимания.
  5. Научиться контактировать с ребенком. К этому можно прийти путем постоянного обращения к нему. Ни в коем случае не кричать, не ругаться и тем более не применять физическую силу.
  6. В первые годы жизни нужно постоянно быть рядом с ребенком: держать на руках, проявлять ласку, говорить и играть с ним.
  7. Если нет возможности говорить с ребенком ввиду отсутствия речи, нужно поддерживать контакт с помощью карточек с изображениями.
  8. Важно оставить ребенку частичку личного пространства.
  9. Физические нагрузки позволят улучшить физическое развитие и избавиться от стрессового состояния.

Лечение детского аутизма нельзя откладывать. Родителям стоит запастись терпением и временем. Они должны помогать ребенку не только дома, но и в других общественных местах. Важно дать понять ребенку, что он может общаться с помощью слов, а играть с ровесниками – это весело.

Медикаментозное лечение

При диагнозе «аутизм» медикаментозное лечение не назначается. За исключением тех случаев, когда с помощью лекарств необходимо устранить какой-то определенный симптом.

Таблетки назначают для подавления агрессии, устранения депрессии, непреодолимых желаний к чему-либо, гиперактивности. При таких симптомах прописывают нейролептики и психостимуляторы. Но если увлечься такими препаратами, то в будущем существует риск ухудшения интеллектуального и речевого развития.

У детей с аутизмом наблюдаются проблемы в области ЖКТ, и нередко развивается дисбактериоз. В этом случае врачи назначают прибиотики, способствующие созданию благоприятной микрофлоры.

Если поджелудочная железа выделяет недостаточно гормона секретина, то можно восполнить его. Это положительно отразится на самочувствии и концентрации ребенка.

Проявления аутизма можно снизить с помощью специальной диеты, которая требует:

  • Отказа от казеина и глютена;
  • Забыть о пище с содержанием консервантов и красителей;
  • Снизить употребление дрожжей и сахара к минимуму;
  • Употреблять пищу, богатую клетчаткой;
  • Употреблять большое количество воды;
  • Употреблять преимущественно белковые продукты.

Как и поведенческая терапия, медикаментозная требует индивидуальности. Ни в коем случае нельзя назначать лекарства самостоятельно. Врач должен тщательно контролировать то, как влияет диета и медикаменты на организм ребенка.

Лечение аутизма гипнозом

Гипноз относится к нетрадиционным методам лечения аутизма. Несмотря на это, большинство отзывов о методе являются положительными. В отличие от других методов, гипноз эффективен при позднем аутизме. Техника лечения аутизма гипнозом позволяет наладить тесную эмоциональную связь с ребенком.

Традиционная медицина на протяжении многих лет отрицала практику гипноза, так как считала ее нерезультативной. Но реальные отзывы людей говорят об обратном. В большинстве случаев именно гипноз помогал детям адаптироваться к окружающей среде и избавиться от симптомов аутизма. Сейчас этот метод активно применяют не только при лечении детей-аутистов, но и для избавления от панических приступов, депрессий и других психических расстройств.

Центр лечения аутизма

Центр лечения аутизма в Москве проводит тщательную диагностику и предоставляет самые современные и эффективные методики лечения аутизма, в том числе инновационными и нетрадиционными методами. Деятельности клиники уже несколько лет, за все время тысячи благодарных пациентов. Центр является мировым лидером по стимуляции мозга у детей, больных аутизмом.

Лечение аутизма гипнозом является нетрадиционным методом терапии, о котором многие пациенты отзываются положительно. Это один из видов психотерапии, которая действенна при позднем . Основной плюс гипноза – установка тесного контакта с ребенком, находящимся в трансе.

Проведение гипноза при аутизме

При нарушении психического здоровья малыша, главное — это постановка правильного диагноза, так как аутизм довольно часто путают со схожими заболеваниями. Для этого нужно наблюдать за маленьким пациентом, стараться вывести его на разговор. Также перед приемом нужно, чтобы ребенок отдохнул, так как от усталости от дороги, с незнакомыми людьми он может вообще не захотеть разговаривать. Только после недлительной адаптации к новой обстановке маленькому пациенту станет лучше и он проявит себя как личность.

При установке диагноза «аутизм» стоит подойти к лечению и устранению симптомов со всей ответственностью, узнать мнение нескольких специалистов.

Основой лечения должны стать:

  • сеансы гипноза;
  • , времяпровождение с животными;
  • эрготерапия и другие.

Долгое время классическая медицина не воспринимала всерьез гипнотерапию, но положительные результаты сеансов свидетельствуют о результативности таких манипуляций. Сейчас данный метод используется не только для лечения аутичных детей, но и панических атак, депрессий, психических болезней. Также с помощью гипноза лечатся зависимости, такие как непреодолимое желание принимать нервно-паралитические средства и спиртные напитки.

Разновидности гипноза при аутизме

При аутизме применяется 2 вида гипноза: традиционный и скрытый. В первом случае на сознание пациента воздействует врач напрямую, используются четкие формулировки. Он помогает от нервных срывов, депрессивного состояния, бессонницы, пагубных привычек и прочих психических расстройствах. Скрытой гипнотерапией называется техника, которая замаскирована и воздействует на испытуемого «исподтишка».

К скрытой терапии относится цыганская и эриксоновская. Во время проведения скрытого гипноза может использоваться психотропогенное воздействие (применяются психотропные препараты).

Мягким гипнозом называется техника, в которой сочетаются классические элементы, собственные приемы и разработки специалиста. Пациент входит в состояние транса с помощью четких речевых команд, невербального воздействия и косвенных внушений.

Различные виды гипноза применяются для:

  • уменьшения симптоматики аутизма;
  • лечения психологических расстройств, негативных привычек;
  • облегчения болевого синдрома;
  • улучшения качества жизни при тяжелых диагнозах;
  • коррекции расстройств, в том числе нарушении речевого, слухового аппаратов;
  • помощи в решении психологических проблем.

Благодаря данной технике психотерапевт-гипнотизер может получить нужную информацию, изменить поведенческие решения аутичного ребенка, быстро адаптировать его к новой обстановке, улучшить его психоэмоциональное состояние, справится со стрессом, депрессией и нервным срывом.

Особенности проведения процедуры

Чтобы погрузить пациента в транс, специалист использует вспомогательные звуки или предметы. Гипнотерапевт пользуется всем, что способствует отвлечению внимания клиента (например, музыка, маятник, часы). Могут применяться методы, воздействующие на органы обоняния или осязания.

Продолжительность сеанса разная, так как на каждом приеме будут поставлены определенные цели. Зачастую один прием у доктора занимает от 30 до 60 минут. Все зависит от быстроты погружения в транс пациента, особенностей проблемы, изменений в психическом состоянии ребенка с аутизмом. Составляется график сеансов.

Процедура гипноза состоит из нескольких техник: сначала ребенок вводится в транс, потом применяется гипнотерапевтом метод «перестройки» (врач наблюдает за малышом, повторяет его телодвижения, жесты, благодаря этому получается наладить контакт), затем метод «якоря» (применяется внешний фактор, вызывающий яркие эмоции). После данных техник используется «разрыв шаблона» — терапевт меняет свою модель поведения, из-за чего аутист не понимает, что происходит. Именно в этот момент специалист может максимально воздействовать на психическое состояние пациента.

Эффективность гипноза для аутистов

Эффективными методами во время процедуры также являются:

  • метод «перегрузки»;
  • «наслоение реальностей»;
  • метод «эмоционального всплеска»;
  • традиционный и эриксонский гипнозы.

Нередко применяется регрессивный гипноз. Во время транса аутичный ребенок может вспомнить самые яркие воспоминания из раннего детства, значимые события.

Состояние транса считается целительным, так как происходит так называемая «перезагрузка» организма. При невротических расстройствах и аутизме увеличивается тонус мышц, улучшается речевой аппарат, поведенческие решения, ребенок становится более спокойным, идет на контакт с другими людьми.

Лучшие гипнотерапевты и психотерапевты-гипнотизеры

Аутизм гипнозом лечится, если найти правильный подход и хорошего специалиста. Положительные отзывы в интернете о российских терапевтах и иностранных психотерапевтах-гипнотизерах.

В России также принимает гипнолог Никитенко Николай. О психологе и терапевте, занимающемся гипнотерапией, хорошие отзывы на сайте https://xn—-dtbbbhscewqobbiixl5d.xn--p1ai/psychologotzyvy_159_nikolai-igorevich-nikitenko.htm. Его считают хорошим специалистом, который знает свое дело и помогает в решении многих проблем. Неплохо справляется с терапией психических расстройств гипнотизер Дмитрий Домбровский и Геннадий Винокуров.

В стране есть Научно-исследовательский институт клинического гипноза, специалисты которого помогают людям с нарушениями развития. Проводятся мастер-классы иностранных специалистов, куда можно привести ребенка. В 2019 году приедет в институт французский гипнотерапевт Жан Беккио.

За границей функционируют центры психологии и гипноза, в частности, в Германии http://bydtesdorovi.com/. Отзывы клиентов свидетельствуют о том, что специалисты оказывают реальную помощь, разбираются в возникших проблемах, пытаются справиться с болезненными состояниями аутичных детей.

Отзывы о гипнозе при аутизме

К гипнотерапии люди относятся по-разному. Родители, у которых есть особенный ребенок, пытаются разными методами и техниками улучшить жизнь малыша. В таблице собраны отзывы людей о гипнотерапии при аутизме. Материалы были взяты из сайтов http://hypnos.3nx.ru/viewtopic.php?t=668 и https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Others&trd=15405.

Позитивные Отрицательные
Нам гипноз помог, так как получилось снять блок – теперь Виталик общается с другими детьми, не сторонится их. Также он стал более спокойным, пытается помогать мне по дому. Не ожидали такого результата от сеансов с психотерапевтом-гипнотизером. Не понимаю, как проходит такая терапия. Гипнотизер внушает ребенку то, что он не болен? Наверняка, это метод, который является выкачкой денег. Мы снимаем симптомы нашей дочки медикаментами, общением с животными, массажами.
Суть лечения гипнозом заключается не в избавлении от нарушения развития, а в снятии страхов, блоков, зацикленности. У нас получилось за 7 сессий избавиться от многих неприятных поведенческих реакций. Результат очевиден, поэтому надо пробовать. Мы обращались к разным специалистам. Идея, конечно, хорошая, но в реальной жизни моему ребенку гипноз не помог. Никаких результатов и положительных сдвигов после приемов не наблюдалось. Наверное, это просто выкачка денег, так как метод не является действенным. Может, он хорош в избавлении от зависимостей, но не в случае аутизма.
Были у доктора Рахманова. Только благодаря нему получилось добиться неимоверных результатов. Малыш повторяет слова, интересуется окружающим миром. Получилось в 2 раза уменьшить применение медикаментов. После успешного курса даже я изменилась: стала больше улыбаться, радоваться достижениям ребенка, впервые пошла на свидание (малыша оставила с мамой). Большой респект Рахманову. Рекомендую именно этого гипнотерапевта. Я и моя дочь приехали к одному такому гипнотизеру. Он «шаманил» несколько сеансов, но в поведении ребенка и развитии ничего не изменилось. Скорее всего, такая техника помогает лишь в одном из ста случаев, и мы не попали в их число.
Потратила на курс гипноза около 1 тысячи евро, но не жалею. Изменения видны, а самое главное – ребенок чувствует себя лучше, не сторониться окружающих, пытается рассказывать мне о своих проблемах и переживаниях, делится сладостями, контролирует свои движения (ничего не роняет, как было ранее). Был неудачный опыт гипноза. Миша не мог долго войти в состояние транса, после 15 минут пребывания в этом состоянии у него начались судороги. После пробуждения сын стал более нервным и раздраженным. Нам пришлось месяц отходить от одного сеанса. Больше не будем экспериментировать, нужно просто пить лекарства, ходить к нормальным медикам.
У нас после гипноза улучшились коммуникативные качества, сообразительность, дикция. Также меня порадовал уровень самообслуживания и дисциплины. Сынок стал более активным, играть хочет постоянно. Появились новые слова в обиходе. Самым замечательным стал отказ от памперсов – ребенок может нормально мочиться в туалете стоя. Организм малыша может отреагировать на такое воздействие по-разному. Вот моего особенного сына не получилось вообще ввести в транс, так как он постоянно отвлекался и не шел на контакт с терапевтом. Или мы выбрали не профессионала, или гипноз при аутизме – это чушь.
Прошли курс 20 дней, теперь у Анны появились новые навыки: показывает по деревянным табличкам животных, называет их; научилась говорить о своих потребностях, договариваться; берет чашку с водой со стола, выпивает и кладет на место; стала более аккуратной; стремиться узнавать что-то новое; сама расстегивает и застегивает молнию на сапогах. Позитивные изменения на лицо, спасибо гипнотизеру. Хотела пойти на сеансы гипноза с Димочкой, но поняла, что это не поможет. Мой ребенок занимается с психологом, еле привык к врачу. Хотела попробовать гипнотерапию, но ребенок как чувствует, начинает нервничать, плакать, не хочет никуда идти. Созвонилась с гипнотизером, чтобы он хоть пообщался в скайпе с ребенком, на что Дима стал еще больше нервничать, раздражаться. Общение с гипнотизером не помогло.
Моему ребенку гипнотерапия пошла на пользу. Он начал разговаривать (простые слова и словосочетания), ушла метеозависимость, агрессивность, начал бережнее относиться к вещам, идет на контакт с детьми. Также повторяет за сверстниками звуки, действия. Стал лучше питаться, говорить о своих желаниях. Меня результаты гипноза при аутизме устраивают. Будем работать дальше. После нескольких приемов в российского доктора ребенок стал более активным, но участились нервные припадки. Терапевт сказал, что это может быть из-за того, что улучшается мозговая активность. Немного улучшилась речь, но за 50 тысяч рублей за 3 сессии, наверное, результатов недостаточно.

Вывод

Гипнотерапия поможет при аутизме в том случае, если врач найдет индивидуальный подход к пациенту. Сначала происходит установление контакта, после чего начинается прямое воздействие на мозг аутиста. После 5-6 сессий наблюдаются положительные результаты. Если после нескольких приемов ребенок чувствует себя хуже, стал более агрессивным, резким, то не нужно продолжать такого рода лечение. Только профессионал своего дела способен гипнозом улучшить состояние пациента, снизить количество симптомов, свидетельствующих о нарушении развития, речи, психического здоровья.

Видео — Терапия отвращения, хиропрактика, стволовые клетки и гипноз при аутизме

Видео — Лечение гипнозом психических заболеваний

>

Аутизм — не болезнь, а расстройство развития функции мозга. Люди с классическим аутизмом демонстрируют три типа симптомов: нарушение социального взаимодействия, проблемы вербального и невербального общения и воображения, а также необычные или сильно ограниченные действия и интересы. Симптомы аутизма обычно появляются в течение первых трех лет детства и продолжаются на протяжении всей жизни. Хотя нет никакого лечения, соответствующее управление симптомами может способствовать относительно нормальному развитию и уменьшать нежелательное поведение. Люди с аутизмом имеют нормальную продолжительность жизни.

Аутизм поражает приблизительно 10 из каждых 10000 человек, в зависимости от используемых диагностических критериев. Большинство оценок, которые включают людей со схожими нарушениями, в два-три раза больше. Аутизм поражает мужчин примерно в четыре раза чаще, чем женщин, и был найден во всем мире у людей всех расовых и социальных слоев.

Аутизм сильно варьирует. Наиболее тяжелые случаи характеризуются крайне повторяющимся, необычным, самоповреждающим и агрессивным поведением. Это поведение может сохраняться со временем и оказаться очень трудным для изменения, представляя огромную проблему для тех, кто должен жить, лечить и учить этих людей. Наиболее мягкие формы аутизма напоминают расстройство личности, связанное с восприимчивостью к обучению.

Отличительной чертой аутизма является нарушение социального взаимодействия. Дети с аутизмом могут не отвечать на их имена и часто избегают взгляда на других людей. Такие дети часто испытывают трудности с интерпретацией тона голоса или выражений лица и не реагируют на эмоции других людей или не наблюдают за лицами других людей, чтобы узнать о соответствующем поведении. Они, похоже, не знают о чувствах других к ним и о негативном влиянии их поведения на других людей.

Многие дети с аутизмом участвуют в повторяющихся движениях, таких как качание и завивание волос, или в самоповреждающем поведении, таком как кусание или удар головой. Они также начинают говорить позже, чем другие дети, и могут называть себя по имени вместо «Я» или «Меня».

Люди с аутизмом часто имеют ненормальные ответы на звуки, прикосновения или другие сенсорные раздражения. Многие проявляют пониженную чувствительность к боли. Они также могут быть чрезвычайно чувствительны к другим ощущениям. Эти необычные ощущения могут способствовать поведенческим симптомам, таким как сопротивление прижиманию.

Аутизм классифицируется как одно из распространенных нарушений развития. Некоторые врачи также используют термины, такие как «эмоционально нарушенные», для описания людей с аутизмом. Поскольку он сильно различается по своей тяжести и симптомам, аутизм может остаться нераспознанным, особенно у слабо затронутых лиц или у людей с множественными недостатками. Исследователи и терапевты разработали несколько наборов диагностических критериев аутизма. Некоторые часто используемые критерии включают:

  • Отсутствие или нарушение творческой и социальной игры
  • Нарушение способности подружиться со сверстниками
  • Нарушение способности инициировать или поддерживать разговор с другими людьми
  • Стереотипное, повторяющееся или необычное использование языка
  • Ограниченные модели интересов, которые являются ненормальными по интенсивности или фокусу

Поскольку проблемы со слухом можно спутать с аутизмом, дети с задержкой развития речи должны всегда проверять слух. Дети иногда имеют нарушения слуха в дополнение к аутизму.

Аутизм не имеет единственной причины. Исследователи полагают, что несколько генов, а также факторы окружающей среды, такие как вирусы или химические вещества, способствуют расстройству.

Симптомы у многих детей с аутизмом улучшаются с помощью вмешательства или по мере взросления детей. Некоторые люди с аутизмом в конечном итоге ведут нормальную или почти нормальную жизнь. Тем не менее, сообщения родителей детей с аутизмом свидетельствуют о том, что некоторые детские языковые навыки регрессируют в раннем возрасте, обычно до трех лет. Этот регресс часто кажется связанным с эпилепсией или приступоподобной мозговой активностью. Подростковый возраст также усугубляет проблемы поведения у некоторых детей с аутизмом, которые могут становиться подавленными или становятся все более неуправляемыми. Родители должны быть готовы адаптировать лечение к изменяющимся потребностям своего ребенка.

С медицинской точки зрения в настоящее время нет лекарств от аутизма. Терапии или вмешательства предназначены для устранения конкретных симптомов у каждого человека. К наиболее изученным методам лечения относятся образовательные / поведенческие и медицинские вмешательства. Хотя эти вмешательства не излечивают аутизм, они часто приводят к существенному улучшению.

(Примечание: приведенная выше информация получена из публикации Национального института здравоохранения № 96-1877)

ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕЧЕНИЯ ПО ЭДГАРУ КЕЙСИ

Эдгар Кейси дал несколько чтений для лиц, проявляющих аутистические признаки. Поскольку Эдгар Кейси больше интересовался уникальностью каждого человека, чем диагностическими ярлыками, мы не можем быть уверены в том, являются ли эти случаи репрезентативными для аутизма. Слово аутизм никогда не употреблялось ни в каком чтении или переписке. Однако описания поведения и функционирования свидетельствуют о том, что некоторые люди, получившие чтения, возможно, страдали аутизмом.

Примечательно, что три чтения, данные восьмилетней девочке (2253), свидетельствуют об аутизме.

(В) Почему она не разговаривает?
(О) Эта реакция, или рефрактерная реакция в системе, предотвращает сокращение мышечных сил, которое имеет отношение к сплетению от вторичного сердца к центральной нервной системе. В исправлениях в 3-м и 4-м дорсальном и 2-м и 3-м шейном отделах это будет стимулироваться, видите? Как это будет необходимо для стимулирования вдоль евстахиевой трубы для реакции там, видите? Это НЕ в начале. Мы манипулировали, как минимум, три раза в неделю, и ОДНО лечение и НАСТРОЙКА — с другой стороны, создавали дренажи, и мышечные силы и сухожилия так расслаблялись, что позволяли питаться или наращивать нервные импульсы как между симпатической и цереброспинальной системы.

(В) Почему она заламывает руки?
(О) Нервная реакция. Когда они приходят, появляется какая-то форма выражения.
(В) Сможет ли она когда-нибудь понимать и говорить?
(О) Она будет, если эти [процедуры] выполняются, как было указано.
(В) Где будет замечено первое улучшение?
(О) Постепенное расслабление, меньше будет нервничать.
(В) Ее мозг в порядке или просто спящий?
(О) Просто спящий. (2253-1)

Были рекомендованы остеопатические манипуляции для облегчения давления. Мягкую, естественную травяную формулу предложили, чтобы успокоить ребенка. Было предписано устройство энергетической медицины (Radial Appliance), которое поможет координировать работу системы.

Было рекомендовано гипнотическое воздействие. Эдгар Кейси иногда использовал выражение «наводящая терапия», чтобы описать простую, естественную форму предложения, которое будет использоваться. Предложение было рекомендовано для решения проблемы привычного, непроизвольного сгибания рук и отсутствия нормального развития:

… когда тело погружается в сон — разговор оказывает успокаивающий эффект, улучшение через психопатический эффект, может быть создан внушением, когда тело ложится спать. Нужно наговаривать такой текст:
КОГДА ТЫ (называя ребенка его СОБСТВЕННЫМ именем) ПОГРУЗИШЬСЯ В ПРИЯТНЫЙ СОН, ОРГАНЫ ТЕЛА БУДУТ РАБОТАТЬ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ ДЛЯ ТЕЛА И СОЗНАНИЯ. (2253-2)

(Q) Мы можем что-нибудь сделать, чтобы заставить ее перестать ломать руки?
(A) Только применение тех вещей, которые изменят текущие нервные реакции в системе. Было бы хорошо, если бы предложения были сделаны под влиянием гипноза или автоматического внушения телу, когда он спит. Это должен сделать кто-то, сочувствующий или близкий, и ЭТО могло бы снять стресс общей системы. (2253-3)

Четыре чтения были сделаны для девятнадцатилетнего мужчины , который был «ненормальным около одиннадцати лет» и проявлял повторяющиеся, непроизвольные движения и антиобщественное поведение:

(Q) В чем причина и что можно сделать для привычки, которую он имеет. Такие, как плевки и размахивая пальцами перед носом и ртом?
(A) Это, как указано, являются рефлексами через сенсорную нервную систему; Отсутствие координации между импульсами и силами в их психических реакциях.
Следите за чтениями, указанными для исправления, делая манипуляции- и не пытаясь контролировать насильственными способами! (2014-3)

(Q) Вы посоветуете ругать или бить его, когда он так неуправляем? Или какой метод вы посоветуете?
(A) Терпение, доброта, мягкость, когда-либо.
(Q) Это упрямое и непослушное отношение из-за его недуга?
(A) из-за недуга; Иначе будут указаны другие меры. И в отношении этого тела должны применяться больше доброта, мягкость и любовь — больше, чем сила, мощь, ненависть или ругань. (2014-2)

Опять же, эта серия чтений описала несогласование нервной системы с сенсорной системой. Были отмечены давления вдоль позвоночника и в сплетении брюшного нерва, связанные с пищеварительной системой. Было предложено использовать пакеты с касторововым маслом для брюшной полости и спинномозговые манипуляции для снятия давления и координации нервной системы. Мягкий слабительный чай назначали для улучшения выведения через толстую кишку, поскольку хронический был проблемой.

Концептуально подход Кейси к аутизму фокусируется на помощи организму в самоисцелении посредством применения целого ряда методов лечения, предназначенных для устранения основных причин состояния. Подчеркиваются умственные и духовные аспекты исцеления.

  1. МАССАЖ СПИНЫ: Кейси часто рекомендовал спинальные манипуляции для коррекции конкретных проблем, которые могут быть основной причиной аутизма. Трудно получить остеопатические коррективы, указанные Кейси. Тем не менее, хиропрактика может быть полезной. Частота корректировок будет зависеть от рекомендаций отдельных хиропрактиков или остеопатов. Использование электрического вибратора также может быть полезным для людей, которые не могут получить регулярные регулировки позвоночника.
  2. ЭЛЕКТРОТЕРАПИЯ: Рекомендуется регулярное использование радиального прибора для координации функционирования и циркуляции нерва.
  3. ВНУТРЕННЯЯ ОЧИСТКА: Поскольку аутичные симптомы иногда связаны с проблемами с пищеварительным трактом, что приводит к плохому выделению, гидротерапия рекомендуется для улучшения выведения через толстую кишку. Гидротерапия включает в себя ежедневное употребление от шести до восьми стаканов чистой воды для очищения кишечника. Следование диете должно также способствовать внутренней чистке. Рекомендуется использовать пакеты горячего касторового масла, накладываемые на брюшную полость, для улучшения кровообращения (особенно лимфатического) и выведения через желудочно-кишечный тракт.
  4. ДИЕТА: основная диета направлена ​​на улучшение усвоения и выделения. Диета фокусируется в основном на поддержании надлежащего кислотно-щелочного баланса, избегая продуктов, которые производят токсичность и истощают систему. По сути, диета состоит в основном из фруктов и овощей, избегая при этом жареной пищи и рафинированных углеводов («нездоровая пища»). Подчеркиваются некоторые сочетания продуктов питания.
  5. ЛЕКАРСТВО: Использование мягкого природного седативного средства (такого как Passion Flower fusion) может быть полезным для возбудимых детей. Слабительные и диетические добавки могут быть полезны, особенно для людей со значительными желудочно-кишечными симптомами. Хотя Ventriculin больше не доступен, подобные продукты, такие как Secretin (сделанные из желудочной ткани свиней и доступные только по рецепту врача), оказались полезными для некоторых людей, страдающих аутизмом.

    Примечание: Приведенная выше информация не предназначена для самодиагностики или самолечения. Пожалуйста, обратитесь к квалифицированному медицинскому работнику для оказания помощи в применении информации, содержащейся в Базе здоровья клуба «5 РАСА».

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма был установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 (резолюция № A/RES/62/139) и отмечается ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года. В резолюции Генеральной Ассамблеи прежде всего уделено внимание проблеме аутизма у детей, а также указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования.

Методики коррекции аутизма направлены на снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей.

Аутизм — психическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга. Это явление характеризуется отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным и повторяющимся поведением. Аутизм имеет широкий спектр проявлений, но основные симптомы являются общими:

— желание уйти от контакта

— одиночество

— стремление к навязчивым стереотипным формам поведения

— необычное речевое развитие

— неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители

Методики, направленные на раннее вмешательство при аутизме:

Прикладной анализ поведения

Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков и знаний ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе.

Обучение основным реакциям

Терапия обучения основным реакциям — это концентрация на развитии у ребенка ключевых поведенческих навыков, таких как мотивация, реакция на многочисленные сигналы, самоуправление и социальная инициация. Терапия используется для обучения языковым, социальным, коммуникационным навыкам и способности к восприятию информации образовательного характера. Особое внимание также уделяется роли родителей ребенка в его адаптации/лечении.

The P.L.A.Y. Project

Программа призвана обучить родителей и специалистов осуществлять интенсивное развивающее воздействие на маленьких детей с аутизмом с целью научить их взаимодействовать с окружающим миром. Программа практикуется в США, Австралии, Канаде, Великобритании, Ирландии и Швейцарии.

The P.L.A.Y. Project при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра следует рекомендациям Национальной академии наук:

— программа наиболее эффективна для детей в возрасте от полутора до 5 лет

— интенсивное вмешательство должно осуществляться по 25 часов в неделю

— ребенка необходимо вовлекать во взаимодействие с родителем/специалистом

— необходимо определить стратегическое направление терапии (например, развитие социальных или языковых навыков)

— родитель/специалист должен помнить, что при взаимодействии с ребенком он должен исполнять роль учителя/партнера по игре в отношении 1:1 или 1:2

"Игровое время" (Floortime/ DIR)

Подход The Floortime/DIR основан на концепции развивающего вмешательства и взаимодействия с ребенком, страдающим аутизмом. В рамках программы выделяют шесть стадий развития ребенка: стадия интереса к миру, стадия привязанности, стадия двухсторонней коммуникации, стадия осознания себя и решения социальных проблем, стадия символической игры, стадия осознания эмоциональных идей и эмоционального мышления. Аутисты обычно не проходят все стадии, а останавливаются на одной из них. Задача «игрового времени» — помочь ребенку пройти через все стадии.

Спорные и нетрадиционные методики коррекции при аутизме:

Терапия отвращения

Терапия заключающаяся в применении электрошока для контроля поведения пациентов.

"Модификация поведения", основанная на чередовании поощрений и наказаний, считается одним из самых жестоких методов лечения. Кроме того, этот метод не всегда оказывается результативным, и бывшие пациенты продолжают испытывать сложности с контролем над поведением. Однако наряду с противниками, существуют и сторонники методики, заявляющие о терапии отвращения как о крайней, но, тем не менее, действенной мере по возвращению пациентов к жизни в обществе

Хелатная терапия или хелирование

Хелирование — очищение организма от тяжёлых металлов. Симптомы отравления ртутью схожи с симптомами аутизма. К тому же у аутистов часто наблюдается повышенная концентрация ртути в эритроцитах крови или в волосах. Все это заставило исследователей предположить, что аутизм может быть следствием отравления ртутью в раннем возрасте.

Предполагают, что источником ртути могут являться вакцины. Для консервации вакцин применяются препараты ртути. В течение первого года жизни ребенок получает несколько прививок, и суммарная доза ртути из них получается довольно высокой. Лечение, заключающееся в выведении ртути из организма, помогает уменьшить или устранить аутичные симптомы как поведенческие, так и биохимические.

Хиропрактика

Концепция, согласно которой возникновение некоторых болезней обусловлено вывихом определенного позвонка, в связи с чем излечение этих болезней, включая аутизм, должно достигаться вправлением вывиха соответствующим ручным приемом или поколачиванием специальным деревянным молотком. Распространена в некоторых странах и не имеет достаточного научного обоснования.
Хиропрактика помогает при болях в спине, однако нет никаких доказательств того, что с ее помощью можно вылечить аутизм.

Краниосакральная терапия

Терапия основана на теории о том, что небольшое смещение швов черепа влияет на ритмические импульсы, передаваемые через черепно-мозговую жидкость. Мягкое давление на внешние области черепа (манипуляции рук специалиста на швах) позволяет изменить положения костей черепа относительно друг друга и восстановить поврежденную синхронность их движения. Налаженный ритм движения черепа в свою очередь является благоприятным условием для циркуляции спинномозговой жидкости.

Такая терапия не может вылечить ребенка, однако родители, чьи дети с расстройствами аутистического спектра подвергались данному лечению, отмечали впоследствии более спокойное поведение, более длительный визуальный контакт и повышение вербальной общительности своих детей.

Протезирование

На сегодняшний день не существует медицинских приборов, способных помочь восстановлению когнитивных функций, таких как способность направлять и поддерживать внимание, некоторых языковых функций и типов памяти, потерянных при вышеперечисленных заболеваниях. В будущем возможно создание нейрокогнитивных протезов (Neurocognitive prostheses), которые, как и нейромоторные протезы (Neuromotor prostheses), будут способны модулировать нейронные функции для того, чтобы физически восстановить когнитивные процессы, такие как исполнительные функции и язык.

Лечение стволовыми клетками

Вотдельных клинических случаях применение клеток пуповинной крови вызывало ответ у аутичных детей. В качестве терапии последствий аутизма специалисты предлагают комбинированное использование клеток пуповинной крови и мезенхимальных стволовых клеток.

Диета

Нетипичная реакция на продукты питания наблюдаются у ¾ детей с расстройствами аутистического спектра. Избирательность в еде является наиболее распространенной проблемой, что приводит к дополнительным нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В начале 1990-х, было высказано предположение, что аутизм может быть вызван или может усугубляться за счет наличия в пище опиоидных пептидов, таких как "casomorphine", которые являются продуктами метаболизма клейковины и казеина. На основании этой гипотезы, была разработана диета, которая исключает продукты, содержащие глютен или казеин или, или оба. Исследование, проведенное в 2008 г., показало, что, в сравнении со сверстниками, мальчики-аутисты, соблюдающие бесказеиновую диету, имеют более тонкие кости из-за недостатка витамина D.

Биологически активные добавки

Многие родители выбирают биологически активные добавки в качестве средства для лечения аутизма и облегчения симптомов заболевания.

Витамин С

Согласно исследованию, проведенному в 1993 г., применение витамина С способствует снижению интенсивности стереотипного поведения при аутизме. При этом отмечается, что аналогичных исследований впоследствии не проводилось, а также то, что высокие дозы витамина С могут способствовать образованию камней в почках и провоцировать желудочно-кишечные расстройства, в том числе диарею.

Мелатонин

Согласно опубликованной в 2007 г. исследовательской работе для лечения проблем со сном при нарушениях развития иногда используется мелатонин. Он является относительно безопасным и хорошо переносимым средством для лечения бессонницы у детей с расстройствами аутистического спектра. Однако отмечается, что при его применении на фоне таких побочных эффектов как сонливость, головная боль, головокружение и тошнота, встречаются и более острая реакция в виде учащения случаев припадков у некоторых детей.

Методики, направленные на инклюзию и интеграцию аутистов:

Сенсорная интеграция

Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам.

Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни.

Примеры сенсорной интеграции:

— Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)

— Танец под музыку (слуховая система)

— Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)

— Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)

— Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)

— Вращение на стуле (баланс и зрение)

— Балансирование на перекладине (баланс)

TEACCH -программа:

Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children (TEACCH ) — лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения (другой вариант названия — "Структурное обучение"). Программа предоставляет общественные сервисы для детей с аутизмом и сходными нарушениями, начиная с дошкольного возраста и до зрелости. Школьная программа предлагает индивидуальный курс обучения, ориентированный на развитие навыков, которые соответствуют возрасту ребенка, в четко структурированных условиях обучения. Главные области для развития навыков — общение, социализация, практические навыки, обучение независимости и подготовка к взрослой жизни. В основе методики — четкое структурирование пространства и времени через различные формы расписаний, т.е. через визуализацию.

Необычные методики:

Массаж

Сеансы массажа часто используются в качестве дополнения к основному курсу терапии. Ключевым моментов в применении массажа является постепенное привыкание пациента к процедурам. В отдельных случаях массаж начинался с коротких сеансов по несколько секунд, и требовалось более полугода для того, чтобы пациент давал согласие на регулярные длительные процедуры. В результате регулярных сеансов массажа у пациентов постепенно проявлялась повышенная допустимость прикосновений, даже в том случае, если изначально реакция была крайне негативной.

За все время не было написано ни одного серьезного научного исследования, доказывающего, что эффект сравним с другими видами лечения этой болезни

Гипноз

Гипнозкак составляющая психотерапии наиболее эффективен для терапии позднего детского аутизма. При этом гипноз вполне совместим с методами интенсивной терапии и призван увеличить ее эффективность. Несомненным плюсом является возможность более тесного контакта с контролируемым, находящемся в трансе ребенком, чем при традиционных методах общения, когда пациент постоянно отводит взгляд, не отвечает на вопросы и полностью или частично игнорирует окружающих. Но эффективность применения гипноза для терапии врожденного аутизма подлежит дальнейшему изучению.

Музыкальная терапия

Терапия широко используется с середины XX в. Эксперты отмечают такие положительные результаты:

— развитие коммуникативных навыков

— мотивация к взаимодействию

— развитие творческих навыков и потребности в самовыражении

— улучшение памяти и концентрации

Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом. Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем пациент пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом. Лечение также может проходить в форме танца

Пет-терапия (лечение с помощью животных)

Терапия направлена на развитие коммуникативных навыков пациента. Доказано, что тесное взаимодействие с животными снижает частоту вспышек насилия у больных, а также избавляет от головных болей и бессонницы. Чаще всего пет-терапию проводят с собаками и лошадьми, однако встречаются случаи использования в лечении кошек и дельфинов. Практика лечения аутизма с помощью дельфинов не так распространена, но признана не менее эффективной. При общении с дельфином дети развивают концентрацию и коммуникативные способности.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников